Рабочие программы 4 класс по внеурочной деятельности
Рабочие программы 4 класс по внеурочной деятельности
Данные рабочие программы внеурочной деятельности учащихся начальной школы разработаны на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения .
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Руководитель кружка: учитель начальных классов Черноскутова Е.Д.
2020– 2021 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРОГРАММЕ
« ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
Место рабочей программы и её роль в системе обучения , развития и воспитания учащихся начальной школы и ее актуальность.
Пояснительная записка
Программа составлена на основе методической литературы, рекомендаций по оформлению программ внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО от 09.11.2011 №47-17957/11-14.
Программа составлена:
- в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. №373 (для 1-4 классов);
- в соответствии с приказом Министерства образования и науки Амурской области от 03.09.2013г. №1062 об утверждении Примерного положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ, учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательными учреждениями, расположенными на территории Амурской области и реализующими программы общего образования;
- в соответствии с примерным учебным планом образовательных учреждений Зейского района, реализующих программы образования (приказ отдела образования администрации Зейского района от 23.08.2012 г. №177-Д).
Данная рабочая программа внеурочной деятельности учащихся начальной школы «Введение в проектно- исследовательскую деятельность в начальной школе» разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения (ФГОСов) . Одним из главных направлений является проектная деятельность учащихся, которая способствует обеспечению таких условий в образовательном процессе, когда полученные знания становятся инструментом решения творческих теоретических и практических задач и инструментом формирования у ребенка потребности и способности к саморазвитию.
Вот почему и появилась данная рабочая программа, актуальность которой очевидна:
ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа , а методы и приемы проектно- исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Знания, умения и универсальные учебные действия, необходимые для организации проектно- исследовательской деятельности в школе, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности во всех типах высших и средне- профессиональных учебных заведениях и позволят стать конкурентно- способным на рынке труда и в любой сфере профессиональной деятельности.
Проектная деятельность является обязательной и предусматривает участие в ней всех учащихся класса, потому что именно она способствует развитию универсальных учебных действий, что является весьма актуальным в наше время.
ФГОСы нового поколения значительное внимание уделяют метапредметным и личностным образовательным результатам. Личностные результаты должны отразиться в сформированности системы ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам. Под метапредметными результатами понимаются « освоеннные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности». Все выше перечисленное -это и есть универсальные учебные действия (УДД).
Именно начальная школа- важнейший и наиболее удачный период для формирования УУД. По данным психологов, названные УДД начинают хорошо и на осознанном уровне усваиваться детьми к концу 3 класса, если усвоение знаний организуется учителем как их постоянный поиск с группой сверстников. Саму же проектную деятельность психологи рассматривают как зону ближайшего развития самых младших школьников.
Возможность внедрения программы «Введение в проектно- исследовательскую деятельность в начальной школе» в практику обучения в начальной школе определяется ещё и тем, что современный младший школьник легко осваивает компьютер, и при достаточной обеспеченности компьютерами учебного процесса в начальной школе учитель может активно внедрять в практику своей деятельности новые информационные технологии.
Цель рабочей программы«Введение в проектно- исследовательскую деятельность в начальной школе» и ее задачи.
Цель программы: Развитие познавательной активности младших школьников, их творческих способностей через приобщение к проектно- исследовательской деятельности, создание условий для организации этой деятельности и получения ее результатов.
Задачи:
1. Сформировать у учащихся стойкую положительную мотивацию к их проектно- исследовательской деятельности.
3. Вооружить школьников теоретическими знаниями и специальной терминологией основ проектно- исследовательской деятельности.
4. Научить учащихся сначала совместно с учителем , а затем под его руководством и самостоятельно на практике выполнять проектно- исследовательские работы .
5. Сформировать коммуникативную компетентность в сотрудничестве( умение вести диалог, координировать свои действия при работе с самим собой и с партнерами по группе и классу, сопереживать, быть доброжелательными и чуткими, проявлять социальную адекватность в поведении).
6. Сформировать способности к организации своей деятельности и деятельности товарищей в группе, классе, научить управлять этой деятельностью.
7. Сформировать умение решать творческие и проблемные задачи.
8. Сформировать умение работать с информацией( сбор, систематизация, хранение, использование).
Основные принципы реализации.
Данная Программа разработана в соответствие с требованиями современной дидактики начальной школы и предполагает особое содержание, кроме того она имеет одну важную особенность: она позволяет реализовать педагогическую идею формирования у школьников умения учиться - самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.
В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
1.интегративный подход в изучении какого-либо предмета, действия или явления;
2.системность в изучении основ проектной деятельности и ее организации ;
3.непрерывность ,углубление и расширение от класса к классу основ проектно- исследовательской деятельности;
4. взаимосвязь внеурочной деятельности школьников с урочной;
5.принцип доступности, при котором учитывается возраст при выборе темы исследования или проектирования;
Сроки реализации программы.
Программа рассчитана на 1 год обучения, из расчета 1 час в неделю (как внеурочное занятие)
Формы и методы проведения занятий, использование эффективных и передовых технологий и дидактических средств.
Содержание программного материала, структура Программы и новые ФГОСы предопределяют некоторые особенности методики преподавания данного курса и кардинальные изменения в деятельности учителя, в выборе технологий и дидактических средств.
Формы проведения урока , как правило, нестандартные : игра, диалог, практикумы, экскурсии, эксперимент, опыт, экспресс- исследование, коллективные и индивидуальные исследования, оргдеятельностные игры, публичная защита проектов и исследовательских работ, самостоятельная работа, мини- конференция, консультация и т.д.
Методы проведения урока, как правило, интерактивные: мозговой штурм, групповая дискуссия, звездочка обдумывания, ролевые, деловые игры и т .д .
Целесообразно как можно активнее использовать в практике деятельности эффективные передовые информационно- коммуникативные технологии, технологию развития критического мышления, не забывая при этом про здоровьесберегающие технологии на протяжении всего учебного
На разных этапах проектно- исследовательской деятельности учитель выступает в различных ролевых позициях:
-проектировщик. Проектирует основные вехи проектно- исследовательской деятельности учащихся, вплоть до ее выполнения.
- консультант. Побуждает к самостоятельному поиску задач и их решений. Владеет способами задавать вопросы исследовательского типа. При этом создает атмосферу безопасного выражения учениками своего мнения.
-координатор. Помогает отслеживать движение поиска, связывая или противопоставляя отдельные высказывания, а также выполняет отдельные функции, например, очередность высказывания.
На других этапах исследования и проектирования , где учащемуся требуются дополнительные знания или умения, учитель работает в роли Мастера, помогающего приобрести недостающий теоретический или практический опыт.
Все выше названные позиции учитель может выстраивать при условии владения им соответствующими средствами ( и только тогда он сможет научить этому учащихся) :
-эмоциональные позиции ( позиции непонимающего, сомневающегося, внимательного слушателя);
-игровые позиции ( герой- вдохновитель, заказчик, спорщик) ;
-рефлексивные позиции ( Я-дерево, я- птичка, я - камень, я облако, я - взрослый и т. д.)
Именно в особой методике преподавания и создании особого электронного пособия- учебника для осуществления проектно- исследовательской деятельности учащихся 3-4 классов и особой роли учителя в процессе обучения и заключается новизна данной программы.
Содержание Программы
« ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ».
При выборе содержания программы руководствовалась следующим:
Спирально- концентрическим расположением материала, то есть расширением и углублением того базового уровня , который дается еще в 1 классе и который так необходим для овладения проектно- исследовательской деятельностью.
Определенным Базовым уровнем владения проектно- исследовательской деятельности .При этом мы должны помнить , что выполнение проекта складывается из трех этапов:
-разработка проекта;
-практическая реализация проекта;
-защита проекта.
Каждый из этих этапов имеет свое содержание, которое представлено в следующей таблице:
Последовательность работы над проектом
Технологический (творческий) проект
1-й этап. Разработка проекта
Для чего и кому нужен проект?
Сделать подарок.
Подготовиться к празднику.
Что-то другое…
Что будем делать?
Обсуждаем и выбираем изделие(-я).
Определяем конструкцию изделия.
Подбираем подходящие материалы.
Выполняем зарисовки, схемы, эскизы объекта.
Выбираем лучший вариант.
Как делать?
Подбираем технологию выполнения.
Продумываем возможные конструкторско-технологические проблемы и их решение.
Подбираем инструменты.
2-й этап. Выполнение проекта
Воплощаем замысел
Распределяем роли или обязанности (в коллективном и групповом проекте).
Изготавливаем изделие.
Вносим необходимые дополнения, исправления (в конструкцию, технологию).
3-й этап. Защита проекта
Что делали и как?
Что решили делать и для чего.
Как рождался образ объекта.
Какие проблемы возникали.
Как решались проблемы.
Достигнут ли результат.
Содержание программы4 класс
Что такое исследование? Кто такие исследователи?(1ч)
Исследование, исследователь. Коллективное обсуждение вопросов о том, где использует человек свою способность исследовать окружающий мир.
Обсуждение готовых проектов. Повторение этапов исследовательской работы (2ч)
Выбор темы. Цель и задачи. Пути решения. Гипотеза исследования. Наблюдение. Эксперимент. Опыт. Обмен мнениями.
Выбор темы, постановка цели и задач (2ч)
Выбор темы исследовательской работы. Обоснование выбранной темы.
Выбор путей решения. Составление плана работы (2ч)
План работы. Распределение обязанностей. Выбор путей решения.
Выдвижение гипотез (2ч)
Предположение, рассуждение, догадка, суждение, гипотезы-предположения. Слова – помощники – предположим, допустим, возможно, что, если… Проблема, выдвижение гипотез.
Сбор материала (2ч)
Выбор путей решения. Работа с различными источниками информации. Составления анкет, опросников, интервью. Правила проведения опроса, интервьюирования. Поиск объектов для опроса. Интервьюирование.
Работа с источниками информации. Индивидуальная, групповая, коллективная работа (3ч)
Отбор и анализ литературы по выбранной теме. Работа с литературой, Интернет. Источники получения информации: таблицы, графики, диаграммы, картосхемы, справочники, словари, энциклопедии и другие; правила работы с ними. Особенности чтения научно- популярной и методической литературы. Чтение - просмотр, выборочное, полное (сплошное), с проработкой и изучением материала. Распределение ролей в группе.
Обработка информации (2ч)
Обработка анкет. Оформление результатов анкетирования. Таблицы, схемы, чертежи.
Эксперимент и диагностика. Проведение эксперимента, диагностики по выбранной теме (3ч)
Поиск ответов на поставленные вопросы. Эксперименты. Анкетирование. Диагностика.
Обобщение материала. Правила оформления материала (2ч)
Логическое построение текстового материала в работе. Научный язык и стиль. Сокращения, обозначения. Объем исследовательской работы. Эстетическое оформление. Обработка и оформление результатов экспериментальной деятельности.
Отчёт по собранному материалу (2ч)
Обработка информации. Оформление информации.
Предварительное прослушивание выводов и итогов по исследованию (2ч)
Индивидуальные консультации. Корректировка работ. Выводы. Итоги работы.
Составление текста защиты проекта. Тезисы. Конспект выступления. Особенности и приемы конспектирования. Продукт проектной деятельности. Индивидуальное и групповое выступление.
Подготовка презентации (3ч)
Правила подготовки презентации. Приёмы презентации результатов исследовательской деятельности.
Защита проекта. Выступление (2ч)
Сдача исследовательской работы. Рефлексия. Праздник исследователей.
Средства:
• программное обеспечение;
• посредством Интернет технологий;
• посредством индивидуального обучения.
Методы контроля: консультация,доклад, защита исследовательских работ,выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция.
Ожидаемые результаты.
Личностные результаты и универсальные учебные действия
Личностные
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
• осознавать себя ценной частью большогоразнообразного мира (природы и общества);
• испытывать чувство гордости за красоту родной природы, свою малую Родину, страну;
• формулировать самому простые правила поведения в природе;
• осознавать себя гражданином России;
• объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России;
• искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений;
• уважать иное мнение;
• вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения.
• определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления;
• учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему, выбирать тему проекта;
• составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем;
• работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки;
• работая по составленному плану, использовать, наряду с основными, и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ);
• в ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов;
• понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
• предполагать, какая информация нужна;
• отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски;
• сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет);
• выбирать основания для сравнения, классификации объектов;
• устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;
• выстраивать логическую цепь рассуждений;
• представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ.
• организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);
• оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;
• при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами;
• слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Планируемые результаты.
Должны научиться
Сформированные действия
Обучающиеся должны научиться
■ видеть проблемы;
■ ставить вопросы;
■ выдвигать гипотезы;
■ давать определение понятиям;
■ классифицировать;
■ наблюдать;
■ проводить эксперименты;
■ делать умозаключения и выводы;
■ структурировать материал;
■ готовить тексты собственных докладов;
■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
Целеполагать (ставить и удерживать цели);
Планировать (составлять план своей деятельности);
Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Учебно-методическое обеспечение
Иллюстративный материал, таблицы, схемы, образцы. На занятиях курса используются наглядные пособия, технические средства, подписные издания, что способствует лучшему усвоению знаний.
Календарно-тематическое планирование, содержание программы
Тема занятия
Содержание
Дата
1. Введение. Что такое исследование. Кто такие исследователи
Познакомить учащихся с целями и задачами изучаемого курса.
Понятие «исследовательская деятельность». Важность исследовательских умений в жизни современного человека. Диагностика исследовательских интересов учащихся.
Способы мыслительной деятельности – 5 ч
Цель: формирование инструментальных навыков и умений логического и творческого мышления
2. Умение видеть проблему
Формирование инструментальных навыков и умений логического и творческого мышления. От проблемы к цели (ситуация, проблема, задачи, ресурсы). Определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта.
Тренинговые упражнения.
«Назовите как можно больше признаков предмета», «Сколько значений у предмета», «Посмотри на мир чужими глазами», «Тема одна – сюжетов много», «Составь рассказ от имени другого персонажа».
3. Выдвижение гипотезы
Понятие «гипотеза», ее значение в исследовательской работе. Способы постановки гипотезы исследования.
Тренинговые упражнения.
«Что случилось?», «Если бы …», упражнения на обстоятельства.
4. Умение задавать вопросы
Тренинговые упражнения.
«Данетка», «Угадай, о чем спросили», «Задай вопрос герою произведения», «Найди причину события с помощью вопроса».
5. Умение вести наблюдение
Тренинговые упражнения.
«Рассматривание», «Кто пропал?», «Найди отличия».
6. Эксперимент
Тренинговые упражнения.
Мысленные эксперименты, эксперименты с реальными объектами.
Этапы работы в рамках исследовательской деятельности – 13 ч
Классификация тем. Общие направления исследований. Правила выбора темы исследования.
Обучение на примере проекта «Польза молока и молочных продуктов»
9 - 10. Цель и задачи исследования
Определение цели исследования. Отличие цели от задач. Постановка задач.
11-13. Организация и методика исследования
План исследовательской работы. Выбор источников для сбора материала. Алгоритм работы со справочной литературой и каталогами, правила поиска информации в сети Интернет.
14-15. Подготовка к представлению результата
План обобщения полученных данных. Основы логики: анализ, синтез, классификация, сравнение, аналогия, обобщения, умозаключения. Анализ информации.
Формы представления результатов. Оформление работы.
16-20. Защита результатов исследования
Психологический аспект готовности к выступлению. Культура выступления: соблюдение правил этикета, ответы на вопросы, заключительное слово. Знакомство с памяткой «Как подготовиться к публичному выступлению».
Эталон. Оценка. Отметка. Самооценка.
Анализ результатов и качества выполнения проекта. Оценка продвижения учащегося в рамках проекта и оценка продукта.
Способы преодоления трудностей.
Подведение итогов работы проектной группы (пожелания, замечания, планирование). Работа с рабочими листами «портфолио проекта».
Самостоятельные (предметные) проекты -
21-23. « Нужен ли нам завтрак?»
Коллективный проект по созданию презентации о пользе завтрака для школьника.
Составление плана работы, подбор материала, опрос учащихся .