kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Доноведение»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа разработана  на основе примерной программы духовно – нравственного направления патриотического клуба  «Дончата». 1-4 классы: Внеурочная деятельность/ Е.Ю.Сухаревская.- Ростов- на Дону: «Издательство БАРО-ПРЕСС», 2011.-64с

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Доноведение»»



Кагальницкий район с. Васильево-Шамшево

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Васильево - Шамшевская средняя общеобразовательная школа № 8



«Утверждаю»

Директор МБОУ

Васильево-Шамшевской СОШ №8

______________ С.А.Семейникова

Приказ № 75 От .08.2015 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

«Доноведение»

Уровень: начальное общее образование

Класс: 3

на 2015-2016 учебный год.

Сроки реализации программы: 1 год

Количество часов: 34

Учитель: Соболева Татьяна Николаевна





Программа разработана на основе примерной программы духовно – нравственного направления патриотического клуба «Дончата». 1-4 классы: Внеурочная деятельность/ Е.Ю.Сухаревская.- Ростов- на Дону: «Издательство БАРО-ПРЕСС», 2011.-64с





2015-2016 уч. год

Содержание


  1. Пояснительная записка_________________________________ 3 – 5 стр.

  2. Общая характеристика курса внеурочной деятельности_________5 – 8 стр.

  3. Место учебного курса в учебном плане __________________ 8 стр.

  4. Содержание курса внеурочной деятельности _______________ 8- 9 стр.

  5. Тематическое планирование курса _________________________10 стр.

  6. Календарно – тематическое планирование курса __________ 11 - 20 стр.

  7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

образовательного процесса _____________________________ 21 - 22 стр.

  1. Результаты (личностные, метапредметные и предметные) освоения учебного курса и система их оценки _________________ 22 – 25 стр.































    1. Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Доноведение» составлена на основе авторской программы духовно – нравственного направления патриотического клуба «Дончата». 1-4 классы: Внеурочная деятельность/ Е.Ю.Сухаревская.- Ростов- на Дону: «Издательство БАРО-ПРЕСС», 2011.-64с.

Программа разработана в соответствии с учебным планом МБОУ Васильево – Шамшевской СОШ №8 для 1-4 классов при пятидневной учебной неделе в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на 2015-2016 учебный год (раздел: План внеурочной деятельности) основной образовательной программой начального общего образования в контексте ФГОС НОО для 1-4 классов МБОУ Васильево – Шамшевской СОШ №8 на 2015-2016 учебный год.


Нормативная база разработки рабочей программы:

-Закон «Об образовании в РФ» (утвержден Приказом Минобрнауки РФ от 29.12.2012г. №273).. Областной закон от 14.11.2013г № 26-ЗС « Об образовании в Ростовской области;


- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года №373

- Приказ Минобразования России от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального образовательного стандарта начального общего образования»;


- Приказ Минобразования России от 26.11.2010 №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации Координационным советом при Департаменте общего образования Минобрнауки России по вопросам организации введения ФГОС (протокол заседания Координационного совета №1 от 27-28 июля 2010г. выставлен на сайте: http: // standart. еdu.ru);


- Приказ Министерства общего и профессионального образования РО от 03.06.2010г. №472 «О введении ФГОС начального общего образования в образовательных учреждениях РО.


- Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области № 405 от 09.06.2015г « Об утверждении регионального примерного недельного учебного плана для общеобразовательных учреждений, реализующих программы общего образования, расположенных на территории Ростовской области на 2015-2016 учебный год»


- письмо Минобрнауки России от 02.02.2015 № НТ-136/08 «О федеральном перечне учебников».


- Письмо Департамента общего образования Минобрнауки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;


- Учебный план МБОУ Васильево - Шамшевской СОШ №8 для 1-4 классов при пятидневной учебной неделе в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на 2015-2016 учебный год.


- Основная образовательная программа начального общего образования в контексте ФГОС НОО для 1-4 класса МБОУ Васильево – Шамшевской СОШ №8 на 2015-2016 учебный год.


-Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189 «Об утверждении СаиПиН 2.4.2.2821- 10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».


- Положение о внеурочной деятельности на уровне НОО в МБОУ Васильево- Шамшевской СОШ №8


- Программа патриотического клуба «Дончата». 1-4 классы: Внеурочная деятельность/ Е.Ю.Сухаревская.- Ростов – на – Дону: «Издательство БАРО- ПРЕСС», 2011.- 64с.

-Письмо Министерства образования РФ от 02.04.2002г. №13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ»


Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

1. Сухаревская Е.Ю., Зыбина Е.А., Степанова ТТ., Ткаченко А.Г. Доноведение: рабочая тетрадь. 3 класс. — Ростов-на-Дону: «Изда­тельство БАРО-ПРЕСС», 2015.

2. Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю. Природа и история родного края: книга для чтения в начальной школе. - Ростов-на-Дону: «Изда­тельство БАРО-ПРЕСС», 2009 гг.

Основной целью курса является:

-формирование высоких чувств патриотизма и гражданской ответственности, создание ценностных ориентаций у младшего школьника

  • воспитание любви к родному краю;

  • расширение и углубление у школьников экологических знаний;

  • развитие практических навыков и умений по изучению и охране

природы своей местности.

- формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине — Донском крае и адек­ватного понимания места человека в нём.

Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи:

  • стимулировать познавательный интерес к окружающей приро­де, к историческому прошлому и настоящему, культуре Донско­го края;

  • развивать стремления (потребности в познании), переживания и добиваться эмоционального отклика на всё, что происходит в детском коллективе; способствовать выработке желания выска­зывать своё мнение, внимательно относиться к мнению других, т. е. проявлять диалогичность и толерантность;

  • формировать установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям родного края.


Работа ведется под девизом клуба: «Живи, твори, дерзай — мощь Дона укрепляй».


2.Общая характеристика курса внеурочной деятельности «Доноведение»,3 класс

В системе государственных мер по охране окружающей среды, создание курса «Дончата» приобретает особое значение. На занятиях учащиеся знакомятся с разнообразием при­роды родного края, его рельефом, природными явлениями, животным и растительным миром; приобретают исторические сведения о наро­дах, населяющих территорию края, знакомятся с героическими собы­тиями, происходившими на Донской земле. Дети приобретают дополнительные сведения по профессиональной ориентации.

Педагогическое обоснование введения вариативного интегриро­ванного курса «Доноведение» составляют такие факторы, как общ­ность целей интегрируемых учебных предметов, соблюдение прин­ципов дидактики с учётом специфики разных видов деятельности, возрастные и индивидуальные особенности детей младшего школь­ного возраста, органическое единство разных видов ощущений в по­знании действительности, целостности окружающего мира.

При отборе содержания курса учитывались принципы, отражён­ные в «Концепции содержания непрерывного образования» (началь­ное звено).

Ведущим из них является принцип целостности, который дости­гается за счёт интеграции содержания. В основу интеграции содер­жания по курсу «Дончата» положено диалектическое единство системы «природа — человек — общество». Особенностью данного содержания является то, что знания группируются вокруг следующих ведущих идей:

  1. Окружающий мир есть многообразная система природных объ­ектов и явлений, которые влияют на деятельность человека в Донском крае.

2. Человек Донского края имеет свои индивидуальные черты и проявления, исторически развивающиеся в деятельности и во взаи­моотношениях с другими.

3. История Донского края — часть истории Отечества.

Сведения о каждой составляющей этой системы носят интегриро­ванный характер и относятся к различным отраслям научных знаний. Так, сведения о природе Донского края включают элементы природо­ведения, географии, метеорологии, биологии. Интеграция этих эле­ментов создаёт условия для формирования у младших школьников представлений о природе Донского края как едином целом, в котором все компоненты взаимодействуют друг с другом.

Сведения о социальной составляющей действительности пред­ставлены в курсе элементами истории и технологии. В данном курсе перед ребёнком раскрывается историческая картина проживания че­ловека на донской земле, начиная с древних времён до современно­сти. В связи с этим сведения о человеке являются связующим звеном между знаниями о природе Донского края и знаниями о социальной действительности.

Принцип развития предполагает стимулирование эмоциональ­ного, духовно-нравственного и интеллектуального развития ребёнка. Данный принцип реализуется за счёт создания условий для проявле­ния самостоятельности, инициативности, творчества детей в различ­ной продуктивной деятельности. Так, учащимся предлагается стать летописцами своей семьи, города (села, станицы), стать исследова­телями своего края (сбор данных о природных объектах, имеющих несомненную значимость, о себе, о своей семье, о месте прожива­ния и т.п.); побывать в роли журналиста и вести просветительскую и природоохранную деятельность для жителей родного края. Исследо­вательские и проектные работы могут стать экспонатами классных, школьных выставок, быть представленными на школьных учениче­ских конференциях.

Принцип культуросообразности предполагает включение мате­риала о достижениях культуры Дона; воспитание у учащихся уваже­ния к истории Донского края и его людям, бережного отношения к объектам культуры, осознания их непроходящей ценности и необхо­димости их охраны.

  • При конструировании содержания использовался принцип спира­левидности. Следует отметить качественно разные уровни в раскры­тии содержания регионального компонента для учащихся первого и последующего классов. Для первоклассников — это уровень конкрет­но-образных представлений, эмоциональных впечатлений и взаимо­действия с окружающим миром в учебно-игровой деятельности. Для школьников 2-4 классов — это уровень понятийных знаний о природе родного края, выявления закономерных связей природных явлений, опыт практической деятельности, микроисследований и самостоя­тельного формулирования выводов, формирование компетентностного подхода. В связи с этим обучение по данному курсу целесообраз­но рассматривать как ряд этапов. Так, в 3 классе детям предлагается познакомиться с сезонными изменениями родного края, увидеть, как они влияют на изменения в жизни человека, о связях между живой и неживой природой родного края;о деятельностью человека  в крае и состоянием природы Ростовской области;

об истории родного края.


СТРУКТУРА КУРСА «Доноведение»

Вся программа выстроена из взаимосвязанных блоков:

• Я и окружающий мир,

• Природа Донского края,

• Человек и природа,

Главная роль курса внеурочной деятельности в том, что опираясь на поэтапное формирование представлений о родном крае, ребёнок сам может определить своё место в мире и свою сущ­ность (я, моя семья). Так, содержательный блок «Я и окружающий мир» преследует цель обучения детей правилам поведения в быту, на улицах села и большого города, в природе. Ребёнок учится ори­ентироваться в окружающем мире, знакомится с понятиями «малой Родины» и её географическим расположением, получает первичные представления о названии своего местопроживания, его расположе­нии на карте Ростовской области, символах своего края; осознаёт свои семейные и общественные обязанности.

Следующие два блока разделены условно, так как они взаимосвя­заны и должны предстать перед ребёнком целостно. Содержательный блок «Природа Донского края» включает представления учащихся о природных явлениях, природных условиях, природных процессах, ха­рактерных для Ростовской области. Содержание блока предусматрива­ет характеристики разных представителей растительного и животного мира родного края с обязательным знакомством с природоохранной деятельностью человека в крае (содержательный блок « Человек и при­рода»). Объектами наблюдений являются: изучение характера, изме­нения погодных условий, особенностей сезонных изменений родного края и присущих им природных процессов; изучение рельефа и почв родного края; полезных ископаемых; характеристики природных зон в Донском крае, живая природа. Отбор программного содержания по каждому блоку позволяет одновременно решать и воспитательные задачи. Воспитательное воз­действие содержания учебного материала зависит от отбора наиболее целесообразных для решения этой задачи фактов, событий, явлений.

Неотъемлемой частью обучения является воспитательная работа, направленная на воспитание уважения к национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патрио­тизма. В программе предусмотрено знакомство с обычаями и обряда­ми, традициями, уходящими своими корнями в те далёкие времена, когда в особых условиях вольницы складывался самобытный уклад жизни на Дону.

Формы работы: раз­вивающие игры, беседы, короткие рассказы, воспоминания родите­лей, рассматривание семейных фотографий и составление древа, ро­дословной и летописи семьи; рассматривание реликвий, посещение музеев, выставок, памятников; проведение экскурсий по родному краю; чтение стихов и произведений на патриотическую тему; посе­щение спектаклей и фильмов, выполнение проектных и исследова­тельских работ.

В системе государственных мер по охране окружающей среды, создание курса «Дончата» приобретает особое значение. На занятиях учащиеся знакомятся с разнообразием при­роды родного края, его рельефом, природными явлениями, животным и растительным миром; приобретают исторические сведения о наро­дах, населяющих территорию края, знакомятся с героическими собы­тиями, происходившими на Донской земле. Дети приобретают дополнительные сведения по профессиональной ориентации.

Любовь к Родине является  внутренним, мировоззренческим стержнем, который   во многом определяет жизненную позицию человека и гражданина.

Немаловажно и то, что в настоящее время в обществе отмечается возросший интерес к изучению народных традиций, истории, культуры, природы своего края. Малая Родина (родной край) даёт человеку гораздо больше, чем он   в состоянии осознать. Первые и самые прочные представления о добре и зле, красоте и уродстве берут начало здесь и всю жизнь затем соотносятся с изначальными образами и понятиями. Учитывая это, я в своей работе использую сочетание программного материала (литературоведческого, исторического, природоведческого) с краеведческим с целью формирования у обучающихся   общечеловеческих ценностей, представлений о целостности мира, природы, общества и человека в них, развития основы правильных мировоззренческих взглядов младших школьников, становления их активными участниками творческого обновления и преобразования своей малой Родины.

   В результате, развивая познавательный интерес   и прививая любовь к родному краю, нужно показать детям необходимость их бережного  отношения к окружающей природе. Таким образом, краеведение является   одним из важнейших  направлений в работе современной начальной школы.

Ценностные ориентиры содержания курса

• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармо­ничной жизни человека и общества.

• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятель­ности во всём многообразии её форм.

• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стрем­ление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости чело­века, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспи­тания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизне­способности российского общества.

• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нрав­ственно развитой личности.

• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здо­ровье физическое, психическое, духовно- и социально-нрав­ственное.

• Нравственный выбор и ответственность человека в отноше­нии к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учётом личностных, метапредметных результатов освоения учебного курса.

Личностные результаты:

— находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов; в том числе с помощью компьютер­ных средств; использовать географическую карту Ростовской области как источник информации;

— проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий;

Метапредметные УУД

Регулятивные УУД

— ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно);

— составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий;

— вносить необходимые дополнения и коррективы в план и спо­соб действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном;

— оценивать собственные знания и умения;

— доводить дело до конца;

Познавательные УУД

— находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов; в том числе с помощью компьютер­ных средств; использовать географическую карту Ростовской области как источник информации;

— проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; исследовать (на основе непосредственных наблюде­ний) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года;

— ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

Коммуникативным УУД:

— слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсу­ждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и стро­ить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверст­никами и взрослыми;

— осознанно и произвольно строить речевое высказывание в уст­ной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края. Готовить рассказы о семье, до­машнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителя­ми, со старшими родственниками, местными жителями.

3.Место курса внеурочной деятельности «Доноведение»3 класс в учебном плане Васильево- Шамшевской СОШ №8 на 2015-2016 учебный год.

В учебном плане МБОУ Васильево –Шамшевской СОШ №8 на 2015-2016учебный год для3 класса в рамках реализации ФГОС НОО (раздел: План внеурочной деятельности) для изучения курса внеурочной деятельности «Дончата» на уровне начального общего образования в 3 классе предусмотрено 34 часа в год (1 час в неделю).

Данная рабочая программа рассчитана на один год - 34 часа в год, 1 час в неделю.



4. Содержание программы

курса внеурочной деятельности « Доноведение»

3 класс,

34 часов в год, 1 час в неделю


Раздел 1. Я и окружающий мир (5ч)

Край, в котором я живу. Ростовская область как административная единица. Герб, флаг, гимн Ростовской области. Ростовская область на карте. Соседи Ростовской области. Города Ростовской области. История села (города): достопримечательности. Знакомство с известными людьми.

Моя семья. Родословная.

В результате изучения раздела у учащихся будут сформированы:

Предметные результаты: знать: города Ростовской области, свой домашний адрес, герб, гимн, флаг Ростовской области, историю своего села ( города): достопримечательности, родословную, родственные связи в семье.

Уметь: находить Ростовскую область на карте.


Метапредметные УУД- работа с картой РО.

Практическая работа по контурной карте: выделение границы РО. Экскурсии по городам РО (заочно).

Исследовательская деятельность «Город (станица) РО».Составление коллажа « Прежде и теперь» (используются фотографии, рисунки детей).


Раздел 2. Природа Донского края (14ч)

Природные условия, процессы и явления характерные для Ростовской области (гололёд, туманы, ливневые дожди, грозы). Существенные признаки сезонных изменений в крае. Климат, погода.

Вода. Её распространение и значение для живых организмов Донского края.

Водоёмы Донского края. Водоёмы. Реки: Дон, Сал, Северский Донец, Егорлык, Калитва, Западный Маныч, Таганрогский залив, Цимлянское водохранилище, озеро Маныч-Гудило. Природная экосистема водоёма.

Рельеф родного края: равнина, овраги, терриконы, курганы.

Полезные ископаемые – известняк, песок, глина. Их месторождения в родном крае. Бережное использование природных богатств.

Почва Донского края и её значение для Ростовской области.

Природные экосистемы Донского края (лес, луг, поле).

Дикорастущие и культурные растения Донского края (различение).

В результате изучения раздела у учащихся 3 класса будут сформированы:

Предметные результаты: знать: водоёмы, реки Ростовской области, рельеф родного края, знать понятия «равнина», « овраги», « терриконы», «курганы», полезные ископаемые родного края, дикорастущие и культурные растения Донского края (различение), времена года, природные экосистемы степи, леса, луга, поля. называть природные условия, процессы и явления характерные для Ростовской области (гололёд, туманы, ливневые дожди, грозы), существенные признаки сезонных изменений в крае, различать природную экосистему водоёма, леса, луга, поля, вести наблюдения за природой, различать свойства воды, различать дикорастущие и культурные растения Донского края, различать живую и неживую природу родного края; определять времена года по характерным для данной местности признакам; распознавать полезные ископаемые родного края, бережно относиться к растениям родного края, распознавать взаимосвязь с растениями и животными сообществ; различать растительный и животный мир, который находится под охраной.

Иметь: представления о животном мире родного края, о домашних животных родного края (3-4 представителя каждого вида).


Метапредметные УУД Экскурсия «Сезонные изменения в природе».

Конкурс рисунков. Работа с картой РО.

Исследовательские работы. Экскурсия на водоём ( с целью изучения живой природы водоёма и его экологических проблем)

Беседа о бережном использовании воды.


Раздел 3. Жизнь на Дону (10ч)

Тайны Донской земли. Первые поселения на Дону. Танаис – древний город.

Донской край – казачий край. Первые казачьи городки. Особенности быта казаков (жилище, посуда, одежда, ремёсла). Казачья семья. Воспитание в казачьей семье.

В результате изучения раздела у учащихся будут сформированы:

Предметные результаты: знать: понятие « скифы», « племена», « дикое поле», « казаки», виды казачьего жилья, историю появления родного города (села), его достопримечательности; знаменательные события военных лет, происходивших на Донской земле; о сплочение людей разных национальностей, населяющих донской край.

Уметь: различать внутреннее устройство куреня, называть достопримечательности своего села, города.

Иметь: представление о зимних обрядах на Дону; о сплочение людей разных национальностей, населяющих донской край

Метапредметные УУД- Рисование картин прошлого Дона. Экскурсия в краеведческий музей. Исследовательская работа «История казачьей семьи» .Проект «Жизнь казаков» (изготовление поделок)





Раздел 4. Обычаи, весенние обряды и праздники на Дону. (3 часа)

Обычаи, весенние обряды и праздники на Дону.

В результате изучения раздела у учащихся 3 класса будут сформированы:

Предметные результаты:

знать понятия « сретение», « вербное воскресенье», обычаи, весенние обряды и праздники на Дону.

Уметь: различать весенние праздники на Дону.


Метапредметные УУД

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- оценивать правильность выполнения действия



Раздел 5. Человек и природа (2ч)

Профессия – метеоролог.

Сельскохозяйственная деятельность человека в крае: земледелие, животноводство. Профессии, связанные с сельским хозяйством (общее представление о 3-4 профессиях).

В результате изучения раздела у учащихся 3 класса будут сформированы:

Предметные результаты:

Знать: кто такой метеоролог, правила поведения в природе, профессии людей, занятых в сельском хозяйстве Ростовской области, основные правила содержания животных в домашних условиях и ухода за ними.

Иметь: общее представление о природных сообществах, о влиянии и человека на природное сообщество родного края.


Уметь: пользоваться правилами поведения в природе.





Экскурсии

«Родной город (село)»,

«Сезонные изменения в природе родного края», «Разнообразие водоёмов родного края», «Влияние деятельности человека на природу»; экскурсии

в краеведческий (исторический) музей своего города, края с целью ознакомления с бытом казаков.

Исследовательские, проектные и практические работы

Практическая работа: работа по карте Ростовской области; «Почвы родного края».

Исследовательская деятельность по проблемам:

- «Город (станица)… Ростовской области»,

- «Мир природного сообщества родного края», -

- «Водоём родного края», «Кто работает на родной земле» и др.

Проекты: «Город раньше и теперь» (коллаж), «Жизнь и быт казаков» (изготовление поделок), и др.



Формы подведения итогов:


- анкетирование на тему «Я – частичка природы »;

- участие в тематических проектах и праздничных мероприятиях;

-выставки творческих работ ( рисунки, поделки, макеты)


Формы работы: самоуправление; поисковая работа; исследо­вательская работа; проектная работа; экскурсии; конкурсы, викто­рины; познавательные чтения; театрализованные представления.

5.Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Доноведение», 3 класс, 34часа в год, 1 час в неделю.





п/п

Тема

Кол-во

часов

Виды учебной деятельности

Содержание раздела



Раздел 1

Я и окружающий мир


1-4,34


5 ч





1

Край, в котором я живу.

1

Работа с картой РО.

Практическая работа по контурной карте: выделение границы РО. Экскурсии по городам РО (заочно).

Исследовательская деятельность «Город (станица) РО».Составление коллажа « Прежде и теперь» (используются фотографии, рисунки детей).

города Ростовской области, свой домашний адрес, герб, гимн, флаг Ростовской области, историю своего села ( города): достопримечательности, родословную, родственные связи в семье.


находить Ростовскую область на карте.



2.

О городах и станицах родного края.

1



3

С днём рождения родной город (село)!

1



4

С днём рождения родное село!

1



34

Славься , наш край!

Выставка поделок, исследовательских и проектных работ.

1



Раздел 2

Природа Донского края

5-10,

24-31


14 ч.





5

У природы нет плохой погоды. Экскурсия .

1

Экскурсия «Сезонные изменения в природе».

Конкурс рисунков. Работа с картой РО.

Исследовательские работы. Экскурсия на водоём ( с целью изучения живой природы водоёма и его экологических проблем)

Беседа о бережном использовании воды

называть природные условия, процессы и явления характерные для Ростовской области (гололёд, туманы, ливневые дожди, грозы), существенные признаки сезонных изменений в крае, различать природную экосистему водоёма, леса, луга, поля, вести наблюдения за природой, различать свойства воды, различать дикорастущие и культурные растения Донского края, различать живую и неживую природу родного края; определять времена года по характерным для данной местности признакам; распознавать полезные ископаемые родного края, бережно относиться к растениям родного края, распознавать взаимосвязь с растениями и животными сообществ; различать растительный и животный мир, который находится под охраной.



6

У природы нет плохой погоды.

1



7

У природы нет плохой погоды.

1



8

Живая вода

1



9

Разнообразие водоёмов родного края. Главная река нашего края.

1



10

Растения и животные водоёмов.

1



24

Природная поверхность нашего края.

1





25

Из недр Донской земли.

1

Исследовательская работа «Кто работает на родной земле»




26

Почвы родного края.

1





27

Цвети, мой край родной!

Природная экосистема степи.

1





28

Цвети, мой край родной!

Природная экосистема степи.

1





29

Природные экосистемы луга.

1





30

Природные экосистемы луга.

1





31

Природные экосистемы леса.

1



Раздел 3.

Жизнь на Дону

11-20


10 ч.





11

Тайны Донской земли

1

Рисование картин прошлого Дона. Экскурсия в краеведческий музей. Исследовательская работа «История казачьей семьи» .Проект «Жизнь казаков» (изготовление поделок)


понятие « скифы», « племена», « дикое поле», « казаки», виды казачьего жилья, историю появления родного города (села), его достопримечательности; знаменательные события военных лет, происходивших на Донской земле; о сплочение людей разных национальностей, населяющих донской край.

Уметь: различать внутреннее устройство куреня, называть достопримечательности своего села, города.

Иметь представление о зимних обрядах на Дону; о сплочение людей разных национальностей, населяющих донской край.



12

Танаис – древний город.

1



13

Дикое поле.

1



14

Донской край – казачий край

1



15

Первые казачьи городки.

1



16

Казачья семья.

1



17

Жилище казака

1



18

История вещей.Одежда

1



19

История вещей. Посуда.

1



20

Славен Дон!

1



Раздел 4.

Обычаи. Весенние обряды, праздники на Дону.



3 ч.





21

Сретение. Сороки

1





22

Встреча птиц.

1





23

Пасха. Вербное воскресенье.

1










Раздел 5.

Человек и природа



2 ч.





32

Донская земля- житница России.

1

Праздничные мероприятия. Изготовление скворечника, дуплянки

понятия « сретение», « вербное воскресенье», обычаи, весенние обряды и праздники на Дону.

различать весенние праздники на Дону.



33

Казачьи посиделки.

1




ИТОГО:

34 ч




6. Календарно тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности «Доноведение»

3 класс, 34 часа в год, 1 час в неделю


п/п

Тема

Кол-во

часов

Основные виды учебной деятельности

Требования к уровню подготовки



Дата проведения

Предметные результаты

Метапредметные УУД

Личностные результаты

Вид контроля


оборудование

План

Факт


Раздел 1. Я и окружающий мир – 4 ч.










1

Край, в котором я живу.

1

1.Работа с картой РО.

2.Практическая работа по контурной карте: выделение границы РО.

1.Дать представление о РО как административной единице;

2. Познакомить с гербом, флагом, гимном РО и правилами поведения при прослушивании гимна;

3.Формировать умение работы с картой ( исторической, географической и контурной) РО.

Принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- оценивать правильность выполнения действия

Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьнойдействительности и принятия образца «хорошего ученика»;

- широкая мотивационная- основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

Выставка рисунков

Раб. Тетрадь, цв. карандаши

04.09

04.09

2.

О городах и станицах родного края.



1

1.Экскурсии по городам РО (заочно).

2.Исследовательская деятельность «Город (станица) РО».

1.Познакомить с наиболее крупными городами РО, с их архитектурой, достопримечательностями и значением.

2.Воспитывать бережное отношение к историческим памятникам.

3. Учить сохранять исторические традиции.

Принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- оценивать правильность выполнения действия

Строить монологическое высказывание;

-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

-формулировать собственное мнение и позицию;

Выставка рисунков,проектов и фотографий.

Раб. Тетрадь, цв. карандаши

11.09

11.09

3

С днём рождения родной город (село)!

1

Составление коллажа « Прежде и теперь» (используются фотографии, рисунки детей).

1.Дать представление о своём населённом пункте как о малой Родине.

2. Познакомить с историей возникновения, происхождением названия, достопримечательностями, знаменательными датами, известными людьми.

использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание;

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- оценивать правильность выполнения действия

Выставка рисунков и фотографий.

Раб. Тетрадь, цв. карандаши

18.09

18.09

4

С днём рождения родное село!

1

Составление коллажа « Прежде и теперь» (используются фотографии, рисунки детей).

1.Дать представление о своём населённом пункте как о малой Родине.

2. Познакомить с историей возникновения, происхождением названия, достопримечательностями, знаменательными датами, известными людьми.

осуществлять поиск

необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников;

- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

.

Строить монологическое высказывание;

-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении ивзаимодействии;

-формулировать собственное мнение и позицию;

Выставка рисунков и фотографий

Раб. Тетрадь, цв. карандаши

25.09

25.09


Раздел 2. Природа Донского края – 6 ч.










5

У природы нет плохой погоды.

Экскурсия

1

Экскурсия «Сезонные изменения в природе».


1. Продолжить формировать умения анализировать, сравнивать и выделять существенные отличите6льные признаки сезонных изменений.

2. Продолжать систематические наблюдения за погодой.

3. Познакомить с особенностями времён года РО.

4.Познакомить с природными условиями, процессами и явлениями, характерными для края ( гололёд, засуха, ливневые дожди, грозы, туманы)

5. Познакомить с профессией метеоролога.

осуществлять поиск

необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников;

- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;


допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

- формулировать собственное мнение и позицию;

Выставка рисунков и фотографий

Раб. Тетрадь, цв. карандаши

02.10

02.10

6

У природы нет плохой погоды.


1

2. Конкурс рисунков.

1. Продолжить формировать умения анализировать, сравнивать и выделять существенные отличите6льные признаки сезонных изменений.

2. Продолжать систематические наблюдения за погодой.

3. Познакомить с особенностями времён года РО.

4.Познакомить с природными условиями, процессами и явлениями, характерными для края ( гололёд, засуха, ливневые дожди, грозы, туманы)

5. Познакомить с профессией метеоролога.

осуществлять поиск

необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников;

- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;


планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- оценивать правильность выполнения действия

Выставка рисунков .

Раб. Тетрадь, цв. карандаши

09.10

09.10

7

У природы нет плохой погоды.


1

Беседа «У природы нет плохой погоды»

1. Продолжить формировать умения анализировать, сравнивать и выделять существенные отличите6льные признаки сезонных изменений.

2. Продолжать систематические наблюдения за погодой.

3. Познакомить с особенностями времён года РО.

4.Познакомить с природными условиями, процессами и явлениями, характерными для края ( гололёд, засуха, ливневые дожди, грозы, туманы)

5. Познакомить с профессией метеоролога.

принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- оценивать правильность выполнения действия

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

- формулировать собственное мнение и позицию;

Конкурс пословиц и поговорок о временах года

Раб. Тетрадь, цв. карандаши

16.10

16.10

8

Живая вода

1

1.Работа с картой РО.

2.Исследовательские работы.

3. Беседа «Как вести себя на водоёмах?»

Изучение свойств воды, её распространение и значение для живых организмов.

использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание;

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- оценивать правильность выполнения действия

Конкурс исследовательских работ.

Раб. Тетрадь, цв. карандаши

23.10

23.10

9

Разнообразие водоёмов родного края. Главная река нашего края. Экскурсия.




1


1.Экскурсия на водоём ( с целью изучения живой природы водоёма и его экологических проблем)

2. Беседа о бережном использовании воды.

1.Познакомить с водоёмами родного края.

2.Изучение живой природы водоёма, находящегося вблизи населённого пункта, его экологических проблем.

принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

выполнения действия

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

- формулировать собственное мнение и позицию;

Выставка рисунков. Конкурс стихов, плакатов.

Раб. Тетрадь, цв. карандаши

30.10

30.10

10

Растения и животные водоёмов.


1

Исследовательские работы учащихся

1.Расширить представления детей об экологических связях в мире природы водоёма.

принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;


планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- оценивать правильность выполнения действия

Выставка исследовательских работ.

.

13.11

13.11


Раздел 3. Жизнь на Дону – 10 ч.











11

Тайны Донской земли



1

Исследовательские работы учащихся

1.Дать представление о древних поселениях кочевых племенах, проживающих на Дону.

2. Познакомить с историческими памятниками тех времён

- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

- формулировать собственное мнение и позицию;

Конкурс исследовательских работ.

. Раб. Тетрадь, цв. карандаши

20.11

20.11

12

Танаис – древний город.



1

.

Экскурсия в « Танаис» -архитектурный и исторический памятник ( заочно).

1.Познакомить с историческими памятниками РО – городом Танаисом

использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание;

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- оценивать правильность выполнения действия

Конкурс экскурсоводов.

Раб. Тетрадь, цв. карандаши

27.11

27.11

13

Дикое поле.



1

1. Рисование картин прошлого Дона.


1.Дать представление о первых постоянных поселениях ( Хазария, Белая Вежа) на Дону.

2. Познакомить с героическими битвами славян против воинственн6ых кочевых племён ( печенегов, половцев, монголо-татар).

3. Познакомить с историческими и литературными памятниками тех времён.

использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание;

строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных

Выставка рисунков

Раб. Тетрадь, цв. карандаши

04.12

04.12

14

Донской край – казачий край

1

1

Исследовательские работы учащихся.

.Познакомить с историей появления первых казачьих городков, казачьими поселениями и хозяйством казаков.


- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- оценивать правильность выполнения действия

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

- формулировать собственное мнение и позицию;

Конкурс исследовательских работ.

Раб. Тетрадь, цв. карандаши

11.12

11.12

15

Первые казачьи городки. Экскурсия.



1

Экскурсия в краеведческий музей

1.Познакомить с историей появления первых казачьих гордков, казачьими поселениями и хозяйством казаков.


использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание;

строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных


.

Раб. Тетрадь, цв. карандаши

18.12

18.12

16

Казачья семья.



1

Исследовательская работа «История казачьей семьи»

1. Познакомить с особенностями казачьей семьи и воспитанием детей.

осуществлять поиск

необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников;

- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;


допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

- формулировать собственное мнение и позицию;

Конкурс исследовательских работ.

Раб. Тетрадь, цв. карандаши

25.12

25.12

17

Жилище казака

1

Проект «Жизнь казаков» (изготовление поделок)

1.Актуализировать знания об особенностях быта казаков (жилище, посуда, одежда), станичных ремёслах.

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- оценивать правильность выполнения действия

Конкурс проектов.

Раб. Тетрадь, цв. карандаши

15.01


18

История вещей. Одежда

1

Проект «Жизнь казаков» (изготовление поделок)

1.Актуализировать знания об особенностях быта казаков (жилище, посуда, одежда), станичных ремёслах.

использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание;

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

- формулировать собственное мнение и позицию;

Конкурс проектов.

Раб. Тетрадь, цв. карандаши

22.01


19

История вещей. Посуда.

1

.

Проект «Жизнь и быт казаков» (изготовление поделок)

1.Актуализировать знания об особенностях быта казаков (жилище, посуда, одежда), станичных ремёслах

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- оценивать правильность выполнения действия

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

- формулировать собственное мнение и позицию;

Конкурс проектов.

Раб. Тетрадь, цв. карандаши

29.01


20

Славен Дон!

1

1.Праздничное мероприятие.

1.Воспитывать гордость и чувство ответственности перед настоящим и прошлым своего родного края.

2. Воспитывать на примерах своих соотечественников гордость и чувство ответственности перед Родиной и своими близкими.

использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание;

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- оценивать правильность выполнения действия

Конкурс чтецов.

Раб. Тетрадь, цв. карандаши

05.02



Раздел 4. Обычаи. Весенние обряды, праздники на Дону. – 3 ч











21

Сретение. Сороки.

1


1.Праздничные мероприятия

1.Дать общее представление о весенних обрядах на Дону

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- оценивать правильность выполнения действия

Выставка поделок , ирсунков.

. Раб. Тетрадь, цв. карандаши

12.02


22

Встреча птиц.

1

1. Изготовление скворечника, дуплянки .

1.Дать общее представление о международном дне птиц

использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание;

строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных

Выставка скворечников.

Раб. Тетрадь, цв. карандаши

19.02


23

Пасха. Вербное воскресенье.

1

1.Праздничные мероприятия

1.Дать общее представление о весенних обрядах на Дону.

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- оценивать правильность выполнения действия

Выставка поделок .

. Раб. Тетрадь, цв. карандаши

26.02



Раздел 2. Природа Донского края – 8 ч.











24

Природная поверхность нашего края. Экскурсия.

1

1.Экскурсия.

2. Практическая работа «Рисунок, карта поверхности родного края»

1. Познакомить с особенностями поверхности РО: холмистой равниной, оврагами, курганами, терриконами, лиманами поймы реки Дон.

использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание;

строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных

Выставка рисунков

Раб. Тетрадь, цв. карандаши

04.03


25

Из недр Донской земли.

1

1.Работа с картой РО и практическая работа по контурным картам.

2. Беседа о бережном

Использовании полезных ископаемых

1.Познакомить с полезными ископаемыми РО: известняк, песок, глина; их месторождения.

2. Воспитывать понимание необходимости бережного использования подземных богатств края.

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- оценивать правильность выполнения действия

Выставка поделок из природных материалов

Раб. Тетрадь, цв. карандаши

11.03


26

Почвы родного края.

1

1. «Почвы родного края» Практическая работа .

1.Почвы РО: чернозёмы, каштановые, луговые.

2. Выявить значение почвы для РО.

осуществлять поиск

необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников;

- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;


допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

- формулировать собственное мнение и позицию;

Практическая работа .

Раб. Тетрадь, цв. карандаши

18.03


27

Цвети, мой край родной!

Природная экосистема степи.

1

Конкурс рисунков

1.Закрепить представление о степи как природном сообществе.

2.Раскрыть значение степи для растительного и животного мира.

использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание;

строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных

Выставка рисунков

.

Раб. Тетрадь, цв. карандаши

01.04


28

Цвети, мой край родной!

Природная экосистема степи.

1

.

1.Исследовательские работы учащихся «Мир природного сообщества родного края».

2.Викторины, кроссворды

1.Закрепить представление о степи как природном сообществе.

2.Раскрыть значение степи для растительного и животного мира

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

- формулировать собственное мнение и позицию;

Конкурс исследовательских работ.

. Раб. Тетрадь, цв. карандаши

08.04


29


Природные экосистемы луга.

1

Конкурс рисунков

1.Закрепить представления о луге как о природном сообществе.

2.Раскрыть значение лугов для человека.

3.Экологические проблемы, связанные с данным сообществом.

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- оценивать правильность выполнения действия

Выставка рисунков

Раб. Тетрадь, цв. карандаши

15.04



30

Природные экосистемы луга.

1

1.Исследовательские работы учащихся «Мир природного сообщества родного края».

2.Викторины, кроссворды.

1.Закрепить представления о луге как о природном сообществе.

2.Раскрыть значение лугов для человека.

3.Экологические проблемы, связанные с данным сообществом.

осуществлять поиск

необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников;

- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;


строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных

Конкурс исследовательских работ.

Раб. Тетрадь, цв. карандаши

22.04


31

Природные экосистемы леса.

1

1.Исследовательские работы учащихся «Мир природного сообщества родного края».

2.Викторины, кроссворды

1.Познакоить с одним из природных сообществ РО – лесом.

2.Показать взаимосвязи растений и животных в данном сообществе.

3.Влияние человека на сообщество.

использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание;

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- оценивать правильность выполнения действия

Конкурс исследовательских работ.

. Раб. Тетрадь, цв. карандаши

29.04



Раздел 5. Человек и природа – 2 ч


.








32

Донская земля- житница России.

1

1.Исследовательская работа «Кто работает на родной земле»

1.Познакоить с природным сообществом поля.

2.Показать общее культурных и дикорастущих растений, их различие на примерах растений родного края.

3. Разнообразие культур, выращиваемых на полях РО.

использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание;

строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных

Конкурс исследовательских работ.

Раб. Тетрадь, цв. карандаши

6.05


33

Казачьи посиделки.

1

1.Праздничное мероприятие

1.Показать значение хлеба для людей.

2.Воспитывать бережное отношение к хлебу, труду людей.

использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание;

строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных

Выставка поделок из природных материалов

. Раб. Тетрадь, цв. карандаши

13.05



Раздел 1. Я и окружающий мир – 1 ч.










34

Славься , наш край!

Выставка поделок, исследовательских и проектных работ.

1

.

1.Выставка поделок, исследовательских и проектных работ.

2.Викторина

1.Закрепить представления и знания учащихся о Донском крае

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- оценивать правильность выполнения действия

Выставка поделок, исследовательских и проектных работ

.

Раб. Тетрадь, цв. карандаши

20.05




ИТОГО:

34 ч










7. Учебно-методическое и материально- техническое обеспечение образовательного процесса по курсу внеурочной деятельности «Доноведение»,

3 класс.

Литература для учителя:

1. Сухаревская Е.Ю., Зыбина Е.А., Степанова ТТ., Ткаченко А.Г. Доноведение: рабочая тетрадь. 3 класс. — Ростов-на-Дону: «Изда­тельство БАРО-ПРЕСС», 2015.

2. Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю. Природа и история родного края: книга для чтения в начальной школе. - Ростов-на-Дону: «Изда­тельство БАРО-ПРЕСС», 2009 гг.

3.Времена года на Дону. Хрестоматия/Г.Н.Сычева. -Ростов-на-Дону: « Издательство БАРО-ПРЕСС», 2012 г.

4.Авдонина М. Энциклопедия животных. – М.: Эксмо, 2009.

5.Ананьев Е.Г., Миронова С.С. Земля (полная энциклопедия). – М.: Эксмо, 2008

6.Винокуров А.А. Редкие исчезающие животные мира. Птицы. – М.: Высшая школа, 1992.

7.Что такое кто такой: в 3т. Т. 2 – М.: Педагогико-пресс, 1993.

8.Школьник Ю. Растения (полная энциклопедия). – М.: Эксмо, 2009.

9.Доноведение. Рабочая тетрадь для 1класса. Сухаревская Е.Ю. « Изд. БАРО-ПРЕСС».2011г.

10.Культура Донского края. Методические разработки. Авт. : С.М.Завьялова, -г.Зерноград, 2007г.

11.Природа и история родного края: учебное пособие для учащихся начальной школы , -авт. : М.П. Астапенко, Е.Ю.Сухаревская. -Ростов-на-Дону: « Издательство БАРО-ПРЕСС», 2007 г.

12.Б.Нагорный. Твой край родной. Занимательное краеведение в вопросах и ответах. – Ростов-на-Дону, 1988г.

13.Край родной. Хрестоматия для чтения младших школьников.1-4 класс. Составит: Бутенко Т.А., Небратенко В.Б., -Ростов –на -Дону. Издательство БАРО-ПРЕСС, 2003г.

14.Певец земли донской: Книга для чтения младших школьников о жизни и творчестве М.А.Шолохова. – Ростов – на- Дону: Издательство « БАРО-ПРЕСС», 2005г.

Литература для учеников:

  1. Доноведение. Рабочая тетрадь для 1класса. Сухаревская Е.Ю. «Изд. БАРО-ПРЕСС».2015г.

2.Природа и история родного края: учебное пособие для учащихся начальной школы , -авт. : М.П. Астапенко, Е.Ю.Сухаревская. -Ростов-на-Дону: « Издательство БАРО-ПРЕСС», 2009 г.

Технические средства обучения:

- классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.

- магнитная доска;

-DVD- плеер, телевизор, магнитофон; -

- компьютер с проекционным оборудованием.

  1. Информационное обеспечение: книги, Интернет, музей краеведения, СМИ, DVD.

Интернет-ресурсы

http://www.ug.ru/02.26/po4.htm - Вопросы применения компьютера в начальной школе: от психологических и педагогических аспектов до подборки различных упражнений для глаз при работе с машиной.

http://www.nhm.ac.uk/interactive/sounds/main.html - По этому адресу вы найдете интерактивную игру, сделанную в технологии flash. В этой игре Вы можете самостоятельно составлять звуки леса, моря, джунглей из голосов животных, шума деревьев, морского прибоя.

http://zerkalenok.ru/cgi-bin/zerk.cgi/7/9/2 - Всем известно, что чем младше ребенок, тем ближе он к природе, тем ему интереснее растения и животные. Ведь дети воспринимают флору и фауну в первую очередь как объект изучения, познания, а не как объект уничтожения. Для младших школьников в Интернет есть всевозможные экологические игры, конкурсы. Например, на сайте "Зеркаленок" в разделе "День природы" собраны некоторые эко-конкурсы, эко-игры, экологические проекты младших школьников. Также есть раздел экологических советов. В нем даны рекомендации по бережному отношению к природе, по тому, что можно сделать для того, чтобы вокруг стало светлее. Этот ресурс полезен не только детям, но и классным руководителям, учителям биологии, экологии, руководителям кружков.

http://suhin.narod.ru/zag1.htm - Загадки и кроссворды для детей. Избранные загадки и занимательные задания из книги И.Г. Сухина "Новые 500 загадок - 70 кроссвордов". Разделы книги: загадки-шутки в кроссвордах, занимательные задания в кроссвордах, литературные кроссворды, загадки в кроссвордах, русские народные загадки в кроссвордах, ответы. Книга предназначена для детей 5-12 лет, воспитателей детского сада, учителей, вожатых, библиотекарей, родителей.

http://psi.lib.ru/detsad/stahan/semr.htm - Обеспечение школьной адаптации первоклассника. Физиологические и социально-психологические особенности привыкания ребенка к обучению в школе.

http://www.education.rekom.ru/4_2000/aldoshina.htm - Клубная деятельность младших школьников.Cоциальные и методические аспекты работы с детьми 7-10 лет в досуговой деятельности.

  http://www.km.ru - Портал компании «Кирилл и Мефодий»

GeoMan.ru: Географическая энциклопедия

animal.geoman.ru - Животные

bird.geoman.ru – Птицы

invertebrates.geoman.ru - Насекомые

fish.geoman.ru – Рыбы

plant.geoman.ru - Растения

forest.geoman.ru - Лесная энциклопедия


8.Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Доноведение» в 3 классе

и система их оценки.

Требования к уровню подготовки младших школьников 3 класса

Изучение курса внеурочной деятельности «Доноведение», даёт возможность достичь следующих результатов у выпускника 3 класса:

Предметные результаты:

Учащиеся должны иметь представления:

— о связях между живой и неживой природой родного края;

— о связях между деятельностью человека в крае и состоянием природы Ростовской области;

— об истории человека, проживавшего на донской земле в древ­ние времена;

— об истории родного края;

называть:

— символы Ростовской области: герб, флаг, гимн.

-названия полезных ископаемых, добываемых в Ростовской области ( 4-5);

-названия 4-5 крупных городов Ростовской области;

-признаки времён года, характерных для Ростовской области;

-названия крупных 3-4 водоёмов Ростовской области;

-обряды на Дону ( 3-4)



уметь:

— различать объекты живой и неживой природы родного края, приводить примеры (3-4 названия каждого вида);

— различать растения родного края — деревья, кустарники, тра­вы, приводить примеры (3-4 названия каждого вида);

— узнавать наиболее распространённые лекарственные растения родного края;

— приводить примеры представителей животного мира родного края (3-4 названия каждого вида);

— приводить примеры достопримечательностей родного края (не менее 3),— описывать наиболее важные события истории родного края;

— рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательно­стях родного города (села);

— показывать на карте Ростовской области границу области, круп­ные города и своё местонахождение;

— приводить примеры профессий людей сельского хозяйства и промышленности Ростовской области;

Метапредметные результаты

Учащиеся научатся:

личностным универсальным учебным действиям, обеспечиваю­щим ценностно-смысловую ориентацию учащихся в окружающем мире:

— находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов; в том числе с помощью компьютер­ных средств; использовать географическую карту Ростовской области как источник информации;

— проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; регулятивным универсальным учебным действиям, обеспечи­вающим организацию учащимися своей учебной деятельности:

— ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно);

— составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий;

— вносить необходимые дополнения и коррективы в план и спо­соб действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном;

— оценивать собственные знания и умения;

— доводить дело до конца;

познавательным универсальным учебным действиям, включаю­щим общеучебные, логические действия постановки и решения про­блем:

— находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов; в том числе с помощью компьютер­ных средств; использовать географическую карту Ростовской области как источник информации;

— проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; исследовать (на основе непосредственных наблюде­ний) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года;

— ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

коммуникативным универсальным учебным действиям, обеспе­чивающим социальную компетентность и учет позиции других лю­дей, партнера по общению или деятельности:

— слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсу­ждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и стро­ить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверст­никами и взрослыми;

— осознанно и произвольно строить речевое высказывание в уст­ной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края. Готовить рассказы о семье, до­машнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителя­ми, со старшими родственниками, местными жителями.

Оценка достижения планируемых результатов освоения по курсу «Доноведение», 3 класс

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, создании портфолио.

Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий

Выставки:

-однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;

-постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;

-тематические - по итогом изучения разделов, тем;

-итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.

Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся.

Портфолио – это сборник работ и результатов учащихся, которые демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях

В портфолио ученика включаются фото и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, продукты собственного творчества, материала самоанализа, схемы, иллюстрации, эскизы и т.п.

Контроль и оценка результатов обучения в 3 классе осуществляется на основе методического письма разработанного с учетом современных требований к деятельности учителя начальных классов в четырехлетней начальной школе по контролю и оценке результатов обучения, реализует принципы гуманизации и индивидуализации обучения.

(Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 19.11.98 г №1561/14-15)

Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация (прежде всего!) успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося ("ленив", "невнимателен", "не старался).

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

Активность участия.

Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.

Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

Самостоятельность.

Оригинальность суждений.

Критерии и система оценки творческой работы

Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, КВНы, ролевые игры, школьные праздники.

Критерии оценки предметных резщультатов

Низкий уровень: удовлетворительное владение теоретической информацией по темам курса, умение пользоваться литературой при подготовке сообщений, участие в организации выставок, элементарные представления об исследовательской деятельности, пассивное участие в семинарах.

Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической информацией по курсу, умение систематизировать и подбирать необходимую литературу, проводить исследования и опросы, иметь представление о учебно-исследовательской деятельности, участие в конкурсах, выставках, организации и проведение мероприятий.

Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией по курсу, умение анализировать литературные источники и данные исследований и опросов, выявлять причины, подбирать методы исследования, проводить учебно-исследовательскую деятельность, активно принимать участие в мероприятиях, применять полученную информацию на практике.

Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый ребенок будет значимым участником деятельности.






Рассмотрена:

ШМО учителей

начальных классов

Протокол №1

От__.08.15г

Рассмотрена и согласована:

на заседании МС МБОУ

Васильево-Шамшевской

СОШ № 8

Протокол №1 от __.08.15г

Рассмотрена и

рекомендована

к утверждению

Педсоветом

Протокол №1

от __.08.15г.

Согласовано:

Заместитель директора по УВР

________Петрова И.В.

____.08.15г



2



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Доноведение»

Автор: Соболева Татьяна Николаевна

Дата: 13.10.2020

Номер свидетельства: 559888

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу Доноведение Е.Ю. Сухаревская "
    ["seo_title"] => string(94) "rabochaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-po-kursu-donoviedieniie-ie-iu-sukharievskaia"
    ["file_id"] => string(6) "112201"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1408430040"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса:  «Доноведение», 1 класс "
    ["seo_title"] => string(48) "rabochaia-programma-kursa-donoviedieniie-1-klass"
    ["file_id"] => string(6) "152441"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1420840837"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(43) "Программа "Доноведение""
    ["seo_title"] => string(24) "proghrammadonoviedieniie"
    ["file_id"] => string(6) "264940"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1449814406"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства