муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 имени В.М. Пучковой»
с. Хороль Хорольского муниципального района Приморского края
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
зам.директора по УВР приказом по школе
__________Проневич С.Ю. от « » _________2015г №
«___» ___________ 2015 г.
Рабочая программа по русскому языку.
2 класс, УМК «Планета знаний»
Составитель:
Шохалевич И.Д.,учитель
высшей квалификационной категории
СОГЛАСОВАНО
руководитель ШМО
_________Гильванова Т.В.
«____» августа 2015г.
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета русский язык разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной образовательной программы начального общего образования, авторской программы (Л.Я.Желтовская, О.Б.Калинина), планируемых результатов начального общего образования.
Актуальность изучения данного предмета
Назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка. Ведущим направлением учебной деятельности является овладение письменной речью, культурой письменного общения, наряду с развитием умений чтения, говорения и слушания.
Рабочая программа ориентирована на усвоение обязательного минимума гуманитарного образования, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения.
Целями изучения предмета «русский язык» являются:
- формирование умений сознательно и грамотно пользоваться богатыми ресурсами родного языка в речевой практике;
- воспитание уважения к языку родного народа, чувства сопричастности к сохранению его самобытности и чистоты, стремления познавать свойства родного слова и совершенствовать свою речь.
Для достижения поставленных целей на уроках необходимо решать следующие задачи:
- дать представление о роли языка в жизни человека, о богатстве и выразительности средств русского языка, свойствах родного слова;
- обеспечить усвоение первоначальных знаний о системе русского языка, в частности из области лексики, фонетики, графики и грамматики, а также формирование умений применять эти знания на практике;
- сформировать орфографические и пунктуационные умения и навыки;
- развивать речь учащихся и их «чувство» языка: обогащать их словарный запас, грамматический строй речи, способствовать усвоению орфоэпических норм литературного языка;
- формировать речевые умения, позволяющие адекватно воспринимать, воспроизводить чужую речь, создавать собственные высказывания в устной и письменной форме, участвовать в диалоге;
- способствовать развитию познавательного интереса, познавательных и творческих способностей детей.
Реализация данной программы предусмотрена на основе системы учебников УМК «Планета знаний»
Л.Я.Желтовская, О.Б.Калинина, учебник «Русский язык», издательство «Астрель» 2012 г.
Л.Я.Желтовская, О.Б.Калинина, рабочая тетрадь «Русский язык» №1, №2, издательство «Астрель».
Л.Я.Желтовская, О.Б.Калинина, контрольные и диагностические работы, издательство «Астрель».
На изучение предмета русский язык во 2 классе выделяется 170 часов (5 часов в неделю, 34 учебные недели), введенный 1 час из части формируемой участниками образовательных отношений отводится на изучение грамматики с целью расширить, углубить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика – увлекательное путешествие по русскому языку.
Во 2 классе контроль за достижением планируемых результатов предполагается через проведения бесед, фронтального, индивидуального опроса, самостоятельных, контрольных работ, тестов, работы по карточкам, самостоятельной подготовки вопросов по изучаемой теме, самоконтроля по образцу, подготовки творческих работ, самопроверки, взаимопроверки, словарной работы.
Для формирования ключевых образовательных компетенций применяются технологии индивидуального, индивидуально-группового, группового, коллективного способа обучения, технологии уровневой дифференциации, развивающего обучения и воспитания.
Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:
методами организации и осуществления учебно–познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстративных), практических, проблемно – поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся;
методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр; методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ.
Степень активности и самостоятельности учащихся нарастает с применением объяснительно – иллюстративного, частично – поискового (эвристического), проблемного изложения, исследовательского методов обучения.
Используются следующие средства обучения: учебно – наглядные пособия (таблицы, модели и др.), ЭОРы, организационно – педагогические средства (карточки, раздаточный материал).
Виды контрольных измерений.
Контрольный диктант – 7
Контрольное списывание – 3
Контрольное изложение – 1
Контрольное тестирование - 2
№ | Дата | Тема |
1 | | Контрольное тестирование №1. |
2 | | Контрольный диктант № 1по теме «Обозначение на письме звуков и букв». |
3 | | Контрольное списывание №1. Виды предложений по цели высказывания. |
4 | | Контрольный диктант № 2 по теме « Правописание приставок со словом». |
5 | | Контрольное списывание № 2 текста с грамматическим заданием. |
6 | | Контрольный диктант № 3 по теме «Проверяемые орфограммы в корне слова». |
7 | | Контрольное списывание № 3 текста с грамматическим заданием. |
8 | | Контрольный диктант № 4 по теме «Слова с двойными согласными». |
9 | | Контрольный диктант № 5 по теме «Обозначение твёрдых и мягких согласных звуков. Разделительный ь знак». |
10 | | Контрольный диктант № 6 «Собственные имена существительные». |
11 | | Контрольное тестирование № 2. |
12 | | Контрольное изложение № 1 «Золотой луг» |
13 | | Контрольный диктант № 7по теме «Изученные орфограммы за год». |
Критерии оценивания в соответствии с Положением о системе оценок, формах и порядке промежуточной аттестации обучающихся на уровне начального общего образования.
Диктант |
«5» | ставится, если нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно. Не ставится при трёх исправлениях, но при одной негрубой ошибке можно ставить |
«4» | ставится, если не более двух орфографических ошибок; работа выполнена чисто, но есть исправления; 2 орфограф. и 2 пунктуац. ошибки или 1 орфограф. и 3 пунктуац |
«3» | ставится за диктант, в котором допущено от 3 до 5 (с учетом принципа «повторяющейся ошибки на одно и тоже правило») орфографических (фонетико-графических) ошибок в следующих возможных вариантах: а) 3 орфографических и 2-3 пунктуационные, б) 4 орфографических и 2 пунктуационные, в) 5 орфографических и 1 пунктуационная ошибка. Работа выполнена небрежно, имеются существенные отклонения от норм каллиграфии. Допускается дополнительно по одному исправлению любого характера |
«2» | ставится, если допущено более 6 орфографических ошибок (с учетом принципа «повторяющейся ошибки на одно и тоже правило»), работа написана неряшливо |
Грамматическое задание |
«5» | ставится за безошибочное выполнение всех заданий, когда ученик обнаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы |
«4» | ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применять свои знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не менее 3/4 заданий |
«3» | ставится, если ученик обнаруживает усвоение определённой части из изученного материала, в работе правильно выполнил не менее 1/2 заданий |
«2» | ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий |
Списывание текста |
«5» | ставится за безошибочное аккуратное выполнение работы |
«4» | 1 ошибка и 1 исправление (2 - 4 кл.) |
«3» | 2 ошибки и 1 исправление (2 - 4 кл.) |
«2» | 3 и более ошибки (2 - 4 кл.) |
Словарный диктант Количество слов 2 класс – 10 – 12 слов |
«5» | нет ошибок |
«4» | 1 – 2 ошибки или 1 исправление |
«3» | 3 – 4 ошибки (65% без ошибок) |
«2» | 5 и более ошибок |
Ошибкой в диктанте следует считать:
- нарушение правил орфографии при написании слов;
- пропуск и искажение букв в словах;
- замену слов;
- отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса;
- неправильное написание слов, которые не проверяются правилом (списки таких слов даны в программе каждого класса);
- однотипные ошибки: первые три однотипные ошибки = 1 ошибке, но каждая следующая подобная считается за отдельную ошибку.
За ошибку не считаются:
- ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в предшествующих классах не изучались;
- единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы;
- единичный случай замены одного слова без искажения смысла.
Негрубыми ошибками считаются следующие:
- повторение одной и той же буквы в слове;
- недописанное слово;
- перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;
- дважды записанное одно и то же слово в предложении.
Структура курса
№ | Модуль | Кол-во часов |
1 | Язык и речь. Вводный раздел. | 4 ч |
2 | Слово и его строение. | 28ч |
3 | Слово и его значение. | 13ч |
4 | Слово и его значимые части. | 10 ч |
5 | Орфограммы в корне слова. | 74ч |
6 | Части речи и их работа в предложении. | 30ч |
7 | Обобщение и коррекция знаний за год. | 11ч |
8 | Грамматика | 34 ч |
| Всего | 170 ч |
Содержание курса.
Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).
Язык и речь. Роль дара речи, дара слова в жизни человека (социальная роль языка, функции познания, общения). Представление о языке и речи. Слово как главное средство языка и речи. Русский язык - родной язык русского народа. Наблюдение над выразительными средствами русского языка, устной народной речи. Устная и письменная речь. Слова вежливости в русском речевом этикете.
Слово и его строение. Звуковое, буквенное, слоговое строение слов. Обозначение на письме звуков согласных (твердых и мягких, звонких и глухих) и гласных. Использование алфавита. Последовательность букв русского алфавита. Роль букв е, ё, ю, я в обозначении звуков. Историческая справка о создании письменности на Руси, о рождении и изменениях русского алфавита, об использовании прописных букв. Смыслоразличительная роль звуков, букв. Большая буква в именах, фамилиях людей, кличках животных. Ударение. Смыслоразличительная роль ударения. Ударный слог. Строение слога. Правила переноса слова.
Слово и его значение. Словарное богатство русского языка. Конкретное (лексическое) значение слова, его разъяснение в толковых словарях. Слова, имеющие одно, два и несколько значений. Прямое и переносное значения слова.
Слова с близким и противоположным значениями (синонимы, антонимы). Пути, источники пополнения словарного запаса русского языка. Знакомство с толковым словарем.
Слово и его значимые части. Значимые части слов (корень, приставка, суффикс, окончание). Корень - смысловой центр слова. Однокоренные слова. Корень - "ключик" к истории происхождения слова. Роль окончания в слове. Наблюдение над формами изменения слов в предложении.
Орфограммы в корне слова. Представление об орфограмме. Правописание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных, удвоенных согласных в корне слова.
Использование разных способов проверки правописания орфограмм: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря.
Части речи и их работа в предложении. Общее представление о частях речи. Представление об одушевленных и неодушевленных именах существительных. Имена собственные (имена, отчества, фамилии, клички, географические названия). Наблюдение над изменением имен существительных по числам.
Смысловая и грамматическая связь имени прилагательного с именем существительным. Наблюдение над изменением прилагательных по числам.
Значения действия, состояния неживых предметов (растет, стоит, находится). Вопросы как средство выявления значения глагола. Смысловая и грамматическая связь с именами существительными. Наблюдение над изменением глаголов по числам.
Предлоги. Союзы (и, а, но, как, что). Их роль в речи: а) выражать отношения между знаменательными частями речи: пространственные (за, над, под, в, к), противительные (а, но), соединительные (и), сравнительные (как, точно, словно), б) служить для связи слов и предложений.
Обобщение и коррекция знаний за год. Слово, предложение, текст. Основные правила правописания слов, оформления предложений.
Грамматика. Звуки, звуко - буквенный анализ слов. Твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки в словах. Слова с сочетанием жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн.
Деление слов на слоги. Перенос слова по слогам. Части речи. Большая буква имен и фамилий людей, клички животных, названия городов, деревень, сел, рек, озер, морей, стран. Слова с безударной гласной в корне. Слова с парными звонкими и глухими согласными в корне слова и в конце. Точка, восклицательный или вопросительный знак в конце предложения.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
- осознание языка как основного средства мышления и общения людей;
- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств;
- внимание к мелодичности народной звучащей речи;
- положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса русского языка;
- способность к самооценке успешности в овладении языковыми средствами в устной и письменной речи.
Учащиеся получат возможность для формирования:
- чувства сопричастности к развитию, сохранению самобытности языка родного народа;
- эстетических чувств на основе выбора языковых средств при общении.
- осознания себя гражданином России, чувства сопричастности к истории своей страны и своего народа, гордости за свою страну;
- устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса русского языка;
- установки на здоровый образ жизни.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся.
Язык и речь:
-осознавать слово как главное средство языка; осознавать взаимосвязь в слове значения и формы его выражения (звуковой, буквенной);
- осознавать признаки предложения как коммуникативного средства языка (выражение мысли, связь слов, интонационная законченность;
- осознавать признаки текста как более объёмного высказывания (несколько предложений, объединённых одной темой и связанных друг с другом).
Слово и его строение:
- различать и характеризовать звуки русского языка( гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, звонкие/глухие);
- использовать правила обозначения гласных и согласных на письме;
- использовать знание последовательности букв в алфавите для упорядочения слов и поиска нужной информации;
- производить звукобуквенный анализ слов простой слоговой структуры
Орфограммы в корне слова:
- различать произношение и написание слов (в объёме содержания курса 2 класса);
- определять и уточнять правописание слова по орфографическому словарю учебника;
- применять на письме изученные правила: о переносе слов, о написании большой буквы в именах собственных (термин не используется), о правописании буквосочетаний жи–ши, ча–ща, чу–щу, чк, чн, об оформлении предложений на письме;
- запоминать правописание словарных слов и правильно их воспроизводить.
Слово и его значимые части:
- грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку тексты;
различать и называть: а) значимые части слова (корень, приставка, суффикс, окончание).
Слово и его значение:
- выявлять слова, значение которых требует уточнения;
- определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.
Части речи и их работа в предложении:
- определять грамматические признаки имён существительных, имён прилагательных, глаголов;
- находить в тексте личные местоимения, предлоги, союзы и, а, но, частицу не при глаголах;
- выполнять основные гигиенические требования при письме.
Учащиеся получат возможность научиться.
Слово и его строение:
- производить элементарные языковые анализы слов (звукобуквенный, по составу, как часть речи) в целях решения орфографических задач, синтаксический анализ предложений для выбора знаков препинания.
Слово и его значение:
- соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);
- проверять правильность постановки ударения или произношения слова по словарю учебника (самостоятельно) или обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.);
- подбирать синонимы для устранения повторов в тексте и более точного и успешного решения коммуникативной задачи;
- подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
- различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
- оценивать уместность и точность использования слов в тексте.
Орфограммы в корне слова:
- осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
- при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах.
Язык и речь:
- составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
- корректировать тексты с нарушениями логики изложения, речевыми недочётами;
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обмена мыслями, чувствами в устной и письменной речи (уметь слушать, читать и создавать небольшие тексты/высказывания) в учебных и бытовых ситуациях.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
- осознавать цели и задачи изучения курса в целом, раздела, темы;
- планировать свои действия для реализации задач урока и заданий к упражнениям;
- осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении языковых задач;
- выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
- руководствоваться правилом при создании речевого высказывания;
- следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия (памятки в справочнике учебника);
- осуществлять само- и взаимопроверку, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Учащиеся получат возможность научиться:
- адекватно оценивать правильность выполнения своих учебных действий;
- в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно.
Познавательные
Учащиеся научатся:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в справочных материалах учебника, в детских энциклопедиях);
- ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели, схемы для решения языковых задач;
- дополнять готовые информационные объекты (таблицы, схемы, тексты);
- находить, характеризовать, анализировать, сравнивать, классифицировать единицы языка: звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;
- осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слов, предложений, текстов);
- классифицировать, обобщать, систематизировать изученный материал по плану, по таблице;
- владеть общим способом проверки орфограмм в словах;
- выделять существенную информацию из читаемых текстов.
Учащиеся получат возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
приобрести первичный опыт критического отношения к получаемой информации.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
- владеть диалоговой формой речи;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при работе в паре;
- договариваться и приходить к общему решению;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании;
- адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
Учащиеся получат возможность научиться:
- с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь и речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Информационно - методическое обеспечение:
Н.М. Бетенькова «Конкурс грамотеев»; Ш.В. Журжина «Дидактический материал по русскому языку 2 класс»; О.В. Узорова «Безударные гласные» правила и упражнения; Е.А. Нефедова «Справочное пособие по русскому языку 2 класс»; И.В. Ктохина «Сценарии по изучению слов с непроверяемыми написаниями»; О.В. Узорова «Непроизносимые согласные» правила и упражнения, Л.Л. Страхова «Тексты для изложений 2 - 4 классы», В.П.Канакина «Работа над трудными словами в начальных классах», В.И.Воробьева «Сочинения по картинам в начальных классах», Л.И.Тикунова «Сборник диктантов и творческих работ».