РАССМОТРЕНО на педагогическом совете Протокол от 27.08.2014г. №1 | УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ «Красноглинная ООШ №7» ___________________ Н.И.Карманова Приказ от 02.09.2014г. №73 |
| | | |
| | | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По (предмет) русскому языку
На 2014-2015 учебный год
Класс 4
Учитель Князева Елена Владимировна
Количество часов: в неделю 5 часов
Всего 170 часов
Плановых контрольных работ - 15, зачётов _______ , тестов _________
Лабораторных работ _______ , практических работ _______
Уроков развития речи - 12, проектов
Программа составлена на основе (указать документ)
Примерной программы по учебным предметам, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального образования (ФГОС НОО), 2011г.
Учебник (название, автор, год издания) Русский язык. 4класс. В 2 ч. Зеленина Л. М., Хохлова Т. Е. - М.: Просвещение, 2013.
Методическое обеспечение учителя
Рабочую программу составил(а) /Князева Е.В.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку для 4 класса составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта, основной образовательной программы начального общего образования, а также в соответствии со следующими нормативными правовыми документами:
Закона «Об образовании в РФ»
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
Авторской программы «Русский язык» В.Г. Горецкого, Л.М. Зелениной, Т.Е. Хохловой, М.Н. Дементьевой, Н.А. Стефаненко., М.В. Бойкиной.
Положения образовательного учреждения «О рабочей программе педагога».
УМК (Л. М Зеленина., Т. Е. Хохлова Русский язык. 4класс. Учебник для общеобразоват. учреждений. В 2 ч- М.: Просвещение, 2013г.)
«Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год».
Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен соответствием основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе “Об образовании в Российской Федерации”, федеральным государственным образовательным стандартам и примерной программе начального общего образования.
Целью рабочей программы является обеспечение выполнения требований Стандарта:
Цель определяется как развитие личности ребёнка средствами предмета «Русский язык», а именно:
Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия, логического мышления и воображения учащихся.
Социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
В соответствии с этой целью ставятся задачи:
формирование знаково-символического восприятия языка учащимися;
развитие речи, мышления, воображения школьников;
формирование коммуникативных компетенций учащихся, их готовности к общению на предмет получения, передачи информации, обмена информацией, обсуждения информации, аргументации высказанной точки зрения;
освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и тексты-повествования небольшого объема;
формирование развёрнутой структуры учебной деятельности, основу которой составляют универсальные учебные действия.
Новизна данной программы определяется тем, что предполагает осуществлять индивидуальный контроль за формированием предметных и метапредмтеных компетенций, пользуясь новой системой оценки планируемых результатов.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Ведущая идея настоящего курса — изучение родного русского языка с позиции его духовной, культурно-исторической ценности. В настоящей программе формирование универсальных учебных действий предполагает развитие интеллектуальных, познавательных и организационных общеучебных умений, навыков и способов деятельности:
осознание ребёнком необходимости понимать смысл поставленной учебной задачи для её успешного решения, способность сохранять учебную цель, умение ставить новые учебные цели и работать над их достижением; потребность в творческом самовыражении;
формирование умения планировать учебную работу, пользоваться различными справочными материалами (таблицами, схемами, предписаниями, словарями и т.д.), организовывать сотрудничество;
развитие способности к самооценке и самоконтролю: умения младшего школьника соотносить содержание задания с теми знаниями, которыми он располагает, восстанавливать знания (по памятке, учебнику, тетради, справочному материалу и т.д.), дополнять имеющиеся знания новыми сведениями, необходимыми для выполнения задания.
Данный курс ориентирован на формирование таких общеучебных интеллектуальных умений, как обобщение, классификация, переход от внешнего контроля к самоконтролю, от контроля по результату к контролю по способу действия, от констатирующего к опережающему.
В ходе освоения курса «Русский язык» формируются связанные с информационной культурой умения читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками.
Содержание курса включает систему понятий, сведений, правил, способов действий (познавательных действий), относящихся:
к предложению (смысловая и интонационная законченность, связь слов в предложении, словосочетание как распространённое слово, виды предложений по цели высказывания и интонации, распространённые и нераспространённые предложения, простые и сложные предложения);
к слову (прямое и переносное значение, синонимы и антонимы, морфемный состав слова, части речи, лексико-грамматические признаки имени существительного, имени прилагательного, личного местоимения, глагола, наречия);
к фонетике (звуки, их фонетическая характеристика, сильная и слабая позиция звуков, анализ звучащего слова, звуки и буквы, обозначение звуков буквами и т.д.);
к графике (состав русского алфавита, соотношение между звуками и буквами);
к орфографии и пунктуации (совокупность правил, определяющих написание слов и расстановку знаков препинания).
Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются параллельно с изучением фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания (без введения терминологии).
Основной единицей курса является предложение. В связи с предложением изучаются другие единицы языка. В каждой теме выделяются те грамматические знания и познавательный опыт, которые служат основой для усвоения орфографических и пунктуационных правил.
Содержание программы представлено такими содержательными линиями, как:
основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
орфография и пунктуация;
развитие речи.
Языковой материал призван сформировать первоначальное представление о структуре русского языка с учетом возрастных особенностей младших школьников, а также способствовать усвоению норм русского литературного языка.
Изучение орфографических и пунктуационных правил, а также развитие устной и письменной речи учащихся служат решению практических задач общения и формируют навыки, определяющие языковой уровень культуры учащихся как будущих членов общества.
В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности», обеспечивающий ориентацию детей в целях, задачах, средствах и осознание значения различных видов речевой деятельности.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
По учебному плану на изучение русского языка в 4 классе отводится 170 часов (5 часов в неделю), что совпадает с программой.
Коррекционный компонент программы предусматривает индивидуальный подход к обучению: Работа с одарёнными детьми строится в соответствии с УМК «Школа России». Формирование и освоение творческих способов и приёмов действий основывается на разработанной в учебниках системе заданий творческого и поискового характера, направленных на развитие у учащихся познавательных универсальных учебных действий и творческих способностей. Проблемы творческого и поискового характера решаются также при работе над учебными проектами. Во внеурочной работе организуются творческие конкурсы, предметные недели, олимпиады, интеллектуальные игры «Русский медвежонок» и т.д.
Преодолению неуспешности отдельных учеников помогают задания для групповой и коллективной работы. В учебниках представлена система таких работ, позволяющих каждому ребенку действовать конструктивно в пределах своих возможностей и способностей.
Коррекционная работа также предусматривает:
развитие универсальных учебных действий в соответствии с требованиями основного общего образования;
организацию и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;
развитие коммуникативной компетенции, форм и навыков конструктивного личностного общения в группе сверстников;
широкого доступа детей с ограниченными возможностями здоровья к сетевым источникам информации;
создание комфортной развивающей образовательной среды, способствующей достижению результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с требованиями, установленными Стандартом.
4. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Цель обучения русскому языку в основной школе: развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности: чтения, письма, слушания, говорения; формирование элементарной лингвистической компетенции. Исходя из этого, назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.
5. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование отношения к родному русскому языку как к духовной, культурно-исторической ценности, чувства сопричастности к сохранению его чистоты, выразительности, ёмкости, восприятия языка как средства и условия общения;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии через формирование представления младших школьников о языке как целостной системе, представления о единстве окружающего мира и языка, отражающего этот мир во всем его многообразии, о взаимосвязи и взаимозависимости изменений, происходящих в языке (и прежде всего, в его словарном составе) и социокультурных изменений окружающего мира;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
5) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
6) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
7) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в учебном процессе и других социальных ситуациях.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
4) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
5) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска информации (в справочных источниках: в учебниках и других учебных пособиях, в словарях), сбора, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определёние общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях изучаемого объекта системы русского родного языка, осознание учащимися двух реальностей — окружающего мира и слова, отражающего этот мир во всем его многообразии, осознание единства и различия этих реальностей;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием предмета «Русский язык».
Предметные результаты:
1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России;
00000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000002) понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
3) сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
4) овладение первоначальными представлениями о нормах русского родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, стилистических);
5) умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач; развитие мотивов, содержания и средств речевой деятельности; овладение правилами речевого этикета;
6) умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое и сложное предложение (в объеме изученного);
7) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
8) умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов;
9) способность проверять написанное. опросить авторов торами.тавить?000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000
6. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определёние основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотренного фрагмента видеозаписи и т.п.).
Обучение грамоте
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определёние места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости—мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.
Овладение первичными навыками клавиатурного письма.
Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.
Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:
• раздельное написание слов;
• обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);
• прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
• перенос слов по слогам без стечения согласных;
• знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.
Систематический курс
Фонетика и орфоэпия. Интонация. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определёние парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определёние парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков.
Определёние качественной характеристики звука: гласный — согласных; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Словесное ударение. Интонация: повышение и понижение тона речи; логическое ударение (фонетическое выделение во фразе наиболее важного в смысловом отношении слова); эмоциональное ударение (продление гласного или согласного звука в слове). Фонетический разбор слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости-мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных твёрдого (ъ) и мягкого (ь) знаков.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определёние значения слова по контексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов, устойчивых фразеологических оборотов, слов, пришедших в русский язык из других языков.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Чередование согласных и беглые гласные в корне слова. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Их смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.
Морфология. Слово как часть речи. Слово и его номинативные и коммуникативные функции.
Лексическое значение слова (обозначать предмет, явление природы, признак предмета, изменение признака, действие предмета, признак действия и т.д.). Грамматическое значение слова (род, число, падеж, лицо, время, склонение, спряжение). Классификация частей речи по их лексико-грамматическим признакам.
Имя существительное, его лексико-грамматические признаки; имя существительное как часть предложения (как член предложения). Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Имена существительные нарицательные. Различение имён существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определёние падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определёние принадлежности имён существительных к 1, 2 и 3-му склонению. Правописание безударных падежных окончаний существительных 1, 2 и 3-го склонения, кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ие, -ия. Имя существительное как член предложения. Морфологический разбор имён существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ья, -ов, -ин. Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных. Прилагательное как член предложения. Морфологический разбор имён прилагательных.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений. Личное местоимение как член предложения.
Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определёния I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения (с ударным глагольным суффиксом в неопределённой форме: решать, косить и т.д.). Мягкий знак у глаголов во 2-м лице единственном числе и у глаголов в неопределённой форме: стеречь, беречь и т.д. Различение правописания глаголов на -тся, -ться. Морфологический разбор глаголов (в объёме изученного).
Наречие, его лексико-грамматические признаки; наречие как часть предложения (как член предложения). Употребление наречий в речи.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.
Союзы и, а, но. Их роль в речи. Частица не, её значение.
Синтаксис.
Предложение как единица языка и речи. Предложение — словосочетание — слово: их сходство и различия. Порядок слов в предложении. Предложения, различные по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Интонация (повышение и понижение тона, пауза, логическое ударение, эмоциональная окраска высказывания-сообщения, вопроса, совета, просьбы, приказа). Восклицательные и невосклицательные предложения. Интонация и её значение для выражения законченности высказывания (мысли. Знаки препинания в конце предложения: точка, восклицательный и вопросительный знаки.
Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различие главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.
Однородные члены предложения. Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.
Сложные предложения. Различение простых и сложных предложений. Знаки препинания в простых предложениях с однородными членами и в сложных предложениях.
Прямая речь (общее знакомство).
Обращение (общее знакомство).
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости. Использование разных принципов правописания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания:
сочетания жи—ши (предусмотреть случаи типа железных, желток), ча—ща, чу—щу в положении под ударением;
сочетания чк—чн, чт, щн;
перенос слов;
прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
проверяемые безударные гласные в корне слова;
парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
непроизносимые согласные;
непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);
гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
разделительные ъ и ь;
мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (ночь, рожь, мышь);
безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин);
безударные окончания имён прилагательных;
раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
не с глаголами;
мягкий знак после шипящих на конце глаголов 2-го лица единственного числа (пишешь, учишь);
мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;
безударные личные окончания глаголов;
раздельное написание предлогов с другими словами;
знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами и в сложных предложениях.
Развитие речи. Овладение основными видами речевой деятельности (говорения, слушания, чтения и письма).
Обогащение активного и пассивного словаря детей и структуры речевой деятельности учащихся — её содержательности (знания предметов речи); формирования правильности речи (грамматической и орфографической, стилистической и орфоэпической); точности (соответствия в выборе средств языка и соответствия речевой ситуации); выразительности, благозвучности; развитие логической стороны речи, развитие речевого (фонематического) слуха; способности слышать, различать и воспроизводить интонационную, эмоционально-смысловую стороны речи, паузы, ударение не только словесное (орфоэпическое), но и логическое, эмоциональное; развитие двух планов речи: внутренней и внешней на уровне замысла, выстраивание логики, выбора слова, интонации и т.д.
Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.
Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Знакомство с признаками текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев). Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности. Знакомство с жанрами письма и поздравления. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в тестах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определёний): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения, сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.
Содержание учебного предмета
Предложение (30ч.)
(Синтаксис и пунктуация)
Главные и второстепенные члены предложения
Подлежащее и сказуемое. Грамматическая основа предложения. Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство. Распространённые, нераспространённые предложения. Связь слов в предложении.
Однородные члены предложения
Однородные подлежащие. Однородные сказуемые. Однородные второстепенные члены предложения: однородные обстоятельства, однородные дополнения, однородные определения. Однородные члены предложения, соединённые с помощью союзов и без союзов. Знаки препинания при однородных членах предложения.
Работа с текстом. Словарное слово: жёлтый.
Простые и сложные предложения
Одна, две и более грамматические основы в предложении.
Союзы и, а, но в сложном предложении. Знаки препинания в сложном предложении.
Интонационно-звуковое оформление сложных предложений. Словарные слова: прекрасный, чёрный, костёр.
Прямая речь
Прямая речь и слова автора. Знаки препинания при прямой речи. Интонационное оформление предложений с прямой речью. Использование предложений с прямой речью
в текстах.
Обращение
Прямая речь и обращение. Интонация в предложениях с обращением. Место обращения в предложении. Знаки препинания в предложении с обращением.
Части речи (120ч.)
Имя существительное (40ч.)
Общие сведения об имени существительном
Лексическое значение. Грамматические признаки. Род имени существительного.
Изменение существительных по числам. Изменение существительных по вопросам.
Собственные и нарицательные существительные. Одушевлённые и неодушевлённые существительные. Словарные слова: карандаш, инженер, иней, путешествие, багаж, экспедиция, космонавт, автомобиль, пассажир, председатель, горизонт.
Изменение имени существительного при сочетании с другими словами
Падеж. Падежные вопросы. Падежная форма. Управляющее слово. Предлоги, употребляемые только с одним падежом. Словарные слова: завод, металл.
Основные типы склонения имён существительных
1-е склонение. 2-е склонение. 3-е склонение. Работа с текстом: текстом-рассуждением, текстом-повествованием.
Правописание окончаний имён существительных в единственном числе
Правописание безударных окончаний существительных в родительном, дательном, предложном падежах. Правописание безударных окончаний существительных в творительном падеже. Словарные слова: около, берег.
Правописание окончаний имён существительных во множественном числе
Склонение имён существительных с твёрдой и мягкой основой во множественном числе. Склонение одушевлённых и неодушевлённых существительных во множественном числе. Правописание безударных падежных окончаний существительных 1-го, 2-го и 3-го склонения во множественном числе в родительном и винительном падежах. Правописание безударных падежных окончаний существительных 1-го, 2-го и 3-го склонения во
множественном числе в дательном, творительном, предложном падежах. Морфологический разбор имени существительного.
Имя прилагательное (25ч.)
Общие сведения об имени прилагательном
Лексическое значение имени прилагательного. Основные грамматические признаки имени прилагательного. Вопросы, на которые отвечают имена прилагательные. Род, число, падеж имени прилагательного. Словосочетание прилагательного с существительным. Связь слов в словосочетании. Твёрдая и мягкая основа прилагательных. Значение имён прилагательных в речи. Работа с предложением, текстом.
Склонение имён прилагательных в форме единственного числа мужского и среднего
рода
Склонение имён прилагательных в форме единственного числа мужского и среднего рода
с мягкой и твёрдой основой. Склонение имён прилагательных в форме единственного числа мужского и среднего рода в словосочетании с одушевлёнными существительными, с неодушевлёнными существительными.
Правописание безударных падежных окончаний прилагательных в форме мужского и среднего рода единственного числа
Способы проверки правописания безударных падежных окончаний прилагательных в форме мужского и среднего рода.
Склонение имён прилагательных в женском роде единственном числе
Склонение имён прилагательных в форме женского рода с твёрдой и мягкой основами в словосочетаниях с одушевлёнными и неодушевлёнными существительными.
Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных в форме женского рода единственного числа. Способы проверки. Работа со словом, с предложением, текстом.
Склонение и правописание окончаний имён прилагательных во множественном числе
Склонение имён прилагательных в форме мужского, среднего и женского рода во множественном числе. Правописание безударных падежных окончаний прилагательных в форме множественного числа. Способы проверки. Прилагательное как член предложения.
Употребление прилагательных в речи (в течение всей темы). Морфологический разбор имени прилагательного (разбор как части речи).
Местоимение (7ч.)
Общие сведения о личных местоимениях
Особенности личных местоимений как части речи. Личное местоимение и имя существительное. Грамматические признаки личных местоимений. Личные местоимения 1-го, 2-го и 3-го лица единственного числа. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица множественного числа. Личное местоимение как член предложения. Роль (значение) личных местоимений в речи.
Склонение личных местоимений
Особенности склонения личных местоимений. Употребление личных местоимений с предлогами. Правописание личных местоимений с предлогами. Использование личных местоимений в тексте. Словарное слово: теперь.
Глагол (45ч.)
Общие сведения о глаголе
Лексическое значение глагола. Основные грамматические признаки. Вопросы что делать? что сделать? Роль глаголов в речи. Словарное слово: беседовать.
Неопределённая форма глагола
Вопросы что д е л а т ь? что с д е л а т ь? Суффиксы неопределённой формы глагола (-ть, -ти). Глагольные суффиксы (-е-, -и-, -а- (-я-), -ну-, -ова, и др). Глаголы с частицей -ся. Основа неопределённой формы глагола.Роль глаголов неопределённой формы в речи.
Время глагола
Настоящее, прошедшее, будущее время глагола. Изменение глаголов по временам и по числам. Изменение глаголов в форме прошедшего времени по числам. Изменение глаголов в форме прошедшего времени по родам. Образование глаголов прошедшего времени.
Спряжение глагола
Изменение глаголов в форме настоящего и будущего времени по лицам и числам.
Глаголы I и II спряжения. Личные окончания глаголов I и II спряжения. Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения (с ударным глагольным суффиксом в неопределённой форме). Правописание личных окончаний глаголов в форме 2-го лица единственного числа (-ешь, -ишь). Правописание глаголов с частицей -ся в неопределённой форме и в форме 3-го лица единственного и множественного числа (-тся, -ться). Глагол как член предложения. Особенности употребления глаголов в речи в сказках, стихотворениях, пословицах, загадках, текстах-описаниях). Сравнение выразительных возможностей глаголов и слов других частей речи. Составление текстов с использованием глаголов, близких и противоположных по значению (в течение всей темы). Текст. Главная мысль и тема текста. Смысловое единство текста. Последовательность частей текста. Изложение. Морфологический разбор глагола.
Словарные слова: одиннадцать, сверкать, завтра.
Наречие (3ч.)
Лексико- грамматические признаки наречия. Правописание суффикса -а в наречиях с приставками до-, из-, с-. Правописание суффикса -о в наречиях с приставками в-, на-, за-.
Наречие как член предложения. Употребление наречий в речи. Словарное слово: сейчас.
Повторение (20 ч.)
Контроль и оценка планируемых результатов
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
Тесты;
Контрольные работы
Комплексная работа по итогам обучения.
В рамках накопительной системы, создание портфеля достижений.
Контроль универсальных учебных действий осуществляется через диагностические работы, позволяющие выявить, насколько успешно идёт личностное развитие каждого ребёнка.
Диагностические материалы опубликованы в пособии «Контрольн-измерительные материалы. Русский язык. 4 класс.Сост. В.В. Никифорова М.: ВАКО,2014г. и учебнике «Русский язык» 4 класс, Л. М Зелениной., Т. Е. Хохловой.
Варианты работ одинаковы по трудности, но не идентичны по содержанию, что даёт возможность при неоднократном выполнении работ проверить сформированность разных конкретных УУД.
7. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Русский язык
№ п\п | Тема | Кол-во уроков | Элементы содержания |
| Предложение (синтаксис и пунктуация) | 30 ч. | |
1 | Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания. | 1 | Обобщение знаний о предложении. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения, употребление их в речи. |
2 | Виды предложений по интонации. Главные и второстепенные члены предложения. | 1 | Правильное употребление в устной и письменной речи предложений разных видов, оформление их на письме. Грамматическая основа, связь слов в предложении. |
3 | Связь слов в предложении. Словосочетания. Обстоятельства. | 1 | Главные и второстепенные члены предложения. Связь в предложении с помощью вопроса. Обстоятельства. |
4 | Связь слов в предложении. Определения. | 1 | Главные и второстепенные члены предложения. Связь в предложении с помощью вопроса. Определения. |
5 | Связь слов в предложении. Дополнения. | 1 | Главные и второстепенные члены предложения. Связь в предложении с помощью вопроса. Дополнения. |
6 | Второстепенные члены предложения. | | Главные и второстепенные члены предложения. Связь в предложении с помощью вопроса. |
7 | Р.Р.№1 Обучающее изложение «»Пусть птица выводит птенцов». | 1 | Структура текста. Связь между частями текста. Воспроизведение текста полно и последовательно. Точное употребление слов. |
8 | Работа над ошибками. Закрепление. | 1 | Работа над ошибками. Главные и второстепенные члены предложения. Связь в предложении с помощью вопроса. |
9 | К.Р. №1.Диктант. | 1 | Анализ сформированности навыков грамотного письма за три года обучения по темам «Состав слова», «Правописание гласных и согласных в корне слова», «Разделительный Ъ». |
10 | Работа над ошибками. Закрепление. | 1 | Работа над ошибками. Повторение темы «Главные и второстепенные члены предложения». |
11 | Однородные члены предложения. | 1 | Однородные подлежащие и сказуемые. |
12 | Связь однородных членов предложения с помощью союзов и интонации перечисления, с помощью союзов; знаки препинания | 1 | Распознавание в предложении однородных членов. Соблюдение интонации перечисления. |
13 | Связь однородных членов предложения с помощью союзов и интонации перечисления, с помощью союзов; знаки препинания | 1 | Распознавание в предложении однородных членов, связанных с помощью союзов и без них. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. |
14 | Связь однородных членов предложения с помощью союзов и интонации перечисления, с помощью союзов; знаки препинания. Закрепление | 1 | Распознавание в предложении однородных членов, употребление их в речи. |
15 | Предложения с однородными членами, соединенными союзом и | 1 | Распознавание в предложении однородных членов. Правила постановки запятой в предложениях с союзом и. |
16 | Предложения с однородными второстепенными членами предложения | 1 | Распознавание в предложении однородных членов. Знаки препинания в предложениях с однородными второстепенными членами. |
17 | Предложения с однородными дополнениями | 1 | Предложения с однородными дополнениями. Постановка знаков препинания. |
18 | Однородные члены предложения - обстоятельства | 1 | Распознавание в предложении однородных членов. Знаки препинания в предложениях с однородными второстепенными членами. Составление предложений по схеме. Развитие орфографической зоркости, внимания. |
19 | Предложения с однородными членами, | 1 |
20 | Предложения с однородными определениями. Закрепление | 1 |
21 | Простые и сложные предложения | 1 | Распознавание простых и сложных предложений. Взаимосвязь слов в предложении. Знаки препинания в простых и сложных предложениях. Употребление в речи. Развитие орфографической зоркости, внимания. |
22 | Простые и сложные предложения | 1 |
23 | Знаки препинания в сложных предложениях, в которых простые предложения соединены союзами и, а, но. | 1 |
24 | Простые и сложные предложения. Закрепление | 1 |
25 | Прямая речь | 1 | Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью. Знаки препинания в восклицательных и невосклицательных предложениях. Развитие орфографической зоркости, внимания, памяти. |
26 | Прямая речь | 1 |
27 | Прямая речь. Закрепление | 1 |
28 | Обращение | 1 | Обращение, знаки препинания при обращении. Распознавание и запись предложений с прямой речью. Разбор предложений по составу. |
29 | Обращение | 1 |
30 | К.Р.№2Диктант «Предложение» (синтаксис и пунктуация) | 1 | Проверка полученных учащимися знаний. |
| Части речи (морфология) | 120 | |
| Имя существительное | 40 | |
31 | Имя существительное. Общие сведения об имени существительном | 1 | Обобщение знаний об имени существительном. Формирование навыков связной речи. |
32 | Число имен существительных | 1 | Изменение имён существительных по числам. Развитие орфографической зоркости, внимания, памяти. |
33 | Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные | 1 | Одушевленные и неодушевленные имена существительные, определение рода, числа. |
34 | Склонение имен существительных | 1 | Склонение имён существительных с ударными окончаниями в единственном числе. Знакомство с падежами. Нахождение в тексте слов, от которых зависит падеж существительного. Предлоги, с которыми употребляются только определённые падежи. |
35 | Упражнение в склонении имен существительных и в распознавании падежей | 1 |
36 | Упражнение в склонении имен существительных и в распознавании падежей | 1 |
37 | Именительный и винительный падежи имен существительных | 1 | Склонение имён существительных. Различие именительного и винительного падежей. |
38 | Р.Р.№2 Сочинение по картине К. Маковского «Дети, бегущие от грозы» | 1 | Знакомство с творчеством В.Маковского. Использование выразительных средств языка для передачи своих мыслей и впечатлений. Определение основной мысли произведения. |
39 | Работа над ошибками | 1 | Редактирование текста. Совершенствование структуры. |
40 | К.Р.№3 Диктант за I четверть | 1 | Проверка усвоения темы «Предложения», «Однородные члены предложения». |
41 | Основные типы склонения имен существительных. Первое склонение | 1 | Основные типы склонения имён существительных. Распознавание имён существительных 1 склонения. |
42 | Второе склонение имен существительных | 1 | Распознавание имён существительных 1 и 2 склонения, сопоставление, выделение существенных признаков. Падежные окончания существительных среднего рода. |
43 | Второе склонение имен существительных | 1 |
44 | Третье склонение | 1 | Распознавание типа склонения по совокупности признаков (род, окончание в именительном падеже), написание мягкого знака после шипящих на конце существительных 3 склонения. |
45 | Третье склонение имен существительных. | 1 |
46 | К.Р. №4 Проверочная работа | | Проверка знаний |
47 | Правописание окончаний имен существительных единственного числа. | 1 | Сравнение ударных и безударных окончаний существительных одного и того же склонения. Способ проверки безударных окончаний существительных. Несклоняемые имена существительные. Особенности родительного, дательного и предложного падежей. Развитие орфографической зоркости, внимания, памяти. |
48 | Правописание окончаний имен существительных единственного числа. | 1 |
49 | Упражнения в правописании окончаний имен существительных единственного числа. | 1 |
50 | Правописание окончаний имен существительных единственного числа. Закрепление. | 1 | Правописание окончаний имен существительных единственного числа. |
51 | Р.Р. №3. Обучающее изложение. | 1 | Воспроизведение повествовательного текста, учитывая его структурные компоненты: начало, основную часть, концовку. |
52 | Работа над ошибками. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных. | 1 | Исправление недочётов и ошибок в тексте. Составление предложений с грамотным написанием падежных окончаний имён существительных. |
53 | Винительный падеж имен существительных. | 1 | Правописание окончаний существительных в винительном падеже. |
54 | Творительный падеж. | 1 | Правописание окончаний существительных в творительном падеже. |
55 | Правописание безударных падежных окончаний имен существительных. | 1 | Распознавание падежей, типа склонения существительных. Правильное написание безударных окончаний. Существенные признаки, по которым распознаются простые предложения с однородными членами и сложные. Правописание окончаний существительных 1, 2 и 3 склонений. Развитие орфографической зоркости, внимания, памяти. |
56 | Правописание безударных падежных окончаний имен существительных | 1 |
57 | Упражнения в правописании безударных падежных окончаний имен существительных | 1 |
58 | Упражнения в правописании безударных падежных окончаний имен существительных | 1 |
59 | Правописание безударных падежных окончаний имен существительных. Закрепление. | 1 |
60 | Проверочная работа | 1 | Проверка знаний |
61 | Р.Р.№4. Подробное изложение. Повторение знаний о признаках текста. | 1 | Систематизация знаний о тексте, выделении его основных признаков. Определение темы и главной мысли текста. |
62 | Работа над ошибками. Редактирование текста. | 1 | Нахождение и исправление недочётов и ошибок в тексте. Редактирование текста. |
63 | К.Р. №5 Диктант «Друзья леса». | 1 | Проверка сформированности написания безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе. |
64 | Работа над ошибками. Множественное число имен существительных. | 1 | Проверка ошибок в приставке, в корне, в окончании существительных. Обобщение знаний об изменении существительных по числам, об окончаниях существительных множественного числа. |
65 | Окончание имен существительных множественного числа. | 1 | Окончания существительных множественного числа. Правильное склонение существительных в форме множественного числа, употребление их в речи. Окончания существительных в родительном падеже множественного числа. |
66 | Окончание имен существительных множественного числа. | 1 |
67 | Упражнения в написании окончаний имен существительных множественного числа. | 1 |
68 | Окончание имен существительных множественного числа. Закрепление | 1 |
69 | К.Р. №6. Диктант за II четверть. | 1 | Проверка сформированности навыка правописания падежных окончаний имён существительных. Правописание безударных гласных в корне слова. |
70 | Анализ результатов диктанта и работа над ошибками. Обобщение знаний об имени существительном | 1 | Исправление ошибок. Осознанное применение изученных правил. Обобщение знаний об имени существительном. |
| Имя прилагательное | 25 | |
71 | Общие сведения об имени прилагательном. | 1 | Обобщение знаний об имени прилагательном, которые были получены ранее. Лексическое значение прилагательных и его основные грамматические признаки. Нахождение в тексте прилагательных, выделение словосочетаний существительное + прилагательное, определение их рода, числа и падежа по существительному. |
72 | Общие признаки имени прилагательного. | 1 |
73 | Общие признаки имени прилагательного. | 1 |
74 | Род, число и падеж имён прилагательных. | 1 |
75 | К.Р. №7 Проверочная работа | 1 | Проверка знаний |
76 | Р.Р.№5. Обучающее изложение. | 1 | Изложение содержания текста в последовательности описания событий. Составление плана текста. |
77 | Склонение имен прилагательных единственного числа мужского и среднего рода. | 1 | Склонение имен прилагательных единственного числа мужского и среднего рода. Обучение грамотному написанию окончаний прилагательных. Развитие орфографической зоркости, внимания, памяти. |
78 | Упражнения в определении склонения имен прилагательных единственного числа мужского и среднего рода. | 1 |
79 | Склонение имен прилагательных единственного числа мужского и среднего рода. Закрепление. | 1 |
80 | К.Р. №8 Диктант | | Письмо под диктовку |
81 | Склонение имен прилагательных. Именительный и винительный падежи. | 1 | Склонение имен прилагательных, определение их рода, числа, падежа. Правильное письмо окончаний. Именительный и винительный падежи. |
82 | Склонение имен прилагательных. Родительный и винительный падежи. | 1 | Склонение имен прилагательных, определение их рода, числа, падежа. Отличие родительного падежа от винительного. |
83 | Склонение имен прилагательных. Единственного числа женского рода. | 1 | Склонение имен прилагательных единственного числа женского рода с твёрдой и мягкой основами. Правописание и проверка падежных окончаний имён прилагательных единственного числа женского рода с твёрдой и мягкой основами, употребление их в речи. Развитие орфографической зоркости, внимания, памяти. |
84 | Падежные окончания имен прилагательных единственного числа женского рода. | 1 |
85 | Падежные окончания имен прилагательных единственного числа женского рода. | 1 |
86 | Упражнение в написании падежных окончаний имен прилагательных единственного числа женского рода. | 1 |
87 | Упражнение в написании падежных окончаний имен прилагательных единственного числа женского рода. | 1 |
88 | Падежные окончания имен прилагательных единственного числа женского рода. Закрепление | 1 | Закрепление полученных знаний по данной теме. |
89 | Р.Р.№6. Сочинение по пословице. | 1 | Составление рассказа на заданную тему |
90 | Работа над ошибками. Определение типа текста. | 1 | Редактирование своего текста. Работа над орфографическими ошибками. Типы текста: описание, деловое, художественное рассуждение. |
91 | Склонение и правописание окончаний имен прилагательных множественного числа. | 1 | Правописание окончаний имён прилагательных множественного числа. Склонение прилагательных, сочетающихся с одушевлёнными и неодушевлёнными существительными. Развитие орфографической зоркости, внимания, памяти, мышления. |
92 | Склонение и правописание окончаний имен прилагательных множественного числа. | 1 |
93 | Склонение и правописание окончаний имен прилагательных множественного числа. Закрепление. | 1 |
94 | К.Р.№9Диктант по теме «Безударные падежные окончания имен прилагательных». | 1 | Проверка умения писать безударные окончания прилагательных, ударные гласные в корне слова. |
95 | Работа над ошибками. Обобщение по теме «Имя прилагательное». | 1 | Обобщить полученные знания по теме «Имя прилагательное». Провести работу над ошибками. |
| Местоимение | 7 | |
96 | Личные местоимения. | 1 | Общие сведения о личных местоимениях. Личные местоимения и имя существительное. Значение личных местоимений я, ты, он, она, оно, мы, вы, они. Личные местоимения единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений единственного и множественного числа. Правописание личных местоимений с предлогами. Личные местоимения как члены предложения. Употребление личных местоимений в речи. Редактирование текстов с использованием личных местоимений. |
97 | Личные местоимения. | 1 |
98 | Личные местоимения. Закрепление | 1 |
99 | Склонение личных местоимений. | 1 |
100 | Склонение личных местоимений. | 1 |
101 | Упражнения в определении склонения личных местоимений. | 1 |
102 | Склонение личных местоимений. Закрепление | 1 |
| Глагол | 45 | |
103 | Общие сведения о глаголе. | 1 | Обобщение знаний о глаголе. Нахождение в тексте глаголы, вопросы к ним. Правильное употребление в речи. |
104 | Общие сведения о глаголе. | 1 |
105 | Неопределенная форма глагола. | 1 | Глаголы в неопределённой форме, их состав. Основа неопределённой формы глагола. Глаголы с суффиксом е, и, а (я), ну, ова. |
106 | Неопределенная форма глагола. | 1 |
107 | Неопределенная форма глагола. Закрепление | 1 |
108 | Р.Р.№7Составление кулинарного рецепта | 1 | Различие делового и художественного стиля речи. Использование языковых средств в соответствии с задачей высказывания и стилем речи. Описание последовательности действий. |
109 | Закрепление пройденного. | 1 | Закрепление знаний по теме «Неопределённая форма глагола». |
110 | Время глагола | 1 | Изменение глаголов по временам. Развитие орфографической зоркости, внимания, памяти, мышления. |
111 | Время глагола | 1 |
112 | Глаголы прошедшего времени. | 1 | Изменение глаголов прошедшего времени. Глагольные суффиксы. Написание глаголов, оканчивающихся на чь. |
113 | Глаголы прошедшего времени. | 1 |
114 | К.Р. №10 Диктант | 1 | Проверка усвоения темы «Глагол». Правописание слов с изученными орфограммами. |
115 | Спряжение глаголов. | 1 | Изменение глаголов по лицам и числам. Глаголы 1 и 2 спряжения, личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения. |
116 | Спряжение глаголов. | 1 |
117 | Спряжение глаголов. | 1 |
118 | Глагол 2-го лица единственного числа. | 1 | Правописание окончаний глаголов 2 лица единственного числа. Разбор глаголов по составу. Написание глаголов 2 и 3 лица единственного числа. Личные окончания глаголов. Развитие орфографической зоркости, внимания, памяти, мышления. |
119 | Глагол 2-го лица единственного числа. | 1 |
120 | Глагол 3-го лица единственного числа. | 1 |
121 | Глагол 3-го лица единственного числа. | 1 |
122 | Р.Р.№8. Редактирование текста. | 1 | Редактирование текста. Подбор глаголов, которые более точно раскрывают смысл текста. |
123 | Глагол 3-го лица единственного числа. | 1 | Правописание окончаний глаголов 3 лица единственного числа. Определение спряжения глаголов. |
124 | К.Р.№11Диктант. | 1 | Проверка написания безударных падежных окончаний имён прилагательных, предлогов с местоимениями, безударных гласных в корне слов. |
125 | Личные окончания глаголов множественного числа. Работа над ошибками. | 1 | Правописание личных окончаний глаголов во множественном числе. |
126 | Спряжение глаголов. Закрепление. | 1 | Спряжение глаголов. Написание личных окончаний глаголов. Написание мягкого знака в глаголах, их личных окончаний. |
127 | Правописание глаголов. | 1 |
128 | Спряжение глаголов. | 1 |
129 | Спряжение глаголов. | 1 |
130 | Личные окончания глаголов. | 1 | Определение спряжения и времени глаголов. Определение рода и числа глаголов прошедшего времени. Правописание личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения. Повторение изученных орфограмм. Распознавание и написание глаголов неопределённой формы. Развитие орфографической зоркости, внимания, памяти, мышления, речи. |
131 | Спряжение глаголов. Правописание личных окончаний глаголов. | 1 |
132 | Правописание глаголов неопределенной формы. | 1 |
133 | Спряжение глаголов. | 1 |
134 | Спряжение глаголов. | 1 |
135 | Р.Р.№9 Сочинение по картине И.И. Левитана «Весна. Большая вода». | 1 | Определение и раскрытие темы и главной мысли в собственном тексте. Выделение частей в сочинении. Обобщение знаний о последовательности работы над сочинением. |
136 | Анализ сочинений и редактирование текста. Спряжение глаголов. | 1 | Совершенствование текста по содержанию. Оценка содержательной стороны текста. Развитие орфографической зоркости, внимания, памяти, мышления, речи. |
137 | Повторение и закрепление изученного | 1 |
138 | Спряжение глаголов | 1 | Правописание личных окончаний глаголов, определение спряжения. Распознавание частей речи. Разбор слов по составу. Письмо не с глаголами. Нахождение в тексте слов с изученными орфограммами. Развитие орфографической зоркости, внимания, памяти, мышления, речи. |
139 | Упражнения в спряжении глаголов. | 1 |
140 | Упражнение в определении спряжения глаголов. | 1 |
141 | Упражнение в написании безударных окончаний 1 и 2 спряжения. | 1 |
142 | Спряжение глаголов. Закрепление | 1 |
143 | Р.Р.№10. Изложение. | 1 | Построение текста – повествования. Определение темы и идеи текста. Составление плана текста с учётом типа речи. |
144 | Работа над ошибками Спряжение глаголов. | 1 | Совершенствование умения спрягать глаголы, грамотно писать их и употреблять в речи. |
145 | Спряжение глаголов. Закрепление | 1 |
146 | Контрольная работа №12 по теме «Глагол». | 1 | Проверка знаний, полученных при изучении темы «Глагол». |
147 | К.Р. №13 Списывание. | 1 | Анализ сформированность навыков орфографической зоркости, умения делить текст на предложения. |
| Наречие | 3 | |
148 | Наречие. Общие сведения. | 1 | Общие сведения о наречии. Лексико-грамматические признаки наречия. Наречия, называющие признак, время, место и направление действия. Правописание суффиксов -о, -а в наречиях. Наречие как член предложения. Употребление наречий в речи. |
149 | Наречие как член предложения. Употребление наречий в речи. | 1 |
150 | Наречие. Закрепление. Наши проекты №1 | 1 |
| Повторение (обобщение) пройденного | 20 | |
151 | Повторение. Наречие. Предложения. | 1 | Умение находить в тексте наречия, правильно писать их; объяснять правописание знакомых орфограмм; обобщение знаний о видах предложений, о постановке знаков препинания в них. |
152 | Главные и второстепенные члены предложения. | 1 | Понятие о главных и второстепенных членах предложения, определение частей речи. |
153 | Правописание мягкого знака в словах разных частей речи. | 1 | Случаи написания мягкого знака в разных частях речи. |
154 | Имя существительное | 1 | Обобщение знаний по теме «Имя существительное»; совершенствование умений определять тип склонения, писать окончания имён существительных. |
155 | Имя существительное | 1 |
156 | Итоговая комплексная контрольная работа №14 | 1 | |
157 | Имя прилагательное | 1 | Грамматические формы имени прилагательного; совершенствование умения видеть изученные орфограммы. Повторение изученных частей речи в форме сравнения. |
158 | Имя прилагательное | 1 |
159 | Глагол | 1 | Обобщение знаний о глаголе. Нахождение в тексте глаголы, вопросы к ним. Правильное употребление в речи. |
160 | Глагол | 1 |
161 | Глагол | 1 |
162 | Части речи | 1 | Повторение изученных частей речи в форме сравнения. |
163 | Контрольное списывание №15 | 1 | Анализ навыков орфографической зоркости. |
164 | Повторение. Звуки и буквы | 1 | Совершенствование умения различать звуки и буквы, давать им характеристику, проводить звуко-буквенный разбор. |
165 | Звуки и буквы. Однокоренные слова | 1 | Повторение парных согласных по звонкости-глухости, правила их проверки; распознавание однокоренных слов. |
166 | Разделительные мягкий и твердый знаки. | 1 | Повторение правил правописания твёрдого и мягкого знаков, правописания непроизносимых согласных. |
167 | Предлоги и приставки. | 1 | Повторение правописания предлогов и приставок; совершенствование навыков орфографического письма. |
168 | Состав слова. | 1 | Повторение состава слов, совершенствование умения разбирать слова по составу; развитие орфографической зоркости. |
169 | Сложные слова. | 1 | Повторение словообразования сложных слов, правописания соединительных гласных в них. |
170 | Урок-соревнование «Хочу всё знать». | 1 | Повторение пройденного материала в игровой форме. |
8.МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Русский язык. Учебник для 4 кл. В 2ч. Ч.2 /Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова. М.: Просвещение, 2013.
Словари:
1.Леонович Е.Н. «Орфографический словарик русского языка (начальная школа)»
Жуков В.П., Жуков А.В. «Школьный фразеологический словарь русского языка»
2.Ушаков Д.Н. «Орфографический словарь»
3.Ожегов С.И. «Толковый словарь русского языка»
4.Львов М.Р. «Словарик синонимов и антонимов»
Компьютер, мультимедийный проектор.