kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по письму и развитию речи 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель: формирование и совершенствование умений и навыков владения русским языком в единстве с развитием познавательных процессов обучающихся.

Задачи:

- формировать практически значимые орфографические и пунктуационные навыки; обогащать словарный запас;

- вырабатывать достаточно прочные навыки аккуратного, разборчивого и грамотного письма;

- воспитывать интерес к родному языку.

Коррекционная задача:

-  использовать процесс развитию речи как одно из эффективных средств формирования познавательной деятельности обучающихся и коррекции недостатков их развития.

Нормативно-правовые документы.

  1. Рабочая программа составлена на основе обязательного минимума содержания образования программы по письму и  развитию речи (под редакцией В.В. Воронковой) и требований к уровню подготовки обучающихся 4 класса с учётом регионального компонента и особенностей школы.
  2. Закон об образовании РФ, статья 9 п.2
  3. Типовое положение о специальной (коррекционной) школе VIII вида.
  4. Региональный учебный план Ростовской области.

Базисный учебный план по программе 5 часов в неделю, 170  часов в год.

Требованию к уровню подготовки обучающихся.

Обучающиеся  должны уметь:

-  составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам; ставить знаки препинания в конце предложения;

- анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков в слове);

- списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями;

- писать под диктовку текст(30-35 слов), включающий изученные орфограммы.

Обучающиеся должны знать:

-   алфавит, расположение слов в алфавитном порядке.

Комплект учебной литературы:

-  Аксенова А.К.,  Галунчикова Н. Г. Русский язык. Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений  VIII  вида. \ М.: Просвещение, 2001.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по письму и развитию речи 4 класс»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА




Цель: формирование и совершенствование умений и навыков владения русским языком в единстве с развитием познавательных процессов обучающихся.


Задачи:

- формировать практически значимые орфографические и пунктуационные навыки; обогащать словарный запас;

- вырабатывать достаточно прочные навыки аккуратного, разборчивого и грамотного письма;

- воспитывать интерес к родному языку.


Коррекционная задача:

- использовать процесс развитию речи как одно из эффективных средств формирования познавательной деятельности обучающихся и коррекции недостатков их развития.


Нормативно-правовые документы.

  1. Рабочая программа составлена на основе обязательного минимума содержания образования программы по письму и развитию речи (под редакцией В.В. Воронковой) и требований к уровню подготовки обучающихся 4 класса с учётом регионального компонента и особенностей школы.

  2. Закон об образовании РФ, статья 9 п.2

  3. Типовое положение о специальной (коррекционной) школе VIII вида.

  4. Региональный учебный план Ростовской области.

Базисный учебный план по программе 5 часов в неделю, 170 часов в год.

Требованию к уровню подготовки обучающихся.

Обучающиеся должны уметь:

- составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам; ставить знаки препинания в конце предложения;

- анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков в слове);

- списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями;

- писать под диктовку текст(30-35 слов), включающий изученные орфограммы.

Обучающиеся должны знать:

- алфавит, расположение слов в алфавитном порядке.

Комплект учебной литературы:

- Аксенова А.К., Галунчикова Н. Г. Русский язык. Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. \ М.: Просвещение, 2001.



Содержательные линии. Тема

Количество часов

Коррекционно-развивающие задачи

Педагогические средства, технологии решения педагогических задач

Проблемы, возникающие при изучении темы

Педагогический мониторинг

1

Повторение.

Iч. - 10

IIч. - 9

Формирование приёмов самоконтроля.

Развитие долговременной памяти.

Технология разноуровневого обучения

Бедный словарный запас.

Большое количество ошибок на изученные правила.

Текущий контроль.

Диктант.

2

Звуки и буквы.

Iч. - 35

IIч. - 35

Развитие фонематического слуха.

Развитие мыслительных операций: сравнения, анализа, обобщения.

Развитие зрительной и слуховой памяти.

Развитие объёма, распределения и концентрации внимания.

Игровые технологии.

Личностно – ориентированное развивающее обучение.


Сохранение в памяти изученного материала на низком уровне.

Распознавание гласных и согласных.

Неумение обосновывать написание данной орфограммы.

Написание имён собственных с маленькой буквы.

Текущий контроль.

Диктант.

Словарный диктант.

Списывание.

3

Слово.

50

Формирование умения классифицировать слова и ставить к ним вопросы.

Технология индивидуализации учебного процесса.

Несовершенство мышления и мыслительных операций

Трудности в делении слов по слогам и для переноса.

Текущий контроль.

Диктант.

Словарный диктант.

Списывание.

4

Предложение.

31

Развитие грамотной устной и письменной речи.

Развитие зрительного и слухового восприятия.

Обогащение словарного запаса.

Развитие логического мышления, воображения.

Объяснительно – иллюстративное обучение.

Низкий уровень развития устной речи.

Неразвито интонационное оформление предложений.

Текущий контроль. Диктант.

Словарный диктант.


Календарно – тематическое планирование

Тема

Колич.

часов

Дата

Обязательный минимум

Знать Уметь

Термины. Понятия

Педагогический мониторинг


1

2

3

4

5

6

7

8


1 четверть (45 часов)

  1. «Повторение. Предложение»


Урок-викторина «Здравствуй, школа!»








1

Предложение и текст.

1


правило написания большой буквы вначале предложения

выделять предложения из сплошного текста и оформлять их на письме

Текст



2

Предложение и слово.

1



дополнять предложения словами и оформлять их на письме

Слово

Текущий контроль


3

Изменение слов по вопросам. Окончание.

1


окончание

наблюдать за изменением слов по падежным вопросам

Окончание



4-5

Составление сказки по картинке.

2


о постановке точки в конце предложения.

составлять предложения по картинке




6

Составление предложений из данных слов.

1



составлять предложения из данных слов

Считать, решать



7

Работа с текстом со смысловыми «скважинами».

1



вставлять в предложения слова по смыслу




8

Восстановление деформированных текстов.

1



составлять рассказ из деформированного текста

Пример



9

Диагностическая проверочная работа.

1



писать под диктовку


Диктант.


10

Работа над ошибками.

1



выполнить работу над ошибками




  1. «Звуки и буквы»

1-2

Алфавит. Запись слов в алфавитном порядке.

2


алфавит

располагать слова в алфавитном порядке

Пшеница



3

Гласные и согласные звуки и буквы.

1


отличие звука от буквы.

проводить звукобуквенный анализ слова

Буквы, звуки



4

Составление рассказа «Хлеб» по картинкам.

1



составлять предложения по картинке




3.«Мягкий знак на конце и в середине слова»

1

Мягкий знак – показатель мягкости согласных.

1


правило

записывать слова с мягким знаком на конце и в середине слова

Мягкий знак



2

Определение количества букв и звуков в словах.

1


мягкий знак звука не обозначает

считать количество букв и звуков в слове




3

Образование и подбор слов с мягким знаком на конце слова.

1



образовывать и подбирать слова

Корабль



4-5

Образование и подбор слов с мягким знаком на конце и в середине слова.

2



образовывать и подбирать слова

Человек

Словарный диктант.


6

Восстановление деформированного текста «Глупый ёжик».

1



определять границы предложения




7

Проверочная работа по теме «Мягкий знак на конце и в середине слова».

1



писать под диктовку


Диктант


8

Работа над ошибками.

1



выполнить работу над ошибками




4.«Разделительный мягкий знак»

1

Упражнения в написании слов с разделительным мягким знаком.

1


правило

употреблять на письме разделительный мягкий знак

Разделительный мягкий знак



2-3

Образование слов с разделительным мягким знаком.

2




Деревня



4-5

Дифференциация слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком – показателем мягкости.

2



различать в словах разделительный мягкий знак и мягкий знак – показатель мягкости

Здоровье



6

Перенос слов с разделительным мягким знаком.

1



делить слова по слогам

Аптека



7

Работа над связным текстом.

1



составлять текст по картинкам и вопросам




5.«Гласные после шипящих»

1

Упражнения в правописании слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.

1


правило

писать сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу в словах

Земляника



2

Образование слов с гласными после шипящих.

1



образовывать слова с гласными после шипящих




3

Правописание слов с гласными после шипящих.

1



писать слова с гласными после шипящих




4

Работа над связным текстом.

1



дополнять предложения по своим наблюдениям

Экскурсия



5

Проверочная работа по теме «Гласные после шипящих».

1



писать под диктовку, применять изученные правила


Диктант


6

Работа над ошибками.

1



выполнить работу над ошибками




6.«Парные звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова»

1

Парные звонкие и глухие согласные.

1


парные звонкие и глухие согласные





2-3

Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова.

2



подбирать проверочные слова к словам с «сомнительной» согласной на конце слова

Берег, обед



4-5

Правописание парных звонких и глухих согласных в середине слова.

2



подбирать проверочные слова к словам с «сомнительной» согласной в середине слова

Автобус



6-8

Упражнения в написании парных звонких и глухих согласных.

2



правило

подобрать проверочное слово

Билет, ястреб, вдруг



9

Проверочная работа по теме «Парные звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова».

1



писать под диктовку, применять изученные правила


Диктант


10

Работа над ошибками.

1



выполнить работу над ошибками




11

Закрепление по теме «Парные звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова»

1



применить правило, подобрать проверочное слово































1

2

3


5

6

7

8


II четверть (35 часов)

7.«Ударные и безударные гласные»


*Различение ударных и безударных гласных.








1

Ударные и безударные гласные.

1


о роли ударения в слове

различать безударные гласные в словах

Магазин



2

Дифференциация слов с ударением на разные слоги.

1



выделять ударные слоги

Безударные гласные



3

Постановка ударения в словах – омонимах, различение по смыслу.

1



объяснять значение слов




4

Дифференциация ударных и безударных гласных.

1


правило


Фабрика



5

Проверочная работа по теме «Различение ударных и безударных гласных».

1



списывать с печатного текста


Списывание


6

Работа над ошибками.

1








*Правописание безударных гласных.








7

Произношение и правописание безударных гласных в середине слова.

1


правило

различать безударные гласные в словах




8

Объяснение написания слов с безударной гласной.

1


правило

изменять предметы по числам




9

Составление ответов на вопросы по тексту «Иней».

1



составлять полные ответы на вопросы

Иней



10-12

Проверка написания слов с безударной гласной.

3



применить правило правописания безударных гласных

Шофёр



13

Составление рассказа из данных частей по порядку.

1



составлять рассказ




14

Составление ответов на вопросы по тексту «Ромашки в январе».

1



определять главную мысль рассказа




15

Дифференциация слов с ударной и безударной гласной.

1


гласные буквы

применять на практике правило




16

Составление ответов на вопросы по картинке «Птицы зимой».

1



составлять предложения по картинке




17-18

Повторение изученных правил.

2


изученные правила

применять изученные правила на письме

Завтрак



20

Проверочная работа по теме «Правописание безударных гласных».

1



писать под диктовку, применять изученные правила


Диктант.


21

Работа над ошибками.

1



подбирать слова на изученные правила





*Непроверяемые безударные гласные.








22

Непроверяемые безударные гласные.

1


правило

писать словарные слова




23-24

Дифференциация слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными.

2


слова из словаря

распознавать проверяемые и непроверяемые гласные

Автомобиль, метро, трамвай



25

Составление ответов на вопросы по тексту «Птицы».

1



выбирать наиболее точные слова для ответов на вопросы




26-27

Дифференциация слов с безударными гласными и парными согласными.

2



правильно писать слова

Спасибо, трактор



28-29

Повторение изученных правил.

2


изученные правила





30

Работа над связным текстом.

1



восстанавливать деформированный текст




31

Проверочная работа по теме «Непроверяемые безударные гласные».

1


изученные правила

писать под диктовку


Диктант.


32

Работа над ошибками.

1



подбирать слова на изученные правила




33-35

Повторение по теме «Проверяемые безударные гласные».

3



подбирать проверочные слова




1

2

3

4

5

6

7

8


III четверть (48 часов)

9.«Части речи»

1

Слова, отвечающие на вопросы кто? что?

1


что о людях и животных мы спрашиваем кто это?,

узнавать слова, отвечающие на вопросы

Предмет

Текущий контроль


2

Изменение слов, обозначаю-щих предметы, по числам.

1


а о других предметах что это?

кто? что? в тексте и в ряду других слов,




3

Изменение слов, обозначаю-щих предметы, по падежам.

1



приводить примеры таких слов,

Портрет



4

Изменение слов, обозначаю-щих предметы, по смыслу.

1



подчёркивать, изменять по числам, смыслу и падежным вопросам

Квартира, телефон



5

Слова близкие и противопо-ложные по значению

1



подбирать близкие и противоположные по смыслу слова




6

Слова, обозначающие действие предметов.

1


правило

узнавать слова, обозначающие

Действие



7

Названия предметов и действий в предложении.

1


определять слова – действия в тексте

действия предметов в тексте и в ряду других




8

Слова близкие и противопо-ложные по значению.

1



слов




9-10

Предложение. Главные члены предложения.

2



находить и подчёркивать главные члены предложения

Телевизор

Словарный диктант


11

Слова, обозначающие признаки предметов.

1


правило

узнавать слова, отвечающие на вопросы

Признак



12

Изменение слов, обозначаю-щих признаки, по родам.

1



какая? какие?? в тексте и в ряду других слов,




13-15

Изменение слов, обозначаю-щих признаки, по вопросам.

3

1

вопросы

приводить примеры таких слов,

Огромный



16

Сравнение названий предме-тов по разным признакам

1



сравнивать слова по признакам




17

Слова близкие и противопо-ложные по значению

1



подбирать по смыслу слова




18

Предложение. Главные и второстепенные члены предложения.

1


главные и второстепенные члены предложения


Главные и второстепенные члены предложения



19

Составление рассказа – описания.

1



записывать составленный рассказ




20

Проверочная работа по теме «Части речи».

1


изученные правила

писать под диктовку, применяя правила

подбирать слова на изученные правила

Диктант


21

Работа над ошибками.

1


изученные правила

подбирать слова на изученные правила

подбирать проверочные слова



9.«Имена собственные»


1

Имена собственные.

1


правило

определять имена собственные

Имена собственные и нарицательные



2-3

Большая буква в географических названиях

2


правило правописания большой буквы в именах собственных.

писать с большой буквы имена собственные

Россия



4-5

Упражнение в написании слов с большой буквы.

2




Фамилия



6

Проверочная работа по теме «Имена собственные».

1


изученные правила

подбирать слова на изученные правила


Диктант


7

Работа над ошибками.

1



подбирать проверочные слова




10. «Предлоги»


1

Правописание предлогов с другими словами.

1


предлоги,

перечислить известные предлоги,




2

Употребление предлогов.

1


правило правописания предлогов со словами

писать предлоги со словами,

Лестница



3

Значение предлогов. Связь с другими словами.

1



узнавать их в тексте,




4-6

Употребление предлогов в предложении.

3



отвечать на вопросы полным предложением


Словарный диктант.


7

Составление предложений по вопросам.

1



оформлять на письме предложения




8

Проверочная работа по теме «Предлоги».

1


изученные правила

писать под диктовку


Диктант.


9

Работа над ошибками.

1



подбирать проверочные слова




8. «Разделительный твёрдый знак»


1

Разделительный твёрдый знак.

1


правило правописания разделительного твёрдого знака

объяснять написание разделительного твёрдого знака

Разделительный твёрдый знак



2

Правописание слов с разде-лительным твёрдым знаком.

1







9.«Родственные слова»


1

Корень – общая часть родственных слов.

1


правило

определять общую часть в словах

Корень



2

Выделение корня в родственных словах.

2



выделять корень

Родственные слова



3-5

Образование родственных слов.

3


правило





6

Проверочная работа по теме «Родственные слова».

1


изученные правила

писать под диктовку


Диктант


7

Работа над ошибками.

1


изученные правила

подбирать проверочные слова




8

Составление рассказа по кар-тинкам и опорным словам.

1



составлять предложения




9

Деление рассказа на смысловые части.

1


составные части рассказа

делить рассказ на части













1

2

3

4

5

6

7

8


IV четверть (42 часов)

13. «Предложение»


1

Предложение как единица речи.

1


правило

оформлять предложение на письме

Цыплёнок



2

Деление текста на предложения.

1



определять границы предложения




3-4

Порядок слов в предложении.

2



устанавливать порядок слов в предложении

Малина, ягода



5-6

Составление предложений с помощью картинок.

2



составлять предложения

Вагон, вокзал



7-8

Составление распростра-нённого предложения.

2



вставлять пропущенные буквы

Русский



9

Составление рассказа-описания.

1



подбирать слова на изученные правила

Мешок



11

Проверочная работа по теме «Предложение».

1


изученные правила

писать под диктовку


Диктант.


12

Работа над ошибками.

1



подбирать проверочные слова




14. «Знаки препинания в конце предложения»


1-2

Вопросительные предложения и их значение.

2


правило

различать вопроси-тельные предложения

Лягушка



3

Восклицательные предложения и их значение.

1



различать восклица-тельные предложения

Ящерица



4

Дифференциация предложений по цели высказывания.

1


виды предложений

различать предложения




5-6

Постановка знаков в конце предложения.

2



ставить знаки в соотве-тствии с интонацией

Полотенце



7

Проверочная работа по теме «Знаки препинания в конце предложения».

1


изученные правила

писать под диктовку


Диктант.


8

Работа над ошибками.

1



подбирать проверочные слова




14. «Главные и второстепенные слова в предложении»


1

Сказуемое – главный член предложения.

1


правило

подчеркивать сказуемое

Сказуемое



2

Определение сказуемого в предложении.

1



определять сказуемое




3

Подлежащее – главный член предложения.

1


правило

подчеркивать подлежащее

Подлежащее



4

Определение подлежащего в предложении.

1



определять подлежащее

Театр



5-6

Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения.

2



определять и подчё-ркивать главные члены предложения

Главные члены предложения



7

Второстепенные члены предложения.

2


правило

называть второстепенные слов

Второстепенные члены предложения



8

Дополнение предложений второстепенными членами.

1



распространять предложения

Костюм



9

Составление рассказа «На границе» по вопросам и данным словам.

1



составлять рассказ




7

Проверочная работа по теме «Главные и второстепенные слова в предложении».

1


изученные правила

писать под диктовку


Диктант.


8

Работа над ошибками.

1



подбирать проверочные слова





15. «Повторение пройденного за год»


1-2

Безударные гласные в словах.

2


правило

подбирать проверочные слова




3-4

Парные звонкие и глухие согласные.

2


правило

определять «сомнительную» согласную




5

Правописание имён собственных.

1


правило

писать имена собственные с большой буквы




6

Написание предлогов со словами.

1


правило

писать предлоги отдельно от слов




7

Проверочная работа по теме «Повторение».

1


изученные правила

писать под диктовку


Диктант.


8

Работа над ошибками.

1



подбирать проверочные слова




9-10

Главные и второстепенные члены предложения.

2



определять главные и второстепенные члены предложения




11-12

Составление рассказа по вопросам.

2



записывать составленный рассказ




13-14

Повторение материала. Различение изученных правил.

2


изученные правила

применять изученные правила, подбирать проверочные слова







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Рабочая программа по письму и развитию речи 4 класс

Автор: Ивашкина Лариса Владимировна

Дата: 28.02.2016

Номер свидетельства: 300248

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Рабочие программы 4 класс УМК "Начальная школа 21 века""
    ["seo_title"] => string(60) "rabochiie-proghrammy-4-klass-umk-nachal-naia-shkola-21-vieka"
    ["file_id"] => string(6) "116147"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1412271220"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Рабочая программа по литературному чтению УМК "Планета знаний" 1 класс "
    ["seo_title"] => string(76) "rabochaia-proghramma-po-litieraturnomu-chtieniiu-umk-planieta-znanii-1-klass"
    ["file_id"] => string(6) "145791"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1418996356"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Рабочая программа "Письмо и развитие речи""
    ["seo_title"] => string(46) "rabochaia_proghramma_pis_mo_i_razvitiie_riechi"
    ["file_id"] => string(6) "406775"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1491370419"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) ""Школа России" Рабочая программа по русскому языку 1-4 класс"
    ["seo_title"] => string(63) "shkola-rossii-rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-1-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "275496"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1452589667"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Рабочая программа по окружающему миру УМК "Планета знаний" 1 класс "
    ["seo_title"] => string(74) "rabochaia-proghramma-po-okruzhaiushchiemu-miru-umk-planieta-znanii-1-klass"
    ["file_id"] => string(6) "153586"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1421050148"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства