kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка Специальной индивидуальной программы развития (СИПР) для учащихся с ТМНР

Нажмите, чтобы узнать подробности

готовая разработка СИПР для детей с F-72( вариант2)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка Специальной индивидуальной программы развития (СИПР) для учащихся с ТМНР»

областное государственное казённое общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями

здоровья № 18» г. Ульяновска







Рассмотрено:

Согласовано:

Утверждаю

на заседании шПМПК

родители ______________

Директор ОГКОУ

Протокол № ____

от _____________г.

________________________



школы-интерната №18


__________




20….г.
















СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
(СИПР)



учащегося __________________________

класса __








































20 _____ / 20 _____ учебный год

1. Общие сведения о ребёнке

ФИО ребенка:

Возраст ребенка:

Место жительства:

Мать:

Отец: -


Год обучения в школе-интернате – 2 год

Класс: 1 в

2. Психолого-педагогическая характеристика

(включающая оценку развития обучающегося на момент составления программы и определяющая приоритетные направления воспитания и обучения ребёнка)

Иванов И.И.,_____ года рождения, воспитывается в неполной семье. Заключение ЦПМПК — Последствие воспалительного заболевания головного мозга. Симптоматическая эпилепсия. Ангиопатия сетчатки. F-72. Сложный дефект. На основании протокола № ______.

У ребенка ТМНР, наблюдается болезненная патологическая двигательная расторможенность и трудности в обучении. Речь отсутствует. Желания выражаются с помощью звука похожего на крик. Обращенную речь не понимает. В связи с особенностями здоровья, _____ не способна к выполнению требований или инструкций. Моторика грубо нарушена. _____ резко ограничена в движении, страдает недержанием мочи и с ней возможны лишь формы невербальной коммуникации. _____ не способна заботиться о своих основных потребностях и нуждается в постоянной помощи и надзоре. У _____часты оказывающие влияние на подвижность тяжёлые эпилептические приступы.

Отношение к учебной деятельности безразличное. Низкая работоспособность. Темп деятельности – замедленный. Динамика обучения почти никакая.

______постепенно привыкает к появлению учителя в доме, к прикосновениям. К заданиям относится пассивно. Продуктивный контакт затруднен. Произвольное внимание на очень низком уровне, требуется постоянная смена деятельности. Движения беспорядочны, манипуляторная функция рук резко ограничена. Интерес к играм и игрушкам минимальный.

Несмотря на внешнее безразличие, вовремя занятий, учитель старается подбадривать ребенка улыбкой, положительными оценками совместных действий.

Двигательная сфера – Общая и мелкая моторика грубо нарушены. Передвигаться самостоятельно не может, только на коляске. Не держит самостоятельно ручку, карандаш. При работе «рука в руке» не дает удержать руку.

Психологические особенности:

- значительно снижен объём произвольного внимания и долговременной памяти;

- слабая концентрация внимания и трудности его сосредоточения;

- низкий уровень эмоционально-волевой устойчивости;

- преобладает наглядно-действенный тип мышления;

- познавательная сфера и учебная мотивация не сформированы.

Состояние устной и письменной речи:

- не понимает обращенную речь;

- речь отсутствует.

Особенности межличностного взаимодействия:

- Высокая истощаемость и пресыщаемость деятельности,

- Существенное снижение устойчивой работоспособности.

Чтение. Буквы не знает. Проявляет интерес при чтении книг с яркими иллюстрациями. Удерживает на них взгляд, но не продолжительное время.

Письмо. Функция мелкой моторики резко нарушена. Самостоятельно взять и удержать ручку не может.

Математика. Назначение ручки или карандаша не понимает, правильно в руке не удерживает. Не выделяет один предмет из множества. Цвета, геометрические фигуры не знает. Счетом не владеет. Сравнивать числа, предметы, соотносить количество не умеет.

Полина не проявляет интерес к предлагаемым видам деятельности, с заданиями не справляется. В предметах и явлениях окружающей жизни не ориентируется. Диких и домашних животных не знает.

Причина недостатков обучения: нет понимания материала. Программу 1 доп. класса не усвоила.



  1. Индивидуальный учебный план на 201 - 201 учебный г.


(обучающегося на дому)

Предметные области

Учебные предметы

Число учебных часов

В неделю

Всего часов

Обязательная часть

Язык и речевая практика

Речь и альтернативная коммуникация

2


68

Математика


Математические представления

1

34

Окружающий мир

Окружающий природный мир

1

34

Человек

1

34

Окружающий социальный мир

0,25

8

Искусство

Музыка и движение

0,25

8

Изобразительная деятельность

1

34

Физическая культура

Адаптивная физкультура

0,25

8

Коррекционно-развивающие занятия

0,25

8

Коррекционные курсы:


Сенсорное развитие

0,25

8

Предметно-практические действия

0,25

8

Двигательное развитие

0,25

8

Альтернативная коммуникация

0,25

8







4. Содержание образования


4.1. Программа базовых учебных действий


Содержание

1 полугодие

2 полугодие

1.

Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.



2.

Формирование учебного поведения:

- направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);

- умение выполнять инструкции педагога;

- использование по назначению учебных материалов;

- умение выполнять действия по образцу и подражанию.



3.

Формирование умения выполнять задание:

  • в течение определённого времени,

  • от начала до конца,

  • с заданными качественными параметрами.



4.

Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операций, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.


















































4. 2. Содержание учебных предметов и коррекционных занятий



Содержание


1 полугодие

  1. полугодие

  1. Речь и альтернативная коммуникация

Цель - формирование опыта социального взаимодействия на основе разнообразных, доступных ребенку, средств коммуникации (вербальных и невербальных).

Задачи:

В разделе "Коммуникация":

- знакомство с альтернативными средствами коммуникации.

В разделе "Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации":

- активизация коммуникативных (невербальных и вербальных, альтернативных) средств для развития понимания и выражения ответа на обращенную речь взрослого любым доступным способом в разных ситуациях социального взаимодействия.

В разделе "Чтение и письмо":

- развитие ручной и мелкой моторики,

- формирование интереса к чтению взрослым коротких текстов с иллюстрациями.



  1. Математические представления

Цель: Формирование элементарных математических представлений.

Задачи:

- различать предметы по форме, величине;

- ориентироваться в схеме тела;

- различать, сравнивать множества один- много.




3. Окружающий природный мир

Цель: формирование целостной картины мира на основе эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой.

Задачи: формировать первоначальные представления о природе, объектах и явлениях живой и неживой природы; создавать условия для возникновения речевой активности, формировать элементарные экологические представления (люди, растения и животные; строение тела, способ передвиже­ния, питание).




4. Человек.

Цель: Формирование представления о себе самом и ближайшем окружении.

Задачи: Формирование представлений о себе,

о собственном теле, соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии.



  1. Окружающий социальный мир.

Цель: Формирование представлений о человеке.

Задачи: знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения).



6. Музыка и пение.

Цель: помочь ребенку научиться воспринимать звуки окружающего его мира.

Задачи: эмоционально-двигательная отзывчивость на музыку.



7. Изобразительная деятельность



Цель: корригировать недостатки восприятия, наглядно-образного мышления.

Задачи: формирование положительного отношения ребенка к занятиям.



8. Адаптивная физкультура.



Цель: оптимизация физического состояния и развития ребенка.

Задачи: Формирование и совершенствование основных и прикладных двигательных навыков.



9. Коррекционно-развивающие занятия.



Цель: Обучение, обогащение чувственного опыта через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы.

Задачи: Формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.































4. 3. Программа нравственного развития.



Содержание

Наблюдение









Наблюдения

Способность замечать и запоминать происходящее, радоваться новому дню, неделе, месяцу замечая какие события, встречи, изменения происходят в жизни;

осознавать на доступном уровне значимость этих событий для каждого по отдельности и для всех людей.



Доброжелательное отношение к окружающим;

умение устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать с детьми и взрослыми с использованием общепринятых форм общения, как вербальных, так и невербальных;

доверительное отношение и желание взаимодействовать с

взрослым (во время гигиенических процедур, одевания, приема пищи и др.).


Умение выражать свои желания, делая выбор;

умение принимать на себя посильную ответственность и понимать результаты своих действий;

умение предвидеть последствия своих действий, понимать насколько его действия соотносятся с нормами и правилами жизни людей; контроль своих эмоций и поведения.


Усвоение правил совместной деятельности в общении, в игре, учебе, работе, досуге.


Ориентация в религиозных ценностях с учетом желания и вероисповедания обучающегося и его семьи.





4. 4. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

Содержание

Наблюдения

Осознанное отношение к собственному здоровью на основе соблюдения правил гигиены, здоровьесбережения, режима дня.


Интерес и бережное отношение к природе; соблюдение правил поведения в природе.


Негативное отношение к факторам, нарушающим здоровье: сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики, инфекционные заболевания, нарушение правил гигиены, правильного питания и др.


Готовность безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями состояния здоровья.


Безопасное поведение в окружающей среде;

умение вести себя в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.


4. 5. Программа внеурочной деятельности.



Название

мероприятия

Планируемая деятельность ребенка в мероприятии

Участие ребенка в мероприятии

День матери.

Просмотр мультфильма


Новый год

Просмотр мультфильма





8 марта

Слушание песен


День Победы

Просмотр презентации




4. 6. Условия реализации потребности в уходе и присмотре.

Уход предполагает выполнение следующей деятельности: придание правильной позы ребенку (с целью профилактики порочных состояний), смена положений тела в течение учебного дня.

Присмотр необходим для обеспечения безопасности обучающегося. Использует предметы не по назначению, что вызывает угрозу травмирования или повреждения.

4. 7. Специалисты, участвующие в реализации СИПР.

- учитель надомного обучения –

4. 8. Программа сотрудничества школы с семьёй.



Задачи

Мероприятия

Отчет о проведении

Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка

- индивидуальные консультации родителей со специалистами;

- индивидуальные консультации родителей по темам: «Организация свободного времени дома», «Соблюдение режима дня», «Реализация СИПР в домашних условиях», «Формирование социально - бытовых навыков».


Обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР, единства требований к обучающемуся в семье и в образовательной организации

- участие родителей в разработке СИПР

- посещение родителями уроков/занятий;

- консультирование родителей по вопросам обучения ребенка в домашних условиях, выбор единых подходов и приемов работы.


Организация регулярного

обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах ее освоения

- ведение дневника наблюдений;

- информирование электронными средствами;

- личные встречи, беседы.


Организацию участия родителей во внеурочных мероприятиях

- привлечение родителей к планированию, разработке и реализации мероприятий:

«1 сентября - День Знаний» «Школьная ярмарка» «Новогодний праздник»




4. 9. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов.



«Математические представления» включает: различные по форме, величине, цвету наборы материала; пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей (до 10); мозаики; карточки с изображением цифр, макеты циферблата часов; рабочие тетради с различными геометрическими фигурами, цифрами для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал.

«Окружающий природный мир» включает: наглядный изобразительный материал (фотографии, рисунки для демонстрации); изображения сезонных изменений в природе; рабочие тетради с различными объектами природы для раскрашивания, вырезания, наклеивания.

«Человек» включает: предметные и сюжетные картинки с изображением членов семьи ребенка;

«Домоводство» изображения (картинки, фото) предметов посуды, кухонной мебели, продуктов питания, бытовой техники;

«Окружающий социальный мир» сюжетные картинки с изображением объектов (в школе, во дворе, в городе), действий, рабочие тетради с различными объектами окружающего социального мира для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал.

«Музыка» изображения (картинки, фото) музыкальных инструментов. Аудиозаписи, (записи со звучанием музыкальных инструментов и музыкантов, играющих на различных инструментах).

«Профильный труд» предусматривает: инструменты для рыхления, полива растений.

«Адаптивная физкультура» включает: дидактический материал: изображения (картинки, фото) спортивного, инвентаря, мяч.



4. 10. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.



Критерии осуществления деятельности

Условные обозначения

Действие выполняется взрослым (ребёнок пассивен, действие не выполняет, отсутствует, обучающийся не понимает его смысла)


РП

Смысл действия понимает, выполняет действие со значительной физической помощью учителя (взрослого) только по прямому указанию учителя

ПУ

Выполняет действие с частичной физической помощью преимущественно по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно

ЧПУ

Выполняет действие по образцу, способен самостоятельно выполнять его в определённых ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя.


О

Выполняет самостоятельно действие по инструкции (вербальной или невербальной), но иногда допускает ошибки.

И

Самостоятельно применяет действия в любой ситуации.

С



Для подведения итогов промежуточного мониторинга обучающих и при составлении педагогических характеристик обучающихся преподаватели используют следующие уровни достижений:

- минимальный, для учащихся, если они выполняют менее 35 % заданий (РП);

- удовлетворительный, если учащийся выполняет от 35 до 50 % заданий (ПУ);

- хороший, если учащийся выполняет от 50 до 65 % заданий (ЧПУ, О);

- достаточно хороший, если выполняется свыше 65 % заданий (И, С).



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Речь и альтернативная коммуникация.

У обучающихся с глубокой умственной отсталостью и у большинства детей с множественными нарушениями в развитии отмечаются реакции на знакомого взрослого в игровой ситуации при использовании доступных средств коммуникации с возможностью зрительного контакта «глаза в глаза», прослеживания за действиями взрослого.

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета обучающимися с глубокой умственной отсталостью и большинством детей с множественными нарушениями в развитии:

- эмоциональные (голосовые) проявления на обращенную речь знакомого взрослого в конкретной ситуации взаимодействия;

- двигательные и мимические проявления;

- выраженный комплекс «оживления» в разных проявлениях (двигательные, голосовые и пр.) как мотивация для удовлетворения потребности взаимодействия со знакомым взрослым;

- зрительный контакт «глаза в глаза», прослеживание за действиями взрослого.

Предметные:

- проявление сенсомоторной активности в ответ на альтернативные и вербальные средства коммуникации, на ситуацию с пальчиковыми играми.

Математические представления.

Формирование учебного поведения:

1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):

- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;

- фиксирует взгляд на яркой игрушке;

- фиксирует взгляд на движущей игрушке;

- переключает взгляд с одного предмета на другой;

- фиксирует взгляд на лице педагога;

- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;

- фиксирует взгляд на изображении.

2) умение выполнять инструкции педагога:

- понимает жестовую инструкцию.

3) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:

- выполняет действие способом рука-в-руке;

Формирование умения выполнять задание:

1) в течение определенного периода времени:

- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.

2) от начала до конца:

- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.

Окружающий природный мир.



Формирование учебного поведения:

1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):

- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;

- фиксирует взгляд на яркой игрушке;

- фиксирует взгляд на движущей игрушке;

- переключает взгляд с одного предмета на другой;

- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики;

- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;

- фиксирует взгляд на изображении.

2) умение выполнять инструкции педагога:

- понимает жестовую инструкцию;

- выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения).

3) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:

- выполняет действие способом рука-в-руке;

- подражает действиям, выполняемы педагогом.

Формирование умения выполнять задание:

1) в течение определенного периода времени:

- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.



Человек.



Личностные планируемые результаты:

Физические характеристики персональной идентификации:

- определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.).

Гендерная идентичность

- определяет свою половую принадлежность (без обоснования);

Возрастная идентификация

- определяет свою возрастную группу (ребенок, подросток, юноша).

«Чувства, желания, взгляды»

- понимает эмоциональные состояния других людей;

- понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.).

Биологический уровень

- сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и. т.д.)

Развитие мотивов учебной деятельности:

- проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение).



Окружающий социальный мир.



Формирование учебного поведения:

1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):

- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;

- фиксирует взгляд на яркой игрушке;

- фиксирует взгляд на движущей игрушке;

- переключает взгляд с одного предмета на другой;

- фиксирует взгляд на лице педагога;

- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;

- фиксирует взгляд на изображении.

2) умение выполнять инструкции педагога:

- понимает жестовую инструкцию;

- выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения).

3) использование по назначению учебных материалов:

- бумаги; карандаша, мела

4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:

- выполняет действие способом рука-в-руке;

- подражает действиям, выполняемы педагогом.

Формирование умения выполнять задание:

1) в течение определенного периода времени:

- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.

2) от начала до конца:

- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.



Музыка.



Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств:

- воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями, рассматривает или прослушивает произведений искусства;

Предметные планируемые результаты:

- выполняют упражнения для развития певческого дыхания;

- пропевают мелодию с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога);

- слушают музыку (не отвлекаться, слушать произведение до конца);

- ритмично двигаются в соответствии с характером музыки;

- подыгрывают простейшие мелодии на деревянных ложках, погремушках, барабане, металлофоне и др. инструментах.



Изобразительная деятельность.



Планируемые результаты коррекционной работы:

- умеет рассматривать различные по качеству материалы: бумагу, ткань, природный материал и т.д.;

- умеет фиксировать взгляд на объекте;

- умеет воспринимать, удерживать предмет в руках рассматривая его со всех сторон;

- играет с кубиками, карандашами, палочками и т. д;

- узнает материалы на ощупь, по звуку;

- строит из кубиков башню;

- наполняет железные и пластиковые сосуды различными предметами;

-умеет соотносить и знает цвета;

-имеет представление о величине и форме предметов;

-имеет представление о разнообразии вкусовых ощущений;

-имеет представление о разнообразии обонятельных ощущений;

-имеет представление о разнообразии тактильных ощущений.



Адаптивная физкультура.



В соответствии с требованиями Стандарта к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми множественными нарушениями развития (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим, требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.

Возможные результаты освоения:

Проявляет интерес к видам физкультурно-спортивной деятельности:

плаванию,

подвижным играм,

выполнению основных видов движений.

Различает состояния:

бодрость-усталость,

напряжение-расслабление,

больно-приятно и т.п.



Коррекционно-развивающие курсы.



Формирование учебного поведения:

1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):

- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;

- фиксирует взгляд на яркой игрушке;

- фиксирует взгляд на движущей игрушке;

- переключает взгляд с одного предмета на другой;

- фиксирует взгляд на лице педагога;

- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;

- фиксирует взгляд на изображении.

2) умение выполнять инструкции педагога:

- понимает жестовую инструкцию.

3) использование по назначению учебных материалов:

- бумаги; карандаша, мела

4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:

- выполняет действие способом рука-в-руке;

- подражает действиям, выполняемы педагогом;

- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога.

Формирование умения выполнять задание:

1) в течение определенного периода времени:

- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.

2) от начала до конца:

- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.







Учитель:

_________________

/ /

Родители:

_________________

/ /










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Явкина Ирина Мансуровна

Дата: 01.02.2018

Номер свидетельства: 454101


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства