Рабочая программа индивидуального обучения по русскому языку 3 класс.
Рабочая программа индивидуального обучения по русскому языку 3 класс.
Пояснительная записка
1. Соответствие программе
Индивидуальное учебно-тематическое планирование по русскому языку для 3 класса составлено в соответствии с образовательным стандартом на основе авторской программы Л. Я. Желтовской, Т. М. Андриановой, В. А. Илюхиной. При формировании ИУТП учитывалась специфика состояния здоровья ученика ( диагноз ДЦП, слабое зрение, левша), результаты обучения во 2 классе, а также личные достижения ученика.
Данил Скорость письма невысокая, почерк не разборчивый. У Данилы нарушен фонематический слух. При списывании и в диктанте допускает много пропусков, замены букв. Тетради оформлены небрежно – делает много исправлений, зачёркиваний. Чтобы разнообразить виды работы и увеличить объём работы предлагаются задания в виде индивидуальных карточек, используется тетрадь на печатной основе.
но тексты предлагаются меньшего объёма, чем предусмотрено программой
(т.к. медленная скорость письма).
На уроках будут использованы следующие ресурсы:
— материалы i-Класса «Русский язык.» 3 класс
— материалы учебника «Русский язык»
— рабочая тетрадь к учебнику «Русский язык»
— наглядный материал (схемы, таблицы)
2. Количество часов в неделю
Количество часов в неделю соответствует базовому и составляет 5 часов в неделю
Индивидуализация планирования связана:
— со спецификой заболевания ( ДЦП, особенности внимания, СЛАБОЕ ЗРЕНИЕ, ЛЕВША)
— со спецификой работы на уроке (рассеянное внимание, невысокая скорость письма)
3. Особенности ИУТП
- из курса частично удалены уроки, посвящённые проектной деятельности
4. Виды деятельности
Ученику доступны все виды учебной деятельности, но предпочтительными являются следующие:
— устный ответ
— составление/заполнение таблицы
— работа по алгоритму
— наблюдения, сравнения
5. Формы контроля
Предполагается осуществление промежуточного контроля в разных формах:
— опрос
— устный ответ
— тестирование
— самостоятельная работа
6. Основные сложности
— слабая сформированность навыков самостоятельной работы.
7. Корректировка ИУТП.
1) Значительные корректировки возможны в связи с длительным непосещением занятий (болезнь, незапланированный отъезд в санаторий и п.т.).
2) В зависимости от динамики и качества усвоения материала в течение учебного года может быть произведено перераспределение часов / тем.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа индивидуального обучения по русскому языку 3 класс.»
Рабочая программа индивидуального обучения
по русскому языку 3 класс
на 2015 – 2016 учебный год .
г. Липецк
2015 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Пояснительная записка
1. Соответствие программе
Индивидуальное учебно-тематическое планирование по русскому языку для 3 класса составлено в соответствии с образовательным стандартом на основе авторской программы Л. Я. Желтовской, Т. М. Андриановой, В. А. Илюхиной. При формировании ИУТП учитывалась специфика состояния здоровья ученика ( диагноз ДЦП, слабое зрение, левша), результаты обучения во 2 классе, а также личные достижения ученика.
Данил Скорость письма невысокая, почерк не разборчивый. У Данилы нарушен фонематический слух. При списывании и в диктанте допускает много пропусков, замены букв. Тетради оформлены небрежно – делает много исправлений, зачёркиваний. Чтобы разнообразить виды работы и увеличить объём работы предлагаются задания в виде индивидуальных карточек, используется тетрадь на печатной основе.
но тексты предлагаются меньшего объёма, чем предусмотрено программой
(т.к. медленная скорость письма).
На уроках будут использованы следующие ресурсы:
— материалы i-Класса «Русский язык.» 3 класс
— материалы учебника «Русский язык»
— рабочая тетрадь к учебнику «Русский язык»
— наглядный материал (схемы, таблицы)
2. Количество часов в неделю
Количество часов в неделю соответствует базовому и составляет 5 часов в неделю
Индивидуализация планирования связана:
— со спецификой заболевания ( ДЦП, особенности внимания, СЛАБОЕ ЗРЕНИЕ, ЛЕВША)
— со спецификой работы на уроке (рассеянное внимание, невысокая скорость письма)
3. Особенности ИУТП
- из курса частично удалены уроки, посвящённые проектной деятельности
4. Виды деятельности
Ученику доступны все виды учебной деятельности, но предпочтительными являются следующие:
— устный ответ
— составление/заполнение таблицы
— работа по алгоритму
— наблюдения, сравнения
5. Формы контроля
Предполагается осуществление промежуточного контроля в разных формах:
— опрос
— устный ответ
— тестирование
— самостоятельная работа
6. Основные сложности
— слабая сформированность навыков самостоятельной работы.
7. Корректировка ИУТП.
1) Значительные корректировки возможны в связи с длительным непосещением занятий (болезнь, незапланированный отъезд в санаторий и п.т.).
2) В зависимости от динамики и качества усвоения материала в течение учебного года может быть произведено перераспределение часов / тем.
Учебно – методическое планирование:
N п/п
Название темы
Количество часов
Общее количество часов
Теория
Практика
1.
Язык и речь.
26
23
3
2.
Проводники наших мыслей.
37
34
3
3.
О главном.
48
46
2
4.
Конкретизируем значение, распространяем мысль
39
37
2
5.
Повторение изученного материала.
20
16
4
Итого :
170
156
14
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 3 класс (170 ч)
Речевое общение — 46ч
Речь (2 ч). Речь как способ общения с помощью языковых средств. Речевое общение как мыслительно-речевая деятельность. Представление о речевых действиях, об основных видах речевой деятельности: говорении, слушании, письме, чтении. Единство двух сторон речевого общения: передача (говорение, письмо) и восприятие (слушание, чтение) смысла. Качества речи.
Высказывание. Текст (10 ч). Высказывания в форме текста-диалога и текста-монолога.
Тема и основная мысль текста. Отражение темы в заголовке. Главная часть текста в раскрытии темы. Основная мысль (идея) текста. Способы выражения идеи: в заголовке, в предложении текста. Наблюдение над развитием мысли в текстах.
Особенности текстов с точки зрения их назначения (цели высказывания): описание предметов (цветов, изделий народных промыслов, времени года, поделок и пр.); повествование (о своих увлеченьях, любимых играх, об увиденном, услышанном, прочитанном); рассуждение (о любимом периоде времени года, дереве, уголке природы и др.), объяснения выбора своих решений.
Жанровое разнообразие текстов. Стихи. Письмо как текст. Объявление. Загадка.
Средства выразительности речи (2 ч). Мелодика речи: интонационный рисунок предложений, слов. Средства выражения авторского отношения: использование оценочной лексики,
синонимов, антонимов, сравнений, фразеологизмов. Употребление слов в переносном значении. Роль использования в речи пословиц,поговорок.
Приемы целесообразного использования при общении несловесных средств (мимики, жестов).
Коммуникативно-речевые умения1 (30 ч). Восприятие (понимание смысла обращенной к ученику речи) устных и письменных высказываний, включающие две микротемы. Восприятие интонационного рисунка предложения, фразы, выделение главного, понимание средств выразительности словесных и несловесных средств общения (образные слова, оценочные слова, интонация, мимика, жесты).
Чтение осмысленное, плавное (целыми словами и словосочетаниями). Выявление непонятных слов, выражений, уточнение их значения (с помощью взрослых, толкового, этимологического словарей). Определение темы и основной мысли текста по заголовку, по ключевым словам и главным частям текста.
Устное и письменное воспроизведение чужой речи. Списывание с образца, письмо по памяти, под диктовку. Устный пересказ, письменное изложение текста по частям (свободное списывание или диктант), изложение целого текста с опорой на коллективно составленный план, на рисунки, иллюстрации.
Создание собственных высказываний (сочинений, небольших по объему, с 1—2 микротемами). Определение темы и цели высказывания, отбор нужного для материала, продумывание способов донесения смысла высказывания до слушателей, читателей. Выделение в собственном высказывании главного, выражение основной мысли и своего отношения к высказываемому (посредством заголовка, употребления специальных слов и выражений, их форм).
Употребление слов в соответствии с орфоэпическими нормами, использование точной интонации в собственной речи.
Разборчивое и достаточно быстрое письмо слов в соответствии с требованиями каллиграфии.
Составление текста письма (родным, друзьям), подпись конверта; составление текстов записки, объявления о пропаже животного, описание любимых цветов, изделий народных промыслов (матрешки), выражение своего отношения к разным периодам времен года, месяцам, праздникам, сочинение юмористических историй по рисункам, рассказ об историях, происшедших реально.
Ведение диалога: вступление в разговор, поддерживание его репликами, выражение своей точки зрения, убеждение, рациональное использование при разговоре несловесных средств общения.
Уместное использование и правильное построение высказываний этикетного характера: просьбы, пожелания, разговора по телефону.
Оценивание высказывания, редактирование.
Язык как средство общения — 124 ч
О роли языка (3 ч). Язык как кодовая система отражения реального мира с главным средством — словом. Языковые средства для обозначения предметов и явлений. Язык как средство общения.
Сведения из истории происхождения слов (этимологические экскурсы). Происхождение географических названий. Пословицы и поговорки как выразители мудрости и национального характера русского народа. Сведения о некоторых произносительных, словообразовательных и словоупотребительных нормах русского языка (красивее, надеть — одеть, нравиться, красненький и т. п.). Разделы языкознания (представление о разделах науки о языке).
Слово: форма и значение (повторение) (3 ч). Связь формы и значения слова. Лексика как раздел науки о языке, изучающий лексические значения слов. Многозначные слова. Синонимы. Антонимы. Употребление слов в речи (тексте) в переносном значении. Сведения о заимствованиях в русском языке. Представление о фразеологизмах. Представление о способах толкования лексических значений слов при работе со словарями разных типов: толковыми, синонимов, антонимов.
Слово и его значимые части (15 ч). Углубление представлений о морфемном составе слова (корень, приставка, суффикс, окончание) и роли морфем в словах.
Корень как главная значимая часть слова, «проводник» истории происхождения слова. Слова с двумя корнями (сложные слова).
Словоизменение и словообразование. Значения и роль окончаний в словах.
Общее представление о продуктивных способах образования слов (приставочный, суффиксальный). Приставка и суффикс как значимые словообразующие морфемы. Наблюдение над оттенками значений, вносимыми в слова приставками (от-, бес-, за-, вы- и др.), суффиксами (-онок-, -ек- ,-шц-, -тель- и др.). Роль употребления в речи слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (-ОЧК-, -ек-,-ик-,-еньк-).
Слово как часть речи (22 ч). Критерии распределения слов по частям речи (общие значения, вопросы как средства их выделения, формы изменения, роль в предложении).
Имя существительное (6 ч). Углубление представлений о значениях имен существительных: обозначение признака (белизна, чернота), обозначение эмоций (счастье,радость, тревога, горе). Имена собственные и нарицательные (единицы административного деления России: края, округа, области, районы, названия улиц).
Наблюдение над изменением имен существительных по падежам в единственном и множественном числе. Роль имен существительных в предложениях.
Имя прилагательное (4 ч). Углубление представлений о значениях имен прилагательных: оценочная характеристика предмета, лица (дружный, смелый, красивый, добрый); материал, из которого сделан предмет (железный ковш, шерстяной костюм).
Наблюдение над изменением имен прилагательных по падежам в единственном и множественном числе. Роль имен прилагательных в предложениях.
Глагол (7ч). Углубление представлений о значениях глаголов: речевые и мыслительные процессы (думает, говорит, представляет), состояние (болеет, нездоровится, удивляется). Наблюдение над оттенками значений, выражаемых глаголами совершенного и несовершенного вида (без терминов). Общее представление о начальной форме глаголов. Время глаголов. Наблюдение над изменением глаголов по лицам и числам. Роль глаголов в предложениях.
Местоимение (2 ч). Наблюдение над особенностью значения местоимений — обозначать предмет, лицо, не называя, а лишь указывая на них. Личные местоимения, употребляемые в единственном и множественном числе (я, ты, он, мы, вы, они). Роль местоимений в предложениях.
Служебные части речи (3 ч). Углубление представлений о роли служебных частей речи: выражение различного рода отношений между знаменательными частями речи (пространственные, причинные, цели — предлоги, союзы), оттенки значений и чувств (вопроса, уточнения, восхищения, отрицания — частицы).
Наблюдение над ролью предлогов и союзов в составе словосочетаний, союзов в составе сложных предложений.
Правописание (43 ч). Повторение изученных орфограмм. Слова с двумя безударными гласными в корне (зеленеет, холодит, береговой, воробей). Гласные и согласные в приставках. Употребление мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода (ночь, мышь). Употребление разделительного твердого знака. Написание частицы НЕ с глаголами. Написание родовых окончаний прилагательных, глаголов прошедшего времени. Употребление большой буквы в названиях областей, районов, городов, сел, улиц.
Синтаксис и пунктуация (38 ч). Словосочетание (10 ч). Углубление представлений о структуре и значениях словосочетаний: предмет и его признак, действие и предмет, с которым оно связано (читать книгу, заплетать косу, рубить топором). Словосочетания с синонимическими значениями (малиновое варенье — варенье из малины). Связь слов в словосочетаниях (наблюдение над согласованием, управлением). Роль словосочетаний в предложениях.
Предложение (24 ч). Виды предложений по цели высказывания (вопросительные и невопросительные), разнообразие целей высказывания (речевых задач), выражаемых невопросительными предложениями: сообщить (повествовательные); убедить, попросить, приказать (побудительные); утвердить, отрицать, предположить и т. п.
Виды предложений по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные. Интонационное и пунктуационное оформление предложений, разных по цели высказывания и по эмоциональной окраске.
Структура предложений. Главные члены как основа предложения. Подлежащее и основные способы его выражения в предложениях (имя существительное, местоимение). Сказуемое и основные средства его выражения в предложениях (глаголы).
Предложения распространенные и нераспространенные. Общее представление о второстепенных членах предложения.
Наблюдения над интонацией предложений, осложненными обращениями.
Знаки препинания в конце предложений.
Изобразительно-выразительные средства языка (4 ч). Интонация. Оценочная и эмоциональная лексика (красивый, ужасный, нравиться, воспитанный, как хорошо и пр.).
Сравнение, средства его выражения: описательные выражения (похож на..., подобен...), сравнительные обороты (нежный, как..., неуклюжий, точно..., словно...). Употребление слов в переносном значении.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
3 класс
Учащиеся должны знать:
названия и основные признаки: а) основных средств языка: слово, предложение, текст; б) значимых частей слов: корень, приставка, суффикс, окончание; в) частей речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог; г) членов предложения главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные (без деления на виды);
правила написания слов (более сложной слоговой структуры): правописание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне, употребление разделительного твердого знака после приставок, мягкого знака после шипящих в именах существительных, не с глаголами, написание приставок и предлогов со словами, написание гласных и согласных в приставках;
правила употребления знаков препинания в конце предложения.
уметь:
производить фонетический анализ слов и разбор слов по составу в интересах правописания слов;
различать части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, личные местоимения, предлоги), осмысливать их роль в предложении;
устанавливать связь между словами в словосочетании и предложении;
производить элементарный синтаксический анализ предложений по цели выказывания, интонации, наличию главных и второстепенных членов предложения;
грамотно, без пропусков, искажений букв, каллиграфически правильно списывать, писать под диктовку тексты в 60— 65 слов, включающие слова с изученными орфограммами, а также пунктограммы: употребление точки, вопросительного и восклицательного знаков в конце предложений, запятых при однородных членах предложения.
Программа также позволяет дать представление о:
—речевом общении как обмене мыслями, чувствами между людьми;
разных типах текста по назначению (рассказываем, описываем, рассуждаем), по стилю (художественное описание, разговорная, научная и деловая речь); по жанру (природная зарисовка, письмо, объявление, ответ на вопрос, пословица, считалка и др.);
языковых средствах выражения главного смысла в слове, словосочетании, предложении, тексте (корень, главное слово, главные члены предложения, главная часть раскрытия темы, главная мысль);
изобразительных средствах языка, приемах создания слова-образа (описательный оборот, сравнительный оборот, слово с переносным значением);
сформировать умения:
уместно и правильно использовать высказывания этикетного характера при разговоре по телефону, при встрече, обращении с просьбой, приглашении;
воспринимать, излагать содержание прочитанных (услышанных) текстов в 60—75 слов, высказываться самостоятельно на темы, близкие жизненному опыту учащихся (описания цветов, выражение отношения ко времени года, рассказы из жизни животных, повествование о каникулах и пр.). Для ориентировки в содержании программы начальной школы приводим примерный перечень требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся, оканчивающих 4 класс.
Учебно – методическое обеспечение:
Желтовская, Л. Я. Русский язык : 3 кл. : учебник для четырехл. нач. шк. : в 2 ч. М.:ACT: Астрель.
Желтовская, Л. Я. Русский язык : 3 кл. : рабочая тетрадь : в 2 ч. / Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. - М.:ACT : Астрель
Желтовская, Л. Я. Обучение в 3 классе по учебнику «Русский язык» : метод, пособие / Л. Я. Желтовская. - М.:ACT : Астрель.
Литература
Львов, М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. - М., 2002.
Львова, С. И. Язык в речевом общении : факультативный курс / С. И. Львова. - М., 1999
Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения / под ред. М. С. Соловейчик.-М., 1994.
Желтовская, Л. Я. Русский язык (коммуникативно-ориентированный курс). 2-4 кл. Программа // Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4) : сб. : в 2 ч. Ч. 1 / Л. Я. Желтовская, А. Ю. Купалова. - М.: Просвещение, 2000-2003.