Рабочая программа разработана на основе программы учебного курса «Окружающий мир» Плешаков А.А.
Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы––М. Просвещение, 2011.
Учебник: Окружающий мир. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ А.А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2012.
Разработала учитель
начальных классов
МАОУСШ п. Парфино
Т.А.Агапова
2016 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы А.А. Плешакова.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса.
Место предмета в базисном учебном плане
Рабочая программа рассчитана на 68 часов, из расчета 2 часа в неделю.
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества
.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Формы и методы обучения
Диалог, беседа, экскурсия. Применяются варианты группового и коллективного способа обучения
Используемый учебно-методический комплект :
Учебник А.А.Плешакова «Окружающий мир» 3 класс в двух частях М.: «Просвещение» 2013 + электронное приложение к учебнику
Результаты изучения курса
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Тематическое планирование учебного материала
2013-2014___ учебного года
«Утверждаю»
Директор школы: ___________
Л.И. Родионова
Предмет: окружающий мир Класс: 3а Учитель: Забелина А.А. Кол-во нед. часов: 0,5 часа
Программа: программа учебного курса «Окружающий мир» Плешаков А.А.
Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы––М. Просвещение, 2011.
Учебный комплекс для учащихся:
Окружающий мир. 3 класс. Учеб. Для общеобразоват. Учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч./ А.А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2012. (2012 г. – 23 шт.)
Наличие мет. Разработок для учителей:
1. Васильева Н.Ю. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 3 класс. – М.: ВАКО, 2013. – 384 с. – (В помощь школьному учителю).
2. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. Пособие для учащихся для учащихся 3 класса общеобразовательных учреждений/А.А. Плешаков. – в 2-х частях. – Москва «Просвещение» 2013 (1 шт.).
4. Тесты по предмету «Окружающий мир». 3 класс. К учебнику А.А. Плешакова «Окружающий мир». 3 класс. В 2ч./ Е.М. Тихомирова. – 8-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2013. – 79, [1] с. (Серия «Учебно – методический комплект»)
П Л А Н И Р О В А Н И Е
№№ п/п
Названия тем
Кол-во часов
Контрольные мероприятия (практические, самостоятельные, тесты, контрольные работы и т.п. с указанием названия темы мероприятия)
примерные сроки
дано
факт
1
Как устроен мир
1
Проект «Богатства отданные людям»
2
Эта удивительная природа
5
Практическая работа: обнаружение крахмала в продуктах питания.
Практическая работа: исследование свойств воды
Практическая работа: исследование состава почвы
Проект: «Разнообразие природы нашего края».
3
Мы и наше здоровье
3
Практическая работа: измерение роста и массы тела человека.
Проект «Школа кулинаров».
Практическая работа:
измерение пульса на запястье и подсчитывание количества его ударов в минуту при разной нагрузке
4
Наша безопасность
3
Проект «Кто нас защищает».
Практическая работа: знакомство с устройством и работой бытового фильтра для очистки воды.
Практическая работа: исследование сельскохозяйственного растения и исследование его по плану.
5
Чему учит экономика
3
Проект «Экономика родного края».
Практическая работа: рассматривание и сравнение монет России по внешнему виду.
6
Путешествия по городам и странам
2
Проект «Музей путешествий»
Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие Тест
Итого:
17
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру
(Кол-во часов на год - 17час., количество часов на неделю – 0,5 часа )
№
Тема
Элементы содержания
Планируемые
результаты
Домашнее задание
Дата
Предметные
Метапредметные
Р П К
Личностные
Раздел «Как устроен мир» 1 ч.
1
Разнообразие природы. . Человек – часть природы.
Природа.
Царства живой природы (растения, грибы, бактерии, животные). Ценность природы для людей
-Знакомство с учебником и учебными пособиями по курсу «Окружающий мир» для 3 класса, с целями и задачами раздела «Как устроен мир»,
-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
- доказывать, пользуясь иллюстрацией учебника, что природа удивительно разнообразна, раскрывать ценность природы для людей,
-анализировать текст учебника, извлекать из него необходимую информацию, сравнивать объекты неживой и живой природы,
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
- выполнение задания с целью поиска ответа на вопрос
- взаимосвязь природы и человека
- способы взаимодействия с окружающим миром и оценка достижений на уроке
-формирование личного отношения к окружающему миру
2
Раздел «Эта удивительная природа» 5 ч.
2
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ.
Естественные и искусственные тела. Твердые, жидкие, газообразные вещества.
- Понимать учебные задачи урока и стремиться ее выполнить,
-характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы»,
-классифицировать тела и вещества,
- приводить примеры естественных и искусственных тел, твердых, жидких и газообразных веществ
- наблюдать опыт с растворением вещества
-высказыватьпредположения объясняющие результат опыта
-доказывать на основе опыта, что тела и вещества состоят из частиц.
- умение выполнять задания в соответствии с целью отвечать на поставленные вопросы
- осмысление взаимосвязи внешнего вида человека и его внутреннего мира, осознания себя творческой личностью, способной изменить мир к лучшему
-умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми
- формирование образа Я
тесно связано миром природы, культуры окружающих людей
3
Воздух как смесь газов. Свойства воздуха. Охрана чистоты воздуха.
Вода как вещество.
-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
- анализировать схему с целью определения состава воздуха
- исследовать с помощью опытов свойства воздуха,
-различать цель опыта, ход опыта, вывод; фиксировать результаты исследования в рабочей тетради.
- умение выполнять задания в соответствии с целью отвечать на поставленные вопросы
- осмысление взаимосвязи внешнего вида человека и его внутреннего мира, осознания себя творческой личностью, способной изменить мир к лучшему
-умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми
- формирование образа Я
тесно связано миром природы, культуры окружающих людей
4
Три состояния воды. Круговорот воды в природе.
Превращения и круговорот воды.
-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
- наблюдать в ходе научного эксперимента образование капель при охлаждении пара
-высказывать предположения о состояниях воды в природе
-формулировать на основе наблюдения вывод о причинах образования облаков и выпадении дождя.
- умение выполнять задания в соответствии с целью отвечать на поставленные вопросы
- осмысление взаимосвязи внешнего вида человека и его внутреннего мира, осознания себя творческой личностью, способной изменить мир к лучшему
-умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми
- формирование образа Я
тесно связано миром природы, культуры окружающих людей
5
Разнообразие растений.
Группы растений.
Дыхание и питание растений.
-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, доказывать, используя свои знания и рисунок, что растения очень разнообразны, знакомиться с группами растений по материалам учебника.
- умение выполнять задания в соответствии с целью отвечать на поставленные вопросы
- осмысление взаимосвязи внешнего вида человека и его внутреннего мира, осознания себя творческой личностью, способной изменить мир к лучшему
-умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми
- формирование образа Я
тесно связано миром природы, культуры окружающих людей
6
Разнообразие грибов. Строение грибов. Съедобные и несъедобные грибы. Роль почвы в круговороте веществ.
В царстве грибов. Взаимосвязи грибов с деревьями. Правила сбора грибов. Лишайники
-характеризовать строение шляпочных грибов.
различать съедобные, несъедобные, ядовитые грибы
-обсуждать материал рассказа «Кому нужен мухомор» из книги «Великан на поляне»,
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
- умение выполнять задания в соответствии с целью, отвечать на поставленные вопросы
- осмысление взаимосвязи внешнего мира и человека, осознания себя творческой личностью .способной изменить мир к лучшему
- умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми
- формирование образа Я тесно связано миром природы, культуры окружающих людей
3
Раздел «Мы и наше здоровье» 3ч
7
Анатомия, физиология, гигиена как науки. Органы чувств.
Гигиена органов чувств.
Организм человека.
Понятие об органах и системе органов тела человека: нервная, кровеносная, пищеварительная системы.
-характеризовать системы органов человека (их части и значение)
-обсуждать взаимосвязь наук анатомии, физиологии, гигиены,
-анализировать схемы расположения органов тела человека, уметь показывать расположение внутренних органов на своём теле,
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
- умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить
-характеризовать системы органов человека, стремиться выполнять правила по сохранению своего здоровья
-отвечать на итоговые вопросы, формулировать выводы, работать со словарем, работать в паре
- конкретизировать представления о человеке и окружающем его мире
8
Кожа как орган защиты. Свойства кожи. Опорно-двигательная система. Осанка.
Надежная защита организма.
Первая помощь при повреждении кожных покровов (ранки, ушибы, ожоги, обмораживание)
-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
-характеризовать средства гигиены и уход за кожей,
Характеризовать меры первой помощи при повреждениях кожи.
- умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить
-характеризовать системы органов человека, стремиться выполнять правила по сохранению своего здоровья
-отвечать на итоговые вопросы, формулировать выводы, работать со словарем, работать в паре
- конкретизировать представления о человеке и окружающем его мире
4
Раздел «Наша безопасность» 3ч.
10
Огонь, вода и газ.
Действия при пожаре, аварии водопровода, утечке газа.
- понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить,
-характеризовать действия при пожаре, аварии водопровода, утечке газа,
- наизусть называть номера телефонов экстренных служб, родителей.
- умение самостоятельно составлять план действий в экстренных ситуациях, выбирать безопасный путь движения
- усвоение основных правил поведения в быту, в школе, на дороге, в опасных местах, в лесу и т.д.
- уметь слаженно действовать в ситуациях опасности
- усвоение действий
при пожаре, аварии водопровода и т.д.
усвоение основных правил дорожного движения, оценивать результаты своей деятельности
11
Дорожные знаки.
-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
Анализировать разные типы знаков, обсуждать, как они помогают пешехода,
-выполнять тесты с выбором ответа, требующие знания дорожных знаков,
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
- умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить
- усвоение основных правил поведения в быту, в школе, на дороге, в опасных местах, в лесу и т.д.
- уметь слаженно действовать в ситуациях опасности
- усвоение действий
при пожаре, аварии водопровода и т.д.
усвоение основных правил дорожного движения, оценивать результаты своей деятельности
12
Опасные места
Правила поведения в опасных местах: на балконе, в лифте. Природа и наша безопасность
Правила поведения в потенциально опасных местах: на балконе, в лифте. На стройплощадке, пустыре, в парке, лесу и т.д.
-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
-актуализировать полученные ранее знания о потенциально опасных местах,
-обсуждать потенциальные опасности в доме и вне его,
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
- умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить
- усвоение основных правил поведения в быту, в школе, на дороге, в опасных местах, в лесу и т.д.
- уметь слаженно действовать в ситуациях опасности
- усвоение действий
при пожаре, аварии водопровода и т.д.
усвоение основных правил дорожного движения, оценивать результаты своей деятельности
5
Раздел «Чему учит экономика» 3ч.
13
Для чего нужна экономика
Потребности людей. Товары и услуги.
Удовлетворение потребностей людей – главная задача экономики.
-понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить
-раскрывать понятия «экономика», «потребности», «товары», «услуги»
-различать товары и услуги, приводить примеры товаров и услуг
-характеризовать роль труда в создании товаров и услуг
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
- умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить
- знать о потребностях своей семьи, о профессиях родителей,
о продуктах растениеводства и животноводства, используемых в каждой семье
- формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке
- понимать роль труда в создании товаров и услуг, выяснять роль профессий родителей в экономике
14
Промышленность как составная часть экономики. Отрасли промышленности:
-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
-классифицировать домашних сельскохозяйственных животных,
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
- умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить
- знать о потребностях своей семьи, о профессиях родителей,
о продуктах растениеводства и животноводства, используемых в каждой семье
- формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке
- понимать роль труда в создании товаров и услуг, выяснять роль профессий родителей в экономике
15
Понятие о государственном бюджете.
Понятие о семейном бюджете.
Государственный бюджет.
-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
-характеризовать государственный бюджет, его доходы и расходы
-определять, люди каких профессий получают зарплату из государственного бюджета, выявлять взаимосвязь между доходами и расходами государства.
- умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить
- формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке
- понимать роль труда в создании товаров и услуг, выяснять роль профессий родителей в экономике
6
Раздел «Путешествия по городам и странам» 2ч
16
Золотое кольцо России – слава и гордость страны. Города Золотого кольца , их достопримечательности.
Золотое кольцо России.
-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
-прослеживать маршрут путешествия по карте в учебнике и настенной карте России,
-рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
- умение самостоятельно
планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему
- конкретизировать представления о городах нашей страны и зарубежных достопримечательностях
- формирование уважительного отношения к иному мнению. Развитие этических чувств, доброжелательности
- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов
17
Наши ближайшие соседи.
Государства, граничащие с Россией, их столицы.
-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
-показывать на карте России её границы и пограничные государства, их столицы, в том числе страны, граничащие только с Калининградской областью или имеющие с Россией только морские границы.
- умение самостоятельно
планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему
конкретизировать представления о городах нашей страны и зарубежных достопримечательностях
- формирование уважительного отношения к иному мнению. Развитие этических чувств, доброжелательности
- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов