Просмотр содержимого документа
«Специальная индивидуальная программа развития для 2 класса»
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
(СИПР)
Структура СИПР
Общие сведения о ребёнке.
Психолого-педагогическая характеристика (включающая оценку развития
обучающегося на момент составления программы и определяющая приоритетные направления воспитания и обучения ребёнка).
Индивидуальный учебный план.
Содержание образования.
Базовые учебные действия.
Содержание учебных предметов и коррекционных занятий.
Программа нравственного развития.
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.
Программа внеурочной деятельности.
Условия реализации потребности в уходе и присмотре.
Специалисты, участвующие в реализации СИПР.
Программа сотрудничества школы с семьей.
Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов.
Средства мониторинга и оценки динамики обучения.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ОВЗ НОО (далее ФГОС ОВЗ НОО) от 19.04.2014г.
Основой рабочей программы является программа специальных (коррекционных) учреждений II вида, 2 класс, 2-е отделение (вариант III). Составители сборника К.Г. Коровин, А.Г. Зикеев, Л.И. Тигранова, И.Г. Багрова. (Допущено Министерством образования Российской Федерации, Москва: «Просвещение», 2006г.).
В соответствии с заключениями:
Заключение ЦПМПК_№316 от 10.05.2017 г. Тотальное недоразвитие психическихфункций легкой степени, дефицитарность слухового анализатора: двухсторонняя сенсоневральная тугоухость IV степени, состояние после кохлеарной имплантации слева, 2013год. Специфическое системное недоразвитие речи, обусловленное нарушенным слухом. Обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для слабослышащих и позднооглохших обучающихся ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (вариант 2.3) по специальной индивидуальной программе развития, 2й класс с 01.09.2017г. Срок обучения – четыре года
Занятия с педагогом-психологом по коррекции и развитию высших психических функций, развитию коммуникативной сферы, слухового восприятия, общей и мелкой моторики, пространственных представлений, функций программирования и контроля, познавательной активности. Расширение социального опыта ребенка, формирование социальных компетенций, развитие умения сотрудничать с педагогами и сверстниками навербальной основе. Консультирование родителей и педагогов по учету особенностей развития ребенка в образовательно-воспитательном процессе
1.Общие сведения о ребенке
1. Ф.И.О. обучающегося
________________
2. Дата и место рождения
___06.08.2008 года, _________________
3. Дата поступления в учреждение
4. Адрес: по регистрации и место фактического проживания: __________________________
Состав семьи (перечисляются живущие совместно с ребенком члены семьи):
Мать____________________________
Отец __________------_______________________________________________
5. Сведения о взрослых, участвующих в воспитании и содержании ребенка:
а) статус ______________________________________________________
(указывается положение взрослого относительно ребенка: мать, отец, сестра, родственник, приемный родитель, опекун, ответственный воспитатель и др.)
- Ф.И.О. ____ __________________________
- год рождения _______________________________________
7. Информация о переходе в образовательные учреждения __________________________________________________________________
8. Особые отметки (данные о полноте семьи, причины отсутствия одного или обоих родителей, другие данные характеризующие социальный статус семьи и семейные отношения, инвалидность родителей, хронические заболевания)_полная,.______________
9. Многодетная семья (перечисление детей с указанием даты рождения, дата выдачи и
№ удостоверения, дата прекращения действия) ____________________________________
10. Жилищные условия (отдельная квартира или комната в коммунальной квартире, количество комнат, имеет ли ребенок свою комнату (если нет, то с кем проживает), мебель, санитарное состояние, уют)
_квартира у ребёнка есть своя комната, соответствующая санитарным нормам (спальное, учебное, игровое место)___________________________
11. Материальная обеспеченность семьи (малообеспеченная или обеспеченная семья указывается со слов родителей или лиц их заменяющих) ____обеспеченная_____________________________________________________________________________________________________________________
12. Содержание ребенка (достаточное – сыт, одет чисто и по погоде, имеет свою постель и белье, личные средства гигиены, книги, игры, игрушки; недостаточное – неухожен, голодает, безнадзорен, плохо одет плохо обут и т.п.; отношение к ребенку в семье) _достаточное, отношение к ребёнку в семье дружелюбное. _______________________________________
Заключение ЦПМПК_№316 от 10.05.2017 г. Тотальное недоразвитие психическихфункций легкой степени, дефицитарность слухового анализатора: двухсторонняя сенсоневральная тугоухость IV степени, состояние после кохлеарной имплантации слева, 2013год. Специфическое системное недоразвитие речи, обусловленное нарушенным слухом. Обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для слабослышащих и позднооглохших обучающихся ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (вариант 2.3) по специальной индивидуальной программе развития, 2й класс с 01.09.2017г. Срок обучения – четыре года
Занятия с педагогом-психологом по коррекции и развитию высших психических функций, развитию коммуникативной сферы, слухового восприятия, общей и мелкой моторики, пространственных представлений, функций программирования и контроля, познавательной активности. Расширение социального опыта ребенка, формирование социальных компетенций, развитие умения сотрудничать с педагогами и сверстниками навербальной основе. Консультирование родителей и педагогов по учету особенностей развития ребенка в образовательно-воспитательном процессе
. Занятия с учителем-дефектологом (сурдопедагогом) по развитию речевого слуха и произносительных навыков (двухсторонняя сенсоневральная тугоухость IV степени, состояние после кохлеарной имплантации слева, 2013год.). формирование навыков продуктивного взаимодействия, развитие познавательной деятельности. Консультирование родителей и педагогов по учету специфики развития ребенка помощь в освоении АООП
2.Психолого-педагогическая характеристика
Развития
3. Индивидуальный учебный план.
Предметные области
Учебные предметы
Кол-во часов
Обязательная часть
1
Речь и речевая практика
Русский язык (формирование грамматического строя речи, обучение грамоте) .
Чтение.
Развитие речи.
5
4
3
2
Математика
Математика
4
3
Естествознание
Ознакомление с окружающим миром
2
4
Искусство
Изобразительное искусство
1
6
Физическая культура
Физическая культура
3
7
Технология
Технология (труд)
1
Часть, формируемая участниками образовательного процесса
1
Коррекционно-развивающая область
Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи.
(индивидуальные занятия)
3
2
Музыкально-ритмические занятия.
2
3
Развитие слухового восприятия и техника речи(фронтальные занятия
1
4
Развитие познавательной сферы
2
Итого
35
4.Содержание образования
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Для умственно отсталых детей предмет «Чтение» играет огромную роль в обучении. Значительное сужение словарного запаса или практически его отсутствие, трудности в освоении грамматического строя препятствуют естественному формированию у учащихся полноценных коммуникативных навыков и умений. При поступлении в школу грамматически неоформленные высказывания детей носят отрывочный, редуцированный характер, часто словесные средства заменяются мимикой и жестами. Страдает понимание обращенной речи. Все это затрудняет не только процесс обучения детей, но и процесс адаптации учащихся в социуме Цель предмета: обучение элементарному чтению; формирование и развитие самостоятельной связной речи и повышение уровня общего развития обучающихся, реализуемых в сочетании с общеобразовательными задачами.
Задачи:
- подготовить учащихся к овладению первоначальными навыками чтения; - привить интерес к обучению; - выявить особенности общего и речевого развития каждого ребенка. - формирование звуко-буквенного анализа и синтеза как основы овладения чтением и письмом. Коррекционная направленность обучения слабослышащих и позднооглохших детей с интеллектуальными нарушениями обеспечивается реализацией следующих условий организации учебного процесса:
1) ориентация педагогического процесса на преобразование всех сторон личности слабослышащего ребенка с нарушением интеллекта, коррекцию наиболее важных психических функций, их качеств и свойств;
2) преодоление речевого недоразвития посредством специального обучения языку (накопление словарного запаса, развитие фонематического и речевого слуха, правильного звукопроизношения, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, скоординированной моторики мелких мышц руки);
3) использование и коррекция в учебно-воспитательном процессе самостоятельно приобретенных учащимися речевых навыков, дальнейшее их развитие и обогащение;
4) стимулирование различными средствами, методами и формами работы активного поведения учащихся, их собственной самостоятельной практической деятельности;
5) учёт индивидуальных и характерологических особенностей детей, а также коррекции имеющихся у них нарушений психофизического развития;
6) привлечение наглядно-действенных средств и приёмов, способствующих формированию представлений, понятий, которые требуют использования словесных способов обозначения;
7) поддержка интереса к учению, выработка положительной мотивации, формирование нравственной и волевой готовности к обучению в школе.
Программа рассчитана на контингент учащихся имеющих сложную структуру дефекта. Эти дети к моменту поступления в школу обычно имеют весьма ограниченный речевой опыт, не владеют грамматическими закономерностями русского языка, плохо понимают обращенную к ним речь. Поэтому обучение языку в классах со сложной структурой дефекта носит элементарно – практический характер.
Место курса обучения грамоте в учебном плане.
На изучение предмета во втором классе отводится 136 часов в году (4 часа в учебную неделю).
Программа обеспечивает достижение слабослышащими учащимися с интеллектуальными нарушениями следующих личностных, предметных результатов и базовых учебных действий.
Личностные результаты обучения:
• формирование мотивацию к обучению;
• развитие адекватных представлений о насущно необходимом жизнеобеспечении
• овладение социальнобытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни
• владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
• развитие положительных свойств и качеств личности;
• формировать готовность к вхождению обучающегося в социальную среду
Предметные результаты обучения:
• овладение обучающимися посильными коммуникативно-речевыми умениями, необходимыми для совершенствования их словесной речи устного и письменного общения; осознанное, сознательное чтение, понимание смысла доступных текстов;
• сформированность умения выбирать адекватные средства коммуникации в зависимости от собеседника (слышащий, глухой, слабослышащий);
• сформированность умения использовать дактилологию и, при необходимости, жестовую речь;
• сформированность навыков построения предложений с одновременным уточнением значений входящих в них словоформ.
• овладение структурой простого предложения;
• владение орфографическими знаниями и умениями, каллиграфическими навыками
Базовые учебные действия:
1) Регулятивные учебные действия:
• входить и выходить из учебного помещения со звонком;
• ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения); •пользоваться учебной мебелью;
• адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);
• работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место;
• передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
• принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
2) Познавательные учебные действия:
• делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
• работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).
3) Коммуникативные учебные действия:
• вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс);
• использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
•обращаться за помощью и принимать помощь.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1 четверть (32 часа)
Знакомство со школой и правилами поведения в школе.
Знание учащимися школьного помещения.
Умение организованно войти в класс, занять свое место, встать по вызову учителя, подойти к столу учителя или классной доске, выполнить поручение по заданию учителя, сесть за парту или на стул.
Соблюдения правил поведения в помещениях школы.
Умение приветствовать старших; пользоваться личными учебными вещами, бережно хранить их; пользование игрушками и беречь их.
Уточнение и развитие слухового восприятия учащихся. Развитие речевого слуха, формирование фонематического восприятия. Различение звуков в окружающей действительности (стук, звон, гудение, жужжание и др.). Различение звуков и простых звукосочетаний в речи в связи с наблюдениями окружающей действительности и играми. Выработка у учащихся умения отчетливо повторять произносимые учителем слова и фразы, практически различать слова, сходные по звуковому составу (жук — лук, стол — стул, палка — лапка). Деление простого предложения (из двух-трех слов) на слова. Деление простых по структуре слов на слоги (у-хо, рука, го-ло-ва). Выделение из слов некоторых гласных и согласных звуков (а, у, ми др.), различение их в словах (узнавание и называние слов, начинающихся с данных звуков)... Изучение звуков и букв: а, у, о, м, с, х, ш, л Правильное и отчетливое произношение изучаемых звуков, различение их в начале и в конце слова (в зависимости от того, в каком положении этот звук легче выделяется). Образование из усвоенных звуков и букв слов (ау, уа, ам, ум и др.), чтение этих слов с протяжным произношением. Образование и чтение открытых и закрытых двухзвуковых слогов, сравнение их. Составление и чтение слов из этих слогов. 2 четверть (32часа)
Повторение пройденных звуков и букв и изучение новых: ы, н, р,к, п, т, и. Достаточно быстрое соотнесение звуков с соответствующими буквами, определение местонахождения их в словах (в начале или в конце). Образование открытых и закрытых двухзвуковых слогов из вновь изученных звуков, чтение этих слогов протяжно и слитно. Составление и чтение слов из двух усвоенных слоговых структур (ма-ма, мы-ла). Образование и чтение трехбуквенных слов, состоящих из одного закрытого слога (сом).. 3 четверть (40 часов)
Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: з, в, ж, б, г, д, й, ь, е, ё. Подбор слов с заданным звуком и определение его нахождения в словах (в начале, в середине, в конце). Образование и чтение открытых и закрытых слогов с твердыми и мягкими согласными в начале слога (па, ли, лук, вил). Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур (пи-ла, со-ло-ма, гор-ка, пар-ma, ко-тик). Чтение предложений из двух-трех слов. Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки открытых и закрытых двухзвуковых и закрытых трехзвуковых слогов с последующей записью. Вставка пропущенной буквы в словах под картинками.
4 четверть (32часа) Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: я, ю, ц, ч, щ, ф, э, ъ. Практическое различение при чтении и письме гласных и согласных; Образование и чтение усвоенных ранее слоговых структур со звуками и буквами, изучаемыми вновь, и слогов с чтением двух согласных (тра, кни, пле). Отчетливое послоговое чтение коротких букварных текстов. Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки слов из трех-четырех букв с последующей записью.
Пояснительная записка
Для умственно отсталых детей предмет Русский язык (Обучение грамоте, формирование грамматического строя речи) играет огромную роль в обучении. Значительное сужение словарного запаса или практически его отсутствие, трудности в освоении грамматического строя препятствуют естественному формированию у учащихся полноценных коммуникативных навыков и умений. При поступлении в школу грамматически неоформленные высказывания детей носят отрывочный, редуцированный характер, часто словесные средства заменяются мимикой и жестами. Страдает понимание обращенной речи. Все это затрудняет не только процесс обучения детей, но и процесс адаптации учащихся в социуме
Цель предмета: обучение элементарному чтению и письму; формирование и развитие самостоятельной связной речи и повышение уровня общего развития обучающихся, реализуемых в сочетании с общеобразовательными задачами.
Обучение грамоте осуществляется во 2 классе в течение всего года. Обучение ведется звуковым аналитико-синтетическим методом. Задачи:
- подготовить учащихся к овладению первоначальными навыками чтения и письма; - привить интерес к обучению; - выявить особенности общего и речевого развития ребенка. - формирование звуко-буквенного анализа и синтеза как основы овладения чтением и письмом. Коррекционная направленность обучения слабослышащих и позднооглохших детей с интеллектуальными нарушениями обеспечивается реализацией следующих условий организации учебного процесса:
1) ориентация педагогического процесса на преобразование всех сторон личности слабослышащего ребенка с нарушением интеллекта, коррекцию наиболее важных психических функций, их качеств и свойств;
2) преодоление речевого недоразвития посредством специального обучения языку (накопление словарного запаса, развитие фонематического и речевого слуха, правильного звукопроизношения, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, скоординированной моторики мелких мышц руки);
3) использование и коррекция в учебно-воспитательном процессе самостоятельно приобретенных учащимися речевых навыков, дальнейшее их развитие и обогащение;
4) стимулирование различными средствами, методами и формами работы активного поведения учащихся, их собственной самостоятельной практической деятельности;
5) учёт индивидуальных и характерологических особенностей детей, а также коррекции имеющихся у них нарушений психофизического развития;
6) привлечение наглядно-действенных средств и приёмов, способствующих формированию представлений, понятий, которые требуют использования словесных способов обозначения;
7) поддержка интереса к учению, выработка положительной мотивации, формирование нравственной и волевой готовности к обучению в школе.
Программа рассчитана на контингент учащихся имеющих сложную структуру дефекта. Эти дети к моменту поступления в школу обычно имеют весьма ограниченный речевой опыт, не владеют грамматическими закономерностями русского языка, плохо понимают обращенную к ним речь. Поэтому обучение языку в классах со сложной структурой дефекта носит элементарно – практический характер.
Место курса обучения грамоте в учебном плане.
На изучение предмета во втором классе отводится 170 часов в году (5 часов в учебную неделю).
Программа обеспечивает достижение слабослышащими учащимися с интеллектуальными нарушениями следующих личностных, предметных результатов и базовых учебных действий.
Личностные результаты обучения:
• формирование мотивацию к обучению;
• развитие адекватных представлений о насущно необходимом жизнеобеспечении
• овладение социальнобытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни
• владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
• развитие положительных свойств и качеств личности;
• формировать готовность к вхождению обучающегося в социальную среду
Предметные результаты обучения:
• овладение обучающимися посильными коммуникативно-речевыми умениями, необходимыми для совершенствования их словесной речи устного и письменного общения; осознанное, сознательное чтение, понимание смысла доступных текстов;
• сформированность умения выбирать адекватные средства коммуникации в зависимости от собеседника (слышащий, глухой, слабослышащий);
• сформированность умения использовать дактилологию и, при необходимости, жестовую речь;
• сформированность навыков построения предложений с одновременным уточнением значений входящих в них словоформ.
• овладение структурой простого предложения;
• владение орфографическими знаниями и умениями, каллиграфическими навыками
Базовые учебные действия:
1) Регулятивные учебные действия:
• входить и выходить из учебного помещения со звонком;
• ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения); •пользоваться учебной мебелью;
• адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);
• работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место;
• передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
• принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
2) Познавательные учебные действия:
• делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
• работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).
3) Коммуникативные учебные действия:
• вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс);
• использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
•обращаться за помощью и принимать помощь.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1 четверть (41 час)
Соблюдения правил поведения в помещениях школы.
Умение приветствовать старших; пользоваться личными учебными вещами, бережно хранить их; пользование игрушками и беречь их.
Умение глобально воспринимать письменное обозначение имен учащихся класса; приближенно произносить собственное имя и имена учащихся класса.
Уточнение и развитие слухового восприятия учащихся. Развитие речевого слуха, формирование фонематического восприятия. Различение звуков в окружающей действительности (стук, звон, гудение, жужжание и др.). Различение звуков и простых звукосочетаний в речи в связи с наблюдениями окружающей действительности и играми. Выработка у учащихся умения отчетливо повторять произносимые учителем слова и фразы, практически различать слова, сходные по звуковому составу (жук — лук, стол — стул, палка — лапка). Деление простого предложения (из двух-трех слов) на слова. Деление простых по структуре слов на слоги (у-хо, рука, го-ло-ва). Выделение из слов некоторых гласных и согласных звуков (а, у, ми др.), различение их в словах (узнавание и называние слов, начинающихся с данных звуков). Специальная подготовка к обучению письму. Привитие навыков правильной посадки во время рисования и письма, правильного расположения на парте тетради и пользования карандашом. Развитие и координация движений кисти руки и пальцев. Лепка, складывание и разрезание бумаги ножницами по прямым линиям. Составление фигурок из тонких палочек, цветной соломки, бумажных полосок по данному учителем образцу. Игра с мозаикой. Рисование мелом на доске и карандашом на бумаге прямых линий в различных направлениях (горизонтальные, вертикальные, наклонные), переключение с одного направления на другое, соблюдение пределов при штриховке прямыми линиями. Обведение карандашом на бумаге простейших фигур по трафаретам (круг, квадрат, треугольник), их закраска и штриховка, рисование прямых линий и несложных предметов из них (скамейка, лесенка, конверт, флажок, оконная рама, фигуры в форме букв
Изучение звуков и букв: а, у, о, м, с, х, ш, л Правильное и отчетливое произношение изучаемых звуков, различение их в начале и в конце слова (в зависимости от того, в каком положении этот звук легче выделяется). Образование из усвоенных звуков и букв слов (ау, уа, ам, ум и др.), чтение этих слов с протяжным произношением. Образование и чтение открытых и закрытых двухзвуковых слогов, сравнение их. Составление и чтение слов из этих слогов. Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: а, у, о, м, с, х, ш, л.
2 четверть (38 часов)
Повторение пройденных звуков и букв и изучение новых: ы, н, р,к, п, т, и. Достаточно быстрое соотнесение звуков с соответствующими буквами, определение местонахождения их в словах (в начале или в конце). Образование открытых и закрытых двухзвуковых слогов из вновь изученных звуков, чтение этих слогов протяжно и слитно. Составление и чтение слов из двух усвоенных слоговых структур (ма-ма, мы-ла). Образование и чтение трехбуквенных слов, состоящих из одного закрытого слога (сом). Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: ы, н, р,к, п, т, и. Списывание с классной доски прочитанных и разобранных слов, состоящих из двух слогов. 3 четверть (50 часов)
Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: з, в, ж, б, г, д, й, ь, е, ё. Подбор слов с заданным звуком и определение его нахождения в словах (в начале, в середине, в конце). Образование и чтение открытых и закрытых слогов с твердыми и мягкими согласными в начале слога (па, ли, лук, вил). Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур (пи-ла, со-ло-ма, гор-ка, пар-ma, ко-тик). Чтение предложений из двух-трех слов. Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: з, в, ж, б, г, д, й, ь, е, ё. Списывание с классной доски и с букваря (рукописный шрифт) слов, состоящих из усвоенных слоговых структур; предложений из двух слов. Большая буква в начале предложения, точка в конце предложения. Письмо хорошо знакомых слов под диктовку после анализа их звукового состава. Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки открытых и закрытых двухзвуковых и закрытых трехзвуковых слогов с последующей записью. Вставка пропущенной буквы в словах под картинками.
4 четверть (40 часов) Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: я, ю, ц, ч, щ, ф, э, ъ. Практическое различение при чтении и письме гласных и согласных; Образование и чтение усвоенных ранее слоговых структур со звуками и буквами, изучаемыми вновь, и слогов с чтением двух согласных (тра, кни, пле). Отчетливое послоговое чтение коротких букварных текстов. Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: я, ю, ц, ч, щ, ф, э, ъ. Списывание с классной доски и с букваря (рукописный и печатный текст) слов, состоящих из усвоенных слоговых структур, и предложений из трех-четырех слов. Прописная буква в именах людей (практическое ознакомление). Письмо под диктовку слов и предложений из двух-трех слов с предварительным анализом. Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки слов из трех-четырех букв с последующей записью. Вставка пропущенной буквы в словах при списывании с доски.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Для слабослышащих детей предмет «Развитие речи» играет огромную роль в обучении. Значительное сужение словарного запаса или практически его отсутствие, трудности в освоении грамматического строя препятствуют естественному формированию у учащихся полноценных коммуникативных навыков и умений. При поступлении в школу грамматически неоформленные высказывания детей носят отрывочный, редуцированный характер, часто словесные средства заменяются мимикой и жестами. Страдает понимание обращенной речи. Все это затрудняет не только процесс обучения детей, но и процесс адаптации учащихся в социуме Цель: формирование и развитие самостоятельной связной речи и повышение уровня общего развития обучающихся, реализуемых в сочетании с формированием грамматическим строем.
Задачи: накопление словаря, организация речевого общения, знакомство с грамматическими значениями слов и видами грамматической связи слов в предложении, овладение навыками и умениями оформлять свои высказывания.
Программа рассчитана на контингент учащихся имеющих сложную структуру дефекта. Эти дети к моменту поступления в школу обычно имеют весьма ограниченный речевой опыт, не владеют грамматическими закономерностями русского языка, плохо понимают обращенную к ним речь. Поэтому обучение языку в классах со сложной структурой дефекта носит элементарно – практический характер и направлено на решение задач формирования и развития самостоятельной связной речи и повышения уровня общего развития учащихся, реализуемых с общеобразовательными задачами. Слабослышащие дети с интеллектуальными нарушениями затрудняются в осмыслении явлений внешнего мира. Для этих детей характерны сниженная эмоциональность и ограниченность интересов. Деятельность учащихся первого класса со сложной структурой дефекта весьма специфична. Они с трудом привыкают к школьным требованиям, без специального обучения не могут организовать свою учебную деятельность. Уроки развития речи являются наиважнейшими для учащихся со сложной структурой дефекта. Задачами уроков развития речи являются: накопление словаря, организация речевого общения, знакомство с грамматическими значениями слов и видами грамматической связи слов в предложении, овладение навыками и умениями оформлять свои мысли в связные высказывания.
Большое значение для овладения языком имеет накопление словарного фонда. Тематика накопления лексики связана с учебно – игровой деятельностью, с соблюдением правил самообслуживания, личной гигиены, режима дня. Решается задача не только накопления словаря, но и формирования наглядных и словесно – наглядных обобщений. Усвоение лексико – грамматического материала начинается с организации такого речевого общения, при котором пониманию данного материала предшествует его использование. Наряду с ознакомлением со значением слова проводится работа над усвоением его звуко – буквенного состава.
Место курса развития речи в учебном плане.
На изучение предмета во втором классе отводится 102 часа в год (3 часа в учебную неделю).
Программа обеспечивает достижение слабослышащими учащимися с интеллектуальными нарушениями следующих личностных, предметных результатов и базовых учебных действий.
Личностные результаты обучения:
• формирование мотивацию к обучению;
• развитие адекватных представлений о насущно необходимом жизнеобеспечении
• овладение социальнобытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни
• владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
• развитие положительных свойств и качеств личности;
• формировать готовность к вхождению обучающегося в социальную среду
Предметные результаты обучения:
• овладение обучающимися посильными коммуникативно-речевыми умениями, необходимыми для совершенствования их словесной речи устного и письменного общения; осознанное, сознательное чтение, понимание смысла доступных текстов;
• сформированность умения выбирать адекватные средства коммуникации в зависимости от собеседника (слышащий, глухой, слабослышащий);
• сформированность умения использовать дактилологию и, при необходимости, жестовую речь;
• сформированность навыков построения предложений с одновременным уточнением значений входящих в них словоформ.
• овладение структурой простого предложения;
• владение орфографическими знаниями и умениями, каллиграфическими навыками
Базовые учебные действия:
1) Коммуникативные учебные действия:
•вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс);
•использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
•обращаться за помощью и принимать помощь;
•доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
•договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации
• делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
•работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).
• соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов;
2) Регулятивные учебные действия:
• входить и выходить из учебного помещения со звонком;
•ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения); •пользоваться учебной мебелью;
•адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);
•работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место;
•передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
•принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
•активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
•соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов;
3) Познавательные учебные действия:
• делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
•работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Первая четверть (24часа)
Понимание и употребление речевого материала, используемого для организации речевого процесса: поручений – инструкций: встаньте, сядьте и т.д.; вопросов: Как тебя зовут? Краткие ответы на вопросы. Знание и употребление при общении имен товарищей по классу, имен учителя и воспитателя. Формирование умения показать предмет и назвать его, соотнести предмет с картинкой, определение предмета по его части и название указанного предмета, обратиться с просьбой к товарищу назвать предмет.
Вторая четверть (24 часа)
Понимание и употребление речевого материала, используемого для организации учебного процесса: поручений: слушайте внимательно, выходите из класса тихо и т.д.; инструкций: возьмите ручку, не берите карандаш; вопросов: умение кратко ответить на эти вопросы, используя таблички для глобального чтения и для вопросов и для ответов. Какая сегодня погода? Кто сегодня дежурный? Какой сегодня день? Формирование умения показывать и называть предметы, обратиться к товарищу с просьбой показать предметы в соответствием с указанной лексикой; отвечать на вопросы Кто? Что делает?; называть по картинке действие предмета; понимание и выполнение поручений с указанием предмета и действия
Третья четверть (30 часов)
Употребление речевого материала, связанного с организацией учебного процесса, изученного в 1 и 2 четвертях. Краткие ответы на вопросы Кто сегодня дежурный? Какой сегодня день недели? Какая сегодня погода? Умение дать сведения о себе: Сколько тебе лет? В каком классе ты учишься? Формирование умения обратиться к товарищу с просьбой показать предмет или выполнить действие предмета; понимание и выполнение поручений, содержащих словосочетания в значении переходности действия на предмет. Употребление их в диалогической речи; понимание и употребление слов, обозначающих движение и состояние предмета; составление простых нераспространенных предложений на материале сюжетных картин и по демонстрации действия.
Четвертая четверть (24 часа)
Понимание и употребление речевого материала, используемого для организации учебного процесса: выражение наличия или отсутствия предмета или лица. Краткие и полные ответы на вопросы Какое сегодня число? Какой сегодня день? Кто сегодня дежурный? Какая сегодня погода? Формирование умения сравнить предметы по цвету, величине, форме, вкусу, принадлежности и назвать основные свойства предметов для каждой группы; умение выделить главные и второстепенные свойства предметов в каждой группе и произвести обобщение; распределение существительных по группам. группировки предметных картинок по вопросам кто? что? что делает? что делают?; распределение по группам существительных единственного и множественного числа в именительном падеже.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Математика для слабослышащих обучающихся с интеллектуальной недостаточностью является чрезвычайно сложным предметом. Рабочая программа предлагает тот объем знаний, который доступен . Но подбирая задания педагог варьирует материалом.
Цель: повышение уровня общего развития учащихся, коррекция недостатков их познавательной деятельности, социальная реабилитация и адаптация обучающихся в современном обществе.
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования: формирование элементов самостоятельной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения); развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления; развитие пространственного воображения; развитие математической речи; формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач.
Решение задач практического и воспитывающего обучения способствует воспитанию адекватной ориентации учащихся в окружающей жизни, их социальной адаптации, включению в трудовую деятельность.
Обучение математике тесно связано с развитием речи и мышления – сознательное усвоение математических знаний невозможно без овладения определенным уровнем речевого развития. Наряду с этим уроки математики обогащают речь учащихся; так, в начальный период обучения происходит знакомство с определенной математической терминологией и лексикой и с неспециальной, но необходимой для изучения математики лексикой. Слова сначала даются на табличках для глобального чтения, а затем по мере овладения аналитическим чтением вводятся в активный словарь и употребляются учащимися в самостоятельной речи. В этот период необходимы специальные пропедевтические занятия по уточнению у учащихся математических представлений по их подготовке к систематическому обучению математике. Важную роль в обучении играет преимущественное использование наглядных и действенных методов обучения: манипулирование предметами, практическая деятельность, дидактические игры, наблюдения и экскурсии. Это будет помогать воспитанию интереса к предмету, повышению эффективности обучения.
Место курса развития речи в учебном плане.
На изучение предмета в первом классе отводится 136 часа в год (4 часа в учебную неделю).
Программа обеспечивает достижение слабослышащими учащимися с интеллектуальными нарушениями следующих личностных, предметных результатов и базовых учебных действий.
Личностные результаты обучения:
1) формировать мотивацию к обучению;
2) развитие адекватных представлений о насущно необходимом жизнеобеспечении
3) овладение социальнобытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни 5) владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
4) развитие положительных свойств и качеств личности;
5) формировать готовность к вхождению обучающегося в социальную среду
Предметные результаты обучения:
1) использование начальных математических знаний о числах, мерах, величинах и геометрических фигурах для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;
2) овладение основами словесно-логического мышления, математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения несложных алгоритмов;
3) применение математических знаний для решения учебно- познавательных, учебно-практических, житейских и профессиональных задач.
Базовые учебные действия:
1) Коммуникативные учебные действия:
•вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс);
•использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
•обращаться за помощью и принимать помощь
2) Регулятивные учебные действия:
• входить и выходить из учебного помещения со звонком;
•ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения); •пользоваться учебной мебелью;
•адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);
•работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место;
•передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
•принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
3) Познавательные учебные действия:
•делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
•работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
4 часа в неделю (136 часов в год)
Знакомство с понятиями больше, меньше, столько же, поровну, непоровну, одинаково. Образование групп предметов из отдельных предметов, расположенных в ряд.
Числа от 1 до 5
Название чисел от 1 до 5. Обозначение цифрой и словом. Последовательность чисел в натуральном ряду. Написание цифр от 1 до 5. Сравнение чисел. Место каждого числа в натуральном ряду.
Состав чисел 2, 3, 4, 5
Сравнение групп предметов по их количеству. Счет прямой и обратный в пределах пяти.
Числа от 1 до 10
Название и последовательность чисел в пределах 10. Чтение и запись чисел от 6 до 10. Написание цифр 6, 7, 8, 9, 0. Число 0. Сравнение чисел.
Состав чисел 2-10
Количественный и порядковый счет по одному и группами
Задачи в одно действие, решаемые сложением и вычитанием. Задачи на нахождение суммы двух слагаемых. Задачи на нахождение остатка. Драматизация их содержания. Составление условия задачи из рассыпного текста. (Выполнение рисунка и запись решения в виде примера.)
Временные понятия: вчера, сегодня. Работа с календарем. Дни недели. Названия месяцев. Геометрический материал: квадрат, прямоугольник, треугольник, круг. Рисование по образцу в тетради в клетку. Составление орнаментов из геометрических фигур.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа. рассчитана на ученицу 2 класса Удовенко Лилию, обучающуюся по программе специального класса (программа для умственно отсталых слабослышащих детей).
Цель: формирование элементарных представлений и понятий об окружающем мире.
Основными задачами данного учебного предмета являются: накопление и систематизация представлений детей о предметах и явлениях окружающей жизни, природы, обогащение их нравственного опыта, формирование навыков правильного поведения (в семье, школе, на улице, общественных местах, в природе); воспитание любви и заботы к членам семьи, уважительного, внимательного отношения к окружающим людям; воспитание у детей бережного отношения к вещам, созданным трудом людей, уважение к труду, людям труда, воспитание у детей ответственного отношения к природе, любви к родному краю, Родине.
Коррекционная направленность курса «Ознакомление с окружающим миром» выражается в формировании у детей целостного представления об окружающем мире (природа-человек- общество рассматриваются в данном курсе в неразрывном единстве), что обеспечивает целенаправленное, систематическое личностное развитие детей, практическую подготовку их к самостоятельной жизни в обществе.
Основные методы работы. Формы, методы и средства ознакомления детей с жизнью нашего общества разнообразны: экскурсии, беседы и чтение о труде, подготовка к праздникам, просмотр видеофильмов. Ведется работа по формированию представлений у учащихся о природных объектах и явлениях, по воспитанию ответственного отношения к природе, культуре поведения в природе и работа по организации посильной деятельности по охране природы. Знания по программе « Ознакомление с окружающим миром» необходимо реализовывать на уроках развития речи, математики, изобразительного искусства, технологии, а также найти им место во внеурочное время.
Программа рассчитана на контингент учащихся имеющих сложную структуру дефекта.
Место курса обучения грамоте в учебном плане.
На изучение предмета во втором классе отводится 68 часов в год (2 часа в учебную неделю).
Программа обеспечивает достижение слабослышащими учащимися с интеллектуальными нарушениями следующих личностных, предметных результатов и базовых учебных действий.
Личностные результаты обучения:
• формировать мотивацию к обучению; развитие адекватных представлений о насущно необходимом жизнеобеспечении
• овладение социальнобытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни
• владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
• развитие положительных свойств и качеств личности;
• формировать готовность к вхождению обучающегося в социальную среду.
Предметные результаты обучения:
• овладение основными представлениями об окружающем мире, овладение первоначальными знаниями о человеке ,развитие у ребёнка представлений о себе и круге близких людей;
• признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.);
• примеры явлений природы: смена времён года, погода, её составляющие, наблюдение за погодой своего края;
• дикие и домашние животные;
• общее представление о строении тела человека;
• семья, имена и фамилии членов семьи;
• правила поведения в школе, на уроке, обращение к учителю;
• правила безопасной жизни.
Базовые учебные действия:
1)Личностные учебные действия:
• положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
•целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
•самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
• готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе;
2) Коммуникативные учебные действия:
•вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс);
•использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
•доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
•договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации;
3) Регулятивные учебные действия:
•входить и выходить из учебного помещения со звонком;
•ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения); •пользоваться учебной мебелью;
•адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);
•работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место;
•передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
•принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
•активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
•соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
4) Познавательные учебные действия:
• делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
•работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1 четверть(16часов)
Мое имя и фамилия.
Школа, наш класс
Я на садовом участке.
Наблюдения за погодой. Время года осень.
Волшебные слова.
Правила поведения в транспорте.
Бережное отношение к окружающим вещам.
2 четверть (16часов)
Я в живом уголке. Мои животные и растения.
В зоопарке у зверей и птиц.
Наблюдения за погодой. Время года зима.
Новый год.
3 четверть (20часов)
Я и моя семья.
Мой любимый цвет.
Одежда и обувь.
Мебель в комнате.
В магазине.
Наблюдения за погодой. Время года весна.
4 четверть (16часов)
Времена года.
Я и мое здоровье. Береги уши. Береги глаза. Береги зубы. Полезные продукты.
Наблюдения за погодой. Время года лето.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Для слабослышащих детей предмет «Технология» играет огромную роль в обучении. Значительное сужение словарного запаса или практически его отсутствие, трудности в освоении грамматического строя препятствуют естественному формированию у учащихся полноценных коммуникативных навыков и умений. При поступлении в школу грамматически неоформленные высказывания детей носят отрывочный, редуцированный характер, часто словесные средства заменяются мимикой и жестами. Страдает понимание обращенной речи. Все это затрудняет не только процесс обучения детей, но и процесс адаптации учащихся в социуме Программа. рассчитана на ученицу 2 класса Удовенко Лилию, обучающуюся по программе специального класса (программа для умственно отсталых слабослышащих детей).
Цель: формирование у слабослышащих обучающихся общекультурных и общетрудовых компетенций, коррекция интеллектуальных и физических недостатков с учетом их индивидуальных особенностей.
Трудовое обучение является составной частью единой системы обучения, воспитания и развития обучающихся. Обучение труду направлено на воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе, уважения к людям труда); сообщение элементарных знаний по видам труда, формирование трудовых качеств, обучение доступным приемам труда, развитие самостоятельности в труде, привитие интереса к труду; формирование организационных умений в труде: вовремя приходить на урок, работать на своем рабочем месте, правильно располагать материалы, убирать их по окончании работы. Наряду с этими задачами решаются и коррекционные задачи. Коррекционная работа выражается в формировании умений: ориентироваться в задании; предварительно планировать ход работы над изделием; контролировать свою работу.
В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.
Все этапы урока должны быть максимально насыщены речевым общением, педагог постоянно стимулирует обучающихся к пользованию речью, не допускается молчаливое выполнение практических заданий.
Место курса обучения грамоте в учебном плане.
На изучение предмета в первом классе отводится 34 часа в год (1 час в учебную неделю).
Программа обеспечивает достижение слабослышащими учащимися с интеллектуальными нарушениями следующих личностных, предметных результатов и базовых учебных действий.
Личностные результаты обучения:
•формировать мотивацию к обучению; развитие адекватных представлений о насущно необходимом жизнеобеспечении
•овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни
• владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
•развитие положительных свойств и качеств личности;
•формировать готовность к вхождению обучающегося в социальную среду;
Предметные результаты обучения:
•Общекультурные и общетрудовые компетенции.
•Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса.
•Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени.
•Контроль и корректировка хода работы.
•Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию, домашнему труду.
• Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов.
• Конструирование и моделирование. Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям.
Базовые учебные действия:
1) Коммуникативные учебные действия:
•вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс);
•использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
•обращаться за помощью и принимать помощь;
•слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
•сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
•доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
•договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации;
2) Регулятивные учебные действия:
• входить и выходить из учебного помещения со звонком;
•ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения); •пользоваться учебной мебелью;
•адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);
•работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место;
•передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
•принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
•активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
•соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
3) Познавательные учебные действия:
• делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
•работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Вводное занятие. Беседа о труде и профессиях. Ознакомление учащихся с особенностями урока труда. Требования к поведению учащихся во время урока труда. Правильная рабочая поза и соблюдение порядка на рабочем месте. Аккуратное и бережное обращение с материалами и инструментами. Соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических требований. Выявление знаний и умений учащихся.
Работа с пластилином. Изучение технических сведений по пластилину: свойства: холодный пластилин — твердый, теплый пластилин — мягкий и вязкий, цвет: красный, синий, желтый, оранжевый, зеленый, коричневый, черный, белый, применение и назначение выполненных изделий. Способы подготовки пластического материала к работе: подогрев и разминание пластилина. Инструменты, применяемые при лепке, их названия и назначение. Виды лепки: на плоскости (рельеф) и круглая (скульптура). Организация рабочего места и соблюдение санитарно-гигиенических требований при лепке. Понятие о расположении предметов на подставке в определенной последовательности. Знакомство с разнообразными приемами лепки: раскатывание пластилина в ладонях и на подкладной доске (столбики), скатывание кругообразными движениями в ладонях (шар), вдавливание на поверхности шара (яблоко), скатывание кругообразными движениями шара и раскатывание в ладонях до овальной формы. Лепка двумя способами: вылепливание из целого куска и составление из двух половинок шара. Скатывание и расплющивание, вытягивание одного конца столбика и боковины шара, соединение плоских деталей с объемными, соединение деталей примазыванием. Выполнение заготовок для букв и цифр. Применение в работе инструментов для резания материала, зачистки изделий и обработки деталей фигуры. Закрепление деталей на подставке. Использование цвета пластилина в макете. Рациональное использование случайных материалов (ветки, бумага, картон).Работа с природными материалами. Изучение элементарных понятий о природных материалах, их свойствах: цвет, форма, величина, хрупкость засушенных листьев и цветов. Соединение пластилина с природным материалом различными способами. Сбор, хранение природных материалов. Сочетание цветов пластилина и природного материала. Ознакомление с натуральными объектами. Инструмент (ножницы). Организация рабочего места при работе с природным материалом, соблюдение санитарно-гигиенических требований, правила безопасной работы с режущими инструментами.Рациональное использование пластилина и природного материала и дополнительных материалов для оформления макета.Соединение пластилина с природным материалом способами примазывания, вкалывания деталей из природного материала в пластилин. Соединение отдельных деталей с помощью пластилина. Прикрепление засушенных листьев и цветов на подложку полосками гуммированной бумаги. Составление простейших композиций из листьев и цветов. Расположение деталей на подставке. Оформление макетов изготовленными изделиями с созданием игровой ситуации.Работа с бумагой. Изучение технических сведений: свойства бумаги: сгибается, мнется, разрывается, впитывает влагу, теряя при этом прочность, режется. Различение бумаги по толщине, элементарные понятия о назначении некоторых сортов бумаги (газетная, писчая, бумага для рисования, папиросная, оберточная, цветная). Основные и дополнительные цвета бумаги. Инструменты для работы с бумагой: ножницы, карандаш, гладилка, шаблон, мерочка. Клеящие составы: клейстер, канцелярский клей, клей ПВА. Кисточка.Ознакомление с оттенками цветов бумаги. Сочетание цветов бумаги, понятие об аппликации, правила составления аппликации.Понятие о геометрическом и растительном орнаментах. Правила составления растительного орнамента. Организация рабочего места. Правила безопасной работы с клеем и режущими инструментами. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с бумагой. Знакомство с приемами работы при работе с бумагой: складывание с угла на угол и по средней линии, разглаживание гладилкой от центра к краям, разрывание бумаги по сгибу. Хватка инструмента. Синхронность работы обеих рук: правая рука с ножницами — режет, левая — подает. Приемы резания ножницами по прямым и кривым линиям, скругление углов квадрата и прямоугольника. Обводка по шаблону, разметка бумаги с помощью мерочки. Смазывание поверхности бумаги клеем с помощью кисти. Рациональное использование материала (экономная разметка, использование остатков материала для дальнейшей работы). Симметричное вырезывание. Размещение на листе бумаги элементов аппликации. Смазывание деталей аппликации клеем и наклеивание их.Работа с нитками. Изучение технических сведений: свойства, особенности и применение ниток. Инструменты для работы с нитками, их назначение и хранение.Сочетание цвета ниток и карандаша для раскраски контура. Организация рабочего места. Правила безопасной работы. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с нитками. Приемы работы с нитками: связывание ниток и завязывание бантиком, петлей.
4.1. Программа базовых учебных действий
№
Содержание
1 полугодие
2 полугодие
1
осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению социального окружения
2
обращаться за помощью и принимать помощь; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми.
3
пользоваться учебной мебелью; адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарём) и организовывать рабочее место; передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения; принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
4
выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов; устанавливать видо-родовые отношения предметов; делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале.
4.2.Содержание учебных предметов и коррекционных занятий
Содержание
1 полугодие
2
полугодие
Развитие познавательной сферы
Музыкально-ритмические занятия.
Развитие слухового восприятия и техника речи(фронтальные занятия
Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи.
(индивидуальные занятия)
Коммуникация
(с использованием невербальных и вербальных средств)
Русский язык (ФГСР,обучение грамоте)
Формирование грамматического строя речи, обучение грамоте
Развитие речи
Чтение
Математика
Ознакомление с окружающим миром
Технология(труд)
Изобразительное искусство
Физическая культура
4.3. Программа нравственного развития
Содержание
Наблюдения
становление и развитие личности;
выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся, через систему студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности;
участие родителей обучающихся (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;
использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;
предоставление обучающимся возможности для эффективной самостоятельной работы
достижение предметных и личностных результатов в обучении и развитии обучающихся.
4.4 Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
Содержание
Наблюдения
Формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;
Пробуждение в детях желания заботиться о своём здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью) путём соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровье сберегающего характера учебной деятельности и общения;
Формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе;
Формирование установок на здоровый образ жизни, включая правильное питание, развитие потребности в занятиях физической культурой
и. спортом
Формирование потребности ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье на основе навыков личной гигиены;
4.5 Программа внеурочной деятельности
Название мероприятия
Планируемая деятельность ребенка в мероприятии
Участие ребенка в мероприятии
День знаний
присутствие на торжественной линейке, участие в работе станций
Лиля присутствовала на линейке, принимала участие в мероприятиях на улице
Новогодний праздник
подготовка к мероприятию: изготовление украшений класса, новогодних открыток; участие в новогоднем празднике
Праздник Осени
подготовка к мероприятию: знакомство с атрибутами праздника; участие в мероприятии
Веселые старты
участие в спортивных эстафетах
Игра
игры с мячом, настольные дидактические игры "Лото", "Домино", игры в сенсорной комнате, подвижные игры в спортивном зале
Прогулки на улице
игры с мячом, подвижные игры, экскурсия в зоопарк, парк
Последний учебный день
присутствие на торжественной линейке, участие в соревновании
5. Условия реализации потребности в уходе и присмотре
время
пн
вт
ср
чт
пт
6.Специалисты, участвующие в реализации СИПР
В разработке СИПР участвуют все специалисты, которые включены в воспитательно-образовательную работу с ребёнком: учитель-сурдопедагог, педагог-психолог, воспитатель, учитель-дефектолог, учитель физической культуры, учитель изобразительного искусства, социальный педагог, медицинские работники, учитель музыкально- ритмических занятий.
7. Программа сотрудничества с семьёй
Задачи
Мероприятия
Ответственные
Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребёнка
Индивидуальные консультации родителей со специалистами (раз в триместр и по запросу родителей)
Консультации родителей по темам: «Организация свободного времени дома», «Реализация СИПР в домашних условиях», «Особенности ребёнка», «Формирование трудовых навыков».
Учитель-дефектолог
Педагог-психолог
Учитель физической культуры
Воспитатель
Обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР, единства требований к обучающейся в семье и в образовательной организации
Участие родителей в разработке СИПР.
Посещение родителями уроков, занятий.
Консультирование родителей по вопросам обучения ребёнка в домашних условиях, выбор единых подходов и приёмов работы.
Учитель –дефектолог
Учитель-сурдопедагог
Воспитатель
Социальный педагог
Организация регулярного обмена информацией о ребёнке, о ходе реализации СИПР и результатах её освоения
Информирование электронными средствами.
Личные средства, беседы.
Учитель-дефектолог
Воспитатель
Социальный педагог
Организация участия родителей во внеурочных мероприятиях
Привлечение родителей к планированию, в разработке и реализации мероприятий.
* 1 сентября – День Знаний.
* Праздник осени
* Новогодний праздник
* Экскурсии
*Последний звонок
Все специалисты, участвующие в организации СИПР
Медицинское обслуживание
Получение кислородных коктейлей
Пневмомассаж
Сезонная дача витаминов
Профилактические прививки согласно возраста по плану
Медицинские работники школы
8.Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов
Кохлеар ,слева.
Графические средства для альтернативной коммуникации: таблицы букв, цифр, карточки с изображениями объектов, людей, действий с напечатанными словами, наборы букв, цифр.
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной умственной отсталостью, каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Предметом итоговой оценки освоения обучающимися адаптированной основной общеобразовательной программы образования для обучающихся с умственной отсталостью должно быть достижение результатов освоения специальной индивидуальной программы развития последнего года обучения и развития жизненной компетенции обучающихся.
Для мониторинга педагогического процесса 2 раза в год в СИПР отражается сформированность представлений, умений и навыков обучающихся, отмечается степень их самостоятельности.
В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действи,
/операций, внесенных в СИПР.
действие выполняется взрослым (ребенок), со значительной помощью взрослого, с частичной помощью взрослого, по подражанию или по образцу,
полностью самостоятельно.
9.Средства мониторинга и оценки динамики обучения
Уровни освоения действий/операций
баллы
1
Пассивное участие / соучастие.
действие выполняется взрослым (ребенок
позволяет что-либо сделать с ним).
0
2. Активное участие.
действие выполняется ребёнком:
2.1
со значительной помощью взрослого
1
2.2
с частичной помощью взрослого
2
2.3
по последовательной инструкции (изображения или вербально)
3
2.4
по подражанию или по образцу
4
2.5
полностью самостоятельно
5
Сформированность представлений
1. Представление отсутствует
2. Не выявить наличие представлений
3. Представление на уровне:
- использования по прямой подсказке
- использование с косвенной подсказкой (изоажение)