Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта Примерной программы( 2009 г) и авторской программы по курсу “Литературное чтение” для 3 класса Климанова.
«Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте.
Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.
Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.
Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.
При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.
Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему.
Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).
На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.
Программа курса «Литературное чтение» рассчитана на 3 часа в неделю, в 3 классе – 105 часов ( 35 учебных недель)
Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).
Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.
Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.
Умение самостоятельно составить аннотацию.
Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал.
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.
Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.
Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).
Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.
Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.
Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.
Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями.
Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, знакомство с произведениями современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников.
Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества.
Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.
Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.
Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.
Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).
Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.
.
а) Книгопечатные.
б) Печатные пособия.
Комплект портретов детских писателей.
Русские пословицы: интерактивный тест (тест на знание русских пословиц, задания различного уровня сложности для разных возрастных групп школьников) (http://www.kokch.kts.ru/stars/ind8r.htm)
Русская виртуальная библиотека. www. rvb. ru
Kidsbook: электронная библиотека.
(Классификация книг для детей по автору, по жанру, по циклам и сериям. Новинки детской литературы и старые детские книги.) http://kidsbook.narod.ru/
Дважды пять: детская библиотека.
(Электронная библиотека для детей: сборник детских сказок, рассказов и стихов.) http://ten2x5.narod.ru/biblio.htm
Большая детская библиотека.
Детская литература на Куличках.
(Электронная коллекция детской литературы: стихи, сказки, колыбельные, поговорки, скороговорки.) http://baby.kulichki.net/index_lit.htm
№ п/п | Содержание (тема) | Типы урока. | Планируемые результаты (предметные) | Планируемые результаты (личностные и метапредметные) Характеристика деятельности | Дата |
Кол-во часов |
Содержание урока (Ученик должен знать) | Личностные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | Регулятивные УУД | план | факт |
ЗНАКОМСТВО С УЧЕБНИКОМ. (1 ч) |
1 | Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь. Рукописные книги древней Руси | Урок открытия новых знаний 1 час | Ориентироваться в учеб нике. Находить нужную главу в содержании учебника. Понимать условные обозначения, использовать их при выполнении заданий. Предполагать на осно ве названия содержа ние главы. Находить в словаре непонятные слова. | Формирование познавательного мотива. | Умение осознан но и произволь но строить рече вое высказыва ние. | Понимание отно сительности оце нок или подхо дов к выбору | Постановка учеб ной задачи (целепо лагание) на основе соот несения того. Что уже известно и того, что ещё неиз вестно. | | |
САМОЕ ВЕЛИКОЕ ЧУДО НА СВЕТЕ. (2 ч) | |
2 | Первопечат ник Иван Фёдоров. Подготовка сообщения о пер вопечатнике Ива не Фёдорове. | Урок открытия новых знаний 1 час | Читать текст вслух це лыми словами, интона ционно объединяя их в словосочетания, увеличивать темп чтения при повторном чтении текста, выбороч но читать текст про себя, отвечать на вопросы. Находить необходи мую информацию в книге.. | Формирование познавательного мотива. | Ориентироваться в прочитанных произведениях. | Понимание возмо жности различных позиций и точек зрения на один и тот же предмет или вопрос. | Оценка, прогнози рование результа тов. | | |
3 | Урок путешест вия в прошлое. Оценка достижений. | Урок рефлексии 1 час | Проверять себя и само стоятельно оценивать свои достижения. | Развитие эмпа тии и сопере живания, эмо циональной нравственной отзывчивости. | Иметь представ ление о старин ных и современ ных книгах. | Умение договари ваться, формиро вание социальной компетенции. | Внесение необхо димых дополнений и корректив в план и способ действий в случае расхож дения с эталоном. Коррекция деятель ности. | | |
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. (10 ч) | |
4 | Знакомство с названием разде ла. Прогнозиро вание содержа ния раздела. Русские народные песни. | Урок открытия новых знаний 1 час | Прогнозировать содер жание раздела. Планировать работу на уроке. Различать виды устного народного творчества: малые и большие жанры. Воспроизводить наизусть текст русских народных песен. Отличать докучные сказки от дру гих видов сказок, называть их особенности. Принимать участие в коллективном сочинении сказок, с опорой на особенности их постро ения. Называть виды прикладного искусства. Читать текст целыми словами, без ошибок и повторов. Осмысливать содержание прочитанного текс та (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно). Использовать чтение про себя для составле ния выборочного и крат кого пересказов. Ускорять или замед лять темп чтения, соот нося его с содержанием. Определять особенности текста волшебных сказок, называть волшебные предметы, описывая волшебные события. Сравнивать содержа ние сказок и иллюст рации к ним. Делить текст на части. Пересказывать текст по самостоятельно сос тавленному плану; нахо дить героев, которые противопоставлены в сказке. Использовать слова с противополо жным значением при характеристике героев. Называть основные черты характера героев. | Формирование познавательного мотива. Формирование моральной самооценки. | Прогнозировать содержание раздела. Выразительно читать тексты русских песен. | Ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения. Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов. | Постановка учеб ной задачи на осно ве того, что уже известно учащим ся, и того, что ещё неизвестно. Выделение и осознание того, что уже усвоено учащимися и что подлежит усвоению, предвосхищение результата. | | |
|
5 | Докучные сказки. Сочинение докучных сказок. | Урок открытия новых знаний 1 час | Формирование мотивов достижения и социального признания. | Различать малые жанры устного народного творчества. | Ориентация на позицию других людей, отличной от собственной, уважение иной точки зрения. Умение слушать и понимать речь других. | Проговаривание последовательности действий на уроке. | | |
6 | Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка. | Урок открытия новых знаний 1 час | Формирование моральной самооценки. | Различать малые жанры устного народного творчества. | Понимание возможности разных точек зрения на один и тот же предмет или вопрос, не совпадающей с собственной | Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивированного конфликта). | | |
7 | Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». | Уроки открытия новых знаний 1 часа | Формирование познавательного мотива. | Различать малые жанры устного народного творчества. | Ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения. | Постановка учебной задачи на основе того, что уже известно учащимся, и того, что ещё неизвестно. | | |
8-9 | Русская народная сказка «Иван-Царевич и Серый Волк». | Уроки открытия новых знаний 2 часа | Развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству. | Различать малые жанры устного народного творчества. | Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов. | Выделение и осознание того, что уже усвоено учащимися и что подлежит усвоению, предвосхищение результата. | | |
10-11 | Русская народная сказка «Сивка-Бурка». | Уроки открытия новых знаний 2 часа | Формирование готовности к равноправному сотрудничеству. | Различать малые жанры устного народного творчества. | Умение договариваться, формирование социальной компетенции. | Внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действий в случае расхождения с эталоном. Коррекция деятельности. | | |
12 | Проект: «Сочиняем волшебную сказку». | Урок проектной деятельности 1 час | Развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству. | Различать малые жанры устного народного творчества. | Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов. | Выделение и осознание того, что уже усвоено учащимися и что подлежит усвоению, предвосхищение результата. | | |
13 | Оценка достижений | Урок рефлексии 1час | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения | Формирование моральной самооценки. | Различать малые жанры устного народного творчества. | Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов. | Осознание качества и уровня усвоения материала, контроль, оценка. | | |
ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ 1 (8 ч) | |
14 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Проект: «Как научиться читать стихи» на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского. | Урок открытия новых знаний Урок проектной деятельности 1 час | Прогнозировать содержание раздела. Читать выразительно стихи, передавая настроение автора.
Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова. Определять различные средства выразительности. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Сочинять свои стихотворения, используя различные средства выразительности.
Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Сочинять свои стихотворения, используя различные средства выразительности.
Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Сочинять свои стихотворения, используя различные средства выразительности.
Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая | Формирование потребности в чтении литературы. Формирование мотивов достижения и социального признания. | Умение делать выводы с помощью учителя. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. | Умение выразительно и осознанно читать текст. Ориентация на позицию других людей, отличной от собственной, уважение иной точки зрения. Умение слушать и понимать речь других. | Умение работать по предложенному учителем плану. Проговаривание последовательности действий на уроке. | | |
15 | Русские поэты XIX—XX века. Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза». «Листья». | Урок открытия новых знаний 1 час | Формирование моральной самооценки. Формирование познавательного мотива. | Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. | Понимание возможности разных точек зрения на один и тот же предмет или вопрос, не совпадающей с собственной | Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивированного конфликта). Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что ещё неизвестно. | | |
| | |
16 | Сочинение — миниатюра «О чём расскажут осенние листья». | Урок развития речи 1 час | Выделение нравственного содержания поступков, формирование системы морально-нравственных ценностей. | Поиск необходимой информации из прослушанных и прочитанных самостоятельно произведений. | Умение аргументировать своё предложение, умение убеждать, уступать. | Прогнозирование результата. | | |
17 | А. А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка...» «Зреет рожь над жаркой нивой...» | Урок открытия новых знаний 1 час | Умение оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей. | Умение ориентироваться в учебнике, находить ответы на вопросы в тексте, в иллюстрации. | Умение слушать и понимать речь других. | Проговаривание последовательности действий на уроке. | | |
18 | И. С. Никитин «Полно, степь моя...» «Встреча зимы». | Урок открытия новых знаний 1 час | Умение оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей. | Понимание возможности разных точек зрения на один и тот же предмет или вопрос, не совпадающей с собственной | Умение аргументировать своё предложение, умение убеждать, уступать. | Проговаривание последовательности действий на уроке. | | |
19 | И. 3. Суриков «Детство». | Урок открытия новых знаний 1 час | Формирование потребности в чтении литературы. | Умение делать выводы с помощью учителя. | Умение выразительно и осознанно читать текст. | Умение работать по предложенному учителем плану. | | |
20 | И. 3. Суриков «Зима». | Урок открытия новых знаний 1 час | Формирование мотивов достижения и социального признания. | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. | Ориентация на позицию других людей, отличной от собственной, уважение иной точки зрения. Умение слушать и понимать речь других. | Проговаривание последовательности действий на уроке. | | |
21 | Оценка достижений Путешествие в литературную страну | Урок рефлексии 1 час | Самостоятельно оценивать свои достижения. | Формирование моральной самооценки. | Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | Понимание возможности разных точек зрения на один и тот же предмет или вопрос, не совпадающей с собственной | Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивированного конфликта). | | |
ВЕЛИКИЕ РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ (22 Ч) | |
22 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. | Урок открытия новых знаний 1 час | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности. | Формирование моральной самооценки. | Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | Понимание возможности разных точек зрения на один и тот же предмет или вопрос, не совпадающей с собственной | Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивированного конфликта). | | |
23-24 | А. С. Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А. С. Пушкина». | Урок открытия новых знаний 2 час | Читать текст вслух и про себя, увеличивая темп чтения.
Различать лирическое и прозаическое произведения.
Называть отличительные особенности стихотворного текста.
Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём.
Находить средства художественной выразительности в лирических текстах (эпитеты, сравнения)
Использовать средства художественной выразительности в устных высказываниях.
Знать особенности литературной сказки.
Определять нравственный смысл литературной сказки
Сравнивать произведение живописи и произведение литературы.
Давать характеристику героев литературной сказки.
Определять самостоятельно тему и главную мысль рассказа.
Сравнивать рассказ-описание рассказ-рассуждение.
Составлять разные виды планов, воссоздавать текст по плану.
Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию.
Определять особенности басни, выделять мораль басни в текстах.
Представлять героев басни.
Характеризовать героев басни на основе их поступков.
Инсценировать басню. Читать текст вслух и про себя, увеличивая темп чтения.
Различать лирическое и прозаическое произведения.
Называть отличительные особенности стихотворного текста.
Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём.
Находить средства художественной выразительности в лирических текстах (эпитеты, сравнения)
Использовать средства художественной выразительности в устных высказываниях. Читать текст вслух и про себя, увеличивая темп чтения.
Различать лирическое и прозаическое произведения.
Называть отличительные особенности стихотворного текста.
Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём.
Находить средства художественной выразительности в лирических текстах (эпитеты, сравнения)
Использовать средства художественной выразительности в устных высказываниях.
| Формирование познавательного мотива. | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. | Понимание возможности разных точек зрения на один и тот же вопрос или предмет, отличный от собственной. | Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что ещё неизвестно. | | |
25-26 | А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...». | Уроки открытия новых знаний 2 часа | Формирование чувства прекрасного. Формирование ценности «любовь» к природе. | Ориентация в учебнике, оглавлении, иллюстрации. | Учёт разных мнений и умение обосновывать своё собственное. | Внесение необходимых изменений и корректив в план и способ действия в случае расхождения с эталоном; прогнозирование результата. | | |
27 | А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане Сравнение народной и литературной сказок. | Урок открытия новых знаний 1 час | | Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | Понимание возможности разных точек зрения на один и тот же предмет или вопрос, не совпадающей с собственной | Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивированного конфликта). | | |
28 | А. С. Пушкин «Сказка о царе СалтанеОсобенности волшебной сказки. | Урок открытия новых знаний 1 час | Формирование познавательного мотива. | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. | Понимание возможности разных точек зрения на один и тот же вопрос или предмет, отличный от собственной. | Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что ещё неизвестно. | | |
29 | А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане Рисунки И. Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом, их сравнение. | Урок открытия новых знаний 1 час | Формирование чувства прекрасного. Формирование ценности «любовь» к природе. | Ориентация в учебнике, оглавлении, иллюстрации. | Учёт разных мнений и умение обосновывать своё собственное. | Внесение необходимых изменений и корректив в план и способ действия в случае расхождения с эталоном; прогнозирование результата. | | |
30 | И. А. Крылов. Подготовка сообщения о И. А. Крылове на основе статьи учебника. «Мартышка и очки» | Урок открытия новых знаний 1 час | Формирование мотивов достижения и социального признания. | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. | Ориентация на позицию других людей, отличной от собственной, уважение иной точки зрения. Умение слушать и понимать речь других. | Проговаривание последовательности действий на уроке. | | |
31-32 | Басни И. А. Крылова. «Зеркало и обезь яна», «Ворона и лисица» | Уроки открытия новых знаний 2 часа | Развитие эмпатии и сопереживания, эмоциональной нравственной отзывчивости. | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. | Ориентация на позицию других людей, отличной от собственной, уважение иной точки зрения. Умение слушать и понимать речь других. | Проговаривание последовательности действий на уроке. | | |
33 | Инсценирование басни. | Урок –театр 1 час | Эмоциональное «проживание» текста, умение выражать свои эмоции. | Умение находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрации. | Умение слушать и понимать речь других. | Умение работать по предложенному учителем плану. | | |
34 | М.Ю. Лермонтов. Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи. | Урок открытия новых знаний 1 час | Формирование моральной самооценки. | Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | Понимание возможности разных точек зрения на один и тот же предмет или вопрос, не совпадающей с собственной | Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивированного конфликта). | | |
35 | Лирические стихотворения. | Урок открытия новых знаний 1 час | Развитие эмпатии и сопереживания, эмоциональной нравственной отзывчивости. | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. | Ориентация на позицию других людей, отличной от собственной, уважение иной точки зрения. Умение слушать и понимать речь других. | Проговаривание последовательности действий на уроке. | | |
36 | Детство Л. Н. Толстого. Из воспоминаний писателя. Подготовка сообщения о жизни и творчестве писателя. | Урок открытия новых знаний 1 час | Эмоциональное «проживание» текста, умение выражать свои эмоции. | Умение находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрации. | Умение слушать и понимать речь других. | Умение работать по предложенному учителем плану. | | |
37-38 | Рассказы Л. Н. Толстого. | Уроки открытия новых знаний 2 часа | Формирование потребности в чтении литературы. | Смысловое чтение. | Понимание относительности оценок или подхода к выбору. | Умение высказывать своё предположение на основе иллюстрации учебника. | | |
39 | Сравнение рассказов (тема, главная мысль, события герои). Толстой Л.Н. «Лев и собачка» (быль) | Урок открытия новых знаний 1 час | Развитие эмпатии и сопереживания, эмоциональной нравственной отзывчивости. | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. | Ориентация на позицию других людей, отличной от собственной, уважение иной точки зрения. Умение слушать и понимать речь других. | Проговаривание последовательности действий на уроке. | | |
40 | Рассказ-описание. Л.Толстой «Какая бывает роса на траве» | Урок открытия новых знаний 1 час | Формирование моральной самооценки. | Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | Понимание возможности разных точек зрения на один и тот же предмет или вопрос, не совпадающей с собственной | Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивированного конфликта). | | |
41 | Текст-рассуждение. Л.Толстой «Куда девается вода из моря» | Урок открытия новых знаний 1 час | Формирование моральной самооценки. | Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | Понимание возможности разных точек зрения на один и тот же предмет или вопрос, не совпадающей с собственной | Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивированного конфликта). | | |
42 | Сравнение текста-рассуждения и текста-описания. | Урок открытия новых знаний 1 час | Формирование познавательного мотива. | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. | Понимание возможности разных точек зрения на один и тот же вопрос или предмет, отличный от собственной. | Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что ещё неизвестно. | | |
43 | Оценка достижений Литературный праздник (обобщение по разделу «Великие русские писатели») | Урок рефлексии 1 час | Проверять себя самостоятельно оценивать свои достижения. | Формирование мотивов достижения и социального признания. | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. | Ориентация на позицию других людей, отличной от собственной, уважение иной точки зрения. Умение слушать и понимать речь других. | Проговаривание последовательности действий на уроке. | | |
ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ 2 (5 ч) | |
44 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Н. А. Некрасов. Стихотворения о природе. | Урок открытия новых знаний 1 час | Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать стихи на слух. | Формирование познавательного мотива. Формирование чувства прекрасного. Формирование ценности «любовь» к природе. | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Ориентация в учебнике, оглавлении, иллюстрации. | Понимание возможности разных точек зрения на один и тот же вопрос или предмет, отличный от собственной. Учёт разных мнений и умение обосновывать своё собственное. | Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что ещё неизвестно. | | |
45 | Повествовательное произведение в стихах «Дедушка Мазай и зайцы». | Уроки открытия новых знаний 1 часа | Читать стихи выразительно, выражая авторское настроение. Сравнивать рассказ-описа ние рассказ-повествова ние.Находить средства художественной выразительности: сравнения, эпитеты, олицетворения Следить за выражением и развитием чувства в лирическом произведении..
| Формирование мотивов достижения и социального признания. | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. | Ориентация на позицию других людей, отличной от собственной, уважение иной точки зрения. Умение слушать и понимать речь других. | Проговаривание последовательности действий на уроке. | | |
46-47 | Выразительное чтение стихотворений. К. Д. Бальмонт, И. А. Бунин. | Урок открытия новых знаний 2 час | Развитие эмпатии и сопереживания, эмоциональной нравственной отзывчивости. | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. | Ориентация на позицию других людей, отличной от собственной, уважение иной точки зрения. Умение слушать и понимать речь других. | Проговаривание последовательности действий на уроке. | | |
48 | Оценка достижений. Развивающий час (урок-обощение по разделу «Поэтическая тетрадь – 2» | Урок рефлексии 1 час | Оценивать свои достижения. | Формирование моральной самооценки. | Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | Понимание возможности разных точек зрения на один и тот же предмет или вопрос, не совпадающей с собственной | Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивированного конфликта). | | |
ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ (7 ч) |
49-50 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Д. Н. Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки». | Урок открытия новых знаний 2час | Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать своё мнение, отношение. Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения при перечитывании сказки. Сравнивать содержание литературной и народной сказок; определять нравственный смысл сказки. Наблюдать за развитием и последовательностью событии в литературных сказках. Объяснять значения разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря.
| Эмоциональное «проживание» текста, умение выражать свои эмоции. Развитие эмпатии и сопереживания, эмоциональной нравственной отзывчивости. | Умение находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрации. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. | Умение слушать и понимать речь других. Ориентация на позицию других людей, отличной от собственной, уважение иной точки зрения. Умение слушать и понимать речь других. | Умение работать по предложенному учителем плану. Проговаривание последовательности действий на уроке. | | |
| | |
51-52 | В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница». | Уроки открытия новых знаний 2 часа | Формирование моральной самооценки. | Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | Понимание возможности разных точек зрения на один и тот же предмет или вопрос, не совпадающей с собственной | Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивированного конфликта). | | |
53-54 | В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович». | Уроки открытия новых знаний 2 часа | Формирование чувства прекрасного. Фор мирование цен ности «лбовь» к природе. | Ориентация в учебнике, оглавлении, иллюстрации. | Учёт разных мнений и умение обосновывать своё собственное. | Внесение необходимых изменений и корректив в план и способ действия в случае расхождения с эталоном; | | |
55 | Оценка достижений. КВН. | Урок рефлексия 1 час | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | Формирование моральной самооценки. | Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | Понимание возможности разных точек зрения на один и тот же предмет или вопрос, не совпадающей с собственной | Умение работать по предложенному учителем плану. | | |
БЫЛИ-НЕБЫЛИЦЫ (8ч) | |
56-57 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. М. Горький «Случай с Евсейкой». Приём сравнения — основной приём описания подводного царства. Творческий пересказ: сочинение продолжения сказки. | Уроки открытия новых знаний 2 часа | Прогнозировать содержание раздела. Определять особенности сказки и рассказа. Различать вымышленные события и реальные. Определять нравственный смысл поступков героя. Выражать собственное отношение к поступкам героев в сказочных и реальных событиях. Находить средства художественной выразительности в прозаическом тексте. Составлять план для краткого и полного пересказов. Пересказывать текст подробно и кратко, выборочно. Определять характеристики героев произведения с опорой на текст Рассказывать о прочитанных книгах. Самостоятельно придумывать сказочные и реальные истории. Находить в тексте слова и выражения, подтверждающие высказанную мысль. Читать сказку выразительно по ролям. | Формирование познавательного мотива. Формирование чувства прекрасного. Формирование ценности «любовь» к природе. | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Ориентация в учебнике, оглавлении, иллюстрации. | Понимание возможности разных точек зрения на один и тот же вопрос или предмет, отличный от собственной. Учёт разных мнений и умение обосновывать своё собственное. | Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что ещё неизвестно. Внесение необходимых изменений и корректив в план и способ действия в случае расхождения с эталоном; прогнозирование результата. | | |
| |
58-59 | К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей». Определение жанра произведения. Герои произведения. Характеристика героев. | Уроки открытия новых знаний 2 часа | Формирование мотивов достижения и социального признания. | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. | Ориентация на позицию других людей, отличной от собственной, уважение иной точки зрения. Умение слушать и понимать речь других. | Проговаривание последовательности действий на уроке. | | |
60-62 | А. И. Куприн «Слон». Основные события про изведения. Составление различных вариантов плана. Пересказ. | Уроки открытия новых знаний 3 часа | Развитие эмпатии и сопереживания, эмоциональной нравственной отзывчивости. | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. | Ориентация на позицию других людей, отличной от собственной, уважение иной точки зрения. Умение слушать и понимать речь других. | Проговаривание последовательности действий на уроке. | | |
63 | Оценка достижений.Урок-путешествие по разделу «Были- небылицы» | Урок рефлексия 1 час | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | Формирование моральной самооценки. | Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | Понимание возможности разных точек зрения на один и тот же предмет или вопрос, не совпадающей с собст | Умение работать по предложенному учителем плану. | | |
ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ- 1 (6ч) |
64-65 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Саша Чёрный. Стихи о животных. | Урок открытия новых знаний 2 час | Прогнозировать содержание раздела. Читать стихотворение отражая настроение.
Находить в стихотворениях яркие, образные слова и выражения.
Сравнивать стихи разных поэтов на одну и ту же тему.
Выбирать стихи по своему вкусу и читать их выразительно.
Объяснять смысл выражений с опорой на текст.
Определять авторское отношение к изображаемому. Придумывать стихотворные тексты. Проверять правильность высказывания, сверяя его с текстом. | Эмоциональное «проживание» текста, умение выражать свои эмоции.Развитие эмпатии и сопереживания, эмоциональной нравственной отзывчивости. | Умение находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрации. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. | Умение слушать и понимать речь других. Ориентация на позицию других людей, отличной от собственной, уважение иной точки зрения. Умение слушать и понимать речь других. | Умение работать по предложенному учителем плану. Проговаривание последовательности действий на уроке. | | |
| |
66-67 | А. А. Блок. Картины зимних забав. | Урок открытия новых знаний 2 час | Формирование чувства прекрасного. Формирование ценности «любовь» к природе. | Ориентация в учебнике, оглавлении, иллюстрации. | Учёт разных мнений и умение обосновывать своё собственное. | Внесение необходимых изменений и корректив в план и способ действия в случае расхождения с эталоном; прогнозирование результата. | | |
68 | С. А. Есенин «Черёмуха» | Урок открытия новых знаний 1 час | Формирование моральной самооценки. | Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | Понимание возможности разных точек зрения на один и тот же предмет или вопрос, не совпадающей с собственной | Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивированного конфликта). | | |
69 | Оценка достижений.Урок-викторина по разделу «Поэтическая тетрадь- 1» | Урок рефлексия 1 час | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | Формирование моральной самооценки. | Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | Понимание возможности разных точек зрения на один и тот же предмет или вопрос, не совпадающей с собственной | Умение работать по предложенному учителем плану. | | |
ЛЮБИ ЖИВОЕ (13 ч) | |
70 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. М. Пришвин «Моя родина». Сочинение на основе художественного текста. | Урок открытия новых знаний 1 час | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. Читать и воспринимать на слух произведения. Определять жанр произведения. Понимать нравственный смысл рассказов.
Определять основную мысль рассказа. Составлять план произведения.
Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер.
Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора.
Пересказывать произведение на основе плана. Придумывать свои рассказы о животных.
Проверять составленный план, сверяя его с текстом. Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора.
Пересказывать произведение на основе плана. Придумывать свои рассказы о животных.
Проверять составленный план, сверяя его с текстом. | Формирование познавательного мотива. Формирование чувства прекрасного. Формирование ценности «любовь» к природе. | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Ориентация в учебнике, оглавлении, иллюстрации. | Понимание возможности разных точек зрения на один и тот же вопрос или предмет, отличный от собственной. Учёт разных мнений и умение обосновывать своё собственное. | Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что ещё неизвестно. | | |
71-72 | И. С. Соколов-Микитов «Листопадничек». | Уроки открытия новых знаний 2 часа | Формирование мотивов достижения и социального признания. | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. | Ориентация на позицию других людей, отличной от собственной, уважение иной точки зрения. Умение слушать и понимать речь других. | Проговаривание последовательности действий на уроке. | | |
73-74 | В. И. Белов. «Малька провинилась». «Ещё про Мальку». | Уроки открытия новых знаний 2 часа | Развитие эмпатии и сопереживания, эмоциональной нравственной отзывчивости. | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. | Ориентация на позицию других людей, отличной от собственной, уважение иной точки зрения. Умение слушать и понимать речь других. | Проговаривание последовательности действий на уроке. | | |
75-76 | В. Бианки «Мышонок Пик». | Уроки открытия новых знаний 2 часа | Формирование моральной самооценки. | Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | Понимание возможности разных точек зрения на один и тот же предмет или вопрос, не совпадающей с собственной | Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивированного конфликта). | | |
77-79 | Б. С. Житков «Про обезьянку». | Урок открытия но вых знаний 3 часа | Эмоциональное «проживание» текста, умение выражать свои эмоции. | Умение находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрации. | Умение слушать и понимать речь других. | Умение работать по предложенному учителем плану. | | |
80 | В. П. Астафьев «Капалуха». | Урок открытия но вых знаний 1 часа | Развитие эмпатии и сопереживания, эмоциональной нравственной отзывчивости. | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. | Ориентация на позицию других людей, отличной от собственной, уважение иной точки зрения. Умение слушать и понимать речь других. | Проговаривание последовательности действий на уроке. | | |
81 | В. Ю. Драгунский «Он живой и светится». | Урок открытия но вых знаний 1час | Формирование моральной самооценки. | Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | Понимание возмо жности разных точек зрения на один и тот же предмет или вопрос, не сов падающей с собственной | Умение работать по предложенному учителем плану. | | |
82 | Оценка достижений. Урок-конференция «Земля- наш дом родной» | Урок -рефлексии 1 час | Самостоятельно оценивать свои достижения. | Формирование мотивов достижения и социального признания. | Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | Умение договариваться, формирование социальной компетенции. | Внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действий в случае расхождения с эталоном. Коррекция деятельности. | | |
ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ 2 (6 ч) | |
83 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. С. Я. Маршак «Гроза днём». «В лесу над росистой поляной...» | Урок открытия но вых знаний 1 час | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, осмысливать цели чтения. Читать и воспринимать на слух лирические тексты. Читать стихотворения, отражая позицию автора и свое отношение к изображаемому. Сравнивать название произведения и его содержание. Находить в произведениях средства художественной выразительности олицетворения, эпитеты, сравнения. Сочинять стихотворения. Участвовать в творческих проектах. Заучивать стихи наизусть. Проверять чтение друг друга, работая в паре. | Формирование познавательного мотива. Формирование чувства прекрасного. Формирование ценности «любовь» к природе. | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Ориентация в учебнике, оглавлении, иллюстрации. | Понимание возможности разных точек зрения на один и тот же вопрос или предмет, отличный от собственной. | Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что ещё неизвестно. . | | |
| |
84 | А. Л. Барто «Разлука». «В театре». | Урок открытия но вых знаний 1 час | Формирование мотивов достижения и социального признания. | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. | Ориентация на позицию других людей, отличной от собственной, уважение иной точки зрения.. | Проговаривание последовательности действий на уроке. | | |
85 | С. В. Михалков «Если». | Урок открытия но вых знаний 1 час | Развитие эмпатии и сопереживания, эмоциональной нравственной отзывчивости. | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. | Ориентация на позицию других людей, отличной от собственной, уважение иной точки зрения.. | Проговаривание последовательности действий на уроке. | | |
86-87 | А. Благинина «Кукушка». «Котёнок». | Урок открытия но вых знаний 2 часа | Формирование моральной самооценки. | Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | Понимание возможности разных точек зрения на один и тот же предмет или вопрос, не совпадающей с собственной | Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию. | | |
88 | Оценка достижений. | Урок рефлексия 1 час | Самостоятельно оценивать свои достижения. | Формирование мотивов достижения и социального признания. | Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | Умение договариваться, формирование социальной компетенции. | Внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действий в случае расхождения с эталоном. Коррекция деятельности. | | |
СОБИРАЙ ПО ЯГОДКЕ – НАБЕРЁШЬ КУЗОВОК (11 ч) |
89 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Б. В. Шергин «Собирай по ягодке — наберёшь кузовок». | Урок открытия но вых знаний 1 час | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. | Развитие эмпатии и сопереживания, эмоциональной нравственной отзывчивости. | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. | Ориентация на позицию других людей, отличной от собственной, уважение иной точки зрения. Умение слушать и понимать речь других. | Проговаривание последовательности действий на уроке. | | |
90-91 | А. П. Платонов «Цветок на земле». «Ещё мама». | Урок открытия но вых знаний 2 часа | Планировать работу на уроке (начало, конец, виды деятельности). Выбирать для себя необходимый и интересный журнал. Определять тему для чтения.
| Развитие эмпатии и сопереживания, эмоциональной нравственной отзывчивости. | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. | Ориентация на позицию других людей, отличной от собственной, уважение иной точки зрения. Умение слушать и понимать речь других. | Проговаривание последовательности действий на уроке. | | |
| |
92-96 | М. М. Зощенко «Золотые слова». «Великие путешественники». | Урок открытия но вых знаний 5 часов | | Эмоциональное «проживание» текста, умение выражать свои эмоции. | Умение находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрации. | Умение слушать и понимать речь других. | Умение работать по предложенному учителем плану. | | |
97-98 | Н. Н. Носов «Федина задача». «Телефон». «Друг детства». | Урок открытия но вых знаний 2 часа | Планировать работу на уроке (начало, конец, виды деятельности). Выбирать для себя необходимый и интересный журнал. Определять тему для чтения.
| Формирование мотивов достижения и социального признания. | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. | Ориентация на позицию других людей, отличной от собственной, уважение иной точки зрения. Умение слушать и понимать речь других. | Проговаривание последовательности действий на уроке. | | |
99 | Оценка достижений. Урок-конкурс по разделу «Собирай по ягодке- наберешь кузовок» | Урок рефлексия 1 час | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | Формирование моральной самооценки. | Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | Понимание возможности разных точек зрения на один и тот же предмет или вопрос, не совпадающей с собственной | Умение работать по предложенному учителем плану. | | |
ПО СТРАНИЦАМ ДЕТСКИХ ЖУРНАЛОВ (4 ч) |
100 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. | Урок открытия но вых знаний 1 час | Прогнозировать содержание раздела. | Формирование мотивов достижения и социального признания. | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. | Ориентация на позицию других людей, отличной от собственной, уважение иной точки зрения.. | Проговаривание последовательности действий на уроке. | | |
101-102 | «Мурзилка» и «Весёлые картинки» — самые старые детские журналы. Ю. Ермолаев «Проговорился». «Воспитатели». | Урок открытия но вых знаний 2часа | Планировать работу на уроке (начало, конец, виды деятельности). Выбирать для себя необходимый и интересный журнал. Определять тему для чтения. Находить в библиотеке детские журналы по выбранной теме. Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию. Читать текст без ошибок, плавно соединяя слова в словосочетания. Использовать приём увеличения темпа чтения — «чтение в темпе разговорной речи».. | Формирование моральной самооценки. Формирование познавательного мотива. | Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. | Понимание возможности разных точек зрения на один и тот же предмет или вопрос, не совпадающей с собственной. Понимание возможности разных точек зрения на один и тот же вопрос или предмет, отличный от собственной. | Умение работать по предложенному учителем плану. Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что ещё неизвестно. | | |
| |
103 | Г. Остер «Вредные советы». «Как получаются легенды». Р. Сеф «Весёлые стихи». | Урок открытия но вых знаний 1 час | Формирование чувства прекра сного. Форми рование ценно сти «любовь» к природе. . | Ориентация в учебнике, оглавлении, иллюстрации. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. | Учёт разных мнений и умение обосновывать своё собственное. Ориентация на позицию других людей, отличной от собственной, уважение иной точки зрения.. | Внесение необходимых изменений и корректив в план и способ действия в случае расхождения с эталоном; Проговаривание последовательности действий на уроке. | | |
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА (2 ч) |
104-105 | Г.-Х. Андерсен «Гадкий утёнок». | Урок открытия но вых знаний 2часа | | Развитие эмпатии и сопереживания, эмоциональной нравственной отзывчивости. | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. | Ориентация на позицию других людей, отличной от собственной, уважение иной точки зрения. Умение слушать и понимать речь других. | Проговаривание последовательности действий на уроке. | | |
ИТОГО - 105ч |