Рабочая программа первых классов по развитию речи для образовательных учреждений с тяжелыми нарушениями речи
Рабочая программа первых классов по развитию речи для образовательных учреждений с тяжелыми нарушениями речи
Коррекционно – лингвистический курс
Программа включает коррекционную составляющую образовательного процесса в соответствии с концепцией Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья и определяют содержание обучения школьников с нарушениями речи.
Обучение грамоте
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования. Программа разработана с учетом особенностей первой ступени общего образования, учитывает возрастные и психологические особенности младшего школьника.
Обучение языку в процессе речевой практики детей с выраженными нарушениями речи в соответствии с требованиями, разработанными в проекте СФГОС, является сложнейшей дидактической задачей, поскольку у таких детей изначально нарушены фонематическое восприятие, лексико – грамматический строй, связная речь. В специальной (коррекционной) образовательной школы для детей с ТНР обучение грамоте выделяется в качестве отдельного предмета в рамках коррекционного лингвистического курса и носит пропедевтический характер, так как его целевой установкой является формирование первичных навыков чтения и письма, а также обеспечение базовой подготовки к овладению основными принципами русской орфографии и их реализаии в процессе самостоятельной письменной речи, обучение чтению книг и детской периодики.
Обучение грамоте является не только средством приобретения первоначальных навыков правильного чтения и письма, но и одним из способов формирования устной речи благодаря развитию познавательных процессов, наблюдениям и обобщениям в области речевых звуков.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
«Школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 26»
Рабочая программа первых классов
по обучению грамоте
для образовательных учреждений с тяжелыми нарушениями речи
Разработчик программы Молгачева Ирина Николаевна
учитель начальных классов высшей квалификационной
категории школы – интерната № 26 V вида для детей
с тяжелым нарушением речи г.Ульяновска
2015 – 2016 учебный год
Коррекционный лингвистический курс
Обучение грамоте.
Пояснительная записка.
Обучение грамоте детей с общим недоразвитием речи целесообразно разделить на два периода: I - добукварный; II – букварный.
Количество часов на год – 146 ч.
(1 четверть - 3 часа в неделю; 2,3,4 четверть - 5часов в неделю)
Добукварный период (26 ч): слово – 16ч; предложение – 10ч
Букварный период (120 ч)
В добукварный период обучения грамоте учащиеся осваивают звуковой и слоговой состав слова. Дети учатся произносить и различать звуки, а также выделять их из слова, затем упражняются в делении слова на слоги. После того, как они приобретут прочные навыки звуко – слогового анализа и синтеза слов, переходят к выделению слов из состава предложения. На этом этапе формируются предпосылки к сознательному усвоению детьми первоначальных элементов грамоты.
Значительное место в подготовительных упражнениях отводится развитию двигательных и зрительных навыков, которые способствуют подготовке глаза и руки к письму элементов букв, их правильному расположению в тетради.
При обучении грамоте особое внимание уделяется развитию звукового анализа и синтеза речи. В связи с этим большое значение на всех этапах обучения грамоте приобретает работа с разрезной азбукой, составление слов и предложений с помощью различных приёмов. С самого начала обучения особое внимание обращается на осознанное чтение, так как учащиеся плохо понимают даже отдельные слова и самые простые словосочетания, новую форму слова воспринимают как незнакомое слово.
Практическое усвоение правил грамматики и правописания связывается с процессом обучения грамоте в связи с изучением звуков и букв. Учащиеся получают фонетическое и графическое представление о звуках и буквах, учатся различать и называть гласные и согласные звуки, выделять их в словах и правильно обозначать: знакомятся с правилом переноса слов, с обозначением мягкости на письме, с правилом правописания ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ.
К концу обучения грамоте ученики должны овладеть сознательным правильным плавным слоговым чтением, понимать читаемое, соблюдать правильную интонацию.
Содержание курса
Виды речевой деятельности:
Аудирование (слушание). Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов).
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте, в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации.
Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учетом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами.
Фонетика и орфоэпия
Звуки речи. Смыслоразличительные качества звуков. Единство звукового состава слова и его значения. Интонационное выделение звуков в слове. Звуковой анализ слова. Число и последовательность звуков в слове. Изолированный звук (выделение, называние, фиксация фишкой). Сопоставление слов, различающихся одним звуком (мак – рак). Работа с моделями: построение модели звукового состава слова, отражающей качественные характеристики звуков (гласные и согласные, твердые и мягкие согласные звуки). Подбор слов, соответствующих заданной модели.
Гласные и согласные звуки. Смыслоразличительная функция твердых и мягких согласных звуков.
Согласные звонкие и глухие, парные – непарные.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Ударение. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Ударение. Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка.
Графика
Звук и буква. Буква как знак звука. Позиционный способ обозначения звуков буквами. Воспроизведение звуковой формы слова по его буквенной записи (чтение). Гласные буквы как показатель твердости – мягкости согласных звуков. Буквы Е, е, Ё, ё, Ю, ю, Я, я (йотированные), их функции.
Обозначение буквами звука [й’] в разных позициях.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Гигиенические требования при письме.
Выработка правильной осанки, наклонного расположения тетради на парте и умения держать карандаш и ручку при письме и рисовании. Начертание письменных заглавных и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Развитие мелких мышц пальцев и свободы движения руки. Приемы правильного списывания с печатного и письменного шрифта. Гласные после шипящих (жи – ши, ча – ща, чу – щу). Запись, выкладывание из разрезной азбуки, печатание и письмо под диктовку отдельных слов и предложений (три – пять слов со звуками в сильной позиции). Сравнительный анализ буквенных записей слов с разными позициями согласных звуков.
Слово и предложение
Слово как объект изучения. Материал для анализа. Значение слова. Слово и предложение (различение). Наблюдение над значением слова. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка, распространение и сокращение предложения. Заглавная буква в начале предложения, в именах собственных. Знаки препинания в конце предложения (ознакомление).
Орфография
Ознакомление с правилами правописания и их применение:
– обозначение гласных после шипящих в позиции под ударением (ча – ща, чу – щу, жи – ши);
– заглавная буква в начале предложения, в именах собственных (без введения термина);
– раздельное написание слов;
– перенос слов по слогам без стечения согласных;
– знаки препинания в конце предложения.
Требования к уровню подготовки учащихся:
Добукварный период
Предметные результаты
Обучающийся научится:
- отличать устную и письменную речь, отличать буквы и звуки;
-выделять из короткого текста предложения, оформлять предложение в устной речи выделять слова из предложения, соотносить их с моделью слова;
- разделять слово на слоги с использованием графических схем;
- делить слова на слог; определять ударный слог в слове;
- определять главную мысль предложения;
- отличать гласные звуки от согласных, отличать буквы от звуков;
Обучающийся познакомится с правилами посадки при письме, научится обводить образцы и писать самостоятельно элементы букв, научится безотрывному письму элементов букв, писать буквы и соединения с ними. Будет сформирован навык безотрывного письма с наклоном.
Обучающийся получит возможность научиться в совместной деятельности с учителем:
- осознавать образные представления о предложении; о слове как единице речи, его названную функцию; о слоге как о части слова, его названную функцию;
- выделять слоги в словах в процессе слогового анализа слова;
- определять позицию (ударную и безударную) слога в слове; определять логическое ударение, различать интонационную окраску предложения
- артикулировать звуки в соответствии с особенностями их произнесения, осознавать образное представление о звуке;
- понимать смысловое значение интонации;
- обозначать гласные звуки буквами;
- рассматривать гласные а, о, у, и как букву, слог слово;
- наблюдать за позиционным изменением согласных звуков.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- организовывать свое рабочее место под руководством учителя;
- принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценки учителя, товарищей;
-вносить необходимые коррективы и действовать на основе результатов обсуждения.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебниках (система обозначений, содержание);
- понимать информацию, представленную в виде рисунков, схем.
- пользоваться моделями предложений, звуковыми схемами слов, приведенными в учебниках.
КоммуникативныеУУД:
- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
- сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках;
- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
- принимать другое мнение и позицию, формулировать собственное мнение и позицию.
Личностные УУД
- принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика»;проявлять интерес к новому учебному материалу
-выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах;
- внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков.
Букварный период (основной).
СОДЕРЖАНИЕ БУКВАРНОГО ПЕРИОДА ( 120 часов)
Графика -
Буквы как знаки для обозначения звуков в письменной речи. Различение звуков и букв. Позиционный способ обозначения звуков буквами (практическое освоение применительно к чтению и письму): буквы гласных для обозначения твёрдости или мягкости предшествующего согласного, буква ь как показатель мягкости предшествующего согласного звука.
Буква й, а также буквы е, ё, ю, я как способы обозначения звука [й,]. Разделительные ь и ъ как показатели наличия звука [й,] (общее знакомство, освоение чтения слов с этими знаками).
Правильные названия букв и общее знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Небуквенные графические средства: пробел между словами, знак переноса.
Чтение
Формирование слогового чтения. Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами (слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов) со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу речи ребёнка; понимание читаемого. Соответствие при чтении предложений, текстов интонации и пауз знакам препинания; элементарная выразительность чтения, в том числе диалогов, стихотворений. Первоначальное знакомство с миром детских книг.
Письмо: каллиграфия
Гигиенические требования к посадке, положению тетради, руки, ручки при письме (практическое овладение). Освоение необходимых при письме движений, развитие мелкой мускулатуры руки, глазомера, ориентировки в пространстве страницы, координации движений.
Начертание и название основных элементов букв, письменных строчных и прописных букв. Овладение способами соединения элементов букв и букв при письме, знакомство с правилом выбора соединения.Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических требований, правил оформления записей. Формирование элементов самооценки написанного с точки зрения качества письма.
Письмо: орфография и пунктуация
Письмо под диктовку и списывание с печатного текста (по предусмотренной технологии). Проверка написанного.
Освоение орфографических правил: прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных (без термина); раздельное написание слов; обозначение гласных в сочетаниях жи–ши, ча–ща, чу–щу под ударением; перенос слов по слогам;освоение пунктуационного оформления конца предложения.
Знакомство с признаками «опасных при письме мест»: места, требующие применения названных правил; буквы на месте безударных гласных, парных по глухости-звонкости согласных на конце слова и перед другими парными согласными. Первоначальное обучение нахождению орфограмм («опасных при письме мест») по освоенным признакам; становление орфографической зоркости
ОСНОВНОЙ ПЕРИОД – 100 часов
Гласные звуки и буквы – 26 часов
Согласные звуки и буквы – 46 часов
Ь и Ъ знаки – 4 часа
Дифференциация согласных -20 часов
Повторение и закрепление ранее изученного – 3 часа
Контрольный диктант - 1 час
ЗАВЕРШАЮЩИЙ ПЕРИОД – 20 часов
Как хорошо уметь читать. Упражнения в чтении ( 15 часов)
А. Пушкин – Отрывок из сказки «О царе Султане…» - 1час
Л.Толстой – «Спор животных» -- 1час
В. Маяковский – Что такое хорошо и что такое плохо» - 1час
Е. Пермяк – «Торопливый ножик» - 1час
В. Осеева – «Добрая хозяюшка», «Петушок и бобовое зернышко» - 5часов
С. Михалков – «Котята»; «Дядя Степа» -- 2часа
М. Пришвин - «Сенокос» - 1час
К.Ушинский – «Лиса Патрикеевна» - 1час
В. Даль – «Старик – годовик» - 1час
А. Лельевр – «Почему старику валенки не нужны» - 1час
Упражнение в чтении и письме, закрепление, обобщение изученного (4 часа)
Урок - праздник «Спасибо, Букварь!» - 1 час
Обучающийся получит возможность научиться:
- распространять основу предложения, сокращать предложения до основы;
- правильно выражать свои мысли в речи, наблюдать за ролью формоизменения для точности высказывания мысли и связи слов;
- наблюдать за расхождением написания и произношения безударных гласных;
- выделять в однокоренных словах корень;
- объяснять значение многозначных слов,
- отгадывать буквенные ребусы;
-находить отрывки, которые могут ответить на вопрос;
- выбирать отрывок к которому можно подобрать пословицу;
-правильно употреблять заглавную букву при написании имен собственных;
- находить рифму;
- придумывать заголовок к тексту, ставить вопросы;
- различать значения многозначных слов
Обучающийся познакомится с начертанием букв, научится их воспроизводить на письме, научится писать слоги, слова, короткие предложения с соблюдением наклона, высоты и пропорций букв. Будет продолжено сформирование навыка безотрывного письма с наклоном.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
2. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.
3. Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).
4. В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала,
опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа».
5. Адекватно воспринимать оценку учителя.
6. Принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия,
планировать свои действия,
7. Правильно сидеть при письме, держать ручку, применять эти знания при выполнении письменного задания, правильно ориентироваться на странице прописей и тетради
Познавательные УУД:
1. Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).
2. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя).
3. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.
4. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
5. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.
2. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.
4.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
5. Допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения, стремиться к координации,
Личностные УУД
1. Воспринимать объединяющую роль России как государства, территории проживания и общности языка. Соотносить понятия «родная природа» и «Родина».
2. Проявлять уважение к своей семье, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов семьи и друзей.
3. Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика».
4. Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков.
5. Выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны уметь:
- понимать и правильно употреблять в речи просьбы, поручения, приказания, инструкции;
- слушать и понимать небольшие рассказы, сказки, стихотворения;
- использовать в самостоятельной речи слова (по изучаемой тематике), обозначающие предметы, действия, признаки предметов по цвету, форме, величине, вкусу, возрасту, температурным свойствам, качеству, принадлежности, назначению;
- различать простые слова, сходные и противоположные по значению;
- понимать и употреблять простые слова с обобщающим значением;
- самостоятельно образовывать формы множественного числа существительных со всеми видами окончаний (-а, -я, -ы, - и, - ья);
- правильно употреблять беспредложные падежные конструкции существительных в единственном числе и во множественном числе, а также словосочетания с предлогами В, НА, ПОД, НАД, ОКОЛО, У, ПЕРЕД, ЗА, С, ИЗ в единственном числе;
- практически использовать в речи предложения разных видов (побудительные, вопросительные, повествовательные);
- задавать вопросы со словами кто? что? что делает? что делал? какой? какая? какое? какие? у кого? кому? чем? где? куда? как? с опорой на наглядность;
- составлять несколько предложений, объединенных одной темой (по картинке или по серии картинок) под руководством учителя;
- правильно произносить отработанные на логопедических занятиях звуки в самостоятельной речи;
- правильно воспроизводить слова из 3-4 слогов со стечением согласных;
- воспроизводить интонационно верно, с соблюдением пауз, логических ударений предложения и тексты;
- дифференцировать на слух звонкие и глухие, твердые и мягкие, свистящие и шипящие звуки;
- анализировать звукослоговую структуру слов из 2, 3, 4,5 слогов со стечением согласных, определять ударный слог и ударную гласную в слове;
- определять количество слов в предложениях из 4 – 6 слов;
- слитно читать по слогам и словами небольшие по объёму простые тексты (15 – 20 слов в минуту);
- правильно понимать читаемый текст и пересказывать его с опорой на иллюстрации и вопросы учителя;
- правильно обозначать мягкость согласных на письме с помощью гласных и Ь;
- списывать слова, предложения, короткие тексты;
- правильно писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением и простые предложения (состоящих из 3 – 4 слов с предварительным анализом);
-правильно писать словарные слова: корова, собака, малина, посуда, Родина, Москва, завод, работа, сапоги, мороз, ребята, пальто, петух, карандаш, класс;
- писать большую букву в начале предложения и точку в конце предложения;
- писать большую букву в именах, фамилиях людей, кличках животных.
Учащиеся должны знать:
-все буквы русского алфавита ( название, начертание)