Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Волшебные пальчики"»
Актуальность Декоративное творчество способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов».
Одним из наиболее востребованных видов декоративно-прикладного творчества является лепка. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения. Лепка формирует эстетические вкусы, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряда математических представлений.
Практическая направленность содержания программы для младших школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к. именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.
Программа строится на основе следующихпринципов:
- принцип системности – предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении; - принцип дифференциации – предполагает выявление и развитие у учеников склонностей и способностей по различным направлениям; - принцип увлекательности является одним из самых важных, он учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся; - принцип коллективизма – в коллективных творческих делах происходит развитие разносторонних способностей и потребности отдавать их на общую радость и пользу.
Отличительными особенностями программы является в том, что она имеет стартовый уровень, что позволяет обучающимся получить умения и навыки по лепке из пластилина, не обладая специальными способностями. Изучив азы программы, каждый ребенок может своими руками создать эстетически красивую и полезную вещь.
Программа особенно будет интересна и полезна тем, кому нравится:
– практическая направленность занятий;
– групповой характер работ с распределением обязанностей в группе;
– сотрудничество детей с членами своей семьи, для обеспечения реального взаимодействия семьи и школы;
– различные виды деятельности.
Количество обучающихся в группе - 23 школьника. Для обучения нет специальных условий набора учащихся, принимаются все желающие.
Программа предназначена для учащихся 1 классов. В 1 классе 33 занятия (2 раза в неделю по 40 минут) .
Режим занятий соответствует СанПин 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Цель кружковой деятельности:
– развитие творческих и коммуникативных способностей ребенка посредством самовыражения через изготовление изделий из пластилина. Задачи кружковой деятельности:
образовательные:
ознакомление со способами деятельности – лепка игрушки;
овладение основами, умениями работы из целого куска, из отдельных частей создание образов;
формирование способности к творческому раскрытию, самостоятельности, саморазвитию;
обогащение знаний детей через изучение декоративно-прикладного искусства – лепки из пластилина;
овладение умениями применять в дальнейшей жизни полученные знания.
развивающие:
повышение уровня навыков и умений в мастерстве детей в результате своих работ;
формирование способности к самостоятельному поиску методов и приемов, способов выполнения;
развитие опыта и творческой деятельности в создании новых форм, образцов, поиске новых решений в создании композиций;
развитие способности к личному самоопределению и самореализации в дальнейшей жизни.
воспитательные:
воспитание ответственности при выполнении работ, подготовке к выставкам;
соблюдение правил техники безопасности
понимание необходимости качественного выполнения образа;
конструктивное взаимодействие с эстетическим воспитанием, речевым развитием, мелкой моторики, глазомера;
приобретение готовности самостоятельно выполнять все виды игрушек, требуемых по программе.
Учебный материал курса предусматривает реализацию триединой дидактической цели: образовательной, развивающей и воспитывающей. В интегрированный курс включены такие виды деятельности, как чтение, слушание, рисование, лепка, конструирование, ролевая игра, инсценировка, с учетом возрастных особенностей.
Предполагаемые результаты реализации программы
Воспитательные результаты работы по данной программе внеурочной деятельности можно оценить по трём уровням.
Результаты первого уровня (Приобретение воспитанником социальных знаний): Овладение способами самопознания, рефлексии; приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия; развитие актёрских способностей.
Результаты второго уровня (формирование ценностного отношения к социальной реальности ): Получение воспитанником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура)
Результаты третьего уровня (получение воспитанником опыта самостоятельного общественного действия): обучающийся может приобрести опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
Личностные результаты:
будут сформированы:
–потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
–целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
–этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
–осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
научатся:
–понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
–планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
– осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
–анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные:
–пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
–понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
–проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.
Коммуникативные:
–включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
–работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
–обращаться за помощью;
–формулировать свои затруднения;
–предлагать помощь и сотрудничество;
–слушать собеседника;
–договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
–формулировать собственное мнение и позицию;
–осуществлять взаимный контроль;
–адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
научатся:
–читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
–выразительному чтению;
–различать произведения по жанру;
–развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
–видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
–сочинять этюды по сказкам;
–умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение)
Структура программы:
Предлагаемая программа по лепке из пластилина представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся изделий.
Каждое новое изделие базируется на уже изученном, содержит знакомые формы и выполняется уже известными ребенку приемами, но при этом дополнено новыми, более сложными, еще не знакомыми ему элементами.
Лепка базируется на простых геометрических формах: шаре, цилиндре, конусе и жгуте, которые называются исходными формами. Простые изделия представляют собой только эти исходные формы. Более сложные получаются их доработкой при помощи различных приемов.
Все изучаемые темы распределены по трем разделам:
первый – исходные формы;
второй – доработка исходных форм;
третий – сложные изделия.
Первый раздел – это выполнение изделий самых простых объемных форм: шара, конуса, цилиндра и жгута. Учитель объясняет и показывает, как эти формы делать, но в основном предоставляет ребенку возможность справляться самостоятельно, не делая акцента на качестве исполнения. Основная задача здесь – научить видеть правильную геометрическую форму разного размера и уметь воплощать ее в изделии.
Второй раздел – выполнение более сложных изделий, когда исходные формы дорабатываются, усложняются. Полученные навыки закрепляются, изделия еще более усложняются.
Третий раздел – выполнение сложных изделий. Каждая тема этого раздела включает изготовление 2–5 новых предметов и охватывает все полученные навыки: изготовление исходных форм, их доработка, соблюдение пропорций, соединение частей.
Формы работы:
Формы занятий - групповые и индивидуальные занятия,
конкурсы,
устный опрос,
выставки,
творческие задания,
практическая работа,
итоговая коллективная работа.
Алгоритм работы
1этап - организационный.
Содержание этапа: организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания.
Содержание этапа: сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей.
IV этап - основной.
1.Усвоение новых знаний и способов действии. 2. Закрепление знаний и способов 3. Обобщение и систематизация знаний.
V этап – контрольный.
Используются тестовые задания, виды устного и письменного опроса, вопросы и задания различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисково-исследовательского).
VI этап - итоговый.
Содержание этапа: что нового узнали на занятии, какими умениями и навыками овладели.
VII этап - рефлексивный.
Мобилизация детей на самооценку. Может оцениваться работоспособность, психологическое состояние, результативность работы, содержание и полезность учебной работы.
VIII этап: информационный. Информация о домашнем задании (если необходимо), инструктаж по его выполнению, определение перспективы следующих занятий.
Формы контроля
Для полноценной реализации данной программы используются следующие виды контроля:
текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;
промежуточный – праздники, соревнования, коллективная работа, в выставках, конкурсы ;
итоговый – открытые занятия, выставка.
Формой подведения итогов считать: итоговая выставка призванная показать достижения детей за год. Лучшие изделия отбираются для участия в районных конкурсах, выставках.
Социально-педагогическая значимость программы:
–Общение и взаимодействие детей в одном коллективе.
–Воспитание толерантности и доброжелательности у детей, родителей и педагогов.
–Установление дружеских отношений «воспитатель – ребёнок – родитель».
–Воспитание нравственной культуры участников образовательного процесса.
с указанием основных видов деятельности обучающихся
1 класс
№ п\п
Название раздела и виды деятельности на занятии
Количество часов
теория
практика
всего
Введение – 1час.
1.
Знакомство с коллективом. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с необходимыми инструментами и оборудованием для занятий.
1
1
Мастерская художника – 6 часов
2.
Основные формы “шар”, “овал”, “диск”, “оттягивание частей”
0.5
0.5
1
3.
Основные приемы «сплющивание», «расплющивание», «соединение 2-3 частей», «защипывание», «присоединение», прижимание; примазывание; вдавливание для получения полой формы; сглаживание поверхности формы;
1
1
2
4.
Применение стеки.
0.5
0.5
1
5.
Коллективная работа. Композиция из основных форм. Задания дает детям сам педагог, по выполнению заданий составляется коллективная работа.
1
1
2
Изготовление животных в технике- 10часов.
6.
Лепка из целого куска «Лебеди». «Разные коты» (пластилин)
1
1
2
7.
Лепка из целого куска «Гусеничка». «Улиточка» (пластилин)
1
1
2
8.
Лепка по представлению «Замок доброго волшебника» (пластилин)
0.5
0.5
1
9.
Лепка из нескольких частей «золотая рыбка», «Божья коровка» (пластилин)
0.5
0.5
1
10.
Лепка по представлению «Кудрявые ежики» (пластилин)
0.5
1
1
11.
Лепка по представлению «Лист» (пластилин)
0.5
1
1
12.
Коллективная работа. Композиция из основных форм. Задания дает детям сам педагог, по выполнению заданий составляется коллективная работа.
1
1
2
Цикл творческих работ- 16часов.
13.
Сходство и выразительность образа, строение, форма, характерные детали, использование налепов «Фрукты», «грибы», «ягоды».
1
3
4
14.
Декоративная тарелка. Приемы раскатывания между ладонями, сплющивания, оттягивания и уравнивания краев.
1
2
3
15.
Рельефная лепка «танцуют листья», «цветы-сердечки». «рамки для фотографий»
2
3
5
16.
Коллективная работа. Композиция из основных форм. Задания дает детям сам педагог, по выполнению заданий составляется коллективная работа.
Вдавливание для получения полой формы; сглаживание поверхности формы; (грибок – шарики из пластилина), «подковка», кораблик».
работа в группах
педагогическое наблюдение
5
Применение стеки (работа с шаблонами).
индивидуальная работа
Выполнить работу по шаблону
педагогическое наблюдение
6
Коллективная работа Композиция из основных форм.
коллективная работа.
Создание композиции
выполнение практических заданий
7
Коллективная работа Задания дает детям сам педагог, по выполнению заданий составляется коллективная работа.
коллективная работа.
Создание композиции
выполнение практических заданий
Тема: «Изготовление животных в технике»- 10 часов
8
Лепка из целого куска, «Лебеди». «Разные коты»
индивидуальная работа
Создание композиции из целого куска
педагогическое наблюдение
9
Лепка из целого куска,«Ваза». «Жираф» (пластилин)
индивидуальная работа
Создание композиции из целого куска
устный опрос
10
Лепка из целого куска, «Гусеничка». «Улиточка»
индивидуальная работа
Создание композиции из целого куска
устный опрос
11
Лепка из целого куска, «Мышка». «Спящий кот»
индивидуальная работа
Создание композиции из целого куска
педагогическое наблюдение
12
Лепка по представлению, «Замок доброго волшебника» (пластилин) «Космический корабль» (пластилин)
работа в группах
Выполнение по представлению
педагогическое наблюдение
13
Лепка из нескольких частей, «золотая рыбка», «Божья коровка», «собачка», «Курочка и цыплята»
индивидуальная работа
Создание композиции из нескольких частей
устный опрос
14
Лепка по представлению «Кудрявые ежики» (пластилин) «Морское дно» (пластилин)
индивидуальная работа
педагогическое наблюдение
15
Лепка по представлению «Лист», «Бабочки»
индивидуальная работа
устный опрос
16
Коллективная работа «В гостях у сказки».
коллективная работа.
Создание композиции из нескольких предметов
устный опрос
17
Композиция из основных форм. Задания дает детям сам педагог, по выполнению заданий составляется коллективная работа.
коллективная работа.
Создание композиции из основных форм
педагогическое наблюдение
Цикл творческих работ- 16часов.
18
Сходство и выразительность образа, строение, форма, характерные детали, использование налепов.
индивидуальная работа
педагогическое наблюдение
19
Плоскостное изображение. Лепная картина.
работа в группах
выполнение практических заданий
20
Формирование композиционных навыков, «Фрукты», «грибы», «ягоды».
индивидуальная работа
устный опрос
21
«Цветы для мамы»», «Натюрморт из чайной посуды», «Птичий двор»
работа в группах
Создание композиции из нескольких частей
педагогическое наблюдение
22
Приемы раскатывания между ладонями, сплющивания, оттягивания и уравнивания краев.
индивидуальная работа
Учатся работать с приёмами
педагогическое наблюдение
23
Приемы раскатывания между ладонями, сплющивания, оттягивания и уравнивания краев. «Подсолнухи»,
индивидуальная работа
Учатся работать с приёмами
устный опрос
24
Приемы раскатывания между ладонями, сплющивания, оттягивания и уравнивания краев. Декоративная тарелка
индивидуальная работа
Учатся работать с приёмами
педагогическое наблюдение
25
Рельефная лепка «волшебный лес».
работа в группах
Учатся работать со стеками
выполнение практических заданий
26
Рельефная лепка
«замок принцессы», «подарок маме».
индивидуальная работа
Учатся работать со стеками
устный опрос
27
Рельефная лепка
«танцуют листья».
работа в группах
Учатся работать со стеками
педагогическое наблюдение
28
Рельефная лепка «цветы-сердечки».
индивидуальная работа
Учатся работать со стеками
педагогическое наблюдение
29
Рельефная лепка «рамки для фотографий»
индивидуальная работа
Учатся работать со стеками
педагогическое наблюдение
30
Коллективная работа.
коллективная работа.
Создание композиции из основных форм
выполнение практических заданий
31
Коллективная работа. Композиция из основных форм.
коллективная работа.
Создание композиции из основных форм
выполнение практических заданий
32
Коллективная работа. Композиция из основных форм. Задания дает детям сам педагог, по выполнению заданий составляется коллективная работа.
коллективная работа.
Создание композиции из основных форм
выполнение практических заданий
33
Итоговое занятие. Защита коллективной работы.
защита, коллективная работа.
Защита коллективной работы
защита
8. МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
При организации работы кружка используется дидактический материал. Он включает в себя:
образцы изделий, выполненные педагогом и учащимися,
рисунки,
открытки и эскизы,
инструкционные карты,
специальную и дополнительную литературу,
фотографии детских работ и профессиональных работ,
разработку отдельных тематических занятий.
Техническое оснащение занятий включает в себя:
Учебный кабинет для занятий лепкой;
Доска рабочая;
Рабочие столы, стулья;
Материалы, инструменты, приспособления и фурнитура, необходимые для занятия: клеенки, набор стеков, зубочистки, пуговицы, бусины, цветная бумага, скрепки, природные материалы и т.д.;
Раковина для мытья рук.
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ для отслеживания результативности предусмотрено оформление фотоотчётов.
Список литературы
Основная литература:
Григорьев, Е. И. «Современные технологии социально - культурной деятельности» / Е. И. Григорьев., Тамбов, 2004
Иванченко В. Н. Занятия в системе дополнительного образования детей. Учебно – методическое пособие для руководителей ОУДОД, методистов, педагогов – организаторов, специалистов по дополнительному образованию детей, руководителей образовательных учреждений, учителей, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. Ростов н/Д: Из-во «Учитель», 2007. -288с.
Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации / Сост. Н. К. Беспятова. – М.: Айрис – пресс, 2003. – 176с. – (Методика).
Дополнительная литература:
Астраханцева, С. В. Методические основы преподавания декоративно – прикладного творчества: учебно – методическое пособие/С. В. Астраханцева, В. Ю. Рукавица, А. В. Шушпанова; Под науч. ред. С. В. Астраханцевой. – Ростов р/Д: Феникс, 2006. – 347 с.: ил. – (Высшее образование).
Блонский, П.П. Психология младшего школьника. / П. П. Блонский., Воронеж: НПО «Модек», 1997.
Ерошенков, И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условия / И. Н. Ерошенков - М.: НГИК, 1994.-32с.
Каргина, З. А. Технология разработки образовательной программы дополнительного образования детей / З. А. Каргина // Внешкольник. – 2006. - № 5. – С. 11-15.
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч.1/ [М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова и др.; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения).]
Паньшина, И. Г. Декоративно – прикладное искусство. Мн., 1975. - 112с., ил.
Перевертень, Г. И. Самоделки из разных материалов: Кн.для учителя нач. классов по внеклассной работе. – М.: Просвещение, 1985. – 112с.
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/[В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В. А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.-111с. – (Стандарты второго поколения).
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 2. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 232 с. – (Стандарты второго поколения).
Сафонова Е. Ю. Вместе с детьми - по ступенькам творческого роста [Текст] / Е. Ю. Сафонова // Дополнительное образование. – 2004. - №7. – С. 36-49.
Сборник авторских программ дополнительного обрю детей / Сост. А. Г. Лазарева. – М.: Илекса; Народное образование; Ставрополь: Сервисшкола, 2002. – 312с.
Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей: Учеб. пособие для студ. пед. вузов /Б. В. Куприянов, Е. А. салина, Н. Г. Крылова, О. В. Миновская; Под ред. А. В. Мудрика. – М. : Издательский центр «Академия», 2004. – 240с.
Уткин, П. И. Королева, Н. С. Народные художественные промыслы: Учеб. Для проф. учеб. Заведений. – М.: Высш. шк., 1992. – 159с.
Фомина, А. Б. Клубы по интересам и их роль в воспитании детей [Текст] / А. Б. Фомина // Дополнительное образование. – 2004. - №7. – С.9-14
Чернова, Е. В. Пластилиновые картины /е. В. Чернова – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 48с. – (Город мастеров).
Кискальт И. Соленое тесто и моделирование. –М.: Профиздат, 2004.
Огонь – Камень. Сказки народов Тюменского Севера.- Свердловск, Средне -Уральское кн.изд-во, 1980.
Поделки и сувениры из соленого теста, ткани, бумаги и прородных материалов / Пер. с пол.- М.: Мой Мир ГмбХ Ко. Кг, 2006.
Синеглазова М.О. Удивительное соленое тесто. – М.: ЗАО «Издательский Дом МСП», 2005.
Ханакаева И. Соленое тесто. - М.:АСТ ПРЕСС КНИГА, 2006