kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по литературному чтению (3 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тематическое планирование уроков литературного чтения в 3 классе разработано в соответствии с ФГОС.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению (3 класс)»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение ««Благодатенская средняя общеобразовательная школа» Кореневского района Курской области


Рассмотрена

Протокол заседания

МО учителей начальных классов

Протокол от «28»августа 2015 г. №1

Руководитель МО __________ Громенко В.В.

Согласована

Заместитель директора по УВР:

__________Раздобарова В.А.

«28» августа 2015г

Принята

Решение педагогического совета

от 28.08. 2015г.

протокол №1

Утверждена

Приказ

от 1.09.2015г. №1- 55

директор школы

_____________ Лобанова Т.Ф.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературному чтению

3 класс

Количество часов 136

Базовый уровень

Учитель начальных классов: Шабунина Антонида Николаевна

I квалификационная категория

Программа разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы О.В.Кубасовой: «Литературное чтение»

2015- 2016 учебный год



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по литературному чтению для 1-4 классов начального общего образования общеобразовательных учреждений и авторской программы по литературному чтению для 1-4 классов под редакцией О.В. Кубасовой (Смоленск, Ассоциация XXI век, 2013 год) к учебнику О.В. Кубасовой Литературное чтение. «Любимые страницы» 3 класс (Смоленск, Ассоциация, XXI век, 2013 год).


Курс «Литературное чтение» содержательно и функционально реализуют концепцию, заложенную в Стандарте, где определена цель воспитания, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России». Литературное чтение направлено на формирование навыка чтения, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики.

В связи с этим концептуальной особенностью данного курса является осознанная установка на дистанционное (посредством чтения текста) общение с писателем. Отсюда вытекают базовые позиции курса «Литературное чтение»:

• обеспечение мотивационной стороны (желание вступить в общение с писателем посредством чтения);

• внимание к личности писателя;

• бережное отношение к авторскому замыслу, реализовавшемуся в отборе, трактовке содержания и придании ему той или иной литературной формы;

• наличие ответного коммуникативного акта, выраженного в оценке и интерпретации полученной информации (эмоциональной, интеллектуальной, эстетической).

Актуальность

Изменения в общественных отношениях и средствах коммуникации, происходящие в России, требуют повышения коммуникативной компетенции школьников, совершенствования их филологической подготовки. В связи с этим в языковом образовании значительно повышается статус предмета

« Литературное чтение ». В связи с переходом на федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования нового поколения, в целях обеспечения эффективного введения обучения на начальной ступени в соответствии с ФГОС НОО эта проблема приобретает особое значение, становится в ряд главнейших и требует её решения на высоком профессиональном уровне

Новизна данной программы определяется тем, что планируемые результаты реализуются через выполнение комплексных заданий, которые предусматривают решение жизненных компетентностных задач и выполнение проектных заданий на предметном материале.

На уроках литературного чтения ведущей является технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения), обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников, а также проблемно-диалогическая, технология оценивания образовательных достижений, технология проектной деятельности, групповая форма работы, деятельностный метод обучения.



Речевая деятельность является основным средством познания и коммуникации, поэтому литературное чтение – один из ведущих учебных предметов в системе подготовки младшего школьника, способствующий общему развитию, воспитанию и социализации ребёнка. Успешность изучения курса литературного чтения, входящего в предметную область «Русский язык», во многом определяет успешность обучения по другим предметам начальной школы.


Цели:
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;
-развитие художественно – творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно – познавательными текстами;
- обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста; формирование представлений о добре и зле, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. 
Задачи:

  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений;

  • формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;

  • овладение основным, правильным и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников;

  • формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

  • воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы, обогащение нравственного опыта младших школьников; формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.


Сроки реализации

Программа рассчитана на 136 часов 4 часа в неделю и предназначена для обучающихся 3 класса.

Предполагаемые результаты.

Личностными результатами обучения учащихся являются:

  • интерес к содержанию и форме ху­дожественных произведений;

  • интерес к некоторым видам творчес­кой деятельности на основе литературных произведений;

  • интерес к миру чувств и мыслей че­ловека, отраженных в литературе;

  • основы эмоционального сопережи­вания прочитанному или услышанно­му художественному произведению;

  • эмоциональное отношение к чертам характера и поступкам людей на при­мере героев литературных произведе­ний;

  • понимание моральных норм при оценке поступков героев литератур­ных произведений;

  • общее представление о мире разных профессий, их значении и содержа­нии.

  • понимания необходимости учения, важности чтения для современного человека;

  • чувства сопричастности к сохране­нию чистоты родного языка;

  • понятия об ответственности чело­века за себя и близких, о высших чувствах любви, внимания, заботы;

  • понимания своей семейной и этни­ческой идентичности;

  • любви к Родине, представлений о ге­роическом прошлом нашего народа;

  • чувства ответственности за мир природы;

  • умения оценивать свои поступки на основе сопоставления с героями лите­ратурных произведений;

  • первоначальной ориентации учаще­гося в системе личностных смыслов;

  • понятий о дружбе, сотрудничестве в коллективе, о взаимопомощи и под­держке.

Метапредметными результатами являются:

  • принимать учебную задачу, отбирать способы ее решения;

  • выбирать способы работы с текс­том в зависимости от учебной за­дачи;

  • выбирать способы работы с текстом в зависимости от его типа и стиля, ра­ботать с приложениями учебника;

  • произвольно строить устное и пись­менное высказывание с учетом учеб­ной задачи;

  • самостоятельно работать с учебни­ком, хрестоматией и дополнительной литературой во внеурочное время;

  • соотносить внешнюю оценку и само­оценку.

  • самостоятельно выделять и фор­мулировать познавательную цель;

  • осуществлять планирование своей деятельности на основе заданных целей;

  • проявлять инициативу при ответе на вопросы и в выполнении заданий;

  • осуществлять самоконтроль и са­мопроверку усвоения учебного материала каждого раздела программы;

    • осуществлять самооценку и адек­ватно оценивать действия окружаю­щих.

    • отличать художественный текст от научного и научно-популярного;

  • пересказывать текст по плану;

  • структурировать знания при сопос­тавлении текстов;

  • применять схемы, таблицы как способ представления, осмысления и обобщения информации;

  • применять известные понятия к но­вому материалу, формулировать вы­воды;

  • искать информацию, представлять найденную информацию;

  • уметь различать существенную и до­полнительную информацию, выде­лять главное;

  • знать разные виды словарей, спра­вочников, энциклопедий.

  • пересказывать близко к тексту не­большие по объему и разные по жанру тексты;

  • понимать структуру построения рассуждения;

  • проявлять инициативу в поиске до­полнительной информации, ориенти­роваться в словарях и справочниках, в контролируемом пространстве Ин­тернета;

  • проводить аналогии между изучае­мым материалом и собственным опы­том;

  • создавать художественные тексты разных жанров в устной и письменной форме;

  • выражать свои мысли в устной и письменной речи, в монологе и диа­логе, использовать доступные речевые средства в соответствии с задачей вы­сказывания;

  • проявлять устойчивый интерес к об­щению и групповой работе;

  • участвовать в учебном диалоге; проявлять самостоятельность в груп­повой работе;

  • принимать участие в коллективном выполнении заданий, в т.ч. творчес­ких; участвовать в проектах, инсцени­ровках, спектаклях;

  • видеть ошибку и исправлять ее с по­мощью взрослого.

  • выражать свое мнение о проблемах и явлениях жизни, отраженных в ли­тературе;

  • устно и письменно выражать впе­чатление от прочитанного (аннота­ция, страничка читательского днев­ника);

  • контролировать свои действия в коллективной работе;

  • выбирать способы деятельности в коллективной работе; осуществ­лять рефлексию относительно про­цесса деятельности, контролировать и оценивать результаты.

Предметными результатами изучения литературного чтения в начальной школе являются:

  • понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

  • осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;

  • понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

  • достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

  • умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.



ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Особенности организации контроля по литературному чтению

В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и «про себя»); уме­ния выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаи­ческое произведение.

При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется пра­вильности передачи основного содержания текс­та, последовательности и полноте развития сюже­та, выразительности при характеристике образов.

Кроме техники чтения учитель контроли­рует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жан­ров и особенностей, знание имен детских пи­сателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).

Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение на­изусть или с листа. Осуществляется на матери­але изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (отве­ты на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, ил­люстрациями и оглавлением.

Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может прохо­дить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть прове­дена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.

Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержа­нию незнакомые тексты. При выборе текста осу­ществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно 6 знакам, к знакам отно­сят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает по­сле чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально или группа­ми. Для проверки учитель заготавливает инди­видуальные карточки, которые получает каж­дый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными. Для учета результатов проверки навыка чтения учитель пользуется соответствующей схемой.


КОНТРОЛЬ за уровнем обучения обучающихся в 3 классе.


Осуществляется по следующим направлениям(индивидуальные, групповые, фронтальные):

  1. Техника чтения - заинтересованно, осмысленно, правильно, выразительно читать минимум 70-80 слов в минуту

  2. Умение четко и правильно ответить на поставленный вопрос, аргументируя ответ отрывком из текста;

  3. Умение пересказать текст

  4. Диагностические тесты дают представление об уровне сформированности знаний и умений, уровне на котором находится каждый ученик, самостоятельности, навыков самоконтроля и самооценки.

  5. Творческие работы (иллюстрирование, драматизация, дикламация)

  6. Умение вести диалог и аргументировать свою точку зрения

  7. Чтение стихов наизусть


ФОРМЫ КОНТРОЛЯ: индивидуальные устные и письменные работы (тесты).


Виды контроля

В год

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Техника чтения

5

2

1

1

1


Оценка «5» ставится ученику, если он:

  • читает в 1 полугодии осознанно, бегло, правильно, с использованием основных средств выразительности, темп чтения - не менее 60 слов в минуту;

  • во 2 полугодии - бегло, сознательно, правильно с соблюдением основных норм литературного произношения, передает с помощью интонации смысл прочитанного и свое отношение к его содержанию, темп чтения - не менее 75 слов в минуту;

  • полно, кратко и выборочно пересказывать текст, самостоятельно составлять простейший пан, выявляет основной смысл прочитанного;

  • самостоятельно находит в тексте слова, выражения и эпизоды для составления рассказа на определенную тему (о природе, событии, герое);

  • знает и читает наизусть стихотворение.

Оценка «4» ставится ученику, если он:

  • читает текст бегло целыми словами, использует логические ударения и паузы;

  • темп чтения - не менее 55 слов в минуту в 1 полугодии, во втором полугодии - не менее 70 слов;

  • делает 1-2 ошибки в словах при чтении и в определении логических ударений и пауз;

  • составляет план прочитанного, пересказывает текст полно (кратко, выборочно);

  • самостоятельно выделяет главную мысль прочитанного, но допускает отдельные речевые ошибки и устраняет их самостоятельно;

  • читает выразительно стихотворение наизусть, но допускает незначительные неточности.

Оценка «3» ставится ученику, если он:

  • читает осознанно, целыми словами (единичные слова по слогам), монотонно, темп чтения - не менее 50 слов в минуту в 1 полугодии;

  • во 2 полугодии - целыми словами, недостаточно выразительно, темп чтения - не менее 65 слов в минуту, допускает при чтении от 3 до 5 ошибок;

  • передает полное и краткое содержание текста, основную мысль прочитанного, составляет план и др. помощью наводящих вопросов учителя;

  • воспроизводит наизусть текст стихотворения, но допускает ошибки и исправления их только с помощью учителя.

Оценка «2» ставится ученику, если он:

  • читает текст по слогам и только отдельные слова прочитывает целиком, допускает большое количество ошибок на замену, пропуск слогов, слов и др., слабо понимает прочитанное, темп чтения - 35 слов в минуту в 1 полугодии, во 2 полугодии не владеет чтением целыми словами, допускает более 6 ошибок, темп чтения до 50 слов в минуту;

  • пересказывает текст непоследовательно, искажает содержание прочитанного, допускает множество речевых ошибок;

  • не может кратко и выборочно пересказать текст, составить план и выделить главную мысль прочитанного с помощью наводящих вопросов учителя;

  • при чтении наизусть не может полностью воспроизвести текст стихотворения.

При оценке домашнего чтения предъявляются более высокие требования, чем при чтении без предварительной подготовки.


Чтение наизусть

Оценка "5" – твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает.

Оценка "4" – знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов,

самостоятельно исправляет допущенные неточности.

Оценка "3" – читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.

Оценка "2" – нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст.


Выразительное чтение стихотворения

Требования к выразительному чтению:

  • Правильная постановка логического ударения

  • Соблюдение пауз

  • Правильный выбор темпа

  • Соблюдение нужной интонации

  • Безошибочное чтение

Оценка "5" – выполнены правильно все требования

Оценка "4" – не соблюдены 1–2 требования

Оценка "3" – допущены ошибки по трем требованиям

Оценка "2" – допущены ошибки более, чем по трем требованиям


Чтение по ролям

Требования к чтению по ролям:

  • Своевременно начинать читать свои слова

  • Подбирать правильную интонацию

  • Читать безошибочно

  • Читать выразительно

Оценка "5" – выполнены все требования

Оценка "4" – допущены ошибки по одному какому-то требованию

Оценка "3" – допущены ошибки по двум требованиям

Оценка "2" – допущены ошибки по трем требованиям


Пересказ

Оценка "5" – пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не

упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на

вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.

Оценка "4" – допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их

Оценка "3" – пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет

последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.

Оценка "2" – не может передать содержание прочитанного.

Используемые формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения по литературному чтению:

  • текущий устный опрос;

  • проверочная работа;

  • текущая самостоятельная работа;

  • контрольная работа;

  • итоговый контроль;

  • тест-опрос;

  • фронтальный опрос;

  • индивидуальные задания;

  • тематический контроль;

  • контроль навыков чтения вслух,

  • чтение наизусть,

  • пересказ по готовому плану.


Тип урока: (сокращения, используемые в таблице)

ОНЗ - урок овладения новыми знаниями

ФСУН – урок формирования и совершенствования умений, навыков

ОСЗ – урок обобщения и систематизации знаний

ПЗЗ – урок повторения, закрепления знаний

КП – контрольно-проверочные уроки

Общая характеристика учебного предмета

В программе 3 класса литературные произведения систематизированы согласно ведущим учебным задачам, что позволяет сформировать все стороны навыка чтения и первоначальные умения работы с художественным текстом. В книге для 3 класса тексты систематизированы в соответствии с конкретной методической направленностью каждого блока уроков на формирование того или иного компонента, составляющего сложное и, по сути, нерасчленимое умение читать. В силу этого чтение приобретает ярко выраженный обучающий характер, при этом не теряя своей привлекательности для учащихся.

Конкретная постановка учебной задачи, сформулированная в названиях частей и разделов, помогает учащимся работать целенаправленно. Вопросы и задания к текстам дают возможность полноценно организовать эту работу, а доступные и интересные произведения позволяют сохранить и приумножить желание школьников читать детскую литературу.

Ведущая учебная задача - наработка технической базы чтения в 3 классе - накопление литературных представлений (идейно-тематических и жанровых).

Приемы, методы и формы работы:

  • Словесное рисование

  • Иллюстрирование (художественное и музыкальное)

  • Пересказ

  • Радиотеатр (выразительное чтение по ролям, диалоговый пересказ у доски – инсценирование, драматизация)

  • Чтение учителем

  • Составление диафильмов

  • Беседы о жизни и творчестве писателей и поэтов, прочитанном

  • Викторины и загадки (как составленные учителем, так и приготовленные учащимися)

Используемые методы и формы обучения обеспечивают:

  • адекватный психофизиологическим особенностям ученика темп обучения;

  • достаточную двигательную активность учащихся на уроке;

  • учет индивидуальных и половозрастных особенностей учащихся;

  • учет реальных учебных возможностей учащихся, дифференцированность обучения;

  • включение каждого ученика в активную учебно-познавательную деятельность;

  • дозированную помощь учащимся при затруднениях, создание ситуации успеха;

  • обратную связь;

  • объективную оценку продвижения и развития каждого ученика;

  • контроль и оценку знаний учащихся, способствующих сохранению их психического здоровья;

  • профилактику и снижение утомительности учебного занятия, преодоление психического и статического напряжения учащихся;

  • доброжелательное и продуктивное сотрудничество учащихся, а также учителя и учащихся.

Трудность учебного занятия (количество новых учебных единиц, характер деятельности учащихся, уровень усвоения учебного материала) соответствует половозрастным индивидуальным и учебным возможностям учащихся.

Характер, объём и дифференцированность домашнего задания определяются реальными учебными возможностями, индивидуальными особенностями и способностями учащихся.

Преобладающие виды работы:

  • Чтение осмысленное и выразительное

  • Словарная работа (правильное прочтение, объяснение значения слова с помощью толкового словаря, использование слов-синонимов)

  • Составление плана

  • Пересказ на основе составленного плана

  • Обучение пересказу

  • Заучивание стихотворений

ВНУТРИПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ И МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ

Учебные дисциплины: русский язык и литература относятся к циклу гуманитарных предметов. Вооружая школьников широкими познаниями мира и человека, литература вступает во взаимодействие с историей, обществоведением, изобразительным искусством, музыкой.

Место учебного предмета в учебном плане

Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений на изучение предмета «Литературное чтение» в 3 классе отведено – 4 часа в неделю на 136 часов в год.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.

Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.


Планируемые результаты формирования универсальных учебных действий

Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» в 3 – м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
^ Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» в 3- м классе является формирование следующих умений:
– эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
– эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
– чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
– понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;
– интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
– наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;
– ориентация в нравственном содержании и смысле поступков –своих и окружающих людей;
– этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать тему и цели урока;
– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
– вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах
(сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
^ Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» в 3 – м классе является формирование следующих умений.
Выпускник научится:
– воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
– осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
– самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
– самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;
– делить текст на части, составлять простой план;
– самостоятельно формулировать главную мысль текста;
– находить в тексте материал для характеристики героя;
– подробно и выборочно пересказывать текст;
– составлять рассказхарактеристику героя;
– составлять устные и письменные описания;
– по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;
– высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
– относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;
– различать в прозаическом произведении героев, рассказчика и автора;
– видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
– соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.
^ Выпускник получит возможность научиться:
самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, поиск ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);

  • вычитывать разные уровни текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

  • составлять сложный план


ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ ОБУЧАЮЩИХСЯ3 КЛАССА

ДОЛЖНЫ УМЕТЬ


1.НАВЫК ЧТЕНИЯ

Осмысленность чтения

Формирование следующих умений, определяющих осмысленность чтения:

– выявлять в тексте слова и выражения, значение которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла;

– пользоваться сносками и школьным толковым словарем;

– отвечать на вопросы по содержанию словами текста;

– определять эмоциональный характер текста;

– выделять опорные (наиболее важные для понимания читаемого) слова;

– опираться на авторские ремарки для характеристики персонажей;

– определять мотивы поведения героев путем выбора правильного ответа из ряда предложенных;

– уметь прогнозировать содержание читаемого;

– осознавать авторское и собственное отношение к персонажам;

– формулировать тему небольшого текста;

– работать с заголовками: выбирать наиболее точный из предложенных учебником, озаглавливать текст или рисунок, прогнозировать содержание по заголовку и составлять высказывания по заданному заголовку;

– выявлять смысловой и эмоциональный подтекст;

– определять идею произведения путем выбора из ряда пословиц той, которая наиболее точно выражает главную мысль;

– находить главную мысль, сформулированную в тексте;

– определять характер книги (тему, жанр, эмоциональную окраску) по обложке, заглавию, рисункам.

Правильность чтения:

плавное воспроизведение написанного без искажений звуко-буквенного состава слов в соответствии с орфоэпическими нормами.

Скорость чтения:

К концу учебного года — 70-80 слов в минуту. Формирование способа чтения «по догадке».

Выразительность чтения:

Обучающиеся должны уметь:

– повышать и понижать голос в соответствии со знаками препинания и характером содержания;

– соблюдать паузы — длинные и короткие — в зависимости от смысла читаемого;

– передавать эмоциональный тон персонажа, произведения;

– выбирать темп чтения в зависимости от смысла читаемого;

– пользоваться силой голоса для постановки логических ударений и передачи характера текста.

2.РАБОТА С ТЕКСТОМ И КНИГОЙ

Школьники должны уметь:

– выявлять роль авторского начала в произведении; по произведению представлять образ автора;

– определять речевую цель создания произведения: сообщение информации, выражение переживаний, поучение и др.;

– выявлять авторское отношение к персонажам;

– определять, от какого лица (автора-повествователя, автора-рассказчика или персонажа) ведется повествование;

– характеризовать персонажи, определять собственное отношение к их поступкам;

– выделять эпизод из текста;

– озаглавливать иллюстрации и эпизоды;

– восстанавливать деформированный картинный план;

– подбирать к иллюстрациям эпизоды из текста;

– составлять картинный план;

– пересказывать с опорой на картинный план;

– последовательно перечислять картины или события произведения (подготовка к составлению плана);

– составлять подробный и творческий пересказ по измененному плану;

– заучивать стихотворения наизусть и выразительно их читать;

– правильно называть книгу (автор, заглавие);

– составлять представление о книге по обложке: прогнозировать тему, жанр, характер текста;

– ориентироваться в книге;

– работать с Содержанием (оглавлением);

– ориентироваться в группе книг (5–6 книг).

Литературоведческая пропедевтика

Обучающиеся должны:

– расширить базу видожанровых и тематических литературных впечатлений;

– осознавать условность литературного творения, его отличие от реальности (за счет внимания к личности автора);

– воспринимать точность, богатство, выразительность, образность художественной речи (практическое знакомство со средствами выразительности: рифмой, звукописью, повтором слов, звукоподражанием, олицетворением, эпитетом, сравнением);

– получить элементарные понятия о рифме и лирическом герое.

Развитие творческих способностей

Обучающиеся должны уметь:

– говорить с разной интонацией (повышать и понижать голос, делать логические ударения, паузы, соблюдать темп, громкость, эмоциональный тон, исходя из смысла высказывания);

– читать по ролям;

– инсценировать прочитанное (небольшой текст или фрагменты литературного произведения) в форме живых картин и развернутой драматизации;

– графически иллюстрировать прочитанное;

– составлять словесное описание сюжетного фрагмента из эпического произведения;

– готовить творческий пересказ в форме дополнения текста;



Содержание учебного курса

Виды речевой деятельности

Аудирование (слушание). Адекватное по­нимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услы­шанного произведения, задавать вопрос по услышанному художественному и учебному произведению.

Чтение вслух. Чтение про себя. Дальней­шее развитие навыков выразительного чте­ния. Постепенное увеличение индивидуаль­ной скорости чтения. Установка на нор­мальный для читающего темп беглости, поз­воляющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чте­ния. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Осознание смысла произведения при чтении про себя. Определение вида чтения (ознакомитель­ное, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию.

Говорение (культура речевого общения). Письмо (культура письменной речи). Дальней­шее развитие навыков свободного высказыва­ния в устной и письменной форме: с соблю­дением единства цели высказывания и под­бором точных средств речевого выражения. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Ис­пользование норм речевого этикета в усло­виях внеучебного общения. Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложен­ной теме. Передача содержания прочитанно­го или прослушанного с учетом специфики учебного и художественного текста. Переда­ча впечатлений (из повседневной жизни, ху­дожественного произведения, изобразитель­ного искусства) в рассказе (описание, рас­суждение, повествование). Построение плана высказывания. Отбор и использование вы­разительных средств языка (синонимы, ан­тонимы, сравнение). Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев). Использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы) в мини-сочинениях (повествова­ние, описание), рассказе на заданную тему.

Работа с разными видами текста. Разли­чение разных видов текста: художественных, учебных, научно-популярных. Особенности фольклорного и авторского текста.

Самостоятельное определение темы, глав­ной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, до­полнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстра­тивно-изобразительных материалов.

Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием. Определение особеннос­тей учебного и научно-популярного текста (передача информации). Понимание отдель­ных, наиболее общих особенностей текстов мифов, легенд (по отрывкам). Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Ключевые или опорные слова. Вос­произведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).

Работа с текстом художественного произ­ведения. Понимание заглавия произведе­ния, его адекватное соотношение с содержа­нием. Определение особенностей художест­венного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Самос­тоятельное воспроизведение текста с ис­пользованием выразительных средств язы­ка: последовательное воспроизведение эпи­зода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопро­сам учителя), рассказ по иллюстрациям, пе­ресказ. Освоение разных видов пересказа художественного текста: краткий и подроб­ный. Подробный пересказ текста: деление текста на части, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание каждой час­ти и всего текста, пересказ эпизода; опреде­ление главной мысли каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде высказыва­ния.

Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь. Характеристика героя про­изведения с использованием художествен­но-выразительных средств данного текста. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имен героев.

Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведе­ния героев, анализ поступков героев с точ­ки зрения норм морали. Осознание понятия «родина», представления о проявлении люб­ви к родине в литературе разных народов (на примере народов России).

Библиографическая культура. Книга учебная, художественная, справочная. Виды информации в книге: научная, художествен­ная (с опорой на внешние показатели кни­ги, ее справочно-иллюстративный матери­ал). Типы изданий: произведение, сборник, периодические издания, справочные изда­ния (словари, энциклопедии). Выбор книг на основе рекомендательного списка, откры­того доступа к детским книгам в библиоте­ке. Алфавитный каталог. Пользование соот­ветствующими возрасту словарями и спра­вочной литературой. Литература вокруг нас. Отличие публицистики от художественной литературы. Периодические издания. Ис­кусство кино. Художественный и мульти­пликационный фильм. Литература в театре. Работа актера и режиссера. Отличие зрите­ля от читателя. Инсценировка литературно­го произведения. Посещение театральных постановок.

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

Мифология. Формирование общего пред­ставления о мифе как способе жизни древ­него человека, помогающем установить от­ношения с миром природы. Бинарные пред­ставления в мифе как основной способ структурировать мир, «двоемирие». Разде­ление на зоны пространства (верхний, сред­ний, нижний мир) и времени (сезоны, воз­растные периоды). Представления о Миро­вом дереве, связующем миры. Представле­ния о тотемных животных и растениях как прародителях человека. Устойчивая симво­лика числа и цвета. Миф как способ под­держания существующего природного по­рядка с помощью обряда и магического текста. Синтез искусств в обряде, синкрети­ческое искусство древности. Международ­ные мифологические сюжеты.

Устное народное творчество. Малые жан­ры фольклора и их связь с мифом. Функ­циональная особенность каждого жанра. Древняя вера в магию слова. Магическое воздействие на мир в обряде. Загадка как древний способ шифровать и запоминать важнейшие сведения о природе; закличка как способ уговаривать (заклинать) приро­ду. Изначальный магический смысл считал­ки. Назначение и особенности пословиц, поговорок, побасенок. Нравоучительный смысл. Выразительные средства, способы вынесения нравственной оценки. Представ­ление об антитезе. Пословицы других наро­дов. Смысловые параллели при разном язы­ковом оформлении. Выражение мудрости и жизненного опыта народа. Положитель­ный и негативный смысл пословиц и пого­ворок. Наблюдение за монологом и диало­гом в разных жанрах. Сочинение рассказов к выбранным пословицам.

Осознание того, что фольклор есть выра­жение общечеловеческих нравственных пра­вил и отношений. Общие черты фольклора разных народов. Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов.

Связь фольклора и литературы. Даль­нейшее развитие представлений о народной и авторской сказке.

Волшебная сказка. Отражение древних (мифологических) представлений о мире. Герой волшебной сказки. Представление о волшебном мире, волшебном помощнике и волшебных предметах, волшебных числах и словах. Особенности сюжета (уход героя из дома, сказочная дорога, испытания, по­мощь волшебного помощника, победа над волшебным миром как восстановление по­рядка и справедливости).

Любимые народные сказки. Придумыва­ние варианта или продолжения к сказке. Изменение конца сказки в соответствии с собственным видением.

Сказка о животных. Этиологическая сказ­ка о животных, объясняющая особенности внешнего вида и повадки животных. Исто­рический и жизненный опыт народа в сказ­ке. Откуда в сказке магия. Волшебные чис­ла. Волшебные помощники. Следы обряда и мотивы мифа в сказке. Отражение взгля­дов на мир и общество.

Докучные сказки - игра с застывшими правилами сказки.

Жанр басни. Двучленная структура бас­ни: сюжетная часть и нравоучение в виде итоговой морали. Происхождение сюжетной части из сказки о животных. Эзоп как ми­фологическая фигура и реальный баснопи­сец. Басни Эзопа и Крылова: использование сходных сюжетов, сходство смысла, струк­туры, сходство и различие композиций. Со­чинение басни в прозе.

Авторская сказка. Сохранение структур­ных связей с народной сказкой и обретение нового смысла. Авторские сказки класси­ческой и современной русской и зарубеж­ной литературы. Авторские «объяснитель­ные» сказки. Средства выражения авторско­го отношения к изображаемому в сказке. Авторская оценка героя.

Развитие сказочной «этики»: от победы с помощью магической силы к торжеству ума, смекалки (в народной сказке); к осо­знанию ценности нравственного совершен­ства и силы любви (в авторской сказке).

Общие мотивы в сказках разных наро­дов.

Сказочная повесть. Жанровые особеннос­ти, роднящие сказочную повесть с расска­зом: наличие нескольких сюжетных линий, многообразие событий, протяженность дей­ствия во времени, реальность переживаний героя. Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть со сказкой: сосущество­вание реального и волшебного мира, прев­ращения, подвиги героя и выполнение им трудных заданий, волшебные числа и вол­шебные слова. Герой сказочной повести: проявление характера в поступках и речи, развитие характера во времени. Сюжет (за­вязка, кульминация и развязка) в объемном литературном произведении, определение средств художественной выразительности.

Рассказ. Развитие представлений о жан­ре рассказа. Герой рассказа: особенности ха­рактера и мир чувств героя. Сравнительный анализ характеров персонажей (героев). Способы выражения авторской оценки ге­роя: портрет героя, характеристика дейст­вий и эмоциональных реакций героя, описа­ние интерьера или пейзажа, окружающего героя. Выделение элементов сюжета: завяз­ки, кульминации, развязки. Выявление средств художественной выразительности.

Поэзия. Особенности поэтического взгля­да на мир. Раскрытие внутреннего мира автора в стихотворении. Открытое выраже­ние чувства в авторской поэзии. Сюжет­ное развертывание переживания. Создание яркого образа с помощью разнообразных средств художественной выразительности: олицетворения, сравнения, эпитета (опреде­ления), контраста, звукописи, гиперболы и повтора.

Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирова­ние, драматизация; устное словесное рисо­вание, установление причинно-следствен­ных связей в тексте, последовательности со­бытий; изложение, создание собственного текста на основе художественного произве­дения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.

Учебно- тематический план

Название раздела

Количество часов

Труд человека кормит, а лень портит.

12 часов

Мудрец отличен от глупца тем, что он мыслит до конца.

8 часов

Унылая пора! Очей очарованье!

6 часов

Много хватать – свое потерять.

4 часа

Тайное всегда становится явным.

11 часов

Ежели вы вежливы…

3 часа

Снег летает и сверкает…

9 часов

Каждый свое получил.

18 часов

Жизнь дана на добрые дела.

8 часов

За доброе дело стой смело.

9 часов

Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.

14 часов

Весна идет, весне дорогу!

9 часов

Любовь – волшебная страна.

14 часов

Чудесное рядом.

11 часов


Круг чтения.

В 3 классе дети читают произведения устного народного творчества, лучшие образцы русской и современной отечественной и зарубежной литературы.

Труд человека кормит, а лень портит. (12 ч.)

Р. Сеф «Лопата»; Е. Карганова «Лекарство без рецепта»; К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла»; Е. Благинина «В ненастные деньки», «Не мешайте мне трудиться»*; С.Баруздин «Бревно»; русская народная сказка «Кому горшок мыть»; С. Маршак «Старуха, дверь закрой!»; Е.Шварц «Сказка о потерянном времени»; И. Крылов «Стрекоза и Муравей»*; африканская сказка «Лентяйка»;Р.Сеф «Странное дело».

Мудрец отличен от глупца тем, что он мыслит до конца. (8 ч.)

Русские народные сказки:«Дочь-семилетка», «Морской царь и Василиса Премудрая»; армянская сказка «Золотое яблоко»; Кир Булычёв «Авгиева лаборатория»

Унылая пора! Очей очарованье… (6 ч.)

К. Бальмонт «Oceнь»*; И. Соколов-Микитов «Листопадничек»; Ф. Тютчев «Листья»; А. Фет «Ласточки пропали...»; К. Паустовский «Барсучий нос»; А. Пушкин «Oceнь»*; М. Лермонтов «Осень»; А.К.;Н. Некрасов «Славная осень! Здоровый, ядреный...»;

Много хватать – своё потерять ( 4 ч.)

Английская сказка «Женщина, которая жила в бутылке»; Я.Л. Аким «Жадина»; В.В. Зотов «Бабушкин халат»; Дж. Родари «Солнце и туча»

Тайное всегда становится явным (11 ч.)

В. Драгунский «Тайное становится явным»; Н. Носов «Огурцы»; В. Осеева «Почему?»; шведская сказка «Принцесса лгунья»; Л. Пантелеев «Честное слово».

Ежели вы вежливы... (3 ч.)

С. Маршак «Урок вежливости»; И. Пивоварова «Вежливый ослик»; Б. Заходер «Очень вежливый индюк»; В. Осеева «Волшебное слово».

Снег летает и сверкает... (9 ч.)

С. Есенин «Береза»*; М. Пришвин «Деревья в лесу»; И. Никитин «Весело сияет месяц над селом...»; А. Пушкин «Зимний вечер»; Х. К. Андерсен «Девочка со спичками»; А. Блок «Ветхая избушка»; И. Суриков «Детство»; А. Александрова «Снежок»*; Саша Черный «На коньках»;

В. Драгунский «Кот в сапогах»; Н. Носов «Бенгальские огни»; С. Дрожжин «Снег летает и сверкает»*; K. Бальмонт «Снежинка»; С. Есенин «Пороша», «Поет зима, аукает...».

Каждый свое получил (18 ч.)

Эстонская сказка «Каждый свое получил»; латышская сказка «Два брата»; Ю. Ярмыш «Добрый Клен», «Озеро»; узбекская сказка «Черепаха и скорпион»; И. Крылов «Чиж и Голубь»*; Л. Толстой «Белка и волк», «Комар и лев»; индийская сказка «Мак»; Г. Ладонщиков «В старой сказке»; русские народные сказки «Баба-Яга», «Падчерица и мачехина дочка»; Б. Заходер «Серая Звездочка»; английская сказка «Хромая Молли»; чешская сказка «Златовласка»; итальянская сказка «Дары феи Кренского озера»; Л. Чарская «Живая перчатка»; Ю. Мориц «Песенка про сказку».

Жизнь дана на добрые дела (8 ч.)

Ю. Мориц «Разговаривали вещи»; Х. К. Андерсен «Пятеро из одного стручка», «Ель»; Е. Пермяк «Некрасивая елка»; Е. Клюев «Сказки Простого Карандаша».

3а доброе дело стой смело (9 ч.)

Русская народная сказка «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо»; Н. Артюхова «Трусиха»; Э. Киселева «Мальчик-Огонек»; Б. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина»; В. Высоцкий «Он не вернулся из боя»;

С. Баруздин «Страшный клад»; С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое».

Кто родителей почитает, тот вовек не погибает (14 ч.)

В. Осеева «Печенье», «Лекарство»; Б. Емельянов «Мамины руки»; Л. Яковлев «Альбом фотографий»; Л. Квитко «Бабушкины руки»; О. Дриз «Книга»; Г. Фаллада «История про мамину сказку»; В. Драгунский «...Бы»; Н. Артюхова «Трудный вечер»; М. Зощенко «Золотые слова»; черно- горская сказка «Милош находит мать»; адыгейская сказка «Девочка-птичка»; испанская сказка «Птица-Правда»; А. Платонов «Разноцветная бабочка»; Л. Петрушевская «Сказка о часах»; русская народная сказка «Подземные царства»; Г. Виеру «Мамин день».

Весна идет, весне дорогу!.. (9 ч.)

Ф. Тютчев «Зима недаром злится»*; М. Пришвин«Капля и камень»; В. Железников «Три ветки мимозы»; И. Северянин «Отчего?»; Г. Новицкая «Подснежник»; В. Берестов «Мать-и-мачеха»; Н. Гоголь «Весна, долго задерживаемая холодами...»; А. Плещеев «Весна» («Уж тает снег, бегут ручьи...»), «Весна» («Песни жаворонков снова...»); К. Паустовский «Стальное колечко»; А. Майков «Ласточка примчалась...»; А.К. Толстой «Звонче жаворонка пенье...»*; А. Фет «Я пришел к тебе с приветом...»; А. Чехов «Весной»; Н. Сладков «Ивовый пир»; Я. Аким «Апрель»; А. Блок «Вербочки»; Л. Чарская «Дивные звуки»; Е. Благинина «Черемуха».

Любовь — волшебная страна (14 ч.)

В. Берестов «Вечер. В мокрых цветах подоконник...»; Н. Вагнер «Сказка»; Братья Гримм «Рапунцель»; французская сказка «Красавица и чудовище»; Х. К. Андерсен «Ромашка»; Ш. Сильверстайн «Щедрое дерево»; русская народная сказка «Перышко Финиста-ясна сокола»; польская сказка «Каменный Принц и Прекрасная Померанца»; А. Фет «Облаком волнистым...»*; Я. Полонский «Песня»; И. Тургенев «Воробей».

Чудесное — рядом (11 ч.)

Р. Сеф «Чудо»; А. Прокофьев «Люблю березу русскую...»; К. Паустовский «Заботливый цветок»; В. Жуковский «Родного неба милый свет...»*; С. Маршак «О том, как хороша природа»; Н. Абрамцева «Радуга»; Ю. Могутин «Берег бродячих камешков»; М. Пришвин «Дятел»; В. Астафьев «Стрижонок Скрип»; О. Дриз «Счастье»; Б.Заходер «Что красивей всего?»; В. Бианки «Музыкант»; белорусская сказка «Музыкант-чародейник»; И. Пивоварова «Волшебная палочка»; итальянская сказка «Тайна Флорио»; И. Мазнин «Давайте дружить»; Ю. Ким «Летучий ковер».
























Согласовано

заместитель директора по УВР________________/ Раздобарова В.А./

«28» августа 2015 года

МКОУ «Благодатенская средняя общеобразовательная школа»

(наименование образовательного учреждения)


КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по литературному чтению

(указать предмет, курс, модуль)


КЛАСС 3

Учитель начальных классов Шабунина Антонида Николаевна

Количество часов: всего 136 часов ; в неделю 4 часа


Принята Решение педагогического совета от 28.08. 2015г. Протокол №1 Утверждена Приказ от 1.09.2015г. №1- 55

(указать реквизиты утверждения рабочей программы с датой)






п/п

Название

раздела

Тема урока

Кол-во часов

Тип

урока

Планируемые результаты: УУД предметные, метапредметные, личностные

Вид контроля

Дата план

Дата факт

Примечание

1-2


Труд человека кормит, а лень портит.

12 часов

Р. Сеф. «Лопата»; Е. Карганова. «Лекарство без рецепта»

2

ОНЗ

ФСУН

Вырабатывать нравственные ориентиры (прежде всего, отношение к трудолюбию). (Л.)1

Формировать сферу смыслообразования. (Л.)

Развивать эмпатию. (Л.)

Формировать способность к самооценке. (Р.)

Формировать способность к оценке деятельности сверстников. (Р.)

Ориентироваться в тексте. (П-1.)


Текущий




3


К. Ушинский. «Как рубашка в поле выросла»

1

ОНЗ


Текущий




4


Е. Благинина. «Не мешайте мне трудиться»; С. Баруздин. «Бревно»

1

ОНЗ


Текущий




5


Русская народная сказка «Кому горшок мыть»;

1

ОНЗ


Текущий




6


С. Маршак. «Старуха, дверь закрой!»

1

ОНЗ


Текущий




7-8


Е. Шварц. «Сказка о потерянном времени»

3


ОНЗ

ФСУН


Текущий




9


И. Крылов. «Стрекоза и Муравей»

1

ОНЗ


Текущий




10


Африканская сказка «Лентяйка»

1

ОНЗ


Текущий




11


Р. Сеф. «Странное дело»

1

ОНЗ


Текущий




12


Обобщение по разделу: «Труд человека кормит, а лень портит»

1

ОСЗ

Итоговый




13-14

«Мудрец отличен от глупца тем, что он мыслит до конца»

8 часов

Русская народная сказка « Дочь - семилетка»


2

ОНЗ

ФСУН


Текущий




15-16


Русская народная сказка «Морской царь и Василиса Премудрая»

3

ОНЗ

ФСУН


Текущий




17-18


Армянская сказка «Золотое яблоко»

1

ОНЗ

Текущий




19-20


Кир Булычёв «Авгиева лаборатория» Обобщение по разделу

2

ОНЗ

ФСУН


Текущий




21

«Унылая пора! Очей очарованье!»

6 часов

К. Бальмонт. «Осень»;

1

ОНЗ


Анализировать содержание прочитанного. (П-2.)

Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. (К.)

Аргументировать свое мнение. (К.)

Пересказывать прочитанное. (К.)

Вырабатывать нравственные ориентиры. (Л.)

Формировать рефлексию. (Л.)

Развивать эмпатию. (Л.)

Принимать, удерживать и выполнять учебную задачу. (Р.)

Формировать способность к оценке и самооценке. (Р.)

Ориентироваться в тексте. (П-1.)

Ориентироваться в книгах. (П-1.)

Ориентироваться в Интернете. (П-1.)


Текущий




22


И. Соколов- Микитов. «Листопадничек».

1

ОНЗ


Текущий




23


Ф. Тютчев, «Листья»; А. Фет. «Ласточки пропали»

1

ОНЗ


Текущий




24-25


К. Паустовский. «Барсучий нос»

2

ОНЗ

ФСУН


Текущий




26


А. Пушкин. «Осень» (отрывок); М. Лермонтов. «Осень»;

Н.А.Некрасов «Славная осень» Обобщающий урок

1

ОНЗ


Текущий




27

«Много хватать- своё потерять»

4 часа

Английская сказка «Женщина, которая жила в бутылке»

1

ОНЗ

ФСУН


Текущий




28


Я. Аким. «Жадина»,

1

ОНЗ


Текущий




29


В. Зотов. «Бабушкин халат»

1

ОНЗ


Текущий




30


Д. Родари. «Солнце и туча» Обобщающий урок

1

ОНЗ


Текущий




31

«Тайное всегда становится явным»

11 часов

Д. Драгунский. «Тайное становится явным»

1

ОНЗ


Анализировать содержание текста. (П-2)

Устанавливать причинно-следственные связи. (П-2.)

Сравнивать прочитанные произведения. (П-2.)

Обобщать прочитанное. (П-2.)

Классифицировать книги. (П-2.)

Формировать нравственно-этические ориентиры. (Л.)

Развивать способность к нравственной оценке поступков. (Л.)

Развивать рефлексию. (Л.)

Принимать, удерживать и реализовывать учебную задачу. (Р.)

Формировать способность к самооценке. (Р.)

Формировать способность к оценке деятельности сверстников. (Р.)

Ориентироваться в тексте. (П-1.)

Определять кульминационный эпизод текста. (П-1.)

Ориентироваться в книгах. (П-1.)


Текущий




32-33


Н. Носов. «Огурцы»

2

ОНЗ


Текущий




34-35


В. Осеева. «Почему?»

2


ОНЗ

ФСУН


Текущий




36-37


Шведская сказка «Принцесса- лгунья»

2

ОНЗ

ФСУН


Текущий




38-39


Л. Пантелеев. «Честное слово»

2

ОНЗ

ФСУН


Текущий




40


Обобщающий урок по разделу: «Тайное всегда становится явным»

1

ОСЗ

Тематический




41


Проверка техники чтения

1

КП

Итоговый




42

«Ежели вы вежливы»

3 часа

С. Маршак. «Урок вежливости

1

ОНЗ


Текущий




43


И. Пивоварова. «Вежливый ослик» Б. Заходер. «Очень вежливый индюк»

1

ОНЗ


Текущий




44


В. Осеева. «Волшебное слово»

1

ОНЗ


Текущий




45

«Снег летает и сверкает…»

9 часов

С. Есенин. «Береза»

Кн2

1

ОНЗ


Текущий




46


М. Пришвин. «Деревья в лесу»

1

ОНЗ


Анализировать заголовок произведения. (П-2.)

Прогнозировать развитие действия. (П-2.)

Анализировать контекст для выяснения смысла фразеологизмов. (П-2.)

Анализировать текст с целью характеристики персонажей. (П-2.)

Анализировать языковое оформление текста. (П-2.)

Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. (К.)

Аргументировать свое мнение. (К.)

Развивать навыки сотрудничества. (К.)

Сочинять собственный текст по заданным жанру и теме. (К.)

Формировать нравственно-этические ориентиры. (Л.)

Развивать способность к неоднозначности нравственной оценки поступков персонажей. (Л.)

Ориентироваться в тексте. (П-1.)

Ориентироваться в книгах. (П-1.)

Анализировать заголовок произведения.(П2.)

Анализировать своеобразие литературного произведения. (П-2.)


Текущий




47


Н. Никитин. «Весело сияет...»;

1

ОНЗ


Текущий




48


А. Пушкин. «Зимний вечер»

1

ОНЗ


Текущий




49


A. Блок. «Ветхая избушка»; И. Суриков, «Детство»

1

ОНЗ


Текущий




50


3. Александрова. «Снежок»; С. Чёрный. «На коньках»

1

ОНЗ


Текущий




51


B. Драгунский. «Кот в сапогах»

1

ОНЗ


Текущий




52


C. Дрожжин. «Снег летает и сверкает...»; К. Бальмонт. «Снежинка»;

1

ОНЗ


Текущий




53


С. Есенин. «Пороша», «Поет зима, аукает...»

1

ОНЗ


Текущий




54

Каждый своё получит

18 часов

Эстонская сказка «Каждый свое получил»

1

ОНЗ


Текущий




55


Латышская скалка «Два брата»

1

ОНЗ


Текущий




56


Ю. Ярмыш. «Добрый Клен», «Озеро»

1

ОНЗ


Текущий




57


Узбекская сказка «Черепаха и скорпион»

1

ОНЗ


Текущий




58


И. Крылов. «Чиж и Голубь»;

1

ОНЗ


Формировать способность к оценке поведения персонажей. (Р.)

Ориентироваться в тексте. (П-1.)

Систематизировать книги. (П-2.)

Анализировать текст с целью характеристики персонажей. (П-2.)

Анализировать содержание текста для выявления подтекста. (П-2.)

Вступать в дискуссию, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. (К.)

Аргументировать свое мнение. (К.)

Совершенствовать навыки учебного сотрудничества

Формировать нравственно-этические ориентиры. (Л.)

Планировать свои действия. (Р.)

Ориентироваться в тексте произведения. (П-1.)

Выделять в прочитанном главное содержание. (П-2.)


Текущий




59


Л. Толстой. «Белка и волк», «Комар и лев»

1

ОНЗ


Текущий




60-61


Г. Ладонщиков. «В старой сказке»; Русская народная сказка «Баба-Яга»

2

ОНЗ

ФСУН


Текущий




62


Русская народная сказка «Падчерица и мачехина дочка»

1

ОНЗ


Текущий




63-64


Б. Заходер «Серая Звездочка»

2

ОНЗ

ФСУН


Текущий




65-66


Английская народная сказка «Хромая Молли»

2

ОНЗ

ФСУН


Текущий




67-68


Чешская сказка «Златовласка»

2

ОНЗ

ФСУН


Текущий




69-70


Итальянская сказка «Дары феи Кренского озера»

2

ОНЗ

ФСУН


Текущий




71


Ю. Мориц. «Песенка про сказку» Проверка техники чтения

1

ОНЗ


Текущий




72

Жизнь дана на добрые дела 8 часов

Ю. Мориц. «Разговарива­ли вещи»,

1

ОНЗ


Текущий




73


Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»

1

ОНЗ


Текущий




74-75


Х.К. Андерсен. «Ель»

2

ОНЗ

ФСУН


Текущий




76-77


Е. Пермяк. «Некрасивая елка»

2

ОНЗ

ФСУН


Анализировать произведение с целью выявления подтекста. (П-2.)

Анализировать произведение с целью определения его идеи. (П-2.)

Сравнивать произведения одного жанра. (П-2.)

Соотносить произведение с пословицами по идейному содержанию. (П-2.)

Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. (К.)

Аргументировать высказывания. (К.)

Развивать способность нравственной оценки поступков персонажей. (Л.)

Принимать, удерживать и реализовывать учебную задачу. (Р.)

Ставить перед собой исполнительские задачи и реализовывать их при выразительном чтении. (Р.)

Формировать способность к самооценке. (Р.)


Текущий




78


Е. Клюев. «Сказки простого карандаша»

1

ОНЗ


Текущий




79


Обобщающий урок по разделу: «Жизнь дана на добрые дела»

1


ОСЗ

Тематический




80-81

За доброе дело стой смело

9 часов

Русская народная сказка «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо»

2

Уч. ч 3


ОНЗ

ФСУН


Текущий




82


Н. Артюхова. «Трусиха»;

1

ОНЗ


Текущий




83


Э. Киселева. «Мальчик-Огонек»

1

ОНЗ


Текущий




84-85


Б. Полевой. «Последний день Матвея Кузьмина»

2

ОНЗ

ФСУН


Текущий




86


B,Высоцкий. «Он не вернулся из боя...»;

1

ОНЗ


Текущий




87


С. Баруздин. «Страшный клад»

1

ОНЗ


Текущий




88


C. Маршак. «Рассказ о неизвестном герое»

1

ОНЗ


Текущий




89

«Кто родителей почитает, тот вовек не погибает»

14 часов

В. Осеева. «Печенье», «Лекарство».

1

ОНЗ


Текущий




90


Б. Емельянов «Мамины руки»

1

ОНЗ


Текущий




91


Л. Яковлев. «Альбом фотографий»; Л. Квитко. «Бабушкины руки»

1

ОНЗ


Текущий




92


В. Драгунский. «...Бы»

1

ОНЗ


Ориентироваться в группе текстов (в разделе учебника). (П-1.)

Анализировать содержание текста для выявления подтекста. (П-2.)

Анализировать содержание текста для выявления идеи. (П-2.)

Анализировать текст с целью выявления его художественного своеобразия. (П-2.)

Анализировать построение текста. (П-2.)

Ранжировать прочитанные произведения по жанру, по авторству. (П-2.)

Формировать нравственно-этическую ориентацию. (Л.)

Приобщаться к национальной культуре. (Л.)

Принимать и выполнять поставленную учебную задачу. (Р.)

Ориентироваться в тексте произведения. (П-1.)


Текущий




93


Н. Артюхова. «Трудный вечер»

1

ОНЗ


Текущий




94-95


М. Зощенко. «Золотые слова»

2

ОНЗ

ФСУН


Текущий




96


Адыгейская сказка «Девочка-птичка»

1

ОНЗ


Текущий




97-98


Испанская сказка «Птица-Правда»

2

ОНЗ

ФСУН


Текущий




99-100


А. Платонов. «Разноцветная бабочка»

2

ОНЗ

ФСУН


Текущий




101-102


Русская народная сказка «Подземные царства»

2

ОНЗ

ФСУН


Текущий




103

Весна идёт, весне дорогу. 9 часов Ф. Тютчев. «Зима недаром злится...»

1

ОНЗ


Текущий




104


М. Пришвин. «Капля и камень» ;

В. Железников. «Три ветки мимозы»

1

ОНЗ


Текущий




105


И. Северянин. «Отчего?»; Г. Новицкая. «Подснежник»; В. Берестов. «Мать-и-мачеха»

1

ОНЗ


Текущий




106


Н. Гоголь. «Весна, долго задерживаемая холодами..,»; А. Плещеев. «Весна» («Уж тает снег, бегут ручьи...»); «Весна»

1

ОНЗ


Текущий




107-108


К. Паустовский. «Стальное колечко»

2

ОНЗ

ФСУН


Текущий




109


А. Майков. «Ласточка примчалась...»; А.К. Толстой. «Звонче жаворонка пенье...»;

1

ОНЗ


Текущий




110


А. Фет. «Я пришел к тебе с приветом...»; А.П. Чехов «Весной» Я. Аким. «Апрель»

1

ОНЗ


Текущий




111


А. Блок. «Вербочки»; Л. Чарская. «Дивные звуки»; Е.А. Благинина «Черёмуха»

1

ОНЗ


Текущий




112

Любовь – волшебная страна

14 часов

В. Берестов. «Вечер. В мокрых цветах подоконник...»;

1

Уч. 4 часть

ОНЗ


Текущий




113-114


Н. Вагнер. «Сказка»

2

ОНЗ

ФСУН


Текущий




115-116


Братья Гримм. «Рапунцель»

2

ОНЗ

ФСУН


Текущий




117-118


Французская сказка «Красавица и чудовище»

2

ОНЗ

ФСУН


Ориентироваться в тексте произведения. (П-1.)

Анализировать произведение с целью характеристики персонажей. (П-2.)

Анализировать произведение с целью выявления мотивации персонажа. (П-2.)

Анализировать произведение с целью выявления специфической образности сказочного языка. (П-2.)

Анализировать произведение с целью выявления особенностей построения народной волшебной сказки. (П-2.)

Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. (К.)

Аргументировать высказывания. (К.)

Пересказывать прочитанное. (К.)

Формировать нравственно-этические ориентиры. (Л.)

Формировать самооценку. (Л.)


Текущий




119


Х.К. Андерсен. «Ромашка»

1

ОНЗ


Текущий




120


Ш. Сильверстайн. «Щедрое дерево»

1

ОНЗ


Текущий




121-122


Русская народная сказка «Перышко Финиста — Ясна сокола»

2

ОНЗ

ФСУН


Текущий




123-124


Польская песенка «Каменный Принц и Прекрасная Померанца»

2

ОНЗ

ФСУН


Текущий




125


И. Тургенев. «Воробей»

1

ОНЗ


Текущий




126

Чудесное рядом

11 часов

Р. Сеф. «Чудо»; А. Прокофьев. «Люблю березку русскую...»;

1

ОНЗ


Текущий




127


К. Паустовский. «Заботливый цветок»

1

ОНЗ


Текущий




128


В. Жуковский. «Родного неба милый свет...»; С. Маршак. «О том, как хороша природа»;

1

ОНЗ


Текущий




129


Н. Абрамцева. «Радуга». Ю. Могутин. «Берег бродячих камешков»;

1

ОНЗ


Текущий




130


М. Пришвин «Дятел»

1

ОНЗ


Текущий




131-132


В. Астафьев. «Стрижонок Скрип»

2

ОНЗ

ФСУН


Текущий




133


О. Дриз. «Счастье»; Б. Заходер. «Что красивей всего?»;

1

ОНЗ


Текущий




134


Белорусская сказка «Музыка-чародейник»;

1

ОНЗ


Текущий




135


Итальянская сказка «Тайна Флорио»

1

ОНЗ

ФСУН


Текущий




136


И. Мазнин. «Давайте дружить»; Ю. Ким. «Летучий ковер»; В.С. Шефнер «Миг»

1

ОНЗ


Текущий








































Описание материально- технического обеспечения образовательного процесса

Учебно- методический комплекс

Для учителя:

- печатные пособия
1.Кубасова О.В. Литературное чтение. Пояснительная записка. Программа. Планирование. Ассоциация 21 век. Смоленск. 2013

2. Кубасова О.В. Литературное чтение. Методические рекомендации. 3 класс. Ассоциация 21 век. Смоленск. 2013.
для учащихся:

1.Кубасова О.В. Литературное чтение. «Любимые страницы».

3 класс. Ассоциация 21 век. Смоленск. 2014. Учебник в 4-х частях.

2. Кубасова О.В. Литературное чтение. «Любимые страницы».

3 класс. Ассоциация 21 век. Смоленск. 2014. Печатная тетрадь.

3. Кубасова О.В. Литературное чтение. «Любимые страницы». Тесты.

3 класс. Ассоциация 21 век. Смоленск. 2012.

-мультимедийные пособия

1.Комплект «Любимые страницы».1 - 4 классы.

-образовательные Интернет-ресурсы

  • Естественнонаучный образовательный портал http://www.en.edu.ru

  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов для учреждений общего и начального профессионального образования http://www.school-collection.edu.ru

  • Портал «Российское образование» http://www.edu.ru

  • Российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru

  • Учебное оборудование.

Наименование

К-во

Марка

Инвентарный

номер

1

Мультимедийный проектор

1

CASIO

10134084

2

Интерактивная доска

1

DYMO

Mimio Teack

10134092

3

Ноутбук

1

Packord bell

10134087



1


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по литературному чтению (3 класс)

Автор: Шабунина Антонида Николаевна

Дата: 07.07.2016

Номер свидетельства: 337088

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Рабочая программа "Литературное чтение" "
    ["seo_title"] => string(45) "rabochaia-proghramma-litieraturnoie-chtieniie"
    ["file_id"] => string(6) "110738"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1406538167"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Рабочая программа. Литературное чтение."
    ["seo_title"] => string(42) "rabochaiaproghrammalitieraturnoiechtieniie"
    ["file_id"] => string(6) "302878"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1457340020"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "Рабочие программы для 2 класса "
    ["seo_title"] => string(34) "rabochiie-proghrammy-dlia-2-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "144348"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1418708597"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(255) "Адаптированная   рабочая   программа курса  «Литературное чтение»   для 1- 4  специальных (коррекционных) общеобразовательных классов VII вида "
    ["seo_title"] => string(151) "adaptirovannaia-rabochaia-proghramma-kursa-litieraturnoie-chtieniie-dlia-1-4-spietsial-nykh-korriektsionnykh-obshchieobrazovatiel-nykh-klassov-vii-vida"
    ["file_id"] => string(6) "242766"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1445532099"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Рабочая программа. Литературное чтение. 1 класс ."Школа России"."
    ["seo_title"] => string(67) "rabochaia-proghramma-litieraturnoie-chtieniie-1-klass-shkola-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "292486"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1455284160"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства