Система работы учителя начальных классов с детьми младшего школьного возраста
Система работы учителя начальных классов с детьми младшего школьного возраста
Сколько разных проблем в таких маленьких детских душах, казалось бы простых и знакомых с первого взгляда, а в действительности, очень сложных и неизведанных, причины которых неизвестны ни им самим, ни их родителям, порой ни нам, учителям.
Бывают такие моменты, когда трудно определить, кого из детей к какой категории отнести: или он не может хорошо учиться, но хочет; или и не может и не хочет; или же может хорошо учиться, да не хочет.
«Как помочь ребенку? Как открыть сердца и души детей? Как выявить эту индивидуальность? Как узнать, почему дети по-разному усваивают один и тот же материал? Почему один на уроке активный, жизнерадостный, а другой – угрюмый? Как строить учебный процесс?».
Можно ли ожидать положительных результатов, работая с ребенком столь длительный срок, не зная его? Можно ли надеяться на успешность и эффективность собственных подходов, не учитывая возможности малыша?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Система работы учителя начальных классов с детьми младшего школьного возраста »
Муниципальное образовательное учреждение
«Юлдузская средняя общеобразовательная школа»
Авторская программа
«Психолого-педагогическое сопровождение образования детей младшего школьного возраста»
Учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Ихсанова Мадина Гарифовна
Юлдуз
Пояснительная записка
к авторской программе "Психолого-педагогическое сопровождение образования детей младшего школьного возраста"
учителя начальных классов высшей квалификационной категории МОУ «Юлдузская средняя общеобразовательная школа» Чистопольского муниципального района Ихсановой Мадины Гарифовны
Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства, основные достижения которого обусловлены характером учебной деятельности.
К концу данного возраста ребенок должен иметь желание учиться, уметь учиться, верить в свои силы, быть готовым к образованию в основном звене школы и самообразованию.
Но в последнее время у педагогов часто вызывает тревогу то, что на практике, начиная уже с первого класса, все чаще приходится сталкиваться с детьми, имеющими самые различные отклонения в здоровье, в психическом развитии, поведении, учебе.
Многие из них с первых лет обучения находятся в состоянии школьной дезадаптации и остаются таковыми надолго. Это проявляется в снижении способностей к обучению, учебной мотивации.
Об этом свидетельствуют высказывания самих детей, например: «Учу, учу, ничего не запоминаю», «Хочу учиться, но не могу», «Хочу написать красиво, а руки не слушаются», «Я не выучила стихотворение, голова болела», «Я так старалась, а маме не понравилось...», «Я мечтаю, чтобы папа меня любил и не бил», «Не помогут мне мама с папой, они сами ничего не знают», «Они всегда кричат и кричат на меня, а я ведь их сын!.. », «Я постригся, а вы и не заметили ...», и т. д.
Сколько разных проблем в таких маленьких детских душах, казалось бы простых и знакомых с первого взгляда, а в действительности, очень сложных и неизведанных, причины которых неизвестны ни им самим, ни их родителям, порой ни нам, учителям.
Бывают такие моменты, когда трудно определить, кого из детей к какой категории отнести: или он не может хорошо учиться, но хочет; или и не может и не хочет; или же может хорошо учиться, да не хочет.
«Как помочь ребенку? Как открыть сердца и души детей? Как выявить эту индивидуальность? Как узнать, почему дети по-разному усваивают один и тот же материал? Почему один на уроке активный, жизнерадостный, а другой – угрюмый? Как строить учебный процесс?».
Можно ли ожидать положительных результатов, работая с ребенком столь длительный срок, не зная его? Можно ли надеяться на успешность и эффективность собственных подходов, не учитывая возможности малыша?
В большинстве случаев, безусловно, и невозможно правильно определить истинные причины проблем учащегося, так как обучение и воспитание не всегда основывается на знаниях психологии развития ребенка и формирования его личности.
Особенно это важно в младших классах, когда только начинается целенаправленное обучение человека, когда учеба становится ведущей деятельностью, на фоне которой формируются психические свойства и качества ребенка, прежде всего познавательные процессы и отношение к себе как к субъекту познания.
И именно нам, учителям начальных классов, уже с первых дней необходимо знать и уровень развития познавательных процессов (внимание, память, мышление, речь, восприятие, воображение), и развитие личностных качеств (отношение ребенка к себе, сверстникам, учителю, к семье), и эмоционально-психическое состояние детей (тревожность, страхи, агрессивность), и состояние здоровья, и, безусловно, уровень развития компонентов учебной деятельности, которые у разных детей проявляются по-разному.
А так как во многих школах, в частности и в нашем учреждении (работаю в сельской школе), отсутствуют специалисты с психологическим образованием, то вся ответственность не только за успеваемость, но и за эмоционально – психическое благополучие детей, возлагается на учителя.
Отсюда, уровень современных требований к учителю так высок, что предполагает знание и тонкое понимание всех оттенков личности ребенка.
Требуется высокий педагогический профессионализм в осуществлении учебно-воспитательного процесса. Я считаю, что помимо предметной и дидактической подготовки, каждый педагог должен иметь психологические знания, должен быть интересен для учащихся, как личность, и нацелен на постоянное саморазвитие и самообразование.
Поэтому, проанализировав и сопоставив проблемную ситуацию многих своих первоклассников и выпускников, изучив труды известных педагогов и психологов Амонашвили, Д.Б. Эльконина, В.В Давыдова, Л.С. Выготского Л.С., Рубинштейна Л.С., Якиманской И.С., Истратовой О.Н., Петровой Л. И. и других, я еще больше убедилась в том, что уровень обучения и воспитания в школе, в значительной степени, определяется тем, насколько педагогический процесс ориентирован на психологию возрастного и индивидуального развития ребенка.
А так как вопрос об индивидуальных особенностях личности уже интересовал ученых с давних пор, я изучила труды блестящих авторов Я. А. Коменского, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, К. Д. Ушинского, В. А. Сухомлинского, С. Г. Шацкого, А. С. Макаренко, Януша Корчака, которые считали, что индивидуальный подход – это двусторонний процесс, то есть изучение личности ребенка с учетом всех ее особенностей с одной стороны и подбор необходимых мер индивидуального взаимодействия – с другой.
Например, предвестник гуманного подхода к ребенку, Ян Амос Коменский, считал, что хрупкость души ребенка, потребность в безусловном и индивидуальном внимании к нему, требует от учителя душевных сил, педагогической энергии, а главное – желания увидеть в каждом ребенке не педагогического иждивенца, а друга, участника «сотворчества», личность, заинтересованную в результатах обучения и воспитания.
Его гуманистический подход получил свое развитие и в учениях педагогов Ж. Ж. Руссо, Песталоцци.
Развивая идею Я. Коменского, В.Г. Белинский также считал, что искусство учителя, прежде всего, заключается в изучении хороших и плохих сторон, в их учете и в последующем их развитии или ликвидации в процессе воспитания и, что, только видя в каждом ребенке личность, можно подготовить его к жизни в обществе.
А крылатые слова К.Д. Ушинского: "Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях", - как нельзя лучше объясняют необходимость изучения личности ребенка и учета его индивидуальных различий в учебно – воспитательном процессе.
Но на эти проблемы в традиционной школе долгое время не обращали внимания, их как бы не существовало вовсе. Индивидуальный подход предполагал учет индивидуальных особенностей лишь для реализации освоения учащимися социального опыта, то есть знаний, умений, навыков, определенных в типовых программах обучения и воспитания и обязательных для усвоения их каждым воспитанником, но не с целью поиска необходимых условий для развития индивидуальности каждого ученика.
Так продолжалось до 90-х годов прошлого века, пока не было востребовано личностно–ориентированное обучение (И.С. Якиманская, В.В.Сериков, Е.В. Бондаревская, Н.А.Алексеев, Е.И. Казакова, Т.В. Машарова и др.), целью использования которого является именно содействие развитию индивидуальности ребенка на основе выявления его индвидуальных особенностей..
Изучение, анализ идеи личностно-ориентированного подхода и опыта работы новаторов позволили мне пересмотреть свои собственные подходы к обучению и воспитанию учащихся, прийти к выводу, что применяемые мной традиционные методы, формы и средства обучения требуют обновления.
Противоречия между требованиями начальной школы к высокой обучаемости учащихся и недостаточным уровнем подготовленности будущих первоклассников к обучению, между необходимостью индивидуального подхода к учащимся и отсутствием объективных критериев для учета их способностей, между потребностью общества в интеллектуально и личностно полноценных людях и неразработанностью педагогических технологий по раннему выявлению, коррекции и развитию детей нацелили меня на создание системы мониторинга.
Обучение на курсах повышения квалификации и переподготовки работников образования, дальнейшее изучение психолого-педагогической литературы известных авторов Р.С. Немова, Л.Ф. Обуховой, Л.М. Фридмана, Д.Б. Эльконина, Л.С. Выготского, О.Н. Истратовой, С.В. Коноваленко, Е. Н. Степановой, Л.И. Петровой, А.И. Савенкова, Е.И. Казаковой и других, отслеживание и анализ детских проблем, практические наработки, многократные консультации с кандидатом психологических наук, заведующей кафедрой психологии МЕГИ, доцентом кафедры начального образования ИРО РТ Блиновой Л.Ф., доктором педагогических наук Ившиной Г.В., детским врачом – психоневрологом Лепиловой С.И., стали основой разработки рецензированной программы «Психолого-педагогическое сопровождение образования детей младшего школьного возраста», ориентированной на следующие цели:
сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, разработка траектории развития его потенциальных возможностей;
содействие психическому и физическому здоровью детей;
повышение результативности обучения на основе индивидуализации и дифференциации обучения и воспитания.
Исходя из этих целей, были намечены задачи:
изучение индивидуальных особенностей и психического развития детей младшего
школьного возраста;
создание психолого-педагогических условий, способствующих дальнейшему их развитию, учитывая потенциальные возможности каждого ученика;
осуществление коррекционно - развивающей работы по выявленным проблемам;
реализация содержания здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе;
привлечение родителей к постоянному сотрудничеству.
Критериями для исследования психического развития явились:
Уровень развития компонентов учебной деятельности: целеполагания, операций или учебных действий, действий контроля и оценки ( самоконтроля и самооценки );
Личностные качества: отношение к себе, сверстникам, учителю, школе, семье, способности.
Для реализации поставленных целей и задач в программу включены самые простые методики разных авторов, доступные для проведения их учителями без специального образования.
Собран достаточный практический материал, с учетом индивидуально – возрастных особенностей детей младшего школьного возраста. Составлены сборники для диагностики, коррекционно-развивающей и профилактической работы с учащимися:
Психологическая помощь детям, недостаточно готовым к школьному обучению.
Развивающие задания, упражнения и игры для развития интеллектуальных способностей у детей младшего школьного возраста.
Развивающие задания, упражнения, игры, направленные на развитие сенсорики, внимания, памяти, мышления, воображения, речи, произвольности и саморегуляции.
Занятия игровой психокоррекции трудностей общения у младших школьников.
Занятия по предупреждению эмоциональных нарушений детей младшего школьного возраста.
Оздоровительная программа "Календарь твоего здоровья".
Работа с родителями.
Кроме того, творческая лаборатория постоянно обновляется и пополняется новинками современной психолого-педагогической литературы как для учителя, так и для учащихся.
Работа по программе осуществляется в процессе учебно-воспитательной, оздоровительной, внеурочной работы, работы с родителями.
Диагностическая работа проводится в форме различных методик, анкет, тестов, детских рассказов, сочинений, рисунков, коррекционно - развивающая работа в виде игр, упражнений, заданий, доступных для проведения тренингов.
Апробация данной программы в течение десяти лет дала положительные результаты.
Целенаправленно организованная работа повлекла за собой не только расширение познавательных возможностей учащихся, но и, безусловно, оказала влияние на их воспитанность, мотивацию учения, потребность к развитию в себе таких качеств, как: работоспособность, умение мыслить и доходить до истины, самостоятельно планировать свою деятельность. А также проявлялись навыки самоконтроля и убежденности, любви и интереса к учебным предметам, желание учиться и много знать – все то, что необходимо человеку для дальнейшей жизни.
Дети начинали самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые закономерности.
Повышался уровень внимания, памяти, логического мышления, речи, воображения, творческих способностей, качества знаний по предметам..
Формировались трудолюбие, прилежание, дисциплинированность, аккуратность, настойчивость, умение сдерживать и контролировать свои действия и поступки.
К моменту перехода учащихся в среднее звено школы качество знаний учащихся достигало 85 – 100 %. Число здоровых детей увеличивалось с 17% до 68%. Сократилось число детей с нарушением осанки с 85% до 17%. Количество детей с повышенной тревожностью в учебном процессе уменьшалось с 68% до 17%. Количество пропущенных по болезни дней за год на ребенка составляло в среднем 2-3 дня.
Принимая участие в школьных, районных, городских, муниципальных, Всероссийских конкурсах («Ученик года», «Кенгуру», «Русский медвежонок»), предметных олимпиадах, учащиеся занимали призовые места в таких номинациях как, "Словесная", Математическая", "Сказочная", "Экологическая", "Здоровьесберегающая", «Решение логических задач» и т.д.
Хотя результативность олимпиад и важна, но, я считаю, важнее то, что на олимпиадах и конкурсах происходят первые самостоятельные открытия ребенка. Пусть они даже небольшие и как будто незначительные, но в них – ростки будущего интереса к науке.
Участие в них позволяет учащимся познать себя, дает возможность в большей степени утвердиться в собственных глазах и глазах окружающих. А в целом они служат развитию творческой инициативы, мотивации учения, качественным изменениям в знаниях, умениях, развитии учащихся.
Система мониторинга, организация своевременной коррекционно – развивающей и профилактической работы, и по сей день, помогают успешно решать задачи, стоящие в настоящее время перед современной школой.
Я считаю, что диагностика уровня развития учебно-важных качеств, своевременная помощь в развитии, предупреждение некоторых отклонений позволяют создать благоприятные условия для наиболее полной реализации потенциальных возможностей гармонического развития личности каждого ребенка, предотвратить развитие стойкой неуспеваемости, влиять на психическое и физическое здоровье детей.
Программа
"Психолого-педагогическое сопровождение образования детей младшего школьного возраста".
( Автор и составитель: учитель начальных классов высшей квалификационной категории МОУ «Юлдузская средняя общеобразовательная школа»
Чистопольского муниципального района Ихсанова Мадина Гарифовна.)
Цель курса:
- сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, развитие его потенциальных возможностей;
содействие физическому и психическому здоровью детей;
повышение результативности обучения.
Интеллектуальная сфера.
Учащиеся должны уметь:
учиться и быть готовыми к обучению в среднем звене школы;
пользоваться приемами активной умственной обработки учебного материала (обобщения, классификации, сравнения, выделения существенного, связи между понятиями );
владеть приемами продуктивности запоминания;
распределять, переключать, концентрировать и удерживать внимание на занятиях;
планировать, контролировать, оценивать свои действия, результаты своей работы;
сопоставлять факты, объединять их в целостную картину мира.
Личностная сфера
Учащиеся должны уметь:
проявлять инициативность, самостоятельность, творчество, навыки сотрудничества в разных видах деятельности, как на уроке, так и во внеурочное время;
строить взаимоотношения со взрослыми и сверстниками с учетом норм и правил культурного поведения, обладать определенной эмоциональной устойчивостью;
осознавать ответственность за самого себя и окружающих;
V. Отслеживание физического развития и состояния здоровья.
1.
Физическое развитие и состояние здоровья.
Статистический медицинский анализ физического развития и состояния здоровья Методики "Осанка", "Равновесие"
(по Л. М. Фридману).
Профилактические беседы, физминутки, подвижные игры, физические упражнения, гимнастики для глаз, осанки, дыхания, задания для развития мелкой моторики.
Работа по развитию физических качеств на уроках, спортивных секциях.
2.
Развитость физических качеств (сила, быстрота, выносливость, гибкость).
Оценка выполнения контрольных нормативов.
Занятия по предупреждению эмоциональных нарушений.
VI. Изучение и выявление проблемных детей.
Опросник для учителя по выявлению проблемных детей.
Игровая психокоррекция трудностей общения.
VII. Изучение эмоциональных отклонений учащихся.
1.
Эмоционально - аффектная сфера.
Методика "Нарисуй человека" (по Е. И. Рогову).
2.
Наличие страхов.
Опрос по схеме "Боишься или не боишься"
(по Е. И. Рогову ).
Игровая психокоррекция трудностей общения.
Занятия по предупреждению эмоциональных нарушений.
VI. Динамика развития одаренных и слабоуспевающих детей.
Мониторинг повышенных способностей.
Программа работы с одаренными и слабоуспевающими детьми.
IV класс
№
Содержание работы
Диагностические средства
Методы коррекционной работы
I. Диагностика готовности ребенка к обучению в среднем звене.
1.
Мотивация учения.
Опросник "Отношение к школе"
(по Л. Ф. Тихомировой).
2.
Изучение внимания
Методика "Исправь ошибки" (по Л. Ф. Тихомировой).
3.
Изучение памяти:
а) зрительная;
б) слуховая;
в) смысловая;
г) опосредованная;
д) тип памяти.
Таблица "16 образов"
(автор В. Непомнящая).
Методика "10 слов"
(автор А. Р. Лурия)
Методика "10 пар слов" (автор К. П. Мальцева).
Тест "Пиктограмма"
(автор А. Р. Лурия).
Методика "Определение типа памяти"
(автор А. Н. Леонтьев).
Игры и задания по развитию внимания, памяти, логического мышления, творческих способностей.
4.
Изучение мышления:
а) обобщения;
б) классификация;
в) сравнение;
г) выделение существенного;
д) теоретический анализ;
е) связь между понятиями;
ж) умственное развитие.
Методика "Обобщение" (автор А. Я. Иванова).
Методика "Классификация" (автор А. Я. Иванова).
Методика "Сравнение"
(Э. Ф. Замбицявичене).
Методика "Выделение двух существенных слов"
(по Л. Ф.Тихомировой).
Анаграмма
(по Л. М. Фридману).
Методика "Четвертое слово по аналогии"
(по Л. Ф. Тихомировой).
Методика "Определение умственного развития" (автор Э. Ф. Замбицявичене).
5.
Протекание мыслительных операций.
Методика "Пропущенные буквы" (по Л. М. Фридману).
Развивающие задания, упражнения и игры для развития интеллектуальных способностей.
6.
Изучение саморегуляции.
Методика "Саморегуляция" (автор Д. Б. Эльконин).
7.
Изучение развития речи.
Методика "Слова"
(по Н. Л. Кутявиной).
8.
Изучение работоспособности, внимательности, ориентировки на систему требований.
Методика "Счет"
(по А. Н. Бернштейну).
Методика "Что может произойти"
(автор А. Н. Бернштейн).
9.
Изучение креативности.
"Придумай сказку"
(по С. В. Щербининой).
II. Диагностика личностных особенностей.
1.
Психическое состояние в учебной деятельности.
Цветорисуночный тест (автор А. О. Прохоров, Г. Н. Генинг).
2.
Изучение уровня тревожности в школе.
Тест школьной тревожности Филлипса.
3.
Информация о субъективной ситуации в семье.
Методика "Рисунок семьи" (автор А. И. Захаров).
4.
Наличие проблем.
Анкета "Есть ли у тебя проблемы" (Е. Н. Степанов).
Комплекс занятий по предупреждению эмоциональных нарушений детей.
III. Изучение социального климата в коллективе.
1.
Изучение взаимоотношений и микроклимата в детском коллективе.
Методика социально- психологической самоаттестации коллектива (по Р. М. Немову).
2.
Выявление лидеров и отверженных.
Социометрия
(автор М. Г. Казакина).
Комплекс занятий игровой психокоррекции трудностей общения.
IV. Отслеживание физического развития и состояния здоровья.
1.
Физическое развитие и состояние здоровья.
Статистический медицинский анализ физического развития и состояния здоровья.
2.
Развитость физических качеств.
Оценка выполнения контрольных нормативов.
Оздоровительная программа "Шаг за шагом"
V. Промежуточные формы аттестации ЗУН.
Учет успеваемости и качества знаний учащихся.
Индивидуальная работа
VI. Динамика развития одаренных и слабоуспевающих детей.
Мониторинг повышенных способностей.
Программа работы с одаренными и слабоуспевающими детьми.
VII. Составление карты психо-физического состояния выпускника.
Модель карты:
Уровень физического развития.
Состояние здоровья.
Положение ребенка в семье.
Психологические характеристики: самооценка, тревожность, положение в коллективе, отношение с учителем.
Успешность обучения.
Индивидуальные способности.
Определение границ применения.
Данная авторская программа " Психолого-педагогическое сопровождение детей младшего школьного возраста " рецензирована заведующей кафедрой психологии МЕГИ, доцентом кафедры начального образования ИРО РТ Блиновой Л.Ф., доктором педагогических наук Ившиной Г.В., осуществляется в учебное и внеурочное время в различных видах практической деятельности: в воспитательной, оздоровительной работе, на кружках и в работе с родителями.
Основной формой организации и проведения образовательной, развивающей и профилактической работы являются игры, упражнения, тренинги, беседы.
Планирование составлено на основе изучения специальной литературы по теме, анализа и практических наработок, консультаций с психологами.
Апробация исследований показала положительные результаты:
не только учащиеся, но и их родители, с интересом и желанием вовлекаются в разные виды диагностической, развивающей и профилактической работы. Дети с каждым разом стремятся подняться на ступеньку выше в познании себя и развитии своих способностей, а родители - своего ребенка.
