|    Пояснительная записка        Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса составлена на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования и на основе Концепции программы для начальных классов «Школа России».         Цели обучения   Изучение окружающего мира в начальной школе направлено на достижение следующих целей:    развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;   освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и в обществе;     • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.   Общие учебные умения, навыки и способы деятельности   В процессе освоения содержания Окружающего мира учащиеся приобретают общие учебные умения, навыки, осваивают способы деятельности, предусмотренные стандартом начального общего образования. К числу важнейших относятся наблюдение объектов окружающего мира, их устное описание, соотнесение полученных результатов с целью наблюдения (опыта); выявление с помощью сравнения отдельных признаков объектов; проведение простейших измерений разными способами с использованием соответствующих приборов и инструментов; работа с простейшими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов; работа с учебными и научно-популярными текстами и др.      Курс обеспечен:       Учебник: А.А.Плешаков. Мир вокруг нас. 4 класс. Ч.1,2.-М.:Просвещение, 2013.  Рабочая тетрадь к учебнику: А.А.Плешаков. Мир вокруг нас. 4 класс. Ч.1,2. 2015   «Школа России» Концепция и программы для начальных классов – М.: «Просвещение»,       |     ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОКАНЧИВАЮЩИХ НАЧАЛЬНУЮ ШКОЛУ   В результате изучения окружающего мира ученик должен   знать/понимать    название нашей планеты, родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села);   государственную символику России;   государственные праздники;   основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;   общие условия, необходимые для жизни живых организмов;   правила сохранения и укрепления здоровья;   основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе);     уметь    определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);   различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы;   различать части растения, отображать их на рисунке (схеме);   приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2—3 представителя из изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;   показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы; равнины, моря, реки (без указания названий); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1—2 города);   описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества;     использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:    обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;   ориентирования на местности с помощью компаса;   определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;   установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;   ухода за растениями (животными);   выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья и безопасного поведения;   оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;   удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране.         |  
 
         |        №   |         Раздел     |     Кол-во    часов   |         Основное содержание   |         Вид контроля   |    Требования к уровню подготовки обучающихся   |  
  |   1   |    Земля и человечество   |    9   |    Мир глазами астронома. Земля-планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Элементарные приемы чтения плана, карты (без масштаба). Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Условия жизни на Земле: свет, тепло. Способы познания окружающего мира. История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена   |          Текущий.   Фронтальный опрос.   Тест (10 мин.)       |     Знать название нашей планеты, планет Солнечной системы; тепловые пояса Земли. Знать правила поведения человека, памятники истории и культуры.     Понимать общие условия, необходимые для жизни живых организмов.  Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательного интереса о нашей планете; работать с готовыми моделями (глобусом и картой), создавать несложные модели; показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря.   |  
  |   2   |    Природа России   |    11   |     Россия на карте. Неживая и живая природа. Формы земной поверхности. Моделирование форм поверхности из песка, глины или пластилина. Водоемы, их разнообразие, использование человеком. Растения и животные, их разнообразие. Понимание связи неживой и живой природы. Условия, необходимые для жизни. Растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу зоны, охрана природы.   |     Фронтальный опрос.   Текущий.   Проверочная работа.   Тематический тест    (10 мин.)   |    Знать понятия «равнины», «горы»,; виды водоемов, общие условия необходимые для жизни живых организмов.  Уметь показывать на карте, глобусе материки, горы, океаны, равнины, моря и реки; приводить примеры представителей разных групп растений и животных; раскрывать особенности из внешнего вида и жизни.  Понимать основные правила поведения в окружающей среде.   |  
  |   3   |    Родной край - часть большой страны   |    13   |    Наблюдение в природе, сравнение свойств наблюдаемых объектов. Родной город. особенности поверхности, формы поверхности. Водоемы родного края. Почва, ее состав. Растения и животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни.  Правила поведения в окружающей среде.   |          Текущий опрос.   Фронтальный опрос.  Работа с Красной книгой.   |    Знать название родного города; понятие «почва», состав воды и почв. Знать  основные правила поведения в окружающей среде.   Уметь показывать на карте родной город, водоемы, равнины, реки, выполнять основные правила поведения в окружающей среде; различать объекты природы и изделия; объекты живой и неживой природы.     Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о подземных богатствах.       |  
  |   4   |    Страницы всемирной истории   |    6   |     История древнего Египта, Греции, Рима, Средневековья. Новейшее время. Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной всемирной истории, картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории и культуры.     |     Текущий опрос.   Фронтальный опрос.   Самостоятельная работа    (10 мин.)   |     Звать историю Древней Египта, Греции, Рима, Средневековья; выдающихся людей, патриотов того времени; их изобретения, географические открытия.   Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Нового времени; и использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о подземных богатствах.   |  
  |   5   |    Страницы истории Отечества   |    20   |     История Отечества. Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Москва - столица России. Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории и культуры. Россия на карте.         |     Фронтальный опрос.   Текущий опрос.   Тематический.   Тест (10 мин.)       |     Звать название нашей родной страны и ее столицы, историю Древней Руси; музеи России; выдающихся людей, патриотов.   Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России, описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества; использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о подземных богатствах.   |  
  |   6   |    Современная Россия   |    9   |     Человек - член общества. Россия  - наша Родина. Государственные праздники. Президент России – глава государства. Федеральное собрание. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный  гимн России, правила поведения при прослушивании гимна.   |     Текущий опрос.   Фронтальный опрос.   Тематический.  Тест (10 мин.)   |    Знать государственные праздники, Основной закон России, права человека, название нашей страны и ее столицы, государственную символику.  Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о подземных богатствах. Уметь описывать традиции, обычаи, народов, населяющих Россию. Уметь описывать историю создания гимна, герба и флага России.    Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России (родной город, столицу, 1-2 города), использовать знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране   |  
 
        |   №   |     Дата   |     Тема урока   |     Всего  часов   |    УУД   |  
  |   1   |     2.09   |     Земля и человечество (9 часов)  Солнце. Земля - планета, общее представление о форме и размерах Земли. С. 4-8, Р.Т.   |    1   |        Коммуникативные:  -Учет позиции собеседника (соседа по парте).  Личностные:  - Действия, характеризующие уважительное отношение к труду людей   Познавательные:  - Выполнение инструкций, несложных алгоритмов при решении учебных задач.       |  
  |   2   |     4.09   |     Планеты Солнечной системы. Практическая работа С. 9-15, Р.Т.   |    1   |  
  |   3   |    9.09     |    Звездное небо - великая книга Природы. С. 16-21, Р.Т.   |    1   |  
  |   4   |     11.09   |     Мир глазами географа. С. 22-28,Р.Т.   |    1   |  
  |   5   |     16.09   |     Мир глазами историка С.30-34,Р.Т.   |    1   |  
  |   6   |     18.09   |     История - путешествие в глубь времен. С.36-40. Р.Т.   |    1   |  
  |   7   |     23.09   |    Мир глазами эколога. С.41-47, Р.Т   |    1   |  
  |   8-9   |     25.09-30.09   |    Сокровища Земли под охраной человечества. Тест по теме. С.48-56.Р.Т.   |    2   |  
  |   10   |     2.10   |     Природа России (11часов)   Формы земной поверхности: равнины и горы России. С.58-65, Р.Т.   |    1   |        Регулятивные:  - Планирование последовательности практических действий для реализации замысла, поставленной задачи.   Личностные:   - Действия, реализующие потребность школьника в социально значимой и социально оцениваемой деятельности   Коммуникативные:  - Осуществление взаимного контроля и необходимой взаимопомощи при реализации проектной деятельности.  Познавательные:  - Осуществлять поиск необходимой информации в учебнике, словарях, справочниках.       |  
  |   11   |     7.10   |     Моря, озера и реки России. С.66-70. Р.Т.   |    1   |  
  |   12   |     9.10   |     Природные зоны России. С.71-75. Р.Т.   |    1   |  
  |   13   |     14.10   |     Зона арктических пустынь. С.76-83. Р.Т.   |    1   |  
  |   14   |     16.10   |     Тундра. Природа тундры. С.84-94. Р.Т.   |    1   |  
  |   15   |     21.10   |    Леса России. С.95-102. Р.Т.   |    1   |  
  |   16   |     23.10   |    Лес и человек. С.103-109. Р.Т.   |    1   |  
  |   17   |     28.10   |    Зона степей. С.110-117. Р.Т.   |    1   |  
  |   18   |     30.10   |    Пустыни. С.118-125. Р.Т.   |    1   |  
  |   19   |     11.11   |    У Черного моря. Экологическое равновесие. С.126-134. Р.Т.   |    1   |  
  |   20   |     13.11   |    Обобщение по разделу «Природа России»  Р.Т.   |    1   |  
  |   21   |     18.11   |     Родной край-часть большой страны (13 часов)  Наш край. Экскурсия. С.138. Р.Т.   |    1   |        Личностные УУД:  - Действия, характеризующие уважительное отношение к труду людей  Регулятивные:  - Планирование последовательности практических действий для реализации замысла, поставленной задачи.   Коммуникативные:  - Осуществление взаимного контроля и необходимой взаимопомощи при реализации проектной деятельности.       |  
  |   22   |     20.11   |    Поверхность нашего края. С.139-144. Р.Т.   |    1   |  
  |   23   |     25.11   |    Водоемы нашего края. С.145-148. Р.Т.   |    1   |  
  |   24   |     27.11   |    Наши подземные богатства. С.146-159. Р.Т.   |    1   |  
  |   25   |     2.12   |    Почва, ее состав. С.160-163. Р.Т.   |    1   |  
  |   26   |     4.12   |     Жизнь леса. Лес – природное сообщество. С.164-169. Р.Т.   |    1   |  
  |   27   |     9.12   |    Жизнь луга. Луг - природное сообщество. С.170-177. Р.Т.     |    1   |  
  |   28   |     11.12   |    Жизнь пресного водоема. С.178-186. Р.Т.   |    1   |  
  |   29   |     16.12   |    Экскурсия в природу. Р.Т.   |         |     Личностные:   - Действия, реализующие потребность школьника в социально значимой и социально оцениваемой деятельности Коммуникативные:  -Осуществление взаимного контроля и необходимой взаимопомощи при реализации проектной деятельности.       |  
  |   30   |     18.12   |    Растениеводство в нашем крае. С.187-194. Р.Т.   |    1   |  
  |   31   |     23.12   |    Незаметные защитники урожая. Р.Т.   |    1   |  
  |   32   |     25.12   |    Животноводство в нашем крае. С.195-203. Р.Т.   |    1   |  
  |   33   |        |    Обобщение по теме «Родной край – часть большой страны». Р.Т.   |    1   |  
  |   34   |    .01   |     Страницы всемирной истории (6 часов)    История человечества. С.4-7. Р.Т.   |    1   |    Коммуникативные:  -. учет позиции собеседника (соседа по парте).  Личностные:  - Действия, характеризующие уважительное отношение к труду людей   Познавательные:  - Выполнение инструкций, несложных алгоритмов при решении учебных задач.       |  
  |   35   |     .01   |    Мир древности: далекий и близкий. С.8-14. Р.Т   |    1   |  
  |   36   |     .01   |    Средние века: время рыцарей и замков. С.15-21. Р.Т.   |    1   |  
  |   37   |     .01   |    Новое время: встреча Европы и Америки. С.22-27. Р.Т.   |    1   |  
  |   38   |     .01   |    Новейшее время. С.28-32. Р.Т.   |    1   |  
  |   39   |     .01   |    Обобщение по теме «Страницы всемирной истории». Р.Т.   |    1   |  
  |   40   |          |     Страницы истории Отечества (20 часов)  История Отечества. Жизнь древних славян. С.34-39. Р.Т.   |    1   |    Личностные:  - Действия, характеризующие уважительное отношение к труду людей  Регулятивные:  - Планирование последовательности практических действий для реализации замысла, поставленной задачи.   Коммуникативные:  -Осуществление взаимного контроля и необходимой взаимопомощи при реализации проектной деятельности.       |  
  |   41   |          |    Во времена Древней Руси. С.40-45. Р.Т.   |    1   |  
  |   42   |          |    Страна городов. С.46-54. Р.Т.   |    1   |  
  |   43   |          |    Из книжной сокровищницы Древней Руси. С.55-58. Р.Т.   |    1   |  
  |   44   |          |    Трудные времена на Русской земле. С.59-64. Р.Т.   |    1   |  
  |   45   |          |    Русь расправляет крылья. С.65-69. Р.Т.   |    1   |  
  |   46   |          |    Куликовская битва. С.70-74. Р.Т.   |    1   |  
  |   47   |          |    Иван Третий. С.75-81. Р.Т.   |    1   |        Познавательные:  -Осуществлять поиск необходимой информации в учебнике, словарях, справочниках.   Коммуникативные:  -Осуществление взаимного контроля и необходимой взаимопомощи при реализации проектной деятельности.  -Учет позиции собеседника (соседа по парте).   Личностные:   - Действия, реализующие потребность школьника в социально значимой и социально оцениваемой деятельности       |  
  |   48   |          |    Мастера печатных дел. Первопечатник Иван Фёдоров. С.82-86. Р.Т.   |    1   |  
  |   49   |          |    Патриоты России. С.87-93. Р.Т.   |    1   |  
  |   50   |          |    Петр Великий. С.94-100. Р.Т.   |    1   |  
  |   51   |          |    Михаил Васильевич Ломоносов. С.101-104. Р.Т.   |    1   |  
  |   52   |          |    Екатерина Великая. С.105-111. Р.Т.   |    1   |  
  |   53   |          |     Отечественная война 1812 года. С.112-121 Р.Т..   |    1   |  
  |   54   |          |     Страницы истории XIX века. С.122-126. Р.Т.   |    1   |  
  |   55   |          |    Россия вступает в XX век. С.127-135. Р.Т.   |    1   |  
  |   56   |          |     Страницы истории 1920-1930-х годов. С.136-139. Р.Т.   |    1   |  
  |   57   |          |     Великая война и Великая Победа. С.140-146. Р.Т.     |    1   |  
  |   58   |          |     Страна, открывшая путь в космос. С.147-152 Р.Т..     |    1   |    Регулятивные:  -Осуществлять контроль и самоконтроль  - Оценка результата практической деятельности   |  
  |   59   |          |     Обобщение по теме «Страницы истории Отечества». Р.Т.   |    1   |  
  |   60   |         |     Современная Россия (9 часов)   Основной закон России и права человека. С.154-163. Р.Т.   |    1   |        Познавательные:  -Осуществлять поиск необходимой информации в учебнике, словарях, справочниках.  Регулятивные:  - Планирование последовательности практических действий для реализации замысла, поставленной задачи.   |  
  |   61   |          |     Мы – граждане России. С.164-167. Р.Т.   |    1   |  
  |   62   |          |     Государственная символика России. С.168-174. Р.Т.   |    1   |  
  |   63   |          |     Такие разные  праздники. С.175-179. Р.Т.   |    1   |  
  |   64-66   |          |    Путешествие по России. Р.Т.   |    3   |  
  |   67   |          |    Обобщение по теме «Современная Россия». Р.Т.   |    1   |         |  
  |   68   |          |    Презентация проектов   |    1   |