рабочая программа по литературному чтению 2 класс по программе ПНШ
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс по программе ПНШ
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться.
Изучение литературного чтения в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
· обладание осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников, формирование читательского кругозора и приобретения самостоятельной читательской деятельности, совершенствование всех видов речевой деятельности;
· развитие художественно – творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений;
· обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста, формирование представлений о добре и зле;
· приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование грамотного читателя, который с течением времени сможет самостоятельно выбирать книги и пользоваться библиотекой, и, ориентируясь на собственные предпочтения, и в зависимости от поставленной учебной задачи, а также сможет использовать свою читательскую деятельность как средство самообразования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«рабочая программа по литературному чтению 2 класс по программе ПНШ»
Литературное чтение
Авторы: Н. А. Чуракова, О.В. Малаховская
для УМК системы «Перспективная начальная школа»
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться.
Изучение литературного чтения в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
обладание осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников, формирование читательского кругозора и приобретения самостоятельной читательской деятельности, совершенствование всех видов речевой деятельности;
развитие художественно – творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений;
обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста, формирование представлений о добре и зле;
приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование грамотного читателя, который с течением времени сможет самостоятельно выбирать книги и пользоваться библиотекой, и, ориентируясь на собственные предпочтения, и в зависимости от поставленной учебной задачи, а также сможет использовать свою читательскую деятельность как средство самообразования.
В силу особенностей, присущих данной предметной области, в её рамках решаются также весьма разноплановые предметные задачи:
духовно-нравственная – от развития умения понимать нравственный смысл целого до развития умения различать нравственные позиции на основе художественных произведений;
духовно-эстетическая – от формирования видеть красоту целого до воспитания чуткости к отдельной детали;
литературоведческая – от формирования умения различать разные способы построения картин мира в художественных произведениях (роды, виды и жанры литературы) до развития понимания, с помощью каких именно средств выразительности достигается желаемый эмоциональный эффект (художественные приёмы);
библиографическая – от формирования умений ориентироваться в книге по её элементам и пользоваться её справочным аппаратом до формирования умений работать сразу с несколькими источниками информации и осознанно отбирать список литературы для решения конкретной учебной задачи.
«Литературное чтение» является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного развития младшего школьника, содержащиеся в примерной программе по литературному чтению в рамках Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения. Это, прежде всего формирование позитивного целостного мировосприятия младших школьников, воспитание нравственного, ответственного сознания. А также формирование функциональной грамотности младшего школьника и достижения результативности обучения в целом.
Методические пособия для учащихся:
Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука : 1 класс / Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков. Под ред. М.Л. Каленчук. – М.: Академкнига/Учебник.
Чуракова Н.А. Литературное чтение (в 2-х частях) 1-4 класс. Учебник. — М.: Академкнига/Учебник.
Чуракова Н.А. Литературное чтение. 1-4 класс. Хрестоматия. — М.: Академкнига/Учебник.
Малаховская О. В. Литературное чтение. 1-4 класс. Тетрадь для самостоятельной работы (в 2-х частях) — М.: Академкнига/Учебник.
Чуракова Н.А., Малаховская О.В. Методическое пособие к учебнику «Литературное чтение. 1-4 класс», — М.: Академкнига/Учебник.
Презентации к урокам.
Программа по курсу «Литературное чтение»:
Авторская программа по обучению грамоте (чтение) Агарковой Н.Г., Агаркова Ю.А.и литературному чтению А. Л. Чекина, Р.Г. Чураковой «Программы по учебным предметам», М.: Академкнига/учебник , 2011 г. – Ч.1: 240 с. Проект «Перспективная начальная школа», разработанная на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г).
Общая характеристика учебного предмета «Литературное чтение»
«Литературное чтение» является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать не только узко предметные задачи, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного развития младшего школьника. Это, прежде всего, воспитание сознания, чутко и интеллигентно воспринимающего мир (не только произведения литературы и художественной культуры, но и весь окружающий мир - мир людей и природы). Только такое специально воспитанное сознание, способное обнаруживать смысл и красоту в окружающем мире, имеет возможность в процессе взросления не скучать и не растрачивать себя попусту. Такое сознание всегда ощущает себя укоренённым: в произведениях художественной культуры, в красоте природы, в ценности человеческих чувств и отношений.
Основная литературоведческая цель курса «Литературное чтение» в начальной школе - сформировать за 4 года инструментарий, необходимый и достаточный для того, чтобы в основной школе уметь полноценно читать и воспринимать во взаимосвязях произведения фольклора и авторской литературы, а также получать эстетическое удовольствие от текстов, представляющих разные типы повествования: прозу и поэзию.
Основная цель выражается в главных идеях, развиваемых на протяжении 4 лет обучения, а также в конкретных задачах, решение которых помогает осуществить главные идеи. Главных идей несколько, и без их решения невозможно реализовать основную цель обучения (сформировать инструментарий для анализа художественных произведений).
Идея первая.
Необходимо сформировать грамотные представления о взаимосвязях мифа, фольклорных жанров и произведений авторской литературы.
• Фольклор, во-первых, предшествует авторской литературе; во-вторых, существует параллельно с авторской литературой; в-третьих, живет в авторской литературе в скрытом и снятом виде (в виде композиционных структур, сюжетных схем, фигур и приемов). Авторская литература использует: а) жанровые структуры фольклора (жанр сказки, все малые жанры); б) сюжетно-композиционные особенности жанров фольклора; в) фигуры (повтор) и художественные приемы, большая часть которых имеет древнейшее происхождение.
• Миф - это способ жизни человечества в древности, в до письменный период истории, помогавший установить отношения человека с миром природы. Миф воспринимает мир как борьбу своей, присвоенной части мира, и чужой, не присвоенной его части. С мифом напрямую связаны как малые жанры фольклора, так и его «большие» жанры. Большая часть малых жанров фольклора носит обрядово-игровой характер. Загадка - это древний способ шифровать и запоминать важнейшие сведения о природе; закличка — способ уговаривать (заклинать) природу. Считалка - древний способ тайного счета и способ бросать жребий. Миф связан с такими жанрами фольклора, как сказка о животных и волшебная сказка. В сказке о животных находят выражение древнейшие представления о животных-тотемах. В волшебной сказке животное-тотем является одним из волшебных помощников героя. Волшебная сказка отражает древнейший обряд посвящения юного человека в мир взрослых, смысл которого - в прохождении посвящаемым ряда испытаний, в результате чего и происходит повзросление, переход человека в новое качество.
Мифологические сюжеты и фольклорные жанры сходны в разных культурах мира, имеют международный характер.
Использование авторской литературой фольклорных жанров, сюжетных линий и приемов не делает авторские произведения фольклорными. В авторской литературе другой мир ценностей: главными являются не групповые ценности людей, подчиняющихся природному ритму, - главным становится жизнь конкретного человека с его индивидуальными переживаниями. Авторские произведения - это уникальные истории человеческих переживаний. Фольклорные тексты - это повторяющиеся истории выживания в борьбе с волшебным миром (чужим, не присвоенным миром), заканчивающиеся победой над ним и восстановлением нарушенного порядка.
Идея вторая.
Необходимо постепенно формировать базовое понятие курса «Литературное чтение» - понятие художественного образа.
• Познакомить младших школьников с доступными их восприятию художественными приемами: олицетворением, сравнением и антитезой, которую мы называем приемом контраста.
Примечание. Конечно, проследить древнейшую природу основных художественных приемов в начальной школе не представляется возможным, но сам учитель должен чувствовать их мифологическую укорененность: в олицетворении хорошо видно его древнее происхождение, связанное с одушевлением предметов и явлений; в основе сравнения - древнейшее представление о взаимосвязи и взаимопревращаемости всех предметов и явлений; в основе контраста древнейший способ воспринимать мир в оппозициях
Любой художественный прием - в силу присущей его природе двуплановости - является первоклеткой художественного образа, поэтому воспитанная на уроках способность выделять в тексте и понимать художественные приемы - это первый шаг на пути к пониманию особенностей художественного образа.
На материале произведений живописи и графики показать школьникам особенности художественного образа в изобразительном искусстве. Сначала - на материале классических иллюстраций к конкретным фольклорным и литературным текстам: школьники смогут убедиться в том, что писатель (поэт) и художник могут поделиться сходным переживанием и что их оценка событий или героев может быть похожа, но выражена разным языком - языком литературы или языком живописи (графики); потом - на материале живописных произведений, не связанных с текстами тематически, но связанных сходством восприятия мира писателем (поэтом) и художником.
Создать условия (подбором текстов и системой вопросов) для интуитивного понимания отличия правды жизни от художественной правды. Художественная правда при этом понимается как правда чувств и отношений, которая может быть представлена в любых вымышленных обстоятельствах.
Идея третья.
Необходимо учить младших школьников различать сначала жанры фольклора, потом жанры литературы, поскольку сама структура любого жанра содержательна. Вместе с тем необходимо показывать условность жанровых границ. То же самое касается деления литературы на разные типы повествования.
Несмотря на существующее жанровое деление, границы между жанрами как фольклора, так и литературы не строги и размыты. Прибаутка может включать в себя небылицу и дразнилку; колыбельную песенку - закличку; рассказ - сказку и т. д. Если школьник с нашей помощью сумеет обнаруживать сложную природу текста, то его восприятие текста станет многомерным, он сумеет понять неоднозначность и авторского замысла, и мира фольклора, и литературы в целом.
Границы между разными типами повествования (прозой, поэзией, драмой) и определенны, и условны одновременно: их объединяет не только единство мира ценностей, но и единство приемов, которыми пользуется каждый тип (способность прозы и драмы быть лиричными; способность поэзии быть эпичной, а также обрастать чертами драматического искусства). Это очень важно в дальнейшем, когда в основной школе учащиеся познакомятся с разными родами литературы (эпосом, лирикой и драмой), потому что ЭПОС - далеко не всегда прозаическое произведение (это может быть и поэма), а ЛИРИКА - далеко не всегда стихотворное. Важно, чтобы у школьника не сформировался неверный стереотип.
Идея четвертая.
Необходимо помочь младшим школьникам полюбить поэзию, научить наслаждаться особенностями поэтической формы. Если этого не сделать в начальной школе, поэзия как область искусства может быть навсегда потеряна для многих школьников.
Не пользуясь специальной терминологией, создать условия для того, чтобы школьник почувствовал СОДЕРЖАТЕЛЬНОСТЬ тех особенностей поэзии, которые принято считать формальными: содержательность рифмы (парной, перекрестной, охватной); содержательность размера (последовательности ударных и безударных слогов в строчке + длины строчки); содержательность типа окончаний рифмы (мужское, женское, дактилическое) и т. д.
На материале разных переводов одного и того же короткого стихотворения учить различать нюансы смысла, порождаемые разной ФОРМОЙ; анализируя особенности поэтической формы, учить видеть АВТОРА переводов, постигать особенности его восприятия мира и его творческого почерка.
Литературное чтение является одним из базовых предметов начальной школы, общекультурное и метапредметное значение, которого выходит за рамки предметной области. Во-первых, эта предметная область, как никакая другая, способствует формированию позитивного и целостного мировосприятия младших школьников, а также отвечает за воспитание нравственного, ответственного сознания. Во-вторых, средствами этого предмета формируется функциональная грамотность школьника и достигается результативность в целом. Освоение умений чтения и понимания текста, формирование всех видов речевой деятельности, овладение элементами коммуникативной культуры и, наконец, приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности – вот круг тех метапредметных задач, которые целенаправленно и системно решаются в рамках данной предметной области. Именно чтение лежит в основе всех видов работы с информацией, начиная с ее поиска в рамках одного текста или в разных источниках, и заканчивая ее интерпретацией и преобразованием.
Особое место в рамках литературного чтения занимает накопление опыта самостоятельной (индивидуальной и коллективной) интерпретации художественного произведения, который развивается в разных направлениях в системах читательской и речевой деятельности (от освоения детьми разных видов и форм пересказа текста до формирования умений анализировать текст, обсуждать его и защищать свою точку зрения; от формирования навыков учебного чтения по цепочке и по ролям до получения опыта творческой деятельности при инсценировании, драматизации и создании собственных текстов и иллюстраций по мотивам художественного произведения).
Круг детского чтения в программе определяется по нескольким основаниям. Первые два связаны с формированием мотива чтения и созданием условий для формирования технического умения чтения. Так, на начальном этапе формирования этого умения обеспечен приоритет стихотворных текстов или прозаических текстов с повторяющимися словами, словосочетаниями, предложениями, абзацами (с целью создать впечатление успешности чтения, что очень важно в период формирования технического умения читать); также обеспечен приоритет текстов шуточного содержания, способных вызвать немедленную эмоцию радости и смеха (поскольку чувство юмора является основной формой проявления эстетического чувства в этом возрасте) для формирования мотива чтения. Тексты каждого года обучения отобраны с учётом их доступности восприятию детей именно этой возрастной группы. Другие основания отбора текстов связаны с необходимостью соблюдения логики развития художественного слова от фольклорных форм к авторской литературе; с необходимостью решать конкретные нравственные и эстетические задачи, главные из которых складываются в определённую нравственную и эстетическую концепцию, развиваемую на протяжении всех четырёх лет обучения; с необходимостью обеспечить жанровое и тематическое разнообразие, создавать баланс фольклорных и авторских произведений, произведений отечественных и зарубежных авторов, произведений классиков детской литературы и современных детских авторов конца 20 – начала 21 века.
Содержательные линии
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование
Умение адекватно воспринимать на слух звучащую речь: чтение текста вслух учителем и одноклассниками, высказывания собеседников, адресованные себе вопросы. Понимание смысла звучащей речи: выделение её цели и смысловых доминант, удержание обсуждаемого аспекта, способность отвечать на вопросы по её содержанию и задавать собственные вопросы.
Чтение вслух
Укрепление мотива чтения как основы для перехода от слогового чтения к чтению целыми словами, а также постепенного увеличения скорости чтения. Формирование мотива читать вслух в процессе чтения по ролям и чтения по цепочке, а также участия в инсценировках и драматизациях. Освоение особенностей выразительного чтения ( от чтения отдельных предложений с интонационным выделением знаков препинания на начальном этапе до понимания не только сюжетных, но и жанровых требований и ограничений самого читаемого текста (лирическое стихотворение читается не так, как былина, а гимн – не так, как колыбельная песенка или прибаутка) и осознанный выбор подходящих к случаю интонации, тона, пауз, логических ударений).
Чтение про себя
Умение самостоятельно читать текст небольшого объёма с разными целями: для составления общего впечатления в рамках ознакомительного чтения; для составления общего представления о содержании отдельных глав учебника, детских книг и популярных детских журналов в рамках просмотрового чтения; для привлечения уже пройденного материала в новый контекст в рамках повторного просмотрового чтения; для выяснения существенных подробностей текста в рамках изучающего чтения. Умение находить в изучаемом тексте необходимые сведения, а также умение находить в словарях нужные словарные статьи и извлекать из них требуемую информацию в рамках выборочного чтения.
Говорение
Освоение разновидностей монологического высказывания: в форме краткого или развёрнутого ответа на вопрос; в форме передачи собственных впечатлений от текста или живописного произведения, а также передачи жизненных наблюдений и впечатлений; в форме доказательного суждения с опорой на текст (зачитывание нужного места в тексте).
Освоение особенностей диалогического общения: умение слушать высказывания собеседника и выражать к ним своё отношение (согласие/несогласие). Умение спорить, опираясь на содержание текста, а не на собственные эмоции.
Этическая сторона диалогического общения – использование норм речевого этикета и воспитание сострадательного отношения к проигравшей в споре стороне – рассматривается системно на занятиях по развитию речи в рамках уроков русского языка.
Письмо (культура письменной речи)
Освоение жанра письма в процессе предметной переписки с научным клубом младшего школьника «Ключ и заря»: умение самостоятельно заполнить два конверта (адресата и адресанта), использовать формулы вежливости в начале и в конце письма; отвечать на вопросы учебника и выполнять творческие задания (специальные вопросы и задания в конце каждой четверти, адресованные членам клуба и предназначенные для переписки).
Накопление опыта предметной переписки: научиться реагировать на получение писем из клуба, отвечать на вопросы, заданные не только в учебнике, но и в этих письмах.
Различение видов текста (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и их практическое освоение в форме мини-сочинений; краткие сочинения по личным наблюдениям и впечатлениям; сочинения по живописным произведениям; письменное составление аннотаций к отдельным произведениям и сборникам произведений; обучение культуре предметной и бытовой переписки; использование в письменной речи средств художественной выразительности (сравнений, олицетворений, синонимов, антонимов) – весь этот круг задач решается в комплекте «Перспективная начальная школа» на уроках русского языка средствами раздела «Развитие речи» (2 часть учебника «Русский язык» 2-4 классы).
Работа с текстом художественного произведения
Анализ заголовка с целью прогнозирования содержания текста и повторный анализ заголовка после прочтения текста. Аспектный анализ текста (через систему вопросов и заданий), определение его эмоционально-смысловых доминант (основная мысль в басне, переживания в лирическом стихотворении, противоположные позиции героев и авторский вывод в рассказе, основная интонация в колыбельной песне, былине, гимне). Определение особенностей построения текста, выделение ключевых действующих лиц, выявление средств художественной выразительности. Умение определить характер героя (через его словесный портрет, анализ поступков, речевое поведение, через авторский комментарий), проследить развитие характера героя во времени, реконструировать мотивы его поступков; сравнительный анализ поведения разных героев и способность выработать собственную оценку их поведения. Обнаружение (с помощью учителя) авторской позиции в прозаических текстах и направления авторских переживаний в лирических текстах.
В результате работы с текстом: умение выделять в тексте разные сюжетные линии; видеть разные точки зрения или позиции, устанавливать причинно-следственные связи в развитии сюжета и в поведении героев; понимать авторскую точку зрения; выделять основную мысль текста; обнаруживать выразительные средства и понимать смысл их использования.
Работа с учебными и научно-популярными текстами
Обучение структурированию научно-популярного и учебного текстов, выделению в тексте отдельных частей, ключевых слов, составлению плана пересказа ведётся в комплекте «Перспективная начальная школа» на уроках русского языка средствами раздела «Развитие речи» (2 часть учебника «Русский язык» 2-4 классы).
Формирование библиографической культуры
Умение пользоваться аппаратом учебника (содержание, оглавление, условные обозначения), навыки работы с дополнительными текстами и иллюстрациями. Представление о книге-сборнике, книге-произведении, о периодической печати, о справочной литературе. Практическое умение составить монографический, жанровый и тематический сборники, опираясь на содержание учебника «Литературное чтение». Систематическое использование словарной и справочной литературы на уроках и в домашних условиях. Представление об алфавитном каталоге библиотеки. Практическое использование фондов школьной библиотеки в учебном процессе для решения конкретных задач, сформулированных в методическом аппарате учебника.
Знакомство с книгой как с особым видом искусства, изучение её элементов, а также практическое освоение жанра аннотации – все эти задачи в комплекте «Перспективная начальная школа» на уроках русского языка средствами раздела «Развитие речи» (2 часть учебника «Русский язык» 2-4 классы).
Литературоведческая пропедевтика
Работа с текстами разных видов и жанров литературы
Определение принадлежности текста к фольклорному миру или кругу авторских произведений (от указания формальных примет до понимания разной степени разработанности характеров героев, наличия/отсутствия в тексте слоя индивидуальных переживаний, обнаружение разного мира ценностей – коллективных или индивидуальных). Понимание жанровых особенностей текста (волшебная сказка, докучная сказка, рассказ, небылица, колыбельная песенка, закличка, гимн) и начальные умения выявлять и обосновывать жанровую принадлежность текста, опираясь на его ярко выраженные жанровые особенности.
Понимание разности между художественными и научно-популярными текстами. Умение доказательно показать принадлежность текста к кругу художественных или научно-популярных текстов (через анализ целей создания текстов, их содержания и средств выразительности). Понимание отличий прозаического и поэтического текстов. Умение реконструировать (с помощью учителя) позицию автора в любом авторском тексте, а также понимать переживания героев в лирическом стихотворении.
Работа с произведениями разных видов искусства (литература, живопись, прикладное искусство, скульптура, музыка)
Представление о литературе как об одном из видов искусства. Сравнение особенностей мировосприятия писателя/поэта, живописца и композитора (на материале близких концептуально- тематически литературных, живописных и музыкальных произведений). Способность произведений, принадлежащих к разным видам искусства, транслировать сходные мысли и выражать похожие переживания авторов-создателей.
Представление о литературе как явлении художественной культуры. Сравнение произведений, принадлежащих к разным видам искусства, для обнаружения сходства воссозданных в них картин мира.
Элементы творческой деятельности (интерпретация литературного текста, живописного и музыкального произведений)
Чтение художественного произведения (или его фрагментов) по ролям и по цепочке (в том числе и с опорой на цветное маркирование).
Умение читать выразительно поэтический и прозаический текст на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения (понимание прочитанного, умение осознанно выбирать интонацию, темп чтения и делать необходимые паузы в соответствии с особенностями текста).
Умение рассматривать иллюстрации в учебнике и репродукции живописных произведений в разделе «Музейный Дом», сравнивать их с художественными текстами с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний.
Практическое освоение малых фольклорных жанров: сочинение собственных текстов и инсценирование их с помощью выразительных средств (мимики, жестов, интонации).
Способность устно и письменно делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов, живописных и музыкальных произведений.
Круг детского чтения
Произведения устного народного творчества
Малые жанры фольклора (прибаутки, считалки, небылицы, скороговорки, загадки, заклички); народные сказки (докучные, кумулятивные, сказки о животных, бытовые, волшебные); пословицы и поговорки.
Авторские произведения
Произведения, укоренённые в фольклоре (басни, былины, гимны).
Литературные авторские произведения
Произведения классиков отечественной литературы 19-20 веков (стихотворения, рассказы, сказки, волшебные сказки в стихах, повесть).
Произведения классиков детской литературы (стихотворения, рассказы, сказки, сказочные повести).
Произведения современной классической литературы (с учётом многонациональности России) и зарубежной литературы (стихотворения, рассказы, сказки, сказочные повести).
Ценностные ориентиры содержания курса «Литературное чтение»
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов.
Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственными ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.
На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребёнок задумывается над вечными ценностями (базовыми ценностями): добром, справедливостью, правдой…
Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которые формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.
Результаты изучения курса «Литературное чтение»
В результате обучения в начальной школе будет обеспечена готовность школьников к получению дальнейшего образования в основной школе и достигнут необходимый уровень их культурного и литературного развития.
Личностными результатами обучения в начальной школе являются: осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения, формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя, знакомство с культурно – историческим наследием восприятие литературного произведения как особого вида искусства, высказывания своей точки зрения и уважение мнения собеседника.
Метапредметными результатами обучения в начальной школе являются: освоение приемов поиска нужной информации, овладение основами коммуникативной деятельности.
Основная метапредметная цель, реализуемая средствами литературного чтения, связана с формированием грамотного читателя, который с течением времени сможет самостоятельно выбирать книги и пользоваться библиотекой, ориентируясь на собственные предпочтения и в зависимости от поставленной учебной задачи.
В рамках данного предмета решаются разноплановые предметные задачи:
-духовно-нравственные;
-духовно-эстетические;
-литературоведческие;
-библиографические.
Место курса «Литературное чтение» в учебном плане
В соответствии с Федеральным базисным учебным планом и примерной программой по литературному чтению предмет «Литературное чтение» изучается с 1 (1класс – «Обучение грамоте. Чтение» и «Литературное чтение») по 4 класс по четыре часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 540 часов.
Таблица тематического распределения количества часов
По рабочей программе: 540 ч = 132 ч (92 + 40) + 136 ч + 136 ч + 136 ч
Постигаем законы волшебной сказки: отыскиваем в ней отражение древних представлений о мире
Знакомимся с повествованиями, основанными на фольклоре
Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека
Всматриваемся в лица наших сверстников, живших задолго до нас
Пытаемся понять, как на нас воздействует красота
Приближаемся к разгадке тайны особого зрения
Обнаруживаем, что у искусства есть своя особенная правда
Убеждаемся, что без прошлого у людей нет будущего. Задумываемся над тем, что такое Отечество
17
16
17
16
13
13
16
27
ИТОГО
540
540
132
136
136
136
Материально- техническое обеспечение учебного предмета «Литературное чтение»
Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения:
Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного на класс)
К – полный комплект (на каждого ученика класса)
Ф – комплект для фронтальной работы (не менее одного на двух учеников)
П – комплект для работы в группах (один на 5-6 учащихся)
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Количество
Примечание
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Учебно-методические комплекты по литературному чтению УМК «Перспективная начальная школа» для 1-4 классов (программа, учебники, рабочие тетради на печатной основе)
Примерная программа начального общего образования по литературному чтению
К
Д
Библиотечный фонд сформирован с учётом типа школы с русским языком обучения на основе федерального перечня учебников, допущенных Минобрнауки РФ.
Печатные пособия
Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в программе по литературному чтению (в том числе и в цифровой форме)
Словари по русскому языку: толковый, фразеологический, орфоэпический, этимологический и словообразовательный
Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанных в программе и методических пособиях
Детские книги разного типа из круга детского чтения.
Портреты поэтов и писателей
Д
Ф
Д/К
Д/К/П
Д
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
Электронные справочники, электронные пособия
П
При наличии необходимых технических условий
Технические средства обучения
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
Магнитная доска.
Видеомагнитофон.
Телевизор.
Персональный компьютер
Мультимедийный проектор.
Сканер, принтер, цифровая фотокамера, цифровая видеокамера со штативом
Д
Д
Д
Д
Д/П
Д
Д
С диагональю не менее 72 см
По возможности
Экранно-звуковыепособия
Видеофрагменты и другие информационные объекты, отражающие темы курса литературное чтение
Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений.
Видеофильмы соответствующего содержания
Слайды соответствующего содержания
Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения
Д
Д
Д
Д
Д
Оборудованиекласса
Ученические столы двухместные с комплектом стульев
Стол учительский тумбой
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.
Настенные доски
Подставки для книг, держатели схем и таблиц
Полкидля «Уголкакниг»
К
Д
Д
Д
К
Д
Игры и игрушки
Настольные развивающие игры, литературное лото, викторины
Ф
Содержание курса «Литературное чтение» 2 класс (136 ч)
Программа 2 класса предусматривает дальнейшее накопление читательского опыта и совершенствования техники чтения на основе смысловой работы с текстом. Этот год обучения предусматривает формирование начальных представлений о жанре народной сказки о животных и самое первое знакомство с народной волшебной сказкой.
Продолжается знакомство с авторской литературой и дети знакомятся с жанром рассказа. Расширяется представление учащихся о средствах художественной выразительности прозы и поэзии: учащиеся анализируют смысл названия произведения, поступки героев, их имена, портреты, знакомятся с художественным смыслом сравнения, олицетворения, гиперболы, ритма.
Формировать умение писать письма (учиться отвечать на письма).
Развивать умение различать тему и основную мысль произведения.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Народное творчество
Сказки о животных. Общее представление. Разница характера героев-животных.
Волшебные сказки. Противостояние волшебного и земного как сюжетный стержень волшебной сказки. Особенности построения волшебной сказки.
Авторская литература.
Авторские волшебные сказки. Использование в авторской сказке сюжетных особенностей народных волшебных сказок.
Жанр рассказа.
Жанровые особенности: жизненность изображаемых событий; достоверность и актуальность рассматриваемых нравственных проблем, возможность вымысла. Нравственная проблема, определяющая смысл рассказа. Роль названия рассказа в выражении его смысла. Герои рассказов, их портреты и характеры, выраженные через поступки и речь; мир ценностей героев. Авторская позиция в рассказе.
Поэзия.
Представление о важности в создании художественного образа таких поэтических приемов, как сравнение, контраст.
Раздел «Формирование библиографической культуры»
Выход за рамки учебника: привлечение текстов хрестоматии, а также книг из библиотек при работе на уроках. Работа с Толковым словарем.
Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»
Чтение художественного произведения по ролям и по цепочке.
Умение читать выразительно поэтический и прозаический текст на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту.
Умение рассматривать иллюстрации в учебнике и репродукции живописных произведений в разделе «Музейный дом», сравнивать их с художественными текстами с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний.
Круг чтения
Русские и зарубежные народные и авторские сказки
«Волшебное кольцо», «Лисичка-сестричка и волк»*, «Петушок – золотой гребешок», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Барсук – любитель стихов», «Как Собака с Кошкой враждовать стали», «Луна на ветке»;
А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»*;
Дж. Родари «Приезжает дядюшка Белый Медведь»;
Дж. Харрис «Братец Лис и Братец Кролик», «Почему у Братца Опоссума голый хвост».
Классики русской литературы
Поэзия
Д. Кедрин «Скинуло кафтан…; М. Лермонтов «Осень», «Утёс»; А.С. Пушкин «У лукоморья…», «Уж небо осенью дышало…»; Ф. Тютчев «Зима недаром злится».
Проза
М. Пришвин «Разговор деревьев», «Золотой луг»; Л.Н. Толстой «Прыжок», «Акула»; И. Тургенев «Воробей».
Современные русские и зарубежные писатели и поэты
Поэзия
Я. Аким «Яблоко»*; А. Ахундова «Окно»; Т. Белозёров «Хомяк», «Самое доброе слово»*; В. Берестов «Картинки в лужах»; М. Бородицкая «Ракушки», «Уехал младший брат», «Котёнок», «Лесное болотце», «Вот такой воробей», «Булочная песенка», «Улов»*; А. Гиваргизов «Что ты, Серёжа…», «Мой бедный Шарик…»; А. Екимцев «Осень»; Е. Есеновский «У мальчика Юры ужаснейший насморк…»;Б. Заходер «Собачкины огорчения»; С. Козлов «Жёлудь»; Ю. Коринец «Тишина»; А. Кушнер «Что я узнал!»; Г. Лагздынь «Утренняя кричалка»; В. Лунин «Кукла», «Что я вижу»; Н. Матвеева «Было тихо…»*; С. Махотин «Воскресенье», «Груша», «Фотограф», «Местный кот»; С. Михалков «А что у вас?»; Ю. Мориц «Хвостики», «Букет…»; Э. Мошковская «А травинка не знает…», «Ноги и уроки», «Язык и уши», «Кому хорошо», «Если такой закат…», «Вазочка и бабушка»*, «Дедушка Дерево»*, «Здравствуй, Лес!»*, «Мама, я, кузнечик и птица»*; И. Пивоварова «Картина», « Жила-была собака», «Мост и сом»; Г. Сапгир «У прохожих на виду…»; Р. Сеф «Добрый человек», «Я сделал крылья и летал», «Лучше всех»; П. Синявский «Федина конфетина», «Такса едет на такси», «Ириски и редиски», «Хрюпельсин и хрюмидор»; М. Тахистова «Редкий тип»; А. Усачёв «Бинокль», «Эх!», «Жучок»*, «Жужжащие стихи»;Д. Хармс «Врун»*; Е. Чеповецкий «В тихой речке у причала»; С Чёрный «Что кому нравится»*; К. Чуковский «Федотка»; Г. Юдин «В снегу бананы зацвели», «Скучный Женя», «Вытри лапы и входи»; М. Яснов «Самое доброе слово», «Ути-ути»; Л. Яхнин «Моя ловушка», «Музыка леса», «Пустяки», «Зеркальце», «Листья»*, «Крокодилово семейство»*; Басё, Бусон, Исса, Иссе, Кикаку*, Оницура, Сико*, Тие, Хиросиге: японские трёхстишия (хокку);О. Дриз «Игра», «Стёклышки», «Кончилось лето», «Синий дом», «Кто я?», «Телёнок», «Доктор», «Обида», «Сто весёлых лягушат»*, «Всегда верно»*, «На что похож павлиний хвост»*, «Как я плаваю»; М. Карем «Ослик», «Повезло!»; Л. Квитко «Лемеле хозяйничает», «Способный мальчик»; П. Коран «По дорожке босиком»; Во Куанг «Заходите»; Т. Кубяк О гноме-рыбаке»*; Л. Станчев «Осенняя гамма».
Проза
В. Берестов «Как найти дорожку»*; В. Вересаев «Братишка»; С. Воронин «Лесик-разноголосик»*; В. Драгунский «Что я люблю», «Что любит Мишка», «Друг детства», «Шляпа гроссмейстера»*, «Сверху вниз, наискосок!», «Гусиное перо»*; Ю. Коваль «Три сойки»; С. Козлов «Ёжик в тумане», «Красота», «Когда ты прячешь солнце, мне грустно», «Тёплым тихим утром посреди зимы»*, «Заяц и Медвежонок»*;О. Кургузов «Сухопутный или морской?»; Н. Носов «Фантазёры»; Б. Окуджава «Прелестные приключения»; С. Седов «Сказки про Змея Горыныча»; А. Усачёв «Обои», «Тигр в клеточку»*; Г. Цыферов «Жил на свете слонёнок»; Е. Чарушин «Томка испугался», «Томкины сны»; Д. Биссет «Хочешь, хочешь…», «Ух!»; А. Линдгрен «Малыш и Карлсон»*; Дж. Родари «Бриф!Бруф! Браф!».
Примечание. Произведения, помеченные звездочкой, входят не в учебник, а в хрестоматию.
Планируемые результаты освоения учебной программы по курсу «Литературное чтение» к концу 2-го года обучения
№ п/п
Содержательные линии
Требования ФГОС. Планируемые результаты.
Базовый уровень ( чему ученики научатся)
Повышенный уровень ( получат возможность научиться)
1.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения.
читать целыми словами вслух, постепенно увеличивая скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями;
читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, выборочного чтения и повторного изучающего чтения по уже выделенным ключевым словам;
строить короткое монологическое высказывание: краткий и развёрнутый ответ на вопрос учителя;
слушать собеседника (учителя и одноклассников): не повторять уже прозвучавший ответ, дополнять чужой ответ новым содержанием;
называть имена 2-3 классиков русской и зарубежной литературы;
называть имена 2-3 современных писателей (поэтов); перечислять названия произведений и коротко пересказывать их содержание;
перечислять названия произведений любимого автора и коротко пересказывать их содержание;
определять тему и выделять главную мысль произведения (с помощью учителя);
оценивать и характеризовать героев произведения (их имена, портреты, речь) и их поступки;
анализировать смысл названия произведения;
пользоваться Толковым словарём для выяснения значений слов.
развивать навыки аудирования на основе целенаправленного восприятия текста, который читает учитель;
писать письма и отвечать на полученные письма в процессе предметной переписки с научным клубом младшего школьника «Ключ и заря»;
устно выражать своё отношение к содержанию прочитанного (устное высказывание по поводу героев и обсуждаемых проблем);
читать наизусть 6-8 стихотворений разных авторов (по выбору);
пересказывать текст небольшого объёма;
использовать при выборе книг и детских периодических журналов в школьной библиотеке содержательность обложки, а также страницу «Содержание» или «Оглавление»;
привлекать к работе на уроках тексты хрестоматии, а также книг из домашней и школьной библиотек;
задавать вопросы по тексту произведения и отвечать на вопросы, используя выдержки из текстов в качестве аргументов.
2.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Узнавание особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма), различение жанровых особенностей (народной и авторской сказки), узнавание литературных приёмов (сравнение, олицетворение, контраст).
различать сказку о животных и волшебную сказку;
определять особенности волшебной сказки;
различать сказку и рассказ;
уметь находить в произведении изобразительно-выразительные средства литературного языка (сравнение, олицетворение, гиперболу (преувеличение), звукопись, контраст, повтор).
обнаруживать в авторской детской поэзии жанровые особенности фольклора: сюжетно-композиционные особенности кумулятивной сказки, считалки, скороговорки, заклички, колыбельной песенки;
обнаруживать подвижность границ между жанрами литературы и фольклора;
понимать, в чём особенность поэтического восприятия мира (восприятия, помогающего обнаружить красоту и смысл окружающего мира: мира природы и человеческих отношений);
обнаруживать, что поэтическое мировосприятие может быть выражено не только в стихотворных текстах, но и в прозе.
3.
Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»
Чтение по ролям, инсценировка, драматизация, устное словесное рисование, работа с репродукциями, создание собственных текстов.
понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста;
читать художественные произведения по ролям и по цепочке, опираясь на цветовое маркирование;
эмоционально и адекватно воспринимать на слух художественные произведения, определённые программой.
читать выразительно поэтические и прозаические произведения на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения;
рассматривать иллюстрации в учебнике и репродукции живописных произведений в разделе «Музейный Дом» и сравнивать их с художественными текстами с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств, переживаний;
устно делиться своими впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов и живописных произведений.
Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 2-го года обучения
Личностные
Познавательные
Коммуникативные
Регулятивные
осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения, формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя, знакомство с культурно – историческим наследием восприятие литературного произведения как особого вида искусства, высказывания своей точки зрения и уважение мнения собеседника.
свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей и быстро находить нужную словарную статью;
ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений; находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию;
работать с несколькими источниками информации (учебной книгой и тетрадью для самостоятельной работы и хрестоматией; учебной книгой и учебными словарями; текстом и иллюстрацией к тексту).
В рамках коммуникации как сотрудничества:
работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;
выполнять работу по цепочке.
В рамках коммуникации как взаимодействия:
видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них;
находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.
подтверждать строчками из текста прозвучавшую точку зрения;
понимать, что разные точки зрения имеют разные основания.
Календарно- тематическое планирование по литературному чтению
Класс: 2
Учитель: Гуляченко Л.П.
Количество часов:
Всего- 136 ч, в неделю- 4 ч;
Планирование составлено в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и концепции учебно- методического комплекта « Перспективная начальная школа» с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться.
Авторы: Н.А. Чуракова, О. В. Малаховская. Издательство Москва Академкнига/ Учебник 2012г.
Учебник: Н.А.Чуракова, 2 класс, Москва Академкнига/ Учебник , 2012 год.
Календарно - тематическое планирование по литературному чтению 2 класс 136 ч в неделю
Раздел
№ п/п
Содержание (тема)
Кол-во
часов
Характеристика деятельности
Методы оценки достижений
обучающихся
Дата
п
ф
1
1
Сказки о животных и волшебные сказки
(16 часов)
Знакомство с библиотекой Учёного Кота
1
Работа в парах:.
Знакомство с новым УМК:
- учебники: условные обозначения, содерж (I часть);
- хрестоматия: отличие от учебника, содержание;
- тетрадь для с/р: что необходимо для работы в ней.
текущий
1.09
1
2
Вступление к поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»
1
Чтение вступит.части к I главе и ответы на вопросы.
Работа с иллюстрацией Васильева к вступлению
Работа в парах.
док-ть, что есть сходство с народной сказкой-цепочкой.
Выборочное чтение: соотнесение текста с иллюстрациями.
текущий
2.09
1
3
Знакомство с авторской сказкой А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»
1
текущий
3..09
1
4
Специфика сказочного жанра в поэтической сказке А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»
1
текущий
4.09
1
5
Сказка А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»
1
текущий
8.09
1
6
Русская народная сказка «Петушок – золотой гребешок»
1
Чтение по цепочке.
Определение волшебных предметов в сказке.
Инсценирование отрывков (по группам).
Р/т (стр.3).
текущий
9.09
1
7
Русские народные сказки «Лисичка-сестричка», «Кот и лиса» (ЦОР, интернет-ресурсы)
1
текущий
10.09
1
8
Зарубежные сказки о животных.
Джоэль Харрис «Братец Лис и братец Кролик».
1
Дать сравнит. хар-ки героям- живот из р.н.с. и зарубеж.
Док-ть, что главные герои в сказках о живот.-хитрые и проказники.
Чтение по цепочке.
Работа с Т,С..
Разыгрывание сказ (чтпо ролям).
Р/т (стр.11)
текущий
11
1
9
Зарубежные сказки о животных.
Джоэль Харрис «Почему у братца Опоссума голый хвост»
1
текущий
15
1
10
Китайская волшебная сказка
«Как собака с кошкой враждовать стали
1
1
- находить разные черты в одной и той же сказке (волшебная+сказка о животных) – работа в парах цветом.
текущий
16
1
11
Характеристика героев китайской волшебной сказки «Как собака с кошкой враждовать стали»
текущий
17
1
12
Русская волшебная сказка.
Главные герои сказки «Волшебное кольцо»
1
- Уточнить особен.волшебной сказки).
- Установить сходство и различие русской волшебной сказки и китайской.Выбороч.чтение (при сравнении – вопр. уч).Выборочн. чтение к иллюстрац.
Выделение логических частей сказки и их словесное рисование.
текущий
18
1
13
Роль волшебных предметов в сказке «Волшебное кольцо»
1
текущий
22
1
14
Современные поэтические тексты.
И. Пивоварова «Жила-была собака», «Мост и сом»
1
Работа над выразит. чтением стихотворн. текстаВыяснить сходство этого текста с народным.
текущий
23
1
15
Жанр произведения Г. Лагздынь «Утренняякричалка»
Поход в «Музейный дом» Иллюстрации к сказке «Репка»
1
Работа со скороговорк.
Сопоставление стих-я «Утренняя кричалка» с закличками.
Сопоставлен.стих-я О.Дриза с докучной сказкой.
текущий
24
1
16
Обобщение по теме «Сказки о животных и волшебные сказки»
1
текущий
25
2
17
Фантазия и неправда (11 часов)
В гостях у Незнайки. Н. Носов «Фантазёры»
1
Чтение текста по цепочке (Iч).Выделить то место, где мальчики показали себя чуткими, внимательными, заботливыми (чтение этого отрывка по ролям).Выставка и обзор книг Н.Носова
текущий
29
2
18
Фантазия и неправда в произведении Н. Носова «Фантазёры»
1
текущий
30
2
19
Сравнение произведений Н. Носова «Фантазёры» и «Приключения Незнайки»
1
текущий
1.10
2
20
Рассказ Дж. Родари «Бриф! Бруф! Браф!»
1
Работа в гр (4 чел. ): конкурс на лучшую выдумку.Работа над выразительным и осознанным чтением
текущий
2.10
2
21
Э. Мошковская «А травка не знает», «Ноги и уроки», «Язык и уши»
1
Работа над выразит.чтением стихотворн. текста.Выделение главной (основной) темы и мысли каждого текста.
текущий
6
2
22
Э. Мошковская «Если грачи закричали
1
текущий
7
2
23
Б. Окуджава «Прелестные приключения» (отрывок)
1
ориентироваться в тексте:
- выборочное чтение – ответы на вопросы;
- выборочное чтение к иллюстрациям.
Проследить, что авторы в своих сказках используют такое же построение, что и в народной (после ДVД).
Составить хар-ки героев сказки Б.Окуджавы.
текущий
8
2
24
Б. Окуджава «Прелестные приключения» (отрывок)
1
текущий
9
2
25
Б. Окуджава«Прелестные приключения» (отрывок)
1
1
текущий
13
2
26
Дональд Биссет «Хочешь, хочешь, хочешь…»
Чтение текста по ролям.
Учимся рассуждать: какое из трёх чудес самое важное и почему
текущий
14
2
27
Обобщение по теме «Фантазия и неправда»
1
текущий
15
3
28
Секрет любования (21 час)
Секреты чайного домика.
1
Знакомство с малой поэтической формой «хокку» или «хайку».
текущий
16
3
29
Сергей Козлов «Ёжик в тумане»
1
Рассматривание рисунков или аппликаций и выбор самых интересных.
Чтение выделенных частей текста и словесное рисование к ним.
«Поход» в Музейный дом:
- рассматривание картины;
текущий
20
3
30
Поход в «Музейный дом»
Иллюстрация Т. Мавриной «Полумесяц»
С. Козлов «Необыкновенная весна»
1
текущий
21
3
31
Японская сказка « Барсук – любитель стихов»
1
Чтение текста по частям.
Выборочное чтение: описание поступков барсука (детские высказывания о них).
текущий
22
3
32
Отношение к главному герою японской сказки « Барсук – любитель стихов»
1
текущий
23
3
33
Японская сказка «Луна на ветке»
1
Работа с текстом сказки:
- чтение по ролям;
- выборочное чтение;
- работа в парах: анализ героев двух японских сказок.
Выяснить обобщённое значение слова «поэт».
текущий
27
3
34
Поэт – тот, кто создаёт и ценит красоту
1
текущий
28
3
35
Поход в «Музейный дом»
Фрагмент «Тростник под снегом и дикая утка».
Секреты японского свитка.
1
Работа по технологии «Взаимный диалог» (в группах обсудить мини-сочинения, выбрать лучшее и прочитать классу).
Выборочное чтение для выявления основной мысли (кто же здесь поэт?).
«Поход» в Музейный дом:
- рассматривание картины (работа с лупой);
текущий
10.11
3
38
Японское хокку Иссё, Бусон.
Поход в «Музейный дом»
Иллюстрация А. Венецианова «Жнецы»
1
текущий
11
3
39
Японское хокку Тиё, Оницура
Поход в «Музейный дом»
Иллюстрация Ван Гога «Комната в Арле
1
- ответы на вопросы учебника.
текущий
12
3
40
В. Драгунский «Что я люблю»
1
Сравнительный анализ поэтического и прозаического текстов.
Выборочное чтение.
Работа с Т.С..
Ответы на вопросы к текстам.
текущий
13
3
41
Герой стихотворения С. Махотина «Воскресенье»
1
текущий
17
3
42
В. Драгунский «Что любит Мишка»
1
текущий
18
3
43
С. Махотин «Груша»
1
Работа над выразит. чтением стих..
анализ стихотворных текстов
текущий
19
3
44
М. Бородицкая «Ракушки», «Уехал младший брат».
1
текущий
20
3
45
Сказка Дж. Родари « Приезжает дядюшка белый медведь»
1
Выборочное чтение (ответы на вопросы к тексту).Выставка и небольшой обзор книг Дж. Родари.Учимся выделять в тексте две линии (работа цветом).
текущий
24
3
46
Дж. Родари « Приезжает дядюшка белый медведь»
1
текущий
25
3
47
Работа по хрестоматии
« О настоящем и ненастоящем богатстве»
1
Использовать технологию «Диалоговая взаимопомощь».
текущий
26
3
48
Обобщение по теме «Секрет любования»
1
текущий
27
4
49
О любви (11 часов)
И. Тургенев «Воробей», М. Карем «Ослик»
1
Выборочное чтение из стихотворных текстов.
Соотнесение темы текста с его названием (Тургенев «Воробей»).
текущий
1.12
4
50
М. Бородицкая «Котёнок», Э. Мошковская «Кому хорошо»
1
Работа по содержанию стих-й при помощи вопр.Продолжить работу над содержанием учебника (хрестоматия).
Работа в парах: чтение по ролям ст. «Ослик».
текущий
2.12
4
51
В Драгунский «Друг детства» (отрывок)
1
Выборочное чтение: любовь Дениски к игрушке.
Составл. хар-киглавн героя рассказа.
Работа в парах: многозначность слова «груша» (раб.с Т.С.).
текущий
3
4
52
ВЛунин «Кукла», Р. Сеф «Я сделал крылья и летал»
1
Работа с Т.С..
текущий
4
Работа над выразит.чтением стих-я.
Выборочное чтение: ответы на вопросы к тексту.
Работа в парах: обсуждение: верят ли дети, что герой летал, обосновать свой ответ.
4
53
Лев Толстой «Прыжок»
1
Работа с Т.С. (понятия «быль, сказка, рассказ»-сходства и различия).
Работа над литературно-содержательным делением текста.
Работа с отрывком-кульминацией (подготовка к пересказу).
Выяснить, почему такое название.
Работа с текстом:
-ответы на вопросы;
-выборочное чтение;
-чтение по ролям.
текущий
8
4
54
Лев Толстой «Прыжок»
1
текущий
9
4
55
Лев Толстой «Акула»
1
Работа с Т.С..
Деление текста на части.
Сравнительный анализ двух рассказов Л.Толстого.
Работа с текстом: выбрать и выделить в тексте самые пугающие моменты.
текущий
10
4
56
Лев Толстой «Акула»
1
текущий
11
4
57
Э. Мошковская «Если такой закат»
1
Работа над выразительным чтением
текущий
15
4
58
Поход в «Музейный дом»
Иллюстрация П. Брейгеля «Охотники на снегу»(
1
стихотворения.
«Поход» в Музейный дом: работа с картиной с использованием вопросов учебника и лупы.
Работа в парах: обсудить вопрос «Любит ли художник целый мир?».
текущий
16
4
59
Обобщение по теме «О любви»
1
текущий
17
5
60
Точка зрения (36 ч)
Поэтический текст. А. Кушнер «Что я узнал!»
Поход в «Музейный дом»
Портреты итальянского художника Арчимбольдо.
1
Знакомство с разнообразными жанрами живописи:
-пейзаж;
-натюрморт;
-портрет.
Выразительное чтение стихотворения с практическими заданиями по определению жанра живописи (использовать работу «рамочка-кадр»).
текущий
18
5
61
С. Матохин «Фотограф».
Поход в «Музейный дом»
Иллюстрация В. Гога «Церковь в Овере»
1
текущий
22
5
62
И. Пивоварова «Картина».
Поход в «Музейный дом»
Иллюстрация Лентулова «Василий Блаженный»
1
текущий
23
5
63
О. Дриз «Игра» (кубан.)
1
Работа «открываем и закрываем глаза».
Выразительное чтение стихотворения по цепочке.
Работа с Т.С..
Выявление чувств героев.
текущий
24
5
64
С. Козлов «Когда ты прячешь солнце, мне грустно»
1
текущий
25
5
65
О. Дриз «Стёклышки»
1
текущий
12.01
5
66
М. Бородицкая «Лесное болотце»
1
Работа над выразительным чтением стихотворения.
Деление стихотворения на логические части.
Работа с Т.С. для выяснения значения отдельных слов.
текущий
13
5
67
В. Берестов «Картинки в лужах»
1
текущий
14
5
68
А. Ахундова «Окно»
1
текущий
15
5
69
А. Усачёв «Бинокль»
1
Работа с Т.С..
Практическая работа: принцип действия бинокля.
Чтение текста по цепочке
текущий
19
5
70
Т. Белозёров «Хомяк», М. Яснов «Хомячок»
1
Работа с текстами «Хомяк» и «Хомячок»:
-внешний вид героев;
-характер героев
(выборочное чтение-работа в парах).
текущий
20
5
71
Г. Цыферов «Жил на свете слонёнок»
1
Сравнение с научным материалом (после ИКТ).
текущий
21
Работа с Т.С..
Подробный пересказ сказки Цыферова.
5
72
Е. Чеповецкий « В тихой речке» (кубан.)
1
Чтение стихотворений по ролям.
Работа с Т.С..
Выяснить соответствие иллюстраций и текстов.
текущий
22
5
73
А. Гиваргизов «Что ты, Серёжа, сегодня не в духе?»
1
текущий
23
5
74
М. Бородицкая «Вот такой воробей», С. Махотин «Местный кот»
1
текущий
26
5
75
М. Бородицкая «Булочная песенка»
1
текущий
27
5
76
П. Синявский «Федина конфетина», А. Усачёв «Эх!»
текущий
28
5
77
Г. Сапгир «У прохожих на виду», Н Крылов «Зимний пейзаж»
1
текущий
29
5
78
О. Кургузов «Сухопутный или морской?» Поход в «Музейный дом»
Иллюстрация Н. Крылова «Зимний пейзаж»
1
Работа цветом в парах: выявление темы стихотворения Сапгира.
«Поход» в Музейный дом – Н.Крылов «Зимний пейзаж»:
-общие впечатления по картине;
-работа с рамочкой – фрагменты картины
(использовать вопросы учебника на стр.40
текущий
2.02
5
79
О. Дриз «Кончилось лето»
Поход в «Музейный дом»
Иллюстрация М. Добужинского «Кукла»
1
текущий
3
5
80
О. Дриз «Синий дом»
Поход в «Музейный дом»
Иллюстрация М. Шагала «Синий дом»
1
текущий
4
5
81
А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало»
1
Учимся слышать ос-ти звучания стих-я.
Работа над выраз. чтением стих-я А.Пушкина (ос-ти в расстановке знаков пр.
Выполнение заданий к стихо-ю А.Пушкина.
Сравнит.анализ пр-й А.Пушкина и М.Лермонтова.
текущий
5
5
82
М. Лермонтов «Осень»)
1
текущий
9
5
83
О. Дриз «Кто я?»
1
Работа с Т.С..
Работа над выразительным чтением поэтических произведений.
текущий
10
5
84
А. Гиваргизов «Мой бедный Шарик»
1
1
текущий
11
5
85
М. Карем «Повезло»
текущий
12
5
86
Р. Сеф «Лучше всех»
1
Литературная игра «Герои-фантазёры» (по ранее проч-м пр-ям).
Работа над выраз-чт-ем поэтич.пр-й.
Работа над содержанием поэтич.пр-й с использованием вопросов учебника.
Соотнесение иллюстрации с текстом О.Дриза «Телёнок».
текущий
16
5
87
Л. Яхнин «Моя ловушка»
1
текущий
17
5
88
Г. Юдин «В снегу бананы зацвели»
1
текущий
18
5
89
Г. Юдин «Скучный Женя»
1
текущий
19
5
90
О. Дриз «Телёнок»
1
текущий
20
5
91
А. Усачёв «Обои»
1
текущий
24
5
92
В. Лунин «Что я вижу»
1
текущий
25
5
93
Ю. Мориц «Хвостики», «Букет».
Поход в «Музейный дом»
Иллюстрация Д. Арчимбольдо «Лето», «Осень».
1
Работа цветом: выбор материала для подробного пересказа.
«Поход» в Музейный дом: работа с лупой, выполнение заданий учебника.
текущий
26
5
94
Работа по хрестоматии «Точка зрения»
1
текущий
2.03
5
95
Обобщение по теме «Точка зрения»
1
текущий
3
6
96
Детские журналы (7 ч)
С. Михалков «А что у вас?»
1
презентация по теме с приглашением библиотекаря
Введение понятия «периодика».
Решение кроссвордов Мурзилки.
Выразительное чтение стихотворений.
Выполнение заданий клуба «Ключ и заря».
- экскурсия в библиотеку
текущий
4
6
97
Что такое новости? Кто рассказывает новости?
1
текущий
5
6
98
Детская периодика. Журналы для детей.
1
текущий
10
6
99
По страницам детского журнала «Мурзилка»
1
текущий
11
6
100
По страницам детского журнала «Весёлые картинки».
1
текущий
12
6
101
Развивающие задания журнала «Мурзилка»
1
текущий
16
6
102
Обобщение по теме «Детские журналы»
1
текущий
17
7
103
Природа для поэта – любимая и живая (17 ч)
Л. Яхнин «Музыка леса»
1
Закрепить понятие «контраст».
Название пр-я не всегда выражает его тему; может выражать его основную мысль.
текущий
18
7
104
Ю. Коваль «Три сойки»
Поход в «Музейный дом»
Иллюстрация А. Дюрера «Заяц»
1
-выборочное чтение: ответы на вопросы (работа
текущий
19
цветом);
-подготовка к подр.пересказу.
«Поход» в Музейный дом:
-рассматривание картин (работа с лупой);
-ответы на вопросыучебника.
7
105
Р. Сеф «Добрый человек», Л. Яхнин «Пустяки»
1
Выраз. чтение стих-х текстов.Выявление гл.мыслей в каждом из них (работа цветом).
текущий
1.04
7
106
Е. Чарушин «Томка испугался»
1
Деление текста на логические части («Томка испугался»).
Подробный пересказ этого текста.
текущий
2
текущий
7
107
Е. Чарушин «Томкины сны»
1
текущий
6
7
108
Г. Юдин «Вытри лапы и входи»
1
Поиск границы в стихотворном тексте.
текущий
7
7
109
М. Пришвин «Разговор деревьев»
1
Повторение о литературных приёмах:
-олицетворение,
-сравнение.
Определение темы и основной мысли
текущий
8
7
110
Ф. Тютчев «Зима недаром злится»
1
текущий
9
7
111
Д. Кедрин «Скинуло кафтан зелёный лето»
1
произведения («Разговор деревьев»).
Работа над выраз. чтением стих-х текстов.Работа с Т.С..
текущий
13
7
112
М. Пришвин «Золотой луг»
Поход в «Музейный дом»
Иллюстрация В. Гога «Подсолнухи»
1
Выборочное чтение:
-ответы на вопросы;
-соотнесение с иллюстрациями.
«Поход» в Музейный дом: описание картины Ван Гога «Подсолнухи» с ис-ем вопросов учебника.
текущий
14
7
113
С. Козлов «Жёлудь»
1
текущий
15
7
114
М. Лермонтов «Утёс»
Поход в «Музейный дом»
Иллюстрация Н. Рериха «Стражи ночи»
1
текущий
16
7
115
М. Есеновский «У мальчика Юры ужаснейший насморк»
1
Продолжение работы над образами-олицетворениями.
Познакомить с другими историями Юры, о которых рассказал автор в книге «Ур-Юр-выр».
Выборочное чтение (сказка «Ух!»):
-ответы на вопросы,
-новый взгляд на предметы, которые нас окружают, услышать их «голоса» (работа цветом).
текущий
20
7
116
Д. Биссет «Ух!»
1
текущий
21
7
117
А. Екимцев «Осень», Ю. Коринец «Тишина»
1
текущий
22
7
118
Работа по хрестоматии. Беседа «Для поэта природа – живая»
1
1
текущий
23
7
119
Обобщение по теме «Природа для поэта – любимая и живая»
текущий
28
8
120
Почему нам бывает смешно (17часов)
К. Чуковский «Федотка»)
1
Ответы на вопросы и отгадывание «секрета» цвета («Федотка»).
Ролевое чтение стихотворного текста («Доктор»).
Работа в парах: выявление основной темы стихотворения «Обида».
текущий
29
8
121
О. Дриз «Доктор», «Обида»
1
текущий
30
8
122
В. Драгунский «Сверху вниз, наискосок!» (
1
Работа в парах:
-выделение самых смешных отрывков,
-чтение соседу.
Выбор материала для разговора о разных точках зрения на одни и те же ситуации; работа в парах (взрослые-дети), обмен мнениями, вывод: почему у них разные точки зрения?
Выборочное чтение: отрывки к иллюстрациям.
текущий
4.05
8
123
Анализ произведения В. Драгунского «Сверху вниз, наискосок!»
1
Использование приёма контрастов при напис смешных пр-й.
Выборочное чтение: фантастотрывки текстов.
Сравнительная хар-ка частей стих. текста («Вот так встреча!»).
Сопоставление хар-ки героя стих-й Л.Квитко (работа в парах: обсуждение разных точек зрения детей).
текущий
5
8
124
М. Тахистова «Редкий тип», Л. Квитко «Лемеле хозяйничает»
1
текущий
6
8
125
Л. Квитко «Способный мальчик», С. Махотин «Вот так встреча!» (
1
текущий
7
8
126
С. Седов «Сказки про Змея Горыныча»
1
Работа над содержанием каждой сказки.
Выбор заголовков для каждой сказки.
Работа в парах: выборочное чтение-соотнесение иллюстраций и содержания.
Работа над выразительным чтением (шутливая, ироническая интонация при чтении).
Работа в группах: обсуждение недостатков, которыми обладают герои сказок (разные точки зрения).
Определение главной мысли сказок.
текущий
12.05
8
127
С. Седов «Сказки про Змея Горыныча»
1
текущий
13.05
8
128
С. Седов «Сказки про Змея Горыныча»
1
текущий
14.05
8
129
С. Седов «Сказки про Змея Горыныча»
текущий
18.05
8
130
П. Синявский «Такса едет на такси», П. Коран «По дорожке босиком»
1
Сопоставление сказки «Зеркальце» со сказкой-цепочкой.
Сопоставление стихотворения «Ириски и редиски» с докучной сказкой.
текущий
19.05
8
131
Л. Яхнин «Зеркальце», П. Синявский «Ириски и редиски»
1
текущий
20.05
8
132
А. Усачёв «Жужжащие стихи»
1
Обратить внимание на приём «звукопись и звукоподражание».
Сопост-е «Жужжащих стихов» А.Усачёва со сказками.Ролевое чтениестих-я А.Усачёва.Работа над выразительн. чт-ем.Соотнесение с илл-ми (выборочное чтение).
текущий
21.05
8
133
П. Синявский «Хрюпельсин и хрюмидор»
1
текущий
25.05
8
134
Работа по хрестоматии «Тайны смешного»
1
Работа в группах:
-загадки о литературных героях;
-решение кроссвордов;
-литературная игра;
-конкурс рисунков-минуток.
Выставка книг и журналов по данной теме.
текущий
26.05
8
135
Обобщение по теме «Почему нам бывает смешно»
1
Работа по разделу «Содержание» двух частей:
-вспомнить разделы материала,
-выяснить самые интересные произведения в
текущий
27.05
8
136
Итоговое заседание клуба «Ключ и заря» Подведение итогов года.
1
каждом разделе.
Выполнение заданий клуба «Ключ и заря».
Знакомство со списком литературы для летнего чтения.
28.05
Проверочная работа по литературному чтению
2 класс 1 полугодие.
Марина Бородицкая
Уехал младший брат
Медведь и заяц рядом
Забытые лежат:
На дачу с детским садом
Уехал младший брат.
Уехал наконец-то!
Люблю я тишину!
От шумного соседства
На славу отдохну.
Вот жизнь-то! Вот подарок!
Никто не пристаёт,
Значков моих и марок
Без спросу не берёт.
И не к кому придраться,
И не с кем передраться,
И некому сказать:
«Отстань!» - не слышно братца.
Покой и благодать.
Не заорут: »Сдавайся!»
Не заведут волчка…
Чем хочешь занимайся -
Вот жизнь-то!
Вот тоска!
Задания:
1. Это правдивая история или выдумка? Нужное подчеркни.
2. Подчеркни строчки, из которых видно, что герой радуется отъезду
брата, синим цветом.
3. Как в данный момент он характеризует свою жизнь?
Строчки, из которых это видно, подчеркни жёлтым цветом.
4. Подчеркни строчки, из которых видно, что герой скучает без брата,
красным цветом.
5. Как в данный момент (без брата) герой характеризует свою
жизнь. Строчки, из которых это видно, подчеркни зелёным цветом.
Проверочная работа по литературному чтению
2 класс 2 полугодие.
Михаил Есеновский
* * *
У мальчика Юры ужаснейший насморк.
У мальчика Юры рассерженный вид.
Он насморку живо велит выметаться,
А насморк из носа ему говорит:
- Мне очень уютно в двухкомнатной норке,
Тут шторки в оборках и окна на юг.
Сейчас приступаю я к влажной уборке,
И сопли, возможно, ручьём потекут.
Волнуется Юра: - Мой нос не квартира,
Не дача, не вилла, не дом, не сарай.
А ну-ка, проваливай прочь, носопыра,
И сопли с собою свои забирай!
Но насморк смеётся: - Напрасно бушуешь!
Со мной, как с тобою, - всё в стенку горох.
В другой раз родителей слушаться будешь,
Не будешь по лужам ходить без сапог!
Задания:
1. Кто герой стихотворения? Напиши _________________________.
2. Как чувствует себя насморк?
Строчки, из которых это видно, подчеркни зелёным цветом.
3. Как Юра относится к гостю-насморку?
Строчки, из которых это видно, подчеркни синим цветом.
4. Как ты понимаешь смысл выражения «в стенку горох»?