kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по арт-терапии для детей с ограниченными возможностями здоровья «Волшебные пальчики»

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа по арт-терапии для детей с ограниченными возможностями здоровья

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по арт-терапии для детей с ограниченными возможностями здоровья «Волшебные пальчики»»

Введение

Программа педагогической арт-терапии «Волшебные пальчики» основана на комплексном подходе, имеет индивидуальную коррекционно-развивающую направленность и ориентирована не столько на прямую передачу детям специальных умений и навыков, сколько на решение задач активизации их внутреннего потенциала, повышения мотивации к различным видам художественной деятельности, развития творческой активности, формирования адекватного межличностного поведения и конструктивного общения на основе эмоционально-значимой деятельности.

Данная программа содержит высокий коррекционный потенциал: способствует успешной адаптации в условиях дома интерната, стабилизации эмоциональной сферы, снижению тревожности, неуверенности в себе, агрессивности.

Практическая значимость программы заключается в том, что арт-терапевтические занятия позволяют решать следующие важные педагогические задачи:

Воспитательные. Взаимодействие строится таким образом, чтобы дети учатся корректному общению, сопереживанию, бережным взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми. Это способствует нравственному развитию личности, обеспечивает ориентацию в системе моральных норм, усвоение этики поведения. Происходит более глубокое понимание себя, своего внутреннего мира (мыслей, чувств, желаний). Складываются открытые, доверительные, доброжелательные отношения с педагогом.

Коррекционные. Достаточно успешно корректируется образ “Я”, который ранее мог быть деформированным, улучшается самооценка, исчезают неадекватные формы поведения, налаживаются способы взаимодействия с другими людьми.

Развивающие. Дети учатся вербализации эмоциональных переживаний, открытости в общении, спонтанности. В целом происходит личностный рост человека, обретается опыт новых форм деятельности, развиваются способности к творчеству, саморегуляции чувств и поведения.

Программа «Волшебные пальчики» включает 3 блока:

  1. Рисование сухими листьями (сыпучими материалами)

  2. Штриховка

  3. Рисование пальцами




  1. Пояснительная записка

В ГБУ КО проживают умственно отсталые дети. Для этой категории детей характерно отставание в физическом и в психическом развитии (задержка психического развития, умственная отсталость, нарушения эмоционально-волевой сферы, низкая работоспособность, нарушения познавательной деятельности и т. д.).

В целях эффективности организации комплексного сопровождения необходимо создать условия для инициации внутреннего потенциала детей, стабилизации эмоциональной сферы и успешной адаптации в условиях дома интерната.

Любая деятельность, как отмечает В. П. Беспалько, может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология на науке. С искусства все начинается, технологией все заканчивается, чтобы затем все начать сначала. Любое планирование, а без него не обойтись в педагогической деятельности, противоречит экспромту, действиям по наитию, по интуиции, т. е. является началом технологии.

Арт-терапия - это лечение изобразительным искусством. Опыт многолетней работы с детьми младшего школьного возраста позволяет сформулировать условия, соблюдение которых делает арт-терапию более успешной.

Преимущества арт-терапии перед другими формами работы:

  • в работе может участвовать каждый, т. к. она не требует наличия художественных навыков;

  • арт-терапия является средством преимущественно невербального общения, что делает ее особенно ценной в работе с детьми с умственной отсталостью;

  • изобразительная деятельность является мощным средством сближения людей;

  • она позволяет использовать работы ребенка для оценки его состояния;

  • является средством свободного самовыражения;

  • вызывает положительные эмоции, формирует активную жизненную позицию;

  • основана на мобилизации творческого потенциала внутренних механизмов саморегуляции и исцеления.

Работать с детьми можно как в группе, так и индивидуально. Групповые и индивидуальные занятия различаются как по целям работы, так и по процедуре и приемам работы. Есть задачи, которые эффективно решаются в ходе встреч один на один – снятие эмоционального напряжения, преодоление негативизма, коррекция страхов, устранение барьеров, явившихся следствием гиперсоциализированного стиля воспитания в семье и пр. А группа сверстников дает возможность удовлетворить потребность во взаимодействии с детьми, научиться учитывать мнение других и отстаивать свое, проявлять активность, сдерживаться и пр.

Подвести ребенка к манипуляциям с красками можно несколькими способами:

  • дать инструкцию: если установлен доверительный контакт, ребенку легче принять инструкцию «рисовать цветом: пятнами, линиями и пр.», он может общаться совзрослым, тем самым преодолевая неопределенность;

  • показать рисунки других детей, если контакт только устанавливается и ребенок сохраняет явную тревогу, зажат. Обычно они развешены на стендах.

  • дополнительный вариант – показ взрослым манеры действий с материалом или совместные действия.


Направленность

Одной из основных проблем у детей, воспитывающихся в детском доме, является высокий уровень тревожности. Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также низким порогом его возникновения. Вопрос о причинах возникновения тревожности в настоящее время остается открытым.

По сравнению с домашними детьми, ребенку в условиях детского дома недостает ухода, заботы и ласки. В этом случае коллективная, творческая, трудовая деятельность способна создать эмоционально теплую атмосферу. Рядом с ребенком в детском доме должны находиться педагоги, способные замечать и оценивать их первые успехи в жизни, предупреждать нарушения в психическом и личностном развитии ребенка.

Творческая деятельность помогает ребенку найти себя, реализовать свой потенциал, преодолеть свои страхи и неуверенность.


Новизна

Новизна в том, что программа предусматривает различные формы работы с воспитанником, начиная с наблюдения за окружающим миром и заканчивая созданием готового изделия, отображающего суть внутри личностного состояния. В процессе реализации данной программы, педагог подходит к каждому воспитаннику как к самобытной личности, обладающей своими чертами характера и способностями. Поэтому программа предусматривает дифференцированное обучение детей.


Актуальность

Использование методов арт-терапии в работе с детьми позволит глубже понять внутренний мир ребенка, его проблемы, переживания, так как арт-терапия ресурсна, она находится вне повседневных стереотипов, а значит, расширяет жизненный опыт, добавляет уверенности в своих силах.

Педагогическая целесообразность программы

В процессе реализации данной программы воспитанники не только обучаются рисовать, а постигают как, посредством арт-терапии, справиться с проблемами, вызывающими у него запредельные эмоции, дать выход творческой энергии. Дети вооружаются одним из доступных и приятных для них способов снятия эмоционального напряжения.


Отличительные особенности программы

Отличительной особенностью программы является то, что в ней органично соединяются изобразительное, декоративно – прикладное и трудовое обучение. Практическая работа занимает главное место в данной программе. Воспитанники не усваивают готовые знания, а приобретают их через прочувствованное созерцание окружающего мира, прочувствование и познание самих себя, а также изделий изобразительного и декоративно – прикладного искусства, знакомятся с различными техниками. Затем приобретённые знания используют в своей творческой деятельности, повседневной жизни.


Цель:

создание условий для:

•устранение неэффективного психологического напряжения;

• формирование положительного образа Я и самооценки.


Задачи:

1.  создать оптимальные условия для психологического благополучия, самореализации, самовыражения детей в условиях дома интерната;

2.  способствовать формированию мотивации к различным видам художественной деятельности;

3.  формировать изобразительно-выразительные навыки детей, связанные с усвоением особенностей выразительного языка каждого вида искусства;

4.  обеспечивать художественно-познавательные потребности детей через активное участие в творческих видах деятельности;

5.  способствовать повышению адаптационных способностей личности в условиях дома интерната, изменению негативных стереотипов поведения, к активной индивидуальной и коллективной деятельности в мире искусства.


Возраст воспитанников:

Данная программа предназначена для детей 7-17 лет.


Срок реализации программы:

  • Содержание программы реализуется за три года обучения.


Режим занятий:

  • Формы занятий – групповая, индивидуальная.

  • Занятия  проводятся в свободное время


Ожидаемые результаты

  • Освобождение ребенка от негативных переживаний (тревожности, страхов, агрессии), внутри личностных конфликтов;

  • Адекватная самооценка;

  • Удовлетворенность собой и своим окружением;

  • Свобода творческого самопроявления;

  • Умение работать со своими переживаниями;

  • Раскрытие внутренних ресурсов ребенка.


Приемы работы: изобразительные техники


Рисование сухими листьями (сыпучими материалами)

Сухие листья приносят много радости детям. Сухие листья натуральны, вкусно пахнут, невесомы, шершавы и хрупки на ощупь. С помощью листьев и клея ПВА можно создавать изображения. На лист бумаги клеем, который выдавливается из тюбика, наносится рисунок. Затем сухие листья растираются между ладонями на мелкие частички и рассыпаются над клеевым рисунком. Лишние, не приклеившиеся частички стряхиваются. Так же можно создавать изображения с помощью мелких сыпучих материалов и продуктов: круп (манки, овсяных и других хлопьев, гречи, пшена), сахарного песка, вермишели и т.д.


Штриховка

Штриховка – это графика. Изображение создается без красок, с помощью карандашей и мелков. Под штриховкой в нашем случае понимается хаотичное или ритмичное нанесение тонких линий на поверхность бумаги, мольберта.

Линии могут выглядеть неразборчивыми, небрежными, неумелыми, либо, наоборот, выверенными и точными.

Штриховка может иметь различное воплощение:

  • заполнение пространства (создание фона, закрашивание штрихами выделенной поверхности);

  • рисование отдельных линий или их сочетаний (появляются волны, лучи солнца, ветер, языки огня);

  • изображение объектов и символов в ритмической манере.

Графические линии могут быть прямыми, изогнутыми, ломаными, закругленными, спиралеобразными, иметь вид галочек, пунктира.

Чиркать можно, используя технику «фроттаж», когда заштриховывается поверхность листа, под которую подложен плоский предмет или заготовленный силуэт. Наверняка каждый пробовал так «проявить» монетку!

Штриховка помогает расшевелить ребенка, дает почувствовать нажим карандаша или мелка, снимает напряжение перед рисованием. Штриховки просты в исполнении.

Штриховка происходит в определенном ритме, который оказывает благотворное влияние на эмоциональную сферу ребенка. У каждого ребенка он свой, диктуемый психофизиологическими ритмами организма. Ритм присутствует во всех жизненных циклах, в том числе в режиме дня, чередовании напряжения и расслабления, труда и отдыха и т.д. Ритм создает настрой на активность, тонизирует ребенка.


Рисование пальцами

Почти во всех перечисленных выше способах создания изображений имелись комментарии о спонтанном переходе детей на рисование пальцами и ладонями.

Даже никогда не рисовав пальцами, можно представить особенные тактильные ощущения, которые испытываешь, когда опускаешь палец в гуашь — плотную, но мягкую, размешиваешь краску в баночке, подцепляешь некоторое количество, переносишь на бумагу и оставляешь первый мазок. Это целый ритуал!

Ценность рисования пальцами с точки зрения диагностики индивидуальности описывается психологом Асей И. Кэйдис. В качестве сильных сторон метода перечисляются:

  • свобода от двигательных ограничений;

  • свобода от культурного влияния;

  • свобода от социального давления;

Все эти особенности значимы для успешного арт-терапевтического процесса.

Ради достижения изобразительных эффектов нанесением краски непосредственно ладонями и пальцами от ребенка не требуется развитой мелкой моторной координации. Движения могут быть размашистыми, крупными, экспрессивными или наоборот, точечными, локальными, отрывистыми. Толщина пальцев уже сама по себе не предполагает создание тонких мазков, линий.

Рисование пальцами и ладонями не подвержено влиянию стандартных шаблонов. Поэтому такой способ создания изображений проективно представляет индивидуальность ребенка.

Рисование пальцами – это разрешенная игра с грязью, в ходе которой деструктивные импульсы и действия выражаются в социально принимаемой форме. Ребенок, незаметно для себя, может осмелиться на действия, которые обычно не делает, так как опасается, не желает или не считает возможным нарушать правила.

У одного и того же ребенка каждый процесс и продукт рисования пальцами не похожи на предыдущие. Всякий раз происходит по-новому: выбирается другой цвет, соотношение линий, темп, ритм и т.д. Потому результат манипуляций с краской может быть непредсказуем: неизвестно, какое изображение получится в итоге.

Рисование пальцами не бывает безразлично ребенку. В связи с нестандартностью ситуации, особыми тактильными ощущениями, экспрессией и нетипичным результатом изображения, оно сопровождается эмоциональным откликом, который может иметь широкий диапазон от ярко отрицательной до ярко положительной. Новый опыт эмоционального принятия себя в процессе рисования, пробы несвойственных ребенку характеристик поведения, расширяют и обогащают образ Я.




  1. Учебно-тематический план


п/п

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Введение в дополнительную образовательную программу.

2

2

-

2

Рисование сухими листьями (сыпучими материалами)

38

2

36

3

Штриховка

38

2

36

4

Рисование пальцами

38

2

36



Учебно-материальная база:

Для занятий по профилю данной программы необходимо иметь:

- помещение с хорошим освещением

- рабочие столы, стулья, доска

- материалы и инструменты: акварельные краски, гуашь, восковые мелки, листы формата А4, А3.


























3. Календарно-тематический план


Календарно- тематический план по технике:

«Рисование сухими листьями (сыпучими материалами)»

Занятия проводятся в свободное время

занятия

Тема занятия

Дата проведения

Сентябрь

1

Зонтик и дождик (сухие листья + крупа)


2

Радуга (крупа)


Октябрь

3

Коллективная работа: Осенний ковер (сухие листья)


4

Веселые грибочки (крупа)


Ноябрь

5

Золотая осень (сухие листья)


6

Дары осени: фрукты (сухие листья)


Декабрь

7

Елочка (крупа)


8

Украсим елочку (крупа)


                                                    Январь

10

Снеговик (крупа)


11

Снежинки (крупа)


                                                     Февраль

13

Открытка на 14 февраля (крупа)


14

Паровоз (крупа)


                                                      Март

16

Цветы (крупа)


17

Солнышко (сухие листья)


                                                       Апрель

18

Цыпленок (яичная скорлупа)


19

Курочка Ряба (крупа, сухие листья)


                                                      Май

20

Голуби (манка)


21

Корабль (сухие листья)





Календарно- тематический план по технике: «Штриховка»

Занятия проводятся в свободное время

занятия

Тема занятия

Дата проведения

Сентябрь

1

Заштрихуй фигуры по образцу


2

Бабочка


Октябрь

3

Осенний урожай: яблоки, грибы (коллективная работа)


4

Белка с орешками


Ноябрь

5

Корзина с яблоками


6

Шапка с варежками


Декабрь

7

Рыбки в аквариуме


8

Елочка


Январь

9

Два снеговика


10

Цыпленок


Февраль

11

Парусник


12

Самосвал


Март

13

Матрешка


14

Котик


Апрель

15

Ракета


16

Воздушные шары


Май

28

Флаг


30

Колокольчики






Календарно- тематический план по технике: «Рисование пальцами»

Занятия проводятся в свободное время

занятия

Тема занятия

Дата проведения

Сентябрь

1

Нарисуй что-нибудь


2

Жёлтый одуванчик


Октябрь

3

Осеннее дерево


4

Разноцветные листочки (коллективная работа)


Ноябрь

5

Украсим рыбку чешуйками


6

Ветка рябины


Декабрь

8

Дед мороз


9

Нарядные ёлочки

Январь

10

Солнышко


11

Снеговик


Февраль

12

Цветные ладошки


13

Солнышко


Март

14

Бусы


15

Солнышко лучистое (коллективная работа)


Апрель

16

Зонтик


17

Гусеница


Май

28

Бабочка


30

Радуга








Список литературы

1).Копытин А.И. Арт-терапия детей и подростков. – М.: «Когито-Центр», 2010.

2).Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. – СПб.: Речь, 2008.

3).Оклендер В. Окна в мир ребенка. Руководство по детской психотерапии. – М.: «Класс», 2005.

4). Аметова Л.А. "Формирование арт-терапевтической культуры младших школьников. Сам себе арт-терапевт". М., 2003.

5). Берн Э. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. – В кн.: Игры, в которые играют люди. – СПб.: Лениздат, 2004

6). Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1965.

7). Зеньковский В.В. «Психология детства» – М., 2000

8). Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. "Путь к волшебству, Теория и практика арттерапии". СПб.: Златоуст, 2005.

9). Короткова Л.Д. "Арт-терапия для дошкольников и младшего школьного возраста". СПб.: Речь -2001.

10). Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб, 2007.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Свиридова Наталья Николаевна

Дата: 21.03.2020

Номер свидетельства: 543665

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства