Курс русского языка в начальной школе – часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе. Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный язык в его реальном функционировании. Цели обучения русскому языку в основной школе:
1) развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности: чтения, письма, слушания, говорения;
2) формирование элементарной лингвистической компетенции.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«русский язык рабочая программа »
ПРОГРАММА
«РУССКИЙЯЗЫК»
I.Пояснительнаязаписка
Язык по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства. В силу этого обстоятельства язык имеет только ему присущий статус среди других школьных предметов.
Курс русского языка вначальной школе – часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе. Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный язык в его реальном функционировании. Цели обучения русскому языку в основной школе:
1) развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности: чтения, письма, слушания, говорения;
2) формирование элементарной лингвистической компетенции. Исходя из этого, назначениепредмета«Русскийязык» вначальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.
Цель определяется как развитие личности ребёнка средствами предмета «Русский язык», а именно
– формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель);
– формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).
В соответствии с этой целью ставятся задачи:
1)развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
2)осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нём тексты) с миром и с самим собой;
3)формирование у детей чувства языка;
4) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;
5)сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.
В период обучения грамоте дети проходят пропедевтический курс русского языка по учебнику «Букварь» и прописям «Мои волшебные пальчики», учебнику «Русский язык», 1-й класс.
II.Общаяхарактеристикаучебногопредмета
В курсе русского языка реализуются следующие сквозныелинии развитияучащихсясредствамипредмета.
Линии,общие скурсомлитературногочтения:
1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (первичные навыки работы с информацией);
2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии,специфическиедля курса «Русскийязык»:
4) приобретение и систематизация знаний о языке как основы речевой деятельности;
5) дальнейшее овладение родным языком;
6) овладение орфографией и пунктуацией;
7) раскрытие воспитательного потенциала русского языка;
8) развитие чувства языка.
Для достижения целей обучения и решения поставленных задач используется УМК по русскому языку: учебники («Букварь», «Русский язык» 1–4 кл.; тетради «Проверочные и контрольные работы по русскому языку»; «Дидактический материал по русскому языку» и др.).
В курсе «Обучение грамоте»обеспечивается пропедевтика изучения курса русского языка.
Из области фонетикидети знакомятся с понятием звукв сопоставлении с буквой, звуками гласными и согласными; согласными звуками звонкими и глухими, твёрдыми и мягкими; с ударением, ударными и безударными гласными; с делением слова на слоги; с обозначением мягкости согласных на письме с помощью букв е,ё, и,ю,я,ь; наблюдают случаи несоответствия написания и произношения (буквосочетания жи–ши,чу–щу, ча–ща, безударные гласные). Дети учатся произносить звуки, слушать звучащее слово, соотносить произношение и написание, делать слого-звуковой и звуко-буквенный анализ слов.
В период обучения грамоте закладываются основы для развития у детей орфографическойзоркости. Проходит ознакомление с явлениями и понятиями из области словообразования: в процессе наблюдения и практической работы со словом дети осознают, что в слове выделяются части; знакомятся с корнем,однокореннымисловами, суффиксом,приставкой, графическим обозначением этих частей слова, наблюдают за приставочным и суффиксальным способами образования слов.
В ходе рассредоточенной лексическойработыдети наблюдают за тем, что слова называют предметы, их признаки; действия людей, животных и предметов; осознают, что каждое слово что-то означает, то есть имеет значение; что значений у одного слова может быть несколько. Постоянно ведётся наблюдение над сочетаемостью слов в русском языке, над особенностями словоупотребления.
Из области морфологиипервоклассники получают первоначальное представление о существительных, прилагательных, глаголах и личных местоимениях (без введения понятий); о предлогах; учатся ставить вопросы от слова к слову, различать предлоги и приставки.
Вводятся также такие синтаксическиепонятия, как предложение, текст. Дети учатся правильно писать и пунктуационно оформлять простые предложения, читать и произносить предложения с правильной интонацией. В ходе чтения текстов «Букварь» идёт целенаправленное формированиеу них типа правильной читательскойдеятельности.
Разделы
«Предложение»и«Текст»
Вкурсе русского языка в начальной школе ведущим направлением учебной деятельности детей является овладение письменной речью, культурой письменного общения (естественно, наряду с развитием умений чтения, говорения и слушания). Поэтому в ряду основных разделов, изучаемых в каждом классе, – разделы «Предложение»и «Текст».
В1-м классе, после завершения курса обучения грамоте, дети повторяют и систематизируют знания о предложении и тексте, оформлении предложения на письме.
Во2-м классе дети закрепляют признаки предложения (предложение состоит из слов, выражает законченную мысль, слова в предложении связаны по смыслу; в предложении от слова к слову можно задать вопрос), знакомятся с повествовательной, вопросительной и восклицательной интонацией; совершенствуют умение правильно орфографически и пунктуационно оформлять предложения на письме (писать 1-е слово с заглавной буквы, ставить в конце предложения точку, восклицательный, вопросительный знак или многоточие); читать и произносить их с правильной интонацией; конструировать предложения из слов.
Углубляется понятие о тексте(текст состоит из предложений, предложения в тексте связаны по смыслу, у текста есть заглавие; по заглавию можно определить, о чём будет говориться в тексте). Дети учатся отличать текст от набора предложений, анализировать заглавие, соотносить его с содержанием и главной мыслью, самостоятельно озаглавливать текст и его части. Систематически при работе с текстом идёт формирование у детей типаправильной читательскойдеятельностипо той же технологии, что и на уроках литературного чтения: дети учатся самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Это обеспечивает единство подхода к работе с текстом и формирование одного из важнейших навыков – навыка осознанного чтения.
В3-м классе расширяется понятие о предложении: дети знакомятся с повествовательными, вопросительными и побудительными, восклицательными и невосклицательными предложениями, с их использованием в разных речевых ситуациях; с логическим ударением и его ролью в речи; учатся выделять из предложений словосочетания, т.е. практически осваивают понятие о связи слов в предложении. Вводится понятие о главных и второстепенных членах предложения (без дифференциации последних). Дети учатся находить в предложениях подлежащее и сказуемое, видеть второстепенные члены предложения и понимать их роль в речи.
Дети знакомятся с однородными членами предложения, с интонацией перечисления; узнают, что однородными могут быть как главные члены предложения, так и второстепенные, что связываются между собой однородные члены с помощью интонации, а также с помощью союзов (и,а,но) или без помощи союзов. Формируется умение ставить запятые в предложениях с однородными членами. Внимание детей обращается на смысловую роль знаковпрепинания:они помогают правильно выразитьмысльи понятьнаписанное,то есть помогают письменномуобщению.
Все полученные знания и умения делают возможным и логичным введение понятияосложномпредложениина примере бессоюзной конструкции из двух частей и начало развития умения ставить запятую между частями сложного предложения.
В течение всего учебного года продолжается развитие читательских умений детей на материале текстов учебника, формирование типаправильнойчитательскойдеятельностипри чтении художественных и учебно-научных текстов. Вводится понятие абзаца как смысловой части текста.
В4-м классе продолжается развитие названных выше синтаксических,пунктуационных и речевыхумений. Развивается умение на доступном уровне производить синтаксический разбор простого и сложного предложений, вычленять словосочетания из предложения. Дети знакомятся с тем, что части сложного предложения могут соединяться с помощью союзов и, а,но (на примере сложных предложений, состоящих из двух частей).
Вводится понятие предложения спрямойречьюна примере простейшей конструкции «слова автора плюс прямая речь». Развивается умение ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью, которая следует за словами автора, а также умение ставить запятую в сложном предложении из двух частей с союзами и, а, но или без союзов и в простом предложении с однородными членами (с союзами и, а, но или без союзов). Внимание детей постояннообращаетсянарользнаковпрепинания:они помогают понятьсмыслнаписанногопредложения,текста.
На материале текстов учебника продолжается развитие умений слушания и чтения, формированиетипа правильнойчитательской деятельности.
Знанияиуменияиз областисинтаксисаипунктуациивкурсе начальнойшколысоздаютнеобходимуюбазу для развитияустной и письменной речи, для изучения словас разных точек зрения (посколькусловофункционируетвпредложении,втексте),и,что оченьважно, ребёнокосознаёт,длячегонужноизучатьсвойродной язык,накоторомонитаксвободноговорит.Так, например, знание об «устройстве» предложений и текста, умение пунктуационно оформлять их на письме нужны для успешногообщения,для того чтобы самомубытьпонятымипониматьдругихлюдей.
Раздел«Слово»
Третьим важнейшим разделом в курсе русского языка начальной школы является раздел «Слово».
Слово рассматривается с четырёхточекзрения:
1) звукового состава и обозначения звуков буквами;
2) морфемного состава и словообразования;
3) грамматического значения;
4) лексического значения, лексической сочетаемости и словоупотребления.
В 1-м и 2-м классах происходит закрепление необходимого минимума знаний из области фонетики, которые вводятся в курсе обучения грамоте: звук и буква, звуки гласные и согласные; согласные звонкие и глухие, твёрдые и мягкие, парные и непарные; слог, слогообразующая роль гласных; ударение, гласные ударные и безударные, слоги ударные и безударные. Развиваются и совершенствуются умения произносить звуки, слышать звучащее слово, соотносить звуковой состав слова и его написание, делать звуко-буквенный анализ слов (с составлением схемы слова).
Отрабатываются знание алфавита и навык его практического использования.
Фонетические знания и умения являются базовымидля развития следующих орфографическихумений:
1) видеть (обнаруживать) орфограммы в словах и между словами;
2) правильно писать слова с изученными орфограммами;
3) графически обозначать орфограмму и условия выбора (без введения термина «условия выбора орфограммы»);
4) находить и исправлять орфографические ошибки.
Чтобы обеспечить преемственность в изучении орфографии между начальной и основной школой и сделать процесс развития орфографических умений более осмысленным, вводится понятие орфограмма(написание, которое нельзя безошибочно установить на слух, написание по правилу). Дети знакомятся с «опасными местами» в словах русского языка (гласные в безударных слогах; звук [й'] после согласных перед гласными; согласные на конце слова; место после [ш], [ж], [ч], [щ]; место после мягкого согласного), учатся находить эти места в словах, т.е. обнаруживать в словах орфограммы.
Изучаются следующие орфограммы:
1) обозначение мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё,и,ю,я,ь;
2) большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях;
3) буквы и,у,апосле букв шипящих [ж], [ш], [ч], [щ];
4) разделительные ьи ъ;
5) проверяемые и непроверяемые буквы безударных гласных в корне слова (на материале двусложных слов);
6) проверяемые буквы согласных на конце слова;
7) пробел между предлогом и соседним словом.
Кроме того, дети знакомятся с правилами переноса слов и орфограммой-чёрточкой при переносе.
В3-мклассе продолжается развитие умений писать слова с ьи ъразделительными, с ьдля обозначения мягкости согласных. Дети учатся переносить слова с ьи ъ. Изучается правописание слов с удвоенной буквой согласного в корне типа ссора,аллея,жужжити правило их переноса.
Отрабатывается умение писать слова с проверяемой и непроверяемой буквой безударного гласного в корне (на материале трёхсложных слов – с двумя безударными гласными в корне или в словах с приставками), а также с проверяемыми буквами согласных в корне, с удвоенной буквой согласного на стыке приставки и корня типа рассказ,рассвет. Дети учатся пользоваться двумя способами проверки: подбором однокоренных слов и изменением формы слова.
Заучиваются группы слов с непроверяемыми написаниями. Развивается умение пользоваться орфографическим словарём.
Вводится новая орфограмма – обозначение буквой на письме непроизносимого согласного звука в корне слова. Параллельно заучиваются слова, в которых нет непроизносимых согласных (вкусный,чудесныйи др.).
В 4-м классе продолжается развитие умения писать слова с орфограммами, изученными в 1–3-м классах. Рассматриваются также случаи написания слов с удвоенной буквой согласного на стыке корня и суффикса типа сонный.
В связи с изучением частей речи отрабатывается умение писать слова со следующими орфограммами:
1) мягкий знак после букв шипящих в существительных мужского и женского рода типа луч,ночь;безударные окончания существительных 1, 2, 3-го склонения (кроме существительных на -ие, -ия,-ий,-мя);
2) безударные окончания имён прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и ц);
3) безударные окончания глаголов 1-го и 2-го спряжения; ьпосле шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа (читаешь,поёшь); окончания -о,-а в глаголах прошедшего времени жен- ского и среднего рода (осветила,осветило); -тся –-тьсяв глаголах; нес глаголами;
4) раздельное написание предлогов с личными местоимениями. Развитие умения писать слова с этими орфограммами продолжается в5-м классе основной школы.
Изучение орфографиив начальнойшколенаправлено на то, чтобы помочьдетямосознатьважностьправильногоиспользованияязыканетольковустнойречи, ноинаписьме,показать,что необходимымкомпонентомписьменнойречиявляетсяорфографический навык. Орфографически правильная письменная речь – залогуспешного общениявписьменнойформе.
Этот подход заложен уже в пропедевтическом курсе русского языка в период обучения грамоте. Наблюдение за звуковым составом слова, за собственным произнесением отдельных звуков, определение места ударения в слове – всё это способствует овладению тем фонетическим минимумом, который необходим для последующего сознательного овладения орфографией. Одновременно целенаправленно проводятся наблюдения над лексическим значением слова и его сочетаемостью, так как умение верно определять лексическое значение корня очень важно для правильного написания.
Второй аспект в рассмотрении слова в курсе русского языка начальной школы – это его морфемный состав. Чтобы решить одну из важнейших задач курса – формированиеудетейчувства языка,– необходимо обращение к составу слова уже в 1-мклассе,так как чувство языка связано, прежде всего, с пониманием и чутьём к особенностям словообразования и словоизменения.
Уже в период обучения грамоте даётся необходимый словообразовательный минимум: наблюдение над группами однокоренных слов позволяет детям осмыслить понятия «корень слова», «однокоренные слова», познакомиться с приставками и суффиксами. Дети наблюдают за ролью суффиксов и приставок в слове, тренируются в образовании слов с их помощью.
Во 2-м классе даётся определение корня, однокоренных слов, суффикса, приставки. Систематически проводится наблюдение над однокоренными словами, подбор групп однокоренных слов и выявление признаков, по которым слова являются однокоренными (одинаковый корень и близость слов по смыслу). Дети знакомятся с определёнными суффиксами имён существительных: -ок-, -ик-, -тель-,-ушк-,-юшк-,-ёнок-,-онок-,-ят-, -ищ-, их значения- ми, учатся видеть эти суффиксы в словах, образовывать слова с этими суффиксами. Также происходит знакомство с группой приставок, сходных по написанию с предлогами: с,от,за,на, по,про, дои др.
«Составслова»–сквознаятемакурса русского языка. При изучении всех разделов и тем в каждом классе в качестве дополнительного задания к упражнениям предлагается наблюдение над однокоренными словами и их значением, задания на нахождение однокоренных слов и корня в них суффикса, приставки; на подбор однокоренных слов. В 1-м классе в качестве материала для обучения чтению предлагаются группы однокоренных слов, имена существительные с наиболее частотными суффиксами; однокоренные глаголы с разными приставками. Во 2-м класседля анализа предлагаются существительные мужского рода с нулевым окончанием типа дуб–дубок, кот –котёнок,стол–столики т.п., а для изучения приставок и образования слов с помощью приставок – глаголы движения (бежал, побежал,добежал,прибежали т.п.).
В3-м классе дети знакомятся с окончанием и его функциями, усваивают определение окончания, основы слова, а также на практике постигают различие между изменением слова и образованием новых слов.
Происходит знакомство с явлением чередования согласных в корне слова, на этом материале продолжается работа с группами однокоренных слов (наблюдение над лексическим значением однокоренных слов с чередованием согласных в корне типа дорога – дорожка –дорожный;подбор однокоренных слов). Эта работа связана с развитием орфографических умений, она ведётся регулярно в течение всего учебного года.
Кроме того, дети знакомятся с другими суффиксами и приставками, тренируются в образовании слов, в различении предлогов и приставок, в разборе по составу доступных слов, знакомятся со сложными словами.
В4-м классе дети продолжают наблюдение за словоизменением и словообразованием имён существительных, имён прилагательных, глаголов, личных местоимений, разбирают по составу доступные существительные, прилагательные, глаголы, тренируются в образовании этих частей речи с помощью суффиксов и приставок, в подборе однокоренных слов, относящихся к различным частям речи (бег,бегун,бежать;краснота,красный,краснетьи т.п.).
Таким образом,на протяжениивсехлетобучениявначальной школеуребёнкаформируетсячувствоязыка,чувствослова;создаётся база для формирования орфографическойзоркости, для развитияорфографическихумений.
Третий аспект рассмотрения слова – лексический. Он связан с называнием предметов и явлений окружающего мира. Лексическая работапронизывает весь курс: регулярно ведётся наблюдение над значением слов, в том числе однокоренных; объясняются и уточняются значения слов (в том числе с помощью толкового словаря). Дети наблюдают над сочетаемостью слов, над словоупотреблением, практически знакомятся с синонимией, антонимией, омонимией, с многозначностью, с переносным значением слова.
Четвёртый аспект рассмотрения слова – морфологический.
Морфология– самый сложный для ребёнка раздел, так как его изучение предполагает сформированность определённых мыслительных операций, способности к обобщению, к абстрагированию. Изучение частей речи требует знаний о составе слова и словообразовании, а также знаний из области лексики (значение слова), синтаксиса (функционирование слов в предложении). Нужно также иметь в виду, что морфология изучается как средство развития мышления детей, представления о языке как системе и повышения орфографической грамотности.
В1-м классе вкурсеобучения грамоте иво2-м классе дети знакомятся с группами слов, которые отвечают на определённые вопросы (1) кто? что?2) какой?какая?какое?какие?3) чтоделает?что делал?что сделал?), учатся ставить вопросы к словам, от слова к слову, узнают, что слова, которые отвечают на вопросы «кто? – что?», могут называть один предмет и много предметов; частично усваивают определения частей речи.
Кроме того, выделяется группа слов, к которым нельзя задать вопрос (предлоги, союзы, а также слова, которые выражают чувства, но не называют их – без введения термина «междометие»). Так постепенно у детей складывается представление о трёх группах слов в русском языке – самостоятельных (знаменательных), служебных, междометиях – и об их функциях в речи.
В3-м и 4-м классахчасти речи становятся главным предметом изучения, т.к. для этого есть необходимые базовые знания и умения, накоплен определённый языковой опыт в результате наблюдений за функционированием слов в речи.
Изучаются сведения об именах существительных, именах прилагательных, глаголах и личных местоимениях, об их роли в предложении. Параллельно вводятся соответствующие орфограммы и сведения об отдельных особенностях словообразования и словоизменения этих частей речи.
Приизучениичастейречи особоевниманиеуделяетсянаблюдению за ихролью в предложении,тексте,за особенностямиупотреблениясуществительных, прилагательных, глаголови личныхместоимений,синонимией иантонимией;атакжеупражнениям в подборе синонимов и антонимов, тематических групп слов.
В курсе русского языка дети получают первоначальное представление о системеязыка, т.к. знакомятся на элементарном уровне со всеми единицами языка: звуком, морфемой, словом, словосочетанием, предложением и текстом, наблюдают соотношения между этими языковыми единицами.
Помимо разделов «Слово», «Предложение» и «Текст» в курс русского языка входят разделы «Развитиеречи»и «Совершенствование навыков каллиграфии». Два последних не выделены в качестве специальных разделов для изучения, но являются ведущими направлениями работы по русскому языку в курсе начальной школы.
Основныенаправленияработыпоразвитиюречи:
1) Количественное и качественное обогащение активного, пассивного и потенциального словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов, подбора групп однокоренных слов, тематических групп слов, синонимических рядов и т.д., а также в ходе работы со словарными статьями из толкового словаря, словаря синонимов.
2) Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение над связью слов в предложении, над построением простых и сложных предложений, предложений с прямой речью, с однородными членами; над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью. Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, продуцирование текстов.
3) Развитие связной устной и письменной речи: овладение продуктивными навыками и умениями устной и письменной разговорной речи, устной учебно-научной речи; навыками и умениями понимания и элементарного анализа художественного и учебно-научного текста.
4) Развитие орфоэпических навыков, а также умения говорить и читать с правильной интонацией.
Отличиеданной программызаключается в том, что:
1) Определены основныелинииразвитияучащихсясредствами предмета «Русскийязык»,на которыхстроитсянепрерывный курс(общие с курсом «Литературное чтение» и специфические для курса «Русский язык»): овладение функциональной грамотностью; навыками и умениями различных видов устной и письменной речи; орфографией и пунктуацией; навыками и умениями понимания и анализа текстов; приобретение и систематизация знаний о языке; раскрытие его воспитательного потенциала; формирование у детей чувства языка.
2) Предложен путь формирования у детей орфографической зоркости на основе целенаправленной систематической работы над составом и лексическим значением слова в сочетании с его звуко-буквенным анализом; развития на этой основе языкового чутья детей.
3) Названы опознавательные признаки изучаемых орфограмм, по которым дети учатся обнаруживать орфограммы в словах и между словами.
4) Сведения о частях слова вводятся раньше – с первых шагов обучения грамоте, в ходе регулярного наблюдения над словами.
5) Усилено внимание к синтаксису и пунктуации – основе письменной речи, средству выражения собственных мыслей и чувств и понимания чужих. Увеличен объём изучаемого материала по синтаксису и пунктуации.
6) Выдержан единый методический подход к работе с текстом на уроках литературного чтения и русского языка – формирование у детей типа правильной читательской деятельности. Дети осваивают систему приёмов чтения и понимания художественного и учебно-научного текста.
III.Описание местаучебногопредмета вучебномплане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и при- мерными программами начального общего образования предмет «Русский язык» изучается с 1-го по 4-й класс. Курс обучения грамоте составляет 207 часов (23 недели по 9 часов в неделю). Общий объём учебного времени составляет 578 часов (5 часов в неделю, 170 часов в год).
Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красотыигармонии– осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценностьистины– осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценностьтрудаитворчества– осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность гражданственностиипатриотизма– осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества– осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
V.Личностные,метапредметные ипредметныерезультаты
освоенияучебногопредмета
1-йкласс
Личностнымирезультатамиизучения предмета «Русский язык» являются следующие умения:
– осознаватьроль языка и речи в жизни людей;
– эмоционально«проживать»текст, выражать свои эмоции;
– пониматьэмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
– высказыватьсвоё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений из «Букваря» и учебников «Русский язык».
Метапредметнымирезультатамиизучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
РегулятивныеУУД:
– определятьиформулироватьцель деятельности на уроке с помощью учителя;
– проговариватьпоследовательность действий на уроке;
– учиться высказыватьсвоё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
– учиться работатьпо предложенному учителем плану.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и проблемно-диалогическая технология.
ПознавательныеУУД:
– ориентироватьсяв учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
– находитьответына вопросы в тексте, иллюстрациях;
– делатьвыводыв результате совместной работы класса и учителя;
– преобразовыватьинформацию из одной формы в другую: подробно пересказыватьнебольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
КоммуникативныеУУД:
– оформлятьсвои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
– слушатьи пониматьречь других;
– выразительночитать и пересказыватьтекст;
– договариватьсяс одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
– учиться работатьв паре, группе;выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
Предметнымирезультатамиизучения курса «Русский язык»
является сформированность следующих умений:
– отличатьтекст от набора предложений, записанных как текст;
– осмысленно, правильно читать целыми словами;
– отвечатьнавопросыучителя по содержанию прочитанного;
– подробно пересказыватьтекст;
– составлятьустный рассказ по картинке;
– называтьзвуки, из которых состоит слово (гласные – ударный, безударные; согласные – звонкие, глухие, парные и непарные, твёрдые, мягкие, парные и непарные); не смешивать понятия «звук» и «буква»; делить слово на слоги, ставить ударение;
– определятьроль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твёрдость или мягкость согласного звука);
– обозначатьмягкость согласных звуков на письме;
– определятьколичество букв и звуков в слове;
– писатьбольшую букву в начале предложения, в именах и фамилиях;
– ставитьпунктуационные знаки конца предложения;
– списыватьс печатного образца и писатьпод диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения;
– находитькорень в группе доступных однокоренных слов.
2-йкласс
Личностнымирезультатамиизучения предмета «Русский язык» являются следующие умения:
– осознаватьроль языка и речи в жизни людей;
– эмоционально«проживать»текст, выражать свои эмоции;
– пониматьэмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
– обращатьвнимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Средством достижения этих результатов служат тексты учебника.
Метапредметнымирезультатамиизучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
РегулятивныеУУД:
– определятьиформулироватьцель деятельности на уроке с помощью учителя;
– проговариватьпоследовательность действий на уроке;
– учиться высказыватьсвоё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
– учиться работатьпо предложенному учителем плану. Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология.
ПознавательныеУУД:
– ориентироватьсяв учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
– находитьответына вопросы в тексте, иллюстрациях;
– делатьвыводыв результате совместной работы класса и учителя;
– преобразовыватьинформацию из одной формы в другую: подробно пересказыватьнебольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
КоммуникативныеУУД:
– оформлятьсвои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
– пониматьсмысл заглавия текста; выбиратьнаиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливатьтекст;
– делитьтекст на части, озаглавливатьчасти;
– подробно и выборочно пересказыватьтекст;
– правильно называтьзвуки в слове, делитьслова на слоги, ста- витьударение, различатьударный и безударные слоги;
– делитьслова на части для переноса;
– производитьзвуко-буквенный анализ слов и соотносить количество звуков и букв в доступных двусложных словах;
– правильно списыватьслова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом;
– писатьподдиктовкуслова, предложения, текст из 30–40 слов, писать на слух без ошибок слова, где произношение и написание совпадают;
– видетьопасные места в словах, видеть в словах изученные орфограммы;
– писатьбезошибокбольшую букву в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; буквы безударных гласных, проверяемых ударением, в корнях двусложных слов; проверяемые буквы согласных на конце слов; буквосочетания чк, чн в словах; ь для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова; слова с непроверяемыми написаниями, определённые программой; писать предлоги раздельно с другими словами; различать одинаковые по написанию приставки и предлоги; графическиобъяснять выбор написаний в словах с изученными орфограммами;
– находитьи исправлятьорфографические ошибки на изученные правила;
– находитькорень в группе однокоренных слов, видетьв словах изученные суффиксы и приставки, образовывать слова с помощью этих суффиксов и приставок; видетьи самостоятельно подбирать однокоренные слова;
– обращатьвниманиена особенности употребления слов;
– ставитьвопросык словам в предложении; видеть слова, называющие, о ком или о чём говорится в предложении и что говорится;
– составлятьпредложения из слов, предложения на заданную тему;
– предполагатьпо заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста; отвечатьна вопросы учителя по ходу чтения и на вопросы ко всему тексту после его чтения; выбиратьподходящее заглавие к тексту из ряда данных;
– составлятьнебольшой текст (4–5 предложений) по картинке или на заданную тему с помощью учителя и записывать его.
Ученикидолжнысделатьпервыйшагвосознаниисебяносителями языка,почувствоватьинтерескегоизучениюиосознатьсмыслэтого изучения:родной языкнеобходимоизучать,чтобы лучше,успешнее им пользоватьсяпри общениисдругимилюдьми,чтобы понимать другихисамомубытьпонятым.
3–4-йклассы
Личностнымирезультатамиизучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:
– эмоциональность; умение осознаватьи определять(называть) свои эмоции;
– эмпатия – умение осознавать и определятьэмоции других людей; сочувствоватьдругим людям, сопереживать;
– чувство прекрасного – умение чувствоватькрасоту и выразительность речи, стремитьсяк совершенствованию собственной речи;
– любовь иуважениек Отечеству, его языку, культуре;
– интереск чтению, к ведению диалога с автором текста; потребностьв чтении;
– интереск письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
– интереск изучению языка;
– осознаниеответственности за произнесённое и написанное слово. Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметнымирезультатамиизучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
РегулятивныеУУД:
– самостоятельно формулироватьтему и цели урока;
– составлятьпланрешения учебной проблемы совместно с учителем;
– работатьпо плану, сверяя свои действия с целью, корректироватьсвою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатыватькритерии оценки и определятьстепень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
ПознавательныеУУД:
– вычитыватьвсе виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
– пользоватьсяразными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– перерабатыватьи преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– пользоватьсясловарями, справочниками;
– осуществлятьанализ и синтез;
– устанавливатьпричинно-следственные связи;
– строитьрассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
КоммуникативныеУУД:
– оформлятьсвои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
– адекватноиспользоватьречевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
– высказыватьи обосновыватьсвою точку зрения;
– слушать и слышатьдругих, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– договариватьсяи приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задаватьвопросы.
Предметнымирезультатамиизучения курса «Русский язык»
является сформированность следующих умений:
3-йкласс
– восприниматьна слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
– осознанно, правильно, выразительно читатьвслух;
– самостоятельно прогнозироватьсодержание текста по заглавию, ключевым словам;
– производитьзвуко-буквенный анализ доступных слов;
– видетьв словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам (без введения этого понятия), правильнописатьслова с буквами безударных гласных в корне, буквами проверяемых и непроизносимых согласных, с удвоенными буквами согласных в корне, с ь для обозначения мягкости, ьразделительным; владетьспособами про- верки букв гласных и согласных в корне; писатьслова с непроверяемыми написаниями по программе; сложные слова с соединительной буквой ои е; частицу не с глаголами; буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных; графическиобозначатьизученные орфограммы и условия их выбора (без использования термина «усло- вия выбора орфограммы»); находитьиисправлятьошибки в словах с изученными орфограммами;
– правильно списыватьслова, предложения, текст, проверять написанное; писатьподдиктовкутекст с изученными орфограммами и пунктограммами (объёмом 55–60 слов), правильно переносить слова с удвоенными буквами согласных в корне, на стыке приставки и корня, с ь;
– находитьв слове окончание и основу, составлятьпредложения из слов в начальной форме (ставить слова в нужную форму), образовыватьслова с помощью суффиксов и приставок; подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне; разбиратьпо составу доступные слова; выделятьдва корня в сложных словах;
– распознаватьимена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы; производитьморфологический разбор этих частей речи в объёме программы;
– определятьвид предложения по цели высказывания и интонации, правильно произносить предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией, с интонацией перечисления;
– разбиратьпредложения по членам, выделять подлежащее и сказуемое, ставитьвопросык второстепенным членам, определять, какие из них относятся к подлежащему, какие к сказуемому; выделять из предложения сочетания слов, связанных между собой;
– видетьв предложении однородные члены, ставитьзапятуюв предложениях с однородными членами (без союзов, c одиночным союзом и);
– составлятьпредложения с однородными членами, употреблять их в речи;
– осознаватьважность орфографически грамотного письма и роль знаков препинания в письменном общении;
– читатьхудожественные тексты учебника, осмысливая их до чтения, во время чтения и после чтения (с помощью учителя), делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части текста, составлять простой план, пересказывать текст по плану;
– читатьи пониматьучебно-научные тексты (определять количество частей, задавать вопрос к каждой части, составлять план, пересказывать по плану);
– письменно пересказывать текст (писать подробное изложение доступного текста).
Учащиесядолжныосмысленноотноситьсяк изучениюродного языка,сознательнонаблюдатьза своей речью, стремитьсякупотреблениювсобственнойречиизученных конструкций,слов, ксовершенствованиюсвоейречи;
4-йкласс
– произноситьзвуки речи в соответствии с нормами языка;
– производитьфонетический разбор, разбор по составу, морфологический разбор доступных слов;
– правильнописатьслова с изученными орфограммами;
– видетьв словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные признаки, правильнописатьслова с изученными орфограммами, графическиобозначатьорфограммы, указывать условия выбора орфограмм (фонетические и морфологические);
– находитьиисправлятьошибки в словах с изученными орфограммами;
– пользоватьсятолковым словарём; практическиразличать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам;
– различатьпростое предложение с однородными членами и сложное предложение из двух частей (с союзами и,а,ноили без союзов);
– ставить запятыев простых предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и, а,но), в сложных предложениях из двух частей (без союзов, с союзами и, а, но), оформлятьна письме предложения с прямой речью (слова автора плюс прямая речь);
– производитьсинтаксический разбор простого и сложного предложений в рамках изученного;
– разбиратьдоступные слова по составу; подбиратьоднокоренные слова, образовыватьсуществительные и прилагательные с помощью суффиксов, глаголы с помощью приставок;
– писатьподробное изложение текста повествовательного характера (90–100 слов) по плану, сочинение на предложенную тему с языковым заданием после соответствующей подготовки;
– читатьтексты учебника, художественные и учебно-научные, владеть правильным типом читательской деятельности: самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по плану;
– восприниматьна слух высказывания, выделять на слух тему текста, ключевые слова;
– создаватьсвязные устные высказывания на грамматическую и иную тему.
Приложение
Для удобства проведения контроля и оценивания образовательных достижений детей по русскому языку ниже приводится сводная таблица требований по предмету.
ТАБЛИЦАТРЕБОВАНИЙ
кумениям учащихсяпорусскому языку
(1–4-йклассы)
Линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык»
– овладение функциональной грамотностью;
- понимание и анализ текстов;
– развитие умений и навыков различных видов устной и письменной речи;
– развитие умений и навыков понимания и анализа текстов
– приобретение и систематизация знаний о языке;
– дальнейшее овладение родным языком;
– развитие чувства языка
– овладение орфографией и пунктуацией
Интеллектуально-речевые умения
Учебно-языковые умения
Правописные умения
1-й класс
• составлять предложения из слов;
• отличать текст от набора предложений;
• составлять небольшой текст (3–4 предложения) на заданную тему и записывать его с помощью учителя;
• различать гласные и согласные звуки, согласные звонкие и глухие (парные и непарные), твёрдые и мягкие (парные и непарные);
• делить слова на слоги, ставить ударение;
• находить корень в группе доступных однокоренных слов
• писать большую букву в начале предложения, в именах собственных
• писать буквы и,у,апосле букв шипящих (в буквосочетаниях жи–ши,ча–ща, чу–щу);
• обозначать мягкость согласных на письме с помощью ь;
• не употреблять ьв буквосочетаниях чк,чн,нч,нщи т.п.;
• писать изученные слова с непроверяемой буквой безударного гласного в корне;
• делить слова на части для переноса;
• ставить знак препинания в конце предложения
2-й класс
• правильно списывать слова, предложения, тексты;
• проверять написанное;
• составлять предложения из слов; по данным схемам;
• определять границы предложений в тексте без знаков препинания;
• составлять небольшой текст (4–5 предложений) на заданную тему, по картинке и записывать его с помощью учителя;
• составлять текст из данных абзацев;
• выбирать заглавие к тексту из ряда данных
• выполнять звуко-буквенный анализ доступных слов; видеть несоответствия произношения и написания в слове;
• находить корень в группе однокоренных слов;
• подбирать однокоренные слова;
• находить суффиксы и приставки в доступных словах;
• образовывать слова с помощью суффиксов и приставок;
• отличать приставки от предлогов (по, на, под и т.д.);
• ставить вопросы к словам в предложении (кто? что?какой?какая? какое?какие? что делает?)
• находить в предложении (тексте) слова, отвечающие на эти вопросы;
• находить предлоги в предложении (тексте)
• делить слова на части для переноса;
• видеть в словах опасные места, изученные орфограммы;
• писать предлоги раздельно со словами;
• писать большую букву в словах (изученные случаи);
• писать буквы безударных гласных звуков, проверяемых ударением, в корнях двусложных слов;
• писать изученные слова с непроверяемым безударным гласным в корне;
• писать буквы проверяемых согласных на конце слова;
• употреблять ь для обозначения мягкости согласных звуков на конце и в середине слова;
• не употреблять ьв буквосочетаниях чк,чн,нчи пр.;
• писать ъи ьразделительные;
• графически объяснить выбор написания;
• находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила
3-й класс
• правильно списывать слова, предложения, текст; проводить самопроверку;
• читать и произносить предложения, различные по цели высказывания и интонации;
• составлять предложения с однородными членами; сложные предложения (в рамках изученного);
• читать тексты правил и определений изучающим чтением (определять количество частей, задавать вопрос к каждой части, составлять план, пересказывать по плану);
• писать подробное изложение доступного текста;
• определять тему текста;
• читать и составлять схемы слов, орфограмм, предложений
• выполнять звуко-буквенный анализ доступных слов; видеть несоответствия произношения и написания в слове;
• находить в слове окончание и основу; выделять в основе её части (корень, приставку, суффикс);
• выделять два корня в сложных словах;
• конструировать сложные слова;
• подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне;
• различать однокоренные слова и формы слова;
• распознавать имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы;
• выполнять морфологический разбор изученных частей речи;
• образовывать имена существительные, имена прилагательные с помощью суффиксов; глаголы – с помощью приставок;
• подбирать синонимы и антонимы к доступным словам;
• определять вид предложения по цели высказывания и интонации;
• выделять в предложении подлежащее и сказуемое, отличать главные члены от второстепенных;
• выделять из предложения словосочетания;
• видеть в предложении однородные члены;
• различать простое и сложное предложения;
• выполнять синтаксический разбор доступных простых и сложных предложений
• находить в словах изученные орфограммы по определённым признакам;
• писать слова с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением и не проверяемыми ударением (изученные случаи);
• обозначать на письме проверяемые и непроизносимые согласные звуки;
• писать слова с удвоенной буквой согласного в корне, на стыке приставки и корня (изученные случаи);
• писать слова с ъи ьразделительными, с ьдля обозначения мягкости согласных;
• писать сложные слова с соединительной буквой о и е;
• писать раздельно частицу нес глаголом;
• писать ьпосле чв неопределённой форме глагола;
• писать буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных;
• самостоятельно подбирать слова с изученными орфограммами;
• графически объяснять выбор написания;
• находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;
• правильно переносить слова с ь, с удвоенными буквами согласных в корне, на стыке приставки и корня;
• пунктуационно оформлять предложения с одно- родными членами (без сою- зов, с одиночным союзом и), графически объяснять выбор знака;
• ставить запятую между двумя частями сложного предложения без союзов, графически объяснять выбор знака
• читать и составлять схемы словосочетаний, простых и сложных предложений (в рамках изученного); составлять предложения по схемам;
• читать и составлять простые таблицы;
• писать подробное изложение доступного текста-повествования;
• писать сочинение с языковым заданием по личным впечатлениям с соответствующей подготовкой;
• использовать в речи предложения с однородными членами, сложные предложения;
• подбирать к словам синонимы, антонимы, использовать их в речи
• выполнять фонетический разбор доступных слов;
• выполнять разбор по составу доступных слов;
• различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;
• выполнять морфологический разбор слов изученных частей речи;
• выполнять синтаксический разбор простого и сложного предложений (в рамках изученного);
• видеть в тексте синонимы, антонимы, многозначные слова
• писать буквы безударных гласных в окончаниях имён существительных 1, 2, 3-го склонения; в окончаниях имён прилагательных; в личных окончаниях глаголов 1-го и 2-го спряжения;
• писать ьпосле шипящих на конце имён существительных 3-го склонения; не писать ьпосле шипящих на конце имён существительных м.р. 2-го склонения;
• писать частицу не с глаголами;
• писать буквосочетание -тся– -ться в глаголах;
• писать ьпосле шипящих в глаголах ед.ч.;
• ставить запятые в предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и,а,но);
• ставить запятую в сложном предложении без союзов, с союзами и,а,но, состоящем из двух частей;
• графически объяснять выбор написаний, знаков препинания;
• находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки на изученные правила
VI.Содержаниеучебногопредмета«Русскийязык»
1-йкласс
Обучениеграмоте иразвитиеречи(207 ч)
Добуквенныйпериод (36ч).
Задачи добуквенного периода – развитие фонематического слуха детей, умения вычленять звуки из слова, производить слого-звуковой и звуковой анализ слов; сравнивать звуки в похоже звучащих словах. На этом этапе обучения большую роль играет развитие устной речи, навыков слушания и говорения. На уроках вводятся также понятия слово, предложение,гласныезвуки,ударение. Дети учатся подбирать слова, называющие предмет на рисунке, называть один и тот же предмет разными словами (котик,котёнок,игрушка;дед, дедушка,старик,старичоки т.д.), рисовать схему слова (показывать гласные звуки, количество слогов, ударение), составлять предложения по картинкам, изображать предложение в виде схемы.
В добуквенный период ведётся подготовка к обучению письму (раскрашивание, рисование, штриховка в разных направлениях, обведение по контуру, написание элементов букв).
Букварный период (171 ч).
В букварный период ведётся работа по обучению чтению и письму, по развитию речи, по развитию интереса к чтению.
Последовательность введения букв определяется, с одной стороны, ориентацией при чтении на буквы согласных звуков, с другой стороны, учётом сходства внешнего облика букв, наличия в них общих элементов (буквы согласных звуков г,п, т, р, затем буквы гласных звуков и,о,а,ы; буквы согласных звуков н,к; буква глас- ного звука у; буквы согласных звуков с,л,м,т,д,в;буквы е,ё,б,з, я,х,ж,и,ч,щ,ф,э,ю,ь,ъ).
В процессе работы большая роль отводится слого-звуковому и звуко-буквенному анализу слов, который даёт возможность наблюдать способы обозначения мягкости согласных звуков на письме, замечать в ряде слов несоответствие между произношением и написанием, то есть заниматься орфографической пропедевтикой, развивать орфографическую зоркость.
В ходе обучения письмупроводится анализ печатного и письменного образа буквы, анализ графических знаков, из которых состоит буква; сопоставление с другими буквами, содержащими сходные элементы, упражнения в написании элементов букв, букв и соединений, слов и предложений, списывание слов, предложений, текстов с печатного образца.
Языковаяпропедевтика впериод обучения грамоте
В период обучения грамоте происходит попутное ознакомление учащихся с различными явлениями языка из области фонетики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса и пунктуации, орфографии.
Из области фонетики– это звук в сопоставлении с буквой; звуки гласные и согласные; гласные звуки: ударные и безударные; слог; слогообразующая роль гласных звуков; ударение: ударный и безударный слог; согласные звуки: звонкие и глухие; согласные твёрдые и мягкие; парные и непарные обозначения мягкости согласных на письме (с помощью ь, букв е, ё, ю, я, и); ь и ъ разделительные. Проводится наблюдение над случаями несоответствия написания и произношения (буквосочетания жи–ши,ча–ща,чу–щу).
Из области лексики – дети знакомятся с тем, что каждое слово что-то обозначает (имеет лексическое значение), в ходе наблюдения устанавливают, что в языке есть слова, у которых несколько значений; наблюдают над сочетаемостью слов в русском языке; тренируются в правильном словоупотреблении.
Из области морфемики– дети получают первоначальное представление о составе слова: о корне, приставке, суффиксе (без введения понятий), об однокоренных словах; осваивают графическое обозначение частей слова (кроме окончания).
Из области морфологии– происходит предварительное знакомство с частями речи без введения понятий: слова-названия, которые отвечают на вопросы кто?что?; слова, которые отвечают на вопросы какой?(какой предмет?) чтоделает?как?(как делает?); наблюдают за ролью в речи местоимений он,она,оно,они; за словами в единственном и множественном числе (называют один предмет – много предметов); знакомятся с ролью предлогов, учатся различать предлоги и приставки.
Из области синтаксисаипунктуации– дети получают сведения о предложении (предложение состоит из слов, слова связаны по смыслу, предложение – законченная мысль); об интонации повествовательной, вопросительной, восклицательной и её коммуникативной значимости; знакомятся с точкой, восклицательным знаком, вопросительным знаком и многоточием в конце предложения. В ходе чтения текстов происходит практическое знакомство с обращением; даётся общее понятие о тексте.
Из области орфографии – в ходе обучения чтению и письму дети осваивают написание заглавной буквы в начале предложения; в именах и фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; буквосочетаний жи–ши,ча–ща,чу–щу;начинается формирование орфографической зоркости в ходе наблюдений за несоответствием произношения и написания.
Работа стекстом
На материале текстов «Букваря» и прописей начинается формирование у детей типа правильной читательской деятельности (термин Н.Н. Светловской) – системы приёмов понимания текста. В работе с текстом выделяются три этапа:
I.Работастекстомдочтения.
1. Самостоятельное чтение детьми ключевых слов и словосочетаний, которые выделены учителем и записаны на доске (на плакатах, на наборном полотне). Эти слова и словосочетания особенно важны для понимания текста.
2. Чтение заглавия, рассматривание иллюстрации к тексту. На основании ключевых слов, заглавия и иллюстрации дети высказывают предположения о содержании текста. Ставится задача: прочитать текст и проверить свои предположения.
II.Работастекстомвовремячтения.
1. Первичное чтение (самостоятельное чтение детей про себя, или чтение учителя, или комбинированное чтение).
3. Перечитывание текста. Словарная работа по ходу чтения. Учитель ведёт «диалог с автором», включая в него детей; использует приём комментированного чтения.
III.Работастекстомпосле чтения.
1. Обобщающая беседа, включающая смысловые вопросы учителя ко всему тексту.
2. Возвращение к заглавию и иллюстрации на новом уровне понимания.
3. Творческие задания (иллюстрирование, словесное рисование, придумывание продолжения, составление диафильма, инсценирование и др.).
Русский язык
1-йкласс
40ч(5часоввнеделю)
Повторение и систематизация пропедевтического курса русского языка, знакомство с которым происходило в курсе обучения грамоте.
Слово.(31ч)
Звуки речи (гласные – ударные и безударные), согласные (звонкие и глухие, парные и непарные; твёрдые и мягкие, парные и непарные), слог, ударение.
Обозначение мягкости согласных звуков на письме. Алфавит.
Большая буква в именах, фамилиях, географических названиях.
Однокоренные слова. Корень слова.
Слова, которые отвечают на вопросы кто? что? какой?какая?
какое?какие?что делает?что сделал?
Предложение.Текст.(5ч)
Признаки предложения, оформление предложения на письме. Отличие текста от набора предложений, записанных как текст. Каллиграфия.Закрепление навыков письма в одну линейку,
обучение работе в тетрадях по русскому языку. Совершенствование навыка написания букв и соединений, отработка написаний, в которых дети допускают ошибки.
2-йкласс
170ч(5часоввнеделю)
Слово(введение).(5ч)
Чем мы будем заниматься на уроках русского языка. Звуки, части слова, слово, предложение, текст.
Предложение.(11ч)
Признаки предложения (предложение состоит из слов, выражает законченную мысль, произносится с повествовательной, вопросительной или восклицательной интонацией; слова в предложении связаны по смыслу). Умение членить сплошной текст на предложения (определять границы предложений на основе смысла и интонации, оформлять предложение на письме). Конструирование предложений из слов, наблюдение за порядком слов в предложениях.
Нахождение в предложении слов, составляющих его грамматическую основу (без введения этого понятия): окомилиочёмговорится в предложении?Что говорится?Умение устанавливать связи между словами в предложениях с помощью вопросов, выделять из предложения пары слов, связанных при помощи вопроса.
Текст.(12или10ч)
Понятие о тексте (текст состоит из предложений, предложения в
тексте связаны по смыслу; по заглавию можно определить, о чём будет говориться в тексте).
Формирование типаправильнойчитательскойдеятельности– умение самостоятельно осмысливать текст дочтения(с помощью заглавия, иллюстрации, ключевых слов), вовремячтения(в ходе постановки вопросов к тексту, прогнозирования ответов и проверки себя по тексту, т.е. диалога с автором) и после чтения (в ходе ответов на вопросы к тексту в целом). Развитие умения находить в тексте главную мысль, соотносить её с заглавием; самостоятельно выби- рать заглавие к тексту из ряда данных.
Слово(продолжение).(119 ч)
1.Слова, которые отвечают на вопросы кто?что?какой?какая? какое?какие?что делает?что делал?что сделал?Развитие умения ставить вопросы к словам. Связь слов в предложении.
Слова, к которым нельзя задать вопрос (предлоги; слова, выражающие чувства, но не называющие их, – без введения понятия «междометие»). Раздельное написание предлогов с другими словами (орфограмма-пробел); умение видеть и графически обозначать эту орфограмму.
2.Наблюдение над лексическим значением слова, над тем, что слово может иметь несколько значений, над прямым и переносным значениям слова (без введения специальной терминологии). Особенности словоупотребления, сочетаемости слов. Нахождение в тексте слов со сходным значением, с противоположным значением.
3.Части слова. Корень (определение), однокоренные слова (опре- деление). Наблюдение над лексическим значением однокоренных слов, над единообразием написания корня в однокоренных словах.
-ёнок-, -ат-, -ят-, -тель-, -ищ-, их значения. Умение видеть эти суффиксы в словах, образовывать слова с данными суффиксами (на материале существительных мужского рода с нулевым окончанием).
Приставка (определение). Образование слов с приставками (на материале глаголов движения типа летел,полетел,улетел, прилетел и т.п.), наблюдение над ролью приставки в слове. Разграничение приставок и предлогов с, на, за, до, по, про, оти т.п.
4.Алфавит. Знание букв в алфавитном порядке, умение правильно называть буквы. Практическая значимость знания алфавита.
5.Орфография. Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях. Наблюдение над несоответствием произношения и написания слов. Умение слышать и видеть в словах «опасные» места: гласные в безударных слогах; согласные на конце слова, звук [й’] после согласных перед гласными; место после мягкого согласного, после звуков и букв ж, ш,ч,щ.
Орфограмма. Знакомство с орфограммами:
1) буквы и,у,апосле букв шипящих ж,ш,ч,щ;
2) обозначение мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё,и,ю,я;
3) ьдля обозначения мягкости согласных в конце и в середине слова; написание буквосочетаний чк, чнв словах;
4) ьи ъразделительные;
5) буквы проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова (на материале двусложных слов);
6) буквы звонких и глухих согласных в конце слова.
Развитие умений видеть орфограммы в словах, писать слова с этими орфограммами, графически обозначать орфограмму и условия выбора.
Повторение.(13ч)
Развитиеречиосуществляется на каждом уроке русского языка при изучении программного материала и ведётся в нескольких направлениях:
1) обогащение словарного запаса детей – количественное (в ходе образования слов с помощью суффиксов и приставок) и качественное (уточнение и разъяснение лексического значения слов);
2) развитие грамматического строя речи (анализ и конструирование предложений, словосочетаний);
3) развитие связной устной речи (ответы на вопросы, составление предложений и небольших текстов), письменной речи (составление и запись предложений, небольших текстов из 5–6 предложений, свободные диктанты, письменные изложения с предварительной подготовкой);
4) обучение правильному произношению слов, ударению, интонированию.
Каллиграфия.Закрепление навыка начертания букв и соединений, гигиенических навыков письма. Совершенствование навыка письма в одну линейку.
Резерв (10ч).
3-йкласс
170ч(5часоввнеделю)
Вводныйурок(1ч) Повторение.(10ч) Слово.(116 ч)
1. Совершенствование умений звуко-буквенного анализа слов, постановки ударения в словах, различения ударных и безударных слогов; написания ьдля обозначения мягкости согласных, ьи ъразделительных.
Знакомство с явлением чередования согласных звуков в корнях слов (снег –снежок).
Развитие умений видеть опасные места в написанном и звучащем слове, писать слова с орфограммами, изученными во 2-м классе; слова с ьи ъразделительными, переносить слова с ьи ъ.
Написание слов с двойными буквами согласных в корне, например, класс,жужжит,ссора,с двойными буквами согласных на стыке приставки и корня (рассказ,рассвет), перенос этих слов. Правописание буквы безударного гласного в корне (в двусложных словах, в трёхсложных словах с двумя безударными гласными в корне). Правописание слов со звонкими и глухими согласными в середине и на конце слова. Освоение разных способов проверки: подбор однокоренных слов, изменение формы слова.
Знакомство с орфограммой «Обозначение буквами непроизносимых согласных звуков в корне слова», правописание слов с этой орфограммой. Выведение общего правила правописания проверяемых букв согласных. Освоение написания слов типа вкусный, чудесный.
Правописание слов с непроверяемыми написаниями по программе данного года обучения.
2.Закрепление понятий «корень слова», «однокоренные слова», «приставка», «суффикс», развитие умения видеть корень в однокоренных словах, в том числе с чередующимися согласными; находить в слове корень путём подбора и сопоставления однокоренных слов, видеть в словах знакомые приставки и суффиксы, образовывать с их помощью новые слова. Знакомство с суффиксами -к-,-оньк-,-оват-, -еват-,-ишк-,-ышк-, их значением; образование слов с помощью этих суффиксов. Развитие умения писать слова с буквами безударных гласных в приставках. Знакомство со сложными словами.
Окончание (определение). Роль окончания в слове, в предложении. Основа слова (определение).
3.Развитие внимания к значению слова. Наблюдение над словами, имеющими несколько значений. Составление предложений, в которых чётко проявляется каждое из значений слова. Наблюдение над явлением синонимии, осмысление роли этого явления в речи. Самостоятельный подбор 1–2 синонимов к данному слову. Наблюдение над особенностями употребления синонимов в речи. Практическое знакомство с антонимами (на примере имён прилагательных).
4.Развитие умения ставить вопросы к словам, различать и группировать слова в зависимости от значения (называют предмет, признак, действие) и вопроса; отличать предлоги от других слов.
Понятиеобименисуществительном.Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Род, число имён существительных. Образование имён существительных с помощью суффиксов -онк-,-оньк-,-еньк-,-ок-,-ек-,-ик-,-очк-,-ечк-,-ушк-,-юшк-,-ышк-, -к-, -чик-,-тель-,-ник-.
Понятиеоместоимении.Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Раздельное написание местоимений с предлогами. Наблюдение за ролью местоимений в речи. Редактирование: замена в тексте повторяющихся существительных личными местоимениями и наоборот.
Понятиеобимениприлагательном.Изменение имён прилагательных по родам и числам, связь с именами существительными. Правописание безударных гласных в окончаниях имён прилагательных. Суффиксы имён прилагательных -н-,-еньк-,-оват-,
-еват-.
Понятиео глаголе. Настоящее, прошедшее и будущее время глагола. Изменение глаголов по временам. Суффикс -л-в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов по числам. Правописание частицы нес глаголами. Неопределённая форма глагола. Правописание ьпосле чв глаголах неопределённой формы.
Понятиеонаречии.Наречие как часть речи.
Предложениеитекст.(25ч)
Расширениепонятияопредложении.Предложения повествовательные, вопросительные, побудительные; восклицательные и невосклицательные; особенности интонации; оформление этих предложений на письме, использование в различных речевых ситуациях. Логическое ударение, его роль в речи.
Подлежащееисказуемое – главные члены предложения. Второстепенные члены предложения, их роль. Наблюдение за второстепенными членами предложения. Умение находить в предложении главные члены и второстепенные; определять, какие второстепенные члены относятся к подлежащему, какие к сказуемому, распространять предложение. Предложения распространённые и нераспространённые.
Понятиеободнородныхчленах предложения,их роли в речи. Интонация перечисления. Главные и второстепенные однородные члены предложения. Однородные члены, связанные без помощи союзов и при помощи одиночного союза и. Постановка запятой в предложениях с однородными членами, роль этого знака препинания в понимании смысла предложения.
Понятиеосложномпредложении(на примере конструкции из двух частей без союзов). Развитие умения находить в предложении главные члены и определять количество частей, ставить запятую между двумя частями сложного предложения. Смысловая роль этого знака препинания (разделительная функция): запятая разделяет два предложения, две мысли. Развитие внимания к структуре предложения, к знакам препинания.
Развитиечитательскихуменийна материале текстов учебника. Формирование типа правильной читательской деятельности. Введение понятия «абзац». Развитие умения делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части, составлять простой план, пересказывать текст по плану.
Повторение.(5ч)
Развитиеречи – одно из направлений работы на всех уроках русского языка. Продолжение обогащения словарного запаса учащихся в ходе лексической работы и анализа состава слова, работы с текстом. Обогащение грамматического строя речи конструкциями с однородными членами, сложными предложениями. Развитие связной устной речи в ходе работы с языковым материалом, чтения текстов и т.д. Развитие связной письменной речи (написание свободных диктантов, изложений, небольших сочинений по картинкам и опорным словам). Развитие орфоэпических навыков.
Каллиграфия.Закрепление навыка начертания букв, способов соединений. Работа по совершенствованию почерка, устранению недочётов графического характера.
Резерв.(13ч)
4-йкласс
170ч(5часоввнеделю)
Повторение.(15ч)
Предложение.Текст.(35ч)
Простоеисложное предложение.Союз ив сложном предложении, состоящем из двух частей. Различение простого предложения с однородными членами и сложного предложения (с союзом и, с бессоюзной связью).
Пропедевтическоевведениепредложенийспрямойречью (конструкция «Слова автора плюс прямая речь» и «Прямая речь плюс слова автора»), показ роли таких предложений в речи. Знаки препинания в предложении, где прямая речь следует за словами автора и наоборот. Начало развития умения пунктуационно оформлять такие предложения.
Развитие пунктуационныхуменийучащихся(постановка знаков препинания в простом предложении с однородными членами, в сложном предложении из двух частей). Развитие умения производить синтаксический разбор предложений изученных типов.
Дальнейшееформированиеуменийразличать художественный и учебно-научный текст и по-разному читать эти тексты. Развитие навыков изучающего, просмотрового и ознакомительного чтения.
Слово.
1.Части речи и члены предложения.
Имясуществительное.(45ч)
Имя существительное в роли подлежащего, в роли второстепенных членов предложения.
Падеж имён существительных. Три склонения имён существительных. Наблюдение над ролью имён существительных в речи.
Орфограммы:безударные падежные окончания имён существительных 1, 2 и 3-го склонения, ьпосле шипящих на конце существительных женского рода 3-го склонения; правописание существительных мужского рода с шипящим на конце.
Имяприлагательное.(20ч)
Имена прилагательные в роли второстепенных членов предложения. Наблюдение над ролью имён прилагательных в тексте. Тематические группы имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам.
Орфограмма – безударные гласные в падежных окончаниях имён прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и ц).
Глагол. (36ч)
Глагол в роли сказуемого в предложении. Лицо глаголов. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Различение глаголов 1-го и 2-го спряжения по неопределённой форме.
Орфограммы:частица нес глаголами (включая случаи слитного написания); -тся– -тьсяв глаголах; безударные личные окончания глаголов 1-го и 2-го спряжения; ьпосле шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа; окончания -о– -ав глаголах среднего и женского рода в прошедшем времени.
2.Дальнейшее развитие умения видеть в слове его части, разбирать по составу имена существительные, имена прилагательные, глаголы.
Образование имён существительных и имён прилагательных с помощью суффиксов и приставок; глаголов с помощью приставок. Удвоенные буквы согласных на стыке корня и суффикса (длина–длинный,сон–сонный).
3.Совершенствование умения выполнять звуко-буквенный анализ слов различных частей речи. Дальнейшее формирование навыка правописания слов с орфограммами, изученными в 1–3-м классах.
4.Наблюдение за лексическим значением, многозначностью, синонимией и антонимией слов разных частей речи.
Повторение.(8ч)
Развитиеречи.Работа по обогащению словарного запаса учащихся, грамматического строя речи, по развитию связной устной и письменной речи, орфоэпических навыков. Обучение написанию подробного изложения. Обучение написанию сочинения с языковым заданием (сочинение о себе на заданную тему).
Каллиграфия.Совершенствование каллиграфических навыков: закрепление навыков верного начертания букв, способов их соединения при написании слов, работа над ускорением темпа письма. Индивидуальная работа с учащимися по устранению недочётов графического характера, по совершенствованию почерка.
object(ArrayObject)#852 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(184) "Рабочая программа по русскому языку для 8 класса по учебнику Тростенцовой Л. А., Ладыженской Т. А. и др."
["seo_title"] => string(80) "rabochaia_proghramma_po_russkomu_iazyku_dlia_8_klassa_po_uchiebniku_trostientsov"
["file_id"] => string(6) "352142"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1477404525"
}
}