kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа внеурочной деятельности "Моя малая родина" для 2 класса.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этот материал будет доступен педагогам начальных классов, работающих с детьми с нарушением интеллекта.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Моя малая родина" для 2 класса.»

  1. Пояснительная записка


Рабочая программа внеурочной деятельности «Моя малая родина» разработана в соответствии с примерной программой Т. М. Стручаевой, И. В. Шияновой, В.В. Стручаева «Белгородоведение в начальной школе», Белгород 2014 год и требованиями Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушения).

Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов:

- Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиями организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26).

- Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014г. № 1599 «Об утверждении федерального образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Количество часов по программе - 1 час в неделю.

Цели и задачи программы.

Цели: формирование целостной картины мира младшего школьника, духовно-нравственное и гражданско-патриотическое развитие и воспитание личности гражданина России, жителя Белгородской области.

- Формирование элементарных знаний, направленных на осознание необходимости изучения краеведения, заботы о крае.

- Изучение истории города Алексеевки и Алексеевского района; содействие в развитии ребенка и в достижении им определенного уровня образованности; способствовать формированию осознанного отношения к памятникам истории и культуры;

- Пробудить познавательный интерес к городу и его природной среде.

Задачи:

- формирование любви к родному городу и интереса к прошлому и настоящему;

- формирование представлений о специфике города и необходимости грамотного взаимодействия человека с городом, об уникальности и неповторимости города; о важной роли горожан в создании, развитии сохранении города и его культурного наследия;

- формирование умения ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении;

- воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей в регионе и в целом в России;

- формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, к истории и современной жизни родного края.


III. Общая характеристика учебного предмета.


Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям.

Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.

Именно в начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению города, как окружающего ребенка микромира; создаются условия для формирования нравственных чувств, этики поведения. Ребенок в уже привычном, знакомом открывает все новые стороны. У него начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатство.

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир.

Особое внимание уделяется знаниям и умениям обучающихся. В единстве со знаниями у школьников вырабатываются умения работать со всеми источниками краеведческой информации – картами, статистическими данными, экранными пособиями, краеведческими словарями и др. для этого учащиеся знакомятся со средствами обучения, с приемами работы с ними, а затем обеспечивается выполнение постепенно усложняющейся системы заданий для самостоятельной работы. Важное значение в обучении краеведения играет составление тестов, требующих односложных ответов, проверку которых можно осуществлять с помощью компьютера.




IV. Описание места учебного предмета.

На изучение по внеурочной деятельности на занятия «Моя малая родина» отводится по 1 часу в неделю. Курс рассчитан на 34 учебные недели – 34 часа.

Продолжительность внеурочных занятий в первом классе составляет 40 минут.

Основной формой организации процесса обучения по внеурочной деятельности на занятиях «Моя малая родина» является урок.



Количество часов по четвертям.


1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Год

11ч

34ч








Разделы

Кол-во часов

1

Моя малая родина.

5

2

История создания вещей.

5

3

Памятники истории и архитектуры города Алексеевки.

4

4

Фольклор - духовное богатство народа.

4

5

Природа нашего края.

4

6

Православные храмы города Алексеевки.

3

7

Экскурсии.

5

8

Викторина. Конкурсы.

3

9

Подведение итогов.

1


Всего:

34






V. Характеристика базовых учебных действий.


Личностностными результатами изучения данного курса являются:

— чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

— уважительное отношение к культуре и искусству других на­родов нашей страны и мира в целом;

— понимание особой роли культуры и искусства в жизни об­щества и каждого отдельного человека;

— сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

-- учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой частной задачи;

-- способность к самооценке на основе критерия успешности занятий;

-- основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

-- чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства культуры родного края, народа;

Метапредметные результаты характеризуют уровень сфор­мированности универсальных способностей обучающихся, прояв­ляющихся в познавательной и практической творческой дея­тельности:

— освоение способов решения проблем творческого и поиско­вого характера;

— овладение умением творческого видения с позиций худож­ника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

— освоение начальных форм познавательной и личностной реф­лексии;

— овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

— использование средств информационных технологий для ре­шения различных учебно-творческих задач в процессе поис­ка дополнительного изобразительного материала, выполне­ние творческих проектов, отдельных упражнений по живо­писи, графике, моделированию и т.д.;

— умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

— осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты

- уважать и ценить искусство и художествено-творческую деятельность человека;

- понимать образную сущность искусства;

- сочувствовать событиям и персонажам, воспроизведенным в произведениях пластических искусств, их   чувствам и идеям; эмоционально-ценностному отношению к природе, человеку и обществу и его передачи средствами художественного языка.

- выражать свои чувства, мысли, идеи и мнения средствами художественного языка;

- воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства.

- создавать     элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве.

создавать графическими и живописными средствами выразительные образы природы, человека, животного.



VI. Содержание учебного предмета.


Содержание программы

1.Моя малая родина. Этот раздел развивает у школьников умение задавать вопросы, умение работать по предложенному плану, умение в рамках совместной деятельности слушать других, высказывать свою точку зрения, вступать в беседу на занятии, в жизни, побуждает осознавать себя гражданином Отечества, уметь ценить в других людях положительные качества и посту

2.История создания вещей. Этот раздел раскрывает перед ребенком мир родной истории и культуры. Темы, включенные в курс, учитывают особенности восприятия и мышления младших школьников и знакомят их с базовыми понятиями, необходимыми для усвоения программы, такими, как культурное наследие, культура, время, исторические источники.

3. Памятники истории и архитектуры города. В ходе изучения данного раздела у обучающихся воспитываются чувство патриотизма, гордости за наш народ, нравственные качества личности, чувство уважения к людям и истории родного края.

4. Фольклор - духовное богатство народа. В данной теме предполагается изучение народных праздников и традиций как средства приобщения детей к общечеловеческим ценностям, к труду. Годовой    цикл    христианских    праздников:   Рождество,  Крещение, Благовещение,   Масленица,   их  значение   в   нравственном   становлении человека. Престольные праздники (праздники города, праздники на улице). Задача: познакомить с историей возникновения и развития праздничных ритуалов края, помочь осмыслить праздники, традиции.

5. Природа нашего края. Территория и географическое положение области. Растительный и животный мир; внутренние воды (реки, озера, пруды, подземные воды), их практическое значение; объекты природы своей области. Изучение местной топонимики,

Практические занятия: экскурсия на природу (общение с живой природой);

- в зимний период делать кормушки и подкармливать птиц;

- операция "Чистый двор".

Уникальные природные объекты Белгородчины.

Ознакомление на занятиях с основными заповедными зонами Белгородчины. Красная книга Белгородского края.

6. Православные храмы города Алексеевки. Познакомить детей с православными храмами города Алексеевки.

7. Экскурсии

Экскурсии на природу (осенью, зимой, весной). Экскурсии в краеведческий музей. Экскурсия на почту. Экскурсия в парк.

8. Викторина. Конкурсы.

Краеведческая викторина “Знай и люби природу родного края”, викторина «Проверь себя». Конкурс рисунков “Я люблю свой город”.

9. Подведение итогов



VII. Критерии и нормы оценки достижения планируемых результатов

освоения программы учебного предмета.

Минимальный уровень

Названия улиц, культурных центров, памятных мест;

Названия растений и животных своего края;

Национальные праздники, игры, одежду. Элементарные традиции нравственно-этического отношения к быту, культуре, истории своей школы, города. Простейшие взаимосвязи в развитии школы, города и области, использовать эти знания для объяснения необходимости изменений в развитии своего края;

Знать особенности методов наблюдения за живой и неживой природой.


Достаточный уровень

Составлять рассказ о своей семье, школе, городе;

Отличать растения и животных своего края; Выполнять правила безопасного и экологического поведения в природе;

Подбирать материал о традициях, исторических событиях, культурном и экологическом развитии объектов.



VIII. Календарно – тематическое планирование.

п/п

Тема

Кол-во

часов

План

Тип урока


Моя малая родина.





1

1 четверть 8 часов

Моя малая родина.


1


02.09


обычный

2

Мой край – частица великой России.

1

09.09

обычный

3

Мой родной город, село.

1

16.09

обычный

4

Труд людей в городе, на селе.

1

23.09

обычный

5

Профессии в моей семье.

1

30.09

обычный

6

Экскурсия на почту.

1

07.10

обычный


История создания вещей.





7

История возникновения города Алексеевки.


1

14.10

обычный

8

Обычаи русской старины.

1

21.10

обычный


9

2 четверть 7 часов

В старинном доме.


1


11.11


обычный

10

Посуда на Руси.

1

18.11

обычный

11

Одежда и обувь на Руси.

1

25.11

обычный

12

Экскурсия в краеведческий музей.

1

02.12

обычный


Памятники истории и архитектуры города Алексеевки.




13

Памятник неизвестному солдату.

1

09.12

обычный

14


Братская могила советских воинов.

1

16.12

обычный

15

Дом семьи Бокаревых.

1

23.12

обычный


16

3 четверть 11 часов

Памятник Д.С.Бокареву.


1


13.01


обычный

17

Экскурсия по памятным местам города Алексеевки.

1

20.01

обычный


Фольклор - духовное богатство народа.




18

Календарные праздники и обряды.

1

27.01

обычный

19

Престольные праздники

1

03.02

обычный

20

Народные игры.

1

10.02

обычный

21

Фольклорные тексты: народные песни, колыбельные, считалки.

1

17.02

обычный


Природа нашего края.




22

Растительный мир нашего края.

1

24.02

обычный

23

Животный мир нашего края.

1

03.03

обычный

24

Птицы нашего края.

1

10.03

обычный

25

Памятники природы Алексеевского района.

1

17.03

обычный

26

Экскурсия на меловую гору.

1

24.03

обычный



27

4 четверть 8 часов

Викторина «Знай и люби природу родного края».



1



07.04



обычный


Православные храмы города Алексеевки.




28

Храм Александра Невского.

1

14.04

обычный

29

Церковь Дмитрия Ростовского.

1

21.04

обычный

30

Свято-Троицкая церковь.

1

28.04

обычный

31

Экскурсия в Свято-Троицкую церковь.

1

05.05

обычный

32

Конкурс рисунков «Мой край родной».

1

12.05


обычный

33

Краеведческая викторина «Знаешь ли ты свой край».

1

19.05

обычный

34

Обобщающий урок

1

26.05

обобщающий















IX. Описание учебно-методического и материально-технического

обеспечения образовательного процесса


Наглядные пособия на уроках «Мир природы и человека»:

Интерактивная доска, проектор, ноутбук

Интерактивное учебное пособие «Окружающий мир 1 класс» в 2-х частях.

Комплект динамических раздаточных пособий для начальной школы «Окружающий мир»

Комбинированное наглядное пособие «Времена года»

Комплект таблиц демонстративных по предмету «Окружающий мир. Начальная школа»

Таблицы по предмету «Сезонные изменения в природе»

Муляжи фруктов, овощей и грибов.


Перечень методической литературы:

1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010.

2.Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ Под ред. А.В. Горского. -  М.: Просвещение, 2011. – 111 с.

3.Белгородоведение в начальных классах: Методическое пособие для учителя начальных классов / Под ред. Т.М. Стручаевой. – Белгород: Изд-во БелИРО, 2014. – С приложением на DVD.

4.Белгородоведение: Учебник для общеобразовательных учреждений / Под ред. В.А. Шаповалова. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2002. – 410 с., ил.

5.Белгородская энциклопедия / Гл. ред В.В.Овчинников. - Белгород: ОАО «Белгородская областная типография», 2000. – 464 с.: ил.

6.Декада белгородоведения в начальных классах: Методическое пособие для учителей начальных классов и воспитателей групп продленного дня / под ред. Т.М. Стручаевой. – Белгород: Изд-во БелИПКППС, 2011. – С приложением на DVD.

7.Животный мир Белгородской области / [А.В. Присный, И.Ф. Седин, В.В. Червоный и др.; под ред. А.В. Присного]. – Белгород: Белгородская обл. тип., 2012. – 400 с. : ил.

8.Красная книга Белгородской области. Редкие и исчезающие растения, грибы, лишайники и животные. Официальное издание / Общ. науч. ред. А.В. Присный. – Белгород, 2004. – 352 с.

9.Мой край: Книга для чтения по истории и природе Белгородской области для учащихся 4 классов /Составители Н.Г. Овчарова, Б.И. Осыков. – Воронеж: Ц-ЧКИ, 1977.- 78 с

20



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Рабочая программа внеурочной деятельности "Моя малая родина" для 2 класса.

Автор: Выходцева Людмила Ивановна

Дата: 24.12.2025

Номер свидетельства: 679698

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(211) "Рабочая программа внеурочной деятельности "Моя малая Родина - Верхний Уфалей" (для обучающихся с ОВЗ VII вида, 1 класс)"
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_proghramma_vnieurochnoi_dieiatiel_nosti_moia_malaia_rodina_vierkhnii_u"
    ["file_id"] => string(6) "378599"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1484237841"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(195) "Рабочая  программа  по краеведению «Моя малая Родина» для  учащихся  8-х  классов  (внеурочная деятельность)."
    ["seo_title"] => string(120) "rabochaia-proghramma-po-kraieviedieniiu-moia-malaia-rodina-dlia-uchashchikhsia-8-kh-klassov-vnieurochnaia-dieiatiel-nost"
    ["file_id"] => string(6) "311561"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1459231497"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(288) "Модель организации внеурочной деятельности  c усилением этнокультурного воспитания в рамках реализации  ФГОС  в якутских классах МОБУ СОШ№17 г. Якутска РС(Я) "
    ["seo_title"] => string(173) "modiel-orghanizatsii-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-c-usilieniiem-etnokul-turnogho-vospitaniia-v-ramkakh-riealizatsii-fgos-v-iakutskikh-klassakh-mobu-sosh-17-gh-iakutska-rs-ia"
    ["file_id"] => string(6) "100069"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1402362147"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мой город» "
    ["seo_title"] => string(63) "rabochaia-proghramma-po-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-moi-ghorod"
    ["file_id"] => string(6) "161135"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1422184708"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "КАБИНЕТ БИОЛОГИИ КАК СРЕДА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА "
    ["seo_title"] => string(57) "kabiniet-biologii-kak-srieda-obrazovatiel-nogo-protsiessa"
    ["file_id"] => string(6) "127422"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415300093"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства