Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Моя малая родина" для 2 класса.»
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Моя малая родина» разработана в соответствии с примерной программой Т. М. Стручаевой, И. В. Шияновой, В.В. Стручаева «Белгородоведение в начальной школе», Белгород 2014 год и требованиями Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушения).
Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов:
- Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиями организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26).
- Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014г. № 1599 «Об утверждении федерального образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
Количество часов по программе - 1 час в неделю.
Цели и задачи программы.
Цели: формирование целостной картины мира младшего школьника, духовно-нравственное и гражданско-патриотическое развитие и воспитание личности гражданина России, жителя Белгородской области.
- Формирование элементарных знаний, направленных на осознание необходимости изучения краеведения, заботы о крае.
- Изучение истории города Алексеевки и Алексеевского района; содействие в развитии ребенка и в достижении им определенного уровня образованности; способствовать формированию осознанного отношения к памятникам истории и культуры;
- Пробудить познавательный интерес к городу и его природной среде.
Задачи:
- формирование любви к родному городу и интереса к прошлому и настоящему;
- формирование представлений о специфике города и необходимости грамотного взаимодействия человека с городом, об уникальности и неповторимости города; о важной роли горожан в создании, развитии сохранении города и его культурного наследия;
- формирование умения ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении;
- воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей в регионе и в целом в России;
- формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, к истории и современной жизни родного края.
III. Общая характеристика учебного предмета.
Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям.
Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.
Именно в начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению города, как окружающего ребенка микромира; создаются условия для формирования нравственных чувств, этики поведения. Ребенок в уже привычном, знакомом открывает все новые стороны. У него начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатство.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир.
Особое внимание уделяется знаниям и умениям обучающихся. В единстве со знаниями у школьников вырабатываются умения работать со всеми источниками краеведческой информации – картами, статистическими данными, экранными пособиями, краеведческими словарями и др. для этого учащиеся знакомятся со средствами обучения, с приемами работы с ними, а затем обеспечивается выполнение постепенно усложняющейся системы заданий для самостоятельной работы. Важное значение в обучении краеведения играет составление тестов, требующих односложных ответов, проверку которых можно осуществлять с помощью компьютера.
IV. Описание места учебного предмета.
На изучение по внеурочной деятельности на занятия «Моя малая родина» отводится по 1 часу в неделю. Курс рассчитан на 34 учебные недели – 34 часа.
Продолжительность внеурочных занятий в первом классе составляет 40 минут.
Основной формой организации процесса обучения по внеурочной деятельности на занятиях «Моя малая родина» является урок.
Количество часов по четвертям.
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
Год
8ч
7ч
11ч
8ч
34ч
№
Разделы
Кол-во часов
1
Моя малая родина.
5
2
История создания вещей.
5
3
Памятники истории и архитектуры города Алексеевки.
4
4
Фольклор - духовное богатство народа.
4
5
Природа нашего края.
4
6
Православные храмы города Алексеевки.
3
7
Экскурсии.
5
8
Викторина. Конкурсы.
3
9
Подведение итогов.
1
Всего:
34
V. Характеристика базовых учебных действий.
Личностностными результатамиизучения данного курса являются:
— чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
— уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
— понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
— сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
-- учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой частной задачи;
-- способность к самооценке на основе критерия успешности занятий;
-- основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
-- чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства культуры родного края, народа;
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей обучающихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
— освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
— овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
— освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
— овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
— использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
— умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
— осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты
- уважать и ценить искусство и художествено-творческую деятельность человека;
- понимать образную сущность искусства;
- сочувствовать событиям и персонажам, воспроизведенным в произведениях пластических искусств, их чувствам и идеям; эмоционально-ценностному отношению к природе, человеку и обществу и его передачи средствами художественного языка.
- выражать свои чувства, мысли, идеи и мнения средствами художественного языка;
- воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства.
- создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве.
создавать графическими и живописными средствами выразительные образы природы, человека, животного.
VI. Содержание учебного предмета.
Содержание программы
1.Моя малая родина. Этот раздел развивает у школьников умение задавать вопросы, умение работать по предложенному плану, умение в рамках совместной деятельности слушать других, высказывать свою точку зрения, вступать в беседу на занятии, в жизни, побуждает осознавать себя гражданином Отечества, уметь ценить в других людях положительные качества и посту
2.История создания вещей. Этот раздел раскрывает перед ребенком мир родной истории и культуры. Темы, включенные в курс, учитывают особенности восприятия и мышления младших школьников и знакомят их с базовыми понятиями, необходимыми для усвоения программы, такими, как культурное наследие, культура, время, исторические источники.
3. Памятники истории и архитектуры города. В ходе изучения данного раздела у обучающихся воспитываются чувство патриотизма, гордости за наш народ, нравственные качества личности, чувство уважения к людям и истории родного края.
4. Фольклор - духовное богатство народа. В данной теме предполагается изучение народных праздников и традиций как средства приобщения детей к общечеловеческим ценностям, к труду. Годовой цикл христианских праздников: Рождество, Крещение, Благовещение, Масленица, их значение в нравственном становлении человека. Престольные праздники (праздники города, праздники на улице). Задача: познакомить с историей возникновения и развития праздничных ритуалов края, помочь осмыслить праздники, традиции.
5. Природа нашего края. Территория и географическое положение области. Растительный и животный мир; внутренние воды (реки, озера, пруды, подземные воды), их практическое значение; объекты природы своей области. Изучение местной топонимики,
Практические занятия: экскурсия на природу (общение с живой природой);
- в зимний период делать кормушки и подкармливать птиц;
- операция "Чистый двор".
Уникальные природные объекты Белгородчины.
Ознакомление на занятиях с основными заповедными зонами Белгородчины. Красная книга Белгородского края.
6. Православные храмы города Алексеевки. Познакомить детей с православными храмами города Алексеевки.
7. Экскурсии
Экскурсии на природу (осенью, зимой, весной). Экскурсии в краеведческий музей. Экскурсия на почту. Экскурсия в парк.
8. Викторина. Конкурсы.
Краеведческая викторина “Знай и люби природу родного края”, викторина «Проверь себя». Конкурс рисунков “Я люблю свой город”.
9. Подведение итогов
VII. Критерии и нормы оценки достижения планируемых результатов
освоения программы учебного предмета.
Минимальный уровень
Названия улиц, культурных центров, памятных мест;
Названия растений и животных своего края;
Национальные праздники, игры, одежду. Элементарные традиции нравственно-этического отношения к быту, культуре, истории своей школы, города. Простейшие взаимосвязи в развитии школы, города и области, использовать эти знания для объяснения необходимости изменений в развитии своего края;
Знать особенности методов наблюдения за живой и неживой природой.
Достаточный уровень
Составлять рассказ о своей семье, школе, городе;
Отличать растения и животных своего края; Выполнять правила безопасного и экологического поведения в природе;
Подбирать материал о традициях, исторических событиях, культурном и экологическом развитии объектов.
VIII. Календарно – тематическое планирование.
№
п/п
Тема
Кол-во
часов
План
Тип урока
Моя малая родина.
1
1 четверть 8 часов
Моя малая родина.
1
02.09
обычный
2
Мой край – частица великой России.
1
09.09
обычный
3
Мой родной город, село.
1
16.09
обычный
4
Труд людей в городе, на селе.
1
23.09
обычный
5
Профессии в моей семье.
1
30.09
обычный
6
Экскурсия на почту.
1
07.10
обычный
История создания вещей.
7
История возникновения города Алексеевки.
1
14.10
обычный
8
Обычаи русской старины.
1
21.10
обычный
9
2 четверть 7 часов
В старинном доме.
1
11.11
обычный
10
Посуда на Руси.
1
18.11
обычный
11
Одежда и обувь на Руси.
1
25.11
обычный
12
Экскурсия в краеведческий музей.
1
02.12
обычный
Памятники истории и архитектуры города Алексеевки.
13
Памятник неизвестному солдату.
1
09.12
обычный
14
Братская могила советских воинов.
1
16.12
обычный
15
Дом семьи Бокаревых.
1
23.12
обычный
16
3 четверть 11 часов
Памятник Д.С.Бокареву.
1
13.01
обычный
17
Экскурсия по памятным местам города Алексеевки.
1
20.01
обычный
Фольклор - духовное богатство народа.
18
Календарные праздники и обряды.
1
27.01
обычный
19
Престольные праздники
1
03.02
обычный
20
Народные игры.
1
10.02
обычный
21
Фольклорные тексты: народные песни, колыбельные, считалки.
1
17.02
обычный
Природа нашего края.
22
Растительный мир нашего края.
1
24.02
обычный
23
Животный мир нашего края.
1
03.03
обычный
24
Птицы нашего края.
1
10.03
обычный
25
Памятники природы Алексеевского района.
1
17.03
обычный
26
Экскурсия на меловую гору.
1
24.03
обычный
27
4 четверть 8 часов
Викторина «Знай и люби природу родного края».
1
07.04
обычный
Православные храмы города Алексеевки.
28
Храм Александра Невского.
1
14.04
обычный
29
Церковь Дмитрия Ростовского.
1
21.04
обычный
30
Свято-Троицкая церковь.
1
28.04
обычный
31
Экскурсия в Свято-Троицкую церковь.
1
05.05
обычный
32
Конкурс рисунков «Мой край родной».
1
12.05
обычный
33
Краеведческая викторина «Знаешь ли ты свой край».
1
19.05
обычный
34
Обобщающий урок
1
26.05
обобщающий
IX. Описание учебно-методического и материально-технического
обеспечения образовательного процесса
Наглядные пособия на уроках «Мир природы и человека»:
Интерактивная доска, проектор, ноутбук
Интерактивное учебное пособие «Окружающий мир 1 класс» в 2-х частях.
Комплект динамических раздаточных пособий для начальной школы «Окружающий мир»
Комбинированное наглядное пособие «Времена года»
Комплект таблиц демонстративных по предмету «Окружающий мир. Начальная школа»
Таблицы по предмету «Сезонные изменения в природе»
Муляжи фруктов, овощей и грибов.
Перечень методической литературы:
1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010.
2.Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ Под ред. А.В. Горского. - М.: Просвещение, 2011. – 111 с.
3.Белгородоведение в начальных классах: Методическое пособие для учителя начальных классов / Под ред. Т.М. Стручаевой. – Белгород: Изд-во БелИРО, 2014. – С приложением на DVD.
4.Белгородоведение: Учебник для общеобразовательных учреждений / Под ред. В.А. Шаповалова. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2002. – 410 с., ил.
5.Белгородская энциклопедия / Гл. ред В.В.Овчинников. - Белгород: ОАО «Белгородская областная типография», 2000. – 464 с.: ил.
6.Декада белгородоведения в начальных классах: Методическое пособие для учителей начальных классов и воспитателей групп продленного дня / под ред. Т.М. Стручаевой. – Белгород: Изд-во БелИПКППС, 2011. – С приложением на DVD.
7.Животный мир Белгородской области / [А.В. Присный, И.Ф. Седин, В.В. Червоный и др.; под ред. А.В. Присного]. – Белгород: Белгородская обл. тип., 2012. – 400 с. : ил.
8.Красная книга Белгородской области. Редкие и исчезающие растения, грибы, лишайники и животные. Официальное издание / Общ. науч. ред. А.В. Присный. – Белгород, 2004. – 352 с.
9.Мой край: Книга для чтения по истории и природе Белгородской области для учащихся 4 классов /Составители Н.Г. Овчарова, Б.И. Осыков. – Воронеж: Ц-ЧКИ, 1977.- 78 с