kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по учебному предмету "Родной язык" для 1-4 классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

  • формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету "Родной язык" для 1-4 классов»















Рабочая программа

по учебному предмету

«Родной язык»

для 1-4 классов













Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родной язык».

Личностные результаты:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета: в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

12) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;

14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета;

15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования в соответствии с содержанием учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.

Предметные результаты:

1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

2) понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;

3) сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

4) овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья: владение основными доступными методами научного познания, используемыми в изучении учебного предмета «Родной язык».

Родной язык:

1) воспитание ценностного отношения к родному языку как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа, формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

2) обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;

3) формирование первоначальных научных знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение основных единиц и грамматических категорий родного языка, формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной родной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

4) овладение первоначальными умениями ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, формирование базовых навыков выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач;

5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

В результате изучения учебного предмета «Родной язык» учащийся научится:

- осознавать роль русского родного языка в постижении культуры своего народа;

- осознавать язык как развивающее явление, связанное с историей народа;

- осознавать национальное своеобразие, богатство, выразительность русского языка;

- распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика,

связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; слова,

обозначающие предметы и явления традиционного русского быта; фольклорная лексика);

- понимать традиционные русские сказочные образы, понимать значения эпитетов и

сравнений и особенностей их употребления в произведениях устного народного

творчества и произведениях детской художественной литературы; правильное уместное

употребление эпитетов и сравнений в речи;

- понимать значения фразеологических оборотов, отражающих русскую культуру,

менталитет русского народа, элементы русского традиционного быта; уместное

употребление их в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);

- понимать значение русских пословиц и поговорок, крылатых выражений; правильное их

употребление в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);

- понимать значение устаревших слов с национально-культурным компонентом (в рамках

изученного);

-осознавать важность соблюдения норм современного русского литературного языка для

культурного человека;

- соотносить собственную и чужую речь с нормами современного русского литературного

языка (в рамках изученного);

- соблюдать на письме и в устной речи нормы современного русского литературного

языка (в рамках изученного);

- обогащать активный и пассивный словарный запас, расширять объѐм используемых в

речи языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке

адекватно ситуации и стилю общения;

- произносить слова с правильным ударением (расширенный перечень слов);

- осознавать смыслоразличительную роль ударения на примере омографов;

- выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно

соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;

- проводить синонимический замен с учѐтом особенностей текста;

- выявлять и исправлять речевые ошибки в устной речи;

- редактировать письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с целью

более точной передачи смысла;

- употреблять отдельные грамматические формы имен существительных: словоизменение

отдельных форм множественного числа имен существительных;

- употреблять отдельные глаголы в форме 1 лица единственного числа настоящего и

будущего времени, заменять синонимическими конструкциями отдельные глаголы, у

которых нет формы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени;

- выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки, связанные с

нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе,

роде, падеже; нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе‚ роде (если

сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени);

- редактировать письменный текст с целью исправления грамматических ошибок;

- соблюдать изученные орфографические нормы при записи собственного текста;

- соблюдать изученные пунктуационные нормы при записи собственного текста;

- использовать учебные толковые словари для определения лексического значения слова,

для уточнения нормы формообразования;

- использовать учебные фразеологические словари, учебные словари синонимов и

антонимов для уточнения значения слова и в процессе редактирования текста;

- использовать учебные орфоэпические словари для определения нормативного

произношения слова, вариантов произношения;

- использовать учебные словари для уточнения состава слова; использовать учебные

этимологические словари для уточнения происхождения слова;

- использовать орфографические словари для определения нормативного написания слов;

- владеть различными приемами слушания научно-познавательных и художественных

текстов об истории языка и культуре русского народа;

- владеть различными видами чтения (изучающим и поисковым) научно-познавательных и

художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;

- осуществлять чтение и смысловой анализ фольклорных и художественных текстов или

их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т.

п.), определение языковых особенностей текстов;

- анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные

факты от второстепенных; выделять наиболее существенные факты; устанавливать

логическую связь между фактами;

- соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-

следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста;

составлять план текста, не разделѐнного на абзацы; приводить объяснения заголовка

текста; владеть приѐмами работы с примечаниями к тексту;

- информационной переработке прослушанного или прочитанного текста: пересказу с

изменением лица;

- уместно использовать коммуникативные приемы устного общения: убеждение,

уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;

- уместно использовать коммуникативные приемы диалога (начало и завершение диалога

и др.), владение правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;

- строить устные сообщения различных видов: развернутый ответ, ответ-добавление,

комментирование ответа или работы одноклассника, мини-доклад;

- создавать тексты-рассуждения с использованием различных способов аргументации;

- создавать тексты-повествования (например, заметки о посещении музеев, о путешествии

по городам; об участии в народных праздниках; об участии в мастер-классах, связанных с

народными промыслами);

- создавать тексты как результат собственного мини-исследования; оформлять сообщения

в письменной форме и представлять его в устной форме;

- оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного,

уместного и выразительного словоупотребления;

- редактировать собственные тексты с целью совершенствования их содержания и формы;

сопоставлять черновой и отредактированный текст;

- соблюдать принципы этикетного общения, лежащие в основе русского речевого

этикета;

- различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой

ситуации.__




Содержание учебного предмета «Родной язык».

1 класс

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (12 часов)

Сведения об истории русской письменности: как появились буквы современного русского алфавита. Усвоение гигиенических требований при письме.

Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски.

Различение слова и предложения. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв.

Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок.

Практическая работа: «Оформление буквиц и заставок».

Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: 1) Дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина и т. д.). 2) Как называлось то, во что одевались в старину: (кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти и т.д.)

Имена в малых жанрах фольклора (в пословицах, поговорках, загадках, прибаутках).

Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

Проектное задание: «Словарь в картинках».

Раздел 2. Язык в действии (10 часов)

Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.

Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.

Как нельзя произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов).

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги.

Смыслоразличительная роль ударения.

Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением.

Звукопись в стихотворном художественном тексте.

Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.

Наблюдение за сочетаемостью слов (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в сочетаемости слов). Проект «Знатоки чистоговорок»

Раздел 3. Секреты речи и текста (9 часов)

Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми. Диалоговая форма устной речи.

Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения.

Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами.

Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.

Последовательность предложений в тексте.

Стандартные обороты речи для участия в диалоге (Как вежливо попросить? Как похвалить товарища? Как правильно поблагодарить?). Цели и виды вопросов (вопрос-уточнение, вопрос как запрос на новое содержание).

Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок.

Проект «Секреты диалога»

2 класс


Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (6 часов)

Общение. Устная и письменная речь. Слово и его значение. Вежливые слова. Тематические группы слов. Слово и формы этого слова. Родственные слова. Слова, называющие предметы традиционного русского быта. Значение устаревших слов по указанной тематике. Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта. Проектное задание: Словарь «Почему это так называется». Требования к речи.

Раздел 2. Язык в действии (12 часов)

Ударение. Словесное и логическое. Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).

Смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение за изменением места ударения в поэтическом тексте. Практическая работа: «Слушаем и учимся читать фрагменты стихов и сказок, в которых есть слова с необычным произношением и ударением». Работа со словарем ударений. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Совершенствование орфографических навыков. Разные способы толкования значения слов. Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Наблюдение за сочетаемостью слов. Слово и его лексическое значение. Для чего нужны синонимы? Для чего нужны антонимы? Как появляются фразеологизмы и пословицы?

Раздел 3. Секреты речи и текста (16 часов)

Текст. Употребление частей речи в тексте. Развитие речи: составление предложений и текста. Приемы общения: убеждение, уговаривание, просьба, похвала и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др. (например, как правильно выразить несогласие; как убедить товарища). Особенности русского речевого этикета. Связь предложений в тексте. Практическое овладение средствами связи: лексический повтор, местоименный повтор. Работа с деформированным текстом. Зачем нужен план? Типы текстов. Типы текстов: описание, повествование. Составление текста описания предмета на основе личных наблюдений. Развитие речи. С текстом. Изложение повествовательного текста по вопросам. Развитие речи: составление рассказа о домашнем животном. Типы текстов: описание. Роль имён прилагательных. Текст – повествования и роль в нём глаголов. Текст-рассуждение. Роль местоимений. Восстановление деформированного повествовательного текста по рассказу Б. Житкова «Храбрый утёнок».

Участвуем в диалогах. Проект «В словари – за частями речи!». Викторина «Мой родной русский (родной) язык!»

3 класс

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (6 часов)

Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (например, правда – ложь, друг – недруг, брат – братство – побратим).

Слова, называющие природные явления и растения (например, образные названия ветра, дождя, снега; названия растений).

Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник).

Слова, обозначающие предметы традиционной русской культуры: слова, называющие музыкальные инструменты (например, балалайка, гусли, гармонь).

Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения (например, Снегурочка, дубрава, сокол, соловей, зорька, солнце и т. п.): уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.

Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий.

Проектные задания: «Откуда в русском языке эта фамилия»; «История моего имени и фамилии» (приобретение опыта поиска информации о происхождении слов).

Раздел 2. Язык в действии (12 часов)

Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).

Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и различную оценку, как специфика русского языка (например, книга, книжка, книжечка, книжица, книжонка, книжища; заяц, зайчик, зайчонок, зайчишка, заинька и т. п.) (на практическом уровне).

Специфика грамматических категорий русского языка (например, категории рода, падежа имён существительных). Практическое овладение нормами употребления отдельных грамматических форм имен существительных. Словоизменение отдельных форм множественного числа имен существительных (например, родительный падеж множественного числа слов) (на практическом уровне). Практическое овладение нормами правильного и точного употребления предлогов, образования предложно-падежных форм существительных (предлоги с пространственным значением) (на практическом уровне). Существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа (в рамках изученного).

Совершенствование навыков орфографического оформления текста.

Раздел 3. Секреты речи и текста (16 часов)

Особенности устного выступления.

Создание текстов-повествований: о путешествии по городам; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами.

Создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации (в рамках изученного).

Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их содержания и формы (в пределах изученного в основном курсе).

Языковые особенности текстов фольклора и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т. п.).

4 класс

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (5 часов)

Слова, связанные с качествами и чувствами людей (например, добросердечный, доброжелательный, благодарный, бескорыстный). Слова, называющие родственные отношения (например, матушка, батюшка, братец, сестрица, мачеха, падчерица). Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей, с учением, с родственными отношениями (например, от корки до корки, вся семья вместе, так и душа на месте и т. д.). Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы. Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские слова в языках других народов. Проектные задания: «Откуда это слово появилось в русском языке» (приобретение опыта поиска информации о происхождении слов).

Раздел 2. Язык в действии (5 часов)

Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи). Трудные случаи образования формы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне). История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного). Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста.

Раздел 3. Секреты речи и текста (7 часов)

Информативная функция заголовков. Типы заголовков. Составление плана текста, не разделенного на абзацы. Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица. Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности. Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Развитие речи. Редактирование предложенных и собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов. Проект «Образы героев Великой Отечественной войны».



Тематическое планирование с указанием часов, отводимых на освоение каждой темы

1 класс

(33 часа)

п/п

Раздел/Тема

Кол-во

часов


Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее

12

Сведения об истории русской письменности. Усвоение гигиенических требований при письме.

1

Как появились буквы современного русского алфавита.

1

Как писали в старину. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски.

1

Практическая работа: «Оформление буквиц и заставок».

1

Различение слова и предложения. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв.

1

Дом в старину: как что называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина и т. д.)

2

Во что одевались в старину (кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти и т.д.)

2

Имена в малых жанрах фольклора (в