kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Специальная индивидуальная программа развития для 2 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа составлена сучётом индивидуальных особенностей ребёнка.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Специальная индивидуальная программа развития для 2 класса»









СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

(СИПР)





































Структура СИПР

  1. Общие сведения о ребёнке.

  2. Психолого-педагогическая характеристика (включающая оценку развития

обучающегося на момент составления программы и определяющая приоритетные направления воспитания и обучения ребёнка).

  1. Индивидуальный учебный план.

  2. Содержание образования.

    1. Базовые учебные действия.

    1. Содержание учебных предметов и коррекционных занятий.

    1. Программа нравственного развития.

    2. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

    3. Программа внеурочной деятельности.

  1. Условия реализации потребности в уходе и присмотре.

  2. Специалисты, участвующие в реализации СИПР.

  3. Программа сотрудничества школы с семьей.

  4. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов.

  5. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.




























Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ОВЗ НОО (далее ФГОС ОВЗ НОО) от 19.04.2014г.

Основой рабочей программы является программа специальных (коррекционных) учреждений II вида, 2 класс, 2-е отделение (вариант III). Составители сборника К.Г. Коровин, А.Г. Зикеев, Л.И. Тигранова, И.Г. Багрова. (Допущено Министерством образования Российской Федерации, Москва: «Просвещение», 2006г.).

В соответствии с заключениями:

Заключение ЦПМПК_№316 от 10.05.2017 г. Тотальное недоразвитие психическихфункций легкой степени, дефицитарность слухового анализатора: двухсторонняя сенсоневральная тугоухость IV степени, состояние после кохлеарной имплантации слева, 2013год. Специфическое системное недоразвитие речи, обусловленное нарушенным слухом. Обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для слабослышащих и позднооглохших обучающихся ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (вариант 2.3) по специальной индивидуальной программе развития, 2й класс с 01.09.2017г. Срок обучения – четыре года

Занятия с педагогом-психологом по коррекции и развитию высших психических функций, развитию коммуникативной сферы, слухового восприятия, общей и мелкой моторики, пространственных представлений, функций программирования и контроля, познавательной активности. Расширение социального опыта ребенка, формирование социальных компетенций, развитие умения сотрудничать с педагогами и сверстниками навербальной основе. Консультирование родителей и педагогов по учету особенностей развития ребенка в образовательно-воспитательном процессе

1.Общие сведения о ребенке


1. Ф.И.О. обучающегося

__ ______________

2. Дата и место рождения

___06.08.2008 года, _________________

3. Дата поступления в учреждение

4. Адрес: по регистрации и место фактического проживания: __________________________

Состав семьи (перечисляются живущие совместно с ребенком члены семьи):

Мать ____________________________

Отец __________------_______________________________________________

5. Сведения о взрослых, участвующих в воспитании и содержании ребенка:

а) статус ______________________________________________________

(указывается положение взрослого относительно ребенка: мать, отец, сестра, родственник, приемный родитель, опекун, ответственный воспитатель и др.)

- Ф.И.О. _ ___ __________________________

- год рождения _______________________________________

- образование__________________________________________

- телефон ______________________________________________

б) статус _________________________________________________

- Ф.И.О. ___ __ _________________________

- год рождения __________________________________________

- образовани_____________________________

- телефон _____________________________________________

_________________________________________________________________

Изменения_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Информация о переходе в образовательные учреждения __________________________________________________________________

8. Особые отметки (данные о полноте семьи, причины отсутствия одного или обоих родителей, другие данные характеризующие социальный статус семьи и семейные отношения, инвалидность родителей, хронические заболевания)_полная,.______________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Многодетная семья (перечисление детей с указанием даты рождения, дата выдачи и

удостоверения, дата прекращения действия) ____________________________________

10. Жилищные условия (отдельная квартира или комната в коммунальной квартире, количество комнат, имеет ли ребенок свою комнату (если нет, то с кем проживает), мебель, санитарное состояние, уют)

_квартира у ребёнка есть своя комната, соответствующая санитарным нормам (спальное, учебное, игровое место)___________________________

Изменения_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Материальная обеспеченность семьи (малообеспеченная или обеспеченная семья указывается со слов родителей или лиц их заменяющих) ____обеспеченная_____________________________________________________________________________________________________________________

Изменения_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12. Содержание ребенка (достаточное – сыт, одет чисто и по погоде, имеет свою постель и белье, личные средства гигиены, книги, игры, игрушки; недостаточное – неухожен, голодает, безнадзорен, плохо одет плохо обут и т.п.; отношение к ребенку в семье) _достаточное, отношение к ребёнку в семье дружелюбное. _______________________________________

Изменения___________________________________________________________________________________________________________________________

13. Инвалидность ребенка (дата выдачи, № справки, дата прекращения действия)

___ребёнок-инвалид, удостоверение ____________________________

Изменения___________________________________________________________________________________________________________________________

Заключение ЦПМПК_№316 от 10.05.2017 г. Тотальное недоразвитие психическихфункций легкой степени, дефицитарность слухового анализатора: двухсторонняя сенсоневральная тугоухость IV степени, состояние после кохлеарной имплантации слева, 2013год. Специфическое системное недоразвитие речи, обусловленное нарушенным слухом. Обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для слабослышащих и позднооглохших обучающихся ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (вариант 2.3) по специальной индивидуальной программе развития, 2й класс с 01.09.2017г. Срок обучения – четыре года

Занятия с педагогом-психологом по коррекции и развитию высших психических функций, развитию коммуникативной сферы, слухового восприятия, общей и мелкой моторики, пространственных представлений, функций программирования и контроля, познавательной активности. Расширение социального опыта ребенка, формирование социальных компетенций, развитие умения сотрудничать с педагогами и сверстниками навербальной основе. Консультирование родителей и педагогов по учету особенностей развития ребенка в образовательно-воспитательном процессе

. Занятия с учителем-дефектологом (сурдопедагогом) по развитию речевого слуха и произносительных навыков (двухсторонняя сенсоневральная тугоухость IV степени, состояние после кохлеарной имплантации слева, 2013год.). формирование навыков продуктивного взаимодействия, развитие познавательной деятельности. Консультирование родителей и педагогов по учету специфики развития ребенка помощь в освоении АООП


2.Психолого-педагогическая характеристика

Развития

3. Индивидуальный учебный план.




Предметные области

Учебные предметы

Кол-во часов

Обязательная часть

1

Речь и речевая практика

Русский язык (формирование грамматического строя речи, обучение грамоте) .

Чтение.

Развитие речи.


5





4

3

2

Математика

Математика

4

3

Естествознание

Ознакомление с окружающим миром

2

4

Искусство

Изобразительное искусство

1

6

Физическая культура

Физическая культура

3

7

Технология

Технология (труд)

1

Часть, формируемая участниками образовательного процесса

1

Коррекционно-развивающая область

Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи.

(индивидуальные занятия)

3

2

Музыкально-ритмические занятия.

2

3

Развитие слухового восприятия и техника речи(фронтальные занятия

1

4


Развитие познавательной сферы

2

Итого

35




4.Содержание образования

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Для умственно отсталых детей предмет «Чтение» играет огромную роль в обучении. Значительное сужение словарного запаса или практически его отсутствие, трудности в освоении грамматического строя препятствуют естественному формированию у учащихся полноценных коммуникативных навыков и умений. При поступлении в школу грамматически неоформленные высказывания детей носят отрывочный, редуцированный характер, часто словесные средства заменяются мимикой и жестами. Страдает понимание обращенной речи. Все это затрудняет не только процесс обучения детей, но и процесс адаптации учащихся в социуме Цель предмета: обучение элементарному чтению; формирование и развитие самостоятельной связной речи и повышение уровня общего развития обучающихся, реализуемых в сочетании с общеобразовательными задачами.

Задачи:

- подготовить уча­щихся к овладению первоначальными навыками чтения;
- привить интерес к обучению;
- выявить особенности общего и речевого развития каждого ребенка.
- формирование звуко-буквенного анализа и синтеза как основы овладения чтением и письмом.
Коррекционная направленность обучения слабослышащих и позднооглохших детей с интеллектуальными нарушениями обеспечивается реализацией следующих условий организации учебного процесса:

1) ориентация педагогического процесса на преобразование всех сторон личности слабослышащего ребенка с нарушением интеллекта, коррекцию наиболее важных психических функций, их качеств и свойств;

2) преодоление речевого недоразвития посредством специального обучения языку (накопление словарного запаса, развитие фонематического и речевого слуха, правильного звукопроизношения, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, скоординированной моторики мелких мышц руки);

3) использование и коррекция в учебно-воспитательном процессе самостоятельно приобретенных учащимися речевых навыков, дальнейшее их развитие и обогащение;

4) стимулирование различными средствами, методами и формами работы активного поведения учащихся, их собственной самостоятельной практической деятельности;

5) учёт индивидуальных и характерологических особенностей детей, а также коррекции имеющихся у них нарушений психофизического развития;

6) привлечение наглядно-действенных средств и приёмов, способствующих формированию представлений, понятий, которые требуют использования словесных способов обозначения;

7) поддержка интереса к учению, выработка положительной мотивации, формирование нравственной и волевой готовности к обучению в школе.

Программа рассчитана на контингент учащихся имеющих сложную структуру дефекта. Эти дети к моменту поступления в школу обычно имеют весьма ограниченный речевой опыт, не владеют грамматическими закономерностями русского языка, плохо понимают обращенную к ним речь. Поэтому обучение языку в классах со сложной структурой дефекта носит элементарно – практический характер.

Место курса обучения грамоте в учебном плане.

На изучение предмета во втором классе  отводится 136 часов в году (4 часа в учебную неделю).

Программа обеспечивает достижение слабослышащими учащимися с интеллектуальными нарушениями следующих личностных, предметных результатов и базовых учебных действий.

Личностные результаты обучения:

• формирование мотивацию к обучению;

• развитие адекватных представлений о насущно необходимом жизнеобеспечении

• овладение социально­бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни

• владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;

• развитие положительных свойств и качеств личности;

• формировать готовность к вхождению обучающегося в социальную среду

Предметные результаты обучения:

• овладение обучающимися посильными коммуникативно-речевыми умениями, необходимыми для совершенствования их словесной речи устного и письменного общения; осознанное, сознательное чтение, понимание смысла доступных текстов;

• сформированность умения выбирать адекватные средства коммуникации в зависимости от собеседника (слышащий, глухой, слабослышащий);

• сформированность умения использовать дактилологию и, при необходимости, жестовую речь;

• сформированность навыков построения предложений с одновременным уточнением значений входящих в них словоформ.

• овладение структурой простого предложения;

• владение орфографическими знаниями и умениями, каллиграфическими навыками

Базовые учебные действия:

1) Регулятивные учебные действия:

• входить и выходить из учебного помещения со звонком;

• ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения); •пользоваться учебной мебелью;

• адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);

• работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место;

• передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;

• принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

2) Познавательные учебные действия:

• делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

• пользоваться знаками, символами, предметами- заместителями;

• выполнять арифметические действия;

• наблюдать;

• работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).

3) Коммуникативные учебные действия:

• вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс);

• использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

•обращаться за помощью и принимать помощь.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

1 четверть (32 часа)

Знакомство со школой и правилами поведения в школе.

Знание учащимися школьного помещения.

Умение организованно войти в класс, занять свое место, встать по вызову учителя, подойти к столу учителя или классной доске, выполнить поручение по заданию учителя, сесть за парту или на стул.

Соблюдения правил поведения в помещениях школы.

Умение приветствовать старших; пользоваться личными учебными вещами, бережно хранить их; пользование игрушками и беречь их.

Уточнение и развитие слухового восприятия учащихся.
Развитие речевого слуха, формирование фонематического восприятия.
Различение звуков в окружающей действительности (стук, звон, гудение, жужжание и др.). Различение звуков и простых звукосочетаний в речи в связи с наблюдениями окружающей действительности и играми.
Выработка у учащихся умения отчетливо повторять произносимые учителем слова и фразы, практически различать слова, сходные по звуковому составу (жук — лук, стол — стул, палка — лапка).
Деление простого предложения (из двух-трех слов) на слова. Деление простых по структуре слов на слоги (у-хо, ру­ка, го-ло-ва). Выделение из слов некоторых гласных и со­гласных звуков (а, у, ми др.), различение их в словах (узна­вание и называние слов, начинающихся с данных звуков)...
Изучение звуков и букв: а, у, о, м, с, х, ш, л
Правильное и отчетливое произношение изучаемых зву­ков, различение их в начале и в конце слова (в зависимости от того, в каком положении этот звук легче выделяется).
Образование из усвоенных звуков и букв слов (ау, уа, ам, ум и др.), чтение этих слов с протяжным произно­шением.
Образование и чтение открытых и закрытых двухзвуковых слогов, сравнение их. Составление и чтение слов из этих слогов.
2 четверть (32часа)

Повторение пройденных звуков и букв и изуче­ние новых: ы, н, р,к, п, т, и.
Достаточно быстрое соотнесение звуков с соответствую­щими буквами, определение местонахождения их в словах (в начале или в конце).
Образование открытых и закрытых двухзвуковых слогов из вновь изученных звуков, чтение этих слогов протяжно и слитно.
Составление и чтение слов из двух усвоенных слоговых структур (ма-ма, мы-ла).
Образование и чтение трехбуквенных слов, состоящих из одного закрытого слога (сом)..
3 четверть (40 часов)

Повторение пройденных звуков и букв, изуче­ние новых: з, в, ж, б, г, д, й, ь, е, ё.
Подбор слов с заданным звуком и определение его на­хождения в словах (в начале, в середине, в конце).
Образование и чтение открытых и закрытых слогов с твер­дыми и мягкими согласными в начале слога (па, ли, лук, вил).
Составление и чтение слов из усвоенных слоговых струк­тур (пи-ла, со-ло-ма, гор-ка, пар-ma, ко-тик).
Чтение предложений из двух-трех слов.
Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки открытых и закрытых двухзвуковых и закрытых трехзвуковых слогов с последующей записью.
Вставка пропущенной буквы в словах под картинками.

4 четверть (32часа)
Повторение пройденных звуков и букв, изуче­ние новых: я, ю, ц, ч, щ, ф, э, ъ.
Практическое различение при чтении и письме гласных и согласных;
Образование и чтение усвоенных ранее слоговых струк­тур со звуками и буквами, изучаемыми вновь, и слогов с чтением двух согласных (тра, кни, пле).
Отчетливое послоговое чтение коротких букварных текстов.
Самостоятельное составление из букв разрезной азбу­ки слов из трех-четырех букв с последующей записью.

Пояснительная записка

Для умственно отсталых детей предмет Русский язык (Обучение грамоте, формирование грамматического строя речи) играет огромную роль в обучении. Значительное сужение словарного запаса или практически его отсутствие, трудности в освоении грамматического строя препятствуют естественному формированию у учащихся полноценных коммуникативных навыков и умений. При поступлении в школу грамматически неоформленные высказывания детей носят отрывочный, редуцированный характер, часто словесные средства заменяются мимикой и жестами. Страдает понимание обращенной речи. Все это затрудняет не только процесс обучения детей, но и процесс адаптации учащихся в социуме

Цель предмета: обучение элементарному чтению и письму; формирование и развитие самостоятельной связной речи и повышение уровня общего развития обучающихся, реализуемых в сочетании с общеобразовательными задачами.

Обучение грамоте осуществляется во 2 классе в течение всего года. Обучение ведется звуковым аналитико-синтетическим методом.
Задачи:

- подготовить уча­щихся к овладению первоначальными навыками чтения и письма;
- привить интерес к обучению;
- выявить особенности общего и речевого развития ребенка.
- формирование звуко-буквенного анализа и синтеза как основы овладения чтением и письмом.
Коррекционная направленность обучения слабослышащих и позднооглохших детей с интеллектуальными нарушениями обеспечивается реализацией следующих условий организации учебного процесса:

1) ориентация педагогического процесса на преобразование всех сторон личности слабослышащего ребенка с нарушением интеллекта, коррекцию наиболее важных психических функций, их качеств и свойств;

2) преодоление речевого недоразвития посредством специального обучения языку (накопление словарного запаса, развитие фонематического и речевого слуха, правильного звукопроизношения, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, скоординированной моторики мелких мышц руки);

3) использование и коррекция в учебно-воспитательном процессе самостоятельно приобретенных учащимися речевых навыков, дальнейшее их развитие и обогащение;

4) стимулирование различными средствами, методами и формами работы активного поведения учащихся, их собственной самостоятельной практической деятельности;

5) учёт индивидуальных и характерологических особенностей детей, а также коррекции имеющихся у них нарушений психофизического развития;

6) привлечение наглядно-действенных средств и приёмов, способствующих формированию представлений, понятий, которые требуют использования словесных способов обозначения;

7) поддержка интереса к учению, выработка положительной мотивации, формирование нравственной и волевой готовности к обучению в школе.

Программа рассчитана на контингент учащихся имеющих сложную структуру дефекта. Эти дети к моменту поступления в школу обычно имеют весьма ограниченный речевой опыт, не владеют грамматическими закономерностями русского языка, плохо понимают обращенную к ним речь. Поэтому обучение языку в классах со сложной структурой дефекта носит элементарно – практический характер.

Место курса обучения грамоте в учебном плане.

На изучение предмета во втором классе  отводится 170 часов в году (5 часов в учебную неделю).

Программа обеспечивает достижение слабослышащими учащимися с интеллектуальными нарушениями следующих личностных, предметных результатов и базовых учебных действий.

Личностные результаты обучения:

• формирование мотивацию к обучению;

• развитие адекватных представлений о насущно необходимом жизнеобеспечении

• овладение социально­бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни

• владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;

• развитие положительных свойств и качеств личности;

• формировать готовность к вхождению обучающегося в социальную среду

Предметные результаты обучения:

• овладение обучающимися посильными коммуникативно-речевыми умениями, необходимыми для совершенствования их словесной речи устного и письменного общения; осознанное, сознательное чтение, понимание смысла доступных текстов;

• сформированность умения выбирать адекватные средства коммуникации в зависимости от собеседника (слышащий, глухой, слабослышащий);

• сформированность умения использовать дактилологию и, при необходимости, жестовую речь;

• сформированность навыков построения предложений с одновременным уточнением значений входящих в них словоформ.

• овладение структурой простого предложения;

• владение орфографическими знаниями и умениями, каллиграфическими навыками

Базовые учебные действия:

1) Регулятивные учебные действия:

• входить и выходить из учебного помещения со звонком;

• ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения); •пользоваться учебной мебелью;

• адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);

• работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место;

• передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;

• принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

2) Познавательные учебные действия:

• делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

• пользоваться знаками, символами, предметами- заместителями;

• выполнять арифметические действия;

• наблюдать;

• работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).

3) Коммуникативные учебные действия:

• вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс);

• использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

•обращаться за помощью и принимать помощь.


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

1 четверть (41 час)

Соблюдения правил поведения в помещениях школы.

Умение приветствовать старших; пользоваться личными учебными вещами, бережно хранить их; пользование игрушками и беречь их.

Умение глобально воспринимать письменное обозначение имен учащихся класса; приближенно произносить собственное имя и имена учащихся класса.

Уточнение и развитие слухового восприятия учащихся.
Развитие речевого слуха, формирование фонематического восприятия.
Различение звуков в окружающей действительности (стук, звон, гудение, жужжание и др.). Различение звуков и простых звукосочетаний в речи в связи с наблюдениями окружающей действительности и играми.
Выработка у учащихся умения отчетливо повторять произносимые учителем слова и фразы, практически различать слова, сходные по звуковому составу (жук — лук, стол — стул, палка — лапка).
Деление простого предложения (из двух-трех слов) на слова. Деление простых по структуре слов на слоги (у-хо, ру­ка, го-ло-ва). Выделение из слов некоторых гласных и со­гласных звуков (а, у, ми др.), различение их в словах (узна­вание и называние слов, начинающихся с данных звуков).
Специальная подготовка к обучению письму.
Привитие навыков правильной посадки во время рисо­вания и письма, правильного расположения на парте тетра­ди и пользования карандашом.
Развитие и координация движений кисти руки и пальцев. Лепка, складывание и разрезание бумаги ножницами по прямым линиям. Составление фигурок из тонких палочек, цветной соломки, бумажных полосок по данному учителем образцу. Игра с мозаикой.
Рисование мелом на доске и карандашом на бумаге пря­мых линий в различных направлениях (горизонтальные, вер­тикальные, наклонные), переключение с одного направле­ния на другое, соблюдение пределов при штриховке пря­мыми линиями. Обведение карандашом на бумаге простей­ших фигур по трафаретам (круг, квадрат, треугольник), их закраска и штриховка, рисование прямых линий и неслож­ных предметов из них (скамейка, лесенка, конверт, фла­жок, оконная рама, фигуры в форме букв

Изучение звуков и букв: а, у, о, м, с, х, ш, л
Правильное и отчетливое произношение изучаемых зву­ков, различение их в начале и в конце слова (в зависимости от того, в каком положении этот звук легче выделяется).
Образование из усвоенных звуков и букв слов (ау, уа, ам, ум и др.), чтение этих слов с протяжным произно­шением.
Образование и чтение открытых и закрытых двухзвуковых слогов, сравнение их. Составление и чтение слов из этих слогов.
Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: а, у, о, м, с, х, ш, л.

2 четверть (38 часов)

Повторение пройденных звуков и букв и изуче­ние новых: ы, н, р,к, п, т, и.
Достаточно быстрое соотнесение звуков с соответствую­щими буквами, определение местонахождения их в словах (в начале или в конце).
Образование открытых и закрытых двухзвуковых слогов из вновь изученных звуков, чтение этих слогов протяжно и слитно.
Составление и чтение слов из двух усвоенных слоговых структур (ма-ма, мы-ла).
Образование и чтение трехбуквенных слов, состоящих из одного закрытого слога (сом).
Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: ы, н, р,к, п, т, и.
Списывание с классной доски прочитанных и разобран­ных слов, состоящих из двух слогов.
3 четверть (50 часов)

Повторение пройденных звуков и букв, изуче­ние новых: з, в, ж, б, г, д, й, ь, е, ё.
Подбор слов с заданным звуком и определение его на­хождения в словах (в начале, в середине, в конце).
Образование и чтение открытых и закрытых слогов с твер­дыми и мягкими согласными в начале слога (па, ли, лук, вил).
Составление и чтение слов из усвоенных слоговых струк­тур (пи-ла, со-ло-ма, гор-ка, пар-ma, ко-тик).
Чтение предложений из двух-трех слов.
Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: з, в, ж, б, г, д, й, ь, е, ё.
Списывание с классной доски и с букваря (рукописный шрифт) слов, состоящих из усвоенных слоговых структур; предложений из двух слов.
Большая буква в начале предложения, точка в конце пред­ложения.
Письмо хорошо знакомых слов под диктовку после ана­лиза их звукового состава.
Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки открытых и закрытых двухзвуковых и закрытых трехзвуковых слогов с последующей записью.
Вставка пропущенной буквы в словах под картинками.

4 четверть (40 часов)
Повторение пройденных звуков и букв, изуче­ние новых: я, ю, ц, ч, щ, ф, э, ъ.
Практическое различение при чтении и письме гласных и согласных;
Образование и чтение усвоенных ранее слоговых струк­тур со звуками и буквами, изучаемыми вновь, и слогов с чтением двух согласных (тра, кни, пле).
Отчетливое послоговое чтение коротких букварных текстов.
Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: я, ю, ц, ч, щ, ф, э, ъ.
Списывание с классной доски и с букваря (рукописный и печатный текст) слов, состоящих из усвоенных слоговых структур, и предложений из трех-четырех слов. Прописная буква в именах людей (практическое ознакомление).
Письмо под диктовку слов и предложений из двух-трех слов с предварительным анализом.
Самостоятельное составление из букв разрезной азбу­ки слов из трех-четырех букв с последующей записью.
Вставка пропущенной буквы в словах при списывании с доски.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Для слабослышащих детей предмет «Развитие речи» играет огромную роль в обучении. Значительное сужение словарного запаса или практически его отсутствие, трудности в освоении грамматического строя препятствуют естественному формированию у учащихся полноценных коммуникативных навыков и умений. При поступлении в школу грамматически неоформленные высказывания детей носят отрывочный, редуцированный характер, часто словесные средства заменяются мимикой и жестами. Страдает понимание обращенной речи. Все это затрудняет не только процесс обучения детей, но и процесс адаптации учащихся в социуме Цель: формирование и развитие самостоятельной связной речи и повышение уровня общего развития обучающихся, реализуемых в сочетании с формированием грамматическим строем.

Задачи: накопление словаря, организация речевого общения, знакомство с грамматическими значениями слов и видами грамматической связи слов в предложении, овладение навыками и умениями оформлять свои высказывания.

Программа рассчитана на контингент учащихся имеющих сложную структуру дефекта. Эти дети к моменту поступления в школу обычно имеют весьма ограниченный речевой опыт, не владеют грамматическими закономерностями русского языка, плохо понимают обращенную к ним речь. Поэтому обучение языку в классах со сложной структурой дефекта носит элементарно – практический характер и направлено на решение задач формирования и развития самостоятельной связной речи и повышения уровня общего развития учащихся, реализуемых с общеобразовательными задачами. Слабослышащие дети с интеллектуальными нарушениями затрудняются в осмыслении явлений внешнего мира. Для этих детей характерны сниженная эмоциональность и ограниченность интересов. Деятельность учащихся первого класса со сложной структурой дефекта весьма специфична. Они с трудом привыкают к школьным требованиям, без специального обучения не могут организовать свою учебную деятельность. Уроки развития речи являются наиважнейшими для учащихся со сложной структурой дефекта. Задачами уроков развития речи являются: накопление словаря, организация речевого общения, знакомство с грамматическими значениями слов и видами грамматической связи слов в предложении, овладение навыками и умениями оформлять свои мысли в связные высказывания.

Большое значение для овладения языком имеет накопление словарного фонда. Тематика накопления лексики связана с учебно – игровой деятельностью, с соблюдением правил самообслуживания, личной гигиены, режима дня. Решается задача не только накопления словаря, но и формирования наглядных и словесно – наглядных обобщений. Усвоение лексико – грамматического материала начинается с организации такого речевого общения, при котором пониманию данного материала предшествует его использование. Наряду с ознакомлением со значением слова проводится работа над усвоением его звуко – буквенного состава.

Место курса развития речи в учебном плане.

На изучение предмета во втором классе  отводится 102 часа в год (3 часа в учебную неделю).

Программа обеспечивает достижение слабослышащими учащимися с интеллектуальными нарушениями следующих личностных, предметных результатов и базовых учебных действий.

Личностные результаты обучения:

• формирование мотивацию к обучению;

• развитие адекватных представлений о насущно необходимом жизнеобеспечении

• овладение социально­бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни

• владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;

• развитие положительных свойств и качеств личности;

• формировать готовность к вхождению обучающегося в социальную среду

Предметные результаты обучения:

• овладение обучающимися посильными коммуникативно-речевыми умениями, необходимыми для совершенствования их словесной речи устного и письменного общения; осознанное, сознательное чтение, понимание смысла доступных текстов;

• сформированность умения выбирать адекватные средства коммуникации в зависимости от собеседника (слышащий, глухой, слабослышащий);

• сформированность умения использовать дактилологию и, при необходимости, жестовую речь;

• сформированность навыков построения предложений с одновременным уточнением значений входящих в них словоформ.

• овладение структурой простого предложения;

• владение орфографическими знаниями и умениями, каллиграфическими навыками

Базовые учебные действия:

1) Коммуникативные учебные действия:

•вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс);

•использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

•обращаться за помощью и принимать помощь;

•доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;

•договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации

• делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

• пользоваться знаками, символами, предметами- заместителями;

•читать;

• писать;

•наблюдать;

•работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).

• соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов;

2) Регулятивные учебные действия:

• входить и выходить из учебного помещения со звонком;

•ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения); •пользоваться учебной мебелью;

•адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);

•работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место;

•передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;

•принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

•активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

•соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов;

3) Познавательные учебные действия:

• делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

• пользоваться знаками, символами, предметами- заместителями;

•читать;

• писать;

•наблюдать;

•работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Первая четверть (24часа)

Понимание и употребление речевого материала, используемого для организации речевого процесса: поручений – инструкций: встаньте, сядьте и т.д.; вопросов: Как тебя зовут? Краткие ответы на вопросы. Знание и употребление при общении имен товарищей по классу, имен учителя и воспитателя. Формирование умения показать предмет и назвать его, соотнести предмет с картинкой, определение предмета по его части и название указанного предмета, обратиться с просьбой к товарищу назвать предмет.

Вторая четверть (24 часа)

Понимание и употребление речевого материала, используемого для организации учебного процесса: поручений: слушайте внимательно, выходите из класса тихо и т.д.; инструкций: возьмите ручку, не берите карандаш; вопросов: умение кратко ответить на эти вопросы, используя таблички для глобального чтения и для вопросов и для ответов. Какая сегодня погода? Кто сегодня дежурный? Какой сегодня день? Формирование умения показывать и называть предметы, обратиться к товарищу с просьбой показать предметы в соответствием с указанной лексикой; отвечать на вопросы Кто? Что делает?; называть по картинке действие предмета; понимание и выполнение поручений с указанием предмета и действия

Третья четверть (30 часов)

Употребление речевого материала, связанного с организацией учебного процесса, изученного в 1 и 2 четвертях. Краткие ответы на вопросы Кто сегодня дежурный? Какой сегодня день недели? Какая сегодня погода? Умение дать сведения о себе: Сколько тебе лет? В каком классе ты учишься? Формирование умения обратиться к товарищу с просьбой показать предмет или выполнить действие предмета; понимание и выполнение поручений, содержащих словосочетания в значении переходности действия на предмет. Употребление их в диалогической речи; понимание и употребление слов, обозначающих движение и состояние предмета; составление простых нераспространенных предложений на материале сюжетных картин и по демонстрации действия.

Четвертая четверть (24 часа)

Понимание и употребление речевого материала, используемого для организации учебного процесса: выражение наличия или отсутствия предмета или лица. Краткие и полные ответы на вопросы Какое сегодня число? Какой сегодня день? Кто сегодня дежурный? Какая сегодня погода? Формирование умения сравнить предметы по цвету, величине, форме, вкусу, принадлежности и назвать основные свойства предметов для каждой группы; умение выделить главные и второстепенные свойства предметов в каждой группе и произвести обобщение; распределение существительных по группам. группировки предметных картинок по вопросам кто? что? что делает? что делают?; распределение по группам существительных единственного и множественного числа в именительном падеже.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Математика для слабослышащих обучающихся с интеллектуальной недостаточностью является чрезвычайно сложным предметом. Рабочая программа предлагает тот объем знаний, который доступен . Но подбирая задания педагог варьирует материалом.

Цель: повышение уровня общего развития учащихся, коррекция недостатков их познавательной деятельности, социальная реабилитация и адаптация обучающихся в современном обществе.

Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования: формирование элементов самостоятельной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);  развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления; развитие пространственного воображения; развитие математической речи; формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач.  

Решение задач практического и воспитывающего обучения способствует воспитанию адекватной ориентации учащихся в окружающей жизни, их социальной адаптации, включению в трудовую деятельность.

Обучение математике тесно связано с развитием речи и мышления – сознательное усвоение математических знаний невозможно без овладения определенным уровнем речевого развития. Наряду с этим уроки математики обогащают речь учащихся; так, в начальный период обучения происходит знакомство с определенной математической терминологией и лексикой и с неспециальной, но необходимой для изучения математики лексикой. Слова сначала даются на табличках для глобального чтения, а затем по мере овладения аналитическим чтением вводятся в активный словарь и употребляются учащимися в самостоятельной речи. В этот период необходимы специальные пропедевтические занятия по уточнению у учащихся математических представлений по их подготовке к систематическому обучению математике. Важную роль в обучении играет преимущественное использование наглядных и действенных методов обучения: манипулирование предметами, практическая деятельность, дидактические игры, наблюдения и экскурсии. Это будет помогать воспитанию интереса к предмету, повышению эффективности обучения.

Место курса развития речи в учебном плане.

На изучение предмета в первом классе  отводится 136 часа в год (4 часа в учебную неделю).

Программа обеспечивает достижение слабослышащими учащимися с интеллектуальными нарушениями следующих личностных, предметных результатов и базовых учебных действий.

Личностные результаты обучения:

1) формировать мотивацию к обучению;

2) развитие адекватных представлений о насущно необходимом жизнеобеспечении

3) овладение социально­бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни 5) владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;

4) развитие положительных свойств и качеств личности;

5) формировать готовность к вхождению обучающегося в социальную среду

Предметные результаты обучения:

1) использование начальных математических знаний о числах, мерах, величинах и геометрических фигурах для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;

2) овладение основами словесно-логического мышления, математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения несложных алгоритмов;

3) применение математических знаний для решения учебно- познавательных, учебно-практических, житейских и профессиональных задач.

Базовые учебные действия:

1) Коммуникативные учебные действия:

•вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс);

•использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

•обращаться за помощью и принимать помощь

2) Регулятивные учебные действия:

• входить и выходить из учебного помещения со звонком;

•ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения); •пользоваться учебной мебелью;

•адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);

•работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место;

•передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;

•принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

3) Познавательные учебные действия:

•делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

• пользоваться знаками, символами, предметами- заместителями;

•выполнять арифметические действия;

•наблюдать;

•работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

4 часа в неделю (136 часов в год)

Знакомство с понятиями больше, меньше, столько же, поровну, непоровну, одинаково. Образование групп предметов из отдельных предметов, расположенных в ряд.

Числа от 1 до 5

Название чисел от 1 до 5. Обозначение цифрой и словом. Последовательность чисел в натуральном ряду. Написание цифр от 1 до 5. Сравнение чисел. Место каждого числа в натуральном ряду.

Состав чисел 2, 3, 4, 5

Сравнение групп предметов по их количеству. Счет прямой и обратный в пределах пяти.

Числа от 1 до 10

Название и последовательность чисел в пределах 10. Чтение и запись чисел от 6 до 10. Написание цифр 6, 7, 8, 9, 0. Число 0. Сравнение чисел.

Состав чисел 2-10

Количественный и порядковый счет по одному и группами

Задачи в одно действие, решаемые сложением и вычи­танием. Задачи на нахождение суммы двух слагаемых. Задачи на нахождение остатка. Драматизация их содержания. Составление условия задачи из рассыпного текста. (Выполнение рисунка и запись решения в виде примера.)

Временные понятия: вчера, сегодня. Работа с календарем. Дни недели. Названия месяцев. Геометрический материал: квадрат, прямоугольник, треугольник, круг. Рисование по образцу в тетради в клетку. Составление орнаментов из геометрических фигур.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа. рассчитана на ученицу 2 класса Удовенко Лилию, обучающуюся по программе специального класса (программа для умственно отсталых слабослышащих детей).

Цель: формирование элементарных представлений и понятий об окружающем мире.

Основными задачами данного учебного предмета являются: накопление и систематизация представлений детей о предметах и явлениях окружающей жизни, природы, обогащение их нравственного опыта, формирование навыков правильного поведения (в семье, школе, на улице, общественных местах, в природе); воспитание любви и заботы к членам семьи, уважительного, внимательного отношения к окружающим людям; воспитание у детей бережного отношения к вещам, созданным трудом людей, уважение к труду, людям труда, воспитание у детей ответственного отношения к природе, любви к родному краю, Родине.

Коррекционная направленность курса «Ознакомление с окружающим миром» выражается в формировании у детей целостного представления об окружающем мире (природа-человек- общество рассматриваются в данном курсе в неразрывном единстве), что обеспечивает целенаправленное, систематическое личностное развитие детей, практическую подготовку их к самостоятельной жизни в обществе.

Основные методы работы. Формы, методы и средства ознакомления детей с жизнью нашего общества разнообразны: экскурсии, беседы и чтение о труде, подготовка к праздникам, просмотр видеофильмов. Ведется работа по формированию представлений у учащихся о природных объектах и явлениях, по воспитанию ответственного отношения к природе, культуре поведения в природе и работа по организации посильной деятельности по охране природы. Знания по программе « Ознакомление с окружающим миром» необходимо реализовывать на уроках развития речи, математики, изобразительного искусства, технологии, а также найти им место во внеурочное время.

Программа рассчитана на контингент учащихся имеющих сложную структуру дефекта.

Место курса обучения грамоте в учебном плане.

На изучение предмета во втором классе  отводится 68 часов в год (2 часа в учебную неделю).

Программа обеспечивает достижение слабослышащими учащимися с интеллектуальными нарушениями следующих личностных, предметных результатов и базовых учебных действий.

Личностные результаты обучения:

• формировать мотивацию к обучению; развитие адекватных представлений о насущно необходимом жизнеобеспечении

• овладение социально­бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни

• владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;

• развитие положительных свойств и качеств личности;

• формировать готовность к вхождению обучающегося в социальную среду.

Предметные результаты обучения:

• овладение основными представлениями об окружающем мире, овладение первоначальными знаниями о человеке ,развитие у ребёнка представлений о себе и круге близких людей;

• признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.);

• примеры явлений природы: смена времён года, погода, её составляющие, наблюдение за погодой своего края;

• дикие и домашние животные;

• общее представление о строении тела человека;

• семья, имена и фамилии членов семьи;

• правила поведения в школе, на уроке, обращение к учителю;

• правила безопасной жизни.

Базовые учебные действия:

1)Личностные учебные действия:

• положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;

•целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;

•самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;

• готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе;

2) Коммуникативные учебные действия:

•вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс);

•использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

•доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;

•договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации;

3) Регулятивные учебные действия:

•входить и выходить из учебного помещения со звонком;

•ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения); •пользоваться учебной мебелью;

•адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);

•работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место;

•передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;

•принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

•активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

•соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

4) Познавательные учебные действия:

• делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

• пользоваться знаками, символами, предметами- заместителями;

•читать;

•наблюдать;

•работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


1 четверть(16часов)

Мое имя и фамилия.

Школа, наш класс

Я на садовом участке.

Наблюдения за погодой. Время года осень.

Волшебные слова.

Правила поведения в транспорте.

Бережное отношение к окружающим вещам.

2 четверть (16часов)

Я в живом уголке. Мои животные и растения.

В зоопарке у зверей и птиц.

Наблюдения за погодой. Время года зима.

Новый год.

3 четверть (20часов)

Я и моя семья.

Мой любимый цвет.

Одежда и обувь.

Мебель в комнате.

В магазине.

Наблюдения за погодой. Время года весна.

4 четверть (16часов)

Времена года.

Я и мое здоровье. Береги уши. Береги глаза. Береги зубы. Полезные продукты.

Наблюдения за погодой. Время года лето.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Для слабослышащих детей предмет «Технология» играет огромную роль в обучении. Значительное сужение словарного запаса или практически его отсутствие, трудности в освоении грамматического строя препятствуют естественному формированию у учащихся полноценных коммуникативных навыков и умений. При поступлении в школу грамматически неоформленные высказывания детей носят отрывочный, редуцированный характер, часто словесные средства заменяются мимикой и жестами. Страдает понимание обращенной речи. Все это затрудняет не только процесс обучения детей, но и процесс адаптации учащихся в социуме Программа. рассчитана на ученицу 2 класса Удовенко Лилию, обучающуюся по программе специального класса (программа для умственно отсталых слабослышащих детей).

Цель: формирование у слабослышащих обучающихся общекультурных и общетрудовых компетенций, коррекция интеллектуальных и физических недостатков с учетом их индивидуальных особенностей.

Трудовое обучение является составной частью единой системы обучения, воспитания и развития обучающихся. Обучение труду направлено на воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе, уважения к людям труда); сообщение элементарных знаний по видам труда, формирование трудовых качеств, обучение доступным приемам труда, развитие самостоятельности в труде, привитие интереса к труду; формирование организационных умений в труде: вовремя приходить на урок, работать на своем рабочем месте, правильно располагать материалы, убирать их по окончании работы. Наряду с этими задачами решаются и коррекционные задачи. Коррекционная работа выражается в формировании умений: ориентироваться в задании; предварительно планировать ход работы над изделием; контролировать свою работу.

В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.

Все этапы урока должны быть максимально насыщены речевым общением, педагог постоянно стимулирует обучающихся к пользованию речью, не допускается молчаливое выполнение практических заданий.

Место курса обучения грамоте в учебном плане.

На изучение предмета в первом классе  отводится 34 часа в год (1 час в учебную неделю).

Программа обеспечивает достижение слабослышащими учащимися с интеллектуальными нарушениями следующих личностных, предметных результатов и базовых учебных действий.

Личностные результаты обучения:

•формировать мотивацию к обучению; развитие адекватных представлений о насущно необходимом жизнеобеспечении

•овладение социально-­бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни

• владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;

•развитие положительных свойств и качеств личности;

•формировать готовность к вхождению обучающегося в социальную среду;

Предметные результаты обучения:

•Общекультурные и общетрудовые компетенции.

•Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса.

•Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени.

•Контроль и корректировка хода работы.

•Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию, домашнему труду.

• Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов.

• Конструирование и моделирование. Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям.

Базовые учебные действия:

1) Коммуникативные учебные действия:

•вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс);

•использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

•обращаться за помощью и принимать помощь;

•слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

•сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

•доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;

•договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации;

2) Регулятивные учебные действия:

• входить и выходить из учебного помещения со звонком;

•ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения); •пользоваться учебной мебелью;

•адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);

•работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место;

•передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;

•принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

•активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

•соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

3) Познавательные учебные действия:

• делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

• пользоваться знаками, символами, предметами- заместителями;

•наблюдать;

•работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Вводное занятие. Беседа о труде и профессиях. Ознакомление учащихся с особенностями урока труда. Требования к поведению учащихся во время урока труда. Правильная рабочая поза и соблюдение порядка на рабочем месте. Аккуратное и бережное обращение с материалами и инструментами. Соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических требований. Выявление знаний и умений учащихся.

Работа с пластилином. Изучение технических сведений по пластилину: свойства: холодный пластилин — твердый, теплый пластилин — мягкий и вязкий, цвет: красный, синий, желтый, оранжевый, зеленый, коричневый, черный, белый, применение и назначение выполненных изделий. Способы подготовки пластического материала к работе: подогрев и разминание пластилина. Инструменты, применяемые при лепке, их названия и назначение. Виды лепки: на плоскости (рельеф) и круглая (скульптура). Организация рабочего места и соблюдение санитарно-гигиенических требований при лепке. Понятие о расположении предметов на подставке в определенной последовательности. Знакомство с разнообразными приемами лепки: раскатывание пластилина в ладонях и на подкладной доске (столбики), скатывание кругообразными движениями в ладонях (шар), вдавливание на поверхности шара (яблоко), скатывание кругообразными движениями шара и раскатывание в ладонях до овальной формы. Лепка двумя способами: вылепливание из целого куска и составление из двух половинок шара. Скатывание и расплющивание, вытягивание одного конца столбика и боковины шара, соединение плоских деталей с объемными, соединение деталей примазыванием. Выполнение заготовок для букв и цифр. Применение в работе инструментов для резания материала, зачистки изделий и обработки деталей фигуры. Закрепление деталей на подставке. Использование цвета пластилина в макете. Рациональное использование случайных материалов (ветки, бумага, картон).Работа с природными материалами. Изучение элементарных понятий о природных материалах, их свойствах: цвет, форма, величина, хрупкость засушенных листьев и цветов. Соединение пластилина с природным материалом различными способами. Сбор, хранение природных материалов. Сочетание цветов пластилина и природного материала. Ознакомление с натуральными объектами. Инструмент (ножницы). Организация рабочего места при работе с природным материалом, соблюдение санитарно-гигиенических требований, правила безопасной работы с режущими инструментами.Рациональное использование пластилина и природного материала и дополнительных материалов для оформления макета.Соединение пластилина с природным материалом способами примазывания, вкалывания деталей из природного материала в пластилин. Соединение отдельных деталей с помощью пластилина. Прикрепление засушенных листьев и цветов на подложку полосками гуммированной бумаги. Составление простейших композиций из листьев и цветов. Расположение деталей на подставке. Оформление макетов изготовленными изделиями с созданием игровой ситуации.Работа с бумагой. Изучение технических сведений: свойства бумаги: сгибается, мнется, разрывается, впитывает влагу, теряя при этом прочность, режется. Различение бумаги по толщине, элементарные понятия о назначении некоторых сортов бумаги (газетная, писчая, бумага для рисования, папиросная, оберточная, цветная). Основные и дополнительные цвета бумаги. Инструменты для работы с бумагой: ножницы, карандаш, гладилка, шаблон, мерочка. Клеящие составы: клейстер, канцелярский клей, клей ПВА. Кисточка.Ознакомление с оттенками цветов бумаги. Сочетание цветов бумаги, понятие об аппликации, правила составления аппликации.Понятие о геометрическом и растительном орнаментах. Правила составления растительного орнамента. Организация рабочего места. Правила безопасной работы с клеем и режущими инструментами. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с бумагой. Знакомство с приемами работы при работе с бумагой: складывание с угла на угол и по средней линии, разглаживание гладилкой от центра к краям, разрывание бумаги по сгибу. Хватка инструмента. Синхронность работы обеих рук: правая рука с ножницами — режет, левая — подает. Приемы резания ножницами по прямым и кривым линиям, скругление углов квадрата и прямоугольника. Обводка по шаблону, разметка бумаги с помощью мерочки. Смазывание поверхности бумаги клеем с помощью кисти. Рациональное использование материала (экономная разметка, использование остатков материала для дальнейшей работы). Симметричное вырезывание. Размещение на листе бумаги элементов аппликации. Смазывание деталей аппликации клеем и наклеивание их.Работа с нитками. Изучение технических сведений: свойства, особенности и применение ниток. Инструменты для работы с нитками, их назначение и хранение.Сочетание цвета ниток и карандаша для раскраски контура. Организация рабочего места. Правила безопасной работы. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с нитками. Приемы работы с нитками: связывание ниток и завязывание бантиком, петлей.



4.1. Программа базовых учебных действий

Содержание

1 полугодие

2 полугодие

1

осознание себя как ученика, заинте­ресованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению социального окружения



2

обра­щаться за помощью и принимать помощь; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелатель­но относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми.



3

пользоваться учебной мебе­лью; адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); работать с учебными при­надлежностями (инструментами, спортивным инвентарём) и организовы­вать рабочее место; передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения; принимать цели и произвольно включаться в де­ятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;



4

выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов; уста­навливать видо-родовые отношения предметов; делать простейшие обобще­ния, сравнивать, классифицировать на наглядном материале.































4.2.Содержание учебных предметов и коррекционных занятий

Содержание

1 полугодие

2

полугодие

Развитие познавательной сферы



Музыкально-ритмические занятия.



Развитие слухового восприятия и техника речи(фронтальные занятия



Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи.

(индивидуальные занятия)



Коммуникация

(с использованием невербальных и вербальных средств)

Русский язык (ФГСР,обучение грамоте)

Формирование грамматического строя речи, обучение грамоте




Развитие речи



Чтение




Математика





Ознакомление с окружающим миром





Технология(труд)





Изобразительное искусство






Физическая культура





4.3. Программа нравственного развития

Содержание

Наблюдения

становление и развитие личности;



выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся, через систему студий и кружков, организацию общественно полезной дея­тельности;



участие родителей обучающихся (законных представителей), педагоги­ческих работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;



использование в образовательном процессе современных образова­тельных технологий деятельностного типа;



предоставление обучающимся возможности для эффективной самосто­ятельной работы


достижение предметных и личностных результатов в обучении и раз­витии обучающихся.




4.4 Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни


Содержание

Наблюдения

Формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;



Пробуждение в детях желания заботиться о своём здоровье (формиро­вание заинтересованного отношения к собственному здоровью) путём со­блюдения правил здорового образа жизни и организации здоровье сберегающего характера учебной деятельности и общения;






Формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе;

Формирование установок на здоровый образ жизни, включая правиль­ное питание, развитие потребности в занятиях физической культурой

и. спортом


Формирование потребности ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состоя­ния здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать своё здо­ровье на основе навыков личной гигиены;











4.5 Программа внеурочной деятельности

Название мероприятия

Планируемая деятельность ребенка в мероприятии

Участие ребенка в мероприятии


День знаний

присутствие на торжественной линейке, участие в работе станций

Лиля присутствовала на линейке, принимала участие в мероприятиях на улице

Новогодний праздник

подготовка к мероприятию: изготовление украшений класса, новогодних открыток; участие в новогоднем празднике

   

Праздник Осени

подготовка к мероприятию: знакомство с атрибутами праздника; участие в мероприятии

   

Веселые старты


участие в спортивных эстафетах

   

Игра

игры с мячом, настольные дидактические игры "Лото", "Домино", игры в сенсорной комнате, подвижные игры в спортивном зале

   

Прогулки на улице

игры с мячом, подвижные игры, экскурсия в зоопарк, парк


   

Последний учебный день

присутствие на торжественной линейке, участие в соревновании

   



5. Условия реализации потребности в уходе и присмотре

время









пн









вт









ср









чт









пт










6.Специалисты, участвующие в реализации СИПР


В разработке СИПР участвуют все специалисты, которые включены в воспитательно-образовательную работу с ребёнком: учитель-сурдопедагог, педагог-психолог, воспитатель, учитель-дефектолог, учитель физической культуры, учитель изобразительного искусства, социальный педагог, медицинские работники, учитель музыкально- ритмических занятий.



7. Программа сотрудничества с семьёй


Задачи

Мероприятия

Ответственные

Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребёнка

Индивидуальные консультации родителей со специалистами (раз в триместр и по запросу родителей)

Консультации родителей по темам: «Организация свободного времени дома», «Реализация СИПР в домашних условиях», «Особенности ребёнка», «Формирование трудовых навыков».


Учитель-дефектолог

Педагог-психолог

Учитель физической культуры

Воспитатель

Обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР, единства требований к обучающейся в семье и в образовательной организации

Участие родителей в разработке СИПР.

Посещение родителями уроков, занятий.

Консультирование родителей по вопросам обучения ребёнка в домашних условиях, выбор единых подходов и приёмов работы.


Учитель –дефектолог

Учитель-сурдопедагог

Воспитатель

Социальный педагог

Организация регулярного обмена информацией о ребёнке, о ходе реализации СИПР и результатах её освоения

Информирование электронными средствами.

Личные средства, беседы.




Учитель-дефектолог

Воспитатель

Социальный педагог

Организация участия родителей во внеурочных мероприятиях

Привлечение родителей к планированию, в разработке и реализации мероприятий.

* 1 сентября – День Знаний.

* Праздник осени

* Новогодний праздник

* Экскурсии

*Последний звонок

Все специалисты, участвующие в организации СИПР

Медицинское обслуживание

Получение кислородных коктейлей

Пневмомассаж

Сезонная дача витаминов

Профилактические прививки согласно возраста по плану


Медицинские работники школы




8.Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов


  • Кохлеар ,слева.

  • Графические средства для альтернативной коммуникации: таблицы букв, цифр, карточки с изображениями объектов, людей, действий с напечатанными словами, наборы букв, цифр.

  • Иллюстрации: сюжетные картинки различной тематики, видеоматериалы(презентации).

  • Пазлы из 2-х, 4-х и более частей, мозаика.

  • Объекты природы(жёлуди, шишки, камни и др.)

  • Муляжи овощей и фруктов.

  • Календарь природы.

  • Альбом по темам развития речи.

  • Семейные фотографии

  • Ноутбук, мультимедиа проектор.

  • Рабочие тетради по предметам.

  • Игровые материалы для развития мелкой моторики.

Требования к результатам освоения программы.

В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной умственной отсталостью, каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.

Предметом итоговой оценки освоения обучающимися адаптированной основной общеобразовательной программы образования для обучающихся с умственной отсталостью должно быть достижение результатов освоения специальной индивидуальной программы развития последнего года обучения и развития жизненной компетенции обучающихся.

Для мониторинга педагогического процесса 2 раза в год в СИПР отражается сформированность представлений, умений и навыков обучающихся, отмечается степень их самостоятельности.

В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действи,

/операций, внесенных в СИПР.

действие выполняется взрослым (ребенок), со значительной помощью взрослого, с частичной помощью взрослого, по подражанию или по образцу,

полностью самостоятельно.

9.Средства мониторинга и оценки динамики обучения



Уровни освоения действий/операций

баллы

1

Пассивное участие / соучастие.

действие выполняется взрослым (ребенок

позволяет что-либо сделать с ним).

0

2. Активное участие.


действие выполняется ребёнком:


2.1

со значительной помощью взрослого

1

2.2

с частичной помощью взрослого

2

2.3

по последовательной инструкции (изображения или вербально)



3


2.4

по подражанию или по образцу

4

2.5

полностью самостоятельно

5

Сформированность представлений

1. Представление отсутствует


2. Не выявить наличие представлений


3. Представление на уровне:


- использования по прямой подсказке


- использование с косвенной подсказкой (изоажение)


- самостоятельное использование


Учитель класса:

Воспитатель класса:

Педагог-психолог:

Учитель-дефектолог. сурдопедагог

Учитель физкультуры:

Учитель музыкально-ритмических занятий:

Социальный педагог:

Медицинский работник

Родители:














Диагностическая карта учебных возможностей

___________________________________________________________________

Класс , дата

Сроки изучения и оценки

Характеризуемые качества

(отметьте знаком «+» те элементы характеристики ученика, которые нуждаются в значительном улучшении)

Рекомендации

по работе

с учащимися

Отношение к учению, познавательная активность

Интеллектуальное развитие

Развитие навыков учебного труда

Развитие волевых качеств

Уровень культурного кругозора

Физическое развитие

Желание учиться лучше

Переживание успехов и неудач в учении

Стремление выполнять все требования и рекомендации учителя

Осознание личной значимости учителя

Сформированность внимания, памяти, мышления

Умение выделять главное, существенное в изучаемом материале

Самостоятельность мышления и использование познавательных умений при решении различных учебных задач

Темп усвоения знаний

Умение планировать выполнение учебных задач

Умение рационально организовывать учебную работу

Умение осуществлять самоконтроль за степенью усвоения учебного материала

Умение в темпе класса осуществлять решение учебных задач

Способность проявлять настойчивость в достижении поставленных целей

Стремление преодолевать затруднения в учебе и личном поведении

Умение проявлять собранность и организованность

Умение преодолевать отвлекающие от учебы влияния

Быстрота переключения с различных видов занятий

Широта культурных интересов

Начитанность

Умение видеть и понимать прекрасное в искусстве и окружающем мире, выражать свое отношение

Состояние здоровья

Степень утомляемости в учении и других видах деятельности

Умение спокойно переносить физические, волевые и другие нагрузки на организм

Быстрота включения в различные виды учебной и другой деятельности


2



























3



























4
































ФИО учителя_________________

Лист достижений__________________________________________________

ученика(цы) 2 _ класса за 20____ учебный год.

«0»-действие выполняется взрослым (ребенок

позволяет что-либо сделать с ним);

«1» со значительной помощью взрослого ;

«2» – с частичной помощью взрослого по последовательной;

«3» – инструкции (изображения или вербально;

«4»- по подражанию или по образцу;

«5»- полностью самостоятельно

Класс

Тема

Чтение. Уровень усвоения материала

1 полугодие

2 полугодие


2

Итоговая контрольная работа




Класс

Тема

Грамматика Уровень усвоения материала

1 полугодие

2 полугодие



2

Итоговая контрольная работа




Класс

Тема

Математика Уровень усвоения материала

1 полугодие

2 полугодие


2

Итоговая контрольная работа



Класс_________________________

Учебный год___________________

Диагностическая карта по математике

Условные обозначения:

«0»-действие выполняется взрослым (ребенок

позволяет что-либо сделать с ним);

«1» со значительной помощью взрослого ;

«2» – с частичной помощью взрослого по последовательной;

«3» – инструкции (изображения или вербально;

«4»- по подражанию или по образцу;

«5»- полностью самостоятельно

Содержание программных модулей

1полугодие

2полугодие

Сравнение предметов по размеру. Столько же. Больше. Меньше.



Пространственные представления



Временные представления



На больше (меньше)?



Много. Один.



Числа от 1 до 5.



Знаки +,-,=.



Знаки больше, меньше, равно.



Знаки больше, меньше, равно..



Числа от 6 до 10



Решение примеров в пределах 10



Число 0.



Решение задач



Приемы вычислений



Закрепление.



Сложение и вычитание



ФИО уч-ся ___________________

ФИО учителя_________________

Класс_________________________

Учебный год___________________

Диагностическая карта по грамматике

Условные обозначения:

«0»-действие выполняется взрослым (ребенок

позволяет что-либо сделать с ним);

«1» со значительной помощью взрослого ;

«2» – с частичной помощью взрослого по последовательной;

«3» – инструкции (изображения или вербально;

«4»- по подражанию или по образцу;

«5»- полностью самостоятельно

Содержание программных модулей

1полугодие

2полугодие

Знакомство с широкой и узкой строкой.



Звук [а], буквы А, а. Строчная буква а. Заглавная буква А



Звук [о], буквы О, о. Строчная буква о. Заглавная буква О.



Звук [и], буквы И, и. Строчная буква и. Заглавная буква И.



Звук [ы], буква ы. Строчная буква ы.



Звук [у], буквы У, у. Строчная буква у. Заглавная буква У.



Звук [н], буквы Н, н. Строчная буква н. Заглавная буква Н



Звук [с], буквы С, с. Строчная буква с. Заглавная буква С



Звук [к], буквы К, к. Строчная буква к. Заглавная буква К.



Звук [т], буквы Т, т. Строчная буква т. Заглавная буква Т.



Звук [л], буквы Л, л. Строчная буква л. Заглавная буква Л.



Звук [р], буквы Р, р. Строчная буква р. Заглавная буква Р.



Звук [в], буквы В, в. Строчная буква в. Заглавная буква В.



Звук [п], буквы П, п. Строчная буква п. Заглавная буква П.



Звук [м], буквы М, м. Строчная буква м. Заглавная буква М



Звук [з], буквы З, з. Строчная буква з. Заглавная буква З.



Звук [б], буквы Б, б. Строчная буква б. Заглавная буква Б.



Звук [д], буквы Д, д. Строчная буква д. Заглавная буква Д.



Буквы Я, я. Строчная буква я. Заглавная буква Я.



Звук [г], буквы Г, г. Строчная буква г. Заглавная буква Г.



Звук [ч], буквы Ч, ч. Строчная буква ч. Заглавная буква Ч.



Буква ь. Письмо буквы ь. Буква ъ. Письмо буквы ъ.



Звук [ш], буквы Ш, ш. Строчная буква ш. Заглавная буква Ш.



Звук [ж], буквы Ж, ж. Строчная буква ж. Заглавная буква Ж.



Буквы Ё, ё. Строчная буква ё. Заглавная буква Ё. Буквы Е, е. Строчная буква е. Заглавная буква Е.



Звук [й], буквы Й, й. Письмо буквы й.



Звук [х], буквы Х, х. Строчная буква х. Заглавная буква Х.



.Буквы Ю, ю Строчная буква ю. Заглавная буква Ю.



Звук [ц], буквы Ц, ц. Строчная буква ц. Заглавная буква Ц.



Звук [э], буквы Э, э. Строчная буква э. Заглавная буква Э.



Звук [щ], буквы Щ, щ. Строчная буква щ. Заглавная буква Щ.



Звук [ф], буквы Ф, ф. Строчная буква ф. Заглавная буква Ф.



Существительное+ глагол наст.вр



Род существительных в словосочетаниях « числит.+сущ.» один, одна,одно.



Составление предложений с сочетаниями, обозначающими предмет и действие(сущ.мн.ч.+ глагол наст.вр.)



Большая буква в начале предложения



Точка в конце предложения.



Составления предложений со словосочетаниями обозначающими переходность действия( гл.наст.вр+ сущ. неод.)



Составления предложений со словосочетаниями обозначающими:

Переходность действия( гл.+ сущ.од,неод)



Направленность действия(гл+сущ.од)



Большая буква в именах.



Списывание с печатного текста .
































22


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Специальная индивидуальная программа развития для 2 класса

Автор: Кудренко Наталья Васильевна

Дата: 19.11.2018

Номер свидетельства: 486486

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(241) "Специальная индивидуальная программа развития для детей с тяжёлой умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) 2 класс"
    ["seo_title"] => string(80) "spetsialnaia_individualnaia_programma_razvitiia_dlia_detei_s_tiazhioloi_umstvenn"
    ["file_id"] => string(6) "545536"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1586144210"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Специальная индивидуальная программа развития учащегося 1 класса"
    ["seo_title"] => string(71) "spetsialnaia_individualnaia_programma_razvitiia_uchashchegosia_1_klassa"
    ["file_id"] => string(6) "600203"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1644821801"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(30) "СИПР для 7 класса"
    ["seo_title"] => string(18) "sipr-dlia-7-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "341587"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1472569817"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Специальная индивидуальная программа развития. Особенности разработки и реализация"
    ["seo_title"] => string(80) "spetsialnaia_individualnaia_programma_razvitiia_osobennosti_razrabotki_i_realiza"
    ["file_id"] => string(6) "516238"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1561839423"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Рабочая программа по РСВ и ФП для 5кл. "
    ["seo_title"] => string(41) "rabochaia-proghramma-po-rsv-i-fp-dlia-5kl"
    ["file_id"] => string(6) "181883"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1425404104"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства