kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по самопознанию на тему: «Мои друзья»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: дать определение понятию «дружба» через выявление ценности ненасилие

Задачи:

  1. Раскрыть значение понятий «дружба», «дружить», «друзья»; 
     «единство».
  2. Развивать стремление дружить.
  3. Воспитывать доброжелательное, чуткое отношение к друзьям.

                                         Ход урока:

Позитивный настрой

Сядьте поудобнее, закройте глаза и мысленно загляните в свое сердце. Представьте, что внутри вашего сердца раскинулся чудесный сад – сад вашей души. Погуляйте по этому саду. Вы увидите дерево с разноцветными листочками. Это дерево доверия и уважения. Между деревьями струится чистый, прозрачный ручеёк честности. Посмотрите на прекрасные цветы. Они наполняют наше сердце добром и светом. Прислушайтесь, как поёт птица счастья. Рассмотрите её пёрышки. Каждое перо – это всё лучшее, что живёт в каждом из нас. Полюбуйтесь разноцветьем сада вашей души.

-А теперь давайте вернёмся в наш класс, открываем глаза.

Вопросы для обсуждения:

- Удалось ли вам представить сад своей души?

- Как вы себя при этом чувствовали?

Я надеюсь все свои лучшие качества вы используете для работы на уроке.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по самопознанию на тему: «Мои друзья»»





План урока самопознания № 11

Многопрофильная гимназия № 41


Раздел: Дружная семья



Тема: Мои друзья

Ценность: ненасилие

Качества: единство, взаимопомощь, поддержка, умение делиться, дружба

Педагог :Шибина Марина Александровна

Цель: дать определение понятию «дружба» через выявление ценности ненасилие

Задачи:

  1. Раскрыть значение понятий «дружба», «дружить», «друзья»; 
    «единство».

  2. Развивать стремление дружить.

  3. Воспитывать доброжелательное, чуткое отношение к друзьям.

Ресурсы: (материалы, источники)

Учебник «Самопознания 1 класс» 2016 г

Тетрадь по самопознанию 1 класс

2016 г

Карточки с цитатами

Фонограммы песен

Ход урока:

Позитивный настрой

Сядьте поудобнее, закройте глаза и мысленно загляните в свое сердце. Представьте, что внутри вашего сердца раскинулся чудесный сад – сад вашей души. Погуляйте по этому саду. Вы увидите дерево с разноцветными листочками. Это дерево доверия и уважения. Между деревьями струится чистый, прозрачный ручеёк честности. Посмотрите на прекрасные цветы. Они наполняют наше сердце добром и светом. Прислушайтесь, как поёт птица счастья. Рассмотрите её пёрышки. Каждое перо – это всё лучшее, что живёт в каждом из нас. Полюбуйтесь разноцветьем сада вашей души.

-А теперь давайте вернёмся в наш класс, открываем глаза.

Вопросы для обсуждения:

- Удалось ли вам представить сад своей души?

- Как вы себя при этом чувствовали?

Я надеюсь все свои лучшие качества вы используете для работы на уроке.

Проверка домашнего задания

- Какой рассказ прочитали дома? (Одинаковые)

- Что такое дружба?

- Кого называем друзьями?

Читаем вместе. (стр.49-50)

Одинаковые

По Я. Чабаевскому

Жили две хорошие подружки. Обе маленькие, с розовыми щёчками, светлыми волосами. Обеих мамы одевали в одинаковые платья.

Девочки учились в первом классе. Обе получали только пятёрки. О себе Соня и Вера говорили, что они во всём одинаковые.

Однажды Соня похвасталась маме, что они с Верой уже не одинаковые: Вера получила тройку.

- Ты стала хуже! - грустно сказала мама. Соня удивилась: ведь тройку получила Вера. Мама объяснила, что Вера болела и потому получила тройку. А Соня обрадовалась. Это значительно хуже.

- Послушайте четверостишье и догадайтесь, какая сегодня тема нашего занятия: 
“Знают верные друзья, 
Что без дружбы жить нельзя. 
В жизни очень туго 
Без поддержки друга”.

- Сегодня мы поговорим о дружбе. 
-Что такое дружба? 
-Кого можно назвать другом?

Послушайте стихотворение А.Л.Барто “Друг”. 
Друг напомнил мне вчера, 
Сколько сделал мне добра: 
Карандаш мне дал однажды 
(Я в тот день забыл пенал), 
В стенгазете, чуть не в каждой, 
Обо мне напоминал. 
Я упал и весь промок, 
Он мне высохнуть помог. 
Он для милого дружка 
Не жалел и пирожка - 
Откусить мне дал когда-то, 
А теперь поставил в счет. 
Не влечет, меня, ребята, 
Больше к другу. Не влечет.

Беседа.

- Какой смысл в этом стихотворении имеет слово “друг”? 
- Можно ли мальчиков назвать друзьями? 
-Можно ли просто знакомого человека назвать другом?

Что такое дружба? Каждый знает.
Может быть, и спрашивать смешно.
Ну а всё же, что обозначает
Это слово? Значит что оно?

Работа в группах.
Мозговой штурм «Дружба – это …».

Работа над понятием «дружба».
«Дружба – это …»
Учащимся предлагается подумать над вопросом, что значит «дружба» и зачем она нужна людям?
Учитель подводит итог и дает определение понятию «дружба».


 В толковом словаре С.И. Ожегова:
ДРУГ – это тот, кто связан с кем-нибудь взаимным доверием, преданностью, любовью
 Владимир Иванович Даль в своём знаменитом «Толковом словаре» приводит такое определение дружбы:
«Дружба - …это бескорыстная приязнь». На первое место знаменитый учёный и писатель ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе, близки его интересы, взгляды.
Создание проблемной ситуации. Беседа по прочитанному наизусть стихотворению.
М.Митаров «Дружба».
Спросили как-то раз у мудреца:
– Скажи нам, что ценней всего на свете?
Недолго думал старый аксакал:
– Всего ценнее дружба, – он ответил.
Тогда ему сказали:
– Сталь крепка, но что ее прочней на белом свете?
Недолго размышлял седой мудрец.
– Всего прочнее дружба, – он ответил.
Ему сказали:
– Грозен ураган, когда дубы корежит ярый ветер.
Но что, старик, могущественней бурь?
– Всего сильнее дружба, – он ответил.
– Старик, по нраву всем душистый мед.
Он словно солнце, и лучист и светел.
Старик, всего на свете слаще мед?
– Нет, дружба слаще меда! – он ответил.


Беседа.

Почему дружба слаще всего, сильнее всего и крепче всего на свете? А как вы думаете, какой должна быть дружба? Почему важно найти друзей? Кого можно назвать настоящим другом?
— А сейчас я задам вам самый главный, волнующий вопрос:
— А наш класс можно назвать дружным?
Для этого в противоположных сторонах класса вывешиваются два плаката. На одном написано - «Дружба в классе не нужна», на другом - «Дружба в классе нужна». Учащимся предлагается определить свою позицию и встать около того плаката, который соответствует их точке зрения на данный вопрос.
А что нам нужно сделать для того, чтобы наш класс стал по настоящему дружным?
— не ябедничать
— не обижать друг друга
— не драться
— не дразниться
— не подводить друзей
— доверять и уважать своих товарищей
— помогать друг другу.

Друг - это человек, которому веришь, который не бросит в трудную минуту, поможет, подскажет, выручит. Он добрый, надежный, преданный.

Беседа 
• Что из ниже перечисленного больше всего необходимо для дружбы: умение прощать, делиться, беспокойство за другого человека, помощь другу в беде, умение не обижаться? 
• Как нужно относиться к людям, чтобы у тебя появились друзья? Расскажите, как вы нашли своих друзей. 
• Были ли в вашей жизни моменты, когда вам было очень одиноко, и вы думали, что никому не нужны, но затем убеждались в обратном? 
• Как вы думаете, нужно ли учиться дружить? 
Рассказ учителя 
НАСТОЯЩИЙ ДРУГ
 
А. Лопатина 
-Лешка, кто позволил тебе трогать мой катер? -закричал Володя, вернувшись из школы.
- Я только посмотрел, - испуганно ответил младший брат. 
- Посмотрел... А почему он на боку лежит? - старший брат стукнул малыша по макушке и пошел на кухню. Обедать не хотелось, и он решил попить чаю с вареньем. 
- Володь, а ты сделаешь мне такой катер? - тихо спросил Леша, входя на кухню вслед за братом. 
В этот момент тяжелая банка с вареньем выскользнула из рук Володи и раскололась. Варенье растеклось на полу большой малиновой лужей. 
- Вечно ты мешаешь, и теперь мне попадет, - разозлился 
старший брат, схватил свой портфель и выскочил из дома. 
Володя вернулся домой, когда вся семья ужинала. Он тихо вошел на кухню, ожидая нагоняя. 
- Где ты пропадал, сынок? Садись ужинать, -ласково сказала мама. 
- Я у Гриши был, мы уроки учили, - ответил Володя. 
- Вот молодец, - похвалила мальчика мама. 
- А ты, Леша, не получишь к чаю сладкого, раз целую банку с вареньем разбил, - сердито сказала она малышу. 
- Лешка, ты настоящий друг, - прошептал Володя, садясь за стол. — Завтра мы вместе сделаем катер для тебя. 

• Что необходимо для настоящей дружбы? 
• С кем бы вы хотели бы подружиться? 
• Как вы думаете, почему младший брат взял вину старшего брата на себя? 
• Защищали ли вы когда-нибудь своего друга в беде?

Иметь настоящего друга - большое счастье. От нас зависит, какие у нас друзья. Если ты хороший, отзывчивый человек, то возле тебя будут такие же люди.

Беседа

  1. Какое значение в жизни человека имеет дружба?

  2. Как вы думаете, что делает дружбу крепкой?

  3. Что вы можете рассказать о своих друзьях? Поясните ответ


Цитата урока

Учитель знакомит учащихся с народной мудростью, предложенной на этапе урока «Позитивное высказывание»:

Будем друг за дружку держаться, можем ничего не бояться.

-Как вы понимаете смысл этой народной мудрости?

Рассказывание истории

Послушайте притчу о дружбе:

Как-то два друга много дней шли в пустыне. Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощечину другому. Его друг, почувствовал боль, но ничего не сказал. Молча, он написал на песке: “Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощечину”. Друзья продолжали идти, и через много дней нашли оазис с озером, в котором они решили искупаться. Тот, который получил пощечину, едва не утонул и его друг его спас. Когда он пришел в себя, то высек на камне: “Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь”. Первый спросил его: – Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему? И друг ответил: – Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это. Научись писать обиды на песке и высекать радости на камне. Оставь немного времени для жизни! И пусть тебе будет легко и светло...

Вывод: нужно уметь прощать обиды, помня все хорошее, что сделал для вас ваш друг.

Народная мудрость гласит: “Настоящий друг с тобой, когда ты не прав.

Когда ты прав, всякий будет с тобой”. 

Творческая деятельность

Работа в группах (2 группы)

Задание 1.

Разыграйте и объясните ситуации.

Ситуация 1.

Нурлан добрый и щедрый мальчик. Всех мальчиков в классе он считал своими друзьями. А самым его лучшим другом был Азиз. Нурлан всегда давал списать Азизу домашнее задание, по­купал ему пирожки в столовой, угощал конфетами. Но однажды у Нурлана не оказалось денег и он не смог угостить Азиза. Тогда Азиз оставил Нурлана в классе и ушёл в столовую с другими ре­бятами. Нурлану стало грустно.

Ситуация 2.

Алия перешла в новый класс. Она скромная и молчаливая де­вочка. На перемене все ребята весело играют, девочки в неболь­шом кругу разговаривают между собой. Алия стоит в сторонке, и не знает, как подойти к девочкам, чтобы познакомиться.

Упражнение-игра «Рядом с другом»

На полу разложены два островка. Дети делятся на две команды и по сигналу учителя пытаются разместиться всей командой на одном острове. Побеждает та команда друзей, в которой все дети поместились.

Творческая работа «Цветок дружбы»

Порядок работы:

  1. -Учитель делит детей на три группы.

  2. -Объясняет задание.

  3. -Раздает детям детали «цветка Дружбы», необходимые для выполнения задания.

Ребята в ваших силах помочь расцвести «цветку Дружбы». Чтобы цветок расцвел необходимо собрать его чудесные лепестки, но будьте внимательны, секрет цветка в том, что его лепестки непростые, они обозначают качества, которыми должен обладать друг. Выберите только те лепестки-качества, которые, по вашему мнению, присущи настоящему верному другу.
Отзывчивый, честный, ленивый, хитрый, веселый, внимательный, верный, нежадный, добрый, жадный, обманщик, драчун

Составление единого цветка дружбы.

Вот и расцвел наш цветок дружбы. Человек в своей жизни встречает много разных людей, но не каждый становится другом. Настоящий друг — это тот, кому верим, на кого надеемся, кого мы любим.


Новая информация

Дружба - это проявление бескорыстной любви. Настоящая дружба - это когда, друг не требует ничего взамен, всегда готов прийти на помощь, радуется вашим победам, и поддерживает в трудных ситуациях. Бескорыстная дружба объединяет людей.

Формула дружбы : «Дружба = Я + ты”.

Рефлексия «Неоконченные предложения»
1. «Я умею дружить, потому что…».
2. «Я могу дружить с ребятами, которые …».
3. «Со мной можно дружить, потому что я …».
4. «Я хочу научиться дружить, чтобы….».


Я хочу пожелать вам:
Никогда не меняйте друзей!
Их нельзя разменять как монету.
Вы поймете это поздней
-Ближе друга на свете нету.
Никогда не теряйте друзей
Ту потерю ничем не измеришь.
Старый друг не вернется к тебе.
Новым другом его не заменишь.
И не стоит друзей обижать-
Станет раной на сердце обида.
Хоть друзья и умеют прощать,
Дверь в их сердце будет закрыта.
Дружбу надо беречь всегда,
Это чувство длиннее века.
Лучший друг не предаст никогда,
Просто преданней нет человека!!!

Групповое пение

От сердца к сердцу

Исполнение песни на слова М. Танича и музыку В. Шаинского «Когда мои друзья со мной». Пес­ня исполняется хором.

Если с другом вышел в путь
Если с другом вышел в путь
Веселей дорога
Без друзей меня чуть-чуть
Без друзей меня чуть-чуть
А с друзьями много.

Что мне снег, что мне зной,
Что мне дождик проливной,
Когда мои друзья со мной
Что мне снег, что мне зной,
Что мне дождик проливной,
Когда мои друзья со мной.

На медведя я друзья,
На медведя я друзья,
Выйду без испуга,
Если с другом буду я,
Если с другом буду я,
А медведь без друга.

Что мне снег, что мне зной,
Что мне дождик проливной,
Когда мои друзья со мной
Что мне снег, что мне зной,
Что мне дождик проливной,
Когда мои друзья со мной.

Минута заключительной тишины

А теперь, ребята, сядьте поудобней, закройте глаза. Вспомните всё хорошее, что было на уроке. Поместите это в своё сердце. Мысленно поделитесь всем со своим другом. Пожелайте ему добра и удачи.

Откройте глаза. Урок окончен. Спасибо за работу. До следующей встречи!





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка урока по самопознанию на тему: «Мои друзья»

Автор: Шибина Марина Александровна

Дата: 22.11.2016

Номер свидетельства: 361280

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Разработка урока по самопознанию"
    ["seo_title"] => string(30) "razrabotkaurokaposamopoznaniiu"
    ["file_id"] => string(6) "277543"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452932904"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(52) "разработка урока "Мир семьи" "
    ["seo_title"] => string(27) "razrabotka-uroka-mir-siem-i"
    ["file_id"] => string(6) "155148"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421247302"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "разработка урока самопознания 5 класс "доверие" "
    ["seo_title"] => string(48) "razrabotka-uroka-samopoznaniia-5-klass-dovieriie"
    ["file_id"] => string(6) "165538"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422812507"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Разработка поурочного плана по самопознанию в 3 классе по теме "Жизнерадостность и оптимизм""
    ["seo_title"] => string(80) "razrabotka_pourochnogho_plana_po_samopoznaniiu_v_3_klassie_po_tiemie_zhiznierado"
    ["file_id"] => string(6) "469286"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1526148509"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Классный час. Разработка занятия по теме "Дружба" "
    ["seo_title"] => string(52) "klassnyi-chas-razrabotka-zaniatiia-po-tiemie-druzhba"
    ["file_id"] => string(6) "142732"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418354324"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства