«Разработка и реализация специальной индивидуальной программы развития (СИПР) обучающихся с нарушениями интеллекта, с тяжелыми множественными нарушениями развития в контексте требований ФГОС»
дата начала курсов 10.09.2024г.– дата окончания курсов 12.09.2024г.
Выпускная итоговая работа
Тема: «Специальная индивидуальная программа развития»
Исполнитель:
Наталья Ивановна Гончаренко
учитель начальных классов
ГКОУ РО Гуковская школа-интернат № 12
Актуальность данной работы определяется тем, что введение федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) образования обучающихся с умственной отсталостью имеет большое значение для реализации права на образование детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития и будет способствовать решению вопросов кадрового и материально-технического обеспечения образования таких детей.
Цель работы заключается в изучении принципов и подходов формирования специальной индивидуальной программы развития для обучающихся с умственной отсталостью в умеренной, тяжелой или глубокой степени, с тяжелыми и множественными нарушениями развития.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи :
изучить ФГОС обучающихся с ОВЗ и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
изучить методические рекомендации по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
обобщить опыт по актуальным вопросам создания организационно-методических условий реализации специальной индивидуальной программы развития (СИПР).
Практическая значимость состоит в составления СИПР, обращается внимание на наиболее значимые звенья цепочки шагов по разработке и применению индивидуальной программы. Данная работа будет полезной для специалистов, работающих с особыми детьми.
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
Общие сведения о ребёнке
ФИО ребенка: Иванов Егор Игоревич
Возраст ребенка: 11 лет (05.09.2007)
Место жительства: г. Гуково, ул. Гагарина, д.45, кв. 8
Мать: Иванова Оксана Анатольевна
Отец: Иванов Игорь Владимирович
Год обучения в ГКОУ РО Гуковской школе-интернат № 12: 3 год
Класс: 3
Заключение ПМПК: развитие в условиях интеллектуального нарушения (умеренная степень). Является ребёнком с ОВЗ, нуждается в особых условиях образования.
Характеристика обучающегося на начало учебного года.
Егор посещает школу третий год.
Семья полная, состоит из 3-х человек, проживает в двухкомнатной квартире. Мама – домохозяйка, отец – водитель Родители заботливо относятся к мальчику, заинтересованы в успешном развитии ребенка, внимательно слушают рекомендации специалистов, но не всегда их выполняют. Мама и папа много гуляют с сыном, выполняют все его желания, соблюдают все ритуалы сына, позволяют много времени проводить за компьютером, не соблюдают режим дня и схему приема медикаментов.
Основные двигательные навыки сформированы, значительные нарушения мелкой моторики отсутствуют. Согласно медицинским сведениям, состояние зрения и слуха соответствует норме. Егор хорошо переносит физические нагрузки, редко болеет соматическими заболеваниями.
Мальчику не нравятся громкие, резкие звуки, пение (закрывает уши, отворачивается, начинает издавать звуки «а-а-а»). Егору нравятся собирать пазлы
Эмоциональное состояние мальчика неустойчивое. Егор чутко реагирует на настроение окружающих, чувствует отношение к нему. Эмоционально насыщенные ситуации, смена привычного хода событий, периодически вызывают перевозбуждение, нередко приводят к аффективной вспышке (кричит «а-а-а», отказывается общаться, смеется). Иногда наблюдаются эпизоды агрессии, направленной на взрослых (толкает, наскакивает на человека), сопровождающиеся криком «а-а-а», ударами кулаком по столу. Предположительно, такое поведение провоцирует смена привычного хода событий.
Уровень основных мыслительных операций умеренно снижен. Доминируют непосредственные представления о предметах и явлениях, ребенок устанавливает сугубо конкретные связи между предметами и явлениями. Внимание неустойчивое, истощаемое. Наблюдается нарушение по объёму и концентрации, повышенная отвлекаемость, «соскальзывание».
Егор понимает обращённую речь на бытовом уровне. Выполняет простые и некоторые сложные речевые инструкции в контексте происходящего. Знает названия предметов посуды, одежды, мебели, средств гигиены, продуктов, овощей, фруктов и др., обобщает их в группы. Понимает названия действий (есть, пить, спать, бежать и др.), признаков действий (большой, маленький, грустный, весёлый и др.), изображенных на фотографиях, предметных картинках, пиктограммах. Речь у мальчика отсутсвует.
В контакт мальчик вступает избирательно. Егор внимательно следит за происходящим вокруг него, с помощью взрослого подключается к совместной с другими детьми деятельности. При кажущейся отстраненности, чутко реагирует на похвалу и нуждается в ней. В свободной деятельности предпочитает стереотипные игры (конструктор, выстраивание башен из кубиков).
Знакомые предметы использует в соответствии с их функциональным назначением. Без труда выполняет действия с мелкими предметами. Шьёт по точкам, обводит по контуру, выполняет налеп на рисунках
Навыки самообслуживания, в целом, сформированы. Одевается и раздевается самостоятельно. Различает лицевую и изнаночную стороны одежды, левый и правый предметы обуви. Необходим контроль внешнего вида. Помощь требуется при заправлении и выворачивании одежды, застегивании пуговиц, молнии, завязывании шнурков.
Ест самостоятельно, не умеет пользоваться вилкой и ножом, ест разрезанную на кусочки, пищу
Егор знает названия основных цветов и некоторых оттенков, различает предметы по величине (большой/маленький), составляет упорядоченный ряд (по убыванию и по возрастанию). Механически отсчитывает картинки от 1 до 10. Пространственные представления формируются с трудом.
С. различает диких и домашних животных, соотносит с местом обитания; различает домашних и диких птиц, грибы, ягоды, насекомых, предметы одежды, обуви, мебели, посуды, бытовой техники. Объединяет объекты в группы по родовому признаку. Знает дни недели и их последовательность, различает рабочие и выходные дни. Знает , когда будет второй завтрак (берёт за руку и ведёт к двери).Знает, когда заканчиваются уроки (убирает книжки в шкаф)
Мальчику необходима частичная эпизодическая помощь. Требуется эпизодический присмотр.
Приоритетное содержание обучения и воспитания:
Социальная коммуникация.
Окружающий мир.
3. Индивидуальный учебный план.
Учебные предметы, коррекционные курсы
Групповые занятия
Индивидуальные занятия
учитель класса
воспита
тель
логопед
учитель
физ-ры
учитель музыки
Педагог -психолог
Речь и альтернативная (доп.) коммуникация
1
Математические представления
2
Окружающий природный мир
2
Окружающий социальный мир
3
Человек
1
Адаптивная физкультура
1
Музыка и движение
2
Изобразительная деятельность
2
Домоводство
3
Профильный труд
3
Коррекционно-развивающие занятия
Сенсорное развитие
Предметно-практич. Действия
Двигательное развитие
Альтернативная коммуникация
2
Всего
21
2
Внеурочная деятельность
1
Итого________24______________
4. Содержание образования.
4.1. Базовые учебные действия.
Содержание
1 полугодие
2 полугодие
3. Формирование умения выполнять задания в соответствии с определеннымихарактеристиками
- выполнение задания в течение периода времени, обозначенного наглядно (при помощи таймера)
- переход от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
- последовательное выполнение нескольких заданий
- сигнализирование учителю об окончании выполнения задания
- выполнение действия по сигналу
4.2. Содержание учебных предметов и коррекционных курсов.
Содержание
1 полугодие
2
Полугодие
Речь и альтернативная (дополнительная) коммуникация
Коммуникация
- приветствие собеседника предложением «Здравствуйте, Екатерина Ивановна»
- выражение своих желаний:
словом
предложением
- выражение благодарности словом «Спасибо»
- ответы на вопросы:
словом
предложением
- прощание с собеседником предложением «До свидания, Екатерина Ивановна»
- соотнесение цветения цветочно-декоративных растений с временем года
- знание значения цветочно-декоративных растений в природе и жизни человека
Формирование представления о комнатных растениях
- узнавание комнатных растений:
бегония
фиалка
хлорофитум
драцена
- знание значения комнатных растений в жизни человека
Формирование представления о деревьях
- различение плодовых деревьев:
вишня
яблоня
груша
слива
- различение деревьев:
лиственные
хвойные
- знание значения деревьев в природе и жизни человека
Животный мир
Формирование представления о перелётных и зимующих птицах
- различение зимующих птиц:
голубь
ворона
воробей
дятел
синица
снегирь
сова
- различение перелетных птиц:
аист
ласточка
дикая утка
дикий гусь
грач
журавль
- знание питания птиц
- объединение перелетных птиц в группу «перелетные птицы»
- объединение зимующих птиц в группу «зимующие птицы»
- знание значения птиц в жизни человека, в природе
Формирование представления о водоплавающих птицах
- различение водоплавающих птиц:
лебедь
утка
гусь
пеликан
- знание значения птиц в жизни человека, в природе
Формирование представления о речных рыбах
- различение речных рыб:
сом
окунь
щука
- знание значения речных рыб в жизни человека, в природе
Формирование представления о насекомых
- различение насекомых по внешнему виду:
жук
бабочка
стрекоза
муравей
кузнечик
муха
комар
пчела
- знание значения насекомых в жизни человека, в природе
Объекты природы
Формирование представления о луге
- узнавание луга
- узнавание луговых цветов:
ромашка
василек
лютик
колокольчик
мак
- знание значения луга в природе и жизни человека
Формирование представления о водоеме
- узнавание водоема (на изображениях):
озеро
берег
пруд
море
- знание значения водоемов в природе и жизни человека
- соблюдение правил поведения на озере (пруду)
Формирование представления об огне
- узнавание огня
- знание свойств огня:
полезные свойства
отрицательное
- знание значения огня в жизни человека
- соблюдение правил обращения с огнем
Формирование представления о воздухе
- знание свойств воздуха
- знание значение воздуха в природе и жизни человека
Человек
Представления о себе
Формирование представления о строении человека
- знание строения человека:
скелет
мышцы
кожа
- узнавание внутренних органов человека:
сердце
легкие
печень
почки
желудок
- знание назначения внутренних органов
Формирование представления о состоянии своего здоровья
- сообщение о состоянии своего здоровья
Формирование умения называть свой возраст и дату рождения
- называние своего возраста:
количество лет (возраст)
дата рождения
Формирование представления о занятиях в свободное время
- знание (называние) видов деятельности для организации своего свободного времени:
чтение книги
рисование
лепка из пластилина
прогулка по городу
катание на качелях
игра во дворе
просмотр кинофильма
Формирование умения сообщать сведения о себе
- сообщение сведений о себе:
имя
фамилия
возраст
- рассказ о себе по плану, состоящему из мнемокартинок
Гигиена тела
Уход за руками
- соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании рук
- нанесение крема на руки
Уход за ногтями
- подстригание ногтей ножницами
- подпиливание ногтей пилочкой
Уход за лицом
- соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании лица
- очищение носового хода
- нанесение косметического средства на лицо
Уход за волосами
- расчесывание волос
- соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании волос:
намачивание волос
намыливание волос
смывание шампуня с волос
вытирание волос
Уход за ушами
- мытье ушей
- чистка ушей
Уход за телом
- соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании ног:
намачивание ног
намыливание ног
смывание мыла
вытирание ног
- соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании тела:
ополаскивание тела водой
намыливание частей тела
смывание мыла
вытирание тела
- мытье интимной зоны
Использование гигиенических и парфюмерных средств
- пользование косметическими средствами:
дезодорантом
туалетной водой
Обращение с одеждой и обувью
Формирование представления о видах одежды
- различение видов одежды:
повседневная
праздничная
рабочая
домашняя
спортивная
- выбор одежды в зависимости от предстоящего мероприятия
- различение сезонной одежды:
зимняя
летняя
демисезонная
Одевание
- контроль своего внешнего вида
Самообслуживание
Приём пищи
Еда
- правильная посадка во время приема пищи
- использование ножа и вилки во время приема пищи:
отрезание ножом кусочка пищи от целого куска
наполнение вилки гарниром с помощью ножа
- пользование салфеткой во время приема пищи
4.3. Нравственное развитие.
Способность замечать и запоминать происходящее, какие события, встречи, изменения происходят в жизни.
Доброжелательное отношение к окружающим; умение устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать с детьми и взрослыми с использованием общепринятых форм общения.
Умение выражать свои желания, умение принимать на себя посильную ответственность и понимать результаты своих действий; контроль своих эмоций и поведения.
Усвоение правил совместной деятельности в общении, в игре, учебе.
Ориентация в религиозных ценностях с учетом желания и вероисповедания обучающегося и его семьи.
4.4. Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.
Соблюдение правил поведения в природе (не ломать ветки деревьев и кустарника, не обижать животных, птиц и др.).
Осознанное отношение к собственному здоровью на основе соблюдения правил гигиены, режима дня.
Готовность безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями состояния здоровья.
Умение вести себя в экстремальных ситуациях (привлечь к себе внимание взрослого).
4.5. Внеурочная деятельность.
Название мероприятия
Планируемая деятельность ребенка
Участие ребенка в мероприятии
«1 сентября – День Знаний»
присутствие на торжественной линейке, праздничном завтраке, концерте
«Школа мастеров»
подготовка к мероприятию: изготовление заготовок для мастер-класса по кружковой работе;
участие в мастер-классах
«Новый год»
подготовка к мероприятию:
изготовление украшений класса: лепка шариков для бус, новогодних подарков;
участие в новогоднем празднике
«Масленица»
подготовка к мероприятию: знакомство с атрибутами праздника, участие в мероприятии
«8 Марта»
подготовка к мероприятию: знакомство с атрибутами праздника, участие в мероприятии
«Пасха»
подготовка к мероприятию: покраска яиц, изготовление украшений:
- лепка из соленого теста петушков
- выкалывание шилом яиц
- рисование орнамента;
участие в мероприятии.
«Последний учебный день»
присутствие на торжественной линейке,
на праздничном завтраке, изготовление заготовок для подарков:
- рисовать основные элементы узора: точки, прямые и волнистые линии, клетки, круги, овалы, полоски;
- выполнять чередование элементов при выполнении узора;
- составлять узоры;
- использовать приемы рисования кистью при выполнении узора;
- развитие интереса к творческой деятельности;
- развитие образного мышления, пространственного воображения, мелкой моторики;
- развитие художественных способностей в процессе освоения разных видов творчества, чувства цвета и цветового восприятия;
- развитие стремления к творческой самореализации средствами изобразительной деятельности.
5. Условия реализации потребности в уходе и присмотре.
Константина мама приводит к началу занятий и забирает сразу после уроков. Уроки проводит классный руководитель . По желанию мама присутствует на уроках
Перечень необходимых специальных материалов и средств для ухода:
бумажные полотенца, мыло, салфетки.
6. Специалисты, участвующие в разработке и реализации СИПР.
Учитель класса, учитель - логопед; учителя физкультуры; учитель музыки.
7. Задачи, мероприятия и формы сотрудничества организации и семьи обучающегося.
Задачи
Мероприятия
Отчет о проведении
Взаимодействие специалистов и семьи в ходе разработки и реализации СИПР
заключение договора о сотрудничестве между родителями и ОО
Обсуждение специалистами совместно с родителями содержания обучения и воспитания ребенка, вносимого в СИПР
посещение родителями уроков/занятий
информирование электронными средствами
личные встречи, беседы
ежедневный просмотр и записи в дневнике ребенка
просмотр и обсуждение видеозаписей занятий с ребенком в школе и дома
домашнее визитирование
Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка
индивидуальные консультации родителей со специалистами (раз в триместр и по запросу родителей)
участие в тематических семинарах:
«Реализация СИПР в домашних условиях»
«Формирование социально – бытовых навыков»
«Формирование навыков самообслуживания»
«Организация свободного времени дома»
Психологическая поддержка семьи
участие в тренингах – 3 раза в год
участие в занятиях коррекционной группы
индивидуальные консультации с психологом
Организация участия родителей в деятельности образовательной организации
привлечение родителей к планированию, разработке и реализации мероприятий:
«1 сентября – День Знаний»
«Школа мастеров»
«Новогодний праздник»
«Масленица»
«8 марта»
привлечение родителей к взаимодействию с другими организациями,
привлечение родителей к оказанию помощи в решении хозяйственных вопросов
8. Необходимые технические средства и
дидактические материалы.
Наглядный и дидактический (демонстрационный и индивидуальный) материал по темам: «Времена года», «Праздники», «Деревья», «Птицы», «Человек и его тело», «Древесина», «Огонь», «Воздух», «Мальчики и девочки», «Рыбы», «Насекомые», «Ягоды», «Грибы», «Садовые цветочно-декоративные растения», «Дикорастущие цветочно-декоративные растения», «Комнатные растения», «Календарь», «Погода», «Средства гигиены», «Одежда и обувь», «Дом и двор», «Объекты и явления природы», «Транспорт», «Посуда», «Бытовая техника», «Город», «Музыкальные инструменты»; муляжи внутренних органов человека, пособие «Скелет человека».
Набор пиктограмм; мнемокартинки.
Набор геометрических фигур (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник); игровые наборы «Нумикон», логические блоки Дьенеша, « Цветные счётные палочки Кюизенера», конструктор «Лего», счетный материал; настольный калькулятор, оснащенный крупными клавишами и дисплеем большего размера; циркуль, линейка без шкалы, линейка.
Набор посуды для занятий по приготовлению пищи.
Инструменты и материалы для профильного труда: краски, кисточки, стаканчик-непроливайка, цветные карандаши, ножницы, цветная бумага, цветной картон, клей, шило, войлочный коврик, доска для лепки, влажные салфетки, фартук для рисования; ткани, нитки, ножницы, иглы с крупными ушками, нитковдеватель, ткацкий станок с бердой, расческа, челнок, пряжа для челнока, нити для основы.
Крема для рук и лица; маникюрные набор (ножницы, пилочки); тканевые и бумажные носовые платки; лосьон для лица; расчёска; шампунь; фен;ватные палочки с ограничителем; мыло, гель для душа, полотенце, дезодорант, туалетная вода.
Музыкальные инструменты (бубенцы, барабан, маракас, румба), музыкальный центр, аудиозаписи.
Магнитофон, компьютер, проектор, видеоматериалы.
9. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.
Условные обозначения
Уровни самостоятельности при выполнении заданий
- не выполняет задание
-
- выполняет задание со значительной помощью
зп
- выполняет задание с частичной помощью
чп
- выполняет заданиепо подражанию
п
- выполняет заданиепо образцу
о
- выполняет заданиесамостоятельно, но допускает ошибки
сш
- выполняет заданиесамостоятельно (без ошибок)
+
Реакция на воздействия
- негативная реакция
нг
- нейтральная реакция
нр
- положительная реакция
пр
Вследствие системных нарушений развития обучающегося, ему показан индивидуальный уровень итогового результата общего образования. Благодаря обозначенному во ФГОС варианту образования на основе СИПР все обучающиеся, вне зависимости от тяжести состояния их развития, могут быть включены в образовательное пространство. При этом принципы организации предметно-развивающей среды, оборудование, технические средства, программы учебных предметов, коррекционных курсов, а также содержание и методы обучения и воспитания определяются индивидуальными возможностями и особыми образовательными потребностями ребенка.
Литература
Головчиц Л.А. Федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся с ОВЗ как условие доступности образования для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития / Л.А. Головчиц, А.М. Царёв // Дефектология. — 2014. — № 1. — С. 3–13.
Методические рекомендации по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). ГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет». – М., 2015г. – 126с.
Рудакова Е.А. Разработка индивидуальной программы обучения ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями развития / Е.А. Рудакова, О.Ю.Сухарева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2014. — № 3. — С. 20–22.
Рязанова А.В. Основные принципы организации развивающей среды для ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями развития / А.В Рязанова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2014. — № 3. — С. 38–43.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Министерства образования и науки Российской Федерации. — М., 2014. — 61 с.
Царёв А.М. Требования к структуре образовательных программ для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития и к возможным результатам их освоения в контексте разработки ФГОС для обучающихся с ОВЗ / А.М. Царёв, Л.А. Головчиц // Воспитание и