kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа "Развитие речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа является рабочей и разработана на основе типовой программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 0-4 классов под редакцией И.М. Бгажноковой, «Просвещение», Москва, 2011 год.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Развитие речи"»


Пояснительная записка

Данная программа является рабочей и разработана на основе типовой программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 0-4 классов под редакцией И.М. Бгажноковой, «Просвещение», Москва, 2011 год.
Специфика курса

Введение в программу «Русский язык» раздела «Устная речь» обусловлено несовершенством речевой практики младших школьников с нарушением интеллекта, что задерживает развитие их речи как средства общения, затрудняет включение детей в разнообразные нормы коммуникации.

Задачи:
способствовать совершенствованию речевого опыта учащихся; корректировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей; учить строить устные связные высказывания; воспитывать культуру речевого общения.

Общая характеристика курса

Подраздел «Аудирование». Его содержание нацелено на развитие у детей способности воспринимать и понимать обращённую к ним речь. Умение слушать является межпредметным умением, уровень сформированности который определяет эффективность усвоения информации, заложенной в устном высказывании. Развитие этого умения важно для формирования у школьников выразительности речи, внимательного отношения к слову, правильного восприятия и понимания информации

по любому учебному предмету.

В содержание работы по развитию навыков аудирования включены также упражнения на слушание и понимание речи, записанной на магнитофон. Это важное направление работы, в ходе которого дети учатся вслушиваться в речь, ориентируясь только на её вербальный компонент (исключая мимику и артикуляцию говорящего). Данные упражнения помогут детям лучше понимать речь дикторов по радио, запись информации на автоответчике в справочной службе.

Материал, включённый в подраздел «Аудирование», реализуется на каждом уроке устной речи в виде самостоятельных тренировочных упражнений. Или сопровождает задания других подразделов, например: выбор названной учителем картинки из двух данных (мишка-миска); выбор картинки по её описанию; выполнение практических заданий по словесной инструкции; слушание и понимание текста, читаемого учителем, рассказов одноклассников, речи артистов в магнитофонной записи, телепередачах и т.д.

Подраздел «Дикция и выразительность речи». Этот раздел ориентирует учителя на отработку у школьников чёткости произношения, его эмоциональной выразительности. Выбор формы и содержания упражнений определяется темой урока и задачами данного этапа в его структуре.

В процессе обучения дети учатся отчётливо произносить слоги, слова, чистоговорки, стихотворения; тренируются в практическом различении интонационных средств выразительности — силы голоса, темпа, тона речи, в использовании мимики и жестов в процессе речевого общения, так как невербальные средства, наряду с вербальной выразительностью, играют значимую роль в общении, привлекая внимание собеседника в процессе коммуникации.

Подраздел «Подготовка речевой ситуации и организация высказывания». 

Этот раздел определяется как ведущий в развитии собственно устной разговорной речи. В содержание подраздела входит перечень лексических тем и речевых ситуаций по названным темам, связанных со школьной жизнью и бытом детей, с их играми, взаимоотношениями с окружающими. Учащиеся под руководством учителя «проигрывают» обозначенные ситуации, моделируя тем самым различные варианты речевого поведения.

Недостаточность жизненного опыта, бедность и несовершенство речевых умений учащихся определяют необходимость тщательной и организованной их подготовки к участию в ролевой игре по теме ситуации. В процессе подготовки уточняется и обогащается словарь, отрабатываются варианты предложений, а также отдельные фрагменты речи (микротемы) как части целого связного высказывания. Продуцирование учащимися связного высказывания опирается на наглядные средства в виде мелового рисунка на доске, картинно-символического плана к каждому предложению текста, картинного плана к отдельным микротемам и т.д.

В речевом общении формируются и проявляются личностные качества ребёнка: умение правильно оценивать себя в речевой ситуации, уважительно относиться к собеседнику, соблюдать основные требования речевого этикета.

Для обеспечения поэтапного усвоения форм речевого этикета в программу введён подраздел «Культура общения». Его содержание предполагает организацию специальной работы по обогащению речи учащихся словами, оборотами и другими языковыми и неязыковыми средствами, служащими для выражения благодарности, просьбы, приветствия, помогающими выбрать правильную форму обращения к собеседнику.
Урок устной речи строится на основе темы, выбранной для создания речевой ситуации. Параллельно отрабатываются программные темы из других подразделов и реализуются в пределах данного урока.


Содержание учебного курса «Устная речь». 2 класс

Аудирование
Слушание, запоминание и отчётливое произнесение ряда слоговых комплексов и слов (3 слога, 2-3 слова). Слушание и повторение слов, близких по звучанию: букет-пакет, удочка-уточка, гладит-глядит и др.

(с опорой на наглядные средства).
Выполнение действий с предлогами: в, на, у. за, над, под, с, на, к, от и др., например: «Положи книгу на парту», «Положи книгу в парту», «Встань у парты», «Зайди за парту», «Подержи руку над партой, а теперь под партой» и т.д.
Выполнение движений или заданий по словесной двучленной инструкции учителя последующим речевым отчётом о действии («Что ты делал?»).
Прослушивание и выполнение заданий, записанных на магнитофонной ленте, например:
«Наташа, подойди к доске и напиши своё имя», «Миша, выйди к доске и допиши её фамилию», «Лена, иди к доске и на следующей строчке запиши своё имя и свою фамилию» и т. д. Упражнения в различении и соотнесении с ситуационными картинками предложений, содержащих слова на тему: «родственники» или слова, обозначающие функционально сходные предметы: Миша сделал маленькую табуретку. Коля сделал маленькую скамейку; Дети слепили во дворе снеговика. Дети вылепили во дворе снегурочку.
Дикция и выразительность речи

Упражнения на подвижность органов речевого аппарата (игровые приёмы). Заучивание чистоговорок, четверостиший с голоса учителя, отчётливое и выразительное их произнесение.
Дыхательные упражнения: посчитать Егорок на горке (сначала на одном выдохе — два 
Егорки, потом — три): Как на горке, нам пригорке стояли тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т. д. Пение слогов и слов на мотивы знакомых детских песен. Громкая, тихая и шёпотная речь. Индивидуальные и хоровые упражнения с использованием силы голоса в различных речевых ситуациях.
Быстрая и медленная речь. Упражнения в использовании нормального темпа речи.
Помощники устной речи (мимика и жесты) в тренировочных упражнениях в связи с речевой ситуацией, являющейся темой урока. Выражение лица: весёлое, грустное, удивлённое, сердитое. Практическое использование в речевых ситуациях соответствующего тона голоса: приветливого, вежливого, грубого, испуганного, сердитого.
Подготовка речевой ситуации и организация высказывания
Лексические темы: «Школьная жизнь», «Игры детей», «Играем в сказку», «Я дома»,
«Я за порогом дома», «Мои товарищи в школе», «Любимое занятие», «Мир природы».
Примерная тематика речевых ситуаций: «Добро пожаловать!»; «В школьной столовой»; «Готовим новогодний праздник»; «Истории о лете»; «Играем в школу»; «Играем во дворе»; «Красная шапочка»; «Три медведя»; «Три поросёнка»; «В воскресенье все дома»; «С Днём рождения!»; «Алло! Алло!»; «Садитесь, пожалуйста! (поведение в автобусе)»; «Мы не знаем, как пройти... Как быть?»; «Расскажи мне о школе»; «Моя дорога в школу»; «За покупками в магазин»; «Наш товарищ заболел»; «Дежурство»; «Отгадываем любимое занятие каждого»; «Я записался в кружок»; «У меня есть щенок», «Мой котёнок убежал. Может, кто его видел?».

Выявление представлений детей по теме ситуации с опорой на наглядный материал.
Называние детьми предметов и различных действий с ними (по теме ситуации). Характеристика признаков данных предметов: величина, цвет, форма, вкус, материал и др. Узнавание предметов по их частям или по признакам: маленький, серенький, пушистый, с беленькими лапками и беленьким кончиком хвоста.
Совершенствование умения участвовать в вопросно-ответных диалогах: Какая лиса? -
Хитрая. - А заяц? - Трусливый. - А петух, какой? - Смелый. Кто тебе больше всех нравился?
Составление разных по содержанию предложений по определённой теме с опорой на заданную синтаксическую конструкцию, например: тема «Любимое занятие», наглядный материал по теме, заданная синтаксическая конструкция: Брат любит собирать марки. Маша любит читать книги. Вася любит смотреть телевизор.

Рассматривание атрибутов к ролевой игре, выбор роли и атрибутов к ней. Использование новых слов и предложений в ролевой игре. Коллективное составление рассказа.
Культура общения

Выражение благодарности. «Вежливые» слова. Расширение слов для приветствия и прощания: доброе утро, добрый день, добрый вечер, доброй ночи.

Адекватное использование тона голоса, мимики и жестов в различных речевых ситуациях. Внимание к собеседнику. Поведение собеседников в ходе диалога. Тренировочные упражнения на готовом текстовом материале.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать и уметь:
Первый уровень:

выполнять различные задания по словесной инструкции учителя;
использовать громкую и шёпотную речь, менять темп и тон речи по указанию учителя и в зависимости от ситуации;
участвовать в ролевых играх, внимательно слушать собеседника, задавать вопросы и отвечать;
правильно выражать свои просьбы, употребляя «вежливые» слова; здороваться и прощаться, используя соответствующие выражения; называть домашний адрес, имена и отчества учителей и воспитателей, ближайших родственников;
пересказывать их содержание, опираясь на картинно-символический план;
Второй уровень:

выполнять задания по словесной инструкции, данной учителем;

называть предметы и действия, соотносить их с картинками;

правильно выражать свои просьбы, используя «вежливые» слова;

адекватно пользоваться правилами этикета при встрече и прощании;

называть своё имя и фамилию, имена и отчества учителя и воспитателя, ближайших родственников;
участвовать в ролевых играх (пассивно или с ограниченными речевыми средствами).

Место курса «Устная речь» в учебном плане

На изучение предмета: «Устной речь» во 2 классе отводится 1 час в неделю (34 учебные недели).



Разделы тематического планирования


п/п

Название раздела

Кол-во
часов

Раздел 1

Аудирование

8

Раздел 2

Дикция и выразительность речи

8

Раздел 3

Подготовка речевой ситуации и организация высказывания

14

Раздел 4

Культура общения

4


Всего:

34


Табличное представление тематического планирования

урока

Календ

сроки

Наименование разделов и тем

Кол-во

часов

Корректи-

ровка

Аудирование

8


1


Слушание, запоминание и отчётливое произнесение ряда слоговых комплексов и слов. 

1


2


Слушание и повторение слов, близких по звучанию с опорой на наглядные средства.

1


3-4


Выполнение действий с предлогами. Выполнение движений или заданий по словесной двучленной инструкции учителя с последующим речевым отчётом о действии.

2


5-6


Экскурсия. Прослушивание и выполнение заданий.

2


7-8


Упражнения в различении и соотнесении с ситуационными картинками предложений, содержащих слова «родственники» или слова, обозначающие функционально сходные предметы.

2


Дикция и выразительность речи

8


9-10


Упражнения на подвижность органов речевого аппарата. Заучивание чистоговорок, четверостиший с голоса учителя, отчётливое и выразительное их произнесение.

2


11


Экскурсия. Дыхательные упражнения. Пение слогов и слов на мотивы знакомых детских песен. Громкая, тихая и шёпотная речь.

1


12


Упражнения с использованием силы голоса в различных речевых ситуациях

1


13


Быстрая и медленная речь. Упражнения в использовании нормального темпа речи. сердитое.

1


14


Мимика и жесты в тренировочных упражнениях. Выражение лица: весёлое, грустное, удивлённое,

1


15-16


Практическое использование в речевых ситуациях соответствующего тона голоса: приветливого, вежливого, грубого, испуганного, сердитого.

2


Подготовка речевой ситуации и организация высказывания

14


17


Лексические темы: «Школьная жизнь», «Игры детей», «Играем в сказку»,

1


18


Лексические темы: «Я дома»,
«Я за порогом дома».

1


19


Лексические темы: «Мои товарищи в школе», «Любимое занятие»,

1


20


Экскурсия .Лексические темы: «Мир природы».

1


21


Речевые ситуации: «Добро пожаловать!», «В школьной столовой»,

1


22


Речевые ситуации: «Готовим новогодний праздник»

1


23


Речевые ситуации:  «Истории о лете», «Играем в школу», «Играем во дворе»

1


24


Речевые ситуации: «С Днём
рождения!», «Алло! Алло!»; «Садитесь, пожалуйста»

1


25


Речевые ситуации: «Мы не знаем, как пройти... Как быть?», «Расскажи мне о школе», «Моя дорога в школу»

1


26


Речевые ситуации: «У меня есть щенок», «Мой котёнок убежал. Может, кто его видел?».

1


27-28


Характеристика признаков данных предметов: величина, цвет, форма, вкус, материал и др. Узнавание предметов по их частям или по признакам.


2


29


Составление разных по содержанию предложений по определённой теме с опорой на заданную синтаксическую конструкцию.

1


30


Использование новых слов и предложений в ролевой игре.

1


Культура общения

4


31-32


Выражение благодарности. «Вежливые» слова. Расширение слов для приветствия и прощания.

2


33-34


Адекватное использование тона голоса, мимики и жестов в различных речевых ситуациях. Внимание к собеседнику. Тренировочные упражнения на готовом текстовом материале.

2


Итого: 34 часа





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа "Развитие речи"

Автор: Сысоева Наталия Петровна

Дата: 07.02.2020

Номер свидетельства: 538725

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Рабочая программа  курса « Речь» 4 класс"
    ["seo_title"] => string(35) "rabochaiaproghrammakursariech4klass"
    ["file_id"] => string(6) "299597"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1456563243"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Рабочая программа адаптационных уроков     по русскому языку  для 7 класса "
    ["seo_title"] => string(76) "rabochaia-proghramma-adaptatsionnykh-urokov-po-russkomu-iazyku-dlia-7-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "217430"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1433345520"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Рабочая программа по русскому языку по УМК Л.Ф. Климановой ("Перспектива") 2 класс "
    ["seo_title"] => string(83) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-po-umk-l-f-klimanovoi-pierspiektiva-2-klass"
    ["file_id"] => string(6) "136286"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1417083396"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(190) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по ФГОС Развитие речи (Английский язык) для учащихся 2 класса"
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_programma_vnieurochnoi_dieiatiel_nosti_po_fgos_razvitiie_riechi_anghli"
    ["file_id"] => string(6) "402807"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1490290948"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(194) "Рабочая программа по предмету "Развитие речи"  для детей с глубокой умственной отсталостью 3 год обучения. "
    ["seo_title"] => string(120) "rabochaia-proghramma-po-priedmietu-razvitiie-riechi-dlia-dietiei-s-ghlubokoi-umstviennoi-otstalost-iu-3-ghod-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "172135"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1423760088"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства