kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Финансовая грамотность"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по внеурочной деятельности содержит календарно-тематическое планирование  работы курса "Финансовая грамотность"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Финансовая грамотность"»

  1. Результаты освоения внеурочной деятельности

Личностные результаты

• осознание себя как члена семьи, общества и государства;

• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;

• развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;

• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.


Метапредметные результаты

ПознавательныеУУД

• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

• овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям

• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями;

Регулятивные УУД

• понимание цели своих действий;

• составление простых планов с помощью учителя;

• проявление познавательной и творческой инициативы;

• оценка правильности выполнения действий;

• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей;

Коммуникативные УУД

• составление текстов в устной и письменной формах;

• умение слушать собеседника и вести диалог;

• умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

• умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

• умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

• понимание и правильное использование экономических терминов;

• представление о роли денег в семье и обществе;

• умение характеризовать виды и функции денег;

• знание источников доходов и направлений расходов семьи;

• умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;

• определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;

• проведение элементарных финансовых расчётов


Программа рассчитана на 3 года обучения. Общее количество часов 175. Из расчёта 2 часа в неделю: 2 класс—3 классы по 70 часов в год. 4 класс-35 часов ( 35 учебных недель)



  1. Содержание программы

2 класс

Тема I. Что такое деньги и откуда они взялись.

Появление обмена товарами. Проблемы товарного обмена. Появление первых денег - товаров с высокой ликвидностью. Свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными деньгами. Появление монет. Первые монеты разных государств.

Основные понятия

Товар. Деньги. Покупка. Продажа. Ликвидность. Драгоценные металлы.

Монеты. Бумажные деньги. Банкноты. Купюры.

Компетенции

– Объяснять причины и приводить примеры обмена.

– Объяснять проблемы, возникающие при обмене.

– Описывать свойства товарных денег.

– Приводить примеры товарных денег.

– Приводить примеры первых монет.

Тема II. Защита от подделок.

Устройство монеты. Изобретение бумажных денег. Защита монет от подделок. Современные монеты. Способы защиты от подделок бумажных

денег.

Основные понятия

Монеты. Гурт. Аверс. Реверс. «Орёл». «Решка». Номинал. Банкнота. Купюра.

Фальшивые деньги. Фальшивомонетчики.

Компетенции

– Объяснять, почему появились монеты.

– Описывать купюры и монеты.

– Сравнивать металлические и бумажные деньги.

–Объяснять, почему изготовление фальшивых денег является преступлением.

Тема III. Какие деньги были раньше в России.

Древнерусские товарные деньги. Происхождение слов «деньги», «рубль», «копейка». Первые русские монеты.

Основные понятия

«Меховые деньги». Куны. Первые русские монеты. Деньга. Копейка. Гривна. Грош. Алтын. Рубль. Гривенник. Полтинник. Ассигнация.

Компетенции

– Описывать старинные российские деньги.

– Объяснять происхождение названий денег.

3 класс

Тема I. Современные деньги России и других стран.

Современные деньги России. Современные деньги мира.

Появление безналичных денег. Безналичные деньги как информация на банковских счетах. Проведение безналичных расчётов. Функции банкоматов.

Основные понятия

Доллары. Евро. Банки. Наличные, безналичные и электронные деньги. Банкомат. Пластиковая карта.

Компетенции

– Описывать современные российские деньги.

– Решать задачи с элементарными денежными расчётами.

– Объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта.

– Приводить примеры иностранных валют.

Тема II. Откуда в семье деньги.

Деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти клад.

Основным источником дохода современного человека является заработная плата. Размер заработной платы зависит от профессии. Собственник может получать арендную плату и проценты. Государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным. При нехватке денег их можно взять взаймы. Существуют мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги.

Основные понятия

Доходы. Клады. Лотерея. Наследство. Товары. Услуги. Заработная плата.

Профессия. Сдельная зарплата. Почасовая зарплата. Пенсия. Пособие.

Стипендия. Имущество. Аренда. Проценты по вкладам. Кредиты.

Компетенции

– Описывать и сравнивать источники доходов семьи.

– Объяснять причины различий в заработной плате.

– Объяснять, кому и почему платят пособия.

– Приводить примеры того, что можно сдать в аренду.

Тема III. На что тратятся деньги.

Люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы бывают обязательными и необязательными. Для покупки мебели, бытовой техники, автомобиля чаще всего приходится делать сбережения. Если сбережений не хватает или появляются непредвиденные расходы, деньги можно взять в долг. Некоторые люди тратят много денег на хобби, а иногда и на вредные привычки.

Основные понятия

Расходы.

Продукты. Коммунальные платежи. Счёт. Одежда. Обувь. Образование. Непредвиденные расходы. Сбережения. Долги. Вредные привычки. Хобби.

Компетенции

– Объяснять, что влияет на намерения людей совершать покупки.

– Сравнивать покупки по степени необходимости.

– Различать планируемые и непредвиденные расходы.

– Объяснять, как появляются сбережения и долги.

Тема IV. Как умно управлять своими деньгами.

Бюджет- план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем.

Основные понятия

Расходы и доходы. Бюджет. Банкрот. Дополнительный заработок.

Компетенции

– Объяснять, как управлять деньгами.

– Сравнивать доходы и расходы.

– Объяснять, как можно экономить.

– Составлять бюджет на простом примере.

Тема V. Как делать сбережения.

Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Сбережения, вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести доход.

Основные понятия

Копилки. Коллекционирование. Банковский вклад. Недвижимость. Ценные бумаги. Фондовый рынок. Акции. Дивиденды.

Компетенции

– Объяснять, в какой форме можно делать сбережения.

– Приводить примеры доходов от различных вложений денег.

– Сравнивать разные виды сбережений.

4 класс

Тема 1 Что такое деньги и какими они бывают

Появление обмена товарами, о проблемах товарного обмена, о появлении первых денег – товаров с высокой ликвидностью. Свойства драгоценных

металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными деньгами. Появление первых монет и монеты разных государств.

Изобретение бумажных денег, способы защиты от подделок бумажных денег. Древнерусские товарные деньги, о происхождении слов «деньги», «рубль», «копейка», о первых русских монетах. Современные деньги России, мировые деньги.

Безналичные деньги как информация на банковских счетах,

проведение безналичных расчетов, с функциями банкоматов.

Основные понятия

Деньги. Ликвидность. Бартер. Безналичные деньги. Мировые деньги.

Компетенции

– Описывать свойства драгоценных металлов.

– Объяснять способы защиты от подделок.

– Сравнивать валюту разных стран.

Тема II.Откуда в семье деньги

Получение денег в наследство, выигрыш в лотерею, клад. Основные источники дохода -заработная плата. Зависимость размера заработной платы

От профессии.

Доходы собственников- арендная плата и проценты.

Поддержка государства пожилых людей, инвалидов, студентам, семьям с детьми и безработным. Дети также знакомятся с тем, что при нехватке денег их можно взять взаймы, существуют мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги.

Основные понятия

Заработная плата, премия, гонорар, арендная плата, проценты, безработные

Компетенции

– Описывать источники доходов в семьях.

– Объяснять доходы от собственности.

– Сравнивать заработную плату различных профессий.

Тема III. На что тратятся деньги

Люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы бывают обязательными и необязательными. Для покупки мебели, бытовой техники,

автомобиля чаще всего приходится делать сбережения. Если сбережений не хватает или появляются непредвиденные расходы, деньги можно взять в долг. Многие люди тратят деньги на хобби, а иногда и на вредные привычки.

Основные понятия

Необходимые расходы, обязательные расходы, престижные расходы, сезонные расходы. Сбережения. Хобби.

Компетенции

–Описывать виды расходов.

–Объяснять, где брать деньги при их нехватке.

– Сравнивать расходы между собой.

Тема IV. Как умно управлять своими деньгами

Бюджет – план доходов и расходов. Люди ведут учет доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем.

Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Сбережения, вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести доход.

Основные понятия

Бюджет, дефицит, избыток. Ценные бумаги, акции.

Компетенции

– Описывать из чего состоит бюджет семьи.

– Объяснять вложение сбережений.

– Сравнивать доходы и расходы.


III. Тематическое планирование


2 класс

Содержание курса внеурочной деятельности

Количество часов

Виды деятельности

Что такое деньги и откуда они взялись

17

Появление обмена товарами. Проблемы товарного обмена. Появление первых денег — товаров с высокой ликвидностью. Свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными деньгами. Появление монет. Первые монеты разных государств.

Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок

9

Устройство монеты. Изобретение бумажных денег. Защита монет

от подделок. Современные монеты. Способы защиты от подделок бумажных денег.


Какие деньги были раньше в России

10

Древнерусские товарные деньги. Происхождение слов «деньги», «рубль», «копейка». Первые русские монеты.

Современные деньги России и других стран


14

Современные деньги России. Современные деньги мира. Появление

безналичных денег. Безналичные деньги как информация на банковских счетах.

Проведение безналичных расчётов. Функции банкоматов.

Как сделать сбережения

10

Если доходы превышают расходы, образуются сбережения.

Сбережения, вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести доход.


На что тратятся деньги

10

Люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы бывают обязательными и необязательными. Для покупки мебели, бытовой техники, автомобиля чаще всего приходится делать сбережения. Если сбережений не хватает или появляются непредвиденные расходы, деньги можно взять в долг. Некоторые люди тратят много денег на хобби, а иногда и на вредные привычки.


3 класс



Содержание курса внеурочной деятельности

Количество часов

Виды деятельности

Откуда в семье деньги

18

Деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти клад. Основным источником дохода современного человека является заработная плата. Размер заработной платы зависит от профессии. Собственник может получать арендную плату и проценты.

Государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным. При нехватке денег их можно взять взаймы. Существуют мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги.

.

На что тратятся деньги

11

Люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы бывают обязательными и необязательными. Для покупки мебели, бытовой техники, автомобиля чаще всего приходится делать сбережения. Если сбережений не хватает или появляются непредвиденные расходы, деньги можно взять в долг. Некоторые люди тратят много денег на хобби, а иногда и на вредные привычки.


Как умно управлять своими деньгами

12

Бюджет-план Расходов и доходов. Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем.

Как делать сбережения


18

Если доходы превышают расходы, образуются сбережения.

Сбережения, вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести доход.


Обмен и деньги

11

Устройство монеты. Изобретение бумажных денег. Защита монет

от подделок. Современные монеты. Способы защиты от подделок бумажных денег.





4 класс



Содержание курса внеурочной деятельности

Количество часов

Виды деятельности

Что такое деньги и какими они бывают

20

Причиной возникновения обмена является специализация. В результате обмена должны выиграть обе стороны. Бартерный обмен неудобен в связи с несовпадением интересов и проблемой определения ценности. Товарные деньги облегчают процесс обмена. В разных регионах в качестве денег использовались разные вещи. Основными товарными деньгами становятся драгоценные металлы, из которых позже делаются монеты. В связи с проблемами изготовления и безопасности перевозки появляются бумажные деньги. Покупательная сила денег может меняться.

На чего складываются доходы в семье

5

Откуда в семье берутся деньги.

Основным источником дохода современного человека является заработная плата. Размер заработной платы зависит от профессии, сложности работы, отрасли. Государство устанавливает минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Собственник может получать арендную плату и проценты. Доход также приносит предпринимательская деятельность.

Государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным, выплачивая пенсии, стипендии, пособия.


Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого избежать 

6

Люди расходуют деньги на питание, покупку одежды и обуви, коммунальные услуги, транспорт, связь, медицинское обслуживание и лекарства, образование, отдых, развлечения и пр. Расходы можно разделить на необходимые, желательные и престижные. По срокам расходы делятся на ежедневные, ежемесячные, ежегодные, сезонные и переменные.


Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал

4

Бюджет – план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем. Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Если расходы превышают доходы, образуются долги. В этом случае необходимо либо сократить расходы, либо найти дополнительный источник доходов. Для крупных покупок или для непредвиденных расходов надо делать сбережения. В противном случае придётся брать кредит и платить проценты.



  1. Календарно-тематический план

2 класс


п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

Дата проведения

план

факт


Что такое деньги и откуда они взялись


17



1-2

Что такое деньги и откуда они взялись

2



3-5

Появление обмена товаров. Игра «Обмен товарами»

3



6-8

Первые деньги

3



9-11

Монеты

3



12-14

Бумажные деньги

3



15-17

Карманные деньги

3




Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок


9



18-20

Гурт. Подделка монет. «Орел» и «решка». Аверс и реверс. Номинал

3



21-22

Номинал банкнот. Защита от подделок.

2



23-24

Решение задач с денежными единицами.

2



25-26

Рассмотрим деньги поближе. Коллекция нумизмата.

2




Какие деньги были раньше в России

10



27-28

Древнерусские товарные деньги.

2



29-30

«Меховые деньги»

2



31-32

Первые русские монеты. Деньга и копейка.

2



33-34

Рубль, гривенник и полтинник

2



35-36

Пословицы поговорки по деньги

2




Современные деньги России и других стран

14



37-39

Современные деньги России других стран

3



40-42

Доллары и евро – самые известные иностранные деньги

3



43-44

Виды денег: наличные и безналичные

2



45-46

Пластиковые карты

2



47-48

Деньги - средство обмена, а не благо

2



49-50

Безналичный расчет

2




Как делать сбережения

10



51-52

Как делать сбережения

2



53-54

Куда и как откладывать деньги

2



55-56

Вклады в банках

2



57-58

Путешествие в страну «Катиталия»

2



59-60

Игра «Я –предприниматель»

2




Нам что тратятся деньги

10



61-62

На что тратятся деньги. Хобби. Вредные привычки.

2



63-64

Необходимые расходы

2



65-66

Откладывание денег на непредвидимые расходы

2



67-68

Составление примерной схемы расходов в семье


2



69

Игра «Магазин»


1



70

Итоговый урок

1




3 класс

п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

Дата проведения

план

факт


Откуда в семье деньги

18



1-3

Доходы семьи

3



4-6

Заработная плата

3



7-9

Пенсии, пособия, стипендия

3



10-12

Вклады, сбережения

3



13-15

Аренда и % в банке, кредиты

3



16-18

Лотереи, наследство.

3




На что тратятся деньги

11



19-21

Расходы на самое необходимое

3



22-24

Откладывание денег на непредвиденные расходы.

3



25-27

Хобби. Вредные привычки

3



28-29

Откладывание денег на непредвиденные расходы

2




Как умно управлять своими деньгами

12



30-32

Расходы и доходы. Считаем деньги.

3



33-35

Семейный бюджет. Как откладывать деньги..

3



36-38

Личный финансовый план

3



39-41

Семейный план доходов и расходов

3





Как делать сбережения

18



42-44

Виды сбережений

3



45-47

Банковский вклад

3



48-50

Копилка

3



51-53

Недвижимость.

3



54-56

Сравнение разных видов сбережений

3



57-59

Различие сбережений

3




Обмен и деньги

11



60

Товар. Деньги. Виды денег.

1



61

Покупка монет. Бумажные деньги.

1



62

Монеты. Гурт. Аверс. Реверс.

1



63

Номинал. Банкнота. Купюра.

1



64-65

Копейка. Гривна. Грош. Алтын. Рубль. Гривенник. Полтинник.

2



66-67

Банки. Деньги. Виды денег.

Доллары. Евро.

2



68-69

Виды денег: наличные, безналичные, электронные. Пластиковые карты.

2



70

Итоговый урок

1



4 класс

п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

Дата проведения

план

факт


Что такое деньги и какими они бывают

20



1-2

Как появились деньги

2



3-4

Истории монет

2



5

Мини-исследование «Монеты Древней Руси».

1



6-7

Бумажные деньги

2



8-9

Защита бумажных денег от подделок.

2



10-11

Банковские карты

2



12-13

Безналичные деньги

2



14-15

Дебетовая карта и кредитная карта, в чем разница?

2



16-17

Валюты

2



18

Резервная валюта

1



19

Проведение простых расчетов с использованием валютного курса

1



20

Интерактивная викторина «Деньги»

1




Из чего складываются доходы в семье

5



21-22

Заработная плата. Доход.

2



23-24

Выигрыш в лотерею. Премия. Гонорар.

2



25

Прожиточный минимум. МРОТ

2




Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого избежать 

6



26-27

Необходимые расходы

2



28-29

Обязательные расходы

2



30-31

Желательные и престижные расходы

2




Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал

4



32

Как правильно планировать семейный бюджет

3



33-34

Соотношение доходов и расходов. Долги.

2



35

Бюджет РФ

2







18



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Финансовая грамотность"

Автор: Алла Сергеевна Турчанинова

Дата: 24.05.2022

Номер свидетельства: 607936

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Рабочая программа внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для 5 класса"
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_programma_vneurochnoi_deiatelnosti_finansovaia_gramotnost_dlia_5_klass"
    ["file_id"] => string(6) "630112"
    ["category_seo"] => string(22) "finansovaya-gramotnost"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1682073643"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Рабочая программа внеурочной деятельности "Финансовая грамотность""
    ["seo_title"] => string(67) "rabochaia_programma_vneurochnoi_deiatelnosti_finansovaia_gramotnost"
    ["file_id"] => string(6) "642886"
    ["category_seo"] => string(22) "finansovaya-gramotnost"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1703090343"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(243) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ на 2023-2024 учебный год (общеинтеллектуальное направление) «Основы финансовой грамотности»"
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_programma_vneurochnoi_deiatelnosti_na_2023_2024_uchebnyi_god_obshchein"
    ["file_id"] => string(6) "647237"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1710603631"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(183) "Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" для обучающихся 3,4 класса"
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_programma_kursa_vneurochnoi_deiatelnosti_finansovaia_gramotnost_dlia_o"
    ["file_id"] => string(6) "644431"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1705929256"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "Рабочая программа курса внеурочной деятельности социального направления «Финансовая грамотность»"
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_programma_kursa_vneurochnoi_deiatelnosti_sotsialnogo_napravleniia_fina"
    ["file_id"] => string(6) "593584"
    ["category_seo"] => string(22) "finansovaya-gramotnost"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1638727554"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства