муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 имени В.М.Пучковой»
с. Хороль Хорольского муниципального района Приморского края
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
зам.директора по УВР приказом по школе
__________Проневич С.Ю. от « » _________2015г №
«___» ___________ 2015 г.
Рабочая программа по русскому языку.
4 класс, УМК «Планета знаний»
Составитель:
КоролькоЛ.Ю., учитель
первой квалификационной категории
СОГЛАСОВАНО
руководитель ШМО
_________Рузаева О.Д..
«____» августа 2015г.
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета русский язык разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной образовательной программы начального общего образования, авторской программы (Л.Я.Желтовская, О.Б.Калинина), планируемых результатов начального общего образования.
Актуальность изучения данного предмета
Назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка. Ведущим направлением учебной деятельности является овладение письменной речью, культурой письменного общения, наряду с развитием умений чтения, говорения и слушания.
Рабочая программа ориентирована на усвоение обязательного минимума гуманитарного образования, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения.
Целями изучения предмета «русский язык» являются:
формирование специальных умений и навыков по разделам программы;
развитие речи, мышления, воображения, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и чувства языка;
освоение первоначальных знаний по лексике, фонетике, грамматике русского языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений русского языка;
овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалогах, составлять несложные монологические высказывания;
воспитание уважения к языку родного народа, чувства сопричастности к сохранению его самобытности и чистоты, стремления познавать свойства родного слова и совершенствовать свою речь.
Для достижения поставленных целей на уроках необходимо решать следующие задачи:
дать представление о роли языка в жизни человека, о богатстве и выразительности средств русского языка, свойствах родного слова;
обеспечить усвоение первоначальных знаний о системе русского языка, в частности из области лексики, фонетики, графики и грамматики, а также формирование умений применять эти знания на практике;
сформировать орфографические и пунктуационные умения и навыки;
развивать речь учащихся и их «чувство» языка: обогащать их словарный запас, грамматический строй речи, способствовать усвоению орфоэпических норм литературного языка;
формировать речевые умения, позволяющие адекватно воспринимать, воспроизводить чужую речь, создавать собственные высказывания в устной и письменной форме, участвовать в диалоге;
способствовать развитию познавательного интереса, познавательных и творческих способностей детей.
Реализация данной программы предусмотрена на основе системы учебников УМК «Планета знаний»
Л.Я.Желтовская, О.Б.Калинина, учебник «Русский язык», издательство «Астрель» 2013 г.
Л.Я.Желтовская, О.Б.Калинина, рабочая тетрадь «Русский язык» №1, №2, издательство «Астрель».
Л.Я.Желтовская, О.Б.Калинина, контрольные и диагностические работы, издательство «Астрель».
На изучение предмета русский язык в 4 классе выделяется 170 часов (5 часов в неделю, 34 учебные недели), введен 1 час из части формируемой участниками образовательных отношений отводится на изучение грамматики с целью расширить, углубить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика – увлекательное путешествие по русскому языку, формировать и закрепить навыки, полученные на уроках русского языка.
В 4 классе контроль за достижением планируемых результатов предполагается через проведения бесед, фронтального, индивидуального опроса, самостоятельных, контрольных работ, тестов, работы по карточкам, самостоятельной подготовки вопросов по изучаемой теме, самоконтроля по образцу, подготовки творческих работ, самопроверки, взаимопроверки, словарной работы.
Для формирования ключевых образовательных компетенций применяются технологии индивидуального, индивидуально-группового, группового, коллективного способа обучения, технологии уровневой дифференциации, развивающего обучения и воспитания.
Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:
методами организации и осуществления учебно–познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстративных), практических, проблемно – поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся;
методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр; методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ.
Степень активности и самостоятельности учащихся нарастает с применением объяснительно – иллюстративного, частично – поискового (эвристического), проблемного изложения, исследовательского методов обучения.
Используются следующие средства обучения: учебно – наглядные пособия (таблицы, модели и др.), ЭОРы, организационно – педагогические средства (карточки, раздаточный материал).
Виды контрольных измерений.
Контрольный диктант – 8
Контрольное списывание – 1
Контрольное изложение – 2
Контрольное тестирование - 2
№ | дата | тема |
1 | 16.09. | Контрольное тестирование №1. |
2 | 18.09. | Контрольное списывание №1 по теме «Соблюдение норм и правил письма» |
3 | 24.09. | Контрольный диктант №1 по теме «Слова с разными типами согласных и гласных орфограмм». |
4 | 21.10. | Контрольный диктант №2 по теме «Написание слов с разными типами изученных орфограмм». |
5 | 25.11 | Контрольный диктант №3 по теме «Спряжение глаголов». |
6 | 22.12 | Контрольный диктант № 4 по теме «Знаки препинания при однородных членах». |
7 | 28.01 | Контрольное диктант № 5 по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов» |
8 | 16.02 | Контрольное изложение №1 по теме «В здоровом теле здоровый дух» |
9 | 15.03 | Контрольный диктант № 6 по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных». |
10 | 19.04 | Контрольный диктант № 7 «Правописание слов с разными типами орфограмм». |
11 | 21.04 | Контрольное тестирование № 2. |
12 | 12.05 | Контрольное изложение № 2 «Странный дуэт» |
13 | 18.05 | Контрольный диктант № 8 по теме «Изученные орфограммы за год». |
Критерии оценивания в соответствии с Положением о системе оценок, формах и порядке промежуточной аттестации обучающихся на уровне начального общего образования.
Диктант |
«5» | ставится, если нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно. Не ставится при трёх исправлениях, но при одной негрубой ошибке можно ставить |
«4» | ставится, если не более двух орфографических ошибок; работа выполнена чисто, но есть исправления; 2 орфограф. и 2 пунктуац. ошибки или 1 орфограф. и 3 пунктуац |
«3» | ставится за диктант, в котором допущено от 3 до 5 (с учетом принципа «повторяющейся ошибки на одно и тоже правило») орфографических (фонетико-графических) ошибок в следующих возможных вариантах: а) 3 орфографических и 2-3 пунктуационные, б) 4 орфографических и 2 пунктуационные, в) 5 орфографических и 1 пунктуационная ошибка. Работа выполнена небрежно, имеются существенные отклонения от норм каллиграфии. Допускается дополнительно по одному исправлению любого характера |
«2» | ставится, если допущено более 6 орфографических ошибок (с учетом принципа «повторяющейся ошибки на одно и тоже правило»), работа написана неряшливо |
Грамматическое задание |
«5» | ставится за безошибочное выполнение всех заданий, когда ученик обнаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы |
«4» | ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применять свои знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не менее 3/4 заданий |
«3» | ставится, если ученик обнаруживает усвоение определённой части из изученного материала, в работе правильно выполнил не менее 1/2 заданий |
«2» | ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий |
Списывание текста |
«5» | ставится за безошибочное аккуратное выполнение работы |
«4» | 1 ошибка и 1 исправление (2 - 4 кл.) |
«3» | 2 ошибки и 1 исправление (2 - 4 кл.) |
«2» | 3 и более ошибки (2 - 4 кл.) |
Словарный диктант Количество слов 1 класс – 7 – 8 слов; 2 класс – 10 – 12 слов; 3 класс – 12 – 15 слов; 4 класс – до 20 слов |
«5» | нет ошибок |
«4» | 1 – 2 ошибки или 1 исправление |
«3» | 3 – 4 ошибки (65% без ошибок) |
«2» | 5 и более ошибок |
Ошибкой в диктанте следует считать:
- нарушение правил орфографии при написании слов;
- пропуск и искажение букв в словах;
- замену слов;
- отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса;
- неправильное написание слов, которые не проверяются правилом (списки таких слов даны в программе каждого класса);
- однотипные ошибки: первые три однотипные ошибки = 1 ошибке, но каждая следующая подобная считается за отдельную ошибку.
За ошибку не считаются:
- ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в предшествующих классах не изучались;
- единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы;
- единичный случай замены одного слова без искажения смысла.
Негрубыми ошибками считаются следующие:
- повторение одной и той же буквы в слове;
- недописанное слово;
- перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;
- дважды записанное одно и то же слово в предложении.
В 4 классе, с целью обеспечения преемственности в оценке письменных работ учащихся начальной и основной школы, возможно выставление двух отметок: первая – за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность.
Критерии оценки изложений и сочинений:
- достаточно полное, последовательное, логическое воспроизведение содержания авторского текста или составление собственного;
- грамотное речевое оформление, правильное употребление слов;
- нормативное построение предложений;
- лексическое разнообразие;
- орфографическая грамотность.
Оценка содержания и речевого оформления |
«5» | ставится за последовательное и правильное воспроизведение авторского текста (изложение), логически оправданное раскрытие темы, отсутствие фактических ошибок, богатство словаря, правильное речевое оформление. Допустимо не более одной речевой неточности |
«4» | ставится за правильную и достаточно полную информацию по авторскому тексту (изложение). Тема раскрыта, но имеются незначительные нарушения в последовательности изложения мыслей, отдельные фактические и речевые неточности. Допустимо не более трех речевых недочетов в содержании и построении текста |
«3» | ставится за некоторые отклонения от авторского (исходного) текста (изложение), отклонение от темы (в основном она достоверна, но допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении двух-трех предложений), бедность словаря, речевые неточности. Допустимо не более пяти недочетов речи в содержании и построении текста |
Оценка за грамотность |
«5» | отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок, допустимо одно-два исправления |
«4» | не более двух орфографических и одной пунктуационной ошибки, одно – два исправления |
«3» | три-пять орфографических ошибок, одна-две пунктуационные, одно – два исправления |
Оценка «2» за сочинение, изложение в начальной школе не ставится. При этом все ошибки исправляются, учитель дает содержательную оценку на словах |
Структура курса
№ | Модуль | Кол-во часов |
1 | Повторение изученного за курс 3 класса | 21ч |
2 | Глагол | 30 ч |
3 | Предложение с однородными членами предложения | 14 ч |
4 | Местоимение | 14ч |
5 | Имя существительное | 16 ч |
6 | Имя прилагательное | 23 ч |
7 | Служебные части речи | 8 ч. |
8 | Повторение изученного за курс 4 класса | 10 ч. |
9 | Грамматика | 34 ч |
| Всего | 170 ч |
Содержание курса.
Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).
Повторение изученного за курс 3-го класса.
Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Интонация: повышение и понижение тона речи; логическое ударении (фонетическое выделение во фразе наиболее важного в смысловом отношении слова); эмоциональное ударение (продление гласного или согласного звука в слове). Предложения, различные по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Главные и второстепенные члены предложения. Части речи. Правописание слов с изученными орфограммами.
Глагол.
Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов. Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения (с ударным глагольным суффиксом в неопределенной форме). Мягкий знак у глаголов во 2-ом лице единственном числе и у глаголов в неопределенной форме. Различение правописания глаголов на –тся, -ться. Возвратные глаголы. Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глаголов.
Предложения с однородными членами.
Однородные члены предложения. Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но.
Местоимение.
Личные местоимения 1, 2 и 3 лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений. Личные местоимения как член предложения.
Имя существительное.
Определение принадлежности имен существительных к 1, 2 и 3-му склонению. Правописание безударных падежных окончаний существительных 1, 2 и 3-го склонения, кроме существительных на –мя, -ий, -ье, -ие, -ия. Имя существительное как член предложения. Морфологический разбор имен существительных.
Имя прилагательное.
Связь прилагательного с существительным. Изменение прилагательного по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на –ья, -ов, -ин. Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных. Прилагательное как член предложения. Морфологический разбор прилагательного.
Служебные части речи.
Наречие, его лексико-грамматические признаки; наречие как часть предложения (как член предложения). Употребление наречий в речи.
Предлог. Функции предлогов: образование падежных форм имен существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.
Союзы и, а,но. Их роль в предложении.
Частица не, ее значение.
Повторение изученного за год.
Части речи. Классификация частей речи по их лексико-грамматическим признакам. Правописание слов с изученными орфограммами. Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Предложения распространенные и нераспространенные. Предложения с однородными членами, знаки препинания в них. Сложные предложения с союзной и бессоюзной связью, знаки препинания в них. Синтаксический анализ предложений.
Грамматика.
Фонетика и орфоэпия (7 часов)
Тема 1. Что такое орфоэпия?(1ч.)
Знакомство с нормами литературного произношения. Углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке. Знакомство с понятиями «орфоэпия», «орфография». Обучение правильному произношению слов, соблюдая орфоэпические нормы.
Тема 2.Что такое фонография или звукозапись? (1ч.)
Знакомство с понятиями «фонография» и «звукозапись».Знакомство с историей письма, с этапом развития письменности – фонографией. Расширение знаний о буквах и звуках.
Тема 3. Звуки не буквы! (1ч.)
Знакомство с наукой фонетикой, правилами чтения и записи транскрипции. Рассказ учителя об отличии « буквы» от «звука». Составление транскрипций.
Тема 4. Звучащая строка. (1ч.)
Знакомство с фонетическими явлениями «звукозапись», «звукоподражание». Знакомство с терминами «ономатопеи», «аллитерация», «ассонанс». Развитие фонематического слуха.
Тема 5. Банты и шарфы. (1ч.)
Знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с произношением слов банты и шарфы. Разыгрывание ситуаций с этими словами.
Тема 6. «Пигмалион» учит орфоэпии. (1ч.)
Продолжить знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с героями и содержанием комедии Бернарда Шоу «Пигмалион». Правильная постановка ударений в словах.
Тема 7. Кис- кис! Мяу!, или Кое- что о звукоподражаниях. (1ч.)
Знакомство с ономатопоэтическими словами или звукоподражаниями. Познакомить с образованием звукоподражаний. Сравнение звукоподражаний разных языков. Развитие культуры речи. Выполнение заданий по теме «Орфоэпия и фонетика».
Лексикология (27 часов)
Тема 8. Имена вещей. (1ч.)
Знакомство с термином « лексика», и лексическим значением слов. Знакомство с толковыми словарями русского языка. Обогащение словарного запаса учащихся.
Тема 9. О словарях энциклопедических и лингвистических. (1ч.)
Дается понятие о лексическом значении слов. Знакомство с лингвистическими словарями русского языка, с особенностями словарной статьи. Сравнение роли энциклопедических и лингвистических словарей. Обучение умению пользоваться различными словарями.
Тема 10. В царстве смыслов много дорог. (1ч.)
Знакомство с многозначными словами, словами - омонимами. Рассматриваются способы и причины образования нескольких значений у слова. Практическая работа «Отличие многозначных слов и слов - омонимов».
Тема 11. Как и почему появляются новые слова? (1ч.)
Продолжение знакомства с лексическим значением слов. Работа с различными толковыми словарями, с историей появления новых слов в русском языке.
Тема 12. Многозначность слова. (1ч.)
Рассказ о свойстве « многозначность слова», о строении словарной статьи толкового словаря. Выделение отличительных признаков многозначности и омонимии. Работа с толковыми словарями. Игра «Прямое и переносное значение слов».
Тема 13. «Откуда катится каракатица?» О словарях, которые рассказывают об истории слов. (1ч.)
Рассматривается понятие «этимология», строение словарной статьи этимологического словаря. Работа с различными этимологическими и историческими словарями. Определение первоисточников слова.
Тема 14. Об одном и том же - разными словами. (1ч.)
Изучается особенность синонимического ряда слов. Работа со словами - синонимами и правильным употреблением их в речи.
Тема 15. Как возникают названия. (1ч.)
Развитие речевых умений. Беседа о главных функциях языка. Вводится понятие «система номинации». Работа с этимологическими и историческими словарями.
Тема 16. Слова – антиподы. (1ч.)
Беседа по содержанию стихотворения В. Полторацкого «Слово о словах». Вводится понятие «антонимы». Работа с пословицами и поговорками. Работа со «Словарем антонимов русского языка».
Тема 17. Фразеологические обороты. (1ч.)
Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Вводится понятие «фразеологические обороты». Беседа о правильном употреблении фразеологизмов в речи. Нахождение фразеологизмов в отрывке из повести А. Рыбакова «Приключение Кроша».
Тема 18. Словари «чужих» слов. (1ч.)
Рассматриваются особенности строения словарной статьи словаря иностранных слов. Вводится понятие «устойчивые обороты». Работа со словарем иностранных слов и определением значения этих слов.
Тема 19. Капитан и капуста. (1ч.)
Знакомство с историей происхождения и образования слов капитан и капуста, говядина и ковбой, портные и мошенники. Работа со словарем. Сравнение значения слов.
Тема 20. «Он весь свободы торжество». (1ч.)
Исследуются языковые особенности произведений А. С. Пушкина. Вводится понятие «литературный язык» и «живая народная речь». Нахождение строк народной речи в произведениях А. С. Пушкина.
Тема 21. Мы говорим его стихами. (1ч.)
Вводятся понятия «крылатые выражения» и «афоризмы. Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях А. С. Пушкина. Работа по обогащению словарного запаса учащихся.
Тема 22. Слова, придуманные писателями. (1ч.)
Продолжается работа над языковыми особенностями произведений А. С. Пушкина. Вводятся понятия «индивидуально - авторские неологизмы» и «окказиональные неологизмы». Нахождение индивидуально - авторских неологизмов в произведениях А. С. Пушкина.
Тема 23. Слова, уходящие и слова – новички. (1ч.)
Изучение особенностей устаревших слов - архаизмов. Знакомство со словами- новичками. Работа над пониманием и умение правильно употреблять архаизмы в речи. Рассматриваются виды неологизмов и виды архаизмов.
Тема 24. Словарь языка Пушкина. (1ч.)
Рассматривается особенность построения «Словаря языка Пушкина». Знакомство с созданием «Словаря языка Пушкина». Беседа о значении этого словаря. Работа со словарем.
Тема 25. Смуглая Чернавка. (1ч.)
Рассматривается особенность древнерусских имен. Знакомство с историей русских имен, с первыми русскими именами, на примере произведений А. С. Пушкина. Показать значение древнерусских имен.
Тема 26. Паронимы, или «ошибкоопасные» слова. (1ч.)
Знакомство с понятием «паронимы». Рассматриваются виды паронимов и способы их образования. Беседа о правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи .
Тема27. Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика». (1ч.)
Знакомство с явлением межъязыковой паронимии. Рассматриваются виды паронимов и способы их образования.
Тема 28. Какой словарь поможет избежать ошибок? (1ч.)
Знакомство со словарной статьей «Словаря паронимов» , с видами словарей паронимов. Способы образования паронимов. Работа над умением правильно употреблять паронимы в устной и письменной речи.
Тема 29. Словарь- грамотей. (1ч.)
Знакомство со словарной статьей орфографического словаря. Беседа о значении орфографического словаря. Работа с орфографическим словарем.
Тема 30. Научная этимология. (1ч.)
Знакомство со словарной статьей этимологического словаря. Рассматривается значение этимологического словаря, история происхождения слов «вол», «волк» и «волынка», «запонка» и «запятая». Работа с этимологическим словарем.
Тема 31. Какие бывают имена? (1ч.)
Знакомство с наукой «ономастика», С традиционными кличками животных на Руси. Рассматриваются способы и причины образования омонимов среди имен собственных. Работа со словарями.
Тема 32. Древнерусские имена. (1ч.)
Знакомство с историей образования древнерусских имен. Работа с этимологическим словарем.
Тема 33. Отчество и фамилия. (1ч.)
Беседа об истории появления отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство с наукой «антропонимика». Объяснение происхождений фамилий на примере стихотворения С. Михалкова.
Тема 34. Итоговое занятие. Надо ли останавливаться перед зеброй?(1ч.)
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
освоения программы по русскому языку.
ЛИЧНОСТНЫЕ
У ученика будут сформированы:
- осознание языка как основного средства мышления и общения людей;
- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств;
- внимание к мелодичности народной звучащей речи;
- положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса русского языка;
- способность к самооценке успешности в овладении языковыми средствами в устной и письменной речи.
Ученик получит возможность для формирования:
- чувства сопричастности к развитию, сохранению самобытности языка родного народа;
- эстетических чувств на основе выбора языковых средств при общении.
- осознания себя гражданином России, чувства сопричастности к истории своей страны и своего народа, гордости за свою страну;
- устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса русского языка;
- установки на здоровый образ жизни.
ПРЕДМЕТНЫЕ
ПОВТОРЕНИЕ
Ученик научится:
делать выводы о значении речи в жизни человека; выбирать слова для успешного решения коммуникативной задачи; определять тему и главную мысль , тип текста; составлять план текста; составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование); различать предложения и словосочетания; составлять предложения из группы слов; обозначать границы предложения в устной и письменной речи; давать характеристику предложений; находить главные и второстепенные члены в предложениях; составлять предложения по схемам; находить в словосочетании главное и зависимое слово, ставить вопрос от главного слова к зависимому.
Ученик получит возможность научиться: оформлять предложения с обращениями, выразительно читать их; оформлять в письменной речи диалог.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ.
Ученик научится: распознавать предложения с однородными членами и расставлять в них знаки препинания; отличать простое предложение от сложного ; расставлять знаки препинания в сложном предложении; разбирать предложения по членам.
Ученик получит возможность научиться: оформлять предложения с обращениями, оформлять в письменной речи диалог; давать полную характеристику предложений.
СЛОВО В ЯЗЫКЕ И РЕЧИ
Ученик научится: разъяснять значение слов; находить значение слов в словарях; различать словари; объяснять переносное значение слов и словосочетаний; распознавать многозначные слова, синонимы, омонимы, антонимы; распознавать однокоренные слова; называть значимые части слова и давать их определение; разбирать слова по составу; подбирать однокоренные слова, группировать их; обосновывать написание слов с «Ъ» ; распознавать части речи, определять их грамматические признаки; выделять в предложении словосочетания, определять главное и зависимое слово; выполнять разбор слова как части речи.
Ученик получит возможность научиться: правильно писать наречия и числительные, определять способы их образования.
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ
Ученик научится: употреблять в речи союзы, узнает об их «службе», употреблять и правильно писать отрицательную частицу НЕ.
СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
Ученик научится: определять падеж существительных разными способами; склонять существительные в единственном числе; сравнивать типы склонений; распознавать существительные 1,2,3 склонения; сравнивать ударные и безударные падежные окончания существительных, проверять безударные окончания ударными; обосновывать написание изученных гласных после шипящих в окончаниях существительных в творительном падеже; склонять имена существительные во множественном числе; выполнять разбор существительного как части речи.
Ученик получит возможность научиться: образовывать форму множественного числа существительных в трудных случаях.
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
Ученик научится: точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи; определять род, число, падеж и правильно писать падежные окончания прилагательных в единственном и множественном числе; работать по учебнику, пользуясь условными обозначениями.
Ученик получит возможность научиться: писать падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.
МЕСТОИМЕНИЕ
Ученик научится: распознавать личные местоимения; определять их грамматические особенности; употреблять местоимения в речи, в частности заменять имена существительные личными местоимениями; раздельно писать местоимения с предлогами.
Ученик получит возможность научиться: изменять личные местоимения по падежам; определять лицо, число и падеж местоимений.
ГЛАГОЛ
Ученик научится: точно употреблять глаголы в прямом и переносном значении; определять лицо глаголов и правильно писать личные окончания глаголов настоящего и будущего времени.
Ученик получит возможность научиться: распознавать глаголы в неопределённой форме; определять спряжение глаголов по личным окончаниям; правильно писать безударные личные окончания глаголов I и II спряжения.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Ученик научится:
- осознавать цели и задачи изучения курса в целом, раздела, темы;
- планировать свои действия для реализации задач урока и заданий к упражнениям;
- осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении языковых задач;
- выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
- руководствоваться правилом при создании речевого высказывания;
- следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия (памятки в справочнике учебника);
- осуществлять само- и взаимопроверку, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Ученик получит возможность научиться:
- адекватно оценивать правильность выполнения своих учебных действий;
- в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно.
Познавательные
Ученик научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в справочных материалах учебника, в детских энциклопедиях);
- ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели, схемы для решения языковых задач;
- дополнять готовые информационные объекты (таблицы, схемы, тексты);
- находить, характеризовать, анализировать, сравнивать, классифицировать единицы языка: звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;
- осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слов, предложений, текстов);
- классифицировать, обобщать, систематизировать изученный материал по плану, по таблице;
- владеть общим способом проверки орфограмм в словах;
- выделять существенную информацию из читаемых текстов.
Ученик получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
приобрести первичный опыт критического отношения к получаемой информации.
Коммуникативные
Ученик научится:
- владеть диалоговой формой речи;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при работе в паре;
- договариваться и приходить к общему решению;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании;
- адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
Ученик получит возможность научиться:
- с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь и речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Информационно - методическое обеспечение:
Н.М. Бетенькова «Конкурс грамотеев»; Ш.В. Журжина «Дидактический материал по русскому языку 4 класс»; О.В. Узорова «Безударные гласные» правила и упражнения; Е.А. Нефедова «Справочное пособие по русскому языку 4 класс»; И.В. Ктохина «Сценарии по изучению слов с непроверяемыми написаниями»; О.В. Узорова «Непроизносимые согласные» правила и упражнения, Л.Л. Страхова «Тексты для изложений 2 - 4 классы», В.П.Канакина «Работа над трудными словами в начальных классах», В.И.Воробьева «Сочинения по картинам в начальных классах», Л.И.Тикунова «Сборник диктантов и творческих работ».
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№п/п | Дата | Корректировка | Тема урока | Характеристика деятельности учащихся |
| | | ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО ЗА КУРС 3 КЛАССА. 21 ч. | |
1. | 1.09. | | Звукопись, образность и ритмичность в поэтической речи. | Осознавать задачи изучения предмета в целях общения. Наблюдать особенности устной народной речи: мелодичность, ритмичность, темп. Выразительно читать вслух литературные произведения разных жанров. Связно высказываться о событиях. |
2. | 2.09. | | Свойства ударения. | Соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников; проверять правильность постановки ударения или произношения слова по словарю учебника. |
3. | 3.09. | | Произносительные нормы и правила письма. | Оценивать правильность звучащей речи (собственной, собеседников) с позиций соблюдения произносительных норм. |
4. | 4.09. | | Грамматика.Что такое орфоэпия? | Соблюдать нормы литературного произношения. Различать понятия «орфоэпия», «орфография». |
5. | 7.09. | | Нормы произношения и правописания гласных в словах. | Классифицировать типы орфограмм в словах. Решать орфографические задачи при записи слов. Замечать речевые недочёты и вносить коррективы в устные и письменные высказывания. |
6. р/р | 8.09. | | Сочинение №1 по рисунку и опорным словам. | Составлять рассказ по рисунку и опорным словам |
7. | 9.09. | | Работа над ошибками. Нормы произношения и правописания согласных в словах. | Классифицировать типы орфограмм в словах. Решать орфографические задачи при записи слов. |
8. | 10.09. | | Слова с разными типами орфограмм. | Классифицировать типы орфограмм в словах. Решать орфографические задачи при записи слов. |
9. | 11.09. | | Грамматика. Что такое фонография или звукозапись? | Понимать значение слов «фонография» и «звукозапись».Познакомиться с историей письма, с этапом развития письменности – фонографией. |
10. | 14.09. | | Орфограммы в корне слова. | Классифицировать типы орфограмм в корнях слов. Решать орфографические задачи при записи слов. Замечать речевые недочёты и вносить коррективы в устные и письменные высказывания. |
11. | 15.09. | | Виды предложений по цели высказывания. Интонация. | Анализировать предложения и тексты с позиций языковых средств, используемых для выражения смысла (смысло-интонационно-пунктуационный разбор). |
12. | 16.09. | | Контрольное тестирование №1. | Соотносить результат проведенного самоконтроля с поставленными целями при изучении темы, оценивать их и делать выводы. |
13. | 17.09. | | Корректировка знаний. Члены предложения. Логическое ударение в предложении. | Анализировать предложения и тексты с позиций языковых средств, используемых для выражения смысла (смысло-интонационно-пунктуационный разбор). Выделять главное по смыслу слово в предложении. |
14. | 18.09. | | Контрольное списывание №1 по теме «Соблюдение норм и правил письма». | Уметь списывать готовый текст, знать изученные орфограммы. |
15. | 21.09. | | Работа над ошибками. Грамматика. Звуки не буквы! | Познакомиться с фонетикой, чтением и записью транскрипции. |
16. р/р | 22.09. | | Обучающее изложение. Последовательность изложения мыслей и высказываний. | Использовать изученные правила по графике, орфографии, пунктуации при фиксировании собственных мыслей |
17. | 23.09. | | Работа над ошибками. Урок творчества. | Осознанно выбирать слова с логическим ударением при произнесении пословиц. Кратко воспроизводить содержание небольших частей текста. |
18. | 24.09. | | Контрольный диктант №1 по теме «Слова с разными типами согласных и гласных орфограмм». | Уметь писать под диктовку предложения и слова с изученными орфограммами. |
19. | 25.09. | | Грамматика. Звучащая строка. | Познакомиться с фонетическими явлениями «звукозапись», «звукоподражание», с терминами «ономатопеи», «аллитерация», «ассонанс». |
20. | 28.09. | | Работа над ошибками. Повторение «Школа грамотея». | Использовать изученные правила по графике, орфографии, уметь самостоятельно исправлять свои ошибки. |
21. | 29.09. | | Мастерская слова. Изученные правила по орфографии и пунктуации при записи собственных мыслей. | Использовать изученные правила по графике, орфографии, пунктуации при фиксировании собственных мыслей |
22. р/р | 30.09. | | Обучающее изложение зрительно воспринятого текста по самостоятельно составленному плану. | Использовать изученные правила по графике, орфографии, пунктуации при фиксировании собственных мыслей. |
23. | 1.10. | | Работа над ошибками. Урок творчества. | Самостоятельно исправлять свои ошибки, редактировать текст. |
24. | 2.10. | | Грамматика. Банты и шарфы. | Знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения слов банты, шарфы. |
25. | 5.10. | | Главные и второстепенные члены предложения. | Определять главные и второстепенные члены предложения, делать синтаксический анализ предложений. |
26. | 6.10. | | Части речи и члены предложения. | Различать части речи и члены предложения. |
| | | ГЛАГОЛ. 30 ч. | |
27. | 7.10. | | Формы глаголов и их «работа» в роли сказуемого. | Выделять глаголы среди других частей речи, наблюдать и анализировать какова роль глаголов в предложении. |
28. | 8.10. | | Неопределенная форма глаголов. | Выделять глаголы в неопределенной форме в предложении, разбирать глаголы в н.ф. по составу. |
29. | 9.10. | | Грамматика. «Пигмалион» учит орфоэпии. | Познакомиться с героями и содержанием комедии Бернарда Шоу «Пигмалион». Уметь правильно ставить ударений в словах. |
30. | 12.10. | | Формы времени глаголов. Глаголы прошедшего времени. | Различать варианты образования и употребления в речи форм прошедшего времени глаголов. |
31. | 13.10. | | Формы глаголов в настоящем и будущем времени. | Различать варианты образования и употребления в речи форм настоящего и будущего времени глаголов. |
32. р/р | 14.10. | | Изложение повествовательного текста. | Использовать изученные правила по графике, орфографии, пунктуации при фиксировании собственных мыслей. |
33. | 15.10. | | Работа над ошибками. Спряжение глаголов. | Различать суть терминов «спряжение», «склонение». |
34. | 16.10. | | Грамматика. Кис- кис! Мяу!, или Кое - что о звукоподражаниях. | Познакомиться с ономатопоэтическими словами или звукоподражаниями,с образованием звукоподражаний. |
35. | 19.10. | | Спряжение глаголов. Глаголы I-го и II-го спряжения. | Наблюдать за изменением глаголов по лицам и числам, устанавливать в каком времени глаголы изменяются по лицам и числам. |
36. | 20.10. | | Мягкий знак после шипящих на конце глаголов. | Использовать на практике правило правописания личных окончаний глаголов 2-го лица ед.числа. |
37. | 21.10. | | Контрольный диктант №2 по темам, пройденным за 1 четверть. | Уметь писать под диктовку предложения и слова с изученными орфограммами. |
38. | 22.10 | | Работа над ошибками. Глаголы I-го и II-го спряжения. | Самостоятельно исправлять свои ошибки. Характеризовать правописание гласных в личных окончаниях глаголов I-го и II-го спряжения. |
39. | 23.10. | | Грамматика. Имена вещей. | Познакомиться термином « лексика», и лексическим значением слов. Знакомство с толковыми словарями русского языка. |
40. | 26.10. | | Гласные Е-И в безударных личных окончаниях глаголов I-го и II-го спряжения. | Характеризовать правописание гласных в личных окончаниях глаголов I-го и II-го спряжения. |
41. | 27.10. | | Правописание безударных личных окончаний глаголов. | Использовать на практике правило правописания безударных личных окончаний глаголов I-го и II-го спряжения. |
42. | 28.10. | | Спряжение глаголов. Выбор гласной в окончании в зависимости от спряжения глагола. | Использовать на практике правило правописания безударных личных окончаний глаголов I-го и II-го спряжения. |
43. | 29.10. | | Спряжение глаголов с непроверяемыми орфограммами в корне. | Наблюдать за спряжением глаголов с непроверяемыми орфограммами в корне, делать вывод на основе наблюдений. |
44. | 30.10. | | Грамматика. О словарях энциклопедических и лингвистических. | Познакомиться с понятием «лексическое значение слова». Знакомство с лингвистическими словарями русского языка, с особенностями словарной статьи. |
45. | 9.11. | | Личные окончания глаголов. Гласные Я-Ю в окончаниях глаголов 3-го лица множественного числа. | Различать глаголы в форме 3-го лица ед. и мн.числа на –тся и и сущ.на –ца, использовать на практике правило их правописания. |
46. | 10.11. | | Гласные перед суффиксом Л в глаголах прошедшего времени. | Определять глагольный суффикс у глаголов прошедшего времени, производить разбор по составу глаголов прошедшего времени. |
47. | 11.11. | | Обобщение и коррекция знаний по теме «Спряжение глаголов». | Использовать на практике правило правописания личных окончаний глаголов I-го и II-го спряжения. |
48. | 12.11. | | Анализируем и строим предложения. | Устанавливать зависимость общего значения высказывания (предложения) от выбора временных форм глагола |
49. | 13.11. | | Грамматика. В царстве смыслов много дорог. | Познакомиться с многозначными словами, словами – омонимами, способами и причинами образования нескольких значений у слова. |
50. | 16.11. | | Правописание безударных личных окончаний. | Решать орфографические задачи при написании личных окончаний глаголов. |
51. | 17.11. | | Глаголы-исключения. | Познакомиться с глаголами –исключениями, не входящими в общее правило различия глаголов I-го и II-го спряжения. |
52. р/р | 18.11. | | Сочинение по серии иллюстраций. | Составлять рассказ по серии сюжетных рисунков. |
53. | 19.11. | | Работа над ошибками. Редактирование текстов. | Различать проверочное и проверяемое слова, Подбирать проверочные слова путем подбора однокоренных слов. |
54. | 20.11. | | Грамматика. Как и почему появляются новые слова? | Познакомиться с историей появления новых слов в русском языке. |
55. | 23.11. | | Глагол - сказуемое в разных временных формах. | Определять форму времени глаголов в предложении. |
56. | 24.11. | | «Повелительная» форма глаголов в побудительных предложениях. | Познакомиться с «повелительной» формой глагола и их ролью в побудительных предложениях. |
57. | 25.11. | | Контрольный диктант №3 по теме «Спряжение глаголов». | Использовать изученные правила по графике, орфографии, пунктуации при записи текста под диктовку. |
58. | 26.11. | | Работа над ошибками. | Самостоятельно исправлять свои ошибки. |
59. | 27.11. | | Грамматика.Многозначность слова. | Познакомиться с многозначными словами, словами – омонимами, способами и причинами образования нескольких значений у слова. Выделять отличительные особенности многозначных слов. |
60. | 30.11. | | Выражение сказуемого глаголами настоящего времени. | Определять форму времени глагола, отличать глаголы настоящего времени. |
61. | 1.12. | | Главные члены предложения. Морфологические средства их выражения. | Выделять главные и второстепенные члены, определять их морфологические особенности. |
62. р/р | 2.12. | | Изложение повествовательного текста. | Использовать изученные правила по графике, орфографии, пунктуации при фиксировании собственных мыслей. |
63. | 3.12. | | Работа над ошибками. Правописание личных окончаний глаголов. | Обобщать изученные признаки важнейшей части речи в языке — глагола. |
64. | 4.12. | | Грамматика. «Откуда катится каракатица?» О словарях, которые рассказывают об истории слов. | Рассмотреть понятие «этимология», познакомиться со строением словарной статьи этимологического словаря. |
| | | ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ. (14 ч.) | |
65. | 7.12. | | Предложения с однородными членами. Однородные подлежащие и сказуемые. | Ставить новые задачи по изучению известной единицы языка — предложения. |
66. | 8.12. | | Нераспространенные предложения с однородными членами предложения. | Выявлять новые особенности, признаки простых предложений, осложненных однородными членами. |
67. | 9.12. | | Запятые при бессоюзной и союзной связи однородных членов предложения. | Соотносить варианты интонирования и варианты пунктуации в предложениях с однородными членами. |
68. р/р | 10.12. | | Изложение. Повествовательный текст с элементами описания. | Использовать изученные правила по графике, орфографии, пунктуации при фиксировании собственных мыслей. |
69. | 11.12. | | Грамматика.Об одном и том же - разными словами. | Изучить особенность синонимичного ряда слов, работать со словарями синонимов. |
70. | 14.12. | | Работа над ошибками. Редактирование текста. | Самостоятельно исправлять свои ошибки. Выделять отличительные особенности многозначных слов. |
71. | 15.12. | | Однородные второстепенные члены предложения. Отсутствие запятой при одиночном союзе и. | Действовать по алгоритму при решении пунктуационной задачи. |
72. | 16.12. | | Анализ предложений с однородными членами. | Действовать по алгоритму при решении пунктуационной задачи. |
73. | 17.12. | | Однородные второстепенные члены предложения. | Характеризовать однородные дополнения, однородные определения и однородные обстоятельства. |
74. | 18.12. | | Грамматика Как возникают названия. | Познакомиться с понятием «система номинаций». |
75. | 21.12. | | Обобщение и коррекция знаний по теме «Предложения с однородными членами». | Анализировать новый тип предложений, моделировать их с помощью схем, преобразовывать модели в словесные высказывания. |
76. | 22.12 | | Контрольный диктант №4 по итогам 2 –ой четверти. | Использовать изученные правила по графике, орфографии, пунктуации при записи текста под диктовку. |
77. | 23.12. | | Работа над ошибками. Анализ предложений с однородными членами. | Самостоятельно исправлять свои ошибки. Соотносить варианты интонирования и варианты пунктуации в предложениях с однородными членами. |
78. | 24.12. | | Строение текстов разных типов с использованием предложений с однородными членами. | Составлять предложения с использованием однородных членов предложения в зависимости от ситуации (контекста). |
79. | 25.12. | | Грамматика. Слова – антиподы. | Познакомиться с понятием «антонимы», работать со словарями антонимов. |
80. | 28.12. | | Простые и сложные предложения с однородными членами. | Применять на практике полученные знания о расстановке знаков препинания в предложениях с однородными членами. |
81. | 29.12. | | Простые и сложные предложения с однородными членами. | Применять на практике полученные знания о расстановке знаков препинания в предложениях с однородными членами. |
| | | МЕСТОИМЕНИЕ. 14ч | |
82. | 11.01. | | Слово как часть речи. Роль частей речи в художественной литературе. | Анализировать и систематизировать признаки частей речи и предложения, действуя по памятке. |
83. | 12.01. | | Словосочетание как строительный материал. | Устанавливать соподчинённость объектов (частей речи и членов предложений). Синтезировать: составлять словосочетания и предложения. |
84. р/р | 13.01. | | Изложение. Составление предложений из слов. | Использовать изученные правила по графике, орфографии, пунктуации при фиксировании собственных мыслей. |
85. | 14.01. | | Работа над ошибками. Смысловая и грамматическая связь слов в предложении. | Определять грамматическую основу предложения, смысловую и грамматическую связь членов предложения. |
86. | 15.01. | | Грамматика. Фразеологические обороты. | Познакомиться с понятием «фразеологические обороты», правильно использовать фразеологизмы в речи. |
87. | 18.01. | | Изменение частей речи по числам и родам. | Устанавливать общее в изменении частей речи по числам. Различать особенности рода у существительных и других частей речи. |
88 | 19.01. | | Значение числа и рода личных местоимений. | Наблюдать над особенностью склонения личных местоимений |
89. | 20.01. | | Изложение повествовательного текста. | Использовать изученные правила по графике, орфографии, пунктуации при фиксировании собственных мыслей. |
90. р/р | 21.01 | | Работа над ошибками. Употребление местоимений с предлогами. | Самостоятельно исправлять свои ошибки. Наблюдать за правописанием местоимений с предлогами, вывод правила на основе личных наблюдений. |
91. | 22.01. | | Грамматика.Словари «чужих» слов. | Познакомиться с особенностями словарей иностранных слов. |
92. | 25.01. | | Использование Н в форме косвенных падежей личных местоимений 3 лица. | Различать личные местоимения 3-го лица ед. числа, особенности их употребления в речи и на письме. |
93. | 26.01. | | Употребление гласных в корнях личных местоимений в форме косвенных падежей. | Обнаруживать общий способ проверки безударных гласных в корне и окончаниях склоняемых частей речи и переносить его при решении новых орфографических задач. |
94. | 27.01. | | Склонение личных местоимений. | Использовать обобщённый способ решения орфографической задачи о выборе падежных окончаний: безударный проверяю ударным. |
95. | 28.01 | | Контрольный диктант №5 по теме «Написание слов с разными типами изученных орфограмм». | Писать правильно под диктовку предложения и слова с изученными орфограммами. |
96. | 29.01. | | Грамматика.Капитан и капуста. | Познакомиться с историей возникновения слов капитан, капуста, говядина, портной, мошенники. |
97. | 1.02. | | Работа над ошибками. Употребление местоимений в нужной падежной форме. | Осознанно выбирать нужную форму слов при составлении предложения. |
98. | 2.02. | | Падежные формы склоняемых частей речи. Выбор нужной формы местоимений. | Соотносить известные падежные формы частей речи с вариантами склонения личных местоимений. |
| | | ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ.16 ч. | |
99. | 3.02. | | Правописание безударных падежных окончаний склоняемых частей речи. Об именах собственных. | Наблюдать за безударными падежными окончаниями склоняемых частей речи, выделять среди них имена существительные. |
100. | 4.02. | | Имена существительные 1-го, 2-го, 3-го склонения. Морфологический разбор имен существительных. | Устанавливать основные признаки имен существительных 1-го, 20го и 3-го склонений, производить морфологический разбор имен существительных. |
101. | 5.02. | | Грамматика. «Он весь свободы торжество». | Познакомиться с понятиями «литературный язык» и «живая народная речь». |
102. | 8.02. | | Правописание безударных падежных окончаний имен существительных. | Сравнивать ударные и безударные окончания имен существительных, работать с таблицей. |
103. | 9.02. | | Гласные Е – И в падежных окончанияхимен существительных. | Наблюдать, анализировать таблицу и обнаруживать сходство и различия в падежных окончаниях существительных. |
104. | 10.02. | | Сочинение. Текст – описание. | Использовать изученные правила по графике, орфографии, пунктуации при фиксировании собственных мыслей. |
105. р/р | 11.02. | | Работа над ошибками. Редактирование текста. | Самостоятельно группировать и исправлять свои ошибки, редактировать текст. |
106. | 12.02. | | Грамматика. Мы говорим его стихами. | Познакомиться с понятиями «крылатые выражения» и «афоризмы» на основе произведений А.С.Пушкина. |
107. | 15.02. | | Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных. | Осознавать значимость знания о склонениях для выбора правильных окончаний слов. |
108. | 16.02. | | Контрольное изложение №1 «В здоровом теле здоровый дух». | Использовать изученные правила по графике, орфографии, пунктуации при фиксировании собственных мыслей. |
109. р/р | 17.02. | | Работа над ошибками. Редактирование текста. | Самостоятельно работать над своими ошибками. |
110. | 18.02. | | Таблица падежных окончаний имен существительных | Наблюдать, анализировать таблицу и обнаруживать различия в падежных окончаниях существительных. |
111. | 19.02. | | Грамматика. Слова, придуманные писателями. | Познакомиться с понятиями «индивидуально - авторские неологизмы» и «окказиональные неологизмы». |
112. | 20.02. | | Выбор гласных Е – И в падежных окончаниях имен существительных. | Осознавать значимость знания о склонениях для выбора правильных окончаний слов |
113. | 24.02. | | Формы родительного падежа имен существительных. Имена существительные общего рода. | Выделять имена существительные в форме родительного падежа, их окончания; познакомиться с именами существительными общего рода |
114. | 25.02. | | А – в окончаниях Д.п,Т.п,П.п. | Наблюдать за окончаниями имен существительных в Д.п,Т.п,П.п., находить сходства и различия. |
115. | 26.02 | | Грамматика. Слова, уходящие и слова – новички. | Изучить особенности слов-архаизмов и слов-неологизмов. |
116. | 29.02 | | Безударные падежные окончания существительных в ед.ч и мн.ч. | Строить алгоритм рассуждений при определении падежа имен существительных и выбирать нужное окончание. |
117. | 1.03. | | Сочинение повествовательного текста с элементами описания. | Использовать изученные правила по графике, орфографии, пунктуации при фиксировании собственных мыслей. |
118. р/р | 2.03. | | Работа над ошибками. Редактирование текста. | Самостоятельно группировать и исправлять свои ошибки, редактировать текст. |
| | | ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ. 23 ч. | |
119. | 3.03. | | Связь имен прилагательных с именами существительными. | Выделять из предложения словосочетания прилагательное +существительное, устанавливать их лексическую и грамматическую связь. |
120. | 4.03. | | Грамматика. Словарь языка Пушкина. | Рассмотреть особенность построения «Словаря языка Пушкина». |
121. | 9.03. | | Падежные окончания имен прилагательных. | Наблюдать и устанавливать, можно ли общее правило проверки безударных гласных применить к прилагательным. |
122. | 10.03. | | Правописание падежных окончаний имен прилагательных женского рода. | Формулировать алгоритм проверки правописания безударных падежных окончаний прилагательных женского рода. |
123 | 11.03. | | Грамматика. Смуглая Чернавка. | Рассмотреть особенность древнерусских имен, познакомиться с историей русских имен, с первыми русскими именами, на примере произведений А. С. Пушкина. |
124 | 14.03. | | Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода. | Формулировать алгоритм проверки правописания безударных падежных окончаний прилагательных мужского и среднего рода. |
125. | 15.03. | | Контрольный диктант №6 по итогам 3-ей четверти. | Использовать изученные правила по графике, орфографии, пунктуации при записи текста под диктовку. |
126. | 16.03. | | Работа над ошибками. | Самостоятельно исправлять свои ошибки. Соотносить варианты интонирования и варианты пунктуации в предложениях с однородными членами. |
127. | 17.03. | | Краткие прилагательные. | Познакомиться с краткими прилагательными, способами их образования. |
128. | 18.03. | | Грамматика. Паронимы, или «ошибкоопасные» слова. | Познакомиться с понятием «паронимы». Рассмотреть виды паронимов и способы их образования. |
129. | 21.03. | | Падежные окончания имен существительных и имен прилагательных. | Применять на практике правило правописания безударных падежных окончаний имен существительных и имен прилагательных. |
130. | 22.03. | | Изложение по самостоятельно составленному плану. | Использовать изученные правила по графике, орфографии, пунктуации при фиксировании собственных мыслей. |
131. р/р | 23.03. | | Работа над ошибками. Редактирование текста. | Самостоятельно группировать и исправлять свои ошибки. |
132. | 24.03 | | Морфологический разбор имен прилагательных. | Производить морфологический разбор имен прилагательных. |
133. | 25.03. | | Грамматика. Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика». | Познакомиться с явлением межъязыковой паронимии. Рассмотреть виды паронимов и способы их образования. |
134. | 4.04. | | Падежные формы склоняемых частей речи. | Применять на практике правило правописания безударных падежных окончаний имен существительных и имен прилагательных. |
135. | 5.04. | | Сочинение по репродукции В.М.Васнецова «Богатыри». | Использовать изученные правила по графике, орфографии, пунктуации при фиксировании собственных мыслей. |
136. р/р | 6.04. | | Работа над ошибками. Редактирование текста. | Самостоятельно группировать и исправлять свои ошибки. Редактировать текст. |
137. | 7.04. | | Части речи как члены предложения при выражении мыслей и чувств. | Производить синтаксический разбор предложения, различать части речи и члены предложения. |
138. | 8.04. | | Грамматика. Какой словарь поможет избежать ошибок? | Работать со словарями паронимов. |
139. | 11.04. | | Главные члены предложения. | Производить синтаксический разбор предложения, различать главные и второстепенные члены предложения. |
140. | 12.04. | | Изложение. Композиция повествовательного текста. | Использовать изученные правила по графике, орфографии, пунктуации при фиксировании собственных мыслей. |
141. р/р | 13.04. | | Работа над ошибками. Редактирование текста. | Самостоятельно группировать и исправлять свои ошибки. Редактировать текст. |
142. | 14.04. | | Синтаксическая роль имен прилагательных. | Наблюдать за синтаксической ролью имен прилагательных. |
143. | 15.04. | | Грамматика. Словарь- грамотей. | Познакомиться со словарной статьей орфографического словаря. Работать со словарем. |
144. | 18.04. | | Обобщение и коррекция знаний по теме «Имя прилагательное». | Применять на практике правило правописания безударных падежных окончаний имен существительных и имен прилагательных. Производить морфологический разбор имени существительного и имени прилагательного. |
145. | 19.04. | | Контрольный диктант №7 по теме «Правописание падежных окончаний имен существительных и имен прилагательных». | Использовать изученные правила по графике, орфографии, пунктуации при записи текста под диктовку. |
146. | 20.04. | | Работа над ошибками. Обобщение и коррекция знаний по теме «Имя прилагательное». | Самостоятельно исправлять свои ошибки. Соотносить варианты интонирования и варианты пунктуации в предложениях с однородными членами. |
147. | 21.04. | | Контрольное тестирование №2. | Соотносить результат проведенного самоконтроля с поставленными целями при изучении темы, оценивать их и делать выводы. |
148. | 22.04. | | Грамматика. Научная этимология. | Познакомиться со словарной статьей этимологического словаря. Рассматривается значение этимологического словаря, история происхождения слов «вол», «волк» и «волынка», «запонка» и «запятая». |
| | | СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ. 8 ч. | |
149. | 25.04. | | Служебные части речи. | Различать самостоятельные и служебные части речи. |
150. | 26.04. | | Союзы. Их «служба» в речи. | Познакомиться с союзами, их «работой» в предложении. |
151. | 27.04. | | Участие предлогов в образовании падежных имен существительных и местоимений. | Различать предлоги и приставки, наблюдать за участием предлогов в образовании падежных имен существительных и местоимений. |
152. | 28.04. | | Грамматика. Какие бывают имена? | Познакомиться с наукой «ономастика», с традиционными кличками животных на Руси. Рассмотреть способы и причины образования омонимов |
153. | 29.04. | | Отрицательная частица НЕ. Использование в речи частиц ЛИ РАЗВЕ, БЫ. | Познакомиться с правилом правописания глаголов с отрицательной частицей НЕ, наблюдать за использованием в речи частиц ЛИ РАЗВЕ, БЫ. |
154. | 4.05. | | Предлоги, союзы и частицы как служебные части речи. | Различать служебные части речи, применять на практике правила их правописания.. |
155. | 5.05. | | Отличие предлогов от приставок. | Различать предлоги и приставки, их «работу» в речи. |
156. | 6.05. | | Грамматика. Древнерусские имена. | Познакомиться с историей образования древнерусских имен. |
157. | 10.05. | | Сочинение. Композиционные особенности текста-описания по картине А.К.Саврасова «Грачи прилетели» | Понимать композиционные особенности текста-описания, создавать собственные высказывания типа описания. |
158. р/р | 11.05. | | Работа над ошибками. Главные и второстепенные члены предложения. | Самостоятельно группировать и исправлять свои ошибки. Редактировать текст. |
| | | ПОВТОРЕНИЕ. 10 ч. | |
159. | 12.05. | | Контрольное изложение №2.«Странный дуэт». | Использовать изученные правила по графике, орфографии, пунктуации при фиксировании собственных мыслей. |
160. | 13.05. | | Грамматика. Отчество и фамилия. | Познакомиться с историей появления отчеств и фамилий в русском языке, наукой «антропонимика». |
161. | 16.05. | | Работа над ошибками. Предложения с однородными членами. | Самостоятельно исправлять свои ошибки. Соотносить варианты интонирования и варианты пунктуации в предложениях с однородными членами. |
162. | 17.05. | | Главные и второстепенные члены предложения. | Различать главные и второстепенные члены предложения, производить синтаксический анализ предложения. |
163. | 18.05. | | Контрольный диктант №8 по теме «Изученные орфограммы за год». | Использовать изученные правила по графике, орфографии, пунктуации при записи текста под диктовку. |
164. | 19.05. | | Работа над ошибками. Синтаксический анализ предложений. | Самостоятельно исправлять свои ошибки. Соотносить варианты интонирования и варианты пунктуации в предложениях с однородными членами, сложных предложениях. |
165 | 20.05. | | Грамматика. Надо ли останавливаться перед зеброй? | Познакомиться со способами номинации, аффиксального словообразования и словосложения. Использовать уже имеющегося названия предмета. |
166 | 23.05. | | Изложение повествовательного текста. | Использовать изученные правила по графике, орфографии, пунктуации при фиксировании собственных мыслей. |
167р/р | 24.05. | | Работа над ошибками. Проверка изученных орфограмм. | Самостоятельно группировать и исправлять свои ошибки. |
168 | 25.05. | | Лексическая и грамматическая связь слов в предложении. | Находить грамматическую основу предложения, второстепенные члены, устанавливать лексическую и грамматическую связь слов в предложении. |
169 | 26.05. | | Синтаксический анализ предложений. | Анализировать разные типы предложений. |
170. | 27.05. | | Обобщение знаний, полученных за год. | Показать знания, полученные за год. |