kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие интереса к изучению истории родной страны на внеурочных занятиях в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современном мире с его многообразием народов и традиций очень важно дать ребёнку представление об истории, традициях и ценностях общества, в котором ему предстоит жить.

Знание культурных традиций, к которым человек принадлежит по своему происхождению, является важным моментом в его духовно-нравственном развитии и воспитании. Без опоры на духовно-нравственные ценности своей Родины  невозможно воспитать гражданина и патриота.

В современных условиях необычайно возросла необходимость обращения к духовному наследию нашего народа, тем богатствам народной культуры, изучать которые – первостепенная задача в нравственном и патриотическом воспитании молодого поколения.

Качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в начальной школе является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей.

Учителями нашей школы была разработана программа по внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла народов России». За основу мы взяли программу «Праздники, традиции и ремёсла народов России» Л.Н. Михеевой, которая включена в  Сборник программ внеурочной деятельности: 1- 4 классы  под ред. Н. Ф. Виноградовой.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие интереса к изучению истории родной страны на внеурочных занятиях в начальной школе »

В современном мире с его многообразием народов и традиций очень важно дать ребёнку представление об истории, традициях и ценностях общества, в котором ему предстоит жить.

Знание культурных традиций, к которым человек принадлежит по своему происхождению, является важным моментом в его духовно-нравственном развитии и воспитании. Без опоры на духовно-нравственные ценности своей Родины невозможно воспитать гражданина и патриота.

В современных условиях необычайно возросла необходимость обращения к духовному наследию нашего народа, тем богатствам народной культуры, изучать которые – первостепенная задача в нравственном и патриотическом воспитании молодого поколения.

Качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в начальной школе является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей.

Учителями нашей школы была разработана программа по внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла народов России». За основу мы взяли программу «Праздники, традиции и ремёсла народов России» Л.Н. Михеевой, которая включена в Сборник программ внеурочной деятельности: 1- 4 классы под ред. Н. Ф. Виноградовой.

Цель программы: приобщение детей к народному творчеству; привитие любви к народным традициям; расширение их представлений о культуре русского народа; развитие эстетического и нравственного восприятия мира.

Задачи программы:

-Знакомство учащихся с праздниками, традициями и ремёслами русского народа, со старинным русским бытом и новым русским бытом;

-Воспитание интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм и т.д.;

-Воспитание толерантности, чувства патриотизма и гражданственности;

-Развитие познавательных интересов, внутренней мотивации и художественного вкуса;

-Формирование чувства национального достоинства. 


Программа рассчитана для учащихся 1-4 классов.


Сначала мы составляли планирование на 1 год, но потом пришли к логическому заключению, что необходимо весь материал систематизировать и распределить с учетом интересов и возрастных особенностей младших школьников.

Так сформировалась последовательность изучаемого материала:

1 класс Русские народные праздники.

2класс Русские народные промыслы. Русские народные игры. Русские народные песни и танцы.

3 класс Старинный русский быт.

4 класс Новый русский быт (со времён Петра I).

1 класс «Русские народные праздники».


Название раздела

1

Праздники. Традиции, обычаи и обряды.

2

Осенние праздники.

3

Зимние праздники.

4

Весенние праздники.

5

Летние праздники.




Учащиеся

-знакомятся с такими русскими народными праздниками как: Новый год. Рождество. Святки. Крещение. Медовый, Яблочный, Ореховый Спасы. Масленица. Пасха Иван Купала Ильин день Успение. Покров

- разучивают некоторые колядки, рождественские и новогодние стихи, пословицы и поговорки о праздниках.

-учатся изготовлять маски и костюмы для новогоднего карнавала.

- учатся печь блины, красить пасхальные яйца.

- Разучивают игры с катанием пасхальных яиц.


2 класс «Русские народные промыслы. Русские народные игры. Русские народные песни и танцы».


Название раздела

1

Русские народные промыслы.

2

Русские народные игры.

3

Русские народные песни, загадки, пословицы.

4

Народные танцы.



Второклассники

-изучают русские народные промыслы Гжель, Хохлома, такие изделия, как Жостовские подносы, Павлово-Посадские шали, Вятская и Богородская игрушка.

- учат наизусть песенки, считалки.

- разгадывают загадки.

- разучивают хороводы, играют в: Горелки. Прятки. Жмурки. Гуси-лебеди.


3 класс «Старинный русский быт».


Название раздела

1

Одежда. Традиционный костюм. Обувь крестьян и бояр.

2

Жилище. Русская изба и боярские хоромы. Палаты. Терем.

3

Традиционная русская кухня. Пища. Продукты питания.

4

Семейные праздники, игры и забавы детей. Семейные обряды.

5

Учёба. Школа.





Учащиеся 3 класса:

- изучают особенности крестьянской одежды. Рубашка, сарафан. Головные уборы девушек и женщин, украшения.

- сравнивают одежду бояр и традиционную крестьянскую одежду.

- знакомятся с элементами русского костюма. Роль орнамента-оберега его функциональный характер. Особое значение пояса (кушака).

-изучают устройство крестьянской избы (печь; полати; лавки; клеть; сени; крестьянский двор; хозяйственные постройки) Освещение. Крестьянская утварь, мебель, сделанная своими руками. Красный угол. Иконы.

-оценивают достоинства традиционной русской кухни. Хлеб. Мясные и постные кушанья. Щи, похлёбки. Овощи. Грибы. Каши. Кисели. Блины. Пироги. Мёд. Пиво.

Взвары. Пастилы из ягод и яблок. Варенья. Соленья.

Учатся готовить несколько простейших блюд (каша; «взвар» — компот).

Сравнивают быт крестьянской и городской семьи.

-сравнивают учебу детей в старину с современной школой. Школы при церквях и монастырях. Учебные предметы (письмо, чтение, счёт, красноречие (дикция)). Учебные книги («Букварь», «Часослов», «Псалтырь»).



4 класс «Новый русский быт (со времён Петра I)»


Название раздела

1

Одежда. Традиционный костюм, обувь крестьян и бояр.

2

Усадьба. Дворянские особняки.

3

Быт дворянской семьи. Балы и праздники.

4

Обучение детей. Пансионы. Лицеи. Кадетские корпуса.


учащиеся 4 класса:

- сравнивают старинную одежду и новую, введённую указами Петра I,

-изучают изысканную красоту парков и садов, особняков и дворцов (Москва, Петербург; провинция)

- разучивают несколько элементов старинного танца (менуэт, полонез и т.д.);

-читают наизусть стихотворения А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова.

-анализируют учёбу дворянских детей, их распорядок дня и отдых. Привилегированные учебные заведения. Кадетские корпуса для мальчиков. Юнкерские училища: подготовка высших офицерских кадров. Изучение в мужских пансионах основ наук, а в женских — обучение танцам, музыке, хорошим манерам, иностранным языкам, рукоделию, пению


Формы внеурочных занятий: беседы, игры, просмотр кинофильмов, презентаций, творческие конкурсы, праздники, экскурсии, участие в Неделе культуры (ежегодно), посещение выставок.

Очень часто на занятиях учащиеся не только изучают теоретический материал, но и на практике, своими руками изготавливают одежду, макеты предметов быта, расписывают посуду, игрушки. Именно эти занятия вызывают наибольший интерес у ребят.

В 3 классе изучая Старинный русский быт,

Одежда. Традиционный костюм. Обувь крестьян и бояр. Приглашена была мама одного из учеников, которая увлекается изготовлением тряпичных кукол и она показала и сделала куклы вместе с учащимися класса.

Жилище. Русская изба и боярские хоромы. Всем классом мы выполнили макет крестьянской избы из бумажных трубочек.

Традиционная русская кухня. Пища. Продукты питания. Всем классом посетили столовую, где под руководством повара сварили щи.


Лучшие качества национального характера: уважение к своей истории и традициям, любовь к Отечеству в целом и к малой родине в частности, врождённое чувство прекрасного, стремление к гармонии, изучение творений народных мастеров – всё это мы можем найти на занятиях внеурочной деятельности.















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 7 класс

Автор: Дыкина Юлия Владимировна

Дата: 17.08.2015

Номер свидетельства: 225599

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "«Воспитание патриота и гражданина: опыт краеведческой работы вожатой ДОО «Истоки» "
    ["seo_title"] => string(85) "vospitaniie-patriota-i-ghrazhdanina-opyt-kraieviedchieskoi-raboty-vozhatoi-doo-istoki"
    ["file_id"] => string(6) "133695"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416569087"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках и во внеурочное время."
    ["seo_title"] => string(79) "dukhovnonravstviennoievospitaniieuchashchikhsianaurokakhivovnieurochnoievriemia"
    ["file_id"] => string(6) "331379"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1464612669"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(290) "ПРОГРАММА  «Гражданское и патриотическое воспитание младших школьников в рамках внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС НОО»   2013 – 2016 г. "
    ["seo_title"] => string(171) "programma-grazhdanskoie-i-patriotichieskoie-vospitaniie-mladshikh-shkol-nikov-v-ramkakh-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-v-sootvietstvii-s-triebovaniiami-fgos-noo-2013-2016-gh"
    ["file_id"] => string(6) "226112"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1440072868"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России"
    ["seo_title"] => string(68) "rabochaia_proghramma_po_okruzhaiushchiemu_miru_1_klass_shkola_rossii"
    ["file_id"] => string(6) "342749"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1473275774"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(242) "Авторская программа внеурочной деятельности по патриотическому воспитанию (духовно-нравственной направленности)  «Юные патриоты»"
    ["seo_title"] => string(126) "avtorskaiaproghrammavnieurochnoidieiatielnostipopatriotichieskomuvospitaniiudukhovnonravstviennoinapravliennostiiunyiepatrioty"
    ["file_id"] => string(6) "307534"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1458365412"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства