kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа в 4 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа в 4 классе по предметам: русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир, технология. УМК школа России.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа в 4 классе»

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Ичалковская средняя общеобразовательная школа»




Рассмотрена и одобрена

на заседании  методического объединения

Руководитель ШМО

________ЧетверговаМ.И. Протокол № __

от«_____»_______2021

Согласовано

Заместитель директора по УВР МОБУ «Ичалковская СОШ»

_________ Зубова Т.А.

«_____»______ 2021

Утверждаю

Директор МОБУ

«Ичалковская СОШ»

_________ Зубанов А.Н.

«_____» _______2021г.












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по русскому языку


4 а класс


на 2021-2022 учебный год








Анохина Наталья Алексеевна

учитель начальных классов

высшая квалификационная категория








Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373, в редакции приказа Минобрнауки России от 11.12.2020 г. № 712 (1-4кл);

  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015г. № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 декабря 2009г. № 373»;

  • Приказа Министерства просвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

  • Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступил в силу с 13.07.2021 г.);

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648 – 20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПин 1.2.3685 – 21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;

  • письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 20.06.2018г. № 05 – 192 «О вопросах изучения родных языков из числа языков народов РФ»;

  • Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 года № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность» (с изменениями, приказ Минпросвещения России от 23.12.2020 г. № 766);

  • Примерной основной образовательной программы НОО (протокол от 8 апреля 2015 года № 1/15)

  • Примерной программы начального общего образования по русскому языку. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1- 4 классы: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, М.В.Бойкина и др.. – М.:Просвещение, 2014.

  • Авторской программы В.П.Канакиной «Русский язык». 1-4 классы» (2010)

Образовательная программа начального общего образования МОБУ «Ичалковская СОШ» на 2019-2023г.

  • Учебного плана МОБУ «Ичалковская СОШ» на 2021-2022 учебный год.

  • Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по отдельным учебным предметам, курсам МОБУ «Ичалковская СОШ»


  • Согласно федеральному базисному учебному плану и учебному плану МОБУ «Ичалковская СОШ» на 2021-2022 учебный год на изучение курса «Русский язык»

в 4 классе отводится 136 часов за учебный год из расчета 4 часа в неделю

Согласно учебного плана МОБУ «Ичалковская СОШ» на 2021-2022 учебный год годовая промежуточная аттестация проводится в форме диктанта с грамматическим заданием.

Учебно – методический комплект для учителя:

1. Канакина В.П. Русский языу. Учебник. 4 класс. В 2 ч. — М.: Просвещение, 2016.

2. Канакина В. П. Русский язык : сборник диктантов и самостоятельных работ для начальной школы : 1–4 классы / В. П. Канакина, Г. С. Щеголева. – М. : Просвещение, 2014.

Учебно – методический комплект для учащегося:

Канакина В.П. Русский язык. Учебник. 4 класс. В 2 ч. — М.: Просвещение, 2016.


.


Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной:



№ темы

Наименование разделов

Кол-во часов по программе

Планируемое количество часов учителем

Контроль

Примечание

1

Повторение


8

7+1

Входная к/р

1 час входная к/р

2

Предложение


7

7



3

Слово в языке и речи

19

19

к/р № 2


4

Имя существительное

36

37

Промежуточная к/р № 3

Час взят из раздела «Повторение»

5

Имя прилагательное

28

28

к/р № 4


6

Личные местоимения

6

6

к/р № 5


7

Глагол

25

25

к/р № 6,7


8

Повторение

7

6

Годовая промежуточная аттестация № 8

1 час на промежуточный контроль


Итого:

136

136

8
















Планируемые результаты изучения учебного предмета

Программа обеспечивает достижение определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

У выпускника будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучению русского языка, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности (социальных, учебно-познавательных и внешних); формирование личностного смысла учения, устойчивого учебно-познавательного интереса к изучению языка, языковой деятельности, чтению и читательской деятельности;

  • осознание языка как основного средства человеческого общения, понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества;

  • восприятие русского языка как одной и основных национально-культурных ценностей русского народа, его значения в процессе получения школьного образования, осознание себя носителем этого языка;

  • понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;

  • способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ, его язык, историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

  • понимание целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки (так и окружающих людей), в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах и социальной справедливости;

  • этические чувства – стыда, вины, совести, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание и сопереживание чувствам других людей;

  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе материалов курса русского языка;

  • навыки сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;

  • развитие мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию собственных информационных объектов и др.), к работе на результат;

  • установка на здоровый образ жизни и реализация её в реальном поведении и поступках, бережное отношение к материальным и духовным ценностям.


Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

Ученик научится:

  • принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; в сотрудничестве с учителем находить средства их осуществления и ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками);

  • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  • выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, в справочном материале учебника – в памятках); учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия;

  • выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане;

  • адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;

  • понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

Познавательные УУД

Выпускник научится:

  • использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий (учебная, дополнительная литература, использование ресурсов библиотек и сети Интернет); пользоваться словарями и справочниками различных типов;

  • записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

  • ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач, осуществлять выбор наиболее эффективных в зависимости от конкретной языковой или речевой задачи;

  • использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) представления информации для создания моделей изучаемых единиц языка, преобразовывать модели и схемы для решения учебных, практических и лингвистических задач;

  • владеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с конкретными целями и задачами; извлекать необходимую информацию из текста художественного или познавательного, анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; передавать устно или письменно содержание текста;

  • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя аудио-, видео- и графическое сопровождение;

  • осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо-видовым признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждение, подводить факты языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза.

Коммуникативные УУД


Выпускник научится:

  • слушать и слышать собеседника, вести диалог;

  • ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;

  • понимать необходимость ориентироваться на позицию партнёра в общении, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;

  • строить понятные для партнёра высказывания; проявлять доброжелательное отношение к партнёру; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

  • признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • стремиться к более точному выражению собственного мнения и позиции;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

  • выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;

  • строить монологическое высказывание с учётом ситуации общения и конкретной речевой задачи, выбирая соответствующие языковые средства, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);

  • активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.

Предметные результаты

Общие предметные результаты освоения программы

  • первоначальное представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

  • осознание значения русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;

  • представление о языке как основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;

  • позитивное эмоционально-оценочное отношение к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, его роли в дальнейшем образовании;

  • овладение начальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических), правилах речевого этикета (в объёме курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и свободного общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля за ней;

  • приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;

  • освоение первоначальных научных представлений об основных понятиях и правилах из области фонетики, графики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса, орфографии (в объёме изучаемого курса), понимание взаимосвязи и взаимозависимости между разными сторонами языка;

  • овладение учебными действиями с языковыми единицами: находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения), конструировать из этих единиц единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты), использовать эти действия для решения познавательных, практических и коммуникативных задач (в объёме изучаемого курса);

  • овладение основами грамотного письма: основными орфографическими и пунктуационными умениями (в объёме изучаемого курса), умениями применять правила орфографии и правила постановки знаков препинания при записи



Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы

Развитие речи

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

Обучающийся научится:

  • осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;

  • владеть формой диалогической речи; умением вести разговор (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и др.);

  • выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;

  • оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;

  • владеть монологической формой речи; под руководством учителя строить монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение);

  • работать с текстом: определять тему и главную мысль текста, самостоятельно озаглавливать текст по его теме или главной мысли, выделять части текста (корректировать порядок предложений и частей текста), составлять план к заданным текстам;

  • пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником;

  • письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного и слухового восприятия, сохраняя основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;

  • сочинять письма, поздравительные открытки, объявления и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения;

  • составлять тексты повествовательного и описательного характера на основе разных источников (по наблюдению, по сюжетному рисунку, по репродукциям картин художников, по заданным теме и плану, опорным словам, на свободную тему, по пословице или поговорке, творческому воображению и др.);

  • письменно сочинять небольшие речевые произведения освоенных жанров (например, записку, письмо, поздравление, объявление);

  • проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки; улучшать написанное: добавлять и убирать элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные;

  • пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • подробно и выборочно письменно передавать содержание текста;

  • различать стилистические варианты языка при сравнении стилистически контрастных текстов (художественного и научного или делового, разговорного и научного или делового);

  • создавать собственные тексты и корректировать заданные тексты с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использовать в текстах синонимы и антонимы;

  • анализировать последовательность своих действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи; соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно составленных текстов);

  • оформлять результаты исследовательской работы;

  • редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность речи, улучшая содержание, построение предложений и выбор языковых средств.



Система языка

Фонетика, орфоэпия, графика

Обучающийся научится:

  • произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;

  • характеризовать звуки русского языка: гласные ударные – безударные; согласные твёрдые – мягкие, парные – непарные, твёрдые – мягкие; согласные глухие – звонкие, парные – непарные, звонкие и глухие; группировать звуки по заданному основанию;

  • соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря учебника);

  • пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.);

  • различать звуки и буквы;

  • классифицировать слова с точки зрения их звуко-буквенного состава по самостоятельно определённым критериям;

  • знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации;

  • пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, красной строки (абзаца), пунктуационными знаками (в пределах изученного).

Обучающийся получит возможность научиться:

  • выполнять (устно и письменно) звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения звуко-буквенного разбора слова (в объёме изучаемого курса).

Лексика

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

Обучающийся научится:

  • осознавать, что понимание значения слова – одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;

  • выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения;

  • определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря, Интернета и др.;

  • распознавать среди предложенных слов синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, устаревшие слова (простые случаи);

  • подбирать к предложенным словам антонимы и синонимы;

  • понимать этимологию мотивированных слов-названий;

  • выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;

  • подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

  • находить в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, эпитеты, сравнения, олицетворения (без терминологии); оценивать уместность употребления этих слов в речи;

  • пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • оценивать уместность использования слов в устной и письменной речи;

  • подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

  • иметь представление о заимствованных словах; осознавать один из способов пополнения словарного состава русского языка иноязычными словами;

  • работать с разными словарями;

  • приобретать опыт редактирования предложения (текста).

Состав слова (морфемика)

Обучающийся научится:

  • различать изменяемые и неизменяемые слова;

  • различать однокоренные слова среди других (неоднокоренных) слов (форм слов, слов с омонимичными корнями, синонимов);

  • находить в словах окончание, основу (в простых случаях), корень, приставку, суффикс (постфикс -ся), соединительные гласные в сложных словах, использовать алгоритм опознавания изучаемых морфем;

  • находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;

  • узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;

  • сравнивать, классифицировать слова по их составу;

  • соотносить слова с предъявляемыми к ним моделями, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;

  • самостоятельно подбирать слова к заданной модели;

  • понимать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи); образовывать слова с этими морфемами для передачи соответствующего значения;

  • образовывать слова (разных частей речи) с помощью приставки или суффикса или с помощью и приставки и суффикса).

Обучающийся получит возможность научиться:

  • понимать роль каждой из частей слова в передаче лексического значения слова;

  • понимать смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности суффиксов и приставок;

  • узнавать образование слов с помощью суффиксов или приставок;

  • разбирать самостоятельно (устно и письменно) по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом;

  • подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать знание графического образа приставок и суффиксов для овладения правописанием слов с этими приставками и суффиксами (при изучении частей речи).

Морфология

Обучающийся научится:

  • определять принадлежность слова к определённой части речи по комплексу освоенных признаков; классифицировать слова по частям речи;

  • распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы);

  • пользоваться словами разных частей речи и их формами в собственных речевых высказываниях;

  • выявлять роль и значение слов частей речи в речи;

  • определять грамматические признаки имён существительных – род, склонение, число, падеж;

  • определять грамматические признаки имён прилагательных – род (в единственном числе), число, падеж; изменять имена прилагательные по падежам;

  • определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме – лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи формы личных местоимений;

  • распознавать неопределённую форму глагола; определять грамматические признаки глаголов – время, число, род (в прошедшем времени в единственном числе), лицо (в настоящем и будущем времени); изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спрягать); изменять глаголы в прошедшем времени в единственном числе по родам; иметь представление о возвратных глаголах;

  • определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме – лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений, изменять личные местоимения по падежам; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи личные местоимения;

  • распознавать наречия как часть речи; понимать их роль и значение в речи;

  • различать наиболее употребительные предлоги и определять их роль при образовании падежных форм имён существительных и местоимений;

  • понимать роль союзов и частицы не в речи;

  • подбирать примеры слов и форм слов разных частей речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • разграничивать самостоятельные и служебные части речи;

  • сравнивать и сопоставлять признаки, присущие изучаемым частям речи; находить в тексте слова частей речи по указанным морфологическим признакам; классифицировать части речи по наличию или отсутствию освоенных признаков;

  • различать смысловые и падежные вопросы имён существительных;

  • склонять личные местоимения, соотносить личное местоимение в косвенном падеже с его начальной формой, распознавать падеж личного местоимения в предложении и тексте;

  • различать родовые и личные окончания глагола;

  • наблюдать над словообразованием имён существительных, имён прилагательных, глаголов;

  • проводить полный морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения морфологического разбора;

  • находить в тексте личные местоимения, наречия, числительные, возвратные глаголы, предлоги вместе с личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах;

  • находить и исправлять в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.

Синтаксис

Обучающийся научится:

  • различать предложение, словосочетание и слово;

  • устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;

  • составлять из заданных слов словосочетания, учитывая их связь по смыслу и по форме;

  • устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении; отражать её в схеме;

  • соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;

  • классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске (по интонации);

  • выделять из потока речи предложения, оформлять их границы;

  • находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды); выделять из предложения словосочетания;

  • распознавать предложения с однородными членами, находить в них однородные члены; использовать интонацию при перечислении однородных членов предложения;

  • составлять предложения с однородными членами и использовать их в речи; при составлении таких предложений пользоваться бессоюзной связью и союзами и, а, но.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение;

  • находить в предложении обращение;

  • выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора.

Орфография и пунктуация

Обучающийся научится:

а) применять ранее изученные правила правописания:

  • раздельное написание слов;

  • сочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу в положении под ударением;

  • сочетания чк, чн, чт, нч, щн и др.;

  • перенос слов;

  • прописная буква в начале предложения, именах собственных;

  • проверяемые безударные гласные в корне слова;

  • парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

  • непроизносимые согласные;

  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);

  • гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;

  • разделительные мягкий и твёрдый знаки (ь, ъ);

  • мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);

  • соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);

  • е и и в суффиксах имён существительных (ключик – ключика, замочек – замочка);

  • безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);

  • безударные падежные окончания имён прилагательных;

  • раздельное написание предлогов с личными местоимениями; раздельное написание частицы не с глаголами;

  • мягкий знак (ь) после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа (читаешь, пишешь);

  • мягкий знак (ь) в глаголах в сочетании -ться;

  • безударные личные окончания глаголов;

  • раздельное написание предлогов с другими словами;

  • знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;

  • знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами.

б) подбирать примеры с определённой орфограммой;
в) оосознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
г) ообнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);
д) определять разновидности орфограмм и соотносить их c изученными правилами;
е) пользоваться орфографическим словарём учебника как средством самоконтроля при проверке написания слов с непроверяемыми орфограммами;
ж) безошибочно списывать текст объёмом 80 – 90 слов;
з) писать под диктовку тексты объёмом 75 – 80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
и) проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять ошибки.

Обучающийся получит возможность научиться:

а)применять правила правописания:

соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);

е и и в суффиксах -ек, -ик;

запятая при обращении;

запятая между частями в сложном предложении;

б) объяснять правописание безударных падежных окончаний имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
в) объяснять правописание безударных падежных имён прилагательных;
г) объяснять правописание личных окончаний глагола;
д) объяснять написание сочетаний -ться и -тся в глаголах;
е) применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, подбор слов с ударной морфемой, знание фонетических особенностей орфограммы, использование орфографического словаря;




Содержание учебного предмета


№ п/п

Наименова

ние раздела/темы

Количество часов

Содержание

Планируемые результаты

обучения

1.

Повторение

8

Наша речь и наш язык. Текст. Предложение. Обращение. Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения.

Словосочетание.




Личностные:

Проявлять уважение к своему народу, другим народам, принимать ценности других народов; осознавать личностный смысл учения; планировать дальнейший образовательный маршрут

Предметные:

Познакомятся с содержанием и структурой учебника «Русский язык»

и условными обозначениями.

Научатся первичному умению оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке,

в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми,

с людьми разного возраста; различать устную и письменную речь; составлять небольшие монологические высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка

Метапредметные:

Познавательные: ориентироваться

в учебнике: определять умения, которые

будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала; самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала.

Регулятивные: самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу выполнения, самостоятельно оценивать; проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм).

Коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом; предвидеть последствия коллективных решений


2

Предложение

7

Предложение с однородными членами. Однородные подлежащие; однородные сказуемые; однородные второстепенные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами с союзами и без союзов. Предложения с одной, двумя и более грамматическими основами. Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях без союзов и с союзами и, а, но. Предложения сложные и предложения с однородными подлежащими, однородными сказуемыми. Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения. Словосочетание.


Личностные:

Проявлять уважение к своему народу, другим народам, принимать ценности других народов; осознавать личностный смысл учения; планировать дальнейший образовательный маршрут

Предметные:

Познакомятся с видами предложений по цели высказывания.

Научатся определять вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное); различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения; выделять предложения из речи; соблюдать в уст-

ной речи интонацию конца предложения; определять границы предложения в деформированном тексте (из 2–3 предложений), выбирать

знак для конца каждого предложения

Метапредметные:

Познавательные: целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая
познавательную задачу; анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из частей (под руководством учителя); проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом

(под руководством учителя).

Регулятивные: высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи; проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм); оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.

Коммуникативные: критично относиться к своему мнению; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций; понимать точку зрения другого; участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом; предвидеть последствия коллективных решений


3

Слово в языке и речи

19

Лексическое значение слова. Состав слова. Значимые части слова. Правописание гласных и согласных в значимых частях слова. Правописание Ъ и Ь разделительных знаков. Части речи. Повторение и углубление представлений о частях речи. Наречие.


Личностные:

Проявлять уважение к своему народу, другим народам, принимать ценности других народов; осознавать личностный смысл учения; планировать дальнейший образовательный маршрут; осознанно готовиться к урокам русского языка, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для од-

ноклассников; пользоваться формами само-

оценивания и взаимооценивания на уроке

Предметные:

Познакомятся с особенностями строения, семантики словосочетаний как

единицы синтаксиса;

с понятием «словосочетание», Лексическое значение слова

Научатся выделять словосочетания в предложении; определять главное и зависимое слово в словосочетании; задавать вопрос от главного слова к зависимому; различать основу предложения и словосочетание, состав слова; устанавливать связь слов в предложении

Метапредметные:

Познавательные: использовать язык

с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий; составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку); осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руковод-

ством учителя); проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя).

Регулятивные: принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока), с помощью учителя; понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях, справочном материале учебника – памятках) при работе с учебным материалом; высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи; понимать причины успеха учебной деятельности, развивать способности конструктивно действовать в ситуациях неуспеха.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; критично относиться к своему мнению; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности


4

Имя существительное

36

Лексическое значение. Основные грамматические признаки. Род имен существительных, изменение по числам и вопросам. Имена существительные собственные и нарицательные. Имена существительные 1, 2, и 3 склонения.

Склонения имен существительных 1, 2, и 3склонения. Правописание безударных падежных окончаний существительных с твердой основой и мягкой основой, кроме существительных на –мя, -ий, -ие, -ия.Склонение существительных во множественном числе. Правописание падежных окончаний существительных во множественном числе.Предлоги, употребляемые с косвенными падежами имен существительных. Существительное как член предложения.Употребление имен существительных в речи.


Личностные:

Осуществлять ориентацию на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей; проявлять уважение к своему народу, другим народам, принимать ценности других народов; осознавать личностный смысл учения; пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке

Предметные:

Познакомятся с признаками падежных форм имен существительных.

Научатся называть признаки падежных форм имен существительных; изменять имена существительные по падежам;

определять падеж имени существительного в предложении по алгоритму; различать падежные формы имени существительного по ударным окончаниям.

Познакомятся с особенностью употребления имен существительных в именительном, родительном и винительном падежах в речи.

Научатся распознавать именительный, родительный, винительный падежи имен существительных; изменять имена существительные в единственном числе по падежам.

Научатся изменять имена существительные по падежам; правильно употреблять существительные в предложном падеже; определять падеж имен существительных в предложении; составлять словосочетания, употребляя в них существительные в предложном падеже; выполнять синтаксический разбор предложения, звуко-буквенный разбор слова, разбор слова по составу

Метапредметные:

Познавательные: анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из частей (под руководством учителя); осуществлять сравнение, сопоставление,

5

Имя прилагательное

28

Лексическое значение. Основные грамматические признаки. Сочетание прилагательного с существительным. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам. Склонение имен прилагательных.Склонение прилагательных единственного числа мужского и среднего рода с твердой и мягкой основами.Правописание безударных падежных окончаний прилагательных мужского и среднего рода. Способы проверки. Склонение прилагательных единственного числа женского рода с твердой и мягкой основами. Правописание безударных падежных окончаний прилагательных множественного числа. Способы проверки. Прилагательное как член предложения.

Употребление имен прилагательных в речи.

Личностные:

Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности.

Умение определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

Предметные:

Научатся образовывать имена прилагательные
с помощью суффиксов; указывать роль имени прилагательного в речи; находить имена прилагательные среди других
частей речи; употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи; определять морфологические признаки имени прилагательного; строить текст с эпитетами как выразительным средством

Познакомятся с родовыми окончаниями имен прилагательных.

Научатся изменять прилагательные по родам

и числам в зависимости от имени существительного; подбирать к существительным подходящие по смыслу прилагательные, выписывать из текста словосочетания с именами прилагательными; составлять словосочетания с данными прилагательными; выделять окончания имен прилагательных; определять род и число по окончаниям

Познакомятся с понятием «склонение имен прилагательных», с особенностью изменения по падежам имен прилагательных в единственном числе.

Научатся склонять имена прилагательные, выделять окончания; составлять словосочетания с данными именами прилагательными, указывать падеж имен существительных и имен прилагательных, выделять их окончания

Метапредметные:

Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений; составлять сложный план текста; проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя).

Регулятивные: принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока), с помощью учителя; понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника – памятках) при работе с учебным материалом.

Коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета

6

Личные местоимения

6

Местоимение как часть речи. Личные местоимения. Личные местоимения и имя существительное. Личные местоимения я, ты, он, она, оно, мы, вы, они. Личные местоимения единственного и множественного числа.Склонение личных местоимений единственного и множественного числа. Правописание личных местоимений с предлогами.Личные местоимения как член предложения.

Употребление личных местоимений в речи.

Личностные:

Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности.

Умение определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

Предметные:

Познакомятся с ролью местоимений в речи.

Научатся определять местоимение среди других частей речи; указывать значение личных местоимений, признаки и синтаксическую роль; подчеркивать главные члены предложения; выполнять звуко-буквенный разбор слова; указывать части речи; определять роль местоимений в тексте

Познакомятся с разнообразным употреблением местоимений в устной
и письменной речи.

Научатся изменять местоимения 3-го лица по родам; указывать грамматические признаки личных местоимений; по грамматическим признакам называть местоимения; записывать предложения по памяти; вставлять в текст пропущенные местоимения

Метапредметные:

Познавательные: осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя); делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; подводить языковой факт под понятия разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие явления природы, школьные принадлежности и др.).

Регулятивные: самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения,

корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать; высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи.

Коммуникативные: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения

7

Глагол

25

Лексическое значение. Основные грамматические признаки .Неопределенная форма глагола. Вопросы что делать? Что сделать? Время глагола. Лицо глагола. Число глагола. Изменение глагола по временам, лицам и числам. Спряжение глаголов. 1 и 2 спряжение глаголов. Правописание безударных личных окончаний глаголав 1 и 2 спряжения. Мягкий знак глаголов 2 спряжения единственного числа и в глаголах неопределенной формы –стеречь, беречь и др. различие правописание глаголов на –тся, -ться.

Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам.

Глагол как член предложения. Употребление глаголов в речи.


Личностные:

Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности.

Умение определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

Предметные:

Познакомятся с «оживляющей» ролью глагола
в предложении.

Научатся находить в тексте глаголы и указывать их грамматические признаки; классифицировать глаголы по значению; находить в тексте глаголы-омонимы; составлять рассказ по рисунку; выполнять разбор слова по составу; указывать части речи в предложении

Метапредметные:

Познавательные: уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде; целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку).

Регулятивные: самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения,

корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.

Коммуникативные: читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций

8

Повторение

7

Закрепление навыка правильного начертания букв, рациональных способов соединений (по группам) в словах, предложениях, небольших текстов при несколько ускоренном письме. Работа по устранению недочетов графического характера в почерках учащихся.


Личностные:

Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности.

Предметные:

Научатся писать под диктовку текст; выполнять грамматическое задание; правильно писать слова с изученными

орфограммами

Научатся объяснять высказывания о языке и речи; находить в тексте слова, которые в нашей речи вышли из употребления; называть тему и главную мысль диалога; объяснять написание пропущенных орфограмм

Метапредметные:

Познавательные: планировать свою работу по изучению незнакомого материала; самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; целенаправленно слушать учителя

(одноклассников), решая познавательную задачу.

Регулятивные: самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения,

корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать; проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм).

Коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций; понимать точку зрения другого
















Календарно- тематическое планирование

п/п

Наименование

разделов и тем

Кол-во часов

Вид контроля

Дата проведения занятий

План

Факт

1

Повторение

8




1/1

Наша речь и наш язык.

Формулы вежливости

1



01.09


2/2

Предложение как единица речи.

Виды предложений

по интонации.

1

02.09


3/3

Текст. План текста. Типы текста

1


06.09


4/4

Развитие речи. Подробное изложение текста «Первая вахта»

1

изложение

07.09


5/5

Анализ изложения. Диалог. Обращение

1


08.09


6/6

Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения.


1


09.09


7/7

Главные и второстепенные члены предложения Что такое словосочетание?

1


13.09


8/8

Контрольный диктант
с грамматическим заданием по теме «Повторение»


1

Входная к.р. № 1


14.09


2

Предложение

7




9/1

Однородные члены предложения

(общее понятие)

1


15.09


10/2

Связь однородных членов предложения с помощью интонации перечисления и союзов

1


16.09


11/3

12/4

Запятая между однородными членами, соединенными союзами

2


20.09

21.09


13/5

Развитие речи. Составление текста по репродукции

картины И. И. Левитана

«Золотая осень»

1

Сочинение

22.09


14/6

Анализ сочинения. Как отличить сложное предложение
от простого предложения?

1


23.09


15/7

Как отличить сложное предложение от простого предложения с однородными членами?

1


27.09


3

Слово в языке и речи

19




16/1

Слово и его лексическое значение.

Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов.

1


28.09


17/2

Синонимы, антонимы, омонимы

1


29.09


18/3

Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов

1


30.09


19/4

Состав слова. Значимые части слова

1


04.10


20/5

Состав слова. Однокоренные слова

1


05.10


21/6

Правописание гласных и согласных в значимых частях слова

1


06.10


22/7

Упражнение в правописании гласных и согласных

в корнях слов

1


07.10


23/8

24/9

Упражнение в правописании гласных и согласных в корнях слов, двойных согласных в словах

2


11.10

12.10


25/10

Упражнение в написании приставок и суффиксов

1


13.10


26/11

Разделительные ъ и ь

1


14.10


27/12

Контрольный диктант по теме «Лексическое значение слова. Состав слова»

1

Контрольный диктант № 2

18.10


28/13

Работа над ошибками.

1


19.10


29/14

Самостоятельные
и служебные части речи. Морфологические признаки частей речи

1


20.10


30/15

Грамматические признаки частей речи

1


21.10


31/16

Наречие как часть речи

1


25.10


32/17

Наречие как часть речи

1


26.10


33,34/18,19

Закрепление изученного. Проверочная работа по теме «Части речи»

2


27.10

28.10


4

Имя существительное

36




35/1

Как определить падеж имени существительного

1




36/2

Признаки падежных форм имен существительных

1




37/3

Упражнение в распознавании именительного, родительного, винительного падежей имен существительных.

1




38/4

Упражнение в распознавании дательного и творительного падежей имен существительных

1




39/5

Упражнение в распознавании предложного падежа имен существительных

1




40/6

Как определить падеж неизменяемых имен существительных

1




41/7

Три склонения имен существительных

(общее представление). Первое склонение имен существительных

1




42/8

Упражнение в распознавании имен существительных

первого склонения

1




43/9

Развитие речи. Сочинение по репродукции картины Аркадия Александровича Пластова «Первый снег»

1

сочинение



44/10

Анализ сочинения.

Второе склонение имен существительных

1





45/11

Упражнение в распознавании имен существительных второго склонения

1




46/12

Третье склонение имен существительных

1




47/13

Упражнение в распознавании имен существительных всех трех типов склонений

1




48/14

Развитие речи. Подробное

Изложение на основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному плану

1

изложение




49/15

Анализ изложения. Падежные окончания имен существительных единственного числа 1, 2 и 3-го склонения. Способы проверки безударных падежных окончаний

имен существительных

1




50/16

Именительный и винительный падежи

1




51/17

Правописание окончаний имен существительных
в родительном падеже

1




52/18

Именительный, родительный
и винительный падежи одушевленных имен существительных

1




53/19

Правописание окончаний имен существительных в дательном падеже

1




54/20

Упражнения в правописании

имен существительных в дательном и родительном падежах

1




55/21

Упражнение в распознавании безударных окончаний

имен существительных в родительном и дательном падежах

1




56/22

Правописание окончаний имен существительных

в творительном падеже.

1




57/23

Правописание окончаний имен существительных
в предложном падеже

1




58/24

Правописание окончаний имен существительных
в предложном падеже

1





59/25

Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах

1




60/26

61/27

Упражнение в правописании

безударных падежных окончаний

имен существительных

в родительном, дательном
и предложном падежах

2




62/28

. Обобщение знаний по теме «Правописание безударных
падежных окончаний имен существительных»

1




63/29

Контрольный диктант по теме «Правописание безударных падежных окончаний

имен существительных»

1

Промежуточная контрольная работа № 3.

диктант, грамматические задания



64/30

Работа над ошибками.

Множественное число имен существительных


1




65/31

Именительный падеж имен существительных множественного числа

1




66/32

Родительный падеж имен существительных множественного числа

1




67/33

Родительный падеж имен существительных множественного числа

1




68/34

69/35

Винительный падеж

одушевленных имен существительных множественного числа

2




70/36

Дательный, творительный, предложный падежи имен существительных множественного числа

1




5

Имя прилагательное

28




71/1

Роль имен прилагательных в языке. Что обозначают и как образуются имена прилагательные?

1




72/2

Род и число имен прилагательных

1




73/3

Развитие речи. Сочинение –описание по личным наблюдениям на тему « Моя любимая игрушка»

1

сочинение



74/4

Анализ сочинения. Падеж имени прилагательного


1




75/5

Падеж имени прилагательного


1




76/6

Склонение

и правописание падежных окончаний

имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе

1




77/7

Ознакомление со способами проверки написания безударных падежных окончаний имен прилагательных. Именительный падеж имен прилагательных единственного числа мужского и среднего рода

1




78/8

Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже

1




79/9

Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже

1




80/10

Упражнение в различении имен прилагательных мужского и среднего рода в имен тельном, родительном, дательном падежах
и правописании их падежных окончаний

1




81/11

Упражнение в распознавании имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном и винительном падежах


1




82/12

Правописание падежных окончаний прилагательных мужского и среднего рода в творительном
и предложном падежах

1




83/13

Упражнение в правописании имен прилагательных мужского
и среднего рода


1




84/14

Упражнение в правописании

имен прилагательных мужского и среднего рода. Наши проекты. Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке

и рыбке» А. С. Пушкина

1




85/15

Склонение и правописание падежных окончаний имен прилагательных женского рода в единственном числе

1




86/16

Правописание падежных окончаний имен прилагательных женского рода в именительном и винительном падежах

1




87/17

Правописание падежных окончаний имен прилагательных женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном
падежах

1




88/18

Винительный и творительный

падежи имен прилагательных женского рода

1




89/19

Развитие речи. Подробное

Изложение на основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному плану

1

изложение



90/20

Анализ изложения. Склонение

имен прилагательных во множественном числе

1



91/21

Склонение

имен прилагательных во множественном числе

1



92/22

Правописание безударных окончаний имен прилагательных множественного числа в именительном и винительном падежах

1




93/23

Правописание окончаний имен прилагательных множественного числа в родительном
и предложном падежах

1




94/24

Правописание окончаний имен прилагательных
в дательном и творительном падежах

1




95/25

Обобщение знаний об именах существительных
и именах прилагательных

1



96/26

Обобщение знаний об именах существительных
и именах прилагательных


1

.




97/27

Проверочный диктант по теме «Падежные окончания имен прилагательных

и имен существительных в единственном и во множественном числе»

1

контрольный диктант № 4, грамматические задания



98/28

Работа над ошибками. Развитие речи. Сочинение по репродукции картины

И. Э. Грабаря «Февральская лазурь»

1

сочинение



6

Местоимение

6




99/1

Анализ сочинения. Роль местоимений в речи

1




100/2

Личные
местоимения 1, 2, 3-го лица

1




101/3

Изменение личных местоимений по падежам. Правописание личных местоимений 1 и 2-го лица в косвенных формах и местоимений с предлогами

1




102/4

Склонение личных местоимений 3-го лица. Упражнение в правописании предлогов с местоимениями

1




103/5

Развитие речи. Подробное

изложение на основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному плану

1




104/6

Контрольный диктант по теме «Местоимение»

1

диктант № 5, грамматические задания



7

Глагол

25




105/1

Работа над ошибками. Роль глаголов в языке

1




106/2

Изменение глаголов по временам

1




107/3

Неопределенная форма глагола

1




108/4

Образование временных форм от глагола
в неопределенной форме

1




109/5

Спряжение глаголов

(общее понятие)

1




110/6

Распознавание лица и числа глаголов

1




111/7

Употребление мягкого знака (ь) в глаголах 2-го лица единственного числа

1




112/8

Упражнение в правописании глаголов во 2-м лице единственного числа и правописании не с глаголами

1




113/9

Развитие речи. Сочинение

по репродукции картины

И.И.Левитана «Весна. Большая вода»

1

сочинение



114/10

Анализ сочинения. I и II спряжения глаголов

1




115/11

Спряжение глаголов в сложном будущем времени. Окончания глаголов I и II спряжения

1




116/12

Правописание безударных личных окончаний

глагола в настоящем и будущем времени

1




117/13

Правописание безударных личных окончаний

глаголов

1




118/14

Проверочный диктант по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов»

1

диктант № 6, грамматические задания



119/15

Работа над ошибками.

Возвратные глаголы (общее представление)

1



120/16

Правописание возвратных глаголов в настоящем и будущем времени

1




121/17

Упражнение в правописании

безударных окончаний,

-тся и -ться в возвратных глаголах

1





122/18

Правописание глаголов в прошедшем времени

1




123/19

Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени

1




124/20

Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени.

1




125/21

Упражнение в правописании

глагольных форм. Повторение знаний о глаголе как части речи

1




126/22

Упражнение в правописании

глагольных форм и распознавании морфологических признаков глагола

1




127/23

Упражнение в правописании

глагольных форм и распознавании морфологических признаков глагола

1




128/24

Контрольный диктант по теме «Глагол»

1

Контрольный диктант № 7



129/25

Работа над ошибками. Обобщение по теме «Глагол».

1



8

Повторение

7




130/1

Предложение и словосочетание. Главные и второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения

1




131/2

Виды предложений

по цели высказывания и интонации. Простые и сложные предложения. Распространенные и нераспространенные предложения

1




132/3

Слово и его лексическое значение.


1




133/4

Значимые части слова. Словообразование

1




134/5

Правописание гласных и согласных в корне слов

1




135/6

Итоговая промежуточная аттестация.

1

Итоговая промежуточная аттестация. Диктант № 8



136/7

Части речи. Морфологические признаки частей речи

1





ИТОГО

136












Приложение №1 Диктанты

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение»

Подарки осени.

Быстро пролетели последние дни лета. Птицы уже готовы к отлёту. Заблестели в воздухе тонкие паутинки. Посыпались на землю пёстрые осенние листья. Под листьями спрятались грибы. Трудно отличить опавший листок от гриба. Дружной семейкой растут опята на старых пнях. Особенно много опят на вырубках. Там настоящее грибное царство! Осень щедро раздаёт свои подарки людям и животным. А  ветер насвистывает грустную песню.

Слово для справки: насвистывает.

Грамматические задания:

  1. Разберите по составу слова: вырубках, грибное.

  2. Первое предложение разберите по членам, выпишите из них словосочетания.

  3. Определить количество слогов, букв и звуков в словах: осень, листья.



Проверочный диктант по теме «Лексическое значение слова. Состав слова»

Осень.

Ранняя осень. Красив и печален русский лес в эти чудесные дни. Гущу золотой листвы прорезают объятые огнём клёны. Медленно летят с берёз лёгкие пятачки листьев. Между деревьев блещут серебром тонкие нитки паутины. Краснеет поздний гриб. Попадаются подберёзовики, подосиновики, рыжики.

Тишина в лесу. Грустно шелестит под ногами мягкий ковёр листвы. Воздух свежий и прозрачный. Вода в лесных ручьях чистая и холодная. Ещё зелёный стоит дуб, но вершины берёз уже оголились.

Грамматическое задание:

1. Выписать предложение: 1 вариант – с однородными членами, 2 вариант – сложное предложение.

2. Разобрать слова по составу: вариант 1 – ранняя, подберёзовики, грустно, 2 вариант – холодная, подосиновики, медленно

3. Сделать звукобуквенный разбор слова: 1 вариант – дуб, 2 вариант – гриб.



Проверочный диктант по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных»

Как мужик убрал камень

 На площади в одном городе лежал огромный камень. Он занимал много места и мешал проезду на лошади. Призвали инженеров и попросили помощи в уборке камня.

Первый инженер предложил порохом разбить камень на части и вывезти их. Он запросил оплату в восемь тысяч рублей. Другой инженер придумал под камень подвести большой каток и свалить его на пустоши. По стоимости это будет шесть тысяч рублей.

А один мужик взялся камень за сто рублей убрать. Он выдумал выкопать подле камня яму, свалить его туда и заровнять землёй.

Мужик так и сделал. Ему дали сто рублей за работу и сто рублей за умную выдумку.(104 сл.)

Слова для справок: его, тысяч, предложил

Грамматическое задание:

1. Выписать по 1 словосочетанию с именами существительными 1, 2,3-го склонения. Выделить окончания существительных, определить падеж.

2.Выполнить звукобуквенный разбор слова: вариант 1-его, вариант2 -шесть

3.Разобрать имя существительное. Как часть речи: вариант 1-(за) выдумку, вариант 2-инженеров

Проверочный диктант по теме «Падежные окончания имен прилагательных и имен существительных в единственном и во множественном числе»

Зимний день.

Стоит чудесный зимний день. Над нами ясное голубое небо. Всё вокруг покрыто пушистым снежным ковром. Яркий свет слепит глаза. Мы въехали в лес. Деревья стоят словно в сказке. На стволе высокой сосны мы заметили пёстрого дятла. Он ловко долбит шишку. Синички и воробьи дружно подбирают сосновые семена. Рыжая белка быстро мелькнула среди деревьев.

Под сосной видны следы. Это заяц – беляк пробежал по нетронутому снегу.

Хорошо в лесу! Легко дышать свежим морозным воздухом. (74 сл.)

Грамматическое задание

1. Выписать три словосочетания «прилагательное + существительное». Выделить окончания и указать падеж имён прилагательных.

2. Составить три словосочетания: прилагательное + существительное мужского рода в творительном падеже; прилагательное + существительное среднего рода в дательном падеже; прилагательное + существительное женского рода в предложном падеже.

3. Списать, вставить подходящие по смыслу имена прилагательные.

1) В....., ....., ..... уборе стоит осенний лес.

2) На ....... небе загорелись ...... звёзды.

Контрольный диктант по теме «Местоимение»

Лесной голосок.

В солнечный день я бродил в берёзовом перелеске. Вдали послышался знакомый лесной голосок. Это куковала кукушка. Я её слышал много раз. Но никогда не видел, какая она из себя.

Увидеть её оказалось совсем непросто. Я иду к ней на голосок, а она – от меня. В прятки со мной играет. Решил наоборот играть: я спрячусь, а ты поищи. Залез в куст орешника и кукукнул один раз. Кукушка замолкла. И вдруг неподалёку послышался её крик. Я молчок: поищи получше. А она уже совсем близко кукует.

Гляжу – через поляну летит птица. Хвост у неё длинный, сама серая, грудка в тёмных пестринках. Может, это ястребёнок? А птица подлетела к соседнему дереву, села на сучок и закуковала. Вот она какая – кукушка! (119 слов)

Грамматическое задание:

1. Выписать из текста местоимения, указать их лицо, число и падеж.

2. Распределить слова по группам и записать в два столбика.

Для, он, по, её, от, за, вы, нам, у, тебе.

Проверочный диктант по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов»

Половодье

На сирени, тополе, березе набухли почки. Наступает пора бурного таяния снега. Лед на реке намокает, темнеет. Недалеко от берега показались талые оконца. Придешь через неделю и не узнаешь реки. Кругом вода. Проснулась, ожила река и затопила кусты у берега. Вода наступает и на покрытый сухой травой луг. Над водой на тихом месте торчат верхушки стебельков. Быстро проносятся мимо сухие листья, ветки, доски.

Грамматические задания

1. Над первым словом каждого предложения надпишите, какое предложение: пр. (простое), с одн. чл. (с однородными членами).

2. Укажите падежи имен прилагательных и выделите их окончания.

3. Выделите безударные окончания глаголов
в форме 3-го лица единственного числа

Контрольный диктант по теме «Глагол»

Совесть

Нина не приготовила уроки, решила не идти в школу, а украдкой пошла в рощу. Она положила завтрак и книги под куст, а сама побежала за красивой бабочкой.

На тропинке Нине встретился малыш. В руке он держал букварь с тетрадкой. Девочка решила подшутить над ним и назвала малыша прогульщиком.

Оказалось, что мальчик убегал от собаки и заблудился. Нина провела его через рощу. Забрать завтрак и книги она постыдилась и оставила их под кустом.

Прибежала собака. Книги не тронула, а завтрак съела. Нина заплакала. Она не жалела завтрак, её грызла беспощадная совесть.(53слова)

Грамматическое задание:

1. Выписать из текста три глагола, указать их время, лицо, число и род.

2. Поставить глаголы в неопределённую форму.

Пришла, идёт, посмотрит.

Проверочный диктант за год

Весеннее солнце

На небе появилось весеннее солнце. Оно разбудило всех в лесу. Повеселела лесная поляна. Золотые лучи солнца перелетали от тропинки к тропинке. Капельки росы заиграли в каждом цветке, в каждой травинке. Но вот набежала туча и закрыла все небо. Загрустила природа. Столб пыли полетел к озеру. От резкого ветра с деревьев посыпались сухие сучья.

Лес грозно зашумел. Крупные капли дождя застучали по земле. На ней появились мокрые пятна. Удары грома оглушили всю местность.

Но гроза быстро прошла. Тишина. Только дятел стучит по коре дуплистой березы. И снова над лесом светит ласковое солнце.(91 сл.)

Грамматические задания

1. Подчеркнуть главные члены предложения. Над каждым именем существительным указать падеж:

1-й вариант – в 4-м предложении (Золотые лучи солнца перелетали...);
2-й вариант – в 5-м предложении (Капельки росы заиграли...).

2. Разобрать по составу слово:

1-й вариант – загрустила (из 7-го предложения);
2-й вариант – полетел (из 8-го предложения).














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа в 4 классе

Автор: Анохина Наталья Алексеевна

Дата: 20.09.2021

Номер свидетельства: 587069

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Рабочая программа по физической культуре 5-7 класс."
    ["seo_title"] => string(56) "rabochaia-proghramma-po-fizichieskoi-kul-turie-5-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "253262"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1447574136"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Рабочая программа по русскому языку в 5 классе с УУД "
    ["seo_title"] => string(57) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-v-5-klassie-s-uud"
    ["file_id"] => string(6) "244478"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445948532"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Рабочая программа по литературному чтению  УМК "Школа России" "
    ["seo_title"] => string(66) "rabochaia-proghramma-po-litieraturnomu-chtieniiu-umk-shkola-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "143159"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1418467482"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Рабочая программа по физической культуре для 10-11 классов "
    ["seo_title"] => string(65) "rabochaia-proghramma-po-fizichieskoi-kul-turie-dlia-10-11-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "189675"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1427008325"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Рабочая программа по литературе для 6 класса (учебник под ред. Г.И. Беленького)"
    ["seo_title"] => string(74) "rabochaiaproghrammapolitieraturiedlia6klassauchiebnikpodriedgibielienkogho"
    ["file_id"] => string(6) "268817"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1450701917"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства