Рабочая программа по учебному предмету "Русский язык" 2 класс
Рабочая программа по учебному предмету "Русский язык" 2 класс
Учебный предмет «Русский язык» представлен следующими содержательными линиями:
система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис); орфография и пунктуация; развитие речи.
Содержание учебного предмета имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету "Русский язык" 2 класс»
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«2-Пристанская основная общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНА УТВЕРЖДЕНА
на заседании МО приказом МБОУ
учителей начальных классов «2-Пристанская ООШ»
протокол №1от 29.08 2014 02.09.2014 №125.
.
Рабочая программа
по учебному предмету
«Русский язык»
для 2 класса
Составитель
Кофанова Нина Ярославна,
учитель начальных классов
д. Пристань – 2, 2014
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 2 класса разработана в соответствии с правовыми и нормативными документами:
- Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС НОО);
- Положением о рабочих программах по учебному предмету, курсу МБОУ «2-Пристанская ООШ», утвержденным приказом от 01.09.2014г. № 115.
- учебным планом МБОУ «2-Пристанская ООШ» на 2014-2015 учебный год, утвержденным приказом от 01.09.2014 № 115.
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» разработана на основе требований ФГОС НОО к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и программы формирования универсальных учебных действий.
Цель:
ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся; формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Задачи:
развивать речь, мышление, воображение учащихся, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
формировать у учащихся представления о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
формировать навыки культуры речи во всех её проявлениях, умение правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Учебный предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании учащихся.
Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Русский язык» представлен следующими содержательными линиями:
система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис); орфография и пунктуация; развитие речи.
Содержание учебного предмета имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе.
Языковой материал обеспечивает формирование у учащихся первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей учащихся, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка.
Выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию учащихся в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи.
Серьёзное внимание уделяется формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.
Значимое место отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Предусмотрено целенаправленное формирование навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками.
Учебный предмет предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс.
Описание места учебного предмета в учебном плане
На изучение учебного предмета «Русский язык» во 2 классе отводится 5 ч в неделю, всего 170 ч в год.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление (присвоение) учащимися системы ценностей.
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов
нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского Общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации.
Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками различных социальных ситуациях,\умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Метапредметные результаты:
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями к реализации, определять наиболее эффективные способы достижения
Использование знаково-символических средств представления информации.
Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
Овладение дальнейшими сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык»
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата
Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач
Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
Предметные результаты.
Учащиеся должны знать, уметь:
предложение как единицу речи; термины и грамматические особенности предложений, различных по цели высказывания (предложения повествовательные, вопросительные и побудительные); предложения, различные по интонации (восклицательные, невосклицательные, вопросительные);
оформление предложений в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки препинания — точка, вопросительный и восклицательный знаки); признаки текста и типы текстов (повествование описание); главные члены предложения; связь слов в предложении; различие словосочетания и предложения;
термины, лексическое значение и основные грамматические признаки (вопрос, число) имени существительного, имени прилагательного, глагола; употребление в предложении имени существительного, прилагательного, глагола, предлога; термины и понятия «корень слова», «однокоренные слова», «разные формы слова»; различение слабой и сильной позиций гласных и согласных в корне слова (без терминологии); способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой позиции в корне слова; фонетическую характеристику гласных и согласных звуков; основные гласные звуки; назначение букв е, ё, ю, я обозначают два звука; различие деления слов на слоги и для переноса; влияние ударения на смысл слова; различие звуков [и] и [й] и букв, их обозначающих; парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твердости и мягкости; обозначение мягкости согласных на письме; роль разделительного мягкого знака (ь) в слове; алфавит, название букв русского алфавита;
употребление прописной буквы в именах, отчествах, фамилиях, кличках животных, названиях городов, рек и т. д.;
Содержание учебного предмета
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительные ь и ъ знаки.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (одно-коренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Единственное и множественное число существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Единственное и множественное число прилагательных.
Глагол. Значение и употребление в речи. Единственное и множественное число глаголов.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами.
Местоимение. Общее представление о местоимении.
Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространенные и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания и пунктуации:
сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;
сочетания чк—чн, чт, нч, щн и др.;
перенос слов;
прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
проверяемые безударные гласные в корне слова;
парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
непроизносимые согласные;
непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
разделительные ъ и ь;
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.
Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам. Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся.
№ п/п
Раздел/тема
Кол - во часов
Основные виды учебной деятельности
Наша речь. 3ч.
1 –
2.
Знакомство с учебником. Виды речи.
Язык и речь, их значение в жизни людей.
1
1
Рассуждать о значении языка и речи в жизни людей, о роли русского языка в жизни и общении. Анализировать речь людей. Наблюдать за особенностями собственной речи и оценивать её. Различать устную, письменную речь и речь про себя.
3.
Диалог и монолог.
1
Отличать диалогическую речь от монологической. Использовать в речи диалог и монолог. Участвовать в учебном диалоге. Соблюдать в речи правила речевого этикета. Работать со страничкой для любознательных. Составлять по рисункам диалог и монолог.
Текст. 4 ч.
4.
Текст. Признаки текста.
1
Отличать текст от других записей по его признакам. Осмысленно читать текст.
5.
Тема и главная мысль текста. Заглавие.
1
Определять тему и главную мысль текста. Соотносить текст и заголовок. Подбирать заголовок к заданному тексту.
6.
Части текста. Построение текста: вступление, основная часть, заключение.
1
Составлять текст по заданной теме.
Выделять части текста. Выбирать ту часть текста, которая соответствует заданной коммуникативной задаче.
7.
Обобщение знаний о тексте. Воспроизведение прочитанного текста.
1
Передавать устно содержание прочитанного текста-образца или составленного текста. Создавать устный и письменный текст. Составлять рассказ по рисунку, данному началу и опорным словам.
8.
Предложение.
Предложение, как единица речи. Знаки препинания в конце предложения.
3ч.
1
Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение. Определять границы предложения в деформированном тексте. Выбирать знак для обозначения конца предложения. Обосновывать выбор знака препинания в конце предложения.
9.
Связь слов в предложении. Логическое ударение.
1
Составлять предложения из слов. составлять ответы на вопросы (устно и письменно).
Соблюдать в устной речи логическое ударение и интонацию конца предложения.
10.
Знаки препинания в конце предложения.
1
Употреблять заглавную букву в начале предложения и необходимый знак препинания в конце предложения.
Писать слова в предложении раздельно.
11.
Члены предложения.
Главные члены предложения (основа).
9ч.
1
Находить главные члены (основу) предложения. Обозначать графически грамматическую основу.
12.
Главные и второстепенные члены предложения
1
Различать и выделять главные и второстепенные члены предложения.
13-14.
Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения.
2
Обосновывать правильность выделения подлежащего и сказуемого. Анализировать схему и составлять по ней сообщение о главных членах предложения.
15-16.
Распространённые и нераспространённые предложения.
2
Различать распространённое и нераспространённое предложения. Составлять распространённые и нераспространённые предложения. Распространять нераспространённые предложения.
17.
Связь слов в предложении
1
Устанавливать при помощи вопросов связь слов между членами предложения. Составлять предложение из деформированных слов.
18.
Стартовая контрольная работа.
1
Контролировать собственные действия.
Определять наличие изученных орфограмм в словах.
19.
Р.Р. Сочинение по репродукции картины И.С.Остроухова «Золотая осень».
1
Рассматривать репродукцию картины И.С.Остроухова «Золотая осень» в «Картинной галерее» учебника.
Составлять рассказ по репродукции картины. Используя данное начало и опорные слова.
Слова, слова, слова…18ч.
Слово и его лексическое значение. 4 ч.
20.
Слово и его лексическое значение.
1
Определять значение слова по толковому словарю. Объяснять лексическое значение слова. Находить в тексте незнакомые слова.
21.
Слово-общее название многих однородных предметов.
1
Определять значение слова по толковому словарю. Объяснять лексическое значение слова. Находить в тексте незнакомые слова. Классифицировать слова по тематическим группам.
22.
Однозначные и многозначные слова.
1
Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значениях.
Наблюдение над этимологией слова лопата.
Работать с толковым и орфографическим словарями.
23.
Прямое и переносное значение слов.
1
Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значениях.
Наблюдение над этимологией слова лопата.
Работать с толковым и орфографическим словарями.
24.
Синонимы и антонимы..
Что такое синонимы?
4ч
1
Распознавать синонимы и антонимы. Подбирать к слову синонимы, антонимы.
25.
Что такое антонимы?
1
Распознавать синонимы и антонимы. Подбирать к слову синонимы, антонимы. Работать со страничкой для любознательных.
26.
Синонимы и антонимы. Обобщение знаний о значении слова.
1
Ознакомиться с этимологией слов синоним и антоним. Определять смысловое значение пословиц и соотносить их с определёнными жизненными ситуациями.
27.
Р.Р Изложение текста по данным к нему вопросам и опорным словам.
1
Анализировать речевые высказывания с использованием в них языковых средств.
Однокоренные слова. 4 ч.
28.
Родственные (однокоренные) слова.
1
Находить однокоренные слова в тексте и среди других слов.
29.
Однокоренные слова. Корень слова.
1
Выделять корень в однокоренных словах, различать однокоренные слова и синонимы.
30.
Различие родственных (однокоренных) слов и синонимов.
1
Группировать однокоренные слова с разными корнями. Доказывать правильность выделения корня в однокоренных словах.
31.
Обобщение знаний о родственных (однокоренных) словах.
1
Подбирать однокоренные слова к данному слову и выделять в них корень.
Производить анализ, сравнение. Обобщение при выделении в словах корня.
Слово и слог. Ударение.3 ч.
32.
Слово и слог. Ударение.
1
Делить слова на слоги. Определять количество слогов в слове. Классифицировать слова по количеству в них слогов. Определять ударение в слове.
Определять ударение в слове. Наблюдать за ролью словесного ударения. Различать ударные и безударные слоги. Наблюдать над разноместностью и подвижностью русского ударения. Проверить орфографическую зоркость.
33.
Слово и слог. Словесное и логическое (смысловое) ударение в предложении.
1
34.
Ударение. Ударные и безударные слоги. Контрольное списывание.
1
Перенос слов.3 ч.
35.
Перенос слов по слогам. Правила переноса части слова с одной строки на другую.
1
Сравнивать слова по возможности переноса слов с одной строки на другую. Переносить слова по слогам.
36.
Упражнения в переносе слов.
1
Определять способы переноса.
37.
38.
Р.Р. Составление рассказа по серии сюжетных картинок и опорным словам.
Диктант по теме
« Слово. Ударение»
1
1
Составлять рассказ по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам.
Контролировать собственные действия.
Определять наличие изученных орфограмм в словах.
Звуки и буквы. 59ч.
Звуки и буквы. Алфавит. 3 ч.
39.
Звуки и буквы.
1
Различать звуки и буквы. Распознавать условные обозначения звуков речи. Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слов.
40.
Русский алфавит, или азбука.
1
Называть буквы правильно и располагать их в алфавитном порядке. Классифицировать буквы по сходству в их названии, по характеристике звука. Определять положение заданной буквы в алфавите, называть соседние буквы по отношению к заданной букве. Располагать заданные слова в алфавитном порядке. Сопоставлять случаи употребления заглавной и строчной буквы в словах.
41.
Алфавит или азбука. Составление рассказа по репродукции. З. Е. Серебряковой «За обедом».
1 .
Гласные звуки.2 ч.
42.
Гласные звуки и буквы для их обозначения. Признаки гласного звука.
1
Находить в слове гласные буквы. Правильно произносить гласные звуки. Объяснять причины разного количества звуков и букв в слове. Соотносить звуковой и буквенный состав слов.
43.
Гласные звуки и буквы для гласных звуков.
1
Определять качественную характеристику гласного звука: гласный ударный или безударный.
Наблюдать, из каких языков пришли в нашу речь слова.
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.15 ч.
44.
Произношение ударного гласного звука в корне слова и его обозначение на письме.
1
Определять безударный гласный в слове и его место в слове. Находить в двусложных словах букву безударного гласного звука, написание которой надо проверить.
45.
Особенности проверяемых и проверочных слов.
1
Различать проверочное и проверяемое слова. Подбирать проверочные слова путем изменения формы слова и подбора однокоренных слов.
46.
Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова.
1
Наблюдать над единообразным написанием корня в однокоренных словах.
Использовать правило при написании слов с безударным гласным в корне.
47.
Представление об орфограмме.
1
48.
Проверяемые и непроверяемые орфограммы
1
Планировать учебные действия при решении орфографической задачи , определять пути её решения, решать её в соответствии с изученным правилом.
Объяснять правописание слова с безударным гласным в корне.
Различать проверяемые и непроверяемые орфограммы. Контролировать собственные действия.
Определять наличие изученных орфограмм в словах.
49.
Способы проверки безударных гласных в корне.
1
50.
Диктант по теме «Правописание безударных гласных в корне слов».
1
51.
Работа над ошибками. Упражнение в написании слов с безударными гласными.
1
52.
Упражнение в написании слов с безударными гласными. Восстановление деформированного текста.
1
Различать проверяемые и непроверяемые орфограммы.
Запоминать написание непроверяемой орфограммы. работать с орфографическим словарем учебника.
Подбирать примеры слов с изучаемой орфограммой.
Планировать учебные действия при решении орфографической задачи , определять пути её решения, решать её в соответствии с изученным правилом.
53.
Обобщение знаний о правописании слов с безударными гласными, проверяемые ударением.
1
54.
Слова с безударными гласными, не проверяемые ударением.
1
55.
Правописание слов с безударными гласными, не проверяемыми ударением.
1
56-57.
Упражнения в правописании проверяемых и не проверяемых ударением гласных в корне слов.
2
58.
Р.Р. Сочинение по репродукции С. А. Тутунова «Зима пришла. Детство».
1
Составлять текст из предложений. Составлять текст по репродукции картины.
Согласные звуки и буквы для их обозначения.18 ч.
59.
Согласные звуки и буквы для их обозначения.
1
Находить в слове согласные звуки. Правильно произносить согласные звуки. Различать согласные звуки и буквы, их обозначающие.
60.
Согласный звук й и буква «и краткое».
1
Различать согласный й и гласный звук и. использовать правило при переноса слов с буквой «и краткое».
61-62.
Слова с удвоенными согласными.
2
Наблюдать над произношением и правописанием слов с удвоенными согласными. Использовать правила переноса слов с удвоенными согласными.
63.
Диктант по теме «Правописание слов с непроверяемым гласным в корне».
1
Контролировать собственные действия.
Определять наличие изученных орфограмм в словах.
64.
Работа над ошибками. Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения.
1
Определять и правильно произносить твердые и мягкие согласные. Различать твердые и мягкие согласные. Объяснять как обозначена мягкость согласных на письме. Планировать учебные действия при письме по памяти.
65.
Р.Р.Сочинение по картине А.С. Степанова «Лоси».
Проект «И в шутку и в серьёз».
1
Составлять рассказ по репродукции картины и опорным словам, записывать составленный рассказ.
Находить совместно со сверстниками и взрослыми информацию и создавать свои занимательные задания. Участвовать в презентации занимательных заданий.
66.
Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения.
1
Определять и правильно произносить твердые и мягкие согласные. Различать твердые и мягкие согласные. Объяснять как обозначена мягкость согласных на письме. Планировать учебные действия при письме по памяти.
67.
Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине перед согласным.
1
Соотносить количество букв и звуков в словах. Подбирать примеры слов с мягким знаком. Переносить слова с мягким знаком.
Работать с текстом.
Анализировать текст с целью нахождения в нем информации для ответов на вопросы, записывать ответы.
Составлять продолжение рассказа.
68.
Правописание мягкого знака на конце и в середине слова перед другими согласными. Перенос слов с мягким знаком.
1
69.
Р.Р. Работа с текстом. Составление ответов на вопросы к тексту.
Проект «Пишем письмо».
1
Правописание буквосочетаний с шипящими звуками 9 ч.
70
71.
Правописание буквосочетаний чк,чн,чт,щн,нч
Орфоэпические нормы произношения слов с сочетаниями чк,чн,чт,щн,нч. Контрольное списывание.
1
1
Различать непарные мягкие шипящие звуки. Находить в словах буквосочетания чн, чк, щн, нч, подбирать примеры слов с такими сочетаниями.
Соблюдать в речи правильное орфоэпическое произношение слов с сочетаниями чн, чт. Работать с орфоэпическим словарём.
Находить в тексте рифмующиеся слова, подбирать рифмы. Проверять орфографическую зоркость.
72-
73.
Правописание буквосочетаний чк,чн,чт,щн,нч
Р.Р. Работа с текстом.Проект «Рифма»
1
1
74.
Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.
1
Различать непарные твёрдые и мягкие шипящие звуки.
Находить в словах буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, подбирать примеры слов с таким буквосочетаниями.
Применять правило при написании слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.
75.
Правописание слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.
1
76.
Упражнение в написании слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу и другими изученными орфограммами.
1
77.
Диктант по теме «Правописание слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн.»
1
Контролировать собственные действия.
Определять наличие изученных орфограмм в словах.
78.
Работа над ошибками.
Звонкие и глухие согласные звуки.
1
Различать звонкие и глухие согласные звуки, парные и непарные.
Характеризовать согласный звук.
Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова и перед согласным.15 ч.
79.
Звонкие и глухие согласные звуки.
1
Соотносить произношение и написание парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным.
80.
Обозначение парных по глухости-звонкости согласных звуков буквами в конце слова и в корне перед согласными.
1
81.
Особенности проверяемых и проверочных слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком.
1
Находить в словах букву парного согласного звука, написание которой надо проверять.
Различать проверочное и проверяемое слова.
Подбирать проверочные слова путем изменения формы слова и подбора однокоренных слов.
Использовать правило при написании слов с парными по глухости-звонкости согласным звуком .
Объяснять правописание слов с парными по глухости-звонкости согласным звуком.
Подбирать примеры слов с изучаемой орфограммой.
Использовать правило при написании слов с парными по глухости-звонкости согласным звуком .
Объяснять правописание слов с парными по глухости-звонкости согласным звуком.
Составлять (под руководством учителя) текст поздравительной открытки; излагать письменно текст по вопросам.
82-83.
Способы проверки написания буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук, на конце слова.
2
84-85.
Способы проверки написания буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук, перед согласным в корне.
2
86.
Упражнение в написании слов с парным согласным в корне слова.
1
87.
Упражнение в написании слов с парным согласным в корне слова . Поиск орфограммы на правило.
1
88.
Упражнение в написании слов с парным согласным на конце слова.
1
89.
Упражнение в написании слов с парным согласным на конце слова. Проверочные и проверяемые слова.
1
90.
Р.Р. Изложение текста по вопросам.
1
91.
Правописание гласных и согласных в корне слова.
1
Сопоставлять приемы проверки написания гласных и согласных в корне слова.
Объяснять правильность написания слов с изученными орфограммами.
Проводить звуко-буквенный разбор слова по заданному образцу.
92.
Диктант по теме «Правописание парных согласных».
1
Контролировать собственные действия.
Определять наличие изученных орфограмм в словах.
93.
Работа над ошибками. Обобщение знаний об изученных правилах письма
1
Разделительный мягкий знак (ь) 4 ч.
94.
Использование на письме разделительного мягкого знака.
1
Наблюдать над произношением слов с разделительным мягким знаком.
Соотносить количество звуков и букв в словах. Подбирать примеры слов с разделительным мягким знаком.
Различать слова с ь –показателем мягкости и с разделительным мягким знаком.
Использовать правило при написании слов с разделительным мягким знаком.
Объяснять правильность написания слов с изученными орфограммами.
Контролировать собственные действия.
Определять наличие изученных орфограмм в словах.
95.
Правило написания разделительного мягкого знака в словах.
1
96.
Перенос слов с разделительным мягким знаком. Р.Р Составление устного рассказа по серии рисунков.
1
97.
Диктант по теме «Разделительный мягкий знак».
1
Части речи 58ч.
Части речи.2 ч.
98.
Части речи. Соотнесение слов-названий, вопросов, на которые они отвечают, с частями речи.
1
Соотносить слова-названия, вопросы, на которые они отвечают, с частями речи.
Анализировать схему «Части речи», составлять по ней сообщение.
Находить в тексте части речи с опорой на признаки частей речи, пользуясь схемой.
99.
Части речи. Соотнесение слов-названий, вопросов, на которые они отвечают, с частями речи.
1
Имя существительное как часть речи. 19 ч.
100
Общее представление об имени существительном как части речи.
1
Распознавать имена существительные среди других частей речи. Обосновывать отнесение слова к имени существительному.
Объяснять лексическое значение слов- имен существительных.
101
Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи.
1
102
Роль имён существительных в нашей речи.
1
103
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
1
Различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные с опорой на вопросы, подбирать примеры таких существительных.
Классифицировать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные по значению и объединять их в тематические группы.
104
Неодушевлённые имена существительные.
1
105
Одушевленные имена существительные.
1
106
Упражнение в распознавании одушевленных и неодушевленных имён существительных.
1
107
Имена существительные собственные и нарицательные.
1
Различать собственные и нарицательные имена существительные, подбирать примеры таких существительных.
Классифицировать собственные и нарицательные имена существительные по значению и объединять их в тематические группы.
Писать с заглавной буквы имена собственные.
Находить информацию о происхождении своей фамилии и названии своего посёлка.
Составлять устный рассказ по репродукции картины.
Составлять устный рассказ о своём домашнем животном на основе наблюдений и по вопросам учителя.
108
Собственные имена существительные. Правописание собственных имен существительных.
1
109
Нарицательные имена существительные. Правописание нарицательных имен существительных.
1
110
Правописание имен, отчеств, фамилий, названий произведений, кличек животных и географических названий.
1
111
Закрепление правописания имён собственных.
Р.Р. Составление устного рассказа по репродукции картины В.М. Васнецова «Богатыри»
1
112
Единственное и множественное число имён существительных.
1
Определять число имён существительных.
Изменять имена существительные по числам. Определять, каким членом предложения является имя существительное в предложении.
113
Имена существительные, употребляющиеся только в одном числе.
1
114
Синтаксическая функция имени существительного в предложении (подлежащее или второстепенный член)
1
Определять грамматические признаки имен существительных, роль в предложении.
115
Обобщение знаний об имени существительном как части речи.
1
Обосновывать правильность определения грамматических признаков имени существительного.
116
Диктант по теме «Имя существительное».
1
Контролировать собственные действия.
Определять наличие изученных орфограмм в словах.
Классифицировать имена существительные по определенному грамматическому признаку.
Выбирать из ряда имен существительных имя существительное с определенным признаком.
Работать с повествовательным текстом.
117
Работа над ошибками. Обобщение знаний об имени существительном как части речи.
1
118
Восстановление деформированного текста.
1
Глагол как часть речи.12 ч.
119
Глагол как часть речи.
1
Распознавать глагол среди других частей речи по лексическому значению и вопросу.
Обосновывать отнесение слова к глаголу.
Классифицировать глаголы по вопросам.
Распознавать глаголы, употреблённые в прямом и переносном значении.
Определять, каким членом предложения является глагол в предложении.
Выбирать глаголы в соответствии с задачей речевого высказывания.
120
Глагол как часть речи и употребление его в речи.
1
121
Синтаксическая функция глагола в предложении.
1
122
Распознавание глаголов среди других слов и употреблении их в речи.
Р.Р.Составление рассказа по репродукции картины А.К. Саврасова « Грачи прилетели»
1
123
Глаголы единственного и множественного числа.
1
Определять число глаголов, распределять глаголы по группам в зависимости от их числа, изменять глаголы по числам, приводить примеры глаголов определенного числа, употреблять глаголы в определенном числе.
Работать с орфоэпическим словарём.
124
Употребление глаголов в единственном и во множественном числе.
1
125
Правописание частицы не с глаголами. Контрольное списывание.
1
Раздельно писать частицу не с глаголом.
126
Обобщение знаний о глаголе.
1
Определять грамматические признаки глагола, роль в предложении.
Обосновывать правильность определения грамматических признаков глагола.
Определять правильный порядок предложений, составлять текст, подбирать к нему название и записывать составленный текст.
127
Обобщение знаний о глаголе. Р.Р. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений.
1
128
Текст-повествование и роль в нем глаголов.
1
Распознавать текст-повествование.
Наблюдать над ролью глаголов в повествовательном тексте.
Контролировать собственные действия.
Определять наличие изученных орфограмм в словах.
Составлять текст-повествование на предложенную тему, находить нужную информацию для ответа на вопрос к тексту и записывать ответ.
129
Диктант по теме «Глагол»
1
130
Работа над ошибками. Составление текста по опорным словам.
1
Имя прилагательное как часть речи.13 ч.
131
Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи.
1
Распознавать имя прилагательное среди других частей речи по лексическому значению и вопросу.
Обосновывать правильность отнесения слова к имени прилагательному.
Использовать в речи прилагательные различных лексико-тематических групп.
Выделять из предложения словосочетания с именами прилагательными.
Приводить примеры имен прилагательных.
Определять каким членом предложения является имя прилагательное.
Анализировать высказывания русских писателей о русском языке.
Подбирать имена прилагательные – сравнения для характеристики качеств, присущих людям и животным.
Контролировать собственные действия.
Определять наличие изученных орфограмм в словах.
132
Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи.
1
133
Связь имени прилагательного с именем существительным.
1
134
Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении.
1
135
Употребление в речи имён прилагательных, противоположных по значению.
1
136
Единственное и множественное число имён прилагательных.
1
137
Употребление имён прилагательных в единственном и во множественном числе
1
Определять число имён прилагательных. , распределять по группам в зависимости от их числа, изменять имёна прилагательные по числам, приводить примеры имён прилагательных определенного числа, употреблять имёна прилагательные в определенном числе.
Определять грамматические признаки имени прилагательного.
138
Обобщение знаний об имени прилагательном.
1
139
Обобщение знаний об имени прилагательном.
1
Контролировать собственные действия.
Распознавать текст-описание.
Наблюдать над ролью имён прилагательных в тексте-описании.
Составлять текст-описание на основе личных наблюдений.
140
Диктант по теме «Имя прилагательное»
1
141
Текст-описание. Употребление имён прилагательных в тексте-описании.
1
142-
143
Наблюдение над употреблением имён прилагательных в тексте-описании.