В соответствии с учебным планом и годовым календарным учебным графиком на 2019-2020 учебный год рабочая программа рассчитана:
ЛИЧНОСТНЫЕ ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ |
У обучающегося будут сформированы: – ориентация на принятие образца «хорошего ученика»; – интерес к познанию русского языка; – ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи; – предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев; – осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности; – развитие чувства гордости за свою Родину, народ и историю; – представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России; – понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей; – ориентация в поведении на принятые моральные нормы; – понимание чувств одноклассников, учителей; – понимание красоты природы России и родного края на основе знакомства с материалами курса по русскому языку. | Обучающийся получит возможность для формирования: – внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженных учебно-познавательных мотивов; – выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; – учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи; – способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; – сопереживания другим людям; – следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям; – осознания своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России; – чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с материалом курса по русскому языку. |
РЕГУЛЯТИВНЫЕ ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ |
Обучающийся научится: – следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения; – контролировать и оценивать свои действия в работе с учебным материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками; – отбирать адекватные средства достижения цели деятельности; – вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; - действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью. | Обучающийся получит возможность научиться: – самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях; – самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с учебным материалом; – на основе результатов решения речевых задач делать выводы о свойствах изучаемых языковых явлений. |
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ |
Обучающийся научится: - осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительной литературе, рекомендуемых учителем; – осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации о русском языке; – пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, схемами, приведенными в учебной литературе; – строить небольшие сообщения в устной и письменной форме; – находить в содружестве с одноклассниками разные способы решения учебной задачи; – воспринимать смысл познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей; – анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; – осуществлять синтез как составление целого из частей; – проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп; – устанавливать причинно- следственные связи в изучаемом круге явлений; – понимать структуру построения рассуждения как связь простых суждений об объекте (явлении); – обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов); – подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (например: предложение, главные члены предложения, второстепенные члены; подлежащее, сказуемое); – проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. | Обучающийся получит возможность научиться: - осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, поисковых систем, медиаресурсов; - записывать, фиксировать информацию о русском языке с помощью инструментов ИКТ; создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя; - строить сообщения в устной и письменной форме; - находить самостоятельно разные способы решения учебной задачи; - осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям); - строить логическое рассуждение как связь простых суждений об объекте (явлении). |
КОММУНИКАТИВНЫЕ ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ |
Обучающийся научится: – строить сообщение в соответствии с учебной задачей; – ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; – учитывать другое мнение и позицию; – договариваться, приходить к общему решению (при работе в паре, в группе); – контролировать действия партнера; – адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач. | Обучающийся получит возможность научиться: – строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; – допускать возможность существования различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; – стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; – строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет; – использовать речь для регуляции своего действия; – понимать ситуацию возникновения конфликта, содействовать его разрешению; – оказывать в сотрудничестве необходимую помощь; – использовать речь для планирования своей деятельности. |
ПРЕДМЕТНЫЕ ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ |
Развитие речи |
Обучающийся научится: – осознавать взаимосвязь между целью, содержанием и формой высказывания в новых речевых ситуациях; выбирать адекватные средства: слова, интонации, темп речи, тембр и силу голоса, жесты, мимику в соответствии с конкретной ситуацией общения; – выражать собственное мнение, обосновывать его; – владеть начальными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.); – строить устное монологическое высказывание на определенную тему, делать словесный отчет о выполненной работе; – применять речевой этикет в ежедневных ситуациях учебного и бытового общения; – определять последовательность частей текста, составлять план. | Обучающийся получит возможность научиться: – использовать в монологическом высказывании разные типы речи: описание, повествование, рассуждение; – сочинять письма, записки, рекламу, афишу, объявление и проч.; – находить средства связи между предложениями (порядок слов, местоимения, служебные слова, синонимы); – составлять содержательное и стилистически точное продолжение к началу текста; – создавать тексты по предложенному заголовку, получить первичные умения в анализе написанных работ, в их редактировании; – подробно или выборочно пересказывать текст; – выполнять проект «Банк заданий», представляя результат проекта в бумажном или электронном виде (набор заданий и презентация, сопровождающая защиту проекта); – пользоваться специальной и справочной литературой, словарями, газетами, журналами, Интернетом. |
Система языка Фонетика, орфоэпия, графика |
Обучающийся научится: – актуализировать фонетический материал в соответствии с изучаемыми правилами правописания и орфоэпии: гласные безударные и ударные; согласные звонкие, глухие парные, непарные; согласные твердые, мягкие парные, непарные; шипящие, всегда твердые, всегда мягкие; – устанавливать соотношение звукового и буквенного состава слова в словах типа крот, пень; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с разделительными ь, ъ (вьюга, съел); в словах с непроизносимыми согласными; – использовать алфавит для упорядочивания слов и при работе со словарями, справочниками, каталогами. | Обучающийся получит возможность научиться: – узнавать позиционные чередования звуков; – проводить фонетико-графический (звукобуквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму; – оценивать правильность проведения фонетико-графического (звукобуквенного) разбора слов; – соблюдать нормы русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме словаря произношения, представленного в учебнике); – находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.); – совершенствовать навык клавиатурного письма. |
Лексика |
Обучающийся научится: – воспринимать слово как единство звучания, значения и грамматических признаков; – выявлять слова, значение которых требует уточнения; – определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря. | Обучающийся получит возможность научиться: – понимать этимологию мотивированных названий (расширение словаря таких слов); – подбирать синонимы для устранения повторов в тексте; – подбирать антонимы для точной характеристики предметов и при их сравнении; – различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи); – оценивать уместность использования слов в тексте; – выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи; – различать в тексте омонимы (на практическом уровне); – понимать значение употребленных в текстах учебника фразеологизмов; – ориентироваться в разнообразии словарей по русскому языку. |
Состав слова (морфемика) |
Обучающийся научится: – различать родственные (однокоренные) слова и формы слова; – находить в словах окончание, корень, приставку, суффикс. | Обучающийся получит возможность научиться: – находить в словах окончание, основу, корень, приставку, суффикс, постфикс, соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах; – узнавать образование слов с помощью приставки, суффикса и сложения основ; – понимать смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности суффиксов и приставок; – оценивать правильность разбора слов по составу. |
Морфология |
Обучающийся научится: – различать изменяемые и неизменяемые слова; – находить начальную форму имени существительного; – определять грамматические признаки имен существительных – род, число, падеж, склонение; – находить начальную форму имени прилагательного; – определять грамматические признаки прилагательных – род, число, падеж; – различать глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?» и «что сделать?», находить начальную (неопределенную) форму глагола; – определять грамматические признаки глаголов – форму времени; число, род (в прошедшем времени). | Обучающийся получит возможность научиться: – выполнять морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; – оценивать правильность проведения морфологического разбора; – устанавливать связь между употребленным в тексте местоимением (личным) и существительным, на которое оно указывает; – определять функцию предлогов: образование падежных форм имен существительных; – устанавливать отличие предлогов от приставок, значение частицы не. |
Синтаксис |
Обучающийся научится: – различать предложение, словосочетание и слово; – устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочета-нии и предложении; – находить главные (подлежащее, сказуемое) и второстепенные (без деления на виды) члены предложения; – выделять предложения с однородными членами. | Обучающийся получит возможность научиться: – различать второстепенные члены предложения – определение, дополнение; – выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора; – устанавливать связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении; – использовать интонацию при перечислении однородных членов предложения. |
Орфография и пунктуация |
Обучающийся научится: – применять ранее изученные правила правописания, а также: _ непроизносимые согласные; _ непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в т. ч. с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника); _ гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках; _ разделительные ъ и ь; _ безударные окончания имен прилагательных; _ не с глаголами; _ раздельное написание предлогов с другими словами; – определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю (в т. ч. по справочнику в учебнике); – безошибочно списывать текст; – писать под диктовку текст в соответствии с изученными правилами правописания; – проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки. | Обучающийся получит возможность научиться: – применять правила правописания: -ь после шипящих на конце имен существительных (ночь, нож, мышь, (нет) туч); - гласные в суффиксах -ик, -ек; - соединительные гласные о, е в сложных словах; - запятые при однородных членах предложения; – объяснять правописание безударных падежных окончаний имен существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин); – объяснять правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных; – осознавать место возможного возникновения орфограммы; – подбирать примеры с определенной орфограммой; – при составлении собственных текстов, чтобы избежать орфографических или пунктуационных ошибок, использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы; – при работе над ошибками определять способы действий, помогающие предотвратить их в последующих письменных работах; – различать разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, подбор слов с ударной морфемой, знание фонетических особенностей орфограммы, использование орфографического словаря. |
Название крупных разделов | Основное содержание крупных разделов | Кол-во часов |
Фонетика и орфография | Закрепление общего правила обозначения фонетических чередований на письме: чередующиеся в одном и том же корне звуки обозначаются на письме одинаково, в соответствии с проверкой. Различные способы проверок подобных написаний. Понятие об орфограмме. Виды изученных орфограмм. Написание двойных согласных в корне слова и на стыках морфем. Правописание наиболее употребительных приставок, приставки –с, приставок на -с, -з- Правописание предлогов. Разграничение на письме приставок и предлогов. Представление о «беглом гласном» звуке. Написание суффиксов –ик-/-ек- с учетом беглого гласного. Написание суффикса –ок- после шипящих. Звукобуквенный разбор слова. | 22 ч |
Морфемика и словообразование | Образование слов с помощью суффиксов. Образование слов с помощью приставок. Образование слов с помощью приставки и суффикса одновременно. Сложные слова с соединительными гласными. Чередования звуков, видимые на письме (исторические чередования). Системность подобных чередований при словообразовании и словоизменении. Разбор слова по составу. | 10 ч |
Морфология и лексика | Понятие о частях речи. Имя существительное как часть речи. Категориальное значение. Разряды по значению (на уровне наблюдения). Одушевленность. Значение числа. Изменение по числам. Значение рода. Синтаксическое значение падежа (изменение слова для связи с другими словами в предложении). Различение падежей. Склонение как изменение по числам и падежам. Синтаксическая функция имен существительных в предложении. Три склонения существительных. Правописание безударных падежных окончаний. Морфологический разбор имени существительного. Имя прилагательное как часть речи. Категориальное значение. Начальная форма. Зависимость от имени существительного в значениях числа, рода и падежа. Значение числа. Склонение (твердый и мягкий варианты). Синтаксическая функция имен прилагательных в предложении. Правописание безударных падежных окончаний. Написание о-ё после шипящих и «ц» в падежных окончаниях существительных. Написание существительных с суффиксом -ищ-. Местоимение как часть речи (общее представление). Категориальное значение. Личные местоимения. Изменение по лицам и числам. Глагол как часть речи. Категориальное значение. Неопределенная форма глагола как его начальная форма. Суффикс неопределенной формы -ть (-ти, -чь). Суффикс -л- глагола прошедшего времени. Другие глагольные суффиксы -а, -е, -и, -о, -у, -я, постфиксы -ся (сь). Изменение по временам. Изменение по числам. Изменение в прошедшем времени по родам. Изменение в настоящем и будущем времени по лицам. Связь форм лица с личными местоимениями. Синтаксическая функция глаголов в предложении. Различение написания -ться и тся в глаголах, стоящих в неопределенной форме и в формах 3 л. ед. и мн. ч. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Омонимы. Способы разграничения многозначных и омонимичных слов. Синонимы. Отличия однокоренных слов от синонимов и омонимов. Антонимы. Происхождение слов. Использование сведений о происхождении слов при решении орфографических задач. | 71 ч |
Синтаксис и пунктуация | Словосочетание и предложение. Понятие о главных и неглавных членах предложения. Подлежащее и сказуемое как основа предложения. Значение второстепенных членов предложения. Понятие дополнения, обстоятельства, определения. Формирование умения ставить смысловые и падежные вопросы к разным членам предложения. Формирование умения составлять схему предложения. Разбор простого предложения по членам предложения. | 13 ч |
Лексикография | Использование учебных словарей: толкового, словаря устойчивых выражений, орфографического (словарь «Пиши правильно»), обратного, орфоэпического (словарь «Произноси правильно»), этимологического (Словарь происхождения слов) для решения орфографических и орфоэпических задач, а также задач развития речи. | (изучается во всех разделах в течение года) |
Развитие речи с элементами культуры речи | Построение текста. Выделение в тексте смысловых частей. Подбор заголовков к каждой части текста и к тексту в целом. Составление плана текста. Использование плана для пересказа текста, устного рассказа по картине, написания изложения и сочинения. Освоение изложения как жанра письменной речи. Различение текста-описания и текста-повествования. Обнаружение в художественном тексте разных частей: описания и повествования. Сочинение по наблюдениям с использованием описания и повествования. Сравнение научно-популярных и художественных текстов. Различение развернутого научного сообщения на заданную тему и словарной статьи на эту же тему. Определение темы и основной мысли живописного произведения. Сочинение по картине с использованием описания и повествования. Сравнительный анализ разных текстов и живописных произведений, посвященных одной теме (сравнение основной мысли или переживания); сравнительный анализ разных текстов и живописных произведений, посвященных разным темам (сравнение основной мысли или переживания). «Азбука вежливости»: закрепление основных формул речевого этикета, адекватных ситуации речи (в беседе со школьниками или со взрослыми). Дальнейшее освоение жанра письма с точки зрения композиции и выбора языковых средств в зависимости от адресата и содержания. | 18 ч |