Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе
- Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. от 29.12.2012г.)
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373
- санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189);
- положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ, учебных курсов, предметов, дисциплин в МБОУ «СОШ с углубленным изучением отдельных предметов с. Большой Кукмор»
- учебного плана МБОУ «СОШ с углубленным изучением отдельных предметов с. Большой Кукмор» (федерального и регионального компонента, компонента ОУ);
- программы четырехлетней начальной школы: Проект «Перспективная начальная школа»/ Р.Г. Чуракова, М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, А.Л. Чекин, Г.В. Трофимова, И.И. Колесниченко, Т.М. Рагозина, И.Б. Мылова, Е.П. Бененсон, А.Г. Паутова, Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков; Сост. Р.Г. Чуракова. – М.: Академкнига/Учебник, 2013 и авторской программы «Русский язык» Чураковой Н.А (образовательная программа «Перспективная начальная школа»)
Учебник:
-Чуракова Н.А. Русский язык 3 класс. Ч. 1,2,/ Чуракова Н.А. – М. ; Академкнига/Учебник, 2013год.
Программа рассчитана на 102 часа в год (3 часа в неделю), 34 рабочих недели.
Цель: формирование коммуникативной компетенции учащихся; развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека; обеспечение условий для становления ребёнка как субъекта учебной деятельности.
Задачи:
развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь;
овладение способами орфографического действия;
развитие умений вычленять и характеризовать языковую единицу изучаемого уровня (звук, часть слова (морфема), слово, предложение), а также их классифицировать и сравнивать;
формирование учебной деятельности учащихся;
- формирование умений работать сразу с несколькими источниками информации, включая словари разного типа ( орфоэпического, обратного) усиленное формирование фонематического слуха на протяжении первых двух лет обучения
Содержание (102 ч)
Фонетика и орфография (12 часов)
Закрепление общего правила обозначения фонетических чередований на письме: чередующиеся в одном и том же корне звуки обозначаются на письме одинаково, в соответствии с проверкой. Различные способы проверок подобных написаний.
Понятие об орфограмме. Виды изученных орфограмм.
Написание двойных согласных в корне слова и на стыках морфем.
Правописание наиболее употребительных приставок, приставки –с, приставок на -с, -з-
Правописание предлогов.
Разграничение на письме приставок и предлогов.
Представление о «беглом гласном» звуке. Написание суффиксов –ик-/-ек- с учетом беглого гласного.
Написание суффикса –ок- после шипящих.
Звукобуквенный разбор слова.
Морфемика и словообразование (10 часов)
Образование слов с помощью суффиксов. Образование слов с помощью приставок. Образование слов с помощью приставки и суффикса одновременно. Сложные слова с соединительными гласными.
Чередования звуков, видимые на письме (исторические чередования). Системность подобных чередований при словообразовании и словоизменении.
Разбор слова по составу.
Морфология и лексика (60 часов)
Понятие о частях речи.
Имя существительное как часть речи. Категориальное значение.
Разряды по значению (на уровне наблюдения). Одушевленность.
Значение числа. Изменение по числам. Значение рода. Синтаксическое значение падежа (изменение слова для связи с другими словами в предложении). Склонение как изменение по числам и падежам.
Синтаксическая функция имен существительных в предложении.
Три склонения существительных. Правописание безударных падежных окончаний.
Морфологический разбор имени существительного.
Имя прилагательное как часть речи. Категориальное значение.
Начальная форма. Зависимость от имени существительного в значениях числа, рода и падежа. Значение числа. Склонение (твердый и мягкий варианты).
Синтаксическая функция имен прилагательных в предложении.
Правописание безударных падежных окончаний.
Написание о-ё после шипящих и «ц» в падежных окончаниях существительных. Написание существительных с суффиксом -ищ-.
Местоимение как часть речи (общее представление). Категориальное значение. Личные местоимения. Изменение по лицам и числам.
Глагол как часть речи. Категориальное значение. Неопределенная форма глагола как его начальная форма. Суффикс неопределенной формы -ть (-ти, -чь). Суффикс -л- глагола прошедшего времени. Другие глагольные суффиксы -а, -е, -и, -о, -у, -я, постфиксы -ся (сь). Изменение по временам. Изменение по числам.
Изменение в прошедшем времени по родам. Изменение в настоящем и будущем времени по лицам. Связь форм лица с личными местоимениями.
Синтаксическая функция глаголов в предложении.
Различение написания -ться и тся в глаголах, стоящих в неопределенной форме и в формах 3 л. ед. и мн. ч.
Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова.
Омонимы. Способы разграничения многозначных и омонимичных слов. Синонимы. Отличия однокоренных слов от синонимов и омонимов. Антонимы.
Происхождение слов. Использование сведений о происхождении слов при решении орфографических задач.
Синтаксис и пунктуация (6 часов)
Словосочетание и предложение. Понятие о главных и неглавных членах предложения. Подлежащее и сказуемое как основа предложения. Значение второстепенных членов предложения. Понятие дополнения, обстоятельства, определения. Формирование умения ставить смысловые и падежные вопросы к разным членам предложения.
Формирование умения составлять схему предложения.
Разбор простого предложения по членам предложения.
Лексикография (изучается во всех разделах в течение года)
Использование учебных словарей: толкового, словаря устойчивых выражений, орфографического (словарь «Пиши правильно»), обратного, орфоэпического (словарь «Произноси правильно»), этимологического (Словарь происхождения слов) для решения орфографических и орфоэпических задач, а также задач развития речи.
Развитие речи с элементами культуры речи (14часов)
Построение текста. Выделение в тексте смысловых частей.
Подбор заголовков к каждой части текста и к тексту в целом. Составление плана текста. Использование плана для пересказа текста, устного рассказа по картине, написания изложения и сочинения.
Освоение изложения как жанра письменной речи.
Различение текста-описания и текста-повествования. Обнаружение в художественном тексте разных частей: описания и повествования. Сочинение по наблюдениям с использованием описания и повествования.
Сравнение научно-популярных и художественных текстов.
Различение развернутого научного сообщения на заданную тему и словарной статьи на эту же тему.
Определение темы и основной мысли живописного произведения.
Сочинение по картине с использованием описания и повествования. Сравнительный анализ разных текстов и живописных произведений, посвященных одной теме (сравнение основной мысли или переживания); сравнительный анализ разных текстов и живописных произведений, посвященных разным темам (сравнение основной мысли или переживания).
«Азбука вежливости»: закрепление основных формул речевого этикета, адекватных ситуации речи (в беседе со школьниками или со взрослыми). Дальнейшее освоение жанра письма с точки зрения композиции и выбора языковых средств в зависимости от адресата и содержания.
Словарь
Автобус, аллея, аптека, багаж, библиотека, болото, вагон, винегрет, вокзал, восток, герой, горох, горячий, декабрь, дорога, животное, завтрак, запад, земляника, комбайн, компьютер, космонавт, космос, Кремль, кровать, лестница, магазин, малина, месяц, металл, метро, молоток, ноябрь, обед, овощ, огурец, однажды, октябрь, орех, осина, отец, песок, пирог, пирожное, победа, погода, помидор, потом, праздник, пшеница, ракета, рассказ, расстояние, рисунок, север, сентябрь, сирень, соловей, солома, тарелка, топор, трактор, трамвай, троллейбус, ужин, февраль, футбол, хоккей, хороший, четверг, чувство, шоссе, шофёр, экскурсия, январь (75 слов)
Тематическое планирование
№ п/п | Разделы, темы | Кол-во часов |
1 | Фонетика и орфография | 12 |
2 | Морфемика и словообразование | 10 |
3 | Морфология и лексика | 60 |
4 | Синтаксис и пунктуация | 6 |
5 | Лексикография | изучается во всех разделах в течение года |
6 | Развитие речи с элементами культуры речи | 14 |
7 | Из них Контрольные диктанты Контрольные списывания Промежуточная аттестация (комплексная метапредметная проверочная работа) | 9 3 1 |
Календарно-тематическое планирование
№п/п | Тема уроков | Дата провед. | Примеча ние |
план | фактич |
1 | Развитие речи. Речь и ее значение | 3.09 | | |
2 | Повторение изученных орфограмм. | 4.09 | | |
3 | Разделительные ъ и ь; правописание суффиксов –ЧИК- и -ОК | 5.09 | | |
4 | Развитие речи. Виды предложений по цели высказывания и интонации | 10.09 | | |
5 | Звукобуквенный разбор слова Сложные слова | 11.09 | | |
6 | Контрольное списывание №1 Закрепление изученных орфограмм. Звукобуквенный разбор слова | 12.09 | | |
7 | Работа над ошибками. Части речи. Имя существительное | 17.09 | | |
8 | Одушевленные и неодушевленные существительные. Существительное как член предложения. Словообразование имени существительного | 18.09 | | |
9 | Контрольный диктант № 1 | 19.09 | | |
10 | Работа над ошибками. Имя прилагательное как часть речи | 24.09 | | |
11 | Имя прилагательное. Правописание орфограмм в именах прилагательных. | 25.09 | | |
12 | Развитие речи. Текст, тема текста и основная мысль Последовательность предложений в тексте. Устное сочинение по картине | 26.09 | | |
13 | Глагол как часть речи | 1.10 | | |
14 | Словообразование имени существительного от глаголов и прилагательных | 2.10 | | |
15 | Правописание Ъ в глаголах с приставкой | 3.10 | | |
16 | Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов | 8.10 | | |
17 | Местоимение. Личные местоимения. | 9.10 | | |
18 | Развитие речи. Главное переживание автора, выраженное в тексте. Работа с картиной. Сравнительный анализ | 10.10 | | |
19 | Предлоги и приставки. | 15.10 | | |
20 | Подлежащее и сказуемое – основа предложения. Синонимы | 16.10 | | |
21 | Изменение имени существительного по числам | 17.10 | | |
22 | Контрольный диктант № 2 «Части речи» | 22.10 | | |
23 | Работа над ошибками. Изменение имен существительных по падежам. Именительный падеж | 23.10 | | |
24 | Развитие речи. План текста. Порядок абзацев в тексте. Устное изложение | 24.10 | | |
25 | Родительный падеж. Дательный падеж | 29.10 | | |
26 | Контрольный диктант № 3 «Местоимение» | 30.10 | | |
27 | Работа над ошибками. Винительный падеж. Определение винительного падежа. Проверка (самоконтроль) с помощью приема подстановки | 31.10 | | |
28 | Изменение существительных по падежам | | | |
29 | Развитие речи. Письменное изложение | | | |
30 | Творительный падеж | | | |
31 | Контрольный диктант № 4 «Изменение существительных по падежам» | | | |
32 | Предложный падеж | | | |
33 | Различение падежей | | | |
34 | Различение падежей. Антонимы | | | |
35 | Контрольное списывание №2 Различение падежей | | | |
36 | Работа над ошибками. Работа со словарем устойчивых выражений | | | |
37 | Склонение имен существительных | | | |
38 | 1-ое, 2-ое и 3-ье склонение имен существительных | | | |
39 | Существительные I , II склонения | | | |
40 | Развитие речи. Работа с картиной. Письменное сочинение | | | |
41 | Существительные III склонения | | | |
42 | Безударные окончания существительных | | | |
43 | Обобщение по теме «Склонение имен существительных» | | | |
44 | Написание удвоенной буквы согласного на границе частей слова | | | |
45 | Непроизносимые согласные. Проверка орфограммы с помощью процесса словообразования | | | |
46 | Правописание падежных окончаний имен существительных | | | |
47 | Развитие речи. Текст-описание и текст-повествование. | | | |
48 | Контрольный диктант № 5 Правописание падежных окончаний имен существительных | | | |
49 | Работа над ошибками. Правописание падежных окончаний имен существительных | | | |
50 | Второстепенные члены предложения. Обстоятельства | | | |
51 | Второстепенные члены предложения. Дополнения | | | |
52 | Развитие речи. Описание и повествование. Письменное изложение | | | |
53 | Второстепенные члены предложения. Дополнения. Обстоятельства | | | |
54 | Второстепенные члены предложения | | | |
55 | Правописание безударных окончаний существительных в единственном числе | | | |
56 | Как пишутся приставки. Правописание приставок –раз-рас ИЗ- – ИС | | | |
57 | Правописание Ъ после приставок, оканчивающихся на букву согласного перед буквами Е, Ё, Ю, Я | | | |
58 | Развитие речи. Научный текст. План для научного сообщения | | | |
59 | Правописание безударных окончаний существительных 1 склонения в Р.п., Д.п., П.п. в единственном числе | | | |
60 | Проверочная работа «Безударные падежные окончания существительных» | | | |
61 | Работа над ошибками. Правописание безударных окончаний существительных 2 склонения в П.п. в единственном числе | | | |
62 | Значения слов (омонимы, синонимы, антонимы) | | | |
63 | Окончания существительных 1и 2 склонения | | | |
64 | Правописание слов удвоенной буквой согласного в середине слова | | | |
65 | Окончания существительных 3 склонения | | | |
66 | Контрольный диктант № 6 «2 склонение существительных» | | | |
67 | Работа над ошибками Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков | | | |
68 | Написание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных | | | |
69 | Родственные слова разных частей речи Слова с удвоенной буквой согласного | | | |
70 | Окончания существительных во множественном числе И.п. Р.п. | | | |
71 | Контрольное списывание № 3 | | | |
72 | Работа над ошибками списывания.. Окончания существительных во множественном числе . Написание существительных с суффиксом -ИЩ- | | | |
73 | Развитие речи. Работа с картиной Письменное изложение | | | |
74 | Контрольный диктант № 7 «3 склонение существительных» | | | |
75 | Работа над ошибками Окончания существительных во множ. числе в разных падежах | | | |
76 | Правописание падежных окончаний существительных | | | |
77 | Написание суффикса -ОК- после шипящих | | | |
78 | Развитие речи. Азбука вежливости. Как правильно говорить по телефону. Учимся слушать других… Устное изложение .Устный рассказ по рисунку | | | |
79 | Изменение прилагательных по родам и числам | | | |
80 | Изменение прилагательных по падежам | | | |
81 | Окончания прилагательных мужского и среднего рода в И.п. и В.п. | | | |
82 | Падежные окончания прилагательных мужского, среднего и женского рода | | | |
83 | Падежные окончания прилагательных мужского, среднего и женского рода | | | |
84 | Чередование звуков в корне слова, видимое на письме. Е и О – беглые гласные звуки | | | |
85 | Склонение прилагательных во множественном числе | | | |
86 | Окончания прилагательных во множественном числе в И.п. и В.п. | | | |
87 | Окончания прилагательных во множественном числе в Р.п., В.п., П.п. | | | |
88 | Окончания прилагательных во множественном числе в Д.п., Т.п. | | | |
89 | Второстепенные члены предложения. Определения | | | |
90 | Контрольный диктант № 8 «Имя прилагательное – как второстепенный член предложения» | | | |
91 | Развитие речи. Письменное изложение | | | |
92 | Работа над ошибками. Слова с удвоенной буквой согласного. Начальная форма глагола. Суффикс - ть (- ти, - чь) | | | |
93 | Написание частицы - ся. Написание Ь перед частицей - ся | | | |
94 | Развитие речи. Работа с картиной. Письменное сочинение | | | |
95 | Времена глагола. Прошедшее время глагола | | | |
96 | Настоящее время глагола | | | |
97 | Будущее время глагола | | | |
98 | Контрольный диктант № 9 «Изменение глагола по временам» | | | |
99 | Обобщение: времена глагола; изменение по лицам и родам | | | |
100 | Промежуточная аттестация (комплексная метапредметная проверочная работа) | | | |
101 | Работа над ошибками. Повторение по теме «Синтаксис» | | | |
102 | Написание Ь после шипящих во всех формах глагола | | | |
Ожидаемые результаты
Учащиеся научатся:
правильно употреблять приставки на- и о-;
правильно произносить орфоэпически трудные слова из орфоэпического минимума, отобранного для изучения в этом классе.
сравнивать слова, связанные отношениями производности: объяснять какое из них от какого образовано, указывая способ словообразования;
мотивированно выполнять разбор слова по составу на основе словообразовательного анализа;
обнаруживать регулярные исторические чередования видимые на письме.
отличать прямое и переносное значение слова;
находить в тексте синонимы и антонимы;
отличать однокоренные слова от омонимов и синонимов.
различать части речи: существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлог;
различать на письме приставки и предлоги;
изменять существительные по числам и падежам; определять их род;
различать названия падежей;
изменять прилагательные по числам, падежам, родам;
изменять глаголы по временам и числам; в прошедшем времени – по родам; в настоящем и будущем – по лицам.
находить в составе предложения все словосочетания; в словосочетании находить главное и зависимое слово; ставить от первого ко второму вопрос;
находить в предложении основу и второстепенные члены предложения;
задавать смысловые и падежные вопросы к разным членам предложения.
определять орфограммы;
использовать разные способы проверок орфограмм;
писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом;
писать о-ё после шипящих в окончаниях существительных;
писать слова с наиболее употребительными приставками, с приставкой с-, приставками на –с, -з;
писать слова с суффиксами – ек и – ик; писать безударные падежные окончания существительных и прилагательных;
писать о-ё после шипящих и ц в падежных окончаниях существительных;
Учащиеся получат возможность научиться:
находить нужные словарные статьи в словарях различных типов и читать словарную статью, извлекая необходимую информацию.
Определять тему и основную мысль текста, составлять план текста и использовать его при устном и письменном изложении, при устном и письменном сочинении;
Членить текст на абзацы, оформляя это членение на письме;
Грамотно писать и оформлять письма элементарного содержания;
Владеть нормами речевого этикета в типизированных речевых ситуациях;
Работать со словарями;
Соблюдать орфоэпические нормы речи;
Устному повседневному общению со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета;
Писать записки, письма, поздравительные открытки с соблюдением норм речевого этикета, свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей, быстро находить нужную словарную статью;
В области познавательных УУД (общеучебных)
Обучающиеся научатся:
свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей, быстро находить нужную словарную статью;
свободно ориентироваться в учебной книге: уметь читать язык условных обозначений, находить нужный текст по страницам "Содержание" и "Оглавление", быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте, находить в специально выделенных разделах нужную информацию;
работать с текстом (на уроках развития речи): выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание); выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект;
работать с несколькими источниками информации (двумя частями учебной книги (в одной из которых - система словарей), "Рабочей тетрадью" и дополнительными источниками информации (другими учебниками комплекта, библиотечными книгами, сведениями из Интернета); текстами и иллюстрациями к текстам.
В области коммуникативных УУД
Обучающиеся научатся:
В рамках инициативного сотрудничества:
работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле;
В рамках коммуникации как взаимодействия:
понимать основание разницы двух заявленных точек зрения, двух позиций и мотивированно присоединяться к одной из них или отстаивать собственную точку зрения;
находить в учебнике подтверждение своей позиции или высказанным сквозными героями точкам зрения, используя для этой цели в качестве аргументов словарные статьи, правила, таблицы, модели.
В области регулятивных УУД (контроль и самоконтроль учебных действий)
Обучающиеся научатся:
Литература
Байкова Т.А., Ерышева Е.Р., Малаховская О.В. Тетрадь для самостоятельной работы №1 и №2. 3 класс .- Академкнига/Учебник.
Барылкина Л.П, Е.А.Давыдова. Русский язык:тесты, проверочные работы, мини-диктанты: Начальная школа:1-4 класс.-2-е изд.-М.:2010.-128с.
Давыдова Т. Дружок. Для начальных классов. Пословицы, поговорки, крылатые выражения:-М6 «Стрекоза», 2010,-32 с.
Дик Н.Ф.Олимпиадные задания по русскому языку в начальной школе.-ИЗД.3-е доп.и перераб..-Ростов н/Д, 2010.-283 с.:»Стрекоза», 2011-32 с.
Лободина Н.В.. М Чуракова Н.А., Байкова Т.А., Малаховская О.В. Русский язык. 3 класс: Методическое пособие. - М.: Академкнига/Учебник Русский язык, 2 класс:система уроков по учебнику Н.А.Чураковой/-Волгоград:»Учитель», 2013.-426 с.
Максимук Н.М. Сборник текстов для изложений:2-4 классы.-М.: «Вако», 2009.-192 с.
Страхова Л.Л. Сочинение по картине для младших школьников.-СПБ: Издательский Дом»»Литера», 2009.-80- с.
Контрольный диктант
УТРЕННИЙ ВЕТЕРОК
Была тихая летняя ночь. Всё спало. И ветерок заснул.
Но вот запылала утренняя зарница. Проснулся ветерок, выбежал из-под куста. Побежал он по берегу пруда, разбудил камышинку. Зашуршала камышинка, закачалась. А на ней спала бабочка. Проснулась она и полетела к селу. Всё пылает утренняя зарница. Вот и солнышко скоро взойдёт. Прилетела бабочка к цветку розы. Села на цветок. Проснулся цветок. Взглянул, а а уже солнышко светит.
ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Вариант 1
1. Найди предложение с однородными членами. Подчеркни в нём основу
предложения.
2. Найди и подчеркни в тексте родственные глаголы. Выдели в них корни.
Вариант 2
Разбери 6-е предложение во втором абзаце по членам предложения.
Запиши на одной строке глаголы из 1-ого и 6-ого предложений, поставив их в начальную форму. Глаголы будит, будет, будем, будим запиши в соответствующий столбик под ним, учитывая их значение. Выдели окончания. Укажи над глаголами время, лицо и число.
Годовой контрольный диктант
Проверяемое содержание курса
№ | Орфограммы и пунктограммы | Случаи использования в тексте |
1 | Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением | большой, дают, поезд, объявляют |
2 | Слова для запоминания | вокзал, город, билет, багаж, вагон, погода |
3 | Приставки на з/с, с - | расскажут, сдать |
4 | Сочетание чн | справочном |
5 | Правописание существительных 2 скл. в П.п. | на вокзале |
6 | Разделительный ъ после приставки | объявляют, отъезд |
7 | Правописание предлогов со словами | в город, из города, на вокзале, в бюро, от ветра |
8 | Оформление предложения | большая буква в начале предложения |
9 | точка, вопросительный, восклицательный знаки в конце предложения |
Общие результаты выполнения работ
Годовая контрольная работа по русскому языку, 3 класс, 2006 г. |
Школа …………….. Класс……………. Кол-во учащихся в классе……………………… Кол-во учащихся, выполнявших работу …………. |
Написание диктанта |
| Номера орфограмм и пунктограмм |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Кол-во учащихся, допустивших ошибки | | | | | | | | | |
Кол-во учащихся, не допустивших орфографических ошибок ……………… |
Кол-во учащихся, не допустивших пунктуационных ошибок ………………. |
Выполнение грамматических заданий |
| Номера заданий |
1 | 2 | 3 |
4 |
1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 |
Кол-во учащихся, приступивших к выполнению задания | | | | | | | |
Выполнили задание верно | | | | | | | |
Допустили ошибки (недочеты) в задании | | | | | | | |
Текст контрольной работы
Вокзалы
Вокзал – это большой вход в город*. Собрался человек уехать из города. На вокзале ему всё расскажут. Там в справочном бюро дают справки. Когда поезд? Какой это поезд – местный или дальнего следования?* Где купить билет? Куда сдать багаж? Где находится багажный вагон? Где можно укрыться от яростного ветра и ненастной погоды? Здесь объявляют приезд и отъезд поездов. Здесь много радостных встреч!
(60 слов).
Примечание
Для справок: следования, здесь, находится, укрыться.
Сообщить о постановке тире в предложениях, обозначенных звёздочками.
Грамматические задания
Найди в 1-м и 2-м предложениях разные формы одного слова. Определи падеж и укажи над словами.
2. Найди в тексте и подчеркни волнистой линией прилагательное, родственное существительному «багаж». Покажи, как оно образовано.
3. Запиши прилагательные «яро[сн]ый» и «радо[сн]ый» буквами и покажи стрелкой, от основ каких слов они образованы:
яро[сн]ый …
радо[сн]ый …
4. Найди в тексте и подчеркни несклоняемое существительное.
Параметры анализа выполнения учащимися контрольной работы
Задание | Параметры анализа | Кол-во уч. |
Диктант | Приставки на з/с, с - : расскажут | |
Приставки на з/с, с - : сдать | |
Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением: большой | |
Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением: дают | |
Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением: поезд | |
Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением: объявляют | |
Сочетание чн: справочном | |
Правописание существительных 2 скл. в П.п.: на вокзале | |
Слова для запоминания: вокзал | |
Слова для запоминания: город | |
Слова для запоминания: билет | |
Слова для запоминания: багаж | |
Слова для запоминания: вагон | |
Слова для запоминания: погода | |
Разделительный ъ после приставки: объявляют | |
Разделительный ъ после приставки: отъезд | |
Правописание предлогов со словами: в город | |
Правописание предлогов со словами: из города | |
Правописание предлогов со словами: на вокзале | |
Правописание предлогов со словами: в справочном | |
Правописание предлогов со словами: от ветра | |
Оформление предложения: большая буква в начале предложения | |
Оформление предложения: знаки препинания в конце предложения | |
Грамматическое задание | 1 | Не выполнил задание | |
Не определил падеж | |
2 | Не выполнил задание | |
Не показал, как образовано прилагательное | |
3 | Неправильно написал слова | |
Не показал, от основ каких слов образованы | |
4 | Не нашел несклоняемое существительное | |
Контрольные измерители
по русскому языку
Диагностическая работа по русскому языку 3 класс. входная.
Вариант 1
______________________________ _____________________
1.Запиши цифрами рядом со словами количество слогов, букв,
звуков в словах:
Наталья -- .... слогов, .... букв, .... звуков.
Собачка -- .... слогов, .... букв, .... звуков.
Ясный -- .... слогов, .... букв, .... звуков.
2.Распредели слова-названия предметов по родам:
Журавль, одеяло, сверло, кабачок, аквариум, мельница, вафля.
Женский род: __________________________________
Мужской род: __________________________________
Средний род: __________________________________
3.Запиши слова для переноса с одной строки на другую:
Друзья, облако, группа, соль, местечко, дружить.
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
4.Запиши слова через запятую в алфавитном порядке:
коленька россия дон зайчишка школьник аксай пушкин
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
5.Вставь пропущенную букву. Напиши проверочное слово:
Со ... нце -- _____________ Попр ... сить -- _______________
Сла ... кий -- _____________ Тр ... пинка -- _______________
Кни ... ка -- _____________ Пок… тился -- _____________
6.От слова мороз образуй 4 формы слова и 4 родственных слова:
Формы слова: Родственные слова:
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
7.Вставь пропущенные буквы:
П...года, ч...твер…, праз...ник, б...рёза, сп...сиб..., м...рко.... .
Оценивание:
10 б. В. 100 % 66 1 задание -9б.(1б-за слоги,1б-за буквы,1б-за звуки).
9 б. В. 99-91% 65-61 2 задание-7б.(1б.–за слово).
8 б. В.С. 90-84% 60-56 3 задание-6б. (1б. – за верную запись слова).
7 б. В.С. 83-77% 55-51 4 задание-7б+7б.(1б.– за слово,1б-за алфавит).
6 б. С. 76-71% 50-47 5 задание-6б+6б.(1б.– за букву,1б-за слово).
5 б. С. 70-64% 46-43 6 задание-4б+4б.(1б.- за слово,1б-за форму слова).
4 б. Н. С.63-57% 42-38 7 задание-10 б.(1б.– за букву).
3 б. Н.С. 56-50% 37-33
2 б. Н. 49-40% 32-27
1 б. Н. 39-10% 26- 7 Всего: 66 баллов.
Перспективная начальная школа
Диагностическая работа по русскому языку 3 класс. входная
Вариант 2
______________________________ _____________________
1.Запиши цифрами рядом со словами количество слогов, букв,
звуков в словах:
Татьяна -- .... слогов, .... букв, .... звуков.
Девочка -- .... слогов, .... букв, .... звуков.
Юрий -- .... слогов, .... букв, .... звуков.
2.Распредели слова-названия предметов по родам:
Корабль, бревно, покрывало, сундучок, костюм, пыльца, сабля.
Женский род: __________________________________
Мужской род: __________________________________
Средний род: __________________________________
3.Запиши слова для переноса с одной строки на другую:
Листья, яблоко, суббота, пень, ласточка, служить.
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
4.Запиши слова через запятую в алфавитном порядке:
коленька россия дон зайчишка школьник аксай пушкин
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
5.Вставь пропущенную букву. Напиши проверочное слово:
Грус ... но -- _____________ Посп ... шить -- _______________
Гла ... кий -- _____________ Тр ... винка -- _______________
Подру ... ка -- _____________ Покл… нился -- _____________
6.От слова холод образуй 4 формы слова и 4 родственных слова:
Формы слова: Родственные слова:
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
7.Вставь пропущенные буквы:
П...года, ч...твер…, праз...ник, б...рёза, сп...сиб..., м...рко.... .
Оценивание:
10 б. В. 100 % 66 1 задание -9б.(1б-за слоги,1б-за буквы,1б-за звуки).
9 б. В. 99-91% 65-61 2 задание-7б.(1б.- за слово).
8 б. В.С. 90-84% 60-56 3 задание-6б. (1б. – за верную запись слова).
7 б. В.С. 83-77% 55-51 4 задание-7б+7б.(1б.– за слово,1б.- за алфавит).
6 б. С. 76-71% 50-47 5 задание-6б+6б.(1б.–за букву,1б.- за слово).
5 б. С. 70-64% 46-43 6 задание-4б+4б.(1б.- за слово,1б-за форму слова).
4 б. Н. С.63-57% 42-38 7 задание-10 б.(1б.– за букву).
3 б. Н.С. 56-50% 37-33
2 б. Н. 49-40% 32-27
1 б. Н. 39-10% 26- 7 Всего: 66 баллов.
Перспективная начальная школа
Контрольная работа по русскому языку 3 класс. 1 полугодие.
Вариант 1
_________________________________ __________________
1.Распредели существительные по склонениям. Определи их род:
Земля, щенок, молоко, лошадь, утро, конь.
1 склонение: 2 склонение: 3 склонение:
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
2.Из стихотворения выпиши глаголы и прилагательные:
глаголы: прилагательные:
Нашли в лесу мы ёжика _____________________________________
и принесли домой. _____________________________________
Пускай по кухне бегает, _____________________________________
Колючий и смешной… _____________________________________
3.Сделай разбор слов по составу:
новость , луковый , находка.
4.Разбери предложение по членам предложения. Выпиши словосочетания:
Рыхлый снег темнеет в марте.
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
5.Спиши правильно. Выдели орфограммы. Напиши проверочные слова:
(За)м…лчал (в)углу сверчок. (До)гл…жу (во)сне я ска…ку
(По)вернусь-ка (на)б…чок – (Про)хрустальный башм…чок.
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
6.Определи падеж выделенных существительных:
Девочка( ) села около зайчика( ) и погладила его по спине( ).
7.Вставь пропущенные буквы:
В...кзал, ...г…род, ш...фёр, р...кета, с...л...вей, м...г...зин, пш..ница.
Оценивание:
10 б. В. 100 % 66 1 задание -6б+6б.(1б-за слово,1б-за род).
9 б. В. 99-91% 65-61 2 задание-5б.(1б–за слово).
8 б. В.С. 90-84% 60-56 3 задание-4б+4б+5б.(1б-за составную часть слова).
7 б. В.С. 83-77% 55-51 4 задание-4б+2б.(1б-за разбор,1б-за словосочет).
6 б. С. 76-71% 50-47 5 задание-12б+5б.(1б-заорфограмму,1б.-за слово).
5 б. С. 70-64% 46-43 6 задание-3б.(1б.- за падеж).
4 б. Н. С.63-57% 42-38 7 задание-10 б.(1б.– за букву).
3 б. Н.С. 56-50% 37-33
2 б. Н. 49-40% 32-27
1 б. Н. 39-10% 26- 7 Всего: 66 баллов.
Перспективная начальная школа
Контрольная работа по русскому языку 3 класс. 1 полугодие.
Вариант 2
_________________________________ __________________
1.Распредели существительные по склонениям. Определи их род:
Тётя, пенёк, серебро, площадь, небо, день.
1 склонение: 2 склонение: 3 склонение:
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
2.Из стихотворения выпиши глаголы и прилагательные:
глаголы: прилагательные:
Нашли в лесу мы ёжика _____________________________________
и принесли домой. _____________________________________
Пускай по кухне бегает, _____________________________________
Колючий и смешной… _____________________________________
3.Сделай разбор слов по составу:
радость , пуховый , погрузка.
4.Разбери предложение по членам предложения. Выпиши словосочетания:
Белые снежинки падают на землю.
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
5.Спиши правильно. Выдели орфограммы. Напиши проверочные слова:
(За)м…лчал (в)углу сверчок. (До)гл…жу (во)сне я ска…ку
(По)вернусь-ка (на)б…чок – (Про)хрустальный башм…чок.
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
6.Определи падеж выделенных существительных:
Мальчик( ) стоял около дерева( ) и наблюдал за ёжиком( ).
7.Вставь пропущенные буквы:
В...кзал, ...г…род, ш...фёр, р...кета, с...л...вей, м...г...зин, пш..ница.
Оценивание:
10 б. В. 100 % 66 1 задание -6б+6б.(1б.-за слово,1б-за род).
9 б. В. 99-91% 65-61 2 задание-5б.(1б.–за слово).
8 б. В.С. 90-84% 60-56 3 задание-4б+4б+5б.(1б-за составную часть слова).
7 б. В.С. 83-77% 55-51 4 задание-4б+2б.(1б-за разбор,1б-за словосочет).
6 б. С. 76-71% 50-47 5 задание-12б+5б.(1б-заорфограмму,1б.-за слово).
5 б. С. 70-64% 46-43 6 задание-3б.(1б.- за падеж).
4 б. Н. С.63-57% 42-38 7 задание-10 б.(1б.– за букву).
3 б. Н.С. 56-50% 37-33
2 б. Н. 49-40% 32-27
1 б. Н. 39-10% 26- 7 Всего: 66 баллов.
Перспективная начальная школа
Контрольная работа по русскому языку 3 класс. 3 четверть.
Вариант 1
_________________________________ __________________
1.Распредели существительные по склонениям. Определи их род:
Семья, артист, метро, метель, горе, сарай.
1 склонение: 2 склонение: 3 склонение:
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
2.Из стихотворения выпиши глаголы и прилагательные:
глаголы: прилагательные:
Ночью вьюга снежная _____________________________________
Заметала след. _____________________________________
Розовое, нежное, _____________________________________
Утро будит свет… _____________________________________
3.Сделай разбор слов по составу:
бодрость , камышовый , выставка.
4.Разбери предложение по членам предложения. Выпиши словосочетания:
Душистые ягоды краснеют в траве.
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
5.Спиши правильно. Выдели орфограммы. Напиши проверочные слова:
(Про)снулись малиновки. Перья (на)их гру…ках (о)красились
(в)цвет зари. (За)бл…стели (на)листьях капли росы. (Над)душистыми
цв…тами кружат з...лотые пчёлки. Они пьют сла…кий сок.
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
6.Определи падеж выделенных существительных:
Дедушка( ) сидел на скамейке( ) и ел орешки ( ).
7.Вставь пропущенные буквы:
Д...кабрь, в...н…грет, с…лома, ...бед, р...сун...к, м...л...ток, ..сина.
Оценивание:
10 б. В. 100 % 66 1 задание -6б+6б.(1б.-за слово,1б-за род).
9 б. В. 99-91% 65-61 2 задание-5б.(1б.–за слово).
8 б. В.С. 90-84% 60-56 3 задание-4б+4б+5б.(1б-за составную часть слова).
7 б. В.С. 83-77% 55-51 4 задание-4б+2б.(1б-за разбор,1б-за словосочет).
6 б. С. 76-71% 50-47 5 задание-12б+5б.(1б-за орфограмму,1б-за слово).
5 б. С. 70-64% 46-43 6 задание-3б.(1б.- за падеж).
4 б. Н. С.63-57% 42-38 7 задание-10 б.(1б.– за букву).
3 б. Н.С. 56-50% 37-33
2 б. Н. 49-40% 32-27
1 б. Н. 39-10% 26- 7 Всего: 66 баллов.
Перспективная начальная школа
Контрольная работа по русскому языку 3 класс. 3 четверть.
Вариант 2
_________________________________ __________________
1.Распредели существительные по склонениям. Определи их род:
Скамья, павлин, зерно, капель, море, муравей.
1 склонение: 2 склонение: 3 склонение:
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
2.Из стихотворения выпиши глаголы и прилагательные:
глаголы: прилагательные:
Ночью вьюга снежная _____________________________________
Заметала след. _____________________________________
Розовое, нежное, _____________________________________
Утро будит свет… _____________________________________
3.Сделай разбор слов по составу:
сладость , свинцовый , подливка.
4.Разбери предложение по членам предложения. Выпиши словосочетания:
Серые воробушки купаются в пыли.
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
5.Спиши правильно. Выдели орфограммы. Напиши проверочные слова:
(Про)снулись малиновки. Перья (на)их гру…ках (о)красились
(в)цвет зари. (За)бл…стели (на)листьях капли росы. (Над)душистыми
цв…тами кружат з...лотые пчёлки. Они пьют сла…кий сок.
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
6.Определи падеж выделенных существительных:
Бабушка( ) сидела на диване( ) и вязала носки ( ).
7.Вставь пропущенные буквы:
Д...кабрь, в...н…грет, с…лома, ...бед, р...сун...к, м...л...ток, ..сина.
Оценивание:
10 б. В. 100 % 66 1 задание -6б+6б.(1б.-за слово,1б-за род).
9 б. В. 99-91% 65-61 2 задание-5б.(1б.–за слово).
8 б. В.С. 90-84% 60-56 3 задание-4б+4б+5б.(1б-за составную часть слова).
7 б. В.С. 83-77% 55-51 4 задание-4б+2б.(1б-за разбор,1б-за словосочет).
6 б. С. 76-71% 50-47 5 задание-12б+5б.(1б-за орфограмму,1б-за слово).
5 б. С. 70-64% 46-43 6 задание-3б.(1б.- за падеж).
4 б. Н. С.63-57% 42-38 7 задание-10 б.(1б.– за букву).
3 б. Н.С. 56-50% 37-33
2 б. Н. 49-40% 32-27
1 б. Н. 39-10% 26- 7 Всего: 66 баллов.
Перспективная начальная школа
Контрольная работа по русскому языку 3 класс 2 полугодие.
Вариант 1.
___________________________________ ________________
1.Запиши слова в форме единственного или множественного числа:
Соловей- ______________ Топор- ________________
Портфели- ______________ Лист- ________________
Орехи- ______________ Стадо- ________________
2.Вставь пропущенные буквы окончаний. Укажи род, число и падеж:
По узк… дорог… _____род, _____число, _____падеж.
В зелён… трав… _____род, _____число, _____падеж.
Из тёмн… лес… _____род, _____число, _____падеж.
3.Выпиши выделенные слова в начальной форме. Выдели корень.
К каждому слову подбери 2 родственных слова:
Среди кустов зелёных, Он ходит по опушке
у речки серебристой, в лесной своей сторонке,
гуляет оленёнок— и у него веснушки,
Телёночек пятнистый. Совсем как у девчонки.
_1___________________________________________________________
_____________________________________________________________
_2___________________________________________________________
_____________________________________________________________
_3___________________________________________________________
4.Выпиши слова с безударной гласной в корне слова. Обозначь
орфограмму и корень. Напиши рядом проверочное слово:
Снеговой, тяжёлый, больница, вылепить, лисья, гибкий.
____________________________ _____________________________
____________________________ _____________________________
____________________________ _____________________________
5.Разбери предложение по членам предложения. Выпиши
словосочетания: Утреннее солнце осветило опушку леса.
_1____________________________________________________________
______________________________________________________________
_2____________________________________________________________
______________________________________________________________
_3____________________________________________________________
6.Определи начало и конец предложений. Спиши текст:
берёзовый лес в осенние дни очень красив падают с берёз лёгкие листья
от дерева к дереву протянуты тонкие нити липкой паутины солнце
золотит вершины берёз хорош осенний лес
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Перспективная начальная школа
Контрольная работа по русскому языку 3 класс 2 полугодие.
Вариант 2.
___________________________________ ________________
1.Запиши слова в форме единственного или множественного числа:
Муравей- ______________ Обед- ________________
Снегири- ______________ Стул- ________________
Сапоги- ______________ Озеро- ________________
2.Вставь пропущенные буквы окончаний. Укажи род, число и падеж:
По нов… лестниц… _____род, _____число, _____падеж.
На маленьк… ёлочк… _____род, _____число, _____падеж.
С ясн… неб… _____род, _____число, _____падеж.
3.Выпиши выделенные слова в начальной форме. Выдели корень.
К каждому слову подбери 2 родственных слова:
Среди кустов зелёных, Он ходит по опушке
у речки серебристой, в лесной своей сторонке,
гуляет оленёнок— и у него веснушки,
Телёночек пятнистый. Совсем как у девчонки.
_1___________________________________________________________
_____________________________________________________________
_2___________________________________________________________
_____________________________________________________________
_3___________________________________________________________
4.Выпиши слова с безударной гласной в корне слова. Обозначь
орфограмму и корень. Напиши рядом проверочное слово:
Ледовый, весёлый, осенью, выследить, птичья, низкий.
____________________________ _____________________________
____________________________ _____________________________
____________________________ _____________________________
5.Разбери предложение по членам предложения. Выпиши
словосочетания: Прозрачный лёд сковал речку льдом.
_1____________________________________________________________
______________________________________________________________
_2____________________________________________________________
______________________________________________________________
_3____________________________________________________________
6.Определи начало и конец предложений. Спиши текст:
берёзовый лес в осенние дни очень красив падают с берёз лёгкие листья
от дерева к дереву протянуты тонкие нити липкой паутины солнце
золотит вершины берёз хорош осенний лес
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Перспективная начальная школа
Контрольная работа по русскому языку 3 класс 2 полугодие.
Оценивание:
1 задание- 6б. (1б.– за форму слова).
2 задание- 6б+9б. (1б.– за букву окончания, 1б-за род,1б-за число,
1б - за падеж).
3 задание- 3б+3б+6б. (1б.– за форму слова,
1б - за корень, 1б-за родственное слово).
4 задание- 4б+4б+4б+4б. (1б. – за выписанное слово,
1б. – за орфограмму,
1б - за корень, 1б- за родственное слово).
5 задание- 5б.+3б. (1б. – за разбор, 1б-за словосочетание).
6 задание- 10б. (2б.- за верно оформленное предложение).
Максимальное количество- 67 б.
ОЦЕНИВАНИЕ:
10 б. В. 100% 67
9 б. В. 99-91% 66-61
8 б. В.С. 90-84% 60-57
7 б. В.С. 83-77% 56-52
6 б. С. 76-71% 51-48
5 б. С. 70-64% 47-43
4 б. Н.С. 63-57% 42-39
3 б Н.С. 56-50% 38-34
2 б. Н. 49-40% 33-27
1 б. Н. 39-10% 26-7
Критерии оценивания
При оценивании КР рекомендуется использовать так называемый процент неуспешности С. Он учитывает как число параметров анализа (n), так и число активных параметров (k), то есть тех, в которых допущены ошибки (см. табл. «Параметры анализа невыполнения учащимися контрольный работы»).
Процент неуспешности вычисляется по формуле:
С = 100 · k : 30
где n = 30 - общее число параметров;
k – число активных параметров (допущенные ошибки).
Методика выставления отметок
При выставлении отметок можно исходить из следующих критериев:
Отметка | Количество параметров, в которых допущены ошибки | % неуспешности |
5 | 1 | 3,5 |
4 | 2 | 7 |
3 | 10 |
3 | 4 | 13 |
5 | 17 |
6 | 20 |
2 | 7 | 23 |
8 | 27 |
9 | 30 |
10 | 33 |
11 | 37 |
12 | 40 |
13 | 43 |
14 | 47 |
15 | 50 |
16 | 53 |
17 | 57 |
18 | 60 |
19 | 63 |
20 | 67 |
21 | 70 |
22 | 73 |
23 | 77 |
24 | 80 |
25 | 83 |
26 | 87 |
27 | 90 |
28 | 93 |
29 | 97 |
30 | 100 |
Учебно-методическая литература
3 класс
Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Байкова Т.А. Русский язык. 3 класс: Учебник. В 3 ч. Часть 1. — М.: Академкнига/Учебник.
Каленчук М.Л., Малаховская О.В., Чуракова Н.А. Русский язык. 3 класс. Учебник. В 3 ч. Часть 2. — М.: Академкнига/Учебник.
Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Байкова Т.А. Русский язык. 3 класс: Учебник. В 3 ч. Часть 3. — М.: Академкнига/Учебник.
Байкова Т.А. Русский язык: Тетрадь для самостоятельной работы №1, №2. 3 класс. — М.: Академкнига/Учебник.
Абрамова М.Г., Байкова Т.А., Малаховская О.В. Русский язык. 3 класс: Методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник.
Лаврова Н.М. Русский язык. Сборник проверочных и контрольных работ. 3–4 классы: Методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник.
Набор репродукций Мир в твоем классе . — М.: Академкнига/Учебник