Данная программа является рабочей и разработана на основе типовой программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 0-4 классов под редакцией И.М. Бгажноковой, «Просвещение», Москва, 2011 год.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Развитие речи"»
Пояснительная записка
Данная программа является рабочей и разработана на основе типовой программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 0-4 классов под редакцией И.М. Бгажноковой, «Просвещение», Москва, 2011 год. Специфика курса
Введение в программу «Русский язык» раздела «Устная речь» обусловлено несовершенством речевой практики младших школьников с нарушением интеллекта, что задерживает развитие их речи как средства общения, затрудняет включение детей в разнообразные нормы коммуникации.
Подраздел «Аудирование». Его содержание нацелено на развитие у детей способности воспринимать и понимать обращённую к ним речь. Умение слушать является межпредметным умением, уровень сформированности который определяет эффективность усвоения информации, заложенной в устном высказывании. Развитие этого умения важно для формирования у школьников выразительности речи, внимательного отношения к слову, правильного восприятия и понимания информации
по любому учебному предмету.
В содержание работы по развитию навыков аудирования включены также упражнения на слушание и понимание речи, записанной на магнитофон. Это важное направление работы, в ходе которого дети учатся вслушиваться в речь, ориентируясь только на её вербальный компонент (исключая мимику и артикуляцию говорящего). Данные упражнения помогут детям лучше понимать речь дикторов по радио, запись информации на автоответчике в справочной службе.
Материал, включённый в подраздел «Аудирование», реализуется на каждом уроке устной речи в виде самостоятельных тренировочных упражнений. Или сопровождает задания других подразделов, например: выбор названной учителем картинки из двух данных (мишка-миска); выбор картинки по её описанию; выполнение практических заданий по словесной инструкции; слушание и понимание текста, читаемого учителем, рассказов одноклассников, речи артистов в магнитофонной записи, телепередачах и т.д.
Подраздел «Дикция и выразительность речи».Этот раздел ориентирует учителя на отработку у школьников чёткости произношения, его эмоциональной выразительности. Выбор формы и содержания упражнений определяется темой урока и задачами данного этапа в его структуре.
В процессе обучения дети учатся отчётливо произносить слоги, слова, чистоговорки, стихотворения; тренируются в практическом различении интонационных средств выразительности — силы голоса, темпа, тона речи, в использовании мимики и жестов в процессе речевого общения, так как невербальные средства, наряду с вербальной выразительностью, играют значимую роль в общении, привлекая внимание собеседника в процессе коммуникации.
Подраздел «Подготовка речевой ситуации и организация высказывания».
Этот раздел определяется как ведущий в развитии собственно устной разговорной речи. В содержание подраздела входит перечень лексических тем и речевых ситуаций по названным темам, связанных со школьной жизнью и бытом детей, с их играми, взаимоотношениями с окружающими. Учащиеся под руководством учителя «проигрывают» обозначенные ситуации, моделируя тем самым различные варианты речевого поведения.
Недостаточность жизненного опыта, бедность и несовершенство речевых умений учащихся определяют необходимость тщательной и организованной их подготовки к участию в ролевой игре по теме ситуации. В процессе подготовки уточняется и обогащается словарь, отрабатываются варианты предложений, а также отдельные фрагменты речи (микротемы) как части целого связного высказывания. Продуцирование учащимися связного высказывания опирается на наглядные средства в виде мелового рисунка на доске, картинно-символического плана к каждому предложению текста, картинного плана к отдельным микротемам и т.д.
В речевом общении формируются и проявляются личностные качества ребёнка: умение правильно оценивать себя в речевой ситуации, уважительно относиться к собеседнику, соблюдать основные требования речевого этикета.
Для обеспечения поэтапного усвоения форм речевого этикета в программу введён подраздел«Культура общения». Его содержание предполагает организацию специальной работы по обогащению речи учащихся словами, оборотами и другими языковыми и неязыковыми средствами, служащими для выражения благодарности, просьбы, приветствия, помогающими выбрать правильную форму обращения к собеседнику. Урок устной речи строится на основе темы, выбранной для создания речевой ситуации. Параллельно отрабатываются программные темы из других подразделов и реализуются в пределах данного урока.
Содержание учебного курса «Устная речь». 2 класс
Аудирование Слушание, запоминание и отчётливое произнесение ряда слоговых комплексов и слов (3 слога, 2-3 слова). Слушание и повторение слов, близких по звучанию: букет-пакет, удочка-уточка, гладит-глядит и др.
(с опорой на наглядные средства). Выполнение действий с предлогами: в, на, у. за, над, под, с, на, к, оти др., например: «Положи книгу на парту», «Положи книгу в парту», «Встань у парты», «Зайди за парту», «Подержи руку над партой, а теперь под партой» и т.д. Выполнение движений или заданий по словесной двучленной инструкции учителя последующим речевым отчётом о действии («Что ты делал?»). Прослушивание и выполнение заданий, записанных на магнитофонной ленте, например: «Наташа, подойди к доске и напиши своё имя», «Миша, выйди к доске и допиши её фамилию», «Лена, иди к доске и на следующей строчке запиши своё имя и свою фамилию» и т. д. Упражнения в различении и соотнесении с ситуационными картинками предложений, содержащих слова на тему: «родственники» или слова, обозначающие функционально сходные предметы: Миша сделал маленькую табуретку. Коля сделал маленькую скамейку; Дети слепили водворе снеговика. Дети вылепили во дворе снегурочку. Дикция и выразительность речи
Упражнения на подвижность органов речевого аппарата (игровые приёмы). Заучивание чистоговорок, четверостиший с голоса учителя, отчётливое и выразительное их произнесение. Дыхательные упражнения: посчитать Егорок на горке (сначала на одном выдохе — два Егорки, потом — три): Как на горке, нам пригорке стояли тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка,три Егорка и т. д. Пение слогов и слов на мотивы знакомых детских песен. Громкая, тихая и шёпотная речь. Индивидуальные и хоровые упражнения с использованием силы голоса в различных речевых ситуациях. Быстрая и медленная речь. Упражнения в использовании нормального темпа речи. Помощники устной речи (мимика и жесты) в тренировочных упражнениях в связи с речевой ситуацией, являющейся темой урока. Выражение лица: весёлое, грустное, удивлённое, сердитое. Практическое использование в речевых ситуациях соответствующего тона голоса: приветливого, вежливого, грубого, испуганного, сердитого. Подготовка речевой ситуациии организация высказывания Лексические темы: «Школьная жизнь», «Игры детей», «Играем в сказку», «Я дома», «Я за порогом дома», «Мои товарищи в школе», «Любимое занятие», «Мир природы». Примерная тематика речевых ситуаций: «Добро пожаловать!»; «В школьной столовой»; «Готовим новогодний праздник»; «Истории о лете»; «Играем в школу»; «Играем во дворе»; «Красная шапочка»; «Три медведя»; «Три поросёнка»; «В воскресенье все дома»; «С Днём рождения!»; «Алло! Алло!»; «Садитесь, пожалуйста! (поведение в автобусе)»; «Мы не знаем, как пройти... Как быть?»; «Расскажи мне о школе»; «Моя дорога в школу»; «За покупками в магазин»; «Наш товарищ заболел»; «Дежурство»; «Отгадываем любимое занятие каждого»; «Я записался в кружок»; «У меня есть щенок», «Мой котёнок убежал. Может, кто его видел?».
Выявление представлений детей по теме ситуации с опорой на наглядный материал. Называние детьми предметов и различных действий с ними (по теме ситуации). Характеристика признаков данных предметов: величина, цвет, форма, вкус, материал и др. Узнавание предметов по их частям или по признакам: маленький, серенький, пушистый, с беленькими лапками и беленьким кончиком хвоста. Совершенствование умения участвовать в вопросно-ответных диалогах: Какая лиса? - Хитрая. - А заяц? - Трусливый. - А петух, какой? - Смелый. Кто тебе больше всех нравился? Составление разных по содержанию предложений по определённой теме с опорой на заданную синтаксическую конструкцию, например: тема «Любимое занятие», наглядный материал по теме, заданная синтаксическая конструкция: Брат любит собирать марки. Машалюбит читать книги. Вася любит смотреть телевизор.
Рассматривание атрибутов к ролевой игре, выбор роли и атрибутов к ней. Использование новых слов и предложений в ролевой игре. Коллективное составление рассказа. Культура общения
Выражение благодарности. «Вежливые» слова. Расширение слов для приветствия и прощания: доброе утро, добрый день, добрый вечер,доброй ночи.
Адекватное использование тона голоса, мимики и жестов в различных речевых ситуациях. Внимание к собеседнику. Поведение собеседников в ходе диалога. Тренировочные упражнения на готовом текстовом материале.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать и уметь: Первый уровень:
выполнять различные задания по словесной инструкции учителя; использовать громкую и шёпотную речь, менять темп и тон речи по указанию учителя и в зависимости от ситуации; участвовать в ролевых играх, внимательно слушать собеседника, задавать вопросы и отвечать; правильно выражать свои просьбы, употребляя «вежливые» слова; здороваться и прощаться, используя соответствующие выражения; называть домашний адрес, имена и отчества учителей и воспитателей, ближайших родственников; пересказывать их содержание, опираясь на картинно-символический план; Второй уровень:
выполнять задания по словесной инструкции, данной учителем;
называть предметы и действия, соотносить их с картинками;
правильно выражать свои просьбы, используя «вежливые» слова;
адекватно пользоваться правилами этикета при встрече и прощании;
называть своё имя и фамилию, имена и отчества учителя и воспитателя, ближайших родственников; участвовать в ролевых играх (пассивно или с ограниченными речевыми средствами).
Место курса «Устная речь» в учебном плане
На изучение предмета: «Устной речь» во 2 классе отводится 1 час в неделю (34 учебные недели).
Разделы тематического планирования
№ п/п
Название раздела
Кол-во часов
Раздел 1
Аудирование
8
Раздел 2
Дикция и выразительность речи
8
Раздел 3
Подготовка речевой ситуации и организация высказывания
14
Раздел 4
Культура общения
4
Всего:
34
Табличное представление тематического планирования
№
урока
Календ
сроки
Наименование разделов и тем
Кол-во
часов
Корректи-
ровка
Аудирование
8
1
Слушание, запоминание и отчётливое произнесение ряда слоговых комплексов и слов.
1
2
Слушание и повторение слов, близких по звучанию с опорой на наглядные средства.
1
3-4
Выполнение действий с предлогами. Выполнение движений или заданий по словесной двучленной инструкции учителя с последующим речевым отчётом о действии.
2
5-6
Экскурсия. Прослушивание и выполнение заданий.
2
7-8
Упражнения в различении и соотнесении с ситуационными картинками предложений, содержащих слова «родственники» или слова, обозначающие функционально сходные предметы.
2
Дикция и выразительность речи
8
9-10
Упражнения на подвижность органов речевого аппарата. Заучивание чистоговорок, четверостиший с голоса учителя, отчётливое и выразительное их произнесение.
2
11
Экскурсия. Дыхательные упражнения. Пение слогов и слов на мотивы знакомых детских песен. Громкая, тихая и шёпотная речь.
1
12
Упражнения с использованием силы голоса в различных речевых ситуациях
1
13
Быстрая и медленная речь. Упражнения в использовании нормального темпа речи. сердитое.
1
14
Мимика и жесты в тренировочных упражнениях. Выражение лица: весёлое, грустное, удивлённое,
1
15-16
Практическое использование в речевых ситуациях соответствующего тона голоса: приветливого, вежливого, грубого, испуганного, сердитого.
2
Подготовка речевой ситуации и организация высказывания
14
17
Лексические темы: «Школьная жизнь», «Игры детей», «Играем в сказку»,
1
18
Лексические темы: «Я дома», «Я за порогом дома».
1
19
Лексические темы: «Мои товарищи в школе», «Любимое занятие»,
1
20
Экскурсия .Лексические темы: «Мир природы».
1
21
Речевые ситуации: «Добро пожаловать!», «В школьной столовой»,
1
22
Речевые ситуации: «Готовим новогодний праздник»
1
23
Речевые ситуации: «Истории о лете», «Играем в школу», «Играем во дворе»
Речевые ситуации: «Мы не знаем, как пройти... Как быть?», «Расскажи мне о школе», «Моя дорога в школу»
1
26
Речевые ситуации: «У меня есть щенок», «Мой котёнок убежал. Может, кто его видел?».
1
27-28
Характеристика признаков данных предметов: величина, цвет, форма, вкус, материал и др. Узнавание предметов по их частям или по признакам.
2
29
Составление разных по содержанию предложений по определённой теме с опорой на заданную синтаксическую конструкцию.
1
30
Использование новых слов и предложений в ролевой игре.
1
Культура общения
4
31-32
Выражение благодарности. «Вежливые» слова. Расширение слов для приветствия и прощания.
2
33-34
Адекватное использование тона голоса, мимики и жестов в различных речевых ситуациях. Внимание к собеседнику. Тренировочные упражнения на готовом текстовом материале.