Рабочая программа внеурочной деятельности "Развитие мелкой моторики рук" для 1 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности "Развитие мелкой моторики рук" для 1 класса
Высока практическая значимость для развития мелкой моторики через разные способы деятельности: лепка, аппликация, графические диктанты, работа с иглой и нитками, рисование по точкам.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Развитие мелкой моторики рук" для 1 класса»
ПрогП
Программа внеурочной деятельности
«Развитие мелкой моторики рук»
для детей младшего школьного возраста (7-8лет)
Срок реализации: 1 год
Составила: Иванова Н.И.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8
с углублённым изучением математики»
г. Старая Русса
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена, на основании следующих документов:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО).Положение о порядке разработки рабочей программы по учебным предметам (курсам) в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО.
В основу программы положены принципы: научной обоснованности и практической применимости; развивающий характер обучения, основанный на детской активности; интеграция образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников; комплексно – тематическое построение образовательного процесса; единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей школьного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольника.
Рабочая программа в настоящее время актуальна. Анализируя опыт работы с первоклассниками, можно отметить, что уровень развития мелкой моторики руки у детей очень слабый. В настоящее время отмечается резкое увеличение детей с отклонениями в психомоторном и речевом развитии, общее моторное отставание. Отсутствие физической нагрузки заметно тормозит мыслительные процессы, снижает концентрацию внимания, координационных способностей, выносливости, вызывает проблемы с речевым развитием, общей неготовности к письму.Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Такой ребенок отказывается от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевает за ребятами в классе на занятиях. Таким образом, возможности освоения мира с этими детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку.
Программа предназначена для внеурочных занятий в 1 классах с детьми младшего школьного возраста в условиях общеобразовательной школы.
Занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.
В первом классе 33 рабочие недели. Всего занятий 33 (1 час в неделю).
I. Планируемые результаты освоения программы курса
«Развитие мелкой моторики рук» в 1 классе
Личностные результаты:
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации
к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и
явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.)
в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты:
Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук учащихся до уровня соответствующего данному возрасту.
Овладение разными видами трудовой деятельности.
Умение создавать художественный образ своего изделия.
Овладение приемами работы с разными инструментами.
Умение соотносить форму, пропорцию и фактуру изделия.
Овладение нормами этики поведения.
II. Содержание курса c указанием форм организации внеурочных занятий,
основных видов внеурочной деятельности.
Программа включает в себя следующие разделы:
пальчиковая гимнастика
лепка и рисование
графические упражнения
игры и действия с предметами
работа с бумагой
рисование по точкам
работа с трафаретами
работа с ножницами
работа с иглой и ниткой
В разделе “Пальчиковая гимнастика” дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают детям снять моральное напряжение. На пальцах и на ладонях есть “активные точки”, массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Данные упражнения способствуют поддержанию хорошего тонуса.
В разделе “Лепка и рисование” в процессе деятельности изображают предметы их действительности, создают элементарную скульптуру, что способствует развитию детского творчества, обогащению детей изобразительными и техническими умениями, созданию интереса к данному виду деятельности. Приёмы: деление на куски, размягчение,раскатывание пластилина на доске, изготовление цилиндрической, шарообразной, конусообразной форм, обмазывание пластилином готовых форм, украшение природным материалом. Лепка простых предметов (овощи, фрукты, грибы).
В разделе “Графические упражнения” игра поможет улучшить координацию движения
пальцев и кистей рук, развить мускульную и тактильную память.
В разделе “Игры и действия с предметами” для формирования тонких движений рук, совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре (нанизывание пуговиц на шнурок, выкладывание горизонтальных и вертикальных дорожек, простых узоров, рисунков из мелкой мозаики по образцу).
В разделе «Работа с бумагой» используются приёмы овладения различными видами декоративно-прикладного творчества (аппликация, оригами, смешанная техника). Сворачивание бумаги в «гармошку». Изготовление лодочки из бумаги путем складывания. В технике “Оригами”учащиеся знакомятся со свойствами бумаги, постигают начало плоскостной и пространственной геометрии.В технике “Аппликация” дети развивают координацию кисти, логическое мышление и пространственное воображение, учатся пользоваться клеем и ножницами.
В разделе «Рисование по точкам»применяется соединение рисунков по точкам, обведение рисунков по контуру, дорисовывание изображений (упражнения «Веселые человечки», «Путешествие по волнам»).
В разделе «Работа с трафаретами»предусматривается обводка по контуру, штриховка. Рисование внутри большой фигуры, постепенно уменьшающегося или наоборот увеличивающегося узора (не отрывая карандаш от бумаги).
В разделе«Работа с ножницами»применяется вырезание ножницами по намеченному контуру.
В разделе «Работа с иглой и ниткой»используются приёмы (вдевание нитки в иголку, завязывание узелка). Пришивание пуговиц. Шитье и вышивание по проколу, по рисунку. Вышивание изделия «Солнышко».
Формы и основные виды внеурочной деятельности:
коллективные творческие дела;
индивидуальные проекты;
индивидуальные и фронтальные работы;
беседы;
презентации;
работы в парах, группах;
экскурсии.
III. Тематическое планирование
№ п./п.
Тема занятия
Кол-во
часов (общее)
1.
Диагностика уровня развития общей и мелкой моторики
1
2.
Пальчиковая гимнастика«В школу идти пора».
«Выкладываем дорожку из цветных камушков».
Рисуем школу (после прогулки).
1
3.
Беседа «История создания бумаги». Изделие «Цыпленок»
1
4.
Пальчиковая гимнастика «Осенние листья».
«Листопад» - аппликация листьев из рваной на мелкие кусочки жёлтой, оранжевой бумаги.
1
5.
Осенние фантазии из природного материала.
Поделки из кленовых «парашютов».
1
6.
Пальчиковая гимнастика «Капуста».
«Волшебный мешочек» определить на ощупь овощи.
«Сушка фруктов» нанизывание на проволоку кружков из картона с дырочкой.
1
7.
Аппликация из пластилина.
1
8.
Панно из карандашных стружек. Ёжик.
1
9.
Беседа «Флористика». Картины из листьев.
1
10.
Беседа « Как появились ножницы».
Пальчиковая гимнастика «Дружба».
«Дерево добра» обводим свои ладошки на цветной бумаге, вырезаем, наклеиваем на контур дерева.
1
11.
Пальчиковая гимнастика «Как у нас семья большая».
«Мой дом» выкладывание из счётных палочек домов различной высоты.
1
12.
«Помогаем маме» - сортировка круп.
Акция «Пернатые друзья», «Покорми птиц».
1
13.
Пальчиковая гимнастика «На ладошку села кошка».
Обвести котёнка по точкам, обклеить ватой, нарисовать глаза, коготки.
1
14.
«Поиграем с котёнком» - рисование разноцветных клубков.
Игра «Кто где живёт?».
1
15.
Делаем бусы для мамы.
1
16.
Пальчиковая гимнастика «Цветок».
Поделка ко днюМатери (гофрированнаябумага, деревянные
шпажки, клей, ножницы).
1
17.
Динамическая игра «Светофор».
Выкладываем дорожки. Пластилинография «Светофор».
1
18.
«Снегопад». Делаем снежинки: мелко рвём бумажную салфетку. «Бусы на ѐлку»
1
19.
Пальчиковая гимнастика «Снежок».
«Маленький конструктор» - выгибание из проволоки круглого снежка.
1
20.
Пальчиковая гимнастика «Корабль».
Пластилинография «Корабль».
1
21.
Пальчиковая гимнастика «Солдаты».
Из риса выложить салют по нарисованному контуру.
1
22.
Раскраски «Танк», «Самолёт».
1
23.
Беседа «Откуда ткани к нам пришли?».
«8 марта».Открытка для мамы (украшаем восьмёрку - обматываем нитками).
1
24.
«Народные забавы» (Масленица).
Пальчиковая гимнастика «На блины». «Печём блины» пластилинография.
1
25.
Пальчиковая гимнастика «Побежали вдоль реки».
Нанизывание пуговиц на леску и называние чередования: большая, маленькая.
1
26.
Пальчиковая гимнастика «Цветок».
Обрывная аппликация из бумажных салфеток «Цветок в горшке».