«Обучение и воспитание детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и с тяжелыми множественными нарушениями развития в контексте требований ФГОС»
13.10.2025 – 03.11.2025
Выпускная итоговая работа
Тема: «Специальная индивидуальная программа развития»
Исполнитель:
Булычева Ирина Михайловна,
педагог-психолог, ГКОУ (С)КШИ г.Сорочинска.
Пояснительная записка
Специальная индивидуальная программа развития (далее СИПР) предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с обучающейся со стойким нарушением познавательной деятельности.
СИПР составлена на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 2 СИПР разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Целью программы является обретение обучающейся с умеренной умственной отсталостью таких жизненных компетенций, которые позволяют ей достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, обеспечивают её включение в жизнь общества на основе индивидуального поэтапного, планомерного расширения жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных пределах.
Цели реализации СИПР:
социальная адаптация ребёнка;
коррекция и компенсация нарушений развития; доступное образование и воспитание; общее и физическое развитие в соответствии с состоянием ребёнка и возможностями.
Задачи программы:
формирование социального поведения; коммуникативных умений: расширение социальных контактов, умение адекватно общаться, обращаться за помощью, соблюдая принятые правила приличия;
формирование и развитие коммуникативной функции речи;
умение выполнять инструкции педагога;
использование по назначению учебных материалов;
умение выполнять действия по образцу и подражанию;
отработка навыков самообслуживания и личной гигиены для достижения возможной степени независимости; эмоциональное развитие, чувство уверенности, положительное отношение к самому себе и окружающим; развитие умения занять себя в свободное время; развитие умения участвовать в совместной игровой и досуговой деятельности.
Практическая значимость СИПР заключается в том, что основным ожидаемым результатом освоения программы является развитие жизненной адаптации ребёнка с тяжёлыми множественными нарушениями развития.
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
1. Общие сведения о ребёнке.
ID программы: 68f42e93588a3343e414ef62
ФИО ребенка:
Возраст ребенка: 12
Место жительства:
Мать:
Отец:
Год обучения: 2
Группа (особые потребности): 2
Класс: -4
Заключение ПМПК: № 2013 от 19.10.2031 г. согласно протоколу обследования ребенка: тотальное недоразвитие психических функций, средняя степень недоразвития, СНР выраженной степени. Рекомендации: обучение по АООП УО (ИН) 2 вариант, разработка СИПР.
2. Психолого-педагогическая характеристика обучающегося на начало учебного года.
Дмитрий обучается второй год в ГКОУ С(К)ШИ г.Сорочинска.
Воспитывается в полной, многодетной семье. У него есть старший брат и младшая сестра. Семья проживает в трёхкомнатной квартире, бытовые условия удовлетворительные. Отношения в семье тёплые, доброжелательные, дружеские. Родители любят и оберегают своих детей. Запрос семьи: развитие навыков общения, социально-бытовой ориентировки. Направления работы с семьёй: педагогическое информирование, совместное участие в разработке СИПР, общешкольных мероприятиях, трудовых десантах, досуговой деятельности. Психологическое просвещение, консультирование, тренинги.
Особенности общей моторики: нарушена координация движений, вялость, неловкость, низкая сила движений. Стоит и ходит самостоятельно, поднимается и спускается по лестнице при помощи перилл. Прыгает и бегает на двух ногах.
Дмитрий позиционирует себя самостоятельно. Передвигается без индивидуальных технических средств.
Особенности мелкой моторики: вялость и слабость в удержании предмета, разворачивает предмет в руке, перекладывает предмет из руки в руку, кладёт предмет на стол по просьбе взрослого, захватывает предмет одной или двумя руками. Может бросать и перекладывать предметы.
Эмоциональные проявления характеризуются недифференцированностью и тугоподвижностью. Иногда реагирует на проявления эмоций другого человека, ответные реакции соответствуют ситуации. Преобладающий эмоциональный фон позитивный. Эмоциональный контроль не всегда самостоятельный, иногда по просьбе взрослого. Может лечь на пол и не реагировать на просьбы окружающих, абстрагироваться от всего и молча лежать некоторое время.
Проблемное поведение не наблюдается. Иногда не выполняет инструкции взрослого потому, что не всегда понимает обращённую к нему речь.
Особенности восприятия:
Дмитрий не стремится детально изучить предмет, указывает лишь на некоторые внешние признаки и ограничивается общим узнаванием.
Ученики могут отчётливо воспринимать одновременно 8–12 небольших предметов, как это наблюдается в норме, а Дмитрий всего 2–4.
Это обусловлено замедленностью процессов анализа и синтеза, тугоподвижностью, инертностью нервных процессов.
Из-за этого окружающий мир представляется мальчику как бы слитым, единым, лишённым чётких форм, отдалённые предметы выпадают из поля зрения.
Хаотичность и бессистемность.
Особенности слухового восприятия: реагирует на знакомый голос(улыбается, подходит),воспринимает интонацию речи, не любит сильных и резких звуков.
Наряду с правильным распознаванием предметов отмечаются и грубые ошибки. Дмитрий основывается на одном-двух признаках обследуемого объекта, часто неспецифических.
Мальчик ограничивается общим узнаванием предмета по одному-двум признакам, не пытается исследовать предмет, не производит его детального анализа, из которого он сделан. При этом объёмные предметы распознаются легче, чем плоские.
Использования тактильного восприятия, например, складыванием матрёшки и пирамидки, раскладыванием в ряд однородных предметов от наибольшего к наименьшему, определением места предмета в ряду в зависимости от его размеров.
Особенности речевого развития: ребёнок не пользуется речью как средством общения, общается с помощью жестов, мимики. Понимает обращённую речь на бытовом уровне.
Мальчик освоил простые действия с предметами и материалами, использует в работе доступные материалы (пластилин, природный материал, бумагу и картон, нитки, ткань). Умеет: фиксировать взгляд на предметно-манипулятивной деятельности педагога (с привлечением внимания голосом), захватывать и удерживать предмет, сминать лист бумаги, открывать ёмкости для хранения, разрывать полоски бумаги на кусочки, погружать руки в сухой бассейн, доставать из него предметы, пересыпать крупы с помощью кулака.
Дмитрий на низко -среднем уровне обращается за помощью и принимает помощь взрослого;
наблюдает под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
имеет представления о временах года, показывает с помощью картинок;
показывает части тела человека (рот, губы, руки, ухо, пальцы, ноги).
Умеет примитивно различать и сравнивать предметы по форме, величине, цвету, по инструкции взрослого.
Представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других:
Соотнесение себя со своим именем ,своим изображением на фотографии, отражением в зеркале.
Представление о собственном теле.
Отнесение себя к определенному полу.
Умение определять «моё» и «не моё», осознавать и выражать свои интересы, желания.
Умение обслуживать себя: принимать пищу и пить, ходить в туалет выполнять
гигиенические процедуры, одеваться и раздеваться при постоянной помощи или контроле взрослого.
Умение сообщать о своих потребностях и желаниях. (мимикой, жестом).
Мальчик может на небольшой период удерживать контакт со взрослыми, но инициатором не является. Дружелюбно относится ко взрослым, предпочитает игровую деятельность.
Со сверстниками поддерживает контакт, инициатором не является, избирателен(предпочитает больше общаться с мальчиками)в игровой деятельности.
Дмитрий владеет примитивными навыками одевания и раздевания. только по инструкции и помощи взрослого. Приём пищи осуществляет самостоятельно, держит ложку в кулаке, нужна постоянная и контролирующая помощь взрослого. В туалет ходит самостоятельно, в сопровождении тьютора. Гигиеническими навыки развиты слабо, только по инструкции и помощи взрослого.
Мальчик умеет мыть руки и лицо, вытирать их полотенцем, правильно использовать мыло и зубную щётку, расчёсывать волосы, использовать по назначению носовой платок. Умеет пользоваться туалетом, сообщать о нужде, пользоваться туалетной бумагой. Все процедуры только под контролем и помощью взрослого.
Дмитрий по просьбе взрослого может выбросить мусор(бумажку от сладостей),убрать тарелку и ложку со стола, выключить свет, положить грязное бельё в корзину.
Потребность в уходе: постоянно нуждается в полной помощи и контроле взрослого.
Требуется постоянный контроль со стороны взрослого, необходимо планировать занятость ребёнка.
По итогам оценки знаний, уровню сформированности жизненных и учебных навыков, анализа поведенческих и психофизических особенностей учащегося, ребёнку рекомендовано обучение по СИПР.
режим посещения школы и интенсивность занятий определяются в соответствии с индивидуальным учебным планом. В случае трудностей адаптации к пребыванию в условиях группы, при наличии выраженных проблем поведения и необходимости постоянного присмотра, ребёнку может быть установлен индивидуальный график посещения организации и соответствующее расписание занятий.
трудовая деятельность и коррекция эмоционально-волевой сферы.
3. Индивидуальный учебный план.
ИУП 2 вар.УО
Предмет, коррекционный курс
Групповые занятия
Индивидуальные занятия
Учитель
Воспитатель
Учитель-логопед
Учитель физкультуры
Тьютор
Учитель-дефектолог
Психолог
Речь и альтернативная коммуникация
3
Математические представления
2
Окружающий природный мир
2
Окружающий социальный мир
2
Человек
3
Адаптивная физкультура
3
1
Музыка и движение
2
Изобразительная деятельность
1
Домоводство
3
Профильный труд
ИТОГО (учебная недельная нагрузка)
12
0
1
3
1
0
3
2
Внеурочная деятельность
Сенсорное развитие
2
Предметно-практические действия
Двигательное развитие
Альтернативная и дополнительная коммуникация
1
Занятия по направлениям внеурочной деятельности
Мероприятия
1
ИТОГО (внеурочная деятельность)
2
2
0
0
0
0
0
0
ИТОГО (учебная + внеурочная)
14
2
1
3
1
0
3
2
Общая недельная нагрузка: 26
4. Содержание образования в условия организации и семьи.
Коррекция проблемного поведения.
Проблемного поведения не наблюдается.
4.2. Содержание учебных предметов и коррекционных курсов.
Содержание
Начало учебного года
1 полугодие
2 полугодие
1. Речь и альтернативная (дополнительная) коммуникация
1.2. Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации
1.2.1. Импрессивная речь
1.2.1.11. Понимание простых предложений
1
1.2.3. Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации
1.2.3.3. Показ графических изображений, обозначающих предметы и объекты (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.)
2
1.2.3.4. Показ графических изображений, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.)
2.3.1. Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе (другом человеке, изображении): верх (вверху), низ (внизу), перед (спереди), зад (сзади), правая (левая) рука (нога, сторона тела)
1
3. Окружающий природный мир
3.1. Временные представления
3.1.1. Узнавание (различение) частей суток (утро, день, вечер, ночь)
4.4.19. Соблюдение последовательности действий при раздевании (например, верхней одежды: снятие варежек, снятие шапки, расстегивание куртки, снятие куртки, расстегивание сапог, снятие сапог)
2
4.4.23. Соблюдение последовательности действий при одевании комплекта одежды (например: надевание колготок, надевание футболки, надевание юбки, надевание кофты)
2
4.5. Прием пищи
4.5.4. Наливание жидкости в кружку
2
4.5.11. Накладывание пищи в тарелку
2
4.6. Туалет
4.6.1. Сообщение о желании сходить в туалет
1
5. Домоводство
5.1. Обращение с кухонным инвентарем
5.1.1. Различение предметов посуды для сервировки стола (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож), для приготовления пищи (кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож)
1
6. Окружающий социальный мир
6.1. Школа
6.1.8. Знание (соблюдение) правил поведения на территории школы
1
7. Музыка и движение
7.1. Слушание
7.1.4. Узнавание знакомой песни
1
7.3. Движение под музыку
7.3.1. Выполнение движений разными частями тела под музыку (топанье, хлопанье в ладоши, «фонарики», «пружинка», наклоны головы и др.)
1
8. Изобразительная деятельность
8.2. Лепка
8.2.3. Разминание пластилина (теста, глины)
2
8.2.5. Отрывание кусочка материала от целого куска
1
8.2.10. Катание колбаски на доске (в руках)
1
8.3. Рисование
8.3.2. Оставление графического следа
1
9. Адаптивная физкультура
9.1. Физическая подготовка
9.1.1. Построения и перестроения
9.1.1.6. Бег в колонне
1
9.1.2. Общеразвивающие и корригирующие упражнения
9.1.2.1. Произвольный вдох (выдох) через рот (нос)
1
9.1.3. Прыжки
9.1.3.1. Прыжки на двух ногах на месте (с поворотами, с движениями рук), с продвижением вперед (назад, вправо, влево)
1
11. Сенсорное развитие
11.3. Кинестетическое восприятие.
11.3.1. Реакция на прикосновения человека
СР
11.3.2. Реакция на соприкосновение с материалами, различными по температуре (теплый, холодный), фактуре (гладкий, шероховатый, др.), влажности (сухой, влажный, мокрый), вязкости (жидкий, густой, сыпучий)
ПР
14. Альтернативная коммуникация
14.1. Основы коммуникации
14.1.1. Адекватная ответная реакция на обращенную речь и прикосновения человека
СР
14.2. Коммуникация с использованием невербальных средств
14.2.6. Использование графического изображения как средства коммуникации
1
14.3. Импрессивная речь
14.3.2. Понимание слов, обозначающих названия членов семьи (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра), имёна членов семьи, учащихся класса, педагогов
1
14.3.5. Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.)
14.4. Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации
14.4.1. Показ графических изображений, обозначающих собственное имя
1
4.3. Нравственное развитие.
Доброжелательно и уважительно относиться к окружающим (членам семьи, сверстникам, членам школьного коллектива, учителям и др.)
Делиться игрушками, сладостями и др.
Помогать друг другу
Спокойно вести себя в помещении и на улице
4.4. Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.
Осознанное отношение к собственному здоровью на основе соблюдения правил гигиены, здоровьесбережения, режима дня.
Мыть фрукты и овощи перед употреблением
Безопасное поведение в окружающей среде; умение вести себя в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.
Обращаться за помощью к окружающим
4.5. Внеурочная деятельность.
Название мероприятия
Планируемая деятельность ребенка
Участие ребенка в мероприятии
1 сентября.День Знаний.
Присутствие на торжественной линейке, праздничном завтраке.
Присутствовал,стоял на линейке возле своего учителя и тьютора.
Ярмарка
Подготовка к мероприятию: изготовление украшений, участие в празднике.
Собирал сухие листья для букета,с помощью тьютора,во время праздника стоял возле товаров своего класса.
Название рабочей программы
Возможные предметные результаты
Возможные личностные результаты
«Познай себя»
- умение обслуживать себя, следить за своим внешним видом; - умение соблюдать правила воспитанного человека в повседневной жизни; - умение обращаться к взрослому человеку, сверстнику, выражать благодарность, одобрение, извинение и др.; - умение взаимодействовать с другими людьми в различных жизненных ситуациях;
- развитие аккуратности, опрятности, бережливости; - развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей; - развитие нравственных, волевых качеств, коммуникабельности и чувства коллективизма;
5. Условия реализации потребности в уходе и присмотре.
День недели
Время
08.15-08.30
08.30-08.55
08.55-09.25
09.25-09.50
09.50-0=10.15
10.15-10.40
11.05-11.30
11.30.12.05
Пн.
Раздевание,завтрак присмотр(тьютор)
Завтрак присмотр(тьютор)
Обед присмотр(тьюто)
Вт.
Раздевание,завтрак присмотр(тьютор)
Завтрак присмотр(тьютор)
Обед присмотр(тьюто)
Ср.
Раздевание,завтрак присмотр(тьютор)
Завтрак присмотр(тьютор)
Обед присмотр(тьюто)
Чт.
Раздевание,завтрак присмотр(тьютор)
Завтрак присмотр(тьютор)
Обед присмотр(тьюто)
Пт.
Раздевание,завтрак( присмотр тьютор)
Завтрак присмотр(тьютор)
Обед присмотр(тьюто)
6. Специалисты, участвующие в разработке и реализации СИПР.
ФИО
Должность
Агишева Р.И.
Учитель
Пастухова А.Н.
Тьютор
Гладких Л.А.
Учитель музыки
Матюшин В.М.
Учитель адаптивной физической культуры
Беляева И.С.
Учитель логопед
Булычева И.М.
Педагог-психолог
Ишбульдина Д.К.
Воспитатель
7. Задачи, мероприятия и формы сотрудничества организации и семьи обучающегося.
Задачи
Мероприятия
Отчет о проведении
Психологическая поддержка семьи
участие в тренингах
участие в занятиях коррекционной группы
участие в семейных встречах «Клуба выходного дня»
индивидуальные консультации с психологом
Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка
индивидуальные консультации родителей со специалистами (раз в триместр и по запросу родителей)
тематические семинары:
Взаимодействие специалистов и семьи в ходе разработки и реализации СИПР
участие родителей в разработке и реализации СИПР
посещение родителями уроков/занятий в организации
домашнее визитирование
ведение дневника наблюдений (краткие записи)
информирование электронными средствами
личные встречи, беседы
ежедневный просмотр и записи в дневнике ребенка
просмотр и обсуждение видеозаписей занятий с ребенком в школе и дома
Организация участия родителей в деятельности образовательной организации
участие родителей в планировании, разработке и реализации мероприятий
участие родителей в решении вопросов, связанных с управлением образовательной организацией
участие родителей во взаимодействии с другими организациями
участие родителей в решении хозяйственных вопросов образовательной организации
8. Технические средства и дидактические материалы, необходимые для реализации СИПР
Предметы для нанизывания на шнур, нить (бусины, пуговицы), мелкая мозаика, баночки разной величины с крышками, тренажеры с молниями, пуговицами, шнурками, кнопками, ремнями;
наглядный и дидактический (демонстрационный и индивидуальный) материал по темам: «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Дикие и домашние животные», «Грибы»,
«Птицы», «Рыбы», «Насекомые», «Времена года», «Объекты и явления природы»,
«Посуда», «Одежда и обувь», «Мебель», «Бытовая техника», «Профессии»,
«Музыкальные инструменты»;
набор пиктограмм;
конструктор «Лего», «Почтовый ящик», набор предметов для группировки по цвету, форме и величине, вкладыши по форме и величине, матрешка, пирамидка, счетный материал, разрезные картинки для составления изображения из 2-3 частей;
инструменты и материалы для изобразительной деятельности: краски, кисточки, стаканчик «непроливайка», альбом для рисования, цветные карандаши треугольного сечения, ножницы, цветная бумага, цветной картон, клей, шило, войлочный коврик, пластилин, доска для лепки, влажные салфетки, фартук для рисования, формы для лепки;
гимнастические мячи большого и среднего размера, маты, кегли, теннисные мячи, футбольный мяч, баскетбольный мяч, трехколесный велосипед, лыжи, лыжные палки, лыжные ботинки, батут, шведская стенка, сухой бассейн, подвесные качели;
музыкальный центр, аудиозаписи;
компьютер, проектор, презентации, видеозаписи, экран для проектора.
9. Средства оценки динамики обучения в процессе мониторинга.
Основным ожидаемым результатом освоения обучающимся АООП по варианту 2 является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с его психическими и физическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов. Стандарт устанавливает требования к освоению АООП (вариант 2) в виде достижения определенного уровня личностных и предметных результатов.
Личностные результаты включают сформированность мотивации к обучению и познанию, социальные компетенции, личностные качества;
Предметные (коррекционных для коррекционных курсов) результаты включают освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания и его применению.
В соответствии с требованиями ФГОС ОО УО (ИН) личностные и предметные планируемые результаты освоения обучающимися АООП (вариант 2) рассматриваются в качестве возможных (примерных, ожидаемых) результатов, соответствующих индивидуальным возможностям и специфическим образовательным потребностям обучающихся.
Освоение ребенком запланированных результатов оценивает экспертная группа, основной метод – наблюдение в ходе учебных занятий, коррекционных курсов и во внеурочной деятельности.
Мониторинг осуществляется на основании аттестации. Аттестация (оценивание) обучающихся подразделяется на текущую, промежуточную и итоговую.
Текущая происходит в конце полугодия в форме мониторинга запланированных достижений по установленным критериям.
Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года. Для организации аттестации обучающихся применяется метод экспертной группы (на междисциплинарной основе) объединяющий специалистов, осуществляющих процесс образования и развития ребенка и члены семьи обучающегося. Задачей экспертной группы (созданная приказом ОУ) является выработка согласованной оценки достижений ребёнка в сфере жизненных компетенций. Основой служит анализ результатов обучения ребёнка, динамика развития его личности. Результаты анализа представляются в удобной и понятной всем членам группы форме оценки, характеризующей наличный уровень жизненной компетенции.
Результаты промежуточной аттестации в конце учебного года фиксируются в форме характеристики.
Для проведения промежуточной аттестации в конце учебного года выделяется период времени – две недели для выявления тех или иных результатов образования обучающихся.
предметных результатов.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.
Возможные предметные результаты освоения АООП (вариант 2) заносятся в СИПР с учетом индивидуальных возможностей и специфических образовательных потребностей обучающихся, а также специфики содержания предметных областей и конкретных учебных предметов. Результаты заносятся экспертной группой за 1 полугодие и за год, что и позволяет проследить динамику освоения обучающимися СИПР по каждому учебному предмету и коррекционному курсу на основе сравнительного анализа результатов.
Оценка выявленных результатов освоения СИПР осуществляется с использованием метода наблюдения и с применением специальных диагностических проб.
Диагностическая проба включает оценку сформированности представлений и умений по критериям в соответствии с содержанием программного материала. Наблюдение за ребенком проводят не только на занятиях, но и в режимные моменты, в свободной деятельности.
Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга Экспертная группа (специалисты ППк) оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР.
Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в форме характеристики за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период.
Обозначения:
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
не выполняет задание НЗ - «0»;
выполняет задание со значительной помощью ЗП – «2»
выполняет задание с частичной помощью ЧП – «3»
выполняет задание по подражанию П – «3»
выполняет задание по образцу О -«3»
выполняет задание самостоятельно, но допускает ошибки СШ – «4»
выполняет задание самостоятельно (без ошибок) С – «5»
баллов - «выполняет действие самостоятельно (без опоры на внешние средства; внешними средствами являются непосредственная помощь учителя, алгоритмы, образцы)» / «самостоятельно показывает называемый объект окружающего мира / самостоятельно называет указанный объект окружающего мира»
баллов - «выполняет действие по образцу» (обучающийся ориентируется на наглядный результат действия). Например, ребенку предъявляют тарелку с бутербродом и предлагают сделать такой же бутерброд.
баллов - «выполняет действие по алгоритму» (обучающийся ориентируется на наглядно представленную – предметную или графическую последовательность действий) (например, складывает предметы одежды с опорой на наглядно представленную последовательность, рассказывает по мнемокартинкам, наглядно представленному плану и др.)
балла - «выполняет действие по инструкции» (педагог предъявляет инструкцию с использованием жеста, визуальную, речевую) / покажи, где снегирь (покажи птичку с красной грудкой); желтый как лимон; где корова? (учитель приставляет вытянутые указательные пальцы к голове, изображает рога) и т.п.
балла - «выполняет действие по подражанию» (педагог показывает образец выполнения действия, обучающийся повторяет это действие) / не всегда показывает называемый объект окружающего мира / не всегда называет указанный объект окружающего мира.
балла - «выполняет действие с частичной физической помощью» (педагог периодически оказывает физическую помощь - при выполнении отдельных операций действия использует прием «рука в руке», меняет локализацию прикосновения, придерживая ребенка за запястье, предплечье, локоть и др.)
балл - «выполняет действие со значительной физической помощью» (педагог выполняет всё действие вместе с обучающимся, использует прием «рука в руке») / «не показывает называемый объект окружающего мира / не называет указанный объект окружающего мира»
Заключение.
Программа ориентирована на решение воспитательных, коррекционно-развивающих, образовательных задач и формирование социально-бытовых навыков.
Приоритетное значение уделяется формированию личностных результатов, так как они отражают степень овладения ребёнком социальных (жизненных) компетенций.
Программа учитывает необходимость многократного повторения того или иного материала, постепенного включения новых элементов в контекст уже освоенных умений.
Список используемой литературы.
1. Ковалец И.В. Азбука эмоций: Практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере. – М.: ВЛАДОС ,2003.
2. Коррекционная работа с детьми в обогащенной предметно-развивающей среде / Под ред. Л.Б. Баряевой, Е.В. Мусатовой.- СПб.: КАРО,2006
3. Логинова Е.Т. Социально –педагогическое обеспечение социализации детей с выраженной интеллектуальной и сенсорномоторной недостаточностью. СПб: Изд-во РГПУ им. Герцена 2006
4. Коробкова Л.А., Калинина С.Е. Преподавание учебной дисциплины «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для учащихся с умственной отсталостью (1-4 классы). – Екатеринбург, 2013 (ГКОУ СО «СКОШ №123»).
5. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников. – Педагогическое общество России, Москва, 2000.
6. Музыкальная гимнастика для пальчиков /Сост. М. Ковалевская, худ.А.Веселов.- СП.б: Союз художников, 20
7. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта:програмно-методические материалы /под ред. И.М. Бгажноковой. –М.: ВЛАДОС, 2010.
8. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. – М.: Издательство «Ювента», 2008, (3-е изд.). – 224с.:ил.