kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по самопознанию

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Я и моя семья.

(урок самопознания для 8 класса )

Е. А. Меньк

учитель самопознания

КГУ «Шевченковская средняя школа»

Тип урока: комбинированный

Цели урока:

  • формирование представлений о роли и ответственности близких людей в жизни человека
  • развитие у учащихся чувства любви к близким и родным людям, к семье;
  • побуждение в детях чувства ответственности и заботы за семью.

Методы и приемы: беседа, вопросы, ролевая игра

Форма работы: индивидуальная и групповая.

Оборудование:  интерактивное оборудование, музыкальный проигрыватель

Предварительная работа: необходимо провести «Экспресс – опрос » с родителями

Ход урока.

1.Круг радости.

Учитель: Здравствуйте, ребята, я очень рада видеть вас сегодня.  Давайте улыбнемся им друг другу, чтобы этот день и урок оставались радостными и приятными, пожелайте всего доброго и хорошего себе и своим друзьям. А теперь подойдите ко мне и встаньте в круг радости и возьмитесь за руки и споем песню в которой отражена тема сегодняшнего урока.

Дети поют песню «Родительский дом».

2.Беседа.

Учитель: Сегодня мы с вами поговорим о родном доме, о родных людях, семье.

Вопрос: А что такое родительский дом?

Родительский дом – это начало всех начал. В нем важно поддерживать тепло, чтобы оно не остывало, а сохранилось в памяти и в сердце на всю жизнь. Многие люди вспоминают о нем с любовью и нежностью,  вспоминают о родных людях, которые отдали им тепло своей души, научили жить, любить родину и все, сто их окружает.

3.Чтение стихотворения: «Какой хороший вечер»

Учитель:  Сейчас мы с вами прочитаем стихотворение, и вы должны будете ответить на вопрос: «О какой ценности говорится в этом стихотворении?»

Какой хороший вечер!

Как хорошо быть вместе!

С газетой папа дремлет,

Готовит мама ужин.

Под крышкой пар в кастрюле

Насвистывает песню,

 А мотылек прозрачный

Под яркой лампой кружит.

С ним в этот плавный танец

И потолок пустился,

И музыки не слышно.

 Что с потолком случилось?

Так низко он спустился,

Что, кажется, сейчас я

Рукой его достану.

Глаза мои закрылись…

Раскрыть бы их по шире,

Глядеть бы удивленно,

Да открывать мне лень их.

Весь мир исчез.

Лишь мама

Посередине мира

И я, уже уснувший,

У мамы на коленях.

Вопросы:  О какой ценности говорится в этом стихотворении?

Вывод: в данном стихотворении рассказывается о духовной ценности – «семья»

А семья – это близкие и родные люди, живущие в одном доме.

4.Упражнение «Незаконченные предложения».

Ребята, давайте мысленно перенесемся в атмосферу вашей семьи. Я с вашими родителями провела опрос, в котором нужно было закончить предложения. Я выписала самые распространенные ответы ваших родителей. Сейчас с вами мы проведем такую же работу, а затем сравним ваши ответы.

«Экспресс-опрос» с родителями

- я боюсь, что мой ребенок …

- я хочу, чтобы мой ребенок понял…

- я хочу, чтобы ребенок простил…

- я хочу поговорить с ребенком о …

- мне приятно, когда ребенок …

- я хочу видеть моего ребенка … (указывается каким)

- чтобы проверить, понял ли я ребенка, я …

«Экспресс-опрос» с детьми

-я боюсь, что мои родители …

- я хочу, чтобы мои родители поняли…

- я хочу, чтобы мои родители простили…

- я хочу поговорить с родителями о …

- мне приятно, когда родители …

- я хочу видеть моих родителей … (указывается какими)

- чтобы проверить, понял ли я родителей, я …

Проводится анализ:

Вопросы: Что одного и того же хотят родители и дети?   В чем наблюдается расхождение в мнениях? Почему?

5.Просмотр фильма «Не опоздать».

Каждый из родителей мечтает о том, чтобы их дети никогда не забывали о них, нет для отца и матери больше радости, чем признательность их детей, и нет ничего ужаснее, чем чувствовать,  что сын или дочь равнодушны, безразличны,  неблагодарны.

Давайте просмотрим с вами фильм  и попробуем ответить на вопрос ; «Можно ли опоздать к своим близким и родным людям?»

6.Инсценировка притчи.

А как ваши близкие и родные смогут узнать и понять, что вы их любите?

Да, ребята, любовь к близким и родным мы выражаем своими мыслями, словами, чувствами, эмоциями и поступками. Такая любовь зарождает в душе человека важное качество – заботу.  Давайте сейчас проинсценирум по ролям  произведение Сухомлинского «Седьмая дочь»

Инсценировка: Было у Матери семь дочерей.  Поехали однажды Мать в гости к сыну, а сын жил далеко-далеко. Возвратилась Мать домой  через месяц.  Когда она вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они соскучились по Матери.

  1. Я соскучилась по тебе, как маков цветок по солнечному лучу, - сказала первая дочь.
  2. Я ждала тебя, как сухая земля ждет каплю воды, - промолвила вторая дочь.
  3. Я плакала по тебе, как маленький птенец плачет о птичке… - ворковала третья дочь.
  4. Мне трудно было без тебя, как пчеле без цветка, - сказала четвертая дочь, ласкаясь к матери и заглядывая ей в глаза.
  5. Ты снилась мне, как розе снится капля  росы, - щебетала пятая дочь.
  6. Я выглядывала тебя, как вишневый сад выглядывает соловья, - прошептала шестая дочь.
  7. А седьмая дочь ничего не сказала, хотя сказать ей надо было очень много. Она сняла с ног Матушки обувь и принесла ей воды в большом тазике – помыть ноги.

Обсуждение.

Вопросы: О чем рассказывает эта  история, что вы поняли? Как вы думаете, что труднее говорить красиво или поступать красиво?

7.Игра: «Мы и наши родители»

Ребята, бываете ли вы грубы, раздражительны по отношению к свои родителям и близким?

Мы сейчас поиграем в игру «Мы и наши родители», для этого мы разделимся на две группы: первая группа – родители, вторая группа – дети. Затем обе группы, одна с точки зрения родителей, другая с точки зрения  детей,  должны  составить списки ситуаций и проблем, наиболее часто приводящих к конфликтам.

Обсуждение.

8.Чтение притчи «Два брата»

В каждой семье есть браться, сестра. Мы сейчас прочитаем притчу «»Два брата и попробуем ответить на вопрос: «Хотели бы вы иметь таких братьев?»

 Собрали два брата осенью урожай, отнесли пшеницу на гумно и разделили ее поровну. Пока делили зерно, наступила ночь. Мамед сказал младшему брату:

-Гасан нынче год неурожайный. Если мы оба заснем, найдется охотник на нашу пшеницу. Давай спать по очереди. – Гасан согласился и предложил:. – Ты ложись, а я посторожу. Если станет меня клонить ко сну, я разбужу тебя. Мамед уснул. Прошло немноо времени, асан подумал: «У старшего брата семья большая, насыплю-ка ему три меры пшеницы из своей доли». Пришло время будить Мамеда. Разбудил асан брата, а сам лег спать. Прошелся Мамед и решил: - Младший брат еще молод, мало у него опыта в торговле, могут его обмануть, насыплю-ка ему четыре меры пшеницы из своей доли. А тем временем Бог все это видел и решил: - Раз они любят дру друга и заботятся друг о друге, я дам им втрое больше пшеницы. Тут утро наступило. Проснулись братья, смотрят, а пшеницы у обоих прибавилось, Мамед спросил Гасана:

- В чем дело?

- Ночью я подсыпал тебе три меры своей пшеницы.

- а я подсыпал тебе четыре меры

- значит, это Бог увеличил нашу долю, - решили братья и радостно взялись за работу.

Обсуждение:

1.Какими были родители братьев?

2.Должны ли люди ожидать награду за свою щедрость и заботу?

3.Кто в семье самый заботливый?

9.Письмо.

Ребята, представьте, что вы живете в другом городе и пока не можете приехать домой, и единственной, что вы можете сделать  - это написать письмо.  Давайте напишем сейчас письмо своим родным, каждый из вас может сказать то, за что он любит свою семью, выразите свои чувства на бумаге.

10.Круг от сердца к сердцу.

Закончим предложение «Сегодня я понял …» (что взаимоотношения в семье – это самое главное богатство семьи)

Домашнее задание: каждая семья интересна по своему, у каждой есть свои традиции встречать гостей, организовывать отдых, проводить семейные торжества и т. д. напишите сочинение или представьте свою работу в виде рисунков, на тему «Семейные традиции»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по самопознанию»

Тема: Я и моя семья.

(урок самопознания для 8 класса )

Е. А. Меньк

учитель самопознания

КГУ «Шевченковская средняя школа»

Тип урока: комбинированный

Цели урока:

  • формирование представлений о роли и ответственности близких людей в жизни человека

  • развитие у учащихся чувства любви к близким и родным людям, к семье;

  • побуждение в детях чувства ответственности и заботы за семью.

Методы и приемы: беседа, вопросы, ролевая игра

Форма работы: индивидуальная и групповая.

Оборудование: интерактивное оборудование, музыкальный проигрыватель

Предварительная работа: необходимо провести «Экспресс – опрос » с родителями

Ход урока.

  1. Круг радости.

Учитель: Здравствуйте, ребята, я очень рада видеть вас сегодня. Давайте улыбнемся им друг другу, чтобы этот день и урок оставались радостными и приятными, пожелайте всего доброго и хорошего себе и своим друзьям. А теперь подойдите ко мне и встаньте в круг радости и возьмитесь за руки и споем песню в которой отражена тема сегодняшнего урока.

Дети поют песню «Родительский дом».

  1. Беседа.

Учитель: Сегодня мы с вами поговорим о родном доме, о родных людях, семье.

Вопрос: А что такое родительский дом?

Родительский дом – это начало всех начал. В нем важно поддерживать тепло, чтобы оно не остывало, а сохранилось в памяти и в сердце на всю жизнь. Многие люди вспоминают о нем с любовью и нежностью, вспоминают о родных людях, которые отдали им тепло своей души, научили жить, любить родину и все, сто их окружает.

  1. Чтение стихотворения: «Какой хороший вечер»

Учитель: Сейчас мы с вами прочитаем стихотворение, и вы должны будете ответить на вопрос: «О какой ценности говорится в этом стихотворении?»

Какой хороший вечер!

Как хорошо быть вместе!

С газетой папа дремлет,

Готовит мама ужин.

Под крышкой пар в кастрюле

Насвистывает песню,

А мотылек прозрачный

Под яркой лампой кружит.

С ним в этот плавный танец

И потолок пустился,

И музыки не слышно.

Что с потолком случилось?

Так низко он спустился,

Что, кажется, сейчас я

Рукой его достану.

Глаза мои закрылись…

Раскрыть бы их по шире,

Глядеть бы удивленно,

Да открывать мне лень их.

Весь мир исчез.

Лишь мама

Посередине мира

И я, уже уснувший,

У мамы на коленях.

Вопросы: О какой ценности говорится в этом стихотворении?

Вывод: в данном стихотворении рассказывается о духовной ценности – «семья»

А семья – это близкие и родные люди, живущие в одном доме.

  1. Упражнение «Незаконченные предложения».

Ребята, давайте мысленно перенесемся в атмосферу вашей семьи. Я с вашими родителями провела опрос, в котором нужно было закончить предложения. Я выписала самые распространенные ответы ваших родителей. Сейчас с вами мы проведем такую же работу, а затем сравним ваши ответы.



«Экспресс-опрос» с родителями

- я боюсь, что мой ребенок …

- я хочу, чтобы мой ребенок понял…

- я хочу, чтобы ребенок простил…

- я хочу поговорить с ребенком о …

- мне приятно, когда ребенок …

- я хочу видеть моего ребенка … (указывается каким)

- чтобы проверить, понял ли я ребенка, я …

«Экспресс-опрос» с детьми

-я боюсь, что мои родители …

- я хочу, чтобы мои родители поняли…

- я хочу, чтобы мои родители простили…

- я хочу поговорить с родителями о …

- мне приятно, когда родители …

- я хочу видеть моих родителей … (указывается какими)

- чтобы проверить, понял ли я родителей, я …


Проводится анализ:

Вопросы: Что одного и того же хотят родители и дети? В чем наблюдается расхождение в мнениях? Почему?

  1. Просмотр фильма «Не опоздать».

Каждый из родителей мечтает о том, чтобы их дети никогда не забывали о них, нет для отца и матери больше радости, чем признательность их детей, и нет ничего ужаснее, чем чувствовать, что сын или дочь равнодушны, безразличны, неблагодарны.

Давайте просмотрим с вами фильм и попробуем ответить на вопрос ; «Можно ли опоздать к своим близким и родным людям?»

  1. Инсценировка притчи.

А как ваши близкие и родные смогут узнать и понять, что вы их любите?

Да, ребята, любовь к близким и родным мы выражаем своими мыслями, словами, чувствами, эмоциями и поступками. Такая любовь зарождает в душе человека важное качество – заботу. Давайте сейчас проинсценирум по ролям произведение Сухомлинского «Седьмая дочь»

Инсценировка: Было у Матери семь дочерей. Поехали однажды Мать в гости к сыну, а сын жил далеко-далеко. Возвратилась Мать домой через месяц. Когда она вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они соскучились по Матери.

  1. Я соскучилась по тебе, как маков цветок по солнечному лучу, - сказала первая дочь.

  2. Я ждала тебя, как сухая земля ждет каплю воды, - промолвила вторая дочь.

  3. Я плакала по тебе, как маленький птенец плачет о птичке… - ворковала третья дочь.

  4. Мне трудно было без тебя, как пчеле без цветка, - сказала четвертая дочь, ласкаясь к матери и заглядывая ей в глаза.

  5. Ты снилась мне, как розе снится капля росы, - щебетала пятая дочь.

  6. Я выглядывала тебя, как вишневый сад выглядывает соловья, - прошептала шестая дочь.

  7. А седьмая дочь ничего не сказала, хотя сказать ей надо было очень много. Она сняла с ног Матушки обувь и принесла ей воды в большом тазике – помыть ноги.

Обсуждение.

Вопросы: О чем рассказывает эта история, что вы поняли? Как вы думаете, что труднее говорить красиво или поступать красиво?

7.Игра: «Мы и наши родители»

Ребята, бываете ли вы грубы, раздражительны по отношению к свои родителям и близким?

Мы сейчас поиграем в игру «Мы и наши родители», для этого мы разделимся на две группы: первая группа – родители, вторая группа – дети. Затем обе группы, одна с точки зрения родителей, другая с точки зрения детей, должны составить списки ситуаций и проблем, наиболее часто приводящих к конфликтам.

Обсуждение.

  1. Чтение притчи «Два брата»

В каждой семье есть браться, сестра. Мы сейчас прочитаем притчу «»Два брата и попробуем ответить на вопрос: «Хотели бы вы иметь таких братьев?»

Собрали два брата осенью урожай, отнесли пшеницу на гумно и разделили ее поровну. Пока делили зерно, наступила ночь. Мамед сказал младшему брату:

-Гасан нынче год неурожайный. Если мы оба заснем, найдется охотник на нашу пшеницу. Давай спать по очереди. – Гасан согласился и предложил:. – Ты ложись, а я посторожу. Если станет меня клонить ко сну, я разбужу тебя. Мамед уснул. Прошло немноо времени, асан подумал: «У старшего брата семья большая, насыплю-ка ему три меры пшеницы из своей доли». Пришло время будить Мамеда. Разбудил асан брата, а сам лег спать. Прошелся Мамед и решил: - Младший брат еще молод, мало у него опыта в торговле, могут его обмануть, насыплю-ка ему четыре меры пшеницы из своей доли. А тем временем Бог все это видел и решил: - Раз они любят дру друга и заботятся друг о друге, я дам им втрое больше пшеницы. Тут утро наступило. Проснулись братья, смотрят, а пшеницы у обоих прибавилось, Мамед спросил Гасана:

- В чем дело?

- Ночью я подсыпал тебе три меры своей пшеницы.

- а я подсыпал тебе четыре меры

- значит, это Бог увеличил нашу долю, - решили братья и радостно взялись за работу.

Обсуждение:

  1. Какими были родители братьев?

  2. Должны ли люди ожидать награду за свою щедрость и заботу?

  3. Кто в семье самый заботливый?

  1. Письмо.

Ребята, представьте, что вы живете в другом городе и пока не можете приехать домой, и единственной, что вы можете сделать - это написать письмо. Давайте напишем сейчас письмо своим родным, каждый из вас может сказать то, за что он любит свою семью, выразите свои чувства на бумаге.

  1. Круг от сердца к сердцу.

Закончим предложение «Сегодня я понял …» (что взаимоотношения в семье – это самое главное богатство семьи)

Домашнее задание: каждая семья интересна по своему, у каждой есть свои традиции встречать гостей, организовывать отдых, проводить семейные торжества и т. д. напишите сочинение или представьте свою работу в виде рисунков, на тему «Семейные традиции»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Разработка урока по самопознанию

Автор: Меньк Елена Александровна

Дата: 16.01.2016

Номер свидетельства: 277543

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "разработка урока самопознания "
    ["seo_title"] => string(30) "razrabotka-uroka-samopoznaniia"
    ["file_id"] => string(6) "155215"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421251716"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Разработка урока самопознания на тему "Истоки уважения""
    ["seo_title"] => string(58) "razrabotka_uroka_samopoznaniia_na_tiemu_istoki_uvazhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "379106"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1484371333"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Разработка урока самопознания "Красота души человека" 5 класс 16 урок"
    ["seo_title"] => string(70) "razrabotka_uroka_samopoznaniia_krasota_dushi_cheloveka_5_klass_16_urok"
    ["file_id"] => string(6) "534706"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1578412508"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Разработка урока самопознания "красота души человека""
    ["seo_title"] => string(54) "razrabotka_uroka_samopoznaniia_krasota_dushi_cheloveka"
    ["file_id"] => string(6) "534711"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1578413872"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Духовное богатство   человека.  Урок  самопознания. 6 класс "
    ["seo_title"] => string(60) "dukhovnoie-boghatstvo-chielovieka-urok-samopoznaniia-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "114348"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411456369"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства