Рассмотрите внимательно фотографии (пустыри, заброшенные карьеры, свалки в оврагах, терриконы). Слайд 7 Какие чувства вы испытываете, глядя на эти фотографии? (Разочарование, грусть и т.д.) Ребята, такие места на Земле, это боль планеты. Мы с вами знаем об охране редких растений и животных, об охране воды и воздуха. Нужно ли сохранять поверхность земли? (Ответы детей) А чтобы сделали вы, чтобы на Земле не было таких мест? (Ответы детей) Слайд 8 Сегодня мы с вами попробуем выяснить, откуда они появляются на нашей планете? Слайд 9,10 Мы с вами живем на Восточно-Европейской равнине. Чем она характеризуется? ( Это холмистая равнина.) На холмистой равнине мы можем встретить овраг и балку. Рассмотрите иллюстрации оврага и балки, сравните их. (Овраг и балка имеют склоны. Склоны оврага - крутые, осыпающиеся. Склоны балки - пологие, поросшие травой, деревьями, кустарниками.) А)- Как вы думаете, как образуется овраг? (Образование оврага начинается с маленькой рытвины, бороздки на поверхности почвы. Потоки талой и дождевой воды размывают её, и поэтому овраг постепенно увеличивается. При этом, он губит большие участки плодородной почвы.) Со временем (через много лет) склоны оврага становятся пологими, зарастают травой, кустарниками, деревьями. Овраг перестаёт увеличиваться. Так он превращается в балку. Слайд 11 Еще одной из причин появления оврага является неправильная распашка земель. Сравните иллюстрации. Как неправильная распашка может привести к появлению оврага? (Проводить распашку земель на холмистой равнине можно только поперек склона, чтобы дождевая и талая вода не вымывала почву по бороздам.) Слайд 12 Какие методы борьбы с оврагами вы предприняли бы? ( - Маленькие рытвины закапывают, сеют траву. - Поперек небольшого оврага ставят низкие плетни из ивовых кольев и прутьев. Со временем колья укрепляются и образуют надежный живой заслон для потоков воды. - По краям и склонам оврага сажают деревья и кустарники. ) Слайд 13 Б) Карьер – это огромная рана на поверхности земли. Когда-то в карьере добывали песок, глину, известняк, уголь и др. полезные ископаемые. После окончания разработок карьер остался заброшенным. - Как можно его использовать? (Засыпать карьер и на этом месте утроить поле или посадить лес; можно превратить в пруд и разводить в нем рыбу ) Слайд 15 В) Посмотрите на необычные горы, которые появились на нашей планете по вине человека. Такие горы называют терриконы. Образовались они из отходов (пустых пород) при добыче полезных ископаемых. К сожалению, они совсем не украшают нашу планету, а наоборот - обезображивают ее. - Чем опасны терриконы? (Они занимают плодородные земли, загрязняют воздух и воду.) Слайд 16 - Как люди борются с ними? (Терриконы выравнивают, привозят почву и высаживают растения. Извлекают из пустой породы терриконов ценные вещества.) |