ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературному чтению составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ, авторской программы Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М.В. Головановой.
Общая характеристика учебного предмета
Литературное чтение — один из основных предметов в системе начального образования.
Изучение литературного чтения в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
• овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности, совершенствование всех видов речевой деятельности;
• развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
• обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста; формирование представлений о добре и зле, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге и чтении.
Среди предметов, входящих в учебный план начальной школы, курс «Литературное чтение» в особой мере влияет на решение следующих задач:
1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге.
Решение этой задачи предполагает, прежде всего, формирование осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы), который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим предметам.
2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.
Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать её для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания, самостоятельно пользуются справочным аппаратом учебника, находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях, высказывают собственное мнение на основе прочитанного и услышанного.
3. Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе.
Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать (на доступном уровне) средства выразительности.
4. Формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.
С учётом особенностей художественной литературы, её нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно базисному учебному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение предмета «Литературное чтение в начальной школе выделяется в 1 классе 132 ч (4 ч в неделю, 33 учебных недели).
Изучение литературного чтения в 1 классе начинается вводным интегрированным курсом «Обучение грамоте». Его продолжительность примерно 23 учебные недели, по 9 ч в неделю (объединяются часы учебного плана по русскому языку(5ч.) и литературному чтению (4ч.).Всего на период обучения грамоте отводится 92 урока чтения. После обучения грамоте начинается раздельное изучение литературного чтения и русского языка.
После курса «Обучения грамоте» продолжается изучение предмета «Литературное чтение». На него отводится в 1 классе 40 ч (4 ч в неделю, 10 учебных недель).
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Одним из результатов обучения литературному чтению является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви, осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступили с тобой) .
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Планируемые результаты.
Программа обеспечивает достижение первоклассниками личностных, метапредметных и предметных результатов.
Изучение курса «Литературное чтение» в 1 классе направлено на получение следующих личностных результатов:
Чувства гордости за свою Родину, русский народ и историю России; сознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентиров;
Целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
Уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях, умения не создавать конфликты и находить выход из спорных ситуаций;
Установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческой работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» в 1 классе является формирование регулятивных, познавательных и коммуникативных учебных действий.
Регулятивные УУД:
Способность понимать, принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, ориентироваться в учебном материале, содержащем средства для его решения;
Сформированность на начальном этапе умений планировать учебные действия (2-3 этапа) в соответствии с поставленной задачей;
Начальный уровень сформированности умений проводить самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности.
Познавательные УУД:
Умение осознанно читать, строить речевые высказывания;
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: умение осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме;
Начальное освоение способов решения задач творческого и поискового характера;
Начальные умения излагать своё мнение и аргументировать;
Начальный уровень овладения логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по разным признакам на доступном материале;
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «Литературное чтение»;
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи между объектами и процессами.
Коммуникативные УУД:
Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
Умение определять общую цель и пути её достижения;
Умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний;
овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
использование разных видов чтения, умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;
умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений.
.
Учебно-тематический план
№п/п |
Наименование разделов и тем | Максимальн.нагрузка | Из них | |
Теоритическое обучение | Лаборатпрактические (проект) | Контр.работы,диктанты | Экскурсии | Самостоят.раб. р/р | |
Обучение грамоте (92 ч) | |
1 | Добукварный период. Обучение чтению | 17 | 17 | _ | _ | _ | _ | |
2 | Букварный период. Обучение чтению | 55 | 55 | _ | _ | _ | _ | |
3 | Послебукварный период.Обучение чтению | 20 | 20 | | | | _ | |
Систематический курс (40 ч) | | | | | | | __ |
4 | Жили-были буквы | 8 | 8 | | | | _ | |
5 | Сказки, загадки, небылицы | 7 | 7 | | | | _ | |
6 | Апрель ,апрель. Звенит капель! | 5 | 5 | | | | _ | |
7 | И в шутку и всерьёз | 7 | 7 | | | | _ | |
8 | Я и мои друзья | 7 | 7 | | | | _ | |
9 | О братьях наших меньших | 6 | 6 | | | | _ | |
| Итого- | 132 | 132 | | | | | |
Содержание программы (132ч).
Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.
Блок «Литературное чтение. Обучение грамоте» (92 ч).
Виды речевой деятельности.
Слушание. Осознание цели и ситуации общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Обучение грамоте.
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели. Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука. Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения. Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.
Круг детского чтения.
Сказки А. С. Пушкина. Рассказы для детей Л. Н. Толстого и К. Д. Ушинского. Сказки К. И. Чуковского. В. В. Бианки «Первая охота». С. Я. Маршак «Угомон», «Дважды два». Стихи и рассказы русских поэтов и писателей: С. Маршака, А. Барто, В. Осеевой. Весёлые стихи Б. Заходера, В. Берестова.
Требования к уровню подготовки учащихся.
К концу изучения блока «Литературное чтение. Обучение грамоте» учащиеся научатся:
Называть все звуки и буквы русского языка, осознавать их основные различия;
Правильно называть мягкие и твёрдые звуки в слове и вне слова;
Вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность; различать гласные и согласные звуки в словах;
Выделять слоги, различать ударные и безударные;
Определять место ударения в слове, вычленять слова из предложения;
Устно составлять 3-5 предложений на определённую тему.
К концу изучения блока «Литературное чтение. Обучение грамоте» учащиеся получат возможность научиться:
Слышать интонацию конца предложения, определять количество произнесённых предложений; выделять из предложения слова, определять их количество;
Выделять и характеризовать отдельные звуки слова, определять их последовательность, обозначать звуковой состав слова в виде звуковой модели;
Различать буквы гласных, обозначающих твёрдость или мягкость согласных; различать позиции, когда буквы е, ё, ю, я обозначают два звука или один;
Правильно, плавно читать по слогам и целыми словами небольшие тексты со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка;
Соблюдать паузы, отделяющие одно предложение от другого.
Блок «Литературное чтение» (50 ч).
Виды речевой и читательской деятельности.
Слушание. Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.
Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.
Чтение. Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.
Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).
Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.
Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.
Умение самостоятельно составить аннотацию.
Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал.
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.
Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).
Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.
Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами. Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.
Умение говорить (культура речевого общения). Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-
познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.
Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.
Круг детского чтения
В круг чтения детей входят произведения отечественных и зарубежных писателей, составляющие золотой фонд литературы, произведения устного народного творчества, стихи, рассказы, сказки современных писателей.
Все произведения в учебных книгах сгруппированы по жанрово-тематическому принципу. Главные темы отражают наиболее важные и интересные для данного возраста детей стороны их жизни и окружающего мира
Жили-были буквы (8 ч)
Стихи, рассказы и сказки, написанные В. Данько, И. Токмаковой, С. Черным, Ф. Кривиным, Т. Собакиным.
Сказки, загадки, небылицы (7 ч)
Произведения устного народного творчества: песенки, загадки, потешки, небылицы и сказки. Отрывки из сказок А. Пушкина. Потешки, песенки из зарубежного фольклора.
Апрель, апрель! Звенит капель (5 ч)
Стихи А. Майкова, А. Плещеева, С. Маршака, И. Токмаковой, Т. Белозерова, Е. Трутневой, В. Берестова, В. Лунина о русской природе.
И в шутку и всерьез (7 ч)
Произведения Н. Артюховой, О. Григорьева, И. Токмаковой, М. Пляцковского, К. Чуковского, Г. Кружкова, И. Пивоваровой.
Я и мои друзья (7 ч)
Рассказы и стихи, написанные Ю. Ермолаевым, Е. Благининой, В. Орловым, С. Михалковым, Р. Сефом, Ю. Энтиным, В. Берестовым, А. Барто, С. Маршаком, Я. Акимом, о детях, их взаимоотношениях, об умении общаться друг с другом и со взрослыми.
О братьях наших меньших (6 ч)
Произведения о взаимоотношениях человека с природой, рассказы и стихи С. Михалкова, В. Осеевой, И. Токмаковой, М. Пляцковского, Г. Сапгира, В. Берестова, Н. Сладкова, Д. Хармса, К. Ушинского.
Литературоведческая пропедевтика
(практическое освоение)
Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.
Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.
Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).
Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.
Творческая деятельность обучающихся
(на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.
Требования к уровню подготовки учащихся.
К концу изучения блока «Литературное чтение» учащиеся научатся:
Под руководством учителя создавать короткие устные высказывания на основе различных источников;
Ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, оценивать поступки персонажей с точки зрения принятых морально-этических норм;
Делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план;
Передавать содержание прочитанного или прослушанного текста в виде пересказа (подробного, выборочного, краткого);
Высказывать собственное мнение и подтверждать его фактами из текста.
К концу изучения блока «Литературное чтение» учащиеся получат возможность научиться:
Понимать прочитанное по ходу чтения;
Определять авторскую позицию и выражать своё отношение к герою и его поступкам;
Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции.
Учебно-методическое обеспечение:
Литература:
Горецкий В. Г. и др. Обучение грамоте.
Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Виноградская Л. А. и др. Азбука. 1 кл. В 2-х ч. – М.: Просвещение, 2012.
Горецкий В. Г., Федосова Н. А. Прописи. В 4-х ч. – М.: Просвещение, 2012.
Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. и др. Литературное чтение. 1 кл. В 2-х ч. – М.: Просвещение, 2012.
Аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение», 1 класс (Диск CD-ROM), автор Л. Ф. Климанова.
Электронное приложение к учебнику «Азбука», 1 класс (Диск CD-ROM), автор В. Г. Горецкий.
Бойкина М. В. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 1 класс. – М.: просвещение, 2012.
Жиренко О. Е. Поурочные разработки по обучению грамоте. 1 класс. – М.: Вако, 2012
Кутявина С.В. Л. Ф. Уроки литературного чтения. 1 класс. – М.: просвещение, 2010.
Оборудование и приборы:
1.Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в стандарте начального образования по литературному чтению и в программе обучения( в том числе и в цифровой форме).
2. Словари по литературному чтению.
3. Детские книги разных типов и жанров из круга детского чтения.
4. Портреты поэтов и писателей.
5. Комплект демонстрационных таблиц к «Русской азбуке» В. Г. Горецкого.
6.Набор печатных букв, сочетаний.
7.Касса букв и сочетаний.
Технические средства обучения
Классная доска.
Интерактивная доска.
Компьютер.
Список литературы
Учебники
1. Горецкий В. Г. и др. Азбука. Учебник. 1 класс, В 2 ч. Ч. 1.
2. Горецкий В. Г. и др. Азбука. Учебник. 1 класс, В 2 ч. Ч. 2.
Образовательные электронные ресурсы:
Всё для начальной школы. Сборник методических разработок для школыHYPERLINK "http://collection.edu.ru/default.asp?ob_no=869" Российский образовательный портал.
Преподавание в начальной школе. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"
Для учителя начальных классов. UROKI.NET
Nachalka.com
Календарно-тематическое планирование уроков обучения грамоте (чтения)
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во ч. | Характеристика деятельности учащихся | Планируемые результаты (УУД) | Дата |
план | факт |
1. | Добукварный период | 17 | | Предметные - отличить устную и письменную речь; - отличить буквы и звуки; выделять из короткого текста предложения; - оформлять предложение в устной речи; - выделять слова из предложения, соотносить их с моделью слова; - разделять слово на слоги с использованием графических схем; - делить слова на слог; - определять ударный слог в слове; - определять главную мысль предложения; - отличать гласные звуки от согласных; - отличать буквы от звуков; Обучающийся получит возможность научиться в совместной деятельности с учителем: - осознавать образные представления о предложении; о слове как единице речи, его названную функцию; о слоге как о части слова, его названную функцию; - выделять слоги в словах в процессе слогового анализа слова; - определять позицию (ударную и безударную) слога в слове; определять логическое ударение, различать интонационную окраску предложения; - артикулировать звуки в соответствии с особенностями их произнесения, осознавать образное представление о звуке; - понимать смысловое значение интонации. Познавательные - Ориентироваться в учебниках (система обозначений, содержание); - Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие; - Понимать информацию, представленную в виде рисунков, схем. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные - Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). - Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках; - Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. Формулировать собственное мнение и позицию. Регулятивные Организовывать свое рабочее место под руководством учителя, применять установленные правила, формулировать учебную задачу и удерживать её. Личностные - Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика»; -Выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах; - Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков. | |
1.1 | Речь устная и письменная | 1 | Наблюдать за особенностями устной и письменной речи. Участвовать в процессе говорения и слушания. Составлять рассказ по серии сюжетных картинок. | | |
1.2- 1.3 | Предложение | 2 | Составлять самостоятельно схемы простых предложений. Придумывать предложения с опорой на рисунки и схемы, определять количество в предложении. | | |
1.4 | Устная речь. Слово и слог. | 1 | Участвовать в групповой работе, связанной с общением. Комментировать последовательность иллюстраций в букваре. Разыгрывать ситуации передачи информации без использования речи. Осваивать правила выполнения работы в паре. | | |
1.5 | Письменная речь. Слог и ударение | 1 | Скандировать по слогам слова-предложения. Определять количество слогов в словах и моделировать слоговой состав слова. Выделять ударные слоги при произнесении различных слов. Определять на схеме место ударения в слове | | |
1.6- 1.7 | Слова и звуки в нашей жизни | 2 | Наблюдать, какие неречевые звуки нас окружают. Практически различать речевые и неречевые звуки. Делать вывод: «Звуки мы произносим и слышим». Составлять устные рассказы об играх детей с опорой на иллюстрации и о своих любимых забавах на основе жизненных впечатлений. Рассказывать о своих отношениях с товарищами. Рассуждать о том, как следует вести себя во время игры. | | |
1.8 | Деление слова на слоги | 1 | Скандировать по слогам слова-предложения. Определять количество слогов в словах и моделировать слоговой состав слова. | | |
1.9 | Слог-слияние | 1 | Различать гласные и согласные звуки, называть основные отличительные признаки. Наблюдать, как образуется слог-слияние в процессе слого-звукового анализа. Составлять предложения с опорой на рисунки и схемы. Работать со схемами-моделями слов: соотносить слово, называющее предмет, со слого-звуковой моделью. Рассуждать о необходимости соблюдать правила безопасного поведения в отсутствие взрослых. | | |
1.10 | Гласные и согласные звуки | 1 | Классифицировать звуки в ходе специального прослушивания. Моделировать звуковой состав слова. | | |
1.11 | Звуки и буквы | 1 | Анализировать и сопоставлять звуковые и буквенные модели слов. Определять количество звуков и их последовательность в словах. | | |
1.12 | Гласная буква А | 1 | Выделять звук [а] из речи. Делать звукобуквенный анализ слова. Рассматривать «А» как букву, слог и слово (с опорой на иллюстрации в букваре). | | |
1.13 | Гласная буква О | 1 | Выделять звук [о] из речи. Делать звукобуквенный анализ слова. | | |
1.14 | Гласная буква И | 1 | Выделять звук [и] из речи. Делать звукобуквенный анализ слова. Учиться на слух определять слова с мягкими согласными звуками. | | |
1.15 | Гласная буква Ы | 1 | Выделять звук [ы] из речи. Делать звукобуквенный анализ слова. Выявлять характерные особенности буквы ы (печатная буква состоит из двух отдельных элементов; отсутствуют слова, начинающиеся с буквы ы) | | |
1.16 | Гласная буква У | 1 | Выделять звук [у] из речи. Делать звукобуквенный анализ слова. Читать предложения со словами «А» и «У». Распределять роли и очерёдность действий при работе в паре. | | |
1.17 | Гласные звуки и буквы | 1 | Классифицировать звуки в ходе специального прослушивания. Моделировать звуковой состав слова. | | |
2 | Букварный период. | 55 | | | |
2.1 | Согласная буква Н | 1 | Знакомство с новыми звуками, буквами, чтение слов с изученными буквами. Наблюдать за количеством слогов и количеством гласных звуков в слове. Наблюдать за многозначностью слов (с опорой на иллюстрации в букваре) | Предметные -обозначать гласные звуки буквами; - давать характеристику согласным звукам, - узнавать буквы, обозначающие гласные и согласные звуки, - читать слова с изученными буквами, - узнавать графический образ букв выделять звуки из слов, - группировать, систематизировать буквы по обозначению ими разных звуков и по начертанию; - обозначать йотированные звуки вначале слова и после гласной буквы буквами Е, Ё, Ю, Я.; определять тему текста, его главную мысль, пересказывать текст; - называть буквы в алфа-витном порядке, правиль-но называть буквы. Регулятивные 1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. 2. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном. Познавательные - Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание). - Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. - Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям. Коммуникативные 1. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. 2. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). 3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках. 4.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. Личностные - Проявлять уважение к своей семье, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов семьи и друзей. - Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика». - Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей. - Выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице. | | |
2.2 | Согласная буква С | 1 | Делать звукобуквенный анализ слова. Знакомство с новыми звуками, буквами, читать слова с изученными буквами. | | |
2.3 | Согласная буква К | 1 | Познакомить с новыми звуками, буквами, читать слова с изученными буквами. Делать звукобуквенный анализ слова | | |
2.4 | Согласная буква Т | | Делать звукобуквенный анализ слова. Познакомить с новыми звуками, буквами, читать слова с изученными буквами | | |
2.5 | Согласные буквы. Правописание имён собственных | 1 | | | |
2.6 | Согласная буква Л | 1 | Познакомить с новыми звуками, буквами, читать слова с изученными буквами. Выбирать из текста предложения соответствующие данной схеме. | | |
2.7 | Чтение слов с Л | 1 | Познакомить с новыми звуками, буквами, читать слова с изученными буквами | | |
2.8 | Согласная буква Р | 1 | Выделять в скороговорке наиболее часто повторяющиеся звуки. Читать предложения, перемещая логическое ударение (в процессе коллективной работы), сочинять чистоговорку, используя слоги ра-ру (работа в парах) | | |
2.9 | Согласная буква В | 1 | Познакомить с новыми звуками, буквами, читать слова с изученными буквами Соотносить картинки и слова. Читать слова с переносом на другую строку. Наблюдать за смысловыми оттенками значения слов. | | |
2.10 | Гласная буква Е | 1 | Соотносить слова, содержащие букву е после согласных со звуковыми моделями слов. Заучивать наизусть стихотворение или его часть (по желанию). Вспоминать ранее изученные стихи по данной тематике. | | |
2.11 | Чтение слов с Е | 1 | Читать и сравнивать слова, содержащие букву е в начале слова и после гласной, со звуковыми моделями этих слов и делать выводы. Выявлять общий признак у изображённых предметов. | | |
2.12 | Согласная буква П | 1 | Овладевать правильным слоговым чтением или более совершенным способом чтения. Находить слова одинаковые по написанию, но разные по значению. Описывать случаи из собственной жизни по заданной теме. | | |
2.13 | Чтение слов с П | 1 | Находить среди слогов слова, значение которых можно объяснить. Подбирать антонимы к многозначным словам. | | |
2.14 | Согласная буква М. Москва-столица России. | | Контролировать свою работу по разгадыванию загадок, соотнося слова-отгадки с их звуковыми моделями. | | |
2.15 | Чтение слов с М | 1 | Читать двусложные слова; определять наличие в звучащем слове твёрдого [м] или мягкого [м’]. Различать слоги и слова, слова и предложения. Контролировать свою работу по разгадыванию загадок, соотнося слова-отгадки с их звуковыми моделями. | | |
2.16 | Согласная буква З | 1 | Подбирать синонимы к названиям предметов. Классифицировать слова-названия предметов, слова - признаки и слова-действия. | | |
2.17 | Чтение слов с З. Звонкие и глухие звуки | 1 | Сравнивать содержание текста и иллюстрации к нему. Пересказывать текст с опорой на иллюстративный ряд. | | |
2.18 | Согласная буква Б | 1 | Составлять слово из первых букв названий предмета; восстанавливать слова и придумывать с ними предложения (с опорой на иллюстрации в азбуке) Ознакомить учащихся с новыми буквами и звуками. | | |
2.19 | Чтение слов с Б | 1 | Выбирать способ озвучивания некоторых предложений без использования речи. | | |
2.20 | Согласная буква Д | 1 | Анализировать текст, скороговорки на наличие в них слов со звуками [д], [д’], различать названия предметов, слова - признаки предметов. Находить в словах общую часть. Определять в тексте функции небуквенных графических средств. | | |
2.21 | Чтение слов с Д | 1 | Анализировать текст на наличие в них слов со звуками [д], [д’]. Различать слова - названия предметов и слова- признаки предметов. | | |
2.22 | Гласная буква Я. Россия-Родина моя | 1 | Использовать ранее полученные знания для проведения звукобуквенного анализа. Выразительно читать рассказ по ролям. Формировать знания детей о Родине, России, её символах; воспитывать любовь к Родине, её истории, гражданственности; способствовать развитию навыков чтения; культуре речи, учить рассуждать на заданную тему. | | |
2.23 | Чтение слов с Я | 1 | Соотносить слова, содержащие букву я после согласных, со звуковыми моделями этих слов. Заучивать наизусть стихотворение или его часть по желанию. | | |
2.24 | Чтение слов с Е и Я | 1 | Активизировать и расширять словарный запас, используя знания о синонимах и антонимах. | | |
2.25 | Согласная буква Г | 1 | Находить закономерность изменения слов в столбиках и продолжать его. .Объяснять происхождение слов (названий грибов). Читать стихотворение по ролям. | | |
2.26 | Чтение слов с Г | 1 | Воспроизводить стихотворные строки с различными смысловыми оттенками. | | |
2.27 | Согласная буква Ч | 1 | Наблюдать за написанием и произношением слов с буквой Ч. | | |
2.28 | Чтение слов с Ч | 1 | Принимать участие в чтении текста по ролям и разыгрывании сценок. Приводить примеры использования слов в прямом и переносном значении с опорой на иллюстрации в букваре. | | |
2.29 | Буква Ь | 1 | Сравнивать слова, содержащие ь со звуковой моделью этих слов и делать выводы. Обсуждать свою учебную деятельность в школе. Рассуждать на тему «Кого можно назвать заботливым человеком». | | |
2.30 | Разделительный Ь | 1 | Вспоминать и называть слова, в которых слышится звук [й’], но нет буквы й (разные случаи). Сравнивать написание и произношение слов с разделительным мягким знаком. Сочинять весёлую путаницу методом перестановки слов (работа в парах) | | |
2.31 | Согласная буква Ш | 1 | Различать слова – названия предметов и слова – действия предметов. Находить рифмы в стихотворении. | | |
2.32 | Чтение слов с Ш | 1 | Расшифровывать слова, записанные без букв, обозначающих гласные звуки. Сравнивать произношение слов (содержащих жи - ши) с их написанием. | | |
2.33 | Согласная буква Ж | 1 | Различать слова, отвечающие на вопросы кто? что? Описывать случаи из собственной жизни, свои наблюдения и переживания с опорой на пословицу «Жизнь дана на добрые дела» | | |
2.34-2.35 | Чтение слов с Ж и Ш | 2 | Сравнивать произношение слов (содержащих жи - ши) с их написание. Воспроизводить строки текста с различными смысловыми оттенками. | | |
2.36 | Гласная буква Ё | 1 | Читать и сравнивать слова, содержащими букву ё в начале слова, со звуковыми моделями этих слов и делать выводы. Выявлять общий признак у изображённых предметов. | | |
2.37 | Чтение слов с Ё | 1 | Соотносить слова, содержащие букву после согласных со звуковыми моделями этих слов. | | |
2.38 | Согласная буква Й | 1 | Определять на слух наличие в словах [й’]. Правильно произносить и читать слова со звуком [й’] и буквой й. Разыгрывать ситуации (с опорой на иллюстрации в букваре). | | |
2.39 | Чтение слов с Й | 1 | Дополнять слоги до слов, учитывая особенности их написания. Правильно называть изученные буквы и находить их в алфавите. | | |
2.40 | Согласная буква Х | 1 | Находить сходства и различие в представленных слов. Подбирать рифмующиеся слова к названиям изображённых предметов. Сочинять двустишия с заданными рифмующимися словами. | | |
2.41 | Чтение слов с Х | 1 | Находить в тексте ответы на поставленные вопросы. Рассуждать на тему бережного отношения к хлебу. | | |
2.42 | Твёрдые и мягкие согласные | 1 | Обозначать твёрдость и мягкость согласных на схемах-моделях. Сопоставлять слова, различающиеся одним звуком. Приводить примеры слов с новыми звуками. | | |
2.43 | Гласная буква Ю | 1 | Выделять первую букву и первый звук в предложенных словах. Сопоставлять содержание стихотворения с иллюстрациями к нему. | | |
2.44 | Чтение слов с Ю | 1 | Выделять общий признак у изображённых предметов. Читать слова с мягкими согласными звуками. Сравнивать написание и произношение слов. | | |
2.45 | Согласная буква Ц | 1 | Определять место звука [ц] в различных словах и сравнивать его звучание. Дифференцировать похожие звуки [ц] [з] [с] в процессе коллективной работы. | | |
2.46 | Чтение слов с Ц | 1 | Находить в тексте ответы на поставленные вопросы. Рассуждать на тему «Бережное отношение к природе». Различать понятия цветы и цвета. | | |
2.47 | Гласная буква Э | 1 | Определять место звука [э] в различных словах. Высказывать свою точку зрения. | | |
2.48 | Чтение слов с Э | 1 | Обобщать знания о гласных, расшифровывать слова, записанные без букв, обозначающих гласные звуки. | | |
2.49 | Согласная буква Щ | 1 | Ознакомить с новыми буквами; формировать представление о звуке [щ’], как о глухом непарном мягком звуке | | |
2.50 | Чтение и словарная работа | 1 | Способствовать формированию навыков чтения, умению работать с текстом, развитию речи. | | |
2.51 | Согласная буква Ф. Российский флот | 1 | Продолжить работу по составлению парных звонких и глухих звуков; приучать детей находить слова со слабой позицией написания парных согласных букв; развивать орфографическую зоркость | | |
2.52 | Чтение слов с Ф | 1 | Продолжить учить. Сопоставлять парные звонкие и глухие согласные звуки, делить слова на слоги. Учить подбирать антонимы. | | |
2.53 | Буква Ъ | 1 | Ознакомить с новой буквой, не обозначающей звука, которая служит для раздельного произношения согласного и гласного звука, а также для обозначения твёрдости согласного звука | | |
2.54 | Правописание слов с Ъ и Ь | 1 | Формировать представление о том, в каких случаях пишем разделительный твёрдый знак, а в каких разделительный мягкий знак; формировать навыки чтения с данными буквами | | |
2.55 | Разделительные знаки | 1 | | |
3 | Послебукварный период | 20 | | | | |
3.1 | Как хорошо уметь читать! | 1 | Формировать стремление, как можно лучше освоить чтения, стать активным читателем, прививать такие навыки, как любознательность, стремление к познанию нового. | Предметные - ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на вопросы; - определять тему, главную мысль произведения; - различать элементы книги (обложка, титульный лист, оглавление, иллюстрация); - сравнивать различные по жанру произведения; - кратко характеризовать героев произведений, - делить текст на смысловые части, - давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения; - создавать небольшой устный текст на заданную тему. Регулятивные 1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом). Познавательные Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание). Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя). Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям. Коммуникативные Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках. Личностные Соотносить понятия «родная природа» и «Родина». Проявлять уважение к своей семье, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов семьи и друзей. Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей. Выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах. Внимательно относиться к красоте окружающего мира, произведениям искусства. Адекватно воспринимать оценку учителя | | |
3.2 | Е. Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву «Р»» | 1 | На основе названия текста определять его содержание. Читать текст самостоятельно. Назвать героев произведения. Найти в тексте и прочитать предложения, в которых рассказывается, как Женя учился говорить букву «р». Выбрать возможный для чтения по ролям отрывок текста самостоятельно. | | |
3.3 | Наше Отечество | 1 | Формировать знания детей о Родине, России, её символах; воспитывать любовь к Родине, её истории, гражданственности; способствовать развитию навыков чтения; культуре речи, учить рассуждать на заданную тему. | | |
3.4 | Создатели славянской азбуки | 1 | Познакомить детей с Кириллом и Мефодием - создателями славянских букв и славянской азбуки; формировать чёткое представление о том, что роль письменной речи очень высока в историческом развитии человечества. | | |
3.5 | Первый букварь | 1 | Познакомить с историей создания букваря. Воспитывать национальную гордость, интерес к историческому наследию русского народа. | | |
3.6 | А.С.Пушкин | 1 | Формировать специальные читательские навыки, интерес к самостоятельному чтению, дать представление о литературных сказках, ознакомить с творчеством русского классика А.С. Пушкина, учить сравнивать стихи и сказки, расширять читательский опыт, обращать внимание на заглавие и фамилию автора; учить соотносить содержание с темой чтения; выделять особенности пушкинской поэзии (интонация, темп чтения, особенности речи) | | |
3.7 | Л.Н.Толстой | 1 | Дать учащимся представление о понятии «быль»; способствовать развитию доброго отношения к людям; воспитывать чувство дружбы и сопереживания. | | |
3.8 | К.Д. Ушинский | 1 | Ознакомить детей с творчеством великого педагога-мыслителя К. Д. Ушинского; учить сравнивать произведения писателей (Л.Толстого и К.Ушинского); находить общее, определять тематику; воспитывать у детей стремление к доброте, честности, порядочности, отзывчивости. | | |
3.9 | К.И.Чуковский | 1 | Формировать умение определять жанр и тему произведения, учить краткому и подробному пересказу; ознакомить с творчеством Чуковского; воспитывать чувство любви, добра, радости общения друг с другом на основе произведений автора. | | |
3.10 | В.В.Бианки | 1 | Начать экологически ориентированное образование посредством литературного чтения; расширять и углублять знания детей о природе, в частности о животных, а также реализовать программные установки: а) расширять знания и представления об окружающем мире; б) вести активное речевое развитие школьников; в) изучать русский язык в его эстетической функции | | |
3.11 | С.Я.Маршак | 1 | Вырабатывать доброе отношение к героям сказок; формировать представления о добре и зле, дружбе, ловкости, уме и глупости; сравнивать народные и авторские сказки, сказки в прозе и сказки в стихах. | | |
3.12 | М.М Пришвин | 1 | Формировать у учащихся умение определять основную мысль текста, продолжить обучение кратному пересказу текста; работать над чётким проговариванием слов, над техникой и выразительностью чтения; развивать воображение, мышление; объяснять значение новых слов; обучать правильному построению ответов на поставленные вопросы. | | |
3.13 | А.Л.Барто | 1 | Ознакомить учащихся с творчеством А. Барто; учить вслушиваться в музыку стиха; воспитывать в детях с помощью стиха добрые чувства; учить анализировать стихотворения, раскрывать его смысл | | |
3.14 | С.В.Михалков | 1 | Ознакомить с произведениями С.Михалкова; развивать интерес к его творчеству; формировать у детей индивидуальный опыт; учить доброте, дружбе, взаимопомощи | | |
3.15 | Б.В.Заходер | 1 | Ознакомить с творчеством Б. Заходера – поэта, прозаика и переводчика; учить чувствовать юмор стихотворения; сравнивать стихи по интонации и темпу чтения; учить выражать свою точку зрения о прослушанном произведении. | | |
3.16 | В.Д.Берестов | 1 | Ознакомить с творчеством В.Д. Берестова; прививать стремление к самостоятельному чтению художественной литературы; учить детей проникать в глубину произведения; развивать воображение | | |
3.17-3.18 | Творческий проект «Живая азбука» | 2 | Участвовать в групповом проекте. Договариваться друг с другом о возможном распределении ролей.Читать наизусть с выражением | | |
3.19 | Конкурс чтецов | 1 | Определять уровень своих достижений на основе диагностической работы в Азбуке. | | |
3.20 | Прощание с «Азбукой» | 1 | Сотрудничать с группой сверстников, уметь слушать и слышать, прививать стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным обществу. | | |
4 | Жили-были буквы | 8 | | | | |
4.1 | Вводный. | 1 | Ориентироваться в учебнике (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание). Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. Организовать свое рабочее место под руководством учителя. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). | Личностные Чувство необходимости учения, предпочтение социального способа оценки своих знаний – отметки- дошкольным способом. смыслообразование, Познавательная мотивация; интерес к новому; стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным обществу. Регулятивные Целеполагание (постановка учебной задачи); планирование; оценка. Познавательные Общеучебные; Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; применение методов информационного поиска; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; постановка и формулирование проблемы; знаково-символические действия – моделирование; логические действия – анализ, синтез; установление причинно- следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование. Коммуникативные Участие в коллективном обсуждении проблем; постановка вопросов; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; понимание возможности различных точек зрения на предмет; уважение к другой точке зрения; адекватно реагировать на высказывания сверстников или взрослых | | |
4.2 | В.Данько «Загадочные буквы» | 1 | Ознакомить учащихся с новым учебником, с понятиями «обложка», «титульный лист», «форзац», «содержание», «оглавление», «пояснительные знаки», «писатель», «читатель», «произведение»; формировать навыки словесного творчества; ознакомить с рифмой. | | |
4.3 | И.Токмакова «Аля, Кляксич и буква «А» | 1 | Тренировать в чтении произведений, умении ставить вопросы к прочитанному тексту на заданные вопросы; формировать умение быстро находить в тексте нужные слова и предложения (выборочное чтение) | | |
4.4 | С.Чёрный «Живая азбука», Ф.Кривин «Почему А поётся, а Б нет» | 1 | Формировать умение читать поэтическое произведение, выделять голосом логическое ударение при чтении прозаического произведения, использовать навык чтения целыми словами. | | |
4.5 | Г.Сапгир «Про медведя», М.Бородицкая «Разговор с пчелой», «Кто как кричит» | 1 | Формировать умение читать текст в паре, способствовать развитию навыков выразительного сознательного чтения. | | |
4.6 | С.М.аршак «Автобус №26» | 1 | Формировать читательские навыки; воспитывать у учащихся любовь к книге | | |
4.7 | Из старинных книг | 1 | Формировать навыки выразительного чтения; уметь определить тему произведения, показать, как может меняться смысл предложения от постановки логического ударения | | |
4.8 | Повторение и обобщение | 1 | Формировать навык выразительного чтения | | |
5 | Сказки, загадки, небылицы | 7 | | | |
5.1 | Е.Чарушин «Теремок» | 1 | Формировать умение устанавливать последовательность событий, происходящих в сказке по рисункам и воспоминаниям; способствовать развитию литературной речи, памяти, внимания и мышления. | | |
5.2 | Р.н.ск. «Руковичка» | 1 | Формировать умение в определённой последовательности перечислять персонажей сказки; объяснить, что содержание сказки часто содержит преувеличение. | | |
5.3 | Загадки, песни | 1 | Ознакомить с устным народным творчеством, с произведениями малого фольклорного жанра; прививать любовь и интерес к слову | | |
5.4 | Русские народные потешки. Стишки и песенки | 1 | Ознакомить с детским фольклором Англии; Формировать умение правильно читать произведения фольклора | | |
5.5 | Александр Сергеевич Пушкин | 1 | Формировать специальные читательские навыки, интерес к самостоятельному чтению, дать представление о литературных сказках, ознакомить с творчеством русского классика А.С. Пушкина, учить сравнивать стихи и сказки, расширять читательский опыт, обращать внимание на заглавие и фамилию автора; учить соотносить содержание с темой чтения; выделять особенности | | |
5.6 | Р.н.ск. «Петух и собака» | 1 | Формировать познавательный интерес, прививать любовь к книге, ознакомить с русскими народными сказками, способствовать расширению кругозора | | |
5.7 | Из старинных книг. Повторение и обобщение | 1 | Ознакомить с произведениями Толстого и К. Д. Ушинского; показать, что во все времена дети любили сказки, потешки и другие произведения русского фольклора и знали произведения писателей | | |
6 | Апрель. Апрель. Звенит капель | 5 | | | |
6.1 | А.Майков «Ласточка примчалась», «Весна», А.Плещеев «Сельская песенка» | 1 | Формировать умение читать поэтическое произведение, выделять голосом логическое ударение, находить рифму, отрабатывать навыки выразительного чтения | | |
6.2 | Т.Белозёров «Подснежники», С.Маршак «Апрель» | 1 | Прививать интерес к чтению книг, расширять кругозор; Формировать умение читать произведение выразительно в различном темпе. | | |
6.3 | Стихи-загадки писателей И.Токмаковой, Л.Яхнина | 1 | Формировать умение выразительно читать поэтическое произведение, рисовать к нему словесный рисунок, тренировать навыки сознательного, выразительного и правильного чтения. | | |
6.4 | Стихотворения В.Берестова, Р.Сефа | 1 | Формировать умение высказывать собственное мнение, прививать стремление заботиться о наших меньших друзьях, учить осторожному обращению с животными, Тренировать в умении пересказывать текст | | |
6.5 | Повторение и обобщение по теме | 1 | Формировать познавательный интерес к отгадыванию загадок, составлению загадок, тренировать читательские навыки. | | |
7 | И в шутку и в серьёз | 7 | | | |
7.1 | И.Токмакова «Мы играли в хохотушки» | 1 | Тренировать навыки чтения текста целыми словами; Формировать интерес и любовь к чтению юмористических произведений. | | |
7.2 | Н.Артюхова «Саша-дразнилка» | 1 | Тренировать в чтении цепочкой в парах; Формировать умение находить ответ на вопрос в тексте и зачитывать его вслух; развивать умение находить в тексте слова, которые характеризуют героя. | | |
7.3 | К.Чуковский «Федотка», О.Дриз «Привет» | 1 | Тренировать навыки быстрого правильного и выразительного чтения; Формировать умение осознанно пересказывать содержание прочитанного текста | | |
7.4 | И.Токмакова «Разговор Лютика и Жучка» | 1 | Формировать умение понимать смысл прочитанного, сочувствовать и сопереживать герою; Тренировать чтение целыми словами. | | |
7.5 | М.Пляцковский «Помощник» | 1 | Упражнять в чтении стихотворных произведений, умении правильно выделять голосом логическое ударение, понимать прочитанное и передавать в прозаическом содержании смысл прочитанного. | | |
7.6 | Из старинных книг | 1 | Формировать навыки чтения, умения анализировать произведения, сопоставлять однотипные тексты по содержанию Выразительно читать поэтические произведения. | | |
7.7 | Повторение и обобщение по теме | 1 | Формировать навык выразительного чтения | | |
8 | Я и мои друзья | 7 | | | |
8.1 | Ю.Ермолаев «Лучший друг», Е.Благинина «Подарок» | 1 | Формировать умение читать с определённой интонацией, соблюдая интервал при чтении между словами и предложениями | | |
8.2 | В.Орлов «Кто первый?» С.Михалков «Бараны» | 1 | Формировать у детей стремление к дружбе, сотрудничеству, сопереживанию, стремление прийти на помощь | | |
8.3 | Р.Сейф «Совет», В.Берестов «В магазине игрушек» | 1 | Формировать понятия об истинной и ложной дружбе, о взаимопомощи и взаимовыручке; Тренировать навык чтения целыми словами | | |
8.4 | С.Маршак «Хороший день» | 1 | Формировать навыки выразительного, сознательного, беглого чтения, продолжить работу по формированию понятий о дружбе, товариществе, взаимоотношениях с родными | | |
8.5 | М.Пляцковский «Сердитый дог Буль». Ю.Энтин «Про дружбу» | 1 | | |
8.6 | Из старинных книг. Д.Тихомиров «Мальчики и лягушки» | 1 | Тренировать в чтении целыми словами, учить работать с текстом, ставить самостоятельно вопросы, воспитывать в детях желание совершать хорошие и добрые поступки. | | |
8.7 | Повторение и обощение по теме | 1 | Формировать навык выразительного чтения | | |
9 | О братьях наших меньших | 6 | | | |
9.1 | С.Михалков «Трезор» Р.Сеф «Кто любит собак» | 1 | Формировать навыки выразительного чтения поэтического произведения | | |
9.2 | В.Осеева «Собака яростно лаяла», И.Токмакова «Купите собаку» | 1 | Тренировать в чтении в разном темпе с различной постановкой логического ударения | | |
9.3 | М.Пляцковский «Цап-Царапыч», Г.Сапгир «Кошка» | 1 | Формировать умение озаглавливать тексты, выявлять главную мысль, находить ключевые слова, Тренировать навыки чтения; | | |
9.4 | В.Берестов «Лягушата», В.Лунин «Никого не обижай» | 1 | Формировать любовь к чтению художественных текстов, способствовать развитию речи, мыслительной деятельности. | | |
9.5 | Д.Хармс «Храбрый ёж», Н.Сладков «Лисица и Ёж» | 1 | Воспитывать интерес и любовь к природе, способствовать развитию речи, внимания | | |
9.6 | Повторение и обобщение по теме | 1 | Воспитывать любовь к книге, интерес к познанию | | |
| Итого | 132 | | | | |