Пояснительная записка
Рабочая программа курса « Речь» составлена в соответствии с требованиями -Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
-Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,
-на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы» с использованием методического пособия Т.Н. Соколовой «Школа развития речи». – Москва: РОСТ книга, 2013 г.
Актуальность введения курса «Развитие речи» определяется тем, что работа по развитию связной речи обучающихся является наиболее слабым звеном в общей системе обучения языку.Язык - это средство общения людей, орудие формирования и вы¬ражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, но¬вых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом - инструментом обще-ния, мышления - это первооснова интеллекта ребёнка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период - одна из наиболее важных ступеней в овладении речью.
Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса « Речь» 4 класс»
Пояснительная записка
Рабочая программа курса « Речь» составлена в соответствии с требованиями -Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
-Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,
-на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы» с использованием методического пособия Т.Н. Соколовой «Школа развития речи». – Москва: РОСТ книга, 2013 г.
Актуальность введения курса «Развитие речи» определяется тем, что работа по развитию связной речи обучающихся является наиболее слабым звеном в общей системе обучения языку.Язык - это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом - инструментом общения, мышления - это первооснова интеллекта ребёнка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период - одна из наиболее важных ступеней в овладении речью.
Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.
Общая характеристика учебного предмета
Цели и задачи курса
Наиболее слабым звеном в общей системе обучения родному языку является работа по развитию связной речи учащихся.
Один из вариантов программы курса «Речь», направленного на решение данной проблемы, составлен преподавателями Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского Л. Д. Мали, О. С. Арямовой, С. А. Климовой, Н. С. Песковой и рекомендован Управлением развития общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации для учителей начальных классов.
Цель занятий, проводимых по данной программе,
— способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке,
-содействовать развитию речи детей,
-совершенствовать у них навыки лингвистического анализа,
-повышать уровень языкового развития школьников,
-воспитывать познавательный интерес к родному языку,
-решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.
Данные занятия должны способствовать решению задач обеспечения правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций; созданию речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся; формированию речевых интересов и потребностей младших школьников.
Занятия выстроены следующим образом:
Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части.
Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.
Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и так далее).
Принципы, лежащие в основе построения рабочей программы:
-деятельностно-ориентированные: деятельности, смыслового отношения к языку, адаптивности, перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика.
Задачи:
-учить детей рационально использовать имеющиеся знания в мыслительных действиях;
-находить характерные признаки в предметах и явлениях, сравнивать, группировать, классифицировать по определённым признакам, делать выводы и обобщения;
-формировать положительное отношение к знаниям и познавательной деятельности.
Результатом работы по программе данного курса можно считать сформированность у детей любознательности, интереса к учению, стремления к творческому решению познавательной задачи, желания участвовать в интеллектуальных викторинах и конкурсах.
Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с Образовательной программой школы на изучение курса «Речь» в четвёртом классе отводится 34 часа в год, 1 час в неделю.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремленности, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
- изобразительно-выразительные средства языка: тропы, метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты; крылатые слова и выражения;
- иностранные заимствования. Новые слова. Канцеляризмы.
уметь:
- распознавать типы текстов;
- устанавливать связь предложений в тексте;
- распознавать предложение со сравнительным оборотом; составлять простое, сложносочинённое и сложноподчинённое предложение.
- определять стилистическую принадлежность текстов; определять средства связи предложений в тексте; преобразовывать текст с параллельным построением в предложение с однородными членами и наоборот.
- восстанавливать деформированный текст с опорой на знание композиции и средств межфразовой связи.
Планируемые результаты
освоения программы курса «Речь»
Личностные
У учащихся будут сформированы:
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей(на уровне, соответствующем возрасту);
- осознание роли речи в общении людей;
- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;
- устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи.
- чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;
- интерес к изучению языка.
Предметные
-первичное умение оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения;
-различать лексическое значение слов;
-различать предложения и слова;
-составлять предложения из слов, данных в начальной форме;
-формируется глазомер, зрительная память ребёнка, аккуратность;
-активизируются творческие способности.
Метапредметные
Регулятивные
Учащиеся научатся на доступном уровне:
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
- в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные:
Учащиеся научатся:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;
- моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
- использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)
- выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
- пользоваться словарями, справочниками;
- строить рассуждения.
Коммуникативные:
Учащиеся научатся:
- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
Тематический планирование
Содержание тематического блока
Всего часов
Умения, вырабатываемые в результате деятельности учащихся
Слово.
Речь. Техника и выразительность речи.
Текст.
Предложение и словосочетание.
10
6
18
в течение всего курса
Представление о слове как комплексе звуков, имеющем лексическое значение; понятия о прямом и переносном значении слова.
Основные качества речи. Умение совершенствовать свою речь, работать над наиболее распространенными грамматическими и речевыми ошибками. Умение составлять текст.
Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле. Умение определять средства связи предложений в тексте. Умение восстанавливать деформированный текст с опорой на знание композиции и средства межфразовой связи.
Умение редактировать простое и сложное предложение. Умение интонационно правильно читать предложения разных типов.
Содержание программы
4 класс
Культура речи.
Основные качества речи: правильность, точность, богатство, выразительность. Умение совершенствовать (исправлять, редактировать) свою речь, работать над наиболее распространенными грамматическими и речевыми ошибками.
Монолог и диалог как разновидность речи. Умение составлять текст – монолог и текст – диалог, правильно их оформлять на письме. Драматические импровизации.
Выразительное чтение, интонация. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение импровизировать. Умение инсценировать диалог.
Слово.
Повторение изученного в 1 – 3 классах.
Лексическое значение слова. Многозначные слова и омонимы. Каламбуры. Умение определять значение многозначного слова и омонимов с помощью толкового словаря; отличать многозначные слова от омонимов.
Прямое и переносное значение слова. Тропы. Сравнение, метафора, олицетворение, эпитет – сравнительная характеристика. Крылатые слова и выражения. Пословицы , поговорки, афоризмы.
Иностранные заимствования. Новые слова. Канцеляризмы.
Умение выделять в тексте стилистически окрашенные слова; определять стили речи с учетом лексических особенностей текста.
Предложение. Простое и сложное предложение. Предложение со сравнительным оборотом.
Умение редактировать простое и сложное предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употребленные слова, распространять предложение…
Умение составлять простое сложносочиненное и сложноподчиненное предложение с определительной, изъяснительной, причинно – следственной, сравнительной связью. Умение интонационно правильно читать предложения разных типов.
Текст.
Текст. Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова и ключевые предложения. План. Виды плана (вопросный, цитатный, картинный, мимический).
Стили речи: разговорный, книжные (научный, публицистический, деловой), художественный. Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.
Типы текста: повествование, описание, рассуждение, оценка действительности. Соотношение типа текста и стиля речи. Умение составлять художественное описание природы с элементами оценки действительности, описание животного в научно – публицистическом стиле, художественное повествование с элементами описания.
Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Лексические, тематические, грамматические и интонационные средства связи. Умение определять средства связи предложений в тексте. Временная соотнесенность глаголов. Использование глагольного времени в переносном значении. Умение конструировать текст по заданной временной схеме, проводить лексическое и грамматическое редактирование. Умение преобразовывать текст с параллельным построением в предложение с однородными членами и наоборот.
Композиция текста. Завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Умение определять элементы композиции в данном тексте, составлять текст заданной композиционной структуры. Умение восстанавливать деформированный текст с опорой на знание композиции и средств межфразовой связи.
Учебно-методический комплекс
- Т.Н. Соколова «Школа развития речи». 4 класс .Рабочие тетради №1,№2
Москва: РОСТ книга, 2014г.
- Т.Н. Соколова «Школа развития речи». 4класс .Курс «Речь».Методическое пособие– Москва: РОСТ книга, 2014г.
. Календарно-тематическое планирование
Условные обозначения:
К – занятие контроля, ОНЗ – занятие «открытия» нового знания, РФ –рефлексия (уроки повторения, закрепления знаний и выработки умений,
№
Дата
Тема занятия
Тип занятия
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки обучающихся
по плану
по факту
1
2
3
4
5
6
7
1-2
Омонимы,омофоны, омоформы, Каламбуры.
ОНЗ
Отличие многозначного слова от омонимов. Знакомство с каламбурами.
Формирование представления об омонимах, омофонах, омоформах, каламбурах.
3
Фразеологизмы.
ОНЗ
Работа с фразеологизмами. Заменять слова фразеологизмами.
Формирование представления о фразеологиз-
мах. Уметь определять слова с переносным значением слова.
4
Фразеологизмы
К
Составить рассказ, используя фразеологизмы.
Навыки употребления фразеологизмов в устной и письменной речи.
5
Диалектизмы.
ОНЗ
Значение диалектизмов в литературном языке.
Формирование представления о диалектиз-
мах. Диалекты в литератур-
ном языке.
6-7
Сравнение, эпитеты, олицетворение.
ОНЗ
Сведения об изобразительных средствах языка: олицетворении, сравнении, эпитете.
Навыки употребления изобразительно-выразительных средств в устной речи.
8
Метафора.
ОНЗ
Знакомство с метафорой. Определение выражений с метафорой.
Роль метафоры в художествен-
ном тексте.
9
Пословицы и поговорки. Афоризмы.
ОНЗ
Работа с пословицами и поговорками. Знакомство с афоризмами.
Умение уместного употребления пословиц в речи.
10
Сочинение по пословице.
К
Составлять текст по заданной пословице.
Умение раскрывать смысл пословицы.
11
Анализ сочинений по пословицам.
РФ
Работа над орфографическими и речевыми ошибками.
Умение редактировать текст, исправлять лексические и стилистические ошибки.
12
Художественный стиль. Общее понятие.
ОНЗ
Знакомство с художественным стилем. Изобразительные языковые средства художественного стиля.
Умение составлять текст в художественном стиле.
13
Сочинение – пейзажная зарисовка.
К
Подбор образных средств для написания сочинения.
Умение составлять текст в художествен-
ном стиле.
14
Рифма.
ОНЗ
Понятие о стихотворении как об определенном способом организованном тексте.
Умение определять стихи, определенный ритм.
15
Диалог и монолог.
ОНЗ
Определение в тексте диалогов, монологов.
Диалог и монолог как форма речи.
16
Драматические импровизации.
ОНЗ
Знакомство с пьесой. Инсценировка отрывка из данного рассказа.
Уметь трансформировать рассказ в пьесу.
17
Драматические импровизации.
ОНЗ
Инсценировка по отрывку из повести «Витя Малеев в школе и дома».
Уметь трансформировать рассказ в пьесу.
18
Композиция текста. Основные элементы композиции.
ОНЗ
Знакомство с элементами композиции текста.
Уметь определять все части текста.
19
Композиция. Работа с деформирован-
ным текстом.
ОНЗ
Определять стиль, тему, основную мысль текста. Работать с деформированным текстом.
Уметь определять элементы композиции текста.
20
Творческая работа.
К
Письмо сочинения на определенную тему.
Писать сочинение на определенную тему.
21
Сочинение – миниатюра в художественном стиле.
К
Письмо сочинения в художественном стиле.
Составлять текст в художественном стиле.
22
Творческая работа.
К
Письмо сочинения «наоборот».
Сочинение сказки по опоре.
23
Публицистический стиль.
ОНЗ
Знакомство с публицистическим стилем и его особенностями.
Уметь писать сочинения в публицистическом стиле.
24
Газетно – публицистический стиль.
ОНЗ
Познакомить с особенностями газетно-публицистического стиля.
object(ArrayObject)#852 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(184) "Рабочая программа по русскому языку для 8 класса по учебнику Тростенцовой Л. А., Ладыженской Т. А. и др."
["seo_title"] => string(80) "rabochaia_proghramma_po_russkomu_iazyku_dlia_8_klassa_po_uchiebniku_trostientsov"
["file_id"] => string(6) "352142"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1477404525"
}
}