kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по внеурочной деятельности «домоводство» для 5 - 8 классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности «Домоводство» для 5-8 кл. составлена в соответствии с нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами.

Структура рабочей программы по внеурочной деятельности «Домоводство» для 5-8 кл. предусматривает следующие разделы:

  1. Пояснительная записка;
  2. Общая характеристика курса внеурочной деятельности;
  3. Описание места учебного курса  внеурочной деятельности в учебном плане;
  4. Планируемые и ожидаемые результаты освоения внеурочной деятельности;
  5. Содержание программы курса внеурочной деятельности;
  6. Тематическое планирование;
  7. Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности «домоводство» для 5 - 8 классов»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

г. Миасс





СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:

Зам. директора по УР Директор школы

__________ Л.С. Романова ___________ О. Г. Аксёнова

« » __________ 2022г. « » __________ 2022 г.







рабочая ПРОГРАММА


по внеурочной деятельности


«Домоводство»

СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ ОРИЕНТИРОВКЕ (СБО)

ДЛЯ 5 - 8 КЛАССов


НА 2022-2023 УЧЕБНЫЙ ГОД








Составитель рабочей программы

учитель первой категории

Садовникова Анна Васильевна














Структура рабочей программы по внеурочной деятельности

«Домоводство»

предусматривает следующие разделы:





  1. Пояснительная записка;

  2. Общая характеристика курса внеурочной деятельности;

  3. Описание места учебного курса внеурочной деятельности в учебном плане;

  4. Планируемые и ожидаемые результаты освоения внеурочной деятельности;

  5. Содержание программы курса внеурочной деятельности;

  6. Тематическое планирование;

  7. Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности.






























Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Домоводство» составлена в соответствии с нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами:

- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ;

- Письмом Министерства образования и науки Челябинской области от 17 августа 2022 года № 7927 «Об особенностях организации внеурочной деятельности по основным образовательным программам начального, основного и среднего общего образования в 2022/2023 учебном году»;

- Письмом Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»;

- Письмом Министерства образования и науки Челябинской области от 29.08.2017 г. № 1213/7933/1 «О направлении методических рекомендаций по формированию и реализации рабочих программ курсов внеурочной деятельности и дополнительных общеразвивающих программ»;

- Приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 19.12.2014г. №1599 «Об утверждении Федерального Государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

- В соответствии с АООП (1 вариант) образовательной организации;

- Планируемыми результатами освоения, обучающимися с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) адаптированной основной общеобразовательной программы;

- СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»

- Учебным планом СКО школы-интерната VIII вида на 2022-2023 учебный год.

Миссия СКО школы-интерната VIII вида состоит в «Воспитании, обучении, реабилитации, социальной интеграции». Рабочая программа основана на данной миссии и реализует её на уроках.

Цель программы внеурочной деятельности «Домоводство» - сформировать у учащихся знания о самостоятельной жизни, их практическое обучение жизненно необходимым бытовым умениям и навыкам. Применять на практике интеллектуальные умения (счет, чтение, письмо), а также практические навыки по шитью, ремонту дома, огородничеству и другое.

Основные задачи реализации программы внеурочной деятельности «Домоводство»:

- научить детей правилам ведения семейного хозяйства, практическим умениям, связанным с самообслуживанием и с обслуживанием членов семьи;

- заложить основы нравственного поведения, норм этики в ближайшем (семейном) окружении.

Учебно-воспитательные задачи на занятиях по домоводству должны решаться в конкретных видах деятельности самих учащихся, организованных учителем на доступных и понятных для них заданиях и упражнениях.

Общая характеристика курса внеурочной деятельности


Изменения в жизни нашего общества вызвали необходимость возрождения социального статуса семьи, укрепления в ней устойчивых, уважительных семейных отношений.

Многовековые традиции каждого народа базируются на традициях семьи и дома. Об этом свидетельствуют национальные эпосы, народные сказки, песни, пословицы, поговорки, загадки. «Строили» дом семейно, вместе и мужчины, и женщины, старики и дети. У каждого было свое дело: у одного — хлеб печь и рубашки шить, у другого — дрова рубить да воду носить.

Семейные законы и обязанности были записаны в «Домострое» — своде житейских правил русского народа. Многие из них в жизни утрачены, забыты, но в течение времени оказалось, что, утратив законы семьи, общество ослабило устои всего государства. Чтобы возродить гражданские чувства и устремления, необходимо возродить устои семьи.

Что необходимо для нормальной жизни каждому человеку? Очаг, добрая, здоровая, дружная семья. Значит, главное человеческое умение — создать семью, обустроить дом, уметь сообща вести хозяйство. Для создания крепкой семьи необходимо, чтобы люди, ее создающие, стремились стать рачительными хозяевами в своем доме. Несмотря на то, что эти понятия имеют, казалось бы, частный характер, все же в процессе воспитания подрастающего поколения они становятся важными для формирования общественно значимой личности. Реализация комплексного подхода к воспитанию нравственных свойств личности особенно актуальна в отношении детей и подростков с умственной недостаточностью, так как они являются полноправными членами общества и, как все граждане, имеют право на создание семьи, воспитание детей, право на личную и частную собственность.

Вместе с тем надо учесть, что в специальных школах и интернатах обучаются и воспитываются дети в основном из неполных или социально неблагополучных семей, не имеющие необходимых нравственно-этических знаний и практических навыков. А некоторые дети, лишенные семьи и попечения родителей, вообще не имеют представления о многих семейных, житейских, бытовых проблемах. Все это способствует развитию у детей потребительских черт и иждивенческих наклонностей. Социально-педагогическая значимость этих проблем подсказывает необходимость введения в учебный план специальной (коррекционной) школы VIII вида предмета «Домоводство».

Домоводство — прикладная наука. Знания, приобретенные учащимися при изучении математики, русского языка, чтения, естествознания, географии и других предметов, должны найти применение и практическое воплощение на уроках домоводства, которые могут быть дополнены и некоторыми элементарными знаниями из физики, химии применительно к использованию техники, электроприборов, химических и других веществ в быту.

Умение вести хозяйство должно складываться из знакомых, привычных детям, обязанностей и дел, которые на первый взгляд просты, но, когда они сталкиваются с ними в быту, это вызывает значительные затруднения.

Уроки домоводства создают богатейшие возможности для развития познавательной деятельности и личностной сферы учащихся, так как организация практических занятий, а также экскурсии в магазины, предприятия

хозяйственного и бытового обслуживания демонстрируют образцы поведения человека в труде, учат навыкам общения. Очевидно, что ролевые, деловые игры, экскурсии и практические занятия должны включать в себя разнообразные упражнения на закрепление правил этического поведения и этикета, способствовать развитию у воспитанников коммуникативных умений, мыслительной деятельности, общетрудовых навыков.

Учебно-воспитательные задачи на занятиях по домоводству должны решаться в конкретных видах деятельности самих учащихся, организованных учителем на доступных и понятных для них заданиях и упражнениях. Именно практические упражнения являются основным методом обучения учащихся 5—7 классов, тогда как в 8—9 классах используются другие дидактические и воспитательные методы.

Методы обучения:

-словесные (рассказ, объяснение, беседа, работа с дополнительной литературой)

-наглядные (наблюдения, демонстрация образцов, показ презентаций)

-практические (практические занятия, экскурсии)

-игровые (ролевые, деловые игры)

Содержание программы «Домоводство» продолжает образовательные линии, заложенные в предмете «Живой мир» (0—4 классы), дополняет сведения по природоведению (5 класс) и некоторыми разделами предваряет «Мир истории» (6 класс), «Естествознание» (6—9 классы). Программа построена концентрически и представлена следующими основными разделами: дом, семья, семейные отношения. Содержание и уход за городским и сельским жилищем (дачным домом). Индивидуальные санитарно-гигиенические правила и навыки. Ремонтные работы в доме. Одежда, обувь, белье; уход за ними. Организация питания в семье, кулинарные рецепты, домашние заготовки. Охрана здоровья, признаки болезни, оказание первой помощи. Юноши и девушки — будущие родители; половое воспитание и ролевые функции в семье. Ребенок в семье, правила ухода. Планирование и распределение бюджетных средств семьи. Досуг и его организация в семье. Правила этики и этичных отношений в семье и с окружающими людьми. Основные сельскохозяйственные работы в саду и огороде.

Некоторые темы из года в год повторяются по принципу их усложнения и дополнения новыми сведениями.

В программе дается примерный перечень знаний и умений для возможностей учащихся. Содержание программы носит ориентировочный характер, важным является то, чтобы занятия по «Домоводству» помогали комплексно решать основные задачи коррекции (выравнивания) личностного развития умственно отсталого подростка, практически подготовить его к самостоятельной жизни.

Занятия (в зависимости от их содержания) должны иметь конкретные практические результаты: выглаженные вещи, вскопанная грядка и др.

Итогом результатов учебного года может стать выставка, на котором учащиеся совместно с учителями и воспитателями показывают свои знания и практические умения по домоводству.

Содержание программы носит ориентировочный характер, поэтому учитель, исходя из специфических особенностей региона (климатических, географических, этнонациональных и др.), вправе изменять последовательность изучения тех или иных тем, дополнять или вносить в них необходимые изменения.


      


      



































Описание места учебного курса внеурочной деятельности в учебном плане


Рабочая программа внеурочной деятельности «Домоводство» в соответствии АООП (1 вариант) и учебным планом СКО школы – интерната VIII вида в 5-8 классе рассчитана на 35 учебных недель (по 1 часу в неделю).


Распределение учебных часов по разделам внеурочной деятельности и последовательность изучения тем и разделов по рабочей программе осуществляется следующим образом:


5 класс

Раздел

Количество часов

Введение. Понятие о доме, семье, семейных обязанностях.

4

Жилище.

4

Уход за жилищем.

3

Помощники в доме.

3

Мебель.

3

Окна, стекла, зеркала в доме.

3

Насекомые и грызуны в доме - источники опасных заболеваний.

3

Животные в городской квартире.

2

Домашние животные.

2

Одежда.

3

Обувь.

2

Белье.

3

ИТОГО

35


6 класс

Раздел

Количество часов

Повторение.

2

Наше жилище.

3

Квартира.

3

Растения в доме.

2

Зимние вещи.

2

Гигиена тела, нижнее белье.

2

Стираем белье.

3

Кухня.

5

Организация питания семьи.

5

Молоко.

2

Домашние заготовки.

3

Сад и огород.

3

ИТОГО

35



7 класс

Раздел

Количество часов

Повторение.

2

Питание: завтрак, обед, ужин.

12

Хлеб в доме.

2

Соль, сахар, пряности, приправы.

2

Праздник в доме.

3

Праздничная кулинария.

7

Ремонт в доме.

7

ИТОГО

35


8 класс

Раздел

Количество часов

Повторение.

1

Разумная экономика.

7

Наши ближайшие планы.

2

Здоровье.

3

Домашняя аптека.

2

Здоровье и красота.

5

Правила этики.

3

Организация досуга.

5

Летний отдых.

5

Повторение.

2

ИТОГО

35




















Планируемые и ожидаемые результаты освоения внеурочной деятельности


Планируемые результаты внеурочной деятельности

В результате реализации программы внеурочной деятельности «Домоводство» должно обеспечиваться достижение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) основные личностные результаты внеурочной деятельности:

  • ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда,

трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;

  • эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде,

необходимости ее охраны;

    • владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;

    • способность к организации своей жизни в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, нормах социального взаимодействия;

    • способность ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать элементарные решения;

    • способность организовывать свою деятельность, определять ее цели

  • задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике,

оценивать достигнутые результаты;

― мотивация к самореализации в социальном творчестве,

познавательной и практической, общественно полезной деятельности.


Ожидаемые результаты внеурочной деятельности

В результате освоения программы ожидается формирование у учащихся следующих требований к знаниям, умениям и навыкам:

в 5 классе знать:

- пословицы и поговорки о доме и семье;

- виды городского и сельского жилья, коммунальные удобства и их назначение, правила ухода за жилищем и техника безопасности при работе с уборочным инвентарем и моющим средством;

- правила и последовательность проведения сухой и влажной уборки; санитарно-гигиенические требования и правила безопасности при работе с бытовыми электроприборами; правила пользования пылесосом;

- историю появления стекла и зеркал и правила ухода за ними;

- домашние светильники и средства ухода за ними;

- насекомых и грызунов и правила борьбы с ними;

- правила безопасной работы с ядохимикатами;

- животных, живущих в городской квартире и правила ухода за ними;

- домашних животных в деревне и правила ухода за ними;

- виды одежды, обуви, белья;

- профессии людей, создающих их;

- правила ухода (чистки, стирки, починки);

- правила сезонного хранения;

- моющие средства для стирки и правила техника безопасности при работе с ними.

Уметь:

- пользоваться уборочным инвентарем и моющим средством;

- производить сухую и влажную уборку помещений;

- чистить ковры, мягкую мебель, книжные полки;

- ухаживать за полом, в зависимости от видов покрытия, использую безопасные моющие средства;

- ухаживать за домашними питомцами с учетом санитарно-гигиенических требований;

- пользоваться химическими препаратами для чистки изделий из стекла;

- подбирать одежду, обувь и белье по сезону;

- ухаживать за одеждой, обувью, бельем; чистить верхнее и легкое платье.

в 6 классе знать:

- Виды сезонных работ в квартире;

- назначение и уход за комнатными растениями;

- основные гигиенические правила;

- правила хранения одежды, обуви, белья;

- правила стирки белья;

- санитарные требования и правила ТБ при работе с бытовыми электроприборами;

- правила обращения со стиральной машиной;

- правила замачивания, кипячения, отбеливания белья;

- назначение кухонной посуды, утвари, уход за ней;

- правила хранения продуктов в холодильнике и без него;

- правила ухода за холодильником;

- правила ТБ при работе с режущими инструментами, кипятком;

- правила здорового питания;

- иметь представления о режим и гигиене питания;

- знать продукты растительного и животного происхождения;

- полуфабрикаты и способы их приготовления;

- способы сохранения молока;

- способы заготовки продуктов на длительное хранение;

- санитарно-гигиенические требования при приготовлении пищи.

Уметь:

- пользоваться уборочным инвентарем и моющими средствами;

- мыть и заклеивать окна в квартире;

- ухаживать за комнатными растениями;

- производить сухую чистку одежды;

- сушить и чистить кожаные, меховые и шерстяные изделия;

- выполнять основные гигиенические правила;

- подбирать моющие средства для стирки различных изделий;

- владеть навыками ручной стирки;

- гладить и чистить одежду;

- сушить обувь и ухаживать за ней;

- сортировать белье перед загрузкой в стиральную машину;

- владеть навыками ручной стирки;

- выполнять основные гигиенические правила;

- распознавать и правильно использовать моющие средства;

- пользоваться газовой плитой; ухаживать за кухонной посудой (мыть, чистить, сушить);

- производить первичную обработку продуктов; приготовить себе бутерброд, салат;

- кипятить молоко;

- отваривать пельмени (полуфабрикаты), яйца;

- заморозить для длительного хранения морковь (помыть, почистить, натереть на терке);

- приготовить овощной или фруктовый салаты.


в 7 классе знать:

- основные продукты и их стоимость;

- правила сервировки и приема пищи;

- основные правила этикета, гостеприимства;

- порядок приготовления нескольких праздничных блюд;

- меню завтрака, обеда, ужина;

- виды полуфабрикатов и способы их приготовления;

- первые блюда и бульоны для их приготовления, вторые блюда (их составляющие);

- горячие и холодные напитки;

- виды хлебобулочных изделий и правила их хранения;

- блюда из хлеба на завтрак, обед, ужин;

- специи, приправы и использование их в кулинарии;

- рецепты праздничной кулинарии;

- виды теста и изделия из него;

- виды ремонта в доме;

- перечень необходимых для ремонта материалов;

- правила ТБ при работе с красками и растворителями.

Уметь:

- составлять меню из доступных продуктов;

- самостоятельно приготовить завтрак;

- сервировать стол для завтрака;

- приготовить бутерброды, овощные салаты, чай, кофе, легкие супы из полуфабрикатов;

- рассчитать стоимость завтрака;

- сервировать стол для обеда, ужина;

- приготовить овощной суп;

- принять, встретить гостей;

- подготовить квартиру к приему гостей;

- радушно принять и проститься с гостями;

- формулировать в устной форме приглашение, выражение благодарности;

- соблюдать правила ТБ при работе с красками, клеем;

- выполнять вспомогательные работы при ремонте;

- готовить раствор клея (согласно инструкции).


в 8 классе знать:

- возможные доходы и расходы семьи;

- правила расходов за бытовые и коммунальные услуги;

- основные гигиенические требования к охране здоровья;

- правила вызова врача на дом;

- распорядок дня семьи и свои обязанности;

- основные статьи доходов и расходов семьи;

- правила хранение лекарств (домашняя аптечка);

- правила комплектования домашней аптечки (перевязочные, дезинфицирующие средства);

- знать, что красота человека состоит из здорового образа жизни и нравственного поведения.

Уметь:

- составить «продуктовую корзину» на семью на неделю, месяц;

- выполнять основные гигиенические требования по уходу за телом;

- уметь помочь больному в доме;

- планировать свою полезную деятельность в семье;

- пользоваться безопасными лекарственными препаратами, средствами гигиены;

- составить список лекарств и мед. средств для домашней аптечки;

- пользоваться безопасными лекарственными препаратами;

- помочь больному в доме;

- планировать досуговую деятельность;

- организовывать свой отдых и развлечения с пользой;

- устанавливать связи между понятиями: здоровье, нравственное поведение, красота человека;

- выбирать вещи для отдыха.


















Содержание программы курса внеурочной деятельности

«Домоводство»

5 класс

Введение

Понятие о доме, семье, семейных обязанностях (на примере русских народных сказок, пословиц, поговорок, загадок).
      Семейные традиции (с использованием предметов народного творчества, иллюстраций русских художников).

      Предмет «Домоводство», его связь с другими предметами школьной программы. Значение домоводства для правильной организации жизни родственных и близких людей.

Семья, члены семьи. Ролевые обязанности в семье (дедушка, бабушка, отец, мать, дети).
      Уклад семьи в прошлом (в деревне, в городе).
      Современная семья, влияние технического прогресса на изменение функциональных обязанностей старших членов семьи.

Жилище

Городское и сельское жилище: типы городских и сельских домов.
      Размещение семьи в типовых городских квартирах, в отдельном доме.
      Коммунальные удобства, их назначение: водоснабжение, электроснабжение, газообеспечение, канализация, мусоропровод, радиотрансляция, телефонизация, сигнализация, лифт, домофон.
      Правила пользования лифтом.
      Правила пользования почтовым ящиком, домофоном, кодовым замком.
      Правила гигиены на лестницах, лестничных площадках.
      Правила пользования мусоропроводом. Пожар в доме (причины, источники).
      Правила пожарной безопасности.
      Понятия: жилье, квартира, дом (городской, сельский, дачный).
      Словарь: передняя (сени), гостиная (горница), спальня, кухня, санузел, ванная, туалет, балкон, лоджия, подсобное помещение.

Уход за жилищем

Рассказ-описание «Наша квартира».
      Назначение жилых комнат. Убранство гостиной, спальни, других жилых помещений (правила планирования, размещения вещей, мебели и др.).
      Чем убирают квартиру: инвентарь, содержание, хранение. Моющие средства, их виды. Техника безопасного использования моющих и чистящих средств. Простые правила оказания помощи при ожоге, отравлении химическими препаратами (веществами).
      Правила повседневной уборки. Уход за стенами, полом, потолком. Практические работы по уходу за жилищем (классом, игровой, спальней и др.).


Помощники в доме
      Помощники в доме: газовая, электрическая плита, пылесос, холодильник, утюг, кондиционер, электрочайник и др., их назначение в доме.
Практические работы
      Усвоение правил работы с плитой, утюгом, электрочайником и другими техническими предметами быта.

Мебель

Повторение: предметы мебели, назначение предметов мебели. Экскурсия в мебельный магазин. Виды мебели (кухонная, спальная, кабинетная и др.).

Правила ухода за мебелью. Виды и средства для ухода за мебелью.

Мягкая мебель. Ее назначение. Уход за мягкой мебелью.

Ковровые изделия.

Практическая работа с использованием пылесоса, чистящих средств: чистка ковров, мягкой мебели.


Окна, стекла, зеркала в доме
     «Пусть зеркало расскажет...» История стекла и зеркала.
      Глаза дома (квартиры). Правила ухода за зеркалами и стеклами.
      Светильники в доме: люстры, настольные лампы, бра. Средства для чистки стекол, зеркал, зеркальных покрытий.
Практические работы
      Мытье стекол, зеркал, светильников; правила и приемы безопасности.
      Применение народных средств для очистки стеклянных изделий: лук, соляной, уксусный растворы, мякиш хлеба и др.
      Словарная работа по теме.

Насекомые и грызуны в доме

Мыши, крысы; внешний вид, образ жизни. Профилактика и борьба с грызунами в доме.

Тараканы, домашние муравьи. Профилактика, средства для избавления.

Кровососущие насекомые: клопы, вши, комары.

Кто съел шубу, шапки, свитера? (Моль).

Химические средства борьбы с насекомыми и грызунами. Распознавание этих средств на этикетках упаковок.

Правила безопасного обращения с ядохимикатами, аэрозолями, препаратами профилактических средств. Предупреждение отравлений ядохимикатами.

Медицинская помощь при отравлениях.


Животные в городской квартире

Для чего человеку нужны животные в доме. Рассказы о собаке. Виды собак (сторожевые, декоративные, служебные). Здоровье собаки. Уход за собакой в доме.

История кошки. Виды кошек. Чем болеют кошки. Уход за кошкой в доме.

Декоративные птицы, их виды, содержание и уход. Аквариум, террариум.

Профилактика здоровья людей, содержащих домашних животных.


Домашние животные

Как человек приручил диких животных. Домашние животные в деревне (лошадь, свинья, овца, корова.).

Образ жизни лошади и коровы. Питание, уход (свиньи, овцы и др).

Домашние птицы в деревне (куры, гуси, утки). Домашние птицы: кормление, уход.

Чем болеют животные. Кто лечит животных.

Как предостеречься от отравлений и болезней при приеме молочных, мясных и других продуктов.


Одежда

Экскурсия в магазин одежды. Повторение знаний о видах одежды, их назначении. Профессии людей, создающих одежду.

Приобретение и хранение одежды (правила, способы).

Виды сезонной одежды: летняя, зимняя, демисезонная.

Одежда по назначению: деловая, праздничная, спортивная, домашняя, для сна, рабочая.

Уход за одеждой: стирка, чистка, починка (практические занятия).

Деловые игры: «Собираем чемоданы к морю»; «На зимние каникулы»; «Необходимые и важные вещи в гардеробе».


Обувь

Экскурсия в обувной магазин. Виды обуви, их назначение.

Приобретение и хранение обуви (правила, способы).

Сезонная обувь: летняя, зимняя, демисезонная.

Обувь по назначению: спортивная, домашняя, выходная, рабочая.

Уход за обувью. Починка обуви (экскурсия в мастерскую).

Профессии людей, создающих обувь.


Белье
      Белье, его виды и назначение: постельное, кухонное, нательное. Ткани для белья. Гигиенические и эстетические требования к выбору белья.
      Стирка белья: ручная, машинная.
      Моющие средства для разных видов белья. Кипячение, правила безопасности. Правила сушения белья из шерсти, льна, шелка. Глажение, правила работы с утюгом, техника безопасности.
      Правила хранения белья в шкафах, комодах, корзинах.
      Ремонт белья.

6 класс

Повторение

Типы городских и сельских домов. Подготовка дома, квартиры к приёму гостей.


Наше жилище

Сезонные работы в доме, их виды. Подготовка квартиры (дома) к осени (зиме).

Работы во дворе, в огороде, на участке.

Подготовка материалов для утепления окон.


Квартира

Планировка квартиры. Функциональное назначение всех помещений квартиры и дома. План обустройства прихожей.

Гостиная, ее функциональное предназначение.

План обустройства (зонирование) гостиной.

Сон — здоровье человека. Режим сна. Почему снятся тревожные сны.

Обустройство комнаты для сна.

Помещение для детей (детская комната).

Кухня, ее оборудование.

Санузел и ванная комната. Правила безопасного поведения в кухне, в ванной комнате.

Подсобные помещения в квартире, их оборудование.


Растения в доме

Растения в доме, их назначение: оздоровление, эстетика быта. Виды комнатных растений (3—5 видов). Экзотические растения (лимонное дерево, кактус и др.).

Цветущие растения, их особенности. Уход за декоративными растениями: подкормка, температурный, световой режим.

Посуда, ее виды для комнатных растений.

Интерьер комнаты с растениями. Советы цветоводу.

Практические работы: посадка, полив, формирование кроны.

Огород на подоконнике (балконе): посадка лука, посев петрушки, укропа.


Зимние вещи

Зимняя одежда, использование, хранение шерстяных, меховых, кожаных вещей. Уход за зимней одеждой. Починка одежды. Штопка шерстяных вещей.

Правила использования зимней обуви.


Гигиена тела, нижнее белье

Гигиенический режим по уходу за телом (ванная, душ, баня). Ежедневные гигиенические процедуры. Режим смены белья, носков, чулок. Хранение вещей индивидуального пользования.


Стираем белье

Моющие средства, их виды: порошки, мыло, пасты, отбеливатели. Техника безопасности при использовании моющих средств.

Условные обозначения на упаковках с моющими средствами и на белье.

Стиральная машина, правила обращения.

Подготовка вещей к стирке: очистка от пыли, шерсти, волокон, починка белья, сортирование по типу ткани и окраске.

Правила замачивания, кипячения, отбеливания.

Экскурсия в прачечную. Знакомство со стиральными машинами, сушилками, гладильными стенками.

Практическая работа: стирка вещей.


Кухня

Оборудование кухни, оформление кухни.

Правила пользования газовой, электрической плитой, уход за ними.

Техника безопасности при пользовании нагревательными приборами.

Холодильник, морозильник (устройство, назначение). Правила пользования электроприборами на кухне.

Соковыжималка, кофемолка, миксер, мясорубка, овощерезка.

Техника безопасности, уход за бытовыми приборами.

Кухонная утварь (шумовка, дуршлаг, мясорубка, половник — разливная ложка, вилка большая, ножницы, ножи, лопаточки, прихватки, полотенце, салфетки). Правила гигиены и хранения.

Деревянный инвентарь (разделочная доска, скалки, пестики, хлебница). Уход за деревянными изделиями.

Посуда на кухне (кастрюли, сковородки, миски). Правила ухода и хранения.

Предметы для сервировки стола (тарелки: суповая, для второго блюда, для десерта, блюдце). Чашки, ложки, вилки, ножи (назначение, чистка, хранение).

Посуда для круп и сыпучих продуктов, уход за ними.


Организация питания семьи

Питание и здоровье человека. Режим питания. Продукты питания, их виды.

Мясо и мясопродукты, правила хранения.

Молоко и молочные продукты, правила хранения.

Яйца, жиры, правила хранения.

Овощи, грибы, правила хранения.

Плоды, ягоды, правила хранения.

Мука, мучные продукты, крупа, правила хранения.

Меню на неделю (в зависимости от сезона и питательной ценности продуктов).

Полуфабрикаты, виды, способы приготовления.

Первичная обработка продуктов: мытье, очистка, размораживание, просеивание, переработка, нарезка. Техника безопасности при работе с режущими инструментами.

Тепловая обработка продуктов: варка, жарение, тушение, выпечка, запекание, приготовление на пару. Техника безопасности при работе с горячей посудой.

Практические работы: приготовление салатов; варка яиц и др.

Сервировка стола для завтрака и ужина.


Молоко

Способы сохранения молока. Кипячение молока.

Практические работы: приготовление молочного супа, каши.


Домашние заготовки

Продукты для длительного хранения.

Сушка, замораживание, соление, консервирование. Хранение и консервирование продуктов.

Отравление консервированными продуктами, правила первой помощи.

Быстрое приготовление варенья.


Сад и огород

Растения сада и огорода (повторение). Витаминная и пищевая ценность овощей, фруктов, ягод.

Выращивание овощей, пряной зелени (семена, почва, посев).

Правила хранения овощей, фруктов, ягод.

Овощные и фруктовые салаты. Фруктовый мусс, коктейли из соков.

7 класс

Повторение пройденного материала

Продукты для длительного хранения. Способы использования и сохранения продуктов.

Правила первой помощи при отравлении продуктов.


Питание: Завтрак

Ежедневное меню. Стоимость основных продуктов питания для семьи. Продуктовая корзина на неделю.

Завтраки. Бутерброды, их виды, правила приготовления. Каши (манная, гречневая). Блюда из яиц (яичницы, омлеты). Напитки для завтрака (соки, чай, кофе).

Посуда для завтрака. Сервировка стола.


Обед

Меню на обед. Стоимость и расчет основных продуктов.

Питательная ценность овощей, мяса, рыбы, фруктов. Быстрые обеды (мясные кубики, овощи, рыба, полуфабрикаты).

Супы (виды, способы приготовления).

Мясные блюда (виды, способы приготовления).

Рыбные блюда (способы приготовления).

Картофельные блюда.

Овощные салаты (капуста, морковь, свекла и др.).

Фруктовые напитки (виды, способы приготовления).

Посуда для обеда, сервирование.

Правила приема пищи.


Ужин

Меню на ужин (стоимость и расчет основных продуктов).

Холодный ужин (меню, способы приготовления).

Горячий ужин (меню, способы приготовления).

Напитки для ужина (теплое молоко, кефир, соки).

Посуда для ужина. Сервировка стола.


Хлеб в доме

История хлеба. Хлеб в сознании человека как ценность и мерило труда. Русский хлеб, его разновидности. Хранение хлеба.

Блюда из хлеба на завтрак, обед, ужин.


Соль, сахар, пряности, приправы

Соль, ее назначение для питания, использование соли.

Сахар, его польза и вред.

Виды пряностей и приправ в пище.


Праздник в доме

Когда случаются праздники?

Гостеприимство как форма нравственного поведения людей.

Подготовка дома (квартиры) к приему гостей (уборка, гигиена помещений). Дизайн праздничного дома.

Этикетные правила приема гостей (внешний вид, речь, прием подарков, поздравлений, общение с гостями, проводы, прощание с гостями).


Праздничная кулинария

Продукты для праздника, их расчетная стоимость.

Меню для праздничного стола на 6 персон.

Праздничная кулинария (3—5 рецептов).

Праздничное тесто (пироги, пирожки, печенье).

Сервирование праздничного стола (скатерть и салфетки из ткани, однородная посуда и столовые приборы). Украшения на столе (свечи, цветы).

Практическое занятие: приглашаем гостей.


Ремонт в доме

Виды ремонта в доме. Косметический ремонт: подготовка помещений, закупка необходимых материалов и инструментов для ремонта потолков, стен, полов (перечень, стоимость).

Обновление потолков (правила, практические приемы).

Оклеивание стен обоями (правила выбора обоев, расчет количества обоев на 14—18 квадратных метров, подготовка обоев и клея, правила наклеивания обоев).

Краски для ремонта окон, дверей, пола (названия, распознавание банок, техника безопасности, правила окрашивания).

Мелкий технический ремонт (для мальчиков).


8 класс

Повторение пройденного материала

Традиции гостеприимства. Подготовка дома к приёму гостей.


Разумная экономика

Заработная плата. Бюджет семьи.

Планирование расходов в семье из четырех человек: коммунальные платежи; продуктовая корзина, цена, стоимость продуктов; приобретение одежды, обуви.

Вещи долговременного пользования, их стоимость.

Планирование денежных средств на отдых, непредвиденные расходы.

Практические работы: расчет показаний расхода электроэнергии с электросчетчика, расчет платы на коммунальные услуги, заполнение бланков для оплаты коммунальных услуг, платежные документы, их хранение.

Деловые игры: планирование бюджета семьи.


Наши ближайшие планы

Организация режима жизни членов семьи. Планирование рабочих и выходных дней.

Распределение обязанностей на неделю. Анализ программы членов семьи на неделю (практическое занятие).


Здоровье

Гигиенический режим, его правила в течение дня, недели.

Источники заболеваний. Профилактика воспалительных и вирусных заболеваний.

Травмы, ожоги. Помоги себе сам при порезах, ожогах (правила, средства). Правила вызова врача, «скорой помощи». Уход за больными в доме.


Домашняя аптека

Правила комплектования аптеки.

Средства от головной боли, кишечных расстройств, простудных заболеваний.

Народные безопасные средства для дезинфекции, полоскания, ожогов и др.

Правила обращения с лекарствами. Хранение лекарств.


Здоровье и красота

Толкование пословиц о красоте и здоровье. Понятие о здоровом образе жизни. Здоровье, спорт, интересный досуг — красота жизни.

Внешняя красота, ее правила.

Гигиенические средства по уходу за кожей, волосами.

Гигиенические правила для девушек.

Гигиенические правила для юношей.

Косметические средства для молодых людей.

Гигиенические уголки в доме, их оборудование. Нравственное здоровье (культура поведения и речи, этика отношений между юношами и девушками, младшими и старшими).


Правила этики

Поведение в общественных местах.

Правила обращения к незнакомому человеку. Правила знакомства.

Правила выхода из конфликтной ситуации в семье, с друзьями.

Правила поведения в гостях.


Организация досуга

Составление перечня любимых и нелюбимых занятий. Понятия досуг, отдых, развлечения.

Организация досуга как источника получения новых знаний. Досуг как укрепление и развитие здоровья.

Досуг как развитие постоянного интереса к какому-то виду деятельности (коллекционирование, фотография, походы и др.).

Отдых, его разновидности. Отдых как часть режима дня, недели. Бездеятельность и отдых. Развлечения, виды развлечений (прогулки, дискотеки, слушание музыки, настольные игры и др.).

Практические работы: самостоятельное планирование досуговой деятельности. Планирование отдыха для членов семьи. Список любимых развлечений.


Летний отдых

Планирование отдыха на лето.

Отпуск, расчет дней для отдыха. Бюджет отдыха.

Выбор места для отдыха. Подготовка к путешествию: выбор транспорта, оплата проезда.

Собираем вещи для турпохода (перечень), отдыха на море (перечень), отдыха на даче (перечень), поездки к друзьям на неделю (перечень).


Повторение

Правила гигиены и ухода за собой. Различия между досуговой деятельностью и развлечением. Планирование отдыха.




Календарно - тематическое планирование


5 класс

урока

Раздел и тема урока

Дата

Кол-во часов

Виды деятельности


Введение 4ч.

1

Предмет «Домоводство».

Значение домоводства.

Семья. Члены семьи.


-Прослушивание темы урока.

-Просматривание видеоматериала и презентаций.

-Ответы на вопросы.

-Участие в беседе.

-Работа с тетрадью.

-Выполнение заданий.

2

Понятие о доме, семье, семейных обязанностях.


3

Семейные традиции.


4

Современная семья.



Жилище 4ч.

5

Городское и сельское жилище. Типы домов.


-Прослушивание темы урока.

-Просматривание видеоматериала и презентаций.

-Ответы на вопросы.

-Участие в беседе.

-Работа с тетрадью.

-Выполнение заданий.

6

Коммунальные удобства, их назначение.


7

Правила пользования лифтом, почтовым ящиком, домофоном, кодовым замком.


8

Пожар в доме (причины, источники). Правила пожарной безопасности.



Уход за жилищем 3ч.

9

Рассказ-описание «Наша квартира». Назначение жилых комнат.


-Составление рассказа.

-Прослушивание темы урока.

-Ответы на вопросы.

-Участие в беседе.

-Работа с тетрадью.

-Работа с раздаточным материалом.

-Самостоятельное выполнение практической работы.

-Соблюдение техники безопасности.

10

Инвентарь для уборки квартиры.

Моющие средства, их виды.


11

Практическая работа.

Уход за жилищем (классом).



Помощники в доме 2ч.

12

Помощники в доме: газовая, электрическая плита, пылесос, холодильник и др.


-Прослушивание объяснение учителя.

-Просмотр наглядного материала.

-Ответы на вопросы.

-Работа с тетрадью.

-Самостоятельное выполнение практической работы.

-Соблюдение техники безопасности.

13

Усвоение правил работы с электрическими приборами.



Мебель 3ч.

14

Виды мебели и уход за ней.


-Прослушивание темы урока.

-Просматривание видеоматериала и презентаций.

-Ответы на вопросы.

-Участие в беседе.

-Работа с тетрадью.

-Выполнение заданий.

15

Мягкая мебель. Уход за мягкой мебелью.


16

Ковровые изделия. Чистка ковров.



Окна, стекла, зеркала в доме 3ч.

17

Пусть зеркало расскажет...» История стекла и зеркала.


-Прослушивание объяснение учителя.

-Просмотр наглядного материала.

-Ответы на вопросы.

-Работа с тетрадью.

-Самостоятельное выполнение практической работы.

18

Правила ухода за зеркалами и стеклами.


19

Средства для чистки стекол, зеркал, зеркальных покрытий.



Насекомые и грызуны в доме - источники опасных заболеваний 3ч.

20

Мыши, крысы. Профилактика и борьба с грызунами в доме


-Прослушивание темы урока.

-Ответы на вопросы.

-Участие в беседе.

-Работа с тетрадью.

-Работа с учебным материалом.

-Внимательное изучение инструкции.

21

Тараканы, домашние муравьи. Профилактика, средства для избавления.


22

Правила безопасного обращения с ядохимикатами. Медицинская помощь при отравлениях.



Животные в городской квартире 2ч.

23

Для чего нужны животные в доме. Собака в доме (квартире).


-Прослушивание объяснение учителя.

-Работа с раздаточным материалом.

-Ответы на вопросы.

-Участие в беседе.

-Работа с тетрадью.

24

История кошки. Кошка в доме (квартире).



Домашние животные 2ч.

25

Домашние животные и птицы в деревне.


-Прослушивание объяснение учителя по теме урока.

-Просмотр наглядного материала.

-Ответы на вопросы.

-Работа с тетрадью.

-Внимательное изучение инструкции.

26

Чем болеют животные. Кто лечит животных. Возможные болезни, при приеме молочных, мясных и других продуктов.



Одежда 3ч.

27

Виды одежды, её назначение.

Деловая игра: «Необходимые и важные вещи в гардеробе».


-Прослушивание темы урока.

-Ответы на вопросы.

-Участие в беседе.

-Работа с тетрадью.

-Работа с раздаточным материалом, журналами мод.

-Самостоятельное включение в игру.

-Самостоятельное выполнение практической работы.

28

Виды сезонной одежды. Деловая игра: «Собираем чемоданы к морю», «На зимние каникулы»


29

Уход за одеждой. Практическая работа: стирка.



Обувь 2ч.

30

Обувь, её виды и назначение. Приобретение и хранение обуви.


-Прослушивание темы урока.

-Ответы на вопросы.

-Участие в беседе.

-Работа с тетрадью.

-Работа с раздаточным материалом, журналами мод.

31

Сезонная обувь. Обувь по назначению.

Уход за обувью.



Белье 3ч.

32

Бельё, его виды и назначение.


-Прослушивание объяснение учителя по теме урока.

-Ответы на вопросы.

-Работа с тетрадью.

-Работа с раздаточным материалом.

-Внимательное изучение инструкции.

33

Правила хранения белья в шкафах, комодах, корзинах.


34

Стирка белья. Моющие средства для разных видов белья.






6 класс

урока

Раздел и тема урока

Дата

Кол-во часов

Виды деятельности


Повторение 2ч.

1

Городское и сельское жилище: типы городских и сельских домов.


-Прослушивание темы урока.

-Ответы на вопросы.

-Участие в беседе.

-Работа с тетрадью.

2

Подготовка дома (квартиры) к приёму гостей.



Наше жилище 3ч.

3

Сезонные работы в доме, их виды.


-Прослушивание темы урока.

-Участие в беседе.

-Работа с тетрадью.

-Работа с раздаточным материалом.

-Самостоятельное выполнение практической работы.

-Соблюдение техники безопасности.

4

Подготовка квартиры (дома) к осени (зиме).


5

Практическая работа: Утепление окон.



Квартира 3ч.

6

Планировка квартиры. Функциональное назначение всех помещений. Гостиная, детская, спальня.


-Прослушивание темы урока.

-Ответы на вопросы.

-Участие в беседе.

-Работа с тетрадью.

-Работа с раздаточным материалом, журналами.

-Составление схем.


7

Планировка квартиры. Подсобные помещения.


8

Кухня, её оборудование

Санузел и ванная комната.

Правила техники безопасности.



Растения в доме 2ч.

9

Растения в доме, их назначение,

виды, уход.


-Прослушивание объяснение учителя.

-Наблюдение за демонстрацией учителя.

-Ответы на вопросы.

-Работа с тетрадью.

-Внимательное изучение инструкций.

-Самостоятельное выполнение практической работы.

-Соблюдение техники безопасности.

10

Огород на подоконнике (балконе). Практическая работа: посадка лука.



Зимние вещи 2ч.

11

Зимняя одежда, использование, хранение шерстяных, меховых, кожаных вещей.


-Прослушивание темы урока.

-Ответы на вопросы.

-Участие в беседе.

-Работа с тетрадью.

-Выполнение заданий.

12

Уход за зимней одеждой. Починка одежды.



Гигиена тела, нижнее белье 2ч.

13

Гигиенический режим по уходу за телом (ванная, душ, баня).


-Прослушивание объяснение учителя.

-Ответы на вопросы.

-Работа с тетрадью.

-Просмотр раздаточного материала, журналов.

-Внимательное изучение инструкции.

14

Ежедневные гигиенические процедуры. Режим смены белья, носков, чулок.



Стираем белье 3ч.

15

Моющие средства, их виды.

Техника безопасности при использовании моющих средств.


-Прослушивание темы урока.

-Ответы на вопросы.

-Участие в беседе.

-Работа с тетрадью.

-Работа с учебным и раздаточным материалом.

-Внимательное изучение инструкции.

-Выполнение практической работы.

16

Стиральная машина,

правила обращения.


17

Практическая работа: Стирка вещей.



Кухня 4ч.

18

Оборудование кухни, оформление кухни.


-Прослушивание объяснение учителя.

-Работа с раздаточным материалом.

-Ответы на вопросы.

-Участие в беседе.

-Работа с тетрадью и учебником.

-Внимательное изучение инструкции.

-Выполнение практической работы.

19

Холодильник (устройство, назначение). Правила пользования электроприборами на кухне.


20

Посуда на кухне. Правила ухода и хранения.


21

Предметы для сервировки стола. Столовые приборы, их назначение, чистка, хранение.



Организация питания семьи 5ч.

22

Питание и здоровье человека.

Мясо и мясные продукты, правила хранения.


-Прослушивание объяснение учителя по теме урока.

-Просмотр наглядного материала.

-Наблюдение за демонстрацией учителя.

-Ответы на вопросы.

-Работа с тетрадью и информационным материалом.

-Внимательное изучение инструкции.

-Выполнение практической работы.

23

Молочные продукты, яйца, жиры, правила хранения.

Практическая работа: Варка яиц.


24

Овощи, грибы. Фрукты, ягоды, правила хранения.


25

Практическая работа: Приготовление салата.


26

Мука, макаронные изделия, крупы, правила их хранения.



Молоко 2ч.

27

Способы сохранения молока.


-Прослушивание темы урока.

-Ответы на вопросы.

-Работа с тетрадью.

-Работа с раздаточным материалом.

-Изучение инструкции.

-Самостоятельное выполнение практической работы.

28

Практическая работа: Приготовление молочного супа, каши.



Домашние заготовки 3ч.

29

Продукты для длительного хранения.


-Прослушивание темы урока.

-Ответы на вопросы.

-Участие в беседе.

-Работа с тетрадью.

-Работа с раздаточным и наглядным материалом.

-Изучение инструкции.


30

Способы заготовки продуктов: сушка, замораживание, соление, консервирование.


31

Отравление продуктами, правила первой помощи.



Сад и огород 3ч.

32

Растения сада и огорода.


-Прослушивание объяснение учителя по теме урока.

-Ответы на вопросы.

-Работа с тетрадью.

-Работа с раздаточным материалом.

-Внимательное изучение инструкции.

-Самостоятельное выполнение практической работы.

33

Выращивание овощей, пряной зелени. Практическая работа: Подготовка семян, грунта.


34

Практическая работа: Овощные и фруктовые салаты.

Фруктовый мусс, коктейли из соков.












7 класс

урока

Раздел и тема урока

Дата

Кол-во часов

Виды деятельности


Повторение 2ч.

1

Правила техники безопасности в кабинете домоводства.

Продукты для длительного хранения.


-Прослушивание темы урока.

-Просматривание презентаций.

-Ответы на вопросы.

-Участие в беседе.

-Работа с тетрадью.

2

Полуфабрикаты и правила пользования ими.



Питание: завтрак, обед, ужин 12ч.

3

Завтраки (содержание меню).


-Прослушивание темы урока.

-Просматривание видеоматериала и презентаций.

-Ответы на вопросы.

-Участие в беседе.

-Работа с тетрадью и сборником рецептов.

-Выполнение заданий.

-Работа с раздаточным материалом.

-Самостоятельное выполнение практической работы.

-Соблюдение техники безопасности.

4

Блюда из яиц (яичницы, омлеты).


5

Каши (манная, гречневая).


6

Посуда для завтрака. Сервировка стола.


7

Составление меню на обед.


8

Супы (виды, способы приготовления).


9

Овощные салаты (капуста, морковь, свёкла и др.). Блюда из картофеля.


10

Мясные и рыбные блюда (виды, способы приготовления).


11

Фруктовые напитки (виды, способы приготовления).


12

Меню на ужин (стоимость и расчёт основных продуктов).


13

Холодный, горячий ужин (меню, способы приготовления).


14

Посуда для ужина. Сервировка стола.



Хлеб в доме 2ч.

15

История хлеба. Хлеб в сознании человека как ценность и мерило труда.


-Составление рассказа.

-Прослушивание темы урока.

-Ответы на вопросы.

-Участие в беседе.

-Работа с тетрадью.

-Просматривание видеоматериала, презентации.

16

Русский хлеб и его разновидности. Хранение хлеба. Блюда из хлеба.



Соль, сахар, пряности, приправы 1ч.

17

Соль и сахар, их назначение, использование, польза и вред.

Виды пряностей и приправ.


-Прослушивание объяснение учителя.

-Просмотр наглядного материала.

-Ответы на вопросы.

-Работа с тетрадью.


Праздник в доме 3ч.

18

Когда случаются праздники? Гостеприимство как форма нравственного поведения людей.


-Прослушивание темы урока.

-Просматривание презентаций, журналов.

-Ответы на вопросы.

-Участие в беседе.

-Работа с тетрадью.

-Выполнение заданий.

-Самостоятельное включение в игру.


19

Подготовка дома (квартиры) к приёму гостей (уборка, гигиена помещений). Дизайн праздничного дома.


20

Этикетные правила приёма гостей (внешний вид, речь, приём подарков, поздравлений).



Праздничная кулинария 7ч.

21

Продукты для праздника, их расчётная стоимость.


-Прослушивание объяснение учителя.

-Просмотр наглядного материала.

-Ответы на вопросы.

- Работа с тетрадью и сборником рецептов.

-Самостоятельное выполнение практической работы.

-Соблюдение техники безопасности.

-Внимательное изучение инструкции.

-Самостоятельное включение в игру.


22

Меню для праздничного стола на 6 персон.


23

Закуски и салаты для праздничного стола.


24

Праздничная кулинария (3-5 рецептов).


25

Праздничное тесто (пироги, пирожки, печенье).


26

Сервирование праздничного стола (скатерть и салфетки из ткани, однородная посуда и столовые приборы).

Украшения на столе (свечи, цветы и пр.)


27

Практическое занятие: деловая игра «Праздничное чаепитие».



Ремонт в доме 7ч.

28

Виды ремонта в доме (квартире).


-Прослушивание темы урока.

-Ответы на вопросы.

-Участие в беседе.

-Работа с тетрадью.

-Работа с учебным материалом.

-Наблюдение и анализ.

Рассказ, беседа.

-Узнавание и называние изученных объектов.

-Внимательное изучение инструкции.

-Выполнение совместно с учителем практической работы.

29

Косметический ремонт.


30

Закупка необходимых материалов и инструментов для ремонта потолков, стен, пола.


31

Практическая работа: Составление списка

материалов для ремонта.


32

Экскурсия в магазин строительных материалов.


33

Краски для ремонта окон, дверей, пола. Техника безопасности при окрашивании. Правила окрашивания.


34

Правила выбора обоев и клея для них. Расчёт количества обоев.
































8 класс

урока

Раздел и тема урока

Дата

Кол-во часов

Виды деятельности


Повторение 1ч.

1

Правила техники безопасности в кабинете.

Традиции гостеприимства.


-Прослушивание темы урока.

-Ответы на вопросы.

-Участие в беседе.

-Работа с тетрадью.

-Повторение инструктаж о соблюдении правила техники безопасности в кабинете.


Разумная экономика 7ч.

2

Заработная плата.



-Прослушивание темы урока.

-Просматривание презентации.

-Ответы на вопросы.

-Участие в беседе.

-Работа с тетрадью.

-Работа с раздаточным материалом.

-Выполнение заданий.

-Самостоятельное включение в игру.


3

Бюджет семьи.


4

Планирование расходов в семьи из четырех человек: коммунальные платежи.


5

Продуктовая корзина, цена, стоимость продуктов.


6

Приобретение одежды, обуви.

Экскурсия в магазин.


7

Расчёт показаний расхода электроэнергии с электросчётчиков. Расчёт платы на коммунальные услуги.


8

Деловые игры (планирование бюджета семьи).



Наши ближайшие планы 2ч.

9

Организация режима жизни членов семьи. Планирование рабочих и выходных дней.


-Составление рассказа.

-Прослушивание темы урока.

-Ответы на вопросы.

-Участие в беседе.

-Работа с тетрадью.

-Самостоятельное выполнение практической работы.

10

Распределение обязанностей на неделю.



Здоровье 3ч.

11

Гигиенический режим, его правила в течение дня, недели.


-Прослушивание объяснение учителя.

-Просмотр наглядного материала.

-Ответы на вопросы с опорой на иллюстративный материал.

-Работа с тетрадью и учебным материалом.

-Самостоятельное выполнение практической работы.

12

Источники заболеваний.

Профилактика воспалительных и вирусных заболеваний.


13

Травмы, ожоги. Помоги себе сам при порезах, ожогах (правила, средства).



Домашняя аптека 2ч.

14

Правила комплектования аптечки.

Средства от головной боли, кишечных расстройств, простудных заболеваний.


-Прослушивание темы урока.

-Просматривание презентации.

-Ответы на вопросы.

-Участие в беседе.

-Работа с тетрадью.

15

Правила обращения с лекарствами. Хранение лекарств.



Здоровье и красота 5ч.

16

Толкование пословиц о красоте и здоровье.


-Прослушивание объяснение учителя.

-Просмотр наглядного материала.

-Ответы на вопросы.

-Работа с тетрадью.

-Самостоятельное выполнение практической работы.

17

Здоровье, спорт, интересный досуг - красота жизни.


18

Гигиенические средства по уходу за кожей, волосами.


19

Гигиенические правила для девушек, юношей.


20

Косметические средства для молодых людей.



Правила этики 3ч.

21

Поведение в общественных местах.


-Прослушивание темы урока.

-Ответы на вопросы.

-Участие в беседе.

-Работа с тетрадью.

-Работа с учебным материалом.

-Внимательное изучение инструкции.

22

Правила обращения к незнакомому человеку. Правила знакомства.


23

Правила поведения в гостях.



Организация досуга 5ч.

24

Понятия досуг, отдых, развлечения.


-Прослушивание объяснение учителя.

-Работа с раздаточным материалом.

-Ответы на вопросы.

-Участие в беседе.

-Работа с тетрадью.

-Соблюдать усвоенные правила культуры поведения в общественных местах и в повседневной жизни.

-Коллективное составление рассказа.

-Соблюдать усвоенные правила здорового образа жизни.

-Составить список развлечений, видов развлечений.

25

Организация досуга как источника получения новых знаний.


26

Досуг как укрепление и развитие здоровья.


27

Досуг как развитие постоянного интереса к какому-то виду деятельности (коллекционирование, фотография, походы и др.).


28

Развлечения, виды развлечений (прогулки, дискотеки, слушание музыки, настольные игры).



Летний отдых 4ч.

29

Планирование отдыха на лето.


-Прослушивание объяснение учителя по теме урока.

-Ответы на вопросы.

-Работа с тетрадью.

-Участие в беседе.

-Составление рассказа.

-Составить список покупок для отдыха.

-Работа с наглядным, раздаточным материалом.

30

Выбор места для отдыха.

Подготовка к путешествию: выбор транспорта, оплата проезда.


31

Перечень вещей для разного вида отдыха (турпоход, на море, на даче).


32

Собираем вещи для поездки к друзьям на неделю.



Повторение 2ч.

33

Правила гигиены и ухода за собой.


-Самостоятельное выполнение практической работы по выполнению гигиенических процедур: соблюдать правила личной гигиены по уходу за полостью рта, волосами, кожей рук и т.д.

-Ответы на вопросы.

-Участие в беседе.

-Составить рассказ с опорой на план, сюжетные картинки.

34

Различия между досуговой деятельностью, развлечением и отдыхом, их планирование.














Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности


Учебно-методическое обеспечение:

Дидактические пособия для учащихся:

- Раздаточные индивидуальные карточки; занимательный и развивающий материал по предмету; материал для коррекции психических процессов: речи, внимания, памяти, зрительного и слухового восприятия; занимательный материал: загадки, пословицы, поговорки, ребусы, кроссворды; перфокарты по трудным темам; предметные, сюжетные картины, рисунки и иллюстрации, диафильмы, презентации, инструкции по ТБ; таблицы, алгоритмы по основным темам;

- В.А. Зырянова, И.А. Хаминова «Подготовка младшего обслуживающего персонала» 5,6,7,8,9 класс - учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида по курсу «Технология».

- Учебники Домоводство Г.Б. Картушина, М.: «Просвещение», 1970г.

- А.Г. Галле, Л.Л. Кочетова «Тетрадь по обслуживающему труду (для учащихся коррекционных школ VIII вида)» 6-9 класс. – М.: «АРКТИ», 2009г.

Дидактические и методические пособия для учителя:

- «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» под ред. И.М. Бгажноковой, Л.В. Гомилка,М.: «Просвещение», 2013

- В.В.Воронкова «Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в С(К)О школе VIIIвида. М.: ВЛАДОС, 2003 г.

- А.П.Анастасова «Жизнь без опасностей» часть 1-2, 3-4.ОБЖ. / М.: Просвещение, 1998 г.

- «Человек» В.А. Постовская, М.: «Просвещение» 1986г.

- «Трудовое обучение» под редакцией П.Р.Атутова. М.: Просвещение, 1989 г.

- А.В.Коротеев «Первая помощь при несчастных случаях, травмах, внезапных заболеваниях» М.: Просвещение, 1987 г.

- «Правила дорожного движения» Н.А. Извекова, М.: «Просвещение» 1980г.

- «Социально-бытовая ориентировка» 5-9 кл. С.А.Львова, Волгоград: «Учитель» 2012г.

- Синица Н.В. Технология. Технологии ведения дома: методическое пособие /Н.В. Синица. – М.: Вентана-Граф, 2013г.

- Алёнкина, О.А. Классные часы по профориентации школьников: учеб.-метод. Пособие / О.А. Алёнкина; под ред. Т.В. Черниковой. – М.: Планета, 2012г.

- Субчева В.П. Социально-бытовая ориентировка 5,6,7,8,9 класс. Учебное пособие для специальных (коррекционных) школ VIII вида. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2013г.

- Зайцева, И.А. 1000 правила этикета и сервировки стола. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2009г.

- Лабзина, А. Я. Обслуживающий труд : учеб. пособие для 4,5,6 кл./А. Я. Лабзина, Е. В. Васильченко. – М.: Просвещение, 1983г.

- Гришин, П. Приготовление пищи, М.: ВАКС, 1993г.

- Неклюдова, Н.П.Кулинария, Чел.: Аркаим, 2003г.

- Богушева В.И., Технология приготовления пищи: учеб.-метод. пособие / В.И. Богушева. – Ростов н/Д: Феникс, 2013г.

Материально-техническое обеспечение

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Кол-во

Примечания

Печатные пособия

Набор плакатов соответствующие тематике программы по основам социальной жизни.

14

1. Адрес

2. Гигиена питания

3. Гигиена полости рта

4. Движение учащихся группами и в колонне

5. На улицах города

6. Оборудование кухни и требования к ее содержанию

7. Обход транспорта

8. Переход улиц и дорог

9. Пешеходные переходы

10. Правила безопасной работы приспособлениями

Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определённой в программе по основам социальной жизни.

4

Таблицы, соответствующие тематике программы по основам социальной жизни.

4

Технические средства обучения

Магнитная классная доска.

1

15. Правила личной гигиены

Утюг электрический.

1

16. Правила поведения в кабинете СБО

Мультимедийный проектор.

1

18. Предупреждение воздушно-капельных инфекций

Экспозиционный экран.

1

Размер не менее 150X150 см

Ноутбук.

1

19. Причины дорожно-транспортных происшествий

Электроплита четырёх конфорочная.

1

20. Суточная потребность в витаминах

Холодильник.

1

21. Транспортные средства

Доска гладильная.

1

22. Требования к обработке и хранению продуктов

Экранно - звуковые пособия

Видеофильм, соответствующие тематике программы по основам социальной жизни.

1

17. Правила техники безопасности при работе с горячей посудой и жидкостью

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике примерной программы по основам социальной жизни.

28

11. Правила безопасной работы с газовой плитой 12. Правила безопасной работы с горячей жидкостью

13. Правила безопасности при работе с ручными инструментами

14. Правила дорожного движения для велосипедистов

Игры и игрушки

Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов (по темам: дом, комнатные растения, «Составь меню», магазин и др.).

5


Настольные развивающие игры (типа «Эрудит») и др.

5


Оборудование класса

Ученический стол одноместный со стулом.

1


Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

4


Стол учительский с тумбой.

1


Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

1


Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

1




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по внеурочной деятельности «домоводство» для 5 - 8 классов

Автор: Садовникова Анна Васильевна

Дата: 11.03.2023

Номер свидетельства: 627311


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства