Данная программа составлена сучётом индивидуальных особенностей ребёнка.
Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей
Данная программа составлена сучётом индивидуальных особенностей ребёнка.
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
(СИПР)
Структура СИПР
Общие сведения о ребёнке.
Психолого-педагогическая характеристика (включающая оценку развития
обучающегося на момент составления программы и определяющая приоритетные направления воспитания и обучения ребёнка).
Индивидуальный учебный план.
Содержание образования.
Базовые учебные действия.
Содержание учебных предметов и коррекционных занятий.
Программа нравственного развития.
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.
Программа внеурочной деятельности.
Условия реализации потребности в уходе и присмотре.
Специалисты, участвующие в реализации СИПР.
Программа сотрудничества школы с семьей.
Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов.
Средства мониторинга и оценки динамики обучения.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ОВЗ НОО (далее ФГОС ОВЗ НОО) от 19.04.2014г.
Основой рабочей программы является программа специальных (коррекционных) учреждений II вида, 2 класс, 2-е отделение (вариант III). Составители сборника К.Г. Коровин, А.Г. Зикеев, Л.И. Тигранова, И.Г. Багрова. (Допущено Министерством образования Российской Федерации, Москва: «Просвещение», 2006г.).
В соответствии с заключениями:
Заключение ЦПМПК_№316 от 10.05.2017 г. Тотальное недоразвитие психическихфункций легкой степени, дефицитарность слухового анализатора: двухсторонняя сенсоневральная тугоухость IV степени, состояние после кохлеарной имплантации слева, 2013год. Специфическое системное недоразвитие речи, обусловленное нарушенным слухом. Обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для слабослышащих и позднооглохших обучающихся ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (вариант 2.3) по специальной индивидуальной программе развития, 2й класс с 01.09.2017г. Срок обучения – четыре года
Занятия с педагогом-психологом по коррекции и развитию высших психических функций, развитию коммуникативной сферы, слухового восприятия, общей и мелкой моторики, пространственных представлений, функций программирования и контроля, познавательной активности. Расширение социального опыта ребенка, формирование социальных компетенций, развитие умения сотрудничать с педагогами и сверстниками навербальной основе. Консультирование родителей и педагогов по учету особенностей развития ребенка в образовательно-воспитательном процессе
1.Общие сведения о ребенке
1. Ф.И.О. обучающегося
__ ______________
2. Дата и место рождения
___06.08.2008 года, _________________
3. Дата поступления в учреждение
4. Адрес: по регистрации и место фактического проживания: __________________________
Состав семьи (перечисляются живущие совместно с ребенком члены семьи):
Мать ____________________________
Отец __________------_______________________________________________
5. Сведения о взрослых, участвующих в воспитании и содержании ребенка:
а) статус ______________________________________________________
(указывается положение взрослого относительно ребенка: мать, отец, сестра, родственник, приемный родитель, опекун, ответственный воспитатель и др.)
- Ф.И.О. _ ___ __________________________
- год рождения _______________________________________
- образование__________________________________________
- телефон ______________________________________________
б) статус _________________________________________________
- Ф.И.О. ___ __ _________________________
- год рождения __________________________________________
- образовани_____________________________
- телефон _____________________________________________
_________________________________________________________________
Изменения_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Информация о переходе в образовательные учреждения __________________________________________________________________
8. Особые отметки (данные о полноте семьи, причины отсутствия одного или обоих родителей, другие данные характеризующие социальный статус семьи и семейные отношения, инвалидность родителей, хронические заболевания)_полная,.______________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Многодетная семья (перечисление детей с указанием даты рождения, дата выдачи и
№ удостоверения, дата прекращения действия) ____________________________________
10. Жилищные условия (отдельная квартира или комната в коммунальной квартире, количество комнат, имеет ли ребенок свою комнату (если нет, то с кем проживает), мебель, санитарное состояние, уют)
_квартира у ребёнка есть своя комната, соответствующая санитарным нормам (спальное, учебное, игровое место)___________________________
Изменения_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Материальная обеспеченность семьи (малообеспеченная или обеспеченная семья указывается со слов родителей или лиц их заменяющих) ____обеспеченная_____________________________________________________________________________________________________________________
Изменения_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12. Содержание ребенка (достаточное – сыт, одет чисто и по погоде, имеет свою постель и белье, личные средства гигиены, книги, игры, игрушки; недостаточное – неухожен, голодает, безнадзорен, плохо одет плохо обут и т.п.; отношение к ребенку в семье) _достаточное, отношение к ребёнку в семье дружелюбное. _______________________________________
Изменения___________________________________________________________________________________________________________________________
13. Инвалидность ребенка (дата выдачи, № справки, дата прекращения действия)
___ребёнок-инвалид, удостоверение ____________________________
Изменения___________________________________________________________________________________________________________________________
Заключение ЦПМПК_№316 от 10.05.2017 г. Тотальное недоразвитие психическихфункций легкой степени, дефицитарность слухового анализатора: двухсторонняя сенсоневральная тугоухость IV степени, состояние после кохлеарной имплантации слева, 2013год. Специфическое системное недоразвитие речи, обусловленное нарушенным слухом. Обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для слабослышащих и позднооглохших обучающихся ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (вариант 2.3) по специальной индивидуальной программе развития, 2й класс с 01.09.2017г. Срок обучения – четыре года
Занятия с педагогом-психологом по коррекции и развитию высших психических функций, развитию коммуникативной сферы, слухового восприятия, общей и мелкой моторики, пространственных представлений, функций программирования и контроля, познавательной активности. Расширение социального опыта ребенка, формирование социальных компетенций, развитие умения сотрудничать с педагогами и сверстниками навербальной основе. Консультирование родителей и педагогов по учету особенностей развития ребенка в образовательно-воспитательном процессе
. Занятия с учителем-дефектологом (сурдопедагогом) по развитию речевого слуха и произносительных навыков (двухсторонняя сенсоневральная тугоухость IV степени, состояние после кохлеарной имплантации слева, 2013год.). формирование навыков продуктивного взаимодействия, развитие познавательной деятельности. Консультирование родителей и педагогов по учету специфики развития ребенка помощь в освоении АООП
2.Психолого-педагогическая характеристика
Развития
3. Индивидуальный учебный план.
| Предметные области | Учебные предметы | Кол-во часов |
Обязательная часть | |||
1 | Речь и речевая практика
| Русский язык (формирование грамматического строя речи, обучение грамоте) . Чтение. Развитие речи. | 5 4 3 |
2 | Математика | Математика | 4 |
3 | Естествознание | Ознакомление с окружающим миром | 2 |
4 | Искусство | Изобразительное искусство | 1 |
6 | Физическая культура | Физическая культура | 3 |
7 | Технология | Технология (труд) | 1 |
Часть, формируемая участниками образовательного процесса | |||
1 | Коррекционно-развивающая область | Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи. (индивидуальные занятия) | 3 |
2 | Музыкально-ритмические занятия. | 2 | |
3 | Развитие слухового восприятия и техника речи(фронтальные занятия | 1 | |
4 | | Развитие познавательной сферы | 2 |
Итого | 35 |
4.Содержание образования
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Для умственно отсталых детей предмет «Чтение» играет огромную роль в обучении. Значительное сужение словарного запаса или практически его отсутствие, трудности в освоении грамматического строя препятствуют естественному формированию у учащихся полноценных коммуникативных навыков и умений. При поступлении в школу грамматически неоформленные высказывания детей носят отрывочный, редуцированный характер, часто словесные средства заменяются мимикой и жестами. Страдает понимание обращенной речи. Все это затрудняет не только процесс обучения детей, но и процесс адаптации учащихся в социуме Цель предмета: обучение элементарному чтению; формирование и развитие самостоятельной связной речи и повышение уровня общего развития обучающихся, реализуемых в сочетании с общеобразовательными задачами.
Задачи:
- подготовить учащихся к овладению первоначальными навыками чтения;
- привить интерес к обучению;
- выявить особенности общего и речевого развития каждого ребенка.
- формирование звуко-буквенного анализа и синтеза как основы овладения чтением и письмом.
Коррекционная направленность обучения слабослышащих и позднооглохших детей с интеллектуальными нарушениями обеспечивается реализацией следующих условий организации учебного процесса:
1) ориентация педагогического процесса на преобразование всех сторон личности слабослышащего ребенка с нарушением интеллекта, коррекцию наиболее важных психических функций, их качеств и свойств;
2) преодоление речевого недоразвития посредством специального обучения языку (накопление словарного запаса, развитие фонематического и речевого слуха, правильного звукопроизношения, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, скоординированной моторики мелких мышц руки);
3) использование и коррекция в учебно-воспитательном процессе самостоятельно приобретенных учащимися речевых навыков, дальнейшее их развитие и обогащение;
4) стимулирование различными средствами, методами и формами работы активного поведения учащихся, их собственной самостоятельной практической деятельности;
5) учёт индивидуальных и характерологических особенностей детей, а также коррекции имеющихся у них нарушений психофизического развития;
6) привлечение наглядно-действенных средств и приёмов, способствующих формированию представлений, понятий, которые требуют использования словесных способов обозначения;
7) поддержка интереса к учению, выработка положительной мотивации, формирование нравственной и волевой готовности к обучению в школе.
Программа рассчитана на контингент учащихся имеющих сложную структуру дефекта. Эти дети к моменту поступления в школу обычно имеют весьма ограниченный речевой опыт, не владеют грамматическими закономерностями русского языка, плохо понимают обращенную к ним речь. Поэтому обучение языку в классах со сложной структурой дефекта носит элементарно – практический характер.
Место курса обучения грамоте в учебном плане.
На изучение предмета во втором классе отводится 136 часов в году (4 часа в учебную неделю).
Программа обеспечивает достижение слабослышащими учащимися с интеллектуальными нарушениями следующих личностных, предметных результатов и базовых учебных действий.
Личностные результаты обучения:
• формирование мотивацию к обучению;
• развитие адекватных представлений о насущно необходимом жизнеобеспечении
• овладение социальнобытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни
• владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
• развитие положительных свойств и качеств личности;
• формировать готовность к вхождению обучающегося в социальную среду
Предметные результаты обучения:
• овладение обучающимися посильными коммуникативно-речевыми умениями, необходимыми для совершенствования их словесной речи устного и письменного общения; осознанное, сознательное чтение, понимание смысла доступных текстов;
• сформированность умения выбирать адекватные средства коммуникации в зависимости от собеседника (слышащий, глухой, слабослышащий);
• сформированность умения использовать дактилологию и, при необходимости, жестовую речь;
• сформированность навыков построения предложений с одновременным уточнением значений входящих в них словоформ.
• овладение структурой простого предложения;
• владение орфографическими знаниями и умениями, каллиграфическими навыками
Базовые учебные действия:
1) Регулятивные учебные действия:
• входить и выходить из учебного помещения со звонком;
• ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения); •пользоваться учебной мебелью;
• адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);
• работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место;
• передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
• принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
2) Познавательные учебные действия:
• делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
• пользоваться знаками, символами, предметами- заместителями;
• выполнять арифметические действия;
• наблюдать;
• работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).
3) Коммуникативные учебные действия:
• вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс);
• использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
•обращаться за помощью и принимать помощь.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1 четверть (32 часа)
Знакомство со школой и правилами поведения в школе.
Знание учащимися школьного помещения.
Умение организованно войти в класс, занять свое место, встать по вызову учителя, подойти к столу учителя или классной доске, выполнить поручение по заданию учителя, сесть за парту или на стул.
Соблюдения правил поведения в помещениях школы.
Умение приветствовать старших; пользоваться личными учебными вещами, бережно хранить их; пользование игрушками и беречь их.
Уточнение и развитие слухового восприятия учащихся.
Развитие речевого слуха, формирование фонематического восприятия.
Различение звуков в окружающей действительности (стук, звон, гудение, жужжание и др.). Различение звуков и простых звукосочетаний в речи в связи с наблюдениями окружающей действительности и играми.
Выработка у учащихся умения отчетливо повторять произносимые учителем слова и фразы, практически различать слова, сходные по звуковому составу (жук — лук, стол — стул, палка — лапка).
Деление простого предложения (из двух-трех слов) на слова. Деление простых по структуре слов на слоги (у-хо, рука, го-ло-ва). Выделение из слов некоторых гласных и согласных звуков (а, у, ми др.), различение их в словах (узнавание и называние слов, начинающихся с данных звуков)...
Изучение звуков и букв: а, у, о, м, с, х, ш, л
Правильное и отчетливое произношение изучаемых звуков, различение их в начале и в конце слова (в зависимости от того, в каком положении этот звук легче выделяется).
Образование из усвоенных звуков и букв слов (ау, уа, ам, ум и др.), чтение этих слов с протяжным произношением.
Образование и чтение открытых и закрытых двухзвуковых слогов, сравнение их. Составление и чтение слов из этих слогов.
2 четверть (32часа)
Повторение пройденных звуков и букв и изучение новых: ы, н, р,к, п, т, и.
Достаточно быстрое соотнесение звуков с соответствующими буквами, определение местонахождения их в словах (в начале или в конце).
Образование открытых и закрытых двухзвуковых слогов из вновь изученных звуков, чтение этих слогов протяжно и слитно.
Составление и чтение слов из двух усвоенных слоговых структур (ма-ма, мы-ла).
Образование и чтение трехбуквенных слов, состоящих из одного закрытого слога (сом)..
3 четверть (40 часов)
Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: з, в, ж, б, г, д, й, ь, е, ё.
Подбор слов с заданным звуком и определение его нахождения в словах (в начале, в середине, в конце).
Образование и чтение открытых и закрытых слогов с твердыми и мягкими согласными в начале слога (па, ли, лук, вил).
Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур (пи-ла, со-ло-ма, гор-ка, пар-ma, ко-тик).
Чтение предложений из двух-трех слов.
Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки открытых и закрытых двухзвуковых и закрытых трехзвуковых слогов с последующей записью.
Вставка пропущенной буквы в словах под картинками.
4 четверть (32часа)
Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: я, ю, ц, ч, щ, ф, э, ъ.
Практическое различение при чтении и письме гласных и согласных;
Образование и чтение усвоенных ранее слоговых структур со звуками и буквами, изучаемыми вновь, и слогов с чтением двух согласных (тра, кни, пле).
Отчетливое послоговое чтение коротких букварных текстов.
Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки слов из трех-четырех букв с последующей записью.
Пояснительная записка
Для умственно отсталых детей предмет Русский язык (Обучение грамоте, формирование грамматического строя речи) играет огромную роль в обучении. Значительное сужение словарного запаса или практически его отсутствие, трудности в освоении грамматического строя препятствуют естественному формированию у учащихся полноценных коммуникативных навыков и умений. При поступлении в школу грамматически неоформленные высказывания детей носят отрывочный, редуцированный характер, часто словесные средства заменяются мимикой и жестами. Страдает понимание обращенной речи. Все это затрудняет не только процесс обучения детей, но и процесс адаптации учащихся в социуме
Цель предмета: обучение элементарному чтению и письму; формирование и развитие самостоятельной связной речи и повышение уровня общего развития обучающихся, реализуемых в сочетании с общеобразовательными задачами.
Обучение грамоте осуществляется во 2 классе в течение всего года. Обучение ведется звуковым аналитико-синтетическим методом.
Задачи:
- подготовить учащихся к овладению первоначальными навыками чтения и письма;
- привить интерес к обучению;
- выявить особенности общего и речевого развития ребенка.
- формирование звуко-буквенного анализа и синтеза как основы овладения чтением и письмом.
Коррекционная направленность обучения слабослышащих и позднооглохших детей с интеллектуальными нарушениями обеспечивается реализацией следующих условий организации учебного процесса:
1) ориентация педагогического процесса на преобразование всех сторон личности слабослышащего ребенка с нарушением интеллекта, коррекцию наиболее важных психических функций, их качеств и свойств;
2) преодоление речевого недоразвития посредством специального обучения языку (накопление словарного запаса, развитие фонематического и речевого слуха, правильного звукопроизношения, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, скоординированной моторики мелких мышц руки);
3) использование и коррекция в учебно-воспитательном процессе самостоятельно приобретенных учащимися речевых навыков, дальнейшее их развитие и обогащение;
4) стимулирование различными средствами, методами и формами работы активного поведения учащихся, их собственной самостоятельной практической деятельности;
5) учёт индивидуальных и характерологических особенностей детей, а также коррекции имеющихся у них нарушений психофизического развития;
6) привлечение наглядно-действенных средств и приёмов, способствующих формированию представлений, понятий, которые требуют использования словесных способов обозначения;
7) поддержка интереса к учению, выработка положительной мотивации, формирование нравственной и волевой готовности к обучению в школе.
Программа рассчитана на контингент учащихся имеющих сложную структуру дефекта. Эти дети к моменту поступления в школу обычно имеют весьма ограниченный речевой опыт, не владеют грамматическими закономерностями русского языка, плохо понимают обращенную к ним речь. Поэтому обучение языку в классах со сложной структурой дефекта носит элементарно – практический характер.
Место курса обучения грамоте в учебном плане.
На изучение предмета во втором классе отводится 170 часов в году (5 часов в учебную неделю).
Программа обеспечивает достижение слабослышащими учащимися с интеллектуальными нарушениями следующих личностных, предметных результатов и базовых учебных действий.
Личностные результаты обучения:
• формирование мотивацию к обучению;
• развитие адекватных представлений о насущно необходимом жизнеобеспечении
• овладение социальнобытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни
• владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
• развитие положительных свойств и качеств личности;
• формировать готовность к вхождению обучающегося в социальную среду
Предметные результаты обучения:
• овладение обучающимися посильными коммуникативно-речевыми умениями, необходимыми для совершенствования их словесной речи устного и письменного общения; осознанное, сознательное чтение, понимание смысла доступных текстов;
• сформированность умения выбирать адекватные средства коммуникации в зависимости от собеседника (слышащий, глухой, слабослышащий);
• сформированность умения использовать дактилологию и, при необходимости, жестовую речь;
• сформированность навыков построения предложений с одновременным уточнением значений входящих в них словоформ.
• овладение структурой простого предложения;
• владение орфографическими знаниями и умениями, каллиграфическими навыками
Базовые учебные действия:
1) Регулятивные учебные действия:
• входить и выходить из учебного помещения со звонком;
• ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения); •пользоваться учебной мебелью;
• адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);
• работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место;
• передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
• принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
2) Познавательные учебные действия:
• делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
• пользоваться знаками, символами, предметами- заместителями;
• выполнять арифметические действия;
• наблюдать;
• работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).
3) Коммуникативные учебные действия:
• вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс);
• использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
•обращаться за помощью и принимать помощь.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1 четверть (41 час)
Соблюдения правил поведения в помещениях школы.
Умение приветствовать старших; пользоваться личными учебными вещами, бережно хранить их; пользование игрушками и беречь их.
Умение глобально воспринимать письменное обозначение имен учащихся класса; приближенно произносить собственное имя и имена учащихся класса.
Уточнение и развитие слухового восприятия учащихся.
Развитие речевого слуха, формирование фонематического восприятия.
Различение звуков в окружающей действительности (стук, звон, гудение, жужжание и др.). Различение звуков и простых звукосочетаний в речи в связи с наблюдениями окружающей действительности и играми.
Выработка у учащихся умения отчетливо повторять произносимые учителем слова и фразы, практически различать слова, сходные по звуковому составу (жук — лук, стол — стул, палка — лапка).
Деление простого предложения (из двух-трех слов) на слова. Деление простых по структуре слов на слоги (у-хо, рука, го-ло-ва). Выделение из слов некоторых гласных и согласных звуков (а, у, ми др.), различение их в словах (узнавание и называние слов, начинающихся с данных звуков).
Специальная подготовка к обучению письму.
Привитие навыков правильной посадки во время рисования и письма, правильного расположения на парте тетради и пользования карандашом.
Развитие и координация движений кисти руки и пальцев. Лепка, складывание и разрезание бумаги ножницами по прямым линиям. Составление фигурок из тонких палочек, цветной соломки, бумажных полосок по данному учителем образцу. Игра с мозаикой.
Рисование мелом на доске и карандашом на бумаге прямых линий в различных направлениях (горизонтальные, вертикальные, наклонные), переключение с одного направления на другое, соблюдение пределов при штриховке прямыми линиями. Обведение карандашом на бумаге простейших фигур по трафаретам (круг, квадрат, треугольник), их закраска и штриховка, рисование прямых линий и несложных предметов из них (скамейка, лесенка, конверт, флажок, оконная рама, фигуры в форме букв
Изучение звуков и букв: а, у, о, м, с, х, ш, л
Правильное и отчетливое произношение изучаемых звуков, различение их в начале и в конце слова (в зависимости от того, в каком положении этот звук легче выделяется).
Образование из усвоенных звуков и букв слов (ау, уа, ам, ум и др.), чтение этих слов с протяжным произношением.
Образование и чтение открытых и закрытых двухзвуковых слогов, сравнение их. Составление и чтение слов из этих слогов.
Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: а, у, о, м, с, х, ш, л.
2 четверть (38 часов)
Повторение пройденных звуков и букв и изучение новых: ы, н, р,к, п, т, и.
Достаточно быстрое соотнесение звуков с соответствующими буквами, определение местонахождения их в словах (в начале или в конце).
Образование открытых и закрытых двухзвуковых слогов из вновь изученных звуков, чтение этих слогов протяжно и слитно.
Составление и чтение слов из двух усвоенных слоговых структур (ма-ма, мы-ла).
Образование и чтение трехбуквенных слов, состоящих из одного закрытого слога (сом).
Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: ы, н, р,к, п, т, и.
Списывание с классной доски прочитанных и разобранных слов, состоящих из двух слогов.
3 четверть (50 часов)
Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: з, в, ж, б, г, д, й, ь, е, ё.
Подбор слов с заданным звуком и определение его нахождения в словах (в начале, в середине, в конце).
Образование и чтение открытых и закрытых слогов с твердыми и мягкими согласными в начале слога (па, ли, лук, вил).
Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур (пи-ла, со-ло-ма, гор-ка, пар-ma, ко-тик).
Чтение предложений из двух-трех слов.
Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: з, в, ж, б, г, д, й, ь, е, ё.
Списывание с классной доски и с букваря (рукописный шрифт) слов, состоящих из усвоенных слоговых структур; предложений из двух слов.
Большая буква в начале предложения, точка в конце предложения.
Письмо хорошо знакомых слов под диктовку после анализа их звукового состава.
Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки открытых и закрытых двухзвуковых и закрытых трехзвуковых слогов с последующей записью.
Вставка пропущенной буквы в словах под картинками.
4 четверть (40 часов)
Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: я, ю, ц, ч, щ, ф, э, ъ.
Практическое различение при чтении и письме гласных и согласных;
Образование и чтение усвоенных ранее слоговых структур со звуками и буквами, изучаемыми вновь, и слогов с чтением двух согласных (тра, кни, пле).
Отчетливое послоговое чтение коротких букварных текстов.
Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: я, ю, ц, ч, щ, ф, э, ъ.
Списывание с классной доски и с букваря (рукописный и печатный текст) слов, состоящих из усвоенных слоговых структур, и предложений из трех-четырех слов. Прописная буква в именах людей (практическое ознакомление).
Письмо под диктовку слов и предложений из двух-трех слов с предварительным анализом.
Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки слов из трех-четырех букв с последующей записью.
Вставка пропущенной буквы в словах при списывании с доски.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Для слабослышащих детей предмет «Развитие речи» играет огромную роль в обучении. Значительное сужение словарного запаса или практически его отсутствие, трудности в освоении грамматического строя препятствуют естественному формированию у учащихся полноценных коммуникативных навыков и умений. При поступлении в школу грамматически неоформленные высказывания детей носят отрывочный, редуцированный характер, часто словесные средства заменяются мимикой и жестами. Страдает понимание обращенной речи. Все это затрудняет не только процесс обучения детей, но и процесс адаптации учащихся в социуме Цель: формирование и развитие самостоятельной связной речи и повышение уровня общего развития обучающихся, реализуемых в сочетании с формированием грамматическим строем.
Задачи: накопление словаря, организация речевого общения, знакомство с грамматическими значениями слов и видами грамматической связи слов в предложении, овладение навыками и умениями оформлять свои высказывания.
Программа рассчитана на контингент учащихся имеющих сложную структуру дефекта. Эти дети к моменту поступления в школу обычно имеют весьма ограниченный речевой опыт, не владеют грамматическими закономерностями русского языка, плохо понимают обращенную к ним речь. Поэтому обучение языку в классах со сложной структурой дефекта носит элементарно – практический характер и направлено на решение задач формирования и развития самостоятельной связной речи и повышения уровня общего развития учащихся, реализуемых с общеобразовательными задачами. Слабослышащие дети с интеллектуальными нарушениями затрудняются в осмыслении явлений внешнего мира. Для этих детей характерны сниженная эмоциональность и ограниченность интересов. Деятельность учащихся первого класса со сложной структурой дефекта весьма специфична. Они с трудом привыкают к школьным требованиям, без специального обучения не могут организовать свою учебную деятельность. Уроки развития речи являются наиважнейшими для учащихся со сложной структурой дефекта. Задачами уроков развития речи являются: накопление словаря, организация речевого общения, знакомство с грамматическими значениями слов и видами грамматической связи слов в предложении, овладение навыками и умениями оформлять свои мысли в связные высказывания.
Большое значение для овладения языком имеет накопление словарного фонда. Тематика накопления лексики связана с учебно – игровой деятельностью, с соблюдением правил самообслуживания, личной гигиены, режима дня. Решается задача не только накопления словаря, но и формирования наглядных и словесно – наглядных обобщений. Усвоение лексико – грамматического материала начинается с организации такого речевого общения, при котором пониманию данного материала предшествует его использование. Наряду с ознакомлением со значением слова проводится работа над усвоением его звуко – буквенного состава.
Место курса развития речи в учебном плане.
На изучение предмета во втором классе отводится 102 часа в год (3 часа в учебную неделю).
Программа обеспечивает достижение слабослышащими учащимися с интеллектуальными нарушениями следующих личностных, предметных результатов и базовых учебных действий.
Личностные результаты обучения:
• формирование мотивацию к обучению;
• развитие адекватных представлений о насущно необходимом жизнеобеспечении
• овладение социальнобытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни
• владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
• развитие положительных свойств и качеств личности;
• формировать готовность к вхождению обучающегося в социальную среду
Предметные результаты обучения:
• овладение обучающимися посильными коммуникативно-речевыми умениями, необходимыми для совершенствования их словесной речи устного и письменного общения; осознанное, сознательное чтение, понимание смысла доступных текстов;
• сформированность умения выбирать адекватные средства коммуникации в зависимости от собеседника (слышащий, глухой, слабослышащий);
• сформированность умения использовать дактилологию и, при необходимости, жестовую речь;
• сформированность навыков построения предложений с одновременным уточнением значений входящих в них словоформ.
• овладение структурой простого предложения;
• владение орфографическими знаниями и умениями, каллиграфическими навыками
Базовые учебные действия:
1) Коммуникативные учебные действия:
•вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс);
•использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
•обращаться за помощью и принимать помощь;
•доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
•договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации
• делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
• пользоваться знаками, символами, предметами- заместителями;
•читать;
• писать;
•наблюдать;
•работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).
• соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов;
2) Регулятивные учебные действия:
• входить и выходить из учебного помещения со звонком;
•ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения); •пользоваться учебной мебелью;
•адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);
•работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место;
•передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
•принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
•активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
•соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов;
3) Познавательные учебные действия:
• делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
• пользоваться знаками, символами, предметами- заместителями;
•читать;
• писать;
•наблюдать;
•работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Первая четверть (24часа)
Понимание и употребление речевого материала, используемого для организации речевого процесса: поручений – инструкций: встаньте, сядьте и т.д.; вопросов: Как тебя зовут? Краткие ответы на вопросы. Знание и употребление при общении имен товарищей по классу, имен учителя и воспитателя. Формирование умения показать предмет и назвать его, соотнести предмет с картинкой, определение предмета по его части и название указанного предмета, обратиться с просьбой к товарищу назвать предмет.
Вторая четверть (24 часа)
Понимание и употребление речевого материала, используемого для организации учебного процесса: поручений: слушайте внимательно, выходите из класса тихо и т.д.; инструкций: возьмите ручку, не берите карандаш; вопросов: умение кратко ответить на эти вопросы, используя таблички для глобального чтения и для вопросов и для ответов. Какая сегодня погода? Кто сегодня дежурный? Какой сегодня день? Формирование умения показывать и называть предметы, обратиться к товарищу с просьбой показать предметы в соответствием с указанной лексикой; отвечать на вопросы Кто? Что делает?; называть по картинке действие предмета; понимание и выполнение поручений с указанием предмета и действия
Третья четверть (30 часов)
Употребление речевого материала, связанного с организацией учебного процесса, изученного в 1 и 2 четвертях. Краткие ответы на вопросы Кто сегодня дежурный? Какой сегодня день недели? Какая сегодня погода? Умение дать сведения о себе: Сколько тебе лет? В каком классе ты учишься? Формирование умения обратиться к товарищу с просьбой показать предмет или выполнить действие предмета; понимание и выполнение поручений, содержащих словосочетания в значении переходности действия на предмет. Употребление их в диалогической речи; понимание и употребление слов, обозначающих движение и состояние предмета; составление простых нераспространенных предложений на материале сюжетных картин и по демонстрации действия.
Четвертая четверть (24 часа)
Понимание и употребление речевого материала, используемого для организации учебного процесса: выражение наличия или отсутствия предмета или лица. Краткие и полные ответы на вопросы Какое сегодня число? Какой сегодня день? Кто сегодня дежурный? Какая сегодня погода? Формирование умения сравнить предметы по цвету, величине, форме, вкусу, принадлежности и назвать основные свойства предметов для каждой группы; умение выделить главные и второстепенные свойства предметов в каждой группе и произвести обобщение; распределение существительных по группам. группировки предметных картинок по вопросам кто? что? что делает? что делают?; распределение по группам существительных единственного и множественного числа в именительном падеже.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Математика для слабослышащих обучающихся с интеллектуальной недостаточностью является чрезвычайно сложным предметом. Рабочая программа предлагает тот объем знаний, который доступен . Но подбирая задания педагог варьирует материалом.
Цель: повышение уровня общего развития учащихся, коррекция недостатков их познавательной деятельности, социальная реабилитация и адаптация обучающихся в современном обществе.
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования: формирование элементов самостоятельной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения); развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления; развитие пространственного воображения; развитие математической речи; формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач.
Решение задач практического и воспитывающего обучения способствует воспитанию адекватной ориентации учащихся в окружающей жизни, их социальной адаптации, включению в трудовую деятельность.
Обучение математике тесно связано с развитием речи и мышления – сознательное усвоение математических знаний невозможно без овладения определенным уровнем речевого развития. Наряду с этим уроки математики обогащают речь учащихся; так, в начальный период обучения происходит знакомство с определенной математической терминологией и лексикой и с неспециальной, но необходимой для изучения математики лексикой. Слова сначала даются на табличках для глобального чтения, а затем по мере овладения аналитическим чтением вводятся в активный словарь и употребляются учащимися в самостоятельной речи. В этот период необходимы специальные пропедевтические занятия по уточнению у учащихся математических представлений по их подготовке к систематическому обучению математике. Важную роль в обучении играет преимущественное использование наглядных и действенных методов обучения: манипулирование предметами, практическая деятельность, дидактические игры, наблюдения и экскурсии. Это будет помогать воспитанию интереса к предмету, повышению эффективности обучения.
Место курса развития речи в учебном плане.
На изучение предмета в первом классе отводится 136 часа в год (4 часа в учебную неделю).
Программа обеспечивает достижение слабослышащими учащимися с интеллектуальными нарушениями следующих личностных, предметных результатов и базовых учебных действий.
Личностные результаты обучения:
1) формировать мотивацию к обучению;
2) развитие адекватных представлений о насущно необходимом жизнеобеспечении
3) овладение социальнобытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни 5) владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
4) развитие положительных свойств и качеств личности;
5) формировать готовность к вхождению обучающегося в социальную среду
Предметные результаты обучения:
1) использование начальных математических знаний о числах, мерах, величинах и геометрических фигурах для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;
2) овладение основами словесно-логического мышления, математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения несложных алгоритмов;
3) применение математических знаний для решения учебно- познавательных, учебно-практических, житейских и профессиональных задач.
Базовые учебные действия:
1) Коммуникативные учебные действия:
•вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс);
•использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
•обращаться за помощью и принимать помощь
2) Регулятивные учебные действия:
• входить и выходить из учебного помещения со звонком;
•ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения); •пользоваться учебной мебелью;
•адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);
•работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место;
•передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
•принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
3) Познавательные учебные действия:
•делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
• пользоваться знаками, символами, предметами- заместителями;
•выполнять арифметические действия;
•наблюдать;
•работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
4 часа в неделю (136 часов в год)
Знакомство с понятиями больше, меньше, столько же, поровну, непоровну, одинаково. Образование групп предметов из отдельных предметов, расположенных в ряд.
Числа от 1 до 5
Название чисел от 1 до 5. Обозначение цифрой и словом. Последовательность чисел в натуральном ряду. Написание цифр от 1 до 5. Сравнение чисел. Место каждого числа в натуральном ряду.
Состав чисел 2, 3, 4, 5
Сравнение групп предметов по их количеству. Счет прямой и обратный в пределах пяти.
Числа от 1 до 10
Название и последовательность чисел в пределах 10. Чтение и запись чисел от 6 до 10. Написание цифр 6, 7, 8, 9, 0. Число 0. Сравнение чисел.
Состав чисел 2-10
Количественный и порядковый счет по одному и группами
Задачи в одно действие, решаемые сложением и вычитанием. Задачи на нахождение суммы двух слагаемых. Задачи на нахождение остатка. Драматизация их содержания. Составление условия задачи из рассыпного текста. (Выполнение рисунка и запись решения в виде примера.)
Временные понятия: вчера, сегодня. Работа с календарем. Дни недели. Названия месяцев. Геометрический материал: квадрат, прямоугольник, треугольник, круг. Рисование по образцу в тетради в клетку. Составление орнаментов из геометрических фигур.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа. рассчитана на ученицу 2 класса Удовенко Лилию, обучающуюся по программе специального класса (программа для умственно отсталых слабослышащих детей).
Цель: формирование элементарных представлений и понятий об окружающем мире.
Основными задачами данного учебного предмета являются: накопление и систематизация представлений детей о предметах и явлениях окружающей жизни, природы, обогащение их нравственного опыта, формирование навыков правильного поведения (в семье, школе, на улице, общественных местах, в природе); воспитание любви и заботы к членам семьи, уважительного, внимательного отношения к окружающим людям; воспитание у детей бережного отношения к вещам, созданным трудом людей, уважение к труду, людям труда, воспитание у детей ответственного отношения к природе, любви к родному краю, Родине.
Коррекционная направленность курса «Ознакомление с окружающим миром» выражается в формировании у детей целостного представления об окружающем мире (природа-человек- общество рассматриваются в данном курсе в неразрывном единстве), что обеспечивает целенаправленное, систематическое личностное развитие детей, практическую подготовку их к самостоятельной жизни в обществе.
Основные методы работы. Формы, методы и средства ознакомления детей с жизнью нашего общества разнообразны: экскурсии, беседы и чтение о труде, подготовка к праздникам, просмотр видеофильмов. Ведется работа по формированию представлений у учащихся о природных объектах и явлениях, по воспитанию ответственного отношения к природе, культуре поведения в природе и работа по организации посильной деятельности по охране природы. Знания по программе « Ознакомление с окружающим миром» необходимо реализовывать на уроках развития речи, математики, изобразительного искусства, технологии, а также найти им место во внеурочное время.
Программа рассчитана на контингент учащихся имеющих сложную структуру дефекта.
Место курса обучения грамоте в учебном плане.
На изучение предмета во втором классе отводится 68 часов в год (2 часа в учебную неделю).
Программа обеспечивает достижение слабослышащими учащимися с интеллектуальными нарушениями следующих личностных, предметных результатов и базовых учебных действий.
Личностные результаты обучения:
• формировать мотивацию к обучению; развитие адекватных представлений о насущно необходимом жизнеобеспечении
• овладение социальнобытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни
• владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
• развитие положительных свойств и качеств личности;
• формировать готовность к вхождению обучающегося в социальную среду.
Предметные результаты обучения:
• овладение основными представлениями об окружающем мире, овладение первоначальными знаниями о человеке ,развитие у ребёнка представлений о себе и круге близких людей;
• признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.);
• примеры явлений природы: смена времён года, погода, её составляющие, наблюдение за погодой своего края;
• дикие и домашние животные;
• общее представление о строении тела человека;
• семья, имена и фамилии членов семьи;
• правила поведения в школе, на уроке, обращение к учителю;
• правила безопасной жизни.
Базовые учебные действия:
1)Личностные учебные действия:
• положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
•целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
•самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
• готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе;
2) Коммуникативные учебные действия:
•вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс);
•использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
•доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
•договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации;
3) Регулятивные учебные действия:
•входить и выходить из учебного помещения со звонком;
•ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения); •пользоваться учебной мебелью;
•адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);
•работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место;
•передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
•принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
•активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
•соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
4) Познавательные учебные действия:
• делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
• пользоваться знаками, символами, предметами- заместителями;
•читать;
•наблюдать;
•работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1 четверть(16часов)
Мое имя и фамилия.
Школа, наш класс
Я на садовом участке.
Наблюдения за погодой. Время года осень.
Волшебные слова.
Правила поведения в транспорте.
Бережное отношение к окружающим вещам.
2 четверть (16часов)
Я в живом уголке. Мои животные и растения.
В зоопарке у зверей и птиц.
Наблюдения за погодой. Время года зима.
Новый год.
3 четверть (20часов)
Я и моя семья.
Мой любимый цвет.
Одежда и обувь.
Мебель в комнате.
В магазине.
Наблюдения за погодой. Время года весна.
4 четверть (16часов)
Времена года.
Я и мое здоровье. Береги уши. Береги глаза. Береги зубы. Полезные продукты.
Наблюдения за погодой. Время года лето.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Для слабослышащих детей предмет «Технология» играет огромную роль в обучении. Значительное сужение словарного запаса или практически его отсутствие, трудности в освоении грамматического строя препятствуют естественному формированию у учащихся полноценных коммуникативных навыков и умений. При поступлении в школу грамматически неоформленные высказывания детей носят отрывочный, редуцированный характер, часто словесные средства заменяются мимикой и жестами. Страдает понимание обращенной речи. Все это затрудняет не только процесс обучения детей, но и процесс адаптации учащихся в социуме Программа. рассчитана на ученицу 2 класса Удовенко Лилию, обучающуюся по программе специального класса (программа для умственно отсталых слабослышащих детей).
Цель: формирование у слабослышащих обучающихся общекультурных и общетрудовых компетенций, коррекция интеллектуальных и физических недостатков с учетом их индивидуальных особенностей.
Трудовое обучение является составной частью единой системы обучения, воспитания и развития обучающихся. Обучение труду направлено на воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе, уважения к людям труда); сообщение элементарных знаний по видам труда, формирование трудовых качеств, обучение доступным приемам труда, развитие самостоятельности в труде, привитие интереса к труду; формирование организационных умений в труде: вовремя приходить на урок, работать на своем рабочем месте, правильно располагать материалы, убирать их по окончании работы. Наряду с этими задачами решаются и коррекционные задачи. Коррекционная работа выражается в формировании умений: ориентироваться в задании; предварительно планировать ход работы над изделием; контролировать свою работу.
В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.
Все этапы урока должны быть максимально насыщены речевым общением, педагог постоянно стимулирует обучающихся к пользованию речью, не допускается молчаливое выполнение практических заданий.
Место курса обучения грамоте в учебном плане.
На изучение предмета в первом классе отводится 34 часа в год (1 час в учебную неделю).
Программа обеспечивает достижение слабослышащими учащимися с интеллектуальными нарушениями следующих личностных, предметных результатов и базовых учебных действий.
Личностные результаты обучения:
•формировать мотивацию к обучению; развитие адекватных представлений о насущно необходимом жизнеобеспечении
•овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни
• владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
•развитие положительных свойств и качеств личности;
•формировать готовность к вхождению обучающегося в социальную среду;
Предметные результаты обучения:
•Общекультурные и общетрудовые компетенции.
•Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса.
•Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени.
•Контроль и корректировка хода работы.
•Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию, домашнему труду.
• Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов.
• Конструирование и моделирование. Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям.
Базовые учебные действия:
1) Коммуникативные учебные действия:
•вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс);
•использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
•обращаться за помощью и принимать помощь;
•слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
•сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
•доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
•договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации;
2) Регулятивные учебные действия:
• входить и выходить из учебного помещения со звонком;
•ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения); •пользоваться учебной мебелью;
•адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);
•работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место;
•передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
•принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
•активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
•соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
3) Познавательные учебные действия:
• делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
• пользоваться знаками, символами, предметами- заместителями;
•наблюдать;
•работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Вводное занятие. Беседа о труде и профессиях. Ознакомление учащихся с особенностями урока труда. Требования к поведению учащихся во время урока труда. Правильная рабочая поза и соблюдение порядка на рабочем месте. Аккуратное и бережное обращение с материалами и инструментами. Соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических требований. Выявление знаний и умений учащихся.
Работа с пластилином. Изучение технических сведений по пластилину: свойства: холодный пластилин — твердый, теплый пластилин — мягкий и вязкий, цвет: красный, синий, желтый, оранжевый, зеленый, коричневый, черный, белый, применение и назначение выполненных изделий. Способы подготовки пластического материала к работе: подогрев и разминание пластилина. Инструменты, применяемые при лепке, их названия и назначение. Виды лепки: на плоскости (рельеф) и круглая (скульптура). Организация рабочего места и соблюдение санитарно-гигиенических требований при лепке. Понятие о расположении предметов на подставке в определенной последовательности. Знакомство с разнообразными приемами лепки: раскатывание пластилина в ладонях и на подкладной доске (столбики), скатывание кругообразными движениями в ладонях (шар), вдавливание на поверхности шара (яблоко), скатывание кругообразными движениями шара и раскатывание в ладонях до овальной формы. Лепка двумя способами: вылепливание из целого куска и составление из двух половинок шара. Скатывание и расплющивание, вытягивание одного конца столбика и боковины шара, соединение плоских деталей с объемными, соединение деталей примазыванием. Выполнение заготовок для букв и цифр. Применение в работе инструментов для резания материала, зачистки изделий и обработки деталей фигуры. Закрепление деталей на подставке. Использование цвета пластилина в макете. Рациональное использование случайных материалов (ветки, бумага, картон).Работа с природными материалами. Изучение элементарных понятий о природных материалах, их свойствах: цвет, форма, величина, хрупкость засушенных листьев и цветов. Соединение пластилина с природным материалом различными способами. Сбор, хранение природных материалов. Сочетание цветов пластилина и природного материала. Ознакомление с натуральными объектами. Инструмент (ножницы). Организация рабочего места при работе с природным материалом, соблюдение санитарно-гигиенических требований, правила безопасной работы с режущими инструментами.Рациональное использование пластилина и природного материала и дополнительных материалов для оформления макета.Соединение пластилина с природным материалом способами примазывания, вкалывания деталей из природного материала в пластилин. Соединение отдельных деталей с помощью пластилина. Прикрепление засушенных листьев и цветов на подложку полосками гуммированной бумаги. Составление простейших композиций из листьев и цветов. Расположение деталей на подставке. Оформление макетов изготовленными изделиями с созданием игровой ситуации.Работа с бумагой. Изучение технических сведений: свойства бумаги: сгибается, мнется, разрывается, впитывает влагу, теряя при этом прочность, режется. Различение бумаги по толщине, элементарные понятия о назначении некоторых сортов бумаги (газетная, писчая, бумага для рисования, папиросная, оберточная, цветная). Основные и дополнительные цвета бумаги. Инструменты для работы с бумагой: ножницы, карандаш, гладилка, шаблон, мерочка. Клеящие составы: клейстер, канцелярский клей, клей ПВА. Кисточка.Ознакомление с оттенками цветов бумаги. Сочетание цветов бумаги, понятие об аппликации, правила составления аппликации.Понятие о геометрическом и растительном орнаментах. Правила составления растительного орнамента. Организация рабочего места. Правила безопасной работы с клеем и режущими инструментами. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с бумагой. Знакомство с приемами работы при работе с бумагой: складывание с угла на угол и по средней линии, разглаживание гладилкой от центра к краям, разрывание бумаги по сгибу. Хватка инструмента. Синхронность работы обеих рук: правая рука с ножницами — режет, левая — подает. Приемы резания ножницами по прямым и кривым линиям, скругление углов квадрата и прямоугольника. Обводка по шаблону, разметка бумаги с помощью мерочки. Смазывание поверхности бумаги клеем с помощью кисти. Рациональное использование материала (экономная разметка, использование остатков материала для дальнейшей работы). Симметричное вырезывание. Размещение на листе бумаги элементов аппликации. Смазывание деталей аппликации клеем и наклеивание их.Работа с нитками. Изучение технических сведений: свойства, особенности и применение ниток. Инструменты для работы с нитками, их назначение и хранение.Сочетание цвета ниток и карандаша для раскраски контура. Организация рабочего места. Правила безопасной работы. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с нитками. Приемы работы с нитками: связывание ниток и завязывание бантиком, петлей.
4.1. Программа базовых учебных действий
№ | Содержание | 1 полугодие | 2 полугодие |
1 | осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению социального окружения | | |
2 | обращаться за помощью и принимать помощь; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми. | | |
3 | пользоваться учебной мебелью; адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарём) и организовывать рабочее место; передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения; принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; | | |
4 | выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов; устанавливать видо-родовые отношения предметов; делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале. | | |
4.2.Содержание учебных предметов и коррекционных занятий
Содержание | 1 полугодие | 2 полугодие | |||
Развитие познавательной сферы |
|
| |||
Музыкально-ритмические занятия. |
|
| |||
Развитие слухового восприятия и техника речи(фронтальные занятия |
|
| |||
Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи. (индивидуальные занятия) |
|
| |||
Коммуникация (с использованием невербальных и вербальных средств) | |||||
Русский язык (ФГСР,обучение грамоте) Формирование грамматического строя речи, обучение грамоте |
|
| |||
| |||||
Развитие речи |
|
| |||
Чтение |
|
| |||
| |||||
Математика |
|
| |||
| |||||
| |||||
Ознакомление с окружающим миром |
|
| |||
| |||||
| |||||
Технология(труд) |
|
| |||
| |||||
| |||||
Изобразительное искусство |
|
| |||
| | | |||
Физическая культура |
4.3. Программа нравственного развития
Содержание | Наблюдения |
становление и развитие личности; | |
выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся, через систему студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности; | |
участие родителей обучающихся (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды; | |
использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа; | |
предоставление обучающимся возможности для эффективной самостоятельной работы | |
достижение предметных и личностных результатов в обучении и развитии обучающихся. | |
4.4 Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
Содержание | Наблюдения |
Формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;
|
|
Пробуждение в детях желания заботиться о своём здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью) путём соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровье сберегающего характера учебной деятельности и общения;
|
|
Формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе; Формирование установок на здоровый образ жизни, включая правильное питание, развитие потребности в занятиях физической культурой и. спортом |
|
Формирование потребности ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье на основе навыков личной гигиены;
|
|
4.5 Программа внеурочной деятельности
Название мероприятия | Планируемая деятельность ребенка в мероприятии | Участие ребенка в мероприятии |
День знаний | присутствие на торжественной линейке, участие в работе станций | Лиля присутствовала на линейке, принимала участие в мероприятиях на улице |
Новогодний праздник | подготовка к мероприятию: изготовление украшений класса, новогодних открыток; участие в новогоднем празднике |
|
Праздник Осени | подготовка к мероприятию: знакомство с атрибутами праздника; участие в мероприятии |
|
Веселые старты
| участие в спортивных эстафетах |
|
Игра | игры с мячом, настольные дидактические игры "Лото", "Домино", игры в сенсорной комнате, подвижные игры в спортивном зале |
|
Прогулки на улице | игры с мячом, подвижные игры, экскурсия в зоопарк, парк
|
|
Последний учебный день | присутствие на торжественной линейке, участие в соревновании |
|
5. Условия реализации потребности в уходе и присмотре
время |
|
|
|
|
|
|
|
|
пн |
|
|
|
|
|
|
|
|
вт |
|
|
|
|
|
|
|
|
ср |
|
|
|
|
|
|
|
|
чт |
|
|
|
|
|
|
|
|
пт |
|
|
|
|
|
|
|
|
6.Специалисты, участвующие в реализации СИПР
В разработке СИПР участвуют все специалисты, которые включены в воспитательно-образовательную работу с ребёнком: учитель-сурдопедагог, педагог-психолог, воспитатель, учитель-дефектолог, учитель физической культуры, учитель изобразительного искусства, социальный педагог, медицинские работники, учитель музыкально- ритмических занятий.
7. Программа сотрудничества с семьёй
Задачи | Мероприятия | Ответственные |
Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребёнка | Индивидуальные консультации родителей со специалистами (раз в триместр и по запросу родителей) Консультации родителей по темам: «Организация свободного времени дома», «Реализация СИПР в домашних условиях», «Особенности ребёнка», «Формирование трудовых навыков».
| Учитель-дефектолог Педагог-психолог Учитель физической культуры Воспитатель |
Обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР, единства требований к обучающейся в семье и в образовательной организации | Участие родителей в разработке СИПР. Посещение родителями уроков, занятий. Консультирование родителей по вопросам обучения ребёнка в домашних условиях, выбор единых подходов и приёмов работы.
| Учитель –дефектолог Учитель-сурдопедагог Воспитатель Социальный педагог |
Организация регулярного обмена информацией о ребёнке, о ходе реализации СИПР и результатах её освоения | Информирование электронными средствами. Личные средства, беседы.
| Учитель-дефектолог Воспитатель Социальный педагог |
Организация участия родителей во внеурочных мероприятиях | Привлечение родителей к планированию, в разработке и реализации мероприятий. * 1 сентября – День Знаний. * Праздник осени * Новогодний праздник * Экскурсии *Последний звонок | Все специалисты, участвующие в организации СИПР |
Медицинское обслуживание | Получение кислородных коктейлей Пневмомассаж Сезонная дача витаминов Профилактические прививки согласно возраста по плану
| Медицинские работники школы |
8.Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов
Кохлеар ,слева.
Графические средства для альтернативной коммуникации: таблицы букв, цифр, карточки с изображениями объектов, людей, действий с напечатанными словами, наборы букв, цифр.
Иллюстрации: сюжетные картинки различной тематики, видеоматериалы(презентации).
Пазлы из 2-х, 4-х и более частей, мозаика.
Объекты природы(жёлуди, шишки, камни и др.)
Муляжи овощей и фруктов.
Календарь природы.
Альбом по темам развития речи.
Семейные фотографии
Ноутбук, мультимедиа проектор.
Рабочие тетради по предметам.
Игровые материалы для развития мелкой моторики.
Требования к результатам освоения программы.
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной умственной отсталостью, каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Предметом итоговой оценки освоения обучающимися адаптированной основной общеобразовательной программы образования для обучающихся с умственной отсталостью должно быть достижение результатов освоения специальной индивидуальной программы развития последнего года обучения и развития жизненной компетенции обучающихся.
Для мониторинга педагогического процесса 2 раза в год в СИПР отражается сформированность представлений, умений и навыков обучающихся, отмечается степень их самостоятельности.
В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действи,
/операций, внесенных в СИПР.
действие выполняется взрослым (ребенок), со значительной помощью взрослого, с частичной помощью взрослого, по подражанию или по образцу,
полностью самостоятельно.
9.Средства мониторинга и оценки динамики обучения
| Уровни освоения действий/операций | баллы |
1 | Пассивное участие / соучастие. действие выполняется взрослым (ребенок позволяет что-либо сделать с ним). | 0 |
2. Активное участие. |
| |
действие выполняется ребёнком: |
| |
2.1 | со значительной помощью взрослого | 1 |
2.2 | с частичной помощью взрослого | 2 |
2.3 | по последовательной инструкции (изображения или вербально)
| 3
|
2.4 | по подражанию или по образцу | 4 |
2.5 | полностью самостоятельно | 5 |
Сформированность представлений | ||
1. Представление отсутствует |
| |
2. Не выявить наличие представлений |
| |
3. Представление на уровне: |
| |
- использования по прямой подсказке |
| |
- использование с косвенной подсказкой (изоажение) |
| |
- самостоятельное использование |
|
Учитель класса:
Воспитатель класса:
Педагог-психолог:
Учитель-дефектолог. сурдопедагог
Учитель физкультуры:
Учитель музыкально-ритмических занятий:
Социальный педагог:
Медицинский работник
Родители:
Диагностическая карта учебных возможностей
___________________________________________________________________
Класс , дата | Сроки изучения и оценки | Характеризуемые качества (отметьте знаком «+» те элементы характеристики ученика, которые нуждаются в значительном улучшении) | Рекомендации по работе с учащимися | |||||||||||||||||||||||
Отношение к учению, познавательная активность | Интеллектуальное развитие | Развитие навыков учебного труда | Развитие волевых качеств | Уровень культурного кругозора | Физическое развитие | |||||||||||||||||||||
Желание учиться лучше | Переживание успехов и неудач в учении | Стремление выполнять все требования и рекомендации учителя | Осознание личной значимости учителя | Сформированность внимания, памяти, мышления | Умение выделять главное, существенное в изучаемом материале | Самостоятельность мышления и использование познавательных умений при решении различных учебных задач | Темп усвоения знаний | Умение планировать выполнение учебных задач | Умение рационально организовывать учебную работу | Умение осуществлять самоконтроль за степенью усвоения учебного материала | Умение в темпе класса осуществлять решение учебных задач | Способность проявлять настойчивость в достижении поставленных целей | Стремление преодолевать затруднения в учебе и личном поведении | Умение проявлять собранность и организованность | Умение преодолевать отвлекающие от учебы влияния | Быстрота переключения с различных видов занятий | Широта культурных интересов | Начитанность | Умение видеть и понимать прекрасное в искусстве и окружающем мире, выражать свое отношение | Состояние здоровья | Степень утомляемости в учении и других видах деятельности | Умение спокойно переносить физические, волевые и другие нагрузки на организм | Быстрота включения в различные виды учебной и другой деятельности | | ||
2 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
3 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
4 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
ФИО учителя_________________
Лист достижений__________________________________________________
ученика(цы) 2 _ класса за 20____ учебный год.
«0»-действие выполняется взрослым (ребенок
позволяет что-либо сделать с ним);
«1» со значительной помощью взрослого ;
«2» – с частичной помощью взрослого по последовательной;
«3» – инструкции (изображения или вербально;
«4»- по подражанию или по образцу;
«5»- полностью самостоятельно
Класс | Тема | Чтение. Уровень усвоения материала | |
1 полугодие | 2 полугодие | ||
|
| ||
2 | Итоговая контрольная работа |
|
|
Класс | Тема | Грамматика Уровень усвоения материала | |
1 полугодие | 2 полугодие | ||
| | ||
2 | Итоговая контрольная работа |
|
|
Класс | Тема | Математика Уровень усвоения материала | |
1 полугодие | 2 полугодие | ||
| | ||
2 | Итоговая контрольная работа |
|
|
Класс_________________________
Учебный год___________________
Диагностическая карта по математике
Условные обозначения:
«0»-действие выполняется взрослым (ребенок
позволяет что-либо сделать с ним);
«1» со значительной помощью взрослого ;
«2» – с частичной помощью взрослого по последовательной;
«3» – инструкции (изображения или вербально;
«4»- по подражанию или по образцу;
«5»- полностью самостоятельно
Содержание программных модулей | 1полугодие | 2полугодие |
Сравнение предметов по размеру. Столько же. Больше. Меньше. | | |
Пространственные представления | | |
Временные представления | | |
На больше (меньше)? | | |
Много. Один. | | |
Числа от 1 до 5. | | |
Знаки +,-,=. | | |
Знаки больше, меньше, равно. | | |
Знаки больше, меньше, равно.. | | |
Числа от 6 до 10 | | |
Решение примеров в пределах 10 | | |
Число 0. | | |
Решение задач | | |
Приемы вычислений | | |
Закрепление. | | |
Сложение и вычитание | | |
ФИО уч-ся ___________________
ФИО учителя_________________
Класс_________________________
Учебный год___________________
Диагностическая карта по грамматике
Условные обозначения:
«0»-действие выполняется взрослым (ребенок
позволяет что-либо сделать с ним);
«1» со значительной помощью взрослого ;
«2» – с частичной помощью взрослого по последовательной;
«3» – инструкции (изображения или вербально;
«4»- по подражанию или по образцу;
«5»- полностью самостоятельно
Содержание программных модулей | 1полугодие | 2полугодие |
Знакомство с широкой и узкой строкой. | | |
Звук [а], буквы А, а. Строчная буква а. Заглавная буква А | | |
Звук [о], буквы О, о. Строчная буква о. Заглавная буква О. | | |
Звук [и], буквы И, и. Строчная буква и. Заглавная буква И. | | |
Звук [ы], буква ы. Строчная буква ы. | | |
Звук [у], буквы У, у. Строчная буква у. Заглавная буква У. | | |
Звук [н], буквы Н, н. Строчная буква н. Заглавная буква Н | | |
Звук [с], буквы С, с. Строчная буква с. Заглавная буква С | | |
Звук [к], буквы К, к. Строчная буква к. Заглавная буква К. | | |
Звук [т], буквы Т, т. Строчная буква т. Заглавная буква Т. | | |
Звук [л], буквы Л, л. Строчная буква л. Заглавная буква Л. | | |
Звук [р], буквы Р, р. Строчная буква р. Заглавная буква Р. | | |
Звук [в], буквы В, в. Строчная буква в. Заглавная буква В. | | |
Звук [п], буквы П, п. Строчная буква п. Заглавная буква П. | | |
Звук [м], буквы М, м. Строчная буква м. Заглавная буква М | | |
Звук [з], буквы З, з. Строчная буква з. Заглавная буква З. | | |
Звук [б], буквы Б, б. Строчная буква б. Заглавная буква Б. | | |
Звук [д], буквы Д, д. Строчная буква д. Заглавная буква Д. | | |
Буквы Я, я. Строчная буква я. Заглавная буква Я. | | |
Звук [г], буквы Г, г. Строчная буква г. Заглавная буква Г. | | |
Звук [ч], буквы Ч, ч. Строчная буква ч. Заглавная буква Ч. | | |
Буква ь. Письмо буквы ь. Буква ъ. Письмо буквы ъ. | | |
Звук [ш], буквы Ш, ш. Строчная буква ш. Заглавная буква Ш. | | |
Звук [ж], буквы Ж, ж. Строчная буква ж. Заглавная буква Ж. | | |
Буквы Ё, ё. Строчная буква ё. Заглавная буква Ё. Буквы Е, е. Строчная буква е. Заглавная буква Е. | | |
Звук [й], буквы Й, й. Письмо буквы й. | | |
Звук [х], буквы Х, х. Строчная буква х. Заглавная буква Х. | | |
.Буквы Ю, ю Строчная буква ю. Заглавная буква Ю. | | |
Звук [ц], буквы Ц, ц. Строчная буква ц. Заглавная буква Ц. | | |
Звук [э], буквы Э, э. Строчная буква э. Заглавная буква Э. | | |
Звук [щ], буквы Щ, щ. Строчная буква щ. Заглавная буква Щ. | | |
Звук [ф], буквы Ф, ф. Строчная буква ф. Заглавная буква Ф. | | |
Существительное+ глагол наст.вр | | |
Род существительных в словосочетаниях « числит.+сущ.» один, одна,одно. | | |
Составление предложений с сочетаниями, обозначающими предмет и действие(сущ.мн.ч.+ глагол наст.вр.) | | |
Большая буква в начале предложения | | |
Точка в конце предложения. | | |
Составления предложений со словосочетаниями обозначающими переходность действия( гл.наст.вр+ сущ. неод.) | | |
Составления предложений со словосочетаниями обозначающими: Переходность действия( гл.+ сущ.од,неод) | | |
Направленность действия(гл+сущ.од) | | |
Большая буква в именах. | | |
Списывание с печатного текста . | | |
22
object(ArrayObject)#865 (1) { ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) { ["title"] => string(241) "Специальная индивидуальная программа развития для детей с тяжёлой умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) 2 класс" ["seo_title"] => string(80) "spetsialnaia_individualnaia_programma_razvitiia_dlia_detei_s_tiazhioloi_umstvenn" ["file_id"] => string(6) "545536" ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi" ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee" ["date"] => string(10) "1586144210" } }
object(ArrayObject)#887 (1) { ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) { ["title"] => string(121) "Специальная индивидуальная программа развития учащегося 1 класса" ["seo_title"] => string(71) "spetsialnaia_individualnaia_programma_razvitiia_uchashchegosia_1_klassa" ["file_id"] => string(6) "600203" ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi" ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee" ["date"] => string(10) "1644821801" } }
object(ArrayObject)#865 (1) { ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) { ["title"] => string(30) "СИПР для 7 класса" ["seo_title"] => string(18) "sipr-dlia-7-klassa" ["file_id"] => string(6) "341587" ["category_seo"] => string(6) "corect" ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie" ["date"] => string(10) "1472569817" } }
object(ArrayObject)#887 (1) { ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) { ["title"] => string(156) "Специальная индивидуальная программа развития. Особенности разработки и реализация" ["seo_title"] => string(80) "spetsialnaia_individualnaia_programma_razvitiia_osobennosti_razrabotki_i_realiza" ["file_id"] => string(6) "516238" ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi" ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii" ["date"] => string(10) "1561839423" } }
object(ArrayObject)#865 (1) { ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) { ["title"] => string(68) "Рабочая программа по РСВ и ФП для 5кл. " ["seo_title"] => string(41) "rabochaia-proghramma-po-rsv-i-fp-dlia-5kl" ["file_id"] => string(6) "181883" ["category_seo"] => string(10) "logopediya" ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie" ["date"] => string(10) "1425404104" } }
Пожалуйста, введите ваш Email.
Если вы хотите увидеть все свои работы, то вам необходимо войти или зарегистрироваться
* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт