Пояснительная записка Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса составлена на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования и на основе Концепции программы для начальных классов «Школа России». Цели обучения Изучение окружающего мира в начальной школе направлено на достижение следующих целей: развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи; освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и в обществе; • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье. Общие учебные умения, навыки и способы деятельности В процессе освоения содержания Окружающего мира учащиеся приобретают общие учебные умения, навыки, осваивают способы деятельности, предусмотренные стандартом начального общего образования. К числу важнейших относятся наблюдение объектов окружающего мира, их устное описание, соотнесение полученных результатов с целью наблюдения (опыта); выявление с помощью сравнения отдельных признаков объектов; проведение простейших измерений разными способами с использованием соответствующих приборов и инструментов; работа с простейшими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов; работа с учебными и научно-популярными текстами и др. Курс обеспечен: Учебник: А.А.Плешаков. Мир вокруг нас. 4 класс. Ч.1,2.-М.:Просвещение, 2013. Рабочая тетрадь к учебнику: А.А.Плешаков. Мир вокруг нас. 4 класс. Ч.1,2. 2015 «Школа России» Концепция и программы для начальных классов – М.: «Просвещение», | ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОКАНЧИВАЮЩИХ НАЧАЛЬНУЮ ШКОЛУ В результате изучения окружающего мира ученик должен знать/понимать название нашей планеты, родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села); государственную символику России; государственные праздники; основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды; общие условия, необходимые для жизни живых организмов; правила сохранения и укрепления здоровья; основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе); уметь определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры); различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы; различать части растения, отображать их на рисунке (схеме); приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2—3 представителя из изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни; показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы; равнины, моря, реки (без указания названий); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1—2 города); описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения; ориентирования на местности с помощью компаса; определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра; установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе; ухода за растениями (животными); выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья и безопасного поведения; оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране; удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране. |
№ | Раздел | Кол-во часов | Основное содержание | Вид контроля | Требования к уровню подготовки обучающихся |
1 | Земля и человечество | 9 | Мир глазами астронома. Земля-планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Элементарные приемы чтения плана, карты (без масштаба). Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Условия жизни на Земле: свет, тепло. Способы познания окружающего мира. История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена | Текущий. Фронтальный опрос. Тест (10 мин.) | Знать название нашей планеты, планет Солнечной системы; тепловые пояса Земли. Знать правила поведения человека, памятники истории и культуры. Понимать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательного интереса о нашей планете; работать с готовыми моделями (глобусом и картой), создавать несложные модели; показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря. |
2 | Природа России | 11 | Россия на карте. Неживая и живая природа. Формы земной поверхности. Моделирование форм поверхности из песка, глины или пластилина. Водоемы, их разнообразие, использование человеком. Растения и животные, их разнообразие. Понимание связи неживой и живой природы. Условия, необходимые для жизни. Растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу зоны, охрана природы. | Фронтальный опрос. Текущий. Проверочная работа. Тематический тест (10 мин.) | Знать понятия «равнины», «горы»,; виды водоемов, общие условия необходимые для жизни живых организмов. Уметь показывать на карте, глобусе материки, горы, океаны, равнины, моря и реки; приводить примеры представителей разных групп растений и животных; раскрывать особенности из внешнего вида и жизни. Понимать основные правила поведения в окружающей среде. |
3 | Родной край - часть большой страны | 13 | Наблюдение в природе, сравнение свойств наблюдаемых объектов. Родной город. особенности поверхности, формы поверхности. Водоемы родного края. Почва, ее состав. Растения и животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни. Правила поведения в окружающей среде. | Текущий опрос. Фронтальный опрос. Работа с Красной книгой. | Знать название родного города; понятие «почва», состав воды и почв. Знать основные правила поведения в окружающей среде. Уметь показывать на карте родной город, водоемы, равнины, реки, выполнять основные правила поведения в окружающей среде; различать объекты природы и изделия; объекты живой и неживой природы. Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о подземных богатствах. |
4 | Страницы всемирной истории | 6 | История древнего Египта, Греции, Рима, Средневековья. Новейшее время. Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной всемирной истории, картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории и культуры. | Текущий опрос. Фронтальный опрос. Самостоятельная работа (10 мин.) | Звать историю Древней Египта, Греции, Рима, Средневековья; выдающихся людей, патриотов того времени; их изобретения, географические открытия. Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Нового времени; и использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о подземных богатствах. |
5 | Страницы истории Отечества | 20 | История Отечества. Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Москва - столица России. Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории и культуры. Россия на карте. | Фронтальный опрос. Текущий опрос. Тематический. Тест (10 мин.) | Звать название нашей родной страны и ее столицы, историю Древней Руси; музеи России; выдающихся людей, патриотов. Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России, описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества; использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о подземных богатствах. |
6 | Современная Россия | 9 | Человек - член общества. Россия - наша Родина. Государственные праздники. Президент России – глава государства. Федеральное собрание. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России, правила поведения при прослушивании гимна. | Текущий опрос. Фронтальный опрос. Тематический. Тест (10 мин.) | Знать государственные праздники, Основной закон России, права человека, название нашей страны и ее столицы, государственную символику. Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о подземных богатствах. Уметь описывать традиции, обычаи, народов, населяющих Россию. Уметь описывать историю создания гимна, герба и флага России. Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России (родной город, столицу, 1-2 города), использовать знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране |
№ | Дата | Тема урока | Всего часов | УУД |
1 | 2.09 | Земля и человечество (9 часов) Солнце. Земля - планета, общее представление о форме и размерах Земли. С. 4-8, Р.Т. | 1 | Коммуникативные: -Учет позиции собеседника (соседа по парте). Личностные: - Действия, характеризующие уважительное отношение к труду людей Познавательные: - Выполнение инструкций, несложных алгоритмов при решении учебных задач. |
2 | 4.09 | Планеты Солнечной системы. Практическая работа С. 9-15, Р.Т. | 1 |
3 | 9.09 | Звездное небо - великая книга Природы. С. 16-21, Р.Т. | 1 |
4 | 11.09 | Мир глазами географа. С. 22-28,Р.Т. | 1 |
5 | 16.09 | Мир глазами историка С.30-34,Р.Т. | 1 |
6 | 18.09 | История - путешествие в глубь времен. С.36-40. Р.Т. | 1 |
7 | 23.09 | Мир глазами эколога. С.41-47, Р.Т | 1 |
8-9 | 25.09-30.09 | Сокровища Земли под охраной человечества. Тест по теме. С.48-56.Р.Т. | 2 |
10 | 2.10 | Природа России (11часов) Формы земной поверхности: равнины и горы России. С.58-65, Р.Т. | 1 | Регулятивные: - Планирование последовательности практических действий для реализации замысла, поставленной задачи. Личностные: - Действия, реализующие потребность школьника в социально значимой и социально оцениваемой деятельности Коммуникативные: - Осуществление взаимного контроля и необходимой взаимопомощи при реализации проектной деятельности. Познавательные: - Осуществлять поиск необходимой информации в учебнике, словарях, справочниках. |
11 | 7.10 | Моря, озера и реки России. С.66-70. Р.Т. | 1 |
12 | 9.10 | Природные зоны России. С.71-75. Р.Т. | 1 |
13 | 14.10 | Зона арктических пустынь. С.76-83. Р.Т. | 1 |
14 | 16.10 | Тундра. Природа тундры. С.84-94. Р.Т. | 1 |
15 | 21.10 | Леса России. С.95-102. Р.Т. | 1 |
16 | 23.10 | Лес и человек. С.103-109. Р.Т. | 1 |
17 | 28.10 | Зона степей. С.110-117. Р.Т. | 1 |
18 | 30.10 | Пустыни. С.118-125. Р.Т. | 1 |
19 | 11.11 | У Черного моря. Экологическое равновесие. С.126-134. Р.Т. | 1 |
20 | 13.11 | Обобщение по разделу «Природа России» Р.Т. | 1 |
21 | 18.11 | Родной край-часть большой страны (13 часов) Наш край. Экскурсия. С.138. Р.Т. | 1 | Личностные УУД: - Действия, характеризующие уважительное отношение к труду людей Регулятивные: - Планирование последовательности практических действий для реализации замысла, поставленной задачи. Коммуникативные: - Осуществление взаимного контроля и необходимой взаимопомощи при реализации проектной деятельности. |
22 | 20.11 | Поверхность нашего края. С.139-144. Р.Т. | 1 |
23 | 25.11 | Водоемы нашего края. С.145-148. Р.Т. | 1 |
24 | 27.11 | Наши подземные богатства. С.146-159. Р.Т. | 1 |
25 | 2.12 | Почва, ее состав. С.160-163. Р.Т. | 1 |
26 | 4.12 | Жизнь леса. Лес – природное сообщество. С.164-169. Р.Т. | 1 |
27 | 9.12 | Жизнь луга. Луг - природное сообщество. С.170-177. Р.Т. | 1 |
28 | 11.12 | Жизнь пресного водоема. С.178-186. Р.Т. | 1 |
29 | 16.12 | Экскурсия в природу. Р.Т. | | Личностные: - Действия, реализующие потребность школьника в социально значимой и социально оцениваемой деятельности Коммуникативные: -Осуществление взаимного контроля и необходимой взаимопомощи при реализации проектной деятельности. |
30 | 18.12 | Растениеводство в нашем крае. С.187-194. Р.Т. | 1 |
31 | 23.12 | Незаметные защитники урожая. Р.Т. | 1 |
32 | 25.12 | Животноводство в нашем крае. С.195-203. Р.Т. | 1 |
33 | | Обобщение по теме «Родной край – часть большой страны». Р.Т. | 1 |
34 | .01 | Страницы всемирной истории (6 часов) История человечества. С.4-7. Р.Т. | 1 | Коммуникативные: -. учет позиции собеседника (соседа по парте). Личностные: - Действия, характеризующие уважительное отношение к труду людей Познавательные: - Выполнение инструкций, несложных алгоритмов при решении учебных задач. |
35 | .01 | Мир древности: далекий и близкий. С.8-14. Р.Т | 1 |
36 | .01 | Средние века: время рыцарей и замков. С.15-21. Р.Т. | 1 |
37 | .01 | Новое время: встреча Европы и Америки. С.22-27. Р.Т. | 1 |
38 | .01 | Новейшее время. С.28-32. Р.Т. | 1 |
39 | .01 | Обобщение по теме «Страницы всемирной истории». Р.Т. | 1 |
40 | | Страницы истории Отечества (20 часов) История Отечества. Жизнь древних славян. С.34-39. Р.Т. | 1 | Личностные: - Действия, характеризующие уважительное отношение к труду людей Регулятивные: - Планирование последовательности практических действий для реализации замысла, поставленной задачи. Коммуникативные: -Осуществление взаимного контроля и необходимой взаимопомощи при реализации проектной деятельности. |
41 | | Во времена Древней Руси. С.40-45. Р.Т. | 1 |
42 | | Страна городов. С.46-54. Р.Т. | 1 |
43 | | Из книжной сокровищницы Древней Руси. С.55-58. Р.Т. | 1 |
44 | | Трудные времена на Русской земле. С.59-64. Р.Т. | 1 |
45 | | Русь расправляет крылья. С.65-69. Р.Т. | 1 |
46 | | Куликовская битва. С.70-74. Р.Т. | 1 |
47 | | Иван Третий. С.75-81. Р.Т. | 1 | Познавательные: -Осуществлять поиск необходимой информации в учебнике, словарях, справочниках. Коммуникативные: -Осуществление взаимного контроля и необходимой взаимопомощи при реализации проектной деятельности. -Учет позиции собеседника (соседа по парте). Личностные: - Действия, реализующие потребность школьника в социально значимой и социально оцениваемой деятельности |
48 | | Мастера печатных дел. Первопечатник Иван Фёдоров. С.82-86. Р.Т. | 1 |
49 | | Патриоты России. С.87-93. Р.Т. | 1 |
50 | | Петр Великий. С.94-100. Р.Т. | 1 |
51 | | Михаил Васильевич Ломоносов. С.101-104. Р.Т. | 1 |
52 | | Екатерина Великая. С.105-111. Р.Т. | 1 |
53 | | Отечественная война 1812 года. С.112-121 Р.Т.. | 1 |
54 | | Страницы истории XIX века. С.122-126. Р.Т. | 1 |
55 | | Россия вступает в XX век. С.127-135. Р.Т. | 1 |
56 | | Страницы истории 1920-1930-х годов. С.136-139. Р.Т. | 1 |
57 | | Великая война и Великая Победа. С.140-146. Р.Т. | 1 |
58 | | Страна, открывшая путь в космос. С.147-152 Р.Т.. | 1 | Регулятивные: -Осуществлять контроль и самоконтроль - Оценка результата практической деятельности |
59 | | Обобщение по теме «Страницы истории Отечества». Р.Т. | 1 |
60 | | Современная Россия (9 часов) Основной закон России и права человека. С.154-163. Р.Т. | 1 | Познавательные: -Осуществлять поиск необходимой информации в учебнике, словарях, справочниках. Регулятивные: - Планирование последовательности практических действий для реализации замысла, поставленной задачи. |
61 | | Мы – граждане России. С.164-167. Р.Т. | 1 |
62 | | Государственная символика России. С.168-174. Р.Т. | 1 |
63 | | Такие разные праздники. С.175-179. Р.Т. | 1 |
64-66 | | Путешествие по России. Р.Т. | 3 |
67 | | Обобщение по теме «Современная Россия». Р.Т. | 1 | |
68 | | Презентация проектов | 1 |