1. Роль и место дисциплины | В начальном обучении предмет «Татарский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и функции предмета «Татарский язык» носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам. |
2. Адресат | Программа адресована обучающимся начальных классов общеобразовательных школ |
3. Соответствие Государственному образовательному стандарту | Данная программа построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по начальной школе |
4. Планируемые результаты освоения программ | Личностными результатами изучения татарского языка в начальной школе являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие родного языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Метапредметными результатами изучения родного языка в начальной школе являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы. Предметными результатами изучения татарского языка в начальной школе являются: начальные представления о нормах татарского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного); умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять сказанное и написанное |
5. Универсальные учебные действия | Важную роль в обучении татарскому языку играет целенаправленная работа по развитию у младших школьников универсальных учебных действий: интеллектуальных (обобщать, классифицировать, сравнивать и др.); познавательных (учебно-познавательных мотивов, учебной самостоятельности и потребности в творческом самовыражении, а также умений принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением); организационных (организовывать сотрудничество и планировать свою деятельность). При изучении курса «Татарский язык» осуществляется становление таких общеучебных интеллектуальных умений, как обобщение, классификация, переход от внешнего контроля к самоконтролю, от контроля по результату к контролю по способу действия, от констатирующего к опережающему. В ходе освоения татарского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. |
6. Основные содержательные линии курса «Татарский язык и литература» | система языка (основы лингвистических знаний): фонетика, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис); орфография и пунктуация; развитие речи |
7. Цели и задачи курса «Татарский язык и литература» | познавательнаяцельпредполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учеников; социокультурная цельизучения татарского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека. Для достижения поставленных целей изучения татарского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач: развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения; освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике татарского языка; овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема; воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь. |
8. Специфика программы курса «Татарский язык и литература» | Специфика начального курса татарского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение татарского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием. Начальным этапом изучения татарского языка в первом классе является курс « Алифба». Обучение письму идет параллельно с обучением чтению с учетом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием новой буквы, учатся соединять ее с ранее изученными буквами, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах, предложениях. Систематический курс татарского языка представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Таким образом, курс имеет познавательно-коммуникативную направленность, что предполагает коммуникативную мотивацию при рассмотрении различных разделов и тем курса, пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи. При обучении татарскому языку (после обучения грамоте) углубляется изучение системы языка, освоение культуры речи, формирование коммуникативных умений и навыков в ситуациях, актуальных для практики общения младших школьников, овладение реальными речевыми жанрами (записка, письмо, поздравление и т. п.) Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются в системе изучения фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами татарского правописания. Развитие мелкой моторики и свободы движения руки, отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности, плавности письма являются задачами совершенствования графического навыка при соблюдении гигиенических требований к данному виду учебной работы. Опережающее развитие устной речи по сравнению с письменной в младшем школьном возрасте требует особого внимания к работе над письменной речью — применения достаточного количества письменных упражнений, разных видов и представления их в системе от простого к сложному |
9. Структура программы курса «Татарский язык и литература» | Программный материал представлен в виде взаимосвязанных блоков в соответствии с логикой поставленных задач. В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные разделы: Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный – согласный; гласный ударный – безударный; согласный твердый – мягкий, парный – непарный; согласный парный – непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного татарского литературного языка. Фонетический разбор слова. Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ. Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я, в словах с непроизносимыми согласными. Использование небуквенных графических средств: пробел между словами, знак переноса, абзац. Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями. Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. (Здесь и далее курсивом выделены темы, изучаемые во 2-4 классах.) Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Разбор слова по составу. Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные. Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Морфологический разбор имен существительных. Имя прилагательное. Значение и употребление в речи, Морфологический разбор имен прилагательных. Местоимение, Общее представление о местоимении. Личные местоимения, значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений. Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределенная форма глагола. Вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам. Морфологический разбор глаголов. Наречие. Значение и употребление в речи. Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами, функция предлогов: образование падежных форм имен существительных и местоимений. Союзы и, а, но, их роль в речи. Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные. Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами. Различение простых и сложных предложений. Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря. Развитие речи. Осознание ситуации общения; с какой целью, с кем и где происходит общение. Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение). Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста {абзацев). Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста {абзацев). План текста. Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности. Знакомство с жанрами письма и поздравления, записка, телеграмма Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов. Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений): изложения подробные и выборочные, изложения с элементами сочинения. |
10. Планируемые результаты по курсу «Татарский язык» | К концу обучения в начальной школе будет обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их лингвистического образования и речевого развития, которое включает: достаточный уровень знаний о системе и структуре татарского языка, умения использовать знания в типовых и творческих ситуациях; умения осуществлять поиск в разных источниках (учебник, объяснение учителя, дополнительная литература) необходимой информации, анализировать и обобщать ее; умения участвовать в диалоге, строить беседу с учетом ситуации общения при соблюдении норм речевого этикета, составлять несложные устные монологические высказывания, составлять несложные письменные тексты; умения писать в соответствии с орфографическими и пунктуационными правилами, анализировать прочитанный учебный текст, пользоваться словарями и справочными источниками, предназначенными для детей этого возраста; сформированностьобщеучебных умений и универсальных действий, отражающих учебную самостоятельность и познавательные интересы обучающихся (принятие учебной задачи, мотив учебного действия, умение подбирать способ решения учебной задачи, адекватный поставленной цели; контроль и самоконтроль). |
11. Формы организации образовательного процесса курса «Татарский язык» | Программа предусматривает проведение традиционных уроков, комбинированных уроков, обобщающих уроков, урок-зачёт, урок-игра Используется фронтальная, групповая, индивидуальнаяработа, работа в парах |
12. Оценка достижений планируемых результатов курса «Татарский язык» | Стартовая диагностика основывается на результатах мониторинга общей готовности первоклассников к обучению. Текущее оценивание использует субъективные методы (наблюдение, самооценку и самоанализ) и объективизированные методы, основанные на анализе устных ответов, работ учащихся, деятельности учащихся, результатов тестирования. Итоговое оценивание знаний и умений обучающихся проводится с помощью итогового комлексного теста, который включает вопросы (задания) по основным проблемам курсов русского языка, математики, литературы, окружающего мира. Для оценки умений работать с текстом в конце года проводится контрольное списывание |
13. Объем и сроки изучения курса «Татарский язык» | Программа курса общим объемом 99 в год, 3 ч в неделю изучается в течение всего года. |
№ | Тема урока | Кол -во час. | Тип урока | Виды и приемы работы | Планируемые достижения учащихся | Дата проведе ния |
Добуквенный период. Слово. (25ч) |
1 | Предмет и слово | 1 | Изучение нового материала | слушание | Знакомство с правилами поведения на уроке, правила обращения с книгой. | |
2 | Слова, обозначающие предмет | 1 | Изучение нового материала | письмо | | |
3 | Слова, обозначающие действия предмета | 1 | Изучение нового материала | слушание | | |
4 | Слова, обозначающие признаки предмета | 1 | Изучение нового материала | слушание | | |
5 | текст. Слово и предложение. Составление предложений из 2-3 слов | 1 | Изучение нового материала | письмо | Знакомство с правилами поведения на уроке, правила обращения с книгой. | |
6 | Определение количества слов в предложении. | 1 | Изучение нового материала | слушание | | |
7 | Служебные слова в предложении | 1 | Изучение нового материала | слушание, говорение. | | |
8 | Служебные слова в предложении | 1 | Изучение нового материала | письмо | | |
9 | Развитие речи (работа с текстом0 | 1 | Комбинированный | слушание, говорение. | | |
10 | Проверка знаний учащихся. | 1 | Закрепления изученного | слушание, говорение, письмо | | |
-
|
11 | Звуки речи | 1 | Изучение нового материала | слушание, говорение. ответы на вопросы | | |
12 | Определение количества слов в предложении. | 1 | Изучение нового материала | слушание, говорение. ответы на вопросы | | |
13 | Анализ слов по данной модели | 1 | Комбинированный | письмо, ответы на вопросы | | |
14 | слоги | 1 | Изучение нового материала | слушание, говорение. ответы на вопросы | | |
15 | Гласные и согласные звуки | 1 | Изучение нового материала | слушание, говорение. ответы на вопросы | | |
16 | Анализ слов по данной модели | 1 | Изучение нового материала | письмо. ответы на вопросы | | |
17 | ударение | 1 | Изучение нового материала | слушание, говорение. ответы на вопросы | | |
18 | Развитие речи (работа с текстом) | 1 | Изучение нового материала | слушание, говорение. ответы на вопросы | | |
19 | Звонкие и глухие согласные | 1 | Изучение нового материала | слушание, говорение. ответы на вопросы | | |
20 | Звонкие и глухие согласные | 1 | Изучение нового материала | слушание, говорение. ответы на вопросы | | |
21 | Мягкие и твердые согласные. | 1 | Изучение нового материала | слушание, говорение. ответы на вопросы | | |
22 | Звонкие и глухие согласные | 1 | Изучение нового материала | слушание, говорение. ответы на вопросы | | |
23 | Анализ слов по данной модели | 1 | Изучение нового материала | слушание, говорение. ответы на вопросы | | |
24 | Проверка знаний учащихся. | 1 | Закрепление изученного | слушание, говорение. ответы на вопросы | | |
|
25 | Буквы А, а.Упражнения в чтении и письме. | 1 | Изучение нового материала | слушание, говорение. ответы на вопросы | Уметь: – называть звуки, из которых состоит слово (гласные: ударные, безударные; согласные: звонкие, глухие, твердые, мягкие); Уметь выполнять звукобуквенный анализ слов с буквой ю Уметь выполнять звукобуквенный анализ слов с ь Уметь: – называть звуки, из которых состоит слово (гласные: ударные, безударные; согласные: звонкие, глухие.Отработка навыка деления слов на слоги. Гласные ударные и безударные. Словесное ударение. Восприятие на слух и правильное произношение слов. Отработка навыка употребления заглавной буквы в начале предложения, в именах собственных . ответы на вопросы | |
26 | Буквы Э,э.Упражнения в чтении и письме. | 1 | Изучение нового материала 2 четверть(23ч) | слушание, говорение. ответы на вопросы | |
27 | Буквы И,и.Упражнения в чтении и письме. | 1 | Изучение нового материала | слушание, говорение. ответы на вопросы | |
28 | Буква ы.Упражнения в чтении и письме. | 1 | Изучение нового материала | слушание, говорение. ответы на вопросы | |
29 | Буквы У,у.Упражнения в чтении и письме. | 1 | Изучение нового материала | слушание, говорение. ответы на вопросы | |
30 | БуквыҮ,ү .Упражнения в чтении и письме. | 1 | Изучение нового материала | слушание, говорение. ответы на вопросы | |
31 | Буквы О,о.Упражнения в чтении и письме. | 1 | Изучение нового материала | слушание, говорение. ответы на вопросы | |
32 | Буквы Н, н . .Упражнения в чтении и письме. | 1 | Изучение нового материала | слушание, говорение. ответы на вопросы | |
33 | БуквыП,п Упражнение в чтении и письме. | 1 | Изучение нового материала | слушание, говорение. ответы на вопросы | |
34-35 | С авазы. С, с хәрефләрен язу. | 2 | Изучение нового материала | слушание, говорение. ответы на вопросы | |
36-37 | Буквы Б, б.Упражнения в чтении и письме. | 2 | Изучение нового материала | слушание, говорение. ответы на вопросы | |
38-39 | Буквы К, к . .Упражнения в чтении и письме. | 2 | Изучение нового материала | слушание, говорение. ответы на вопросы | |
40-41 | Буквы Д, д . Упражнения в чтении и письме. | 2 | Изучение нового материала | слушание, говорение. ответы на вопросы | |
42-43 | Буквы Р, р . .Упражнения в чтении и письме. | 2 | Изучение нового материала | слушание, говорение. ответы на вопросы | |
44-45 | Буквы Е, е. .Упражнения в чтении и письме. | 2 | Изучение нового материала | слушание, говорение. ответы на вопросы | |
46 | БуквыЭ,э .Упражнения в чтении и письме. | 1 | Изучение нового материала | слушание, говорение. ответы на вопросы | |
47-48 | Буквы М, м. .Упражнения в чтении и письме. | 2 | Изучение нового материала | слушание, говорение. ответы на вопросы | |
49-50 | Буквы Г,г.Упражнения в чтении и письме. | 2 | Изучение нового материала 3 четверть (29ч) | слушание, говорение. ответы на вопросы | |
51-52 | Буквы Ч, ч.Упражнения в чтении и письме. | 2 | Закрепление изученного | слушание, говорение. ответы на вопросы | |
53-54 | Буквы Ш, ш .Упражнения в чтении и письме. | 2 | Изучение нового материала | слушание, говорение. ответы на вопросы | |
55-56 | Буква й . .Упражнения в чтении и письме. | 2 | Изучение нового материала | слушание, говорение. ответы на вопросы | |
57-58 | Буквы О, о .Упражнения в чтении и письме. | 2 | Изучение нового материала | слушание, говорение. ответы на вопросы | |
59 | Слог йо .Упражнения в чтении и письме. | 1 | Изучение нового материала | слушание, говорение. ответы на вопросы | |
60-61 | Буквы П, п. Упражнения в чтении и письме. | 2 | Изучение нового материала | слушание, говорение. ответы на вопросы | |
62-63 | Буквы З, з.Упражнения в чтении и письме. | 2 | Изучение нового материала | слушание, говорение. ответы на вопросы | |
64-65 | Буквы Ө,ө.Упражнения в чтении и письме. | 2 | Изучение нового материала | слушание, говорение. ответы на вопросы | |
66 | Слог йө.Упражнения в чтении и письме. | 1 | Изучение нового материала | слушание, говорение.. ответы на вопросы | |
67 | Буква Ң .Упражнения в чтении и письме. | 1 | Изучение нового материала | слушание, говорение. ответы на вопросы | |
68-69 | Буквы Я,я. | 2 | Изучение нового материала | слушание, говорение. ответы на вопросы | |
70 | Проверочная работа по письму. | 1 | Закрепление изученного | слушание, говорение. ответы на вопросы | |
71-72 | Буквы В, в.Упражнения в чтении и письме. | 2 | Изучение нового материала | слушание, говорение. ответы на вопросы | |
73-74 | Буквы Ю, ю. Упражнения в чтении и письме. | 2 | Изучение нового материала | слушание, говорение. ответы на вопросы | |
75-76 | БуквыХ,х.Упражнения в чтении и письме. | 2 | Изучение нового материала | слушание, говорение. ответы на вопросы | |
77 | Буква ь.Упражнения в чтении и письме. | 1 | Изучение нового материала | слушание, говорение. ответы на вопросы | |
78 | Буквы Ф, ф .Упражнения в чтении и письме. | 1 | Изучение нового материала | слушание, говорение. ответы на вопросы | |
79 | Буквы Ж, ж .Упражнения в чтении и письме. | 1 | Изучение нового материала | слушание, говорение. ответы на вопросы | |
80 | Буквы Җ, җ .Упражнения в чтении и письме. | 1 | Изучение нового материала 4 четверть (19ч) | \ слушание, говорение. ответы на вопросы | |
81 | БуквыЁ,ё .Упражнения в чтении и письме. | 1 | Изучение нового материала | слушание, говорение. ответы на вопросы | |
82-83 | Буквы. Ц, ц. Упражнения в чтении и письме. | 2 | Изучение нового материала | слушание, говорение, письмо, ответы на вопросы | |
84-85 | Буквы Һ,һ. Упражнения в чтении и письме. | 2 | Изучение нового материала | слушание, говорение, письмо, ответы на вопросы | |
86 | Буквы Щ, щ .Упражнения в чтении и письме. | 1 | Изучение нового материала | слушание, говорение, письмо, ответы на вопросы | |
87 | Буква ъ. Упражнения в чтении и письме. | 1 | Изучение нового материала | слушание, говорение,письмо, ответы на вопросы | |
88 | Проверка техники чтения. | 1 | Закрепление изученного | слушание, говорение, письмо, ответы на вопросы | |
|
89 | Алфавит | 1 | Изучение нового материала | слушание, говорение, письмо, ответы на вопросы | Уметь: – называть звуки, из которых состоит слово (гласные: ударные, безударные; согласные: звонкие, глухие, твердые, мягкие); | |
90 | Гласные звуки. | 1 | Изучение нового материала | слушание, говорение, письмо, ответы на вопросы | |
91 | Согласные звуки. | 1 | Изучение нового материала | слушание, говорение, письмо, ответы на вопросы | |
92 | Буквы ъ,ь. | 1 | Комбинированный | слушание, говорение, письмо, ответы на вопросы | |
93 | Упражнения в чтении и письме. | 1 | Комбинированный | слушание, говорение, письмо, ответы на вопросы | |
94-98 | Повторение | 2 | Комбинированный | слушание, говорение, письмо, ответы на вопросы | |
| | | Комбинированный | слушание, говорение, письмо, ответы на вопросы | |
99 | Проверочная работа по письму.Проверка техники чтения. | 1 | Закрепление изученного | слушание, говорение, письмо, ответы на вопросы | |
100 Контрольное списывание 1 Закрепление проверка знаний.
102 Стихи М. Джалиля 1 Изучение нового слушание, говорение, ответы
.
110 Итоговый урок 1 Обобщающий.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
1.Ф.А.Гафурова ,Л.Ш ГайнетдиноваМетодическое пособие к учебнику « Алифба» Китап .Уфа 2010
2. Ф.А.Гафурова,Л.Ш.Гайнетдинова “Язарга өйрәнү дәфтәре №1,2:”
3. 1.Ф.А.Гафурова ,Л.Ш Гайнетдинова « Алифба» Китап .Уфа 2012