Результативность работы многократно обсуждалась на педсоветах, семинарах, конференциях, заседаниях ШМО, КМО, РМО, ММО учителей начальных классов, совместных заседаниях работников ДОУ с учителями начальных классов, учителями старшего звена с целью преемственности в работе при переходе детей из ДОУ в начальную школу, из начальной - в среднее звено школы.
В рамках курсов повышения квалификации опыт работы по данной программе был представлен учителям начальных классов РТ.
В финале VI Республиканского конкурса авторских программ и учебно-методических пособий, на конференции по теме «Содержание и формы взаимодействия специалистов школы в эффективной реализации авторских программ в области практической психологии» проводиласьпрезентация программы в творческой мастерской для педагогов-психологов учреждений образования РТ, заинтересованных в разработке и реализации психолого-педагогических программ в системе образования.
Программа выдвигалась на конкурсы и была удостоена Дипломов:
- Лауреата Всероссийского открытого конкурса «Педагогические инновации – 2004» , Москва, 2005 год;
- I степени «VI Республиканского конкурса авторских программ и учебно-методических материалов, содержащих инновационные идеи», Казань, 2005 год;
Литература
Безруких М. М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? - М., Просвещение, 1991.
Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. - М., 1994.
Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? - М., 1994.
Волкова Е.М. Трудные дети или трудные родители? - М.:Проф. издат, 1992. - 92 с. (Библиотека семейного воспитания)
Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - М., 1993.
Дубровина И.В., Вохмянина Т.В. Руководство практического психолога: Готовность к школе: развивающие программы: Методическое пособие. - М., Изд. Центр "Академия", 1999. - 96 с.
Ермолов О.Ю., Марютина Т.М., Мишкова Т.А. Внимание школьника. - М., Знание, 1987. - 8 с.
Закиров И.С. Организация работы профессионального объединения учителей над единой научно-методической темой. - Казань. 1999. - 73 с.
Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М., Просвещение, 1986. - 128 с.
Захаров А.И. Неврозы у детей. - СПб: Дельта, 1996. - 480 с.
Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога начальной школы. / Серия "Справочники". - Ростов н / Д: "Феникс", 2003. - 448 с.
Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей 6-9 лет. Практикум. - М., 2000 - 64 с.
Кустабаева Е.К. Проблемы школьной психогигиены: Казань - 2000.
Левитина С.С. Можно ли управлять вниманием школьника? - М., 1980.
Локалова Н.П. Уроки психологического развития - развивающая программа для младших школьников (90 уроков). М. 1995.
Немов Р.С. Психология. 3 кн.: Психодиагностика. - М.: Гуманист, Изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 640 с.
Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психологическая готовность ребенка к школе. - М. Гуманист, Издат. центр ВЛАДОС, 2002. - 256 с.
Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Тридцать уроков здоровья для первоклассников. - М.: ТЦ Сфера, 2001. 56 с.
Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. - М.: "Просвещение", 1996. -
256 с.
Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М. ТЦ "Сфера", 2001. - 240 с.
Петрова И.А. и др. Настольная книга учителя начальной школы. - Изд. Астрель, 2003. - 430 с.
Ротенберг В.С., Бондаренко С.Н. Мозг, обучение, здоровье. М., 1989. - 320 с.
Степанов Е.Н. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации. - ТЦ "Сфера", 2001 - 128 с.
Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1982. - 206 с.
Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. М.: Издательский центр "Академия", 2001. - 288 с.
26. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. - Ярославль: "Академия развития", 1998. 240 с.
27. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: Уроки здоровья для детей 5-8 лет. - Ярославль Академия развития, 2002. - 144 с.
28. Личностно-ориентированный подход в работе педагога разработка и использование. / Под ред. Е.Н. Степанова. - М.:
31. Фридман Л. М. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. - М.: Просвещение, 1988. - 207 с.
32. Большая энциклопедия игр./ Оформл. А.Ю. Литвиненко, - М.: ООО "Издательство "РОСМЭН- ПРЕСС", 2002. - 352 с.
Новые подходы к работе с родителями. / Сост. Л.Н. Тимофеева, Л.Ф. Галактионова. Псков, 1990.
Маленкова Л.И. Педагоги, родители и дети.М., 1994.
Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей. - М.: Просвещение, 1993.
36. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Готов ли ваш ребенок к школе Книга тестов. - М. ООО "Издательство "Росмэн- Пресс". - 80 с. - (Школа для дошколят).