kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа внеурочной деятельности "Развитие мелкой моторики рук" для 1 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Высока практическая значимость для развития мелкой моторики через разные способы деятельности: лепка, аппликация, графические диктанты, работа с иглой и нитками, рисование по точкам. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Развитие мелкой моторики рук" для 1 класса»


ПрогП



Программа внеурочной деятельности

«Развитие мелкой моторики рук»

для детей младшего школьного возраста (7-8лет)

Срок реализации: 1 год


Составила: Иванова Н.И.


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №8

с углублённым изучением математики»

г. Старая Русса


Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена, на основании следующих документов:

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО).Положение о порядке разработки рабочей программы по учебным предметам (курсам) в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО.

В основу программы положены принципы: научной обоснованности и практической применимости; развивающий характер обучения, основанный на детской активности; интеграция образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников; комплексно – тематическое построение образовательного процесса; единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей школьного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольника.

Рабочая программа в настоящее время актуальна. Анализируя опыт работы с первоклассниками, можно отметить, что уровень развития мелкой моторики руки у детей очень слабый. В настоящее время отмечается резкое увеличение детей с отклонениями в психомоторном и речевом развитии, общее моторное отставание. Отсутствие физической нагрузки заметно тормозит мыслительные процессы, снижает концентрацию внимания, координационных способностей, выносливости, вызывает проблемы с речевым развитием, общей неготовности к письму.Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Такой ребенок отказывается от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевает за ребятами в классе на занятиях. Таким образом, возможности освоения мира с этими детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку.

Программа предназначена для внеурочных занятий в 1 классах с детьми младшего школьного возраста в условиях общеобразовательной школы.

Занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.

В первом классе 33 рабочие недели. Всего занятий 33 (1 час в неделю).






I. Планируемые результаты освоения программы курса

«Развитие мелкой моторики рук» в 1 классе


Личностные результаты:

  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации

к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и

явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.)

в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты:

  • Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук учащихся до уровня соответствующего данному возрасту.

  • Овладение разными видами трудовой деятельности.

  • Умение создавать художественный образ своего изделия.

  • Овладение приемами работы с разными инструментами.

  • Умение соотносить форму, пропорцию и фактуру изделия.

  • Овладение нормами этики поведения.


II. Содержание курса c указанием форм организации внеурочных занятий,

основных видов внеурочной деятельности.


Программа включает в себя следующие разделы:

  • пальчиковая гимнастика

  • лепка и рисование

  • графические упражнения

  • игры и действия с предметами

  • работа с бумагой

  • рисование по точкам

  • работа с трафаретами

  • работа с ножницами

  • работа с иглой и ниткой


В разделе “Пальчиковая гимнастика” дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают детям снять моральное напряжение. На пальцах и на ладонях есть “активные точки”, массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Данные упражнения способствуют поддержанию хорошего тонуса.

В разделе “Лепка и рисование” в процессе деятельности изображают предметы их действительности, создают элементарную скульптуру, что способствует развитию детского творчества, обогащению детей изобразительными и техническими умениями, созданию интереса к данному виду деятельности. Приёмы: деление на куски, размягчение,раскатывание пластилина на доске, изготовление цилиндрической, шарообразной, конусообразной форм, обмазывание пластилином готовых форм, украшение природным материалом. Лепка простых предметов (овощи, фрукты, грибы).

В разделе “Графические упражнения” игра поможет улучшить координацию движения

пальцев и кистей рук, развить мускульную и тактильную память.

В разделе “Игры и действия с предметами” для формирования тонких движений рук, совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре (нанизывание пуговиц на шнурок, выкладывание горизонтальных и вертикальных дорожек, простых узоров, рисунков из мелкой мозаики по образцу).

В разделе «Работа с бумагой» используются приёмы овладения различными видами декоративно-прикладного творчества (аппликация, оригами, смешанная техника). Сворачивание бумаги в «гармошку». Изготовление лодочки из бумаги путем складывания. В технике “Оригами”учащиеся знакомятся со свойствами бумаги, постигают начало плоскостной и пространственной геометрии.В технике “Аппликация” дети развивают координацию кисти, логическое мышление и пространственное воображение, учатся пользоваться клеем и ножницами.

В разделе «Рисование по точкам»применяется соединение рисунков по точкам, обведение рисунков по контуру, дорисовывание изображений (упражнения «Веселые человечки», «Путешествие по волнам»).

В разделе «Работа с трафаретами»предусматривается обводка по контуру, штриховка. Рисование внутри большой фигуры, постепенно уменьшающегося или наоборот увеличивающегося узора (не отрывая карандаш от бумаги).

В разделе«Работа с ножницами»применяется вырезание ножницами по намеченному контуру.

В разделе «Работа с иглой и ниткой»используются приёмы (вдевание нитки в иголку, завязывание узелка). Пришивание пуговиц. Шитье и вышивание по проколу, по рисунку. Вышивание изделия «Солнышко».


Формы и основные виды внеурочной деятельности:

  • коллективные творческие дела;

  • индивидуальные проекты;

  • индивидуальные и фронтальные работы;

  • беседы;

  • презентации;

  • работы в парах, группах;

  • экскурсии.






III. Тематическое планирование



п./п.

Тема занятия

Кол-во

часов (общее)

1.

Диагностика уровня развития общей и мелкой моторики


1

2.

Пальчиковая гимнастика«В школу идти пора».

«Выкладываем дорожку из цветных камушков».

Рисуем школу (после прогулки).

1

3.

Беседа «История создания бумаги». Изделие «Цыпленок»

1

4.

Пальчиковая гимнастика «Осенние листья».

«Листопад» - аппликация листьев из рваной на мелкие кусочки жёлтой, оранжевой бумаги.


1

5.

Осенние фантазии из природного материала.

Поделки из кленовых «парашютов».

1

6.

Пальчиковая гимнастика «Капуста».

«Волшебный мешочек» определить на ощупь овощи.

«Сушка фруктов» нанизывание на проволоку кружков из картона с дырочкой.

1

7.

Аппликация из пластилина.

1

8.

Панно из карандашных стружек. Ёжик.

1

9.

Беседа «Флористика». Картины из листьев.

1

10.

Беседа « Как появились ножницы».

Пальчиковая гимнастика «Дружба».

«Дерево добра» обводим свои ладошки на цветной бумаге, вырезаем, наклеиваем на контур дерева.

1

11.

Пальчиковая гимнастика «Как у нас семья большая».

«Мой дом» выкладывание из счётных палочек домов различной высоты.

1

12.

«Помогаем маме» - сортировка круп.

Акция «Пернатые друзья», «Покорми птиц».

1

13.

Пальчиковая гимнастика «На ладошку села кошка».

Обвести котёнка по точкам, обклеить ватой, нарисовать глаза, коготки.

1

14.

«Поиграем с котёнком» - рисование разноцветных клубков.

Игра «Кто где живёт?».

1

15.

Делаем бусы для мамы.

1

16.

Пальчиковая гимнастика «Цветок».

Поделка ко днюМатери (гофрированнаябумага, деревянные

шпажки, клей, ножницы).

1

17.

Динамическая игра «Светофор».

Выкладываем дорожки. Пластилинография «Светофор».

1

18.

«Снегопад». Делаем снежинки: мелко рвём бумажную салфетку. «Бусы на ѐлку»

1

19.

Пальчиковая гимнастика «Снежок».

«Маленький конструктор» - выгибание из проволоки круглого снежка.

1

20.

Пальчиковая гимнастика «Корабль».

Пластилинография «Корабль».

1

21.

Пальчиковая гимнастика «Солдаты».

Из риса выложить салют по нарисованному контуру.

1

22.

Раскраски «Танк», «Самолёт».

1

23.

Беседа «Откуда ткани к нам пришли?».

«8 марта».Открытка для мамы (украшаем восьмёрку - обматываем нитками).

1

24.

«Народные забавы» (Масленица).

Пальчиковая гимнастика «На блины». «Печём блины» пластилинография.

1

25.

Пальчиковая гимнастика «Побежали вдоль реки».

Нанизывание пуговиц на леску и называние чередования: большая, маленькая.


1

26.

Пальчиковая гимнастика «Цветок».

Обрывная аппликация из бумажных салфеток «Цветок в горшке».

1

27.

Пальчиковая гимнастика «Космос».

Динамическое упражнение «Невесомость».

Дидактическая игра «Космос».


1

28.

Графические диктанты (пространственные представления: влево, вправо, вверх, вниз).

1

29.

Графические диктанты (пространственные представления: влево, вправо, вверх, вниз).

1

30.

«День Победы».

«Салют» - из цветной бумаги мелко отрываем кусочки.

1

31.

«Георгиевская ленточка». Рисуем, вырезаем, приклеиваем.

1

32.

Графические диктанты (пространственные представления: влево, вправо, вверх, вниз).

1

33.

Обобщение по курсу. Наши проекты. Выставка работ.

1




Библиографический список

1.Безруких М.М. Тренируем пальчики. – М.: ООО “Дрофа”, 2000.

2.Белая А.Е. Пальчиковые игры. - М.: “Астрель”, 2001.

3.Виноградова Н.Ф. Все о младшем школьнике. – М.: “Вентана-Граф”, 2004. 400с.

4.Геронимус Т.М. Работаем с удовольствием (1-4 классы) Уроки труда. – М.: “АСТ - ПРЕСС”, 2000. 140 с.

5.Нагибина Н.И. Природные дары для поделок и игры. – Ярославль: “Академия развития”, 1998. 190 с.

6.Безруких М. М., Сонькин В. Д., Фарбер Д. А. Возрастная физиология (Физиология развития ребѐнка). – М., 2002.

7.Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 64 с.

8.Лифиц Е.А. Развитие речи, движения и мелкой моторики. Комплексные занятия. Практическое пособие. – М., 2010.- 160с.

9.Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. - СПб., 2009.

Интернет-ресурсы:

  1. https://infourok.ru/.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа внеурочной деятельности "Развитие мелкой моторики рук" для 1 класса

Автор: Иванова Наталья Игоревна

Дата: 24.02.2019

Номер свидетельства: 501291

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(224) "Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Волшебный мир открыток" для учащихся 1-5 класса"
    ["seo_title"] => string(142) "rabochaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-po-obshchiekul-turnomu-napravlieniiu-volshiebnyi-mir-otkrytok-dlia-uchashchikhsia-1-5-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "255395"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1447928141"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(51) "Рабочая программа "Изонить" "
    ["seo_title"] => string(27) "rabochaia-proghramma-izonit"
    ["file_id"] => string(6) "128132"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415442800"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Календарно - тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности "Волшебный мир оригами" "
    ["seo_title"] => string(105) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-po-kursu-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-volshiebnyi-mir-orighami"
    ["file_id"] => string(6) "219709"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1434351664"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Презентация программы внеурочной деятельности "Радужный мир" "
    ["seo_title"] => string(69) "priezientatsiia-proghrammy-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-raduzhnyi-mir"
    ["file_id"] => string(6) "228288"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1441212457"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "Программа кружка "Умелые руки""
    ["seo_title"] => string(32) "proghramma_kruzhka_umielyie_ruki"
    ["file_id"] => string(6) "344014"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1473964614"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства