РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Доноведение»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Доноведение»
Программа разработана на основе примерной программы духовно – нравственного направления патриотического клуба «Дончата». 1-4 классы: Внеурочная деятельность/ Е.Ю.Сухаревская.- Ростов- на Дону: «Издательство БАРО-ПРЕСС», 2011.-64с
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Доноведение»»
Кагальницкий район с. Васильево-Шамшево
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Васильево - Шамшевская средняя общеобразовательная школа № 8
«Утверждаю»
Директор МБОУ
Васильево-Шамшевской СОШ №8
______________ С.А.Семейникова
Приказ № 75 От .08.2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Доноведение»
Уровень: начальное общее образование
Класс: 3
на 2015-2016 учебный год.
Сроки реализации программы: 1 год
Количество часов: 34
Учитель: Соболева Татьяна Николаевна
Программа разработана на основе примерной программы духовно – нравственного направления патриотического клуба «Дончата». 1-4 классы: Внеурочная деятельность/ Е.Ю.Сухаревская.- Ростов- на Дону: «Издательство БАРО-ПРЕСС», 2011.-64с
Общая характеристика курса внеурочной деятельности_________5 – 8 стр.
Место учебного курса в учебном плане __________________ 8 стр.
Содержание курса внеурочной деятельности _______________ 8- 9 стр.
Тематическое планирование курса _________________________10 стр.
Календарно – тематическое планирование курса __________ 11 - 20 стр.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательного процесса _____________________________ 21 - 22 стр.
Результаты (личностные, метапредметные и предметные) освоения учебного курса и система их оценки _________________ 22 – 25 стр.
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Доноведение» составлена на основе авторской программы духовно – нравственного направления патриотического клуба «Дончата». 1-4 классы: Внеурочная деятельность/ Е.Ю.Сухаревская.- Ростов- на Дону: «Издательство БАРО-ПРЕСС», 2011.-64с.
Программа разработана в соответствии с учебным планом МБОУ Васильево – Шамшевской СОШ №8 для 1-4 классов при пятидневной учебной неделе в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на 2015-2016 учебный год (раздел: План внеурочной деятельности) основной образовательной программой начального общего образования в контексте ФГОС НОО для 1-4 классов МБОУ Васильево – Шамшевской СОШ №8 на 2015-2016 учебный год.
Нормативная база разработки рабочей программы:
-Закон «Об образовании в РФ» (утвержден Приказом Минобрнауки РФ от 29.12.2012г. №273).. Областной закон от 14.11.2013г № 26-ЗС « Об образовании в Ростовской области;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года №373
- Приказ Минобразования России от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального образовательного стандарта начального общего образования»;
- Приказ Минобразования России от 26.11.2010 №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации Координационным советом при Департаменте общего образования Минобрнауки России по вопросам организации введения ФГОС (протокол заседания Координационного совета №1 от 27-28 июля 2010г. выставлен на сайте: http: // standart. еdu.ru);
- Приказ Министерства общего и профессионального образования РО от 03.06.2010г. №472 «О введении ФГОС начального общего образования в образовательных учреждениях РО.
- Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области № 405 от 09.06.2015г « Об утверждении регионального примерного недельного учебного плана для общеобразовательных учреждений, реализующих программы общего образования, расположенных на территории Ростовской области на 2015-2016 учебный год»
- письмо Минобрнауки России от 02.02.2015 № НТ-136/08 «О федеральном перечне учебников».
- Письмо Департамента общего образования Минобрнауки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
- Учебный план МБОУ Васильево - Шамшевской СОШ №8 для 1-4 классов при пятидневной учебной неделе в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на 2015-2016 учебный год.
- Основная образовательная программа начального общего образования в контексте ФГОС НОО для 1-4 класса МБОУ Васильево – Шамшевской СОШ №8 на 2015-2016 учебный год.
-Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189 «Об утверждении СаиПиН 2.4.2.2821- 10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
- Положение о внеурочной деятельности на уровне НОО в МБОУ Васильево- Шамшевской СОШ №8
- Программа патриотического клуба «Дончата». 1-4 классы: Внеурочная деятельность/ Е.Ю.Сухаревская.- Ростов – на – Дону: «Издательство БАРО- ПРЕСС», 2011.- 64с.
-Письмо Министерства образования РФ от 02.04.2002г. №13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ»
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
2. Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю. Природа и история родного края: книга для чтения в начальной школе. - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО-ПРЕСС», 2009 гг.
Основной целью курса является:
-формирование высоких чувств патриотизма и гражданской ответственности, создание ценностных ориентаций у младшего школьника
воспитание любви к родному краю;
расширение и углубление у школьников экологических знаний;
развитие практических навыков и умений по изучению и охране
природы своей местности.
- формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине — Донском крае и адекватного понимания места человека в нём.
Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи:
стимулировать познавательный интерес к окружающей природе, к историческому прошлому и настоящему, культуре Донского края;
развивать стремления (потребности в познании), переживания и добиваться эмоционального отклика на всё, что происходит в детском коллективе; способствовать выработке желания высказывать своё мнение, внимательно относиться к мнению других, т. е. проявлять диалогичность и толерантность;
формировать установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям родного края.
Работа ведется под девизом клуба: «Живи, твори, дерзай — мощь Дона укрепляй».
2.Общая характеристика курса внеурочной деятельности «Доноведение»,3 класс
В системе государственных мер по охране окружающей среды, создание курса «Дончата» приобретает особое значение. На занятиях учащиеся знакомятся с разнообразием природы родного края, его рельефом, природными явлениями, животным и растительным миром; приобретают исторические сведения о народах, населяющих территорию края, знакомятся с героическими событиями, происходившими на Донской земле. Дети приобретают дополнительные сведения по профессиональной ориентации.
Педагогическое обоснование введения вариативного интегрированного курса «Доноведение» составляют такие факторы, как общность целей интегрируемых учебных предметов, соблюдение принципов дидактики с учётом специфики разных видов деятельности, возрастные и индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста, органическое единство разных видов ощущений в познании действительности, целостности окружающего мира.
При отборе содержания курса учитывались принципы, отражённые в «Концепции содержания непрерывного образования» (начальное звено).
Ведущим из них является принцип целостности, который достигается за счёт интеграции содержания. В основу интеграции содержания по курсу «Дончата» положено диалектическое единство системы «природа — человек — общество». Особенностью данного содержания является то, что знания группируются вокруг следующих ведущих идей:
Окружающий мир есть многообразная система природных объектов и явлений, которые влияют на деятельность человека в Донском крае.
2. Человек Донского края имеет свои индивидуальные черты и проявления, исторически развивающиеся в деятельности и во взаимоотношениях с другими.
3. История Донского края — часть истории Отечества.
Сведения о каждой составляющей этой системы носят интегрированный характер и относятся к различным отраслям научных знаний. Так, сведения о природе Донского края включают элементы природоведения, географии, метеорологии, биологии. Интеграция этих элементов создаёт условия для формирования у младших школьников представлений о природе Донского края как едином целом, в котором все компоненты взаимодействуют друг с другом.
Сведения о социальной составляющей действительности представлены в курсе элементами истории и технологии. В данном курсе перед ребёнком раскрывается историческая картина проживания человека на донской земле, начиная с древних времён до современности. В связи с этим сведения о человеке являются связующим звеном между знаниями о природе Донского края и знаниями о социальной действительности.
Принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития ребёнка. Данный принцип реализуется за счёт создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в различной продуктивной деятельности. Так, учащимся предлагается стать летописцами своей семьи, города (села, станицы), стать исследователями своего края (сбор данных о природных объектах, имеющих несомненную значимость, о себе, о своей семье, о месте проживания и т.п.); побывать в роли журналиста и вести просветительскую и природоохранную деятельность для жителей родного края. Исследовательские и проектные работы могут стать экспонатами классных, школьных выставок, быть представленными на школьных ученических конференциях.
Принцип культуросообразности предполагает включение материала о достижениях культуры Дона; воспитание у учащихся уважения к истории Донского края и его людям, бережного отношения к объектам культуры, осознания их непроходящей ценности и необходимости их охраны.
При конструировании содержания использовался принцип спиралевидности. Следует отметить качественно разные уровни в раскрытии содержания регионального компонента для учащихся первого и последующего классов. Для первоклассников — это уровень конкретно-образных представлений, эмоциональных впечатлений и взаимодействия с окружающим миром в учебно-игровой деятельности. Для школьников 2-4 классов — это уровень понятийных знаний о природе родного края, выявления закономерных связей природных явлений, опыт практической деятельности, микроисследований и самостоятельного формулирования выводов, формирование компетентностного подхода. В связи с этим обучение по данному курсу целесообразно рассматривать как ряд этапов. Так, в 3 классе детям предлагается познакомиться с сезонными изменениями родного края, увидеть, как они влияют на изменения в жизни человека, о связях между живой и неживой природой родного края;о деятельностью человека в крае и состоянием природы Ростовской области;
об истории родного края.
СТРУКТУРА КУРСА «Доноведение»
Вся программа выстроена из взаимосвязанных блоков:
• Я и окружающий мир,
• Природа Донского края,
• Человек и природа,
Главная роль курса внеурочной деятельности в том, что опираясь на поэтапное формирование представлений о родном крае, ребёнок сам может определить своё место в мире и свою сущность (я, моя семья). Так, содержательный блок «Я и окружающий мир» преследует цель обучения детей правилам поведения в быту, на улицах села и большого города, в природе. Ребёнок учится ориентироваться в окружающем мире, знакомится с понятиями «малой Родины» и её географическим расположением, получает первичные представления о названии своего местопроживания, его расположении на карте Ростовской области, символах своего края; осознаёт свои семейные и общественные обязанности.
Следующие два блока разделены условно, так как они взаимосвязаны и должны предстать перед ребёнком целостно. Содержательный блок «Природа Донского края» включает представления учащихся о природных явлениях, природных условиях, природных процессах, характерных для Ростовской области. Содержание блока предусматривает характеристики разных представителей растительного и животного мира родного края с обязательным знакомством с природоохранной деятельностью человека в крае (содержательный блок « Человек и природа»). Объектами наблюдений являются: изучение характера, изменения погодных условий, особенностей сезонных изменений родного края и присущих им природных процессов; изучение рельефа и почв родного края; полезных ископаемых; характеристики природных зон в Донском крае, живая природа. Отбор программного содержания по каждому блоку позволяет одновременно решать и воспитательные задачи. Воспитательное воздействие содержания учебного материала зависит от отбора наиболее целесообразных для решения этой задачи фактов, событий, явлений.
Неотъемлемой частью обучения является воспитательная работа, направленная на воспитание уважения к национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма. В программе предусмотрено знакомство с обычаями и обрядами, традициями, уходящими своими корнями в те далёкие времена, когда в особых условиях вольницы складывался самобытный уклад жизни на Дону.
Формы работы: развивающие игры, беседы, короткие рассказы, воспоминания родителей, рассматривание семейных фотографий и составление древа, родословной и летописи семьи; рассматривание реликвий, посещение музеев, выставок, памятников; проведение экскурсий по родному краю; чтение стихов и произведений на патриотическую тему; посещение спектаклей и фильмов, выполнение проектных и исследовательских работ.
В системе государственных мер по охране окружающей среды, создание курса «Дончата» приобретает особое значение. На занятиях учащиеся знакомятся с разнообразием природы родного края, его рельефом, природными явлениями, животным и растительным миром; приобретают исторические сведения о народах, населяющих территорию края, знакомятся с героическими событиями, происходившими на Донской земле. Дети приобретают дополнительные сведения по профессиональной ориентации.
Любовь к Родине является внутренним, мировоззренческим стержнем, который во многом определяет жизненную позицию человека и гражданина.
Немаловажно и то, что в настоящее время в обществе отмечается возросший интерес к изучению народных традиций, истории, культуры, природы своего края. Малая Родина (родной край) даёт человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать. Первые и самые прочные представления о добре и зле, красоте и уродстве берут начало здесь и всю жизнь затем соотносятся с изначальными образами и понятиями. Учитывая это, я в своей работе использую сочетание программного материала (литературоведческого, исторического, природоведческого) с краеведческим с целью формирования у обучающихся общечеловеческих ценностей, представлений о целостности мира, природы, общества и человека в них, развития основы правильных мировоззренческих взглядов младших школьников, становления их активными участниками творческого обновления и преобразования своей малой Родины.
В результате, развивая познавательный интерес и прививая любовь к родному краю, нужно показать детям необходимость их бережного отношения к окружающей природе. Таким образом, краеведение является одним из важнейших направлений в работе современной начальной школы.
Ценностные ориентиры содержания курса
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учётом личностных, метапредметных результатов освоения учебного курса.
Личностные результаты:
— находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов; в том числе с помощью компьютерных средств; использовать географическую карту Ростовской области как источник информации;
— проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий;
Метапредметные УУД
Регулятивные УУД
— ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно);
— составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий;
— вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном;
— оценивать собственные знания и умения;
— доводить дело до конца;
Познавательные УУД
— находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов; в том числе с помощью компьютерных средств; использовать географическую карту Ростовской области как источник информации;
— проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года;
— ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
Коммуникативным УУД:
— слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
— осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края. Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями.
3.Место курса внеурочной деятельности «Доноведение»3 класс в учебном плане Васильево- Шамшевской СОШ №8 на 2015-2016 учебный год.
В учебном плане МБОУ Васильево –Шамшевской СОШ №8 на 2015-2016учебный год для3 класса в рамках реализации ФГОС НОО (раздел: План внеурочной деятельности) для изучения курса внеурочной деятельности «Дончата» на уровне начального общего образования в 3 классе предусмотрено 34 часа в год (1 час в неделю).
Данная рабочая программа рассчитана на один год - 34 часа в год, 1 час в неделю.
4. Содержание программы
курса внеурочной деятельности « Доноведение»
3 класс,
34 часов в год, 1 час в неделю
Раздел 1. Я и окружающий мир (5ч)
Край, в котором я живу. Ростовская область как административная единица. Герб, флаг, гимн Ростовской области. Ростовская область на карте. Соседи Ростовской области. Города Ростовской области. История села (города): достопримечательности. Знакомство с известными людьми.
Моя семья. Родословная.
В результате изучения раздела у учащихся будут сформированы:
Предметные результаты: знать: города Ростовской области, свой домашний адрес, герб, гимн, флаг Ростовской области, историю своего села ( города): достопримечательности, родословную, родственные связи в семье.
Уметь: находить Ростовскую область на карте.
Метапредметные УУД-работа с картой РО.
Практическая работа по контурной карте: выделение границы РО. Экскурсии по городам РО (заочно).
Исследовательская деятельность «Город (станица) РО».Составление коллажа « Прежде и теперь» (используются фотографии, рисунки детей).
Раздел 2. Природа Донского края (14ч)
Природные условия, процессы и явления характерные для Ростовской области (гололёд, туманы, ливневые дожди, грозы). Существенные признаки сезонных изменений в крае. Климат, погода.
Вода. Её распространение и значение для живых организмов Донского края.
Полезные ископаемые – известняк, песок, глина. Их месторождения в родном крае. Бережное использование природных богатств.
Почва Донского края и её значение для Ростовской области.
Природные экосистемы Донского края (лес, луг, поле).
Дикорастущие и культурные растения Донского края (различение).
В результате изучения раздела у учащихся 3 класса будут сформированы:
Предметные результаты: знать: водоёмы, реки Ростовской области, рельеф родного края, знать понятия «равнина», « овраги», « терриконы», «курганы», полезные ископаемые родного края, дикорастущие и культурные растения Донского края (различение), времена года, природные экосистемы степи, леса, луга, поля. называтьприродные условия, процессы и явления характерные для Ростовской области (гололёд, туманы, ливневые дожди, грозы), существенные признаки сезонных изменений в крае, различать природную экосистему водоёма, леса, луга, поля, вести наблюдения за природой, различать свойства воды, различать дикорастущие и культурные растения Донского края, различать живую и неживую природу родного края; определять времена года по характерным для данной местности признакам; распознавать полезные ископаемые родного края, бережно относиться к растениям родного края, распознавать взаимосвязь с растениями и животными сообществ; различать растительный и животный мир, который находится под охраной.
Иметь: представления о животном мире родного края, о домашних животных родного края (3-4 представителя каждого вида).
Метапредметные УУДЭкскурсия «Сезонные изменения в природе».
Конкурс рисунков. Работа с картой РО.
Исследовательские работы. Экскурсия на водоём ( с целью изучения живой природы водоёма и его экологических проблем)
Беседа о бережном использовании воды.
Раздел 3. Жизнь на Дону (10ч)
Тайны Донской земли. Первые поселения на Дону. Танаис – древний город.
Донской край – казачий край. Первые казачьи городки. Особенности быта казаков (жилище, посуда, одежда, ремёсла). Казачья семья. Воспитание в казачьей семье.
В результате изучения раздела у учащихся будут сформированы:
Предметные результаты: знать: понятие « скифы», « племена», « дикое поле», « казаки», виды казачьего жилья, историю появления родного города (села), его достопримечательности; знаменательные события военных лет, происходивших на Донской земле; о сплочение людей разных национальностей, населяющих донской край.
Уметь: различать внутреннее устройство куреня, называть достопримечательности своего села, города.
Иметь: представление о зимних обрядах на Дону; о сплочение людей разных национальностей, населяющих донской край
Метапредметные УУД-Рисование картин прошлого Дона. Экскурсия в краеведческий музей. Исследовательская работа «История казачьей семьи» .Проект «Жизнь казаков» (изготовление поделок)
Раздел 4. Обычаи, весенние обряды и праздники на Дону.(3 часа)
Обычаи, весенние обряды и праздники на Дону.
В результате изучения раздела у учащихся 3 класса будут сформированы:
Предметные результаты:
знатьпонятия « сретение»,« вербное воскресенье»,обычаи, весенние обряды и праздники на Дону.
Уметь: различать весенние праздники на Дону.
Метапредметные УУД
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- оценивать правильность выполнения действия
Раздел 5. Человек и природа (2ч)
Профессия – метеоролог.
Сельскохозяйственная деятельность человека в крае: земледелие, животноводство. Профессии, связанные с сельским хозяйством (общее представление о 3-4 профессиях).
В результате изучения раздела у учащихся 3 класса будут сформированы:
Предметные результаты:
Знать: кто такой метеоролог, правила поведения в природе, профессии людей, занятых в сельском хозяйстве Ростовской области, основные правила содержания животных в домашних условиях и ухода за ними.
Иметь: общее представление о природных сообществах, о влиянии и человека на природное сообщество родного края.
Уметь: пользоваться правилами поведения в природе.
Экскурсии
«Родной город (село)»,
«Сезонные изменения в природе родного края», «Разнообразие водоёмов родного края», «Влияние деятельности человека на природу»; экскурсии
в краеведческий (исторический) музей своего города, края с целью ознакомления с бытом казаков.
Исследовательские, проектные и практические работы
Практическая работа: работа по карте Ростовской области; «Почвы родного края».
Исследовательская деятельность по проблемам:
- «Город (станица)… Ростовской области»,
- «Мир природного сообщества родного края», -
- «Водоём родного края», «Кто работает на родной земле» и др.
Проекты: «Город раньше и теперь» (коллаж), «Жизнь и быт казаков» (изготовление поделок), и др.
Формы подведения итогов:
- анкетирование на тему «Я – частичка природы »;
- участие в тематических проектах и праздничных мероприятиях;
-выставки творческих работ ( рисунки, поделки, макеты)
5.Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Доноведение», 3 класс, 34часа в год, 1 час в неделю.
№
п/п
Тема
Кол-во
часов
Виды учебной деятельности
Содержание раздела
Раздел 1
Я и окружающий мир
1-4,34
5 ч
1
Край, в котором я живу.
1
Работа с картой РО.
Практическая работа по контурной карте: выделение границы РО. Экскурсии по городам РО (заочно).
Исследовательская деятельность «Город (станица) РО».Составление коллажа « Прежде и теперь» (используются фотографии, рисунки детей).
города Ростовской области, свой домашний адрес, герб, гимн, флаг Ростовской области, историю своего села ( города): достопримечательности, родословную, родственные связи в семье.
находить Ростовскую область на карте.
2.
О городах и станицах родного края.
1
3
С днём рождения родной город (село)!
1
4
С днём рождения родное село!
1
34
Славься , наш край!
Выставка поделок, исследовательских и проектных работ.
1
Раздел 2
Природа Донского края
5-10,
24-31
14 ч.
5
У природы нет плохой погоды. Экскурсия .
1
Экскурсия «Сезонные изменения в природе».
Конкурс рисунков. Работа с картой РО.
Исследовательские работы. Экскурсия на водоём ( с целью изучения живой природы водоёма и его экологических проблем)
Беседа о бережном использовании воды
называть природные условия, процессы и явления характерные для Ростовской области (гололёд, туманы, ливневые дожди, грозы), существенные признаки сезонных изменений в крае, различать природную экосистему водоёма, леса, луга, поля, вести наблюдения за природой, различать свойства воды, различать дикорастущие и культурные растения Донского края, различать живую и неживую природу родного края; определять времена года по характерным для данной местности признакам; распознавать полезные ископаемые родного края, бережно относиться к растениям родного края, распознавать взаимосвязь с растениями и животными сообществ; различать растительный и животный мир, который находится под охраной.
6
У природы нет плохой погоды.
1
7
У природы нет плохой погоды.
1
8
Живая вода
1
9
Разнообразие водоёмов родного края. Главная река нашего края.
1
10
Растения и животные водоёмов.
1
24
Природная поверхность нашего края.
1
25
Из недр Донской земли.
1
Исследовательская работа «Кто работает на родной земле»
26
Почвы родного края.
1
27
Цвети, мой край родной!
Природная экосистема степи.
1
28
Цвети, мой край родной!
Природная экосистема степи.
1
29
Природные экосистемы луга.
1
30
Природные экосистемы луга.
1
31
Природные экосистемы леса.
1
Раздел 3.
Жизнь на Дону
11-20
10 ч.
11
Тайны Донской земли
1
Рисование картин прошлого Дона. Экскурсия в краеведческий музей. Исследовательская работа «История казачьей семьи» .Проект «Жизнь казаков» (изготовление поделок)
понятие « скифы», « племена», « дикое поле», « казаки», виды казачьего жилья, историю появления родного города (села), его достопримечательности; знаменательные события военных лет, происходивших на Донской земле; о сплочение людей разных национальностей, населяющих донской край.
Уметь: различать внутреннее устройство куреня, называть достопримечательности своего села, города.
Иметь представление о зимних обрядах на Дону; о сплочение людей разных национальностей, населяющих донской край.
понятия « сретение», « вербное воскресенье», обычаи, весенние обряды и праздники на Дону.
различать весенние праздники на Дону.
33
Казачьи посиделки.
1
ИТОГО:
34 ч
6. Календарно тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности «Доноведение»
3 класс, 34 часа в год, 1 час в неделю
№
п/п
Тема
Кол-во
часов
Основные виды учебной деятельности
Требования к уровню подготовки
Дата проведения
Предметные результаты
Метапредметные УУД
Личностные результаты
Вид контроля
оборудование
План
Факт
Раздел 1. Я и окружающий мир – 4 ч.
1
Край, в котором я живу.
1
1.Работа с картой РО.
2.Практическая работа по контурной карте: выделение границы РО.
1.Дать представление о РО как административной единице;
2. Познакомить с гербом, флагом, гимном РО и правилами поведения при прослушивании гимна;
3.Формировать умение работы с картой ( исторической, географической и контурной) РО.
Принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- оценивать правильность выполнения действия
Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьнойдействительности и принятия образца «хорошего ученика»;
- широкая мотивационная- основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
Выставка рисунков
Раб. Тетрадь, цв. карандаши
04.09
04.09
2.
О городах и станицах родного края.
1
1.Экскурсии по городам РО (заочно).
2.Исследовательская деятельность «Город (станица) РО».
1.Познакомить с наиболее крупными городами РО, с их архитектурой, достопримечательностями и значением.
2.Воспитывать бережное отношение к историческим памятникам.
3. Учить сохранять исторические традиции.
Принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- оценивать правильность выполнения действия
Строить монологическое высказывание;
-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
-формулировать собственное мнение и позицию;
Выставка рисунков,проектов и фотографий.
Раб. Тетрадь, цв. карандаши
11.09
11.09
3
С днём рождения родной город (село)!
1
Составление коллажа « Прежде и теперь» (используются фотографии, рисунки детей).
1.Дать представление о своём населённом пункте как о малой Родине.
2. Познакомить с историей возникновения, происхождением названия, достопримечательностями, знаменательными датами, известными людьми.
использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- оценивать правильность выполнения действия
Выставка рисунков и фотографий.
Раб. Тетрадь, цв. карандаши
18.09
18.09
4
С днём рождения родное село!
1
Составление коллажа « Прежде и теперь» (используются фотографии, рисунки детей).
1.Дать представление о своём населённом пункте как о малой Родине.
2. Познакомить с историей возникновения, происхождением названия, достопримечательностями, знаменательными датами, известными людьми.
осуществлять поиск
необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
.
Строить монологическое высказывание;
-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении ивзаимодействии;
2. Продолжать систематические наблюдения за погодой.
3. Познакомить с особенностями времён года РО.
4.Познакомить с природными условиями, процессами и явлениями, характерными для края ( гололёд, засуха, ливневые дожди, грозы, туманы)
5. Познакомить с профессией метеоролога.
осуществлять поиск
необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
2. Продолжать систематические наблюдения за погодой.
3. Познакомить с особенностями времён года РО.
4.Познакомить с природными условиями, процессами и явлениями, характерными для края ( гололёд, засуха, ливневые дожди, грозы, туманы)
5. Познакомить с профессией метеоролога.
принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- оценивать правильность выполнения действия
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- формулировать собственное мнение и позицию;
Конкурс пословиц и поговорок о временах года
Раб. Тетрадь, цв. карандаши
16.10
16.10
8
Живая вода
1
1.Работа с картой РО.
2.Исследовательские работы.
3. Беседа «Как вести себя на водоёмах?»
Изучение свойств воды, её распространение и значение для живых организмов.
использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- оценивать правильность выполнения действия
Конкурс исследовательских работ.
Раб. Тетрадь, цв. карандаши
23.10
23.10
9
Разнообразие водоёмов родного края. Главная река нашего края. Экскурсия.
1
1.Экскурсия на водоём ( с целью изучения живой природы водоёма и его экологических проблем)
2. Беседа о бережном использовании воды.
1.Познакомить с водоёмами родного края.
2.Изучение живой природы водоёма, находящегося вблизи населённого пункта, его экологических проблем.
принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
выполнения действия
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- формулировать собственное мнение и позицию;
Выставка рисунков. Конкурс стихов, плакатов.
Раб. Тетрадь, цв. карандаши
30.10
30.10
10
Растения и животные водоёмов.
1
Исследовательские работы учащихся
1.Расширить представления детей об экологических связях в мире природы водоёма.
принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- оценивать правильность выполнения действия
Выставка исследовательских работ.
.
13.11
13.11
Раздел 3.Жизнь на Дону – 10 ч.
11
Тайны Донской земли
1
Исследовательские работы учащихся
1.Дать представление о древних поселениях кочевых племенах, проживающих на Дону.
2. Познакомить с историческими памятниками тех времён
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- формулировать собственное мнение и позицию;
Конкурс исследовательских работ.
. Раб. Тетрадь, цв. карандаши
20.11
20.11
12
Танаис – древний город.
1
.
Экскурсия в « Танаис» -архитектурный и исторический памятник ( заочно).
1.Познакомить с историческими памятниками РО – городом Танаисом
использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- оценивать правильность выполнения действия
Конкурс экскурсоводов.
Раб. Тетрадь, цв. карандаши
27.11
27.11
13
Дикое поле.
1
1. Рисование картин прошлого Дона.
1.Дать представление о первых постоянных поселениях ( Хазария, Белая Вежа) на Дону.
2. Познакомить с героическими битвами славян против воинственн6ых кочевых племён ( печенегов, половцев, монголо-татар).
3. Познакомить с историческими и литературными памятниками тех времён.
использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных
Выставка рисунков
Раб. Тетрадь, цв. карандаши
04.12
04.12
14
Донской край – казачий край
1
1
Исследовательские работы учащихся.
.Познакомить с историей появления первых казачьих городков, казачьими поселениями и хозяйством казаков.
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- оценивать правильность выполнения действия
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- формулировать собственное мнение и позицию;
Конкурс исследовательских работ.
Раб. Тетрадь, цв. карандаши
11.12
11.12
15
Первые казачьи городки. Экскурсия.
1
Экскурсия в краеведческий музей
1.Познакомить с историей появления первых казачьих гордков, казачьими поселениями и хозяйством казаков.
использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных
.
Раб. Тетрадь, цв. карандаши
18.12
18.12
16
Казачья семья.
1
Исследовательская работа «История казачьей семьи»
1. Познакомить с особенностями казачьей семьи и воспитанием детей.
осуществлять поиск
необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- формулировать собственное мнение и позицию;
Конкурс исследовательских работ.
Раб. Тетрадь, цв. карандаши
25.12
25.12
17
Жилище казака
1
Проект «Жизнь казаков» (изготовление поделок)
1.Актуализировать знания об особенностях быта казаков (жилище, посуда, одежда), станичных ремёслах.
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- оценивать правильность выполнения действия
Конкурс проектов.
Раб. Тетрадь, цв. карандаши
15.01
18
История вещей. Одежда
1
Проект «Жизнь казаков» (изготовление поделок)
1.Актуализировать знания об особенностях быта казаков (жилище, посуда, одежда), станичных ремёслах.
использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- формулировать собственное мнение и позицию;
Конкурс проектов.
Раб. Тетрадь, цв. карандаши
22.01
19
История вещей. Посуда.
1
.
Проект «Жизнь и быт казаков» (изготовление поделок)
1.Актуализировать знания об особенностях быта казаков (жилище, посуда, одежда), станичных ремёслах
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- оценивать правильность выполнения действия
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- формулировать собственное мнение и позицию;
Конкурс проектов.
Раб. Тетрадь, цв. карандаши
29.01
20
Славен Дон!
1
1.Праздничное мероприятие.
1.Воспитывать гордость и чувство ответственности перед настоящим и прошлым своего родного края.
2. Воспитывать на примерах своих соотечественников гордость и чувство ответственности перед Родиной и своими близкими.
использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- оценивать правильность выполнения действия
Конкурс чтецов.
Раб. Тетрадь, цв. карандаши
05.02
Раздел 4.Обычаи. Весенние обряды, праздники на Дону. – 3 ч
21
Сретение. Сороки.
1
1.Праздничные мероприятия
1.Дать общее представление о весенних обрядах на Дону
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- оценивать правильность выполнения действия
Выставка поделок , ирсунков.
. Раб. Тетрадь, цв. карандаши
12.02
22
Встреча птиц.
1
1. Изготовление скворечника, дуплянки .
1.Дать общее представление о международном дне птиц
использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных
Выставка скворечников.
Раб. Тетрадь, цв. карандаши
19.02
23
Пасха. Вербное воскресенье.
1
1.Праздничные мероприятия
1.Дать общее представление о весенних обрядах на Дону.
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- оценивать правильность выполнения действия
Выставка поделок .
. Раб. Тетрадь, цв. карандаши
26.02
Раздел 2. Природа Донского края – 8 ч.
24
Природная поверхность нашего края. Экскурсия.
1
1.Экскурсия.
2. Практическая работа «Рисунок, карта поверхности родного края»
1. Познакомить с особенностями поверхности РО: холмистой равниной, оврагами, курганами, терриконами, лиманами поймы реки Дон.
использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных
Выставка рисунков
Раб. Тетрадь, цв. карандаши
04.03
25
Из недр Донской земли.
1
1.Работа с картой РО и практическая работа по контурным картам.
2. Беседа о бережном
Использовании полезных ископаемых
1.Познакомить с полезными ископаемыми РО: известняк, песок, глина; их месторождения.
2. Воспитывать понимание необходимости бережного использования подземных богатств края.
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- оценивать правильность выполнения действия
Выставка поделок из природных материалов
Раб. Тетрадь, цв. карандаши
11.03
26
Почвы родного края.
1
1. «Почвы родного края» Практическая работа .
1.Почвы РО: чернозёмы, каштановые, луговые.
2. Выявить значение почвы для РО.
осуществлять поиск
необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- формулировать собственное мнение и позицию;
Практическая работа .
Раб. Тетрадь, цв. карандаши
18.03
27
Цвети, мой край родной!
Природная экосистема степи.
1
Конкурс рисунков
1.Закрепить представление о степи как природном сообществе.
2.Раскрыть значение степи для растительного и животного мира.
использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных
Выставка рисунков
.
Раб. Тетрадь, цв. карандаши
01.04
28
Цвети, мой край родной!
Природная экосистема степи.
1
.
1.Исследовательские работы учащихся «Мир природного сообщества родного края».
2.Викторины, кроссворды
1.Закрепить представление о степи как природном сообществе.
2.Раскрыть значение степи для растительного и животного мира
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- формулировать собственное мнение и позицию;
Конкурс исследовательских работ.
. Раб. Тетрадь, цв. карандаши
08.04
29
Природные экосистемы луга.
1
Конкурс рисунков
1.Закрепить представления о луге как о природном сообществе.
2.Раскрыть значение лугов для человека.
3.Экологические проблемы, связанные с данным сообществом.
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- оценивать правильность выполнения действия
Выставка рисунков
Раб. Тетрадь, цв. карандаши
15.04
30
Природные экосистемы луга.
1
1.Исследовательские работы учащихся «Мир природного сообщества родного края».
2.Викторины, кроссворды.
1.Закрепить представления о луге как о природном сообществе.
2.Раскрыть значение лугов для человека.
3.Экологические проблемы, связанные с данным сообществом.
осуществлять поиск
необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных
Конкурс исследовательских работ.
Раб. Тетрадь, цв. карандаши
22.04
31
Природные экосистемы леса.
1
1.Исследовательские работы учащихся «Мир природного сообщества родного края».
2.Викторины, кроссворды
1.Познакоить с одним из природных сообществ РО – лесом.
2.Показать взаимосвязи растений и животных в данном сообществе.
3.Влияние человека на сообщество.
использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- оценивать правильность выполнения действия
Конкурс исследовательских работ.
. Раб. Тетрадь, цв. карандаши
29.04
Раздел 5. Человек и природа – 2 ч
.
32
Донская земля- житница России.
1
1.Исследовательская работа «Кто работает на родной земле»
1.Познакоить с природным сообществом поля.
2.Показать общее культурных и дикорастущих растений, их различие на примерах растений родного края.
3. Разнообразие культур, выращиваемых на полях РО.
использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных
Конкурс исследовательских работ.
Раб. Тетрадь, цв. карандаши
6.05
33
Казачьи посиделки.
1
1.Праздничное мероприятие
1.Показать значение хлеба для людей.
2.Воспитывать бережное отношение к хлебу, труду людей.
использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных
Выставка поделок из природных материалов
. Раб. Тетрадь, цв. карандаши
13.05
Раздел 1. Я и окружающий мир – 1 ч.
34
Славься , наш край!
Выставка поделок, исследовательских и проектных работ.
1
.
1.Выставка поделок, исследовательских и проектных работ.
2.Викторина
1.Закрепить представления и знания учащихся о Донском крае
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- оценивать правильность выполнения действия
Выставка поделок, исследовательских и проектных работ
.
Раб. Тетрадь, цв. карандаши
20.05
ИТОГО:
34 ч
7. Учебно-методическое и материально- техническое обеспечение образовательного процесса по курсу внеурочной деятельности «Доноведение»,
2. Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю. Природа и история родного края: книга для чтения в начальной школе. - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО-ПРЕСС», 2009 гг.
3.Времена года на Дону. Хрестоматия/Г.Н.Сычева. -Ростов-на-Дону: « Издательство БАРО-ПРЕСС», 2012 г.
4.Авдонина М. Энциклопедия животных. – М.: Эксмо, 2009.
5.Ананьев Е.Г., Миронова С.С. Земля (полная энциклопедия). – М.: Эксмо, 2008
6.Винокуров А.А. Редкие исчезающие животные мира. Птицы. – М.: Высшая школа, 1992.
7.Что такое кто такой: в 3т. Т. 2 – М.: Педагогико-пресс, 1993.
8.Школьник Ю. Растения (полная энциклопедия). – М.: Эксмо, 2009.
9.Доноведение. Рабочая тетрадь для 1класса. Сухаревская Е.Ю. « Изд. БАРО-ПРЕСС».2011г.
10.Культура Донского края. Методические разработки. Авт. : С.М.Завьялова, -г.Зерноград, 2007г.
11.Природа и история родного края: учебное пособие для учащихся начальной школы , -авт. : М.П. Астапенко, Е.Ю.Сухаревская. -Ростов-на-Дону: « Издательство БАРО-ПРЕСС», 2007 г.
12.Б.Нагорный. Твой край родной. Занимательное краеведение в вопросах и ответах. – Ростов-на-Дону, 1988г.
14.Певец земли донской: Книга для чтения младших школьников о жизни и творчестве М.А.Шолохова. – Ростов – на- Дону: Издательство « БАРО-ПРЕСС», 2005г.
Литература для учеников:
Доноведение. Рабочая тетрадь для 1класса. Сухаревская Е.Ю. «Изд. БАРО-ПРЕСС».2015г.
2.Природа и история родного края: учебное пособие для учащихся начальной школы , -авт. : М.П. Астапенко, Е.Ю.Сухаревская. -Ростов-на-Дону: « Издательство БАРО-ПРЕСС», 2009 г.
Технические средства обучения:
- классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
- магнитная доска;
-DVD- плеер, телевизор, магнитофон; -
- компьютер с проекционным оборудованием.
Информационное обеспечение: книги, Интернет, музей краеведения, СМИ, DVD.
Интернет-ресурсы
http://www.ug.ru/02.26/po4.htm - Вопросы применения компьютера в начальной школе: от психологических и педагогических аспектов до подборки различных упражнений для глаз при работе с машиной.
http://www.nhm.ac.uk/interactive/sounds/main.html - По этому адресу вы найдете интерактивную игру, сделанную в технологии flash. В этой игре Вы можете самостоятельно составлять звуки леса, моря, джунглей из голосов животных, шума деревьев, морского прибоя.
http://zerkalenok.ru/cgi-bin/zerk.cgi/7/9/2 - Всем известно, что чем младше ребенок, тем ближе он к природе, тем ему интереснее растения и животные. Ведь дети воспринимают флору и фауну в первую очередь как объект изучения, познания, а не как объект уничтожения. Для младших школьников в Интернет есть всевозможные экологические игры, конкурсы. Например, на сайте "Зеркаленок" в разделе "День природы" собраны некоторые эко-конкурсы, эко-игры, экологические проекты младших школьников. Также есть раздел экологических советов. В нем даны рекомендации по бережному отношению к природе, по тому, что можно сделать для того, чтобы вокруг стало светлее. Этот ресурс полезен не только детям, но и классным руководителям, учителям биологии, экологии, руководителям кружков.
http://suhin.narod.ru/zag1.htm - Загадки и кроссворды для детей. Избранные загадки и занимательные задания из книги И.Г. Сухина "Новые 500 загадок - 70 кроссвордов". Разделы книги: загадки-шутки в кроссвордах, занимательные задания в кроссвордах, литературные кроссворды, загадки в кроссвордах, русские народные загадки в кроссвордах, ответы. Книга предназначена для детей 5-12 лет, воспитателей детского сада, учителей, вожатых, библиотекарей, родителей.
http://psi.lib.ru/detsad/stahan/semr.htm - Обеспечение школьной адаптации первоклассника. Физиологические и социально-психологические особенности привыкания ребенка к обучению в школе.
http://www.education.rekom.ru/4_2000/aldoshina.htm - Клубная деятельность младших школьников.Cоциальные и методические аспекты работы с детьми 7-10 лет в досуговой деятельности.
http://www.km.ru - Портал компании «Кирилл и Мефодий»
GeoMan.ru: Географическая энциклопедия
animal.geoman.ru - Животные
bird.geoman.ru – Птицы
invertebrates.geoman.ru - Насекомые
fish.geoman.ru – Рыбы
plant.geoman.ru - Растения
forest.geoman.ru - Лесная энциклопедия
8.Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Доноведение» в 3 классе
и система их оценки.
Требования к уровню подготовки младших школьников 3 класса
Изучение курса внеурочной деятельности «Доноведение», даёт возможность достичь следующих результатов у выпускника 3 класса:
Предметные результаты:
Учащиеся должны иметь представления:
— о связях между живой и неживой природой родного края;
— о связях между деятельностью человека в крае и состоянием природы Ростовской области;
— об истории человека, проживавшего на донской земле в древние времена;
— об истории родного края;
называть:
— символы Ростовской области: герб, флаг, гимн.
-названия полезных ископаемых, добываемых в Ростовской области ( 4-5);
-названия 4-5 крупных городов Ростовской области;
-признаки времён года, характерных для Ростовской области;
-названия крупных 3-4 водоёмов Ростовской области;
-обряды на Дону ( 3-4)
уметь:
— различать объекты живой и неживой природы родного края, приводить примеры (3-4 названия каждого вида);
— различать растения родного края — деревья, кустарники, травы, приводить примеры (3-4 названия каждого вида);
— узнавать наиболее распространённые лекарственные растения родного края;
— приводить примеры представителей животного мира родного края (3-4 названия каждого вида);
— приводить примеры достопримечательностей родного края (не менее 3),— описывать наиболее важные события истории родного края;
— рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях родного города (села);
— показывать на карте Ростовской области границу области, крупные города и своё местонахождение;
— приводить примеры профессий людей сельского хозяйства и промышленности Ростовской области;
— находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов; в том числе с помощью компьютерных средств; использовать географическую карту Ростовской области как источник информации;
— проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; регулятивным универсальным учебным действиям, обеспечивающим организацию учащимися своей учебной деятельности:
— ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно);
— составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий;
— вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном;
— оценивать собственные знания и умения;
— доводить дело до конца;
познавательным универсальным учебным действиям, включающим общеучебные, логические действия постановки и решения проблем:
— находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов; в том числе с помощью компьютерных средств; использовать географическую карту Ростовской области как источник информации;
— проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года;
— ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
коммуникативным универсальным учебным действиям, обеспечивающим социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности:
— слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
— осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края. Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями.
Оценка достижения планируемых результатов освоенияпо курсу«Доноведение», 3 класс
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, создании портфолио.
Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий
Выставки:
-однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;
-постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;
-тематические - по итогом изучения разделов, тем;
-итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.
Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся.
Портфолио – это сборник работ и результатов учащихся, которые демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях
В портфолио ученика включаются фото и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, продукты собственного творчества, материала самоанализа, схемы, иллюстрации, эскизы и т.п.
Контроль и оценка результатов обучения в 3 классе осуществляется на основе методического письма разработанного с учетом современных требований к деятельности учителя начальных классов в четырехлетней начальной школе по контролю и оценке результатов обучения, реализует принципы гуманизации и индивидуализации обучения.
(Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 19.11.98 г №1561/14-15)
Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация (прежде всего!) успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося ("ленив", "невнимателен", "не старался).
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
Активность участия.
Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
Самостоятельность.
Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы
Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, КВНы, ролевые игры, школьные праздники.
Критерии оценки предметных резщультатов
Низкий уровень: удовлетворительное владение теоретической информацией по темам курса, умение пользоваться литературой при подготовке сообщений, участие в организации выставок, элементарные представления об исследовательской деятельности, пассивное участие в семинарах.
Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической информацией по курсу, умение систематизировать и подбирать необходимую литературу, проводить исследования и опросы, иметь представление о учебно-исследовательской деятельности, участие в конкурсах, выставках, организации и проведение мероприятий.
Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией по курсу, умение анализировать литературные источники и данные исследований и опросов, выявлять причины, подбирать методы исследования, проводить учебно-исследовательскую деятельность, активно принимать участие в мероприятиях, применять полученную информацию на практике.
Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый ребенок будет значимым участником деятельности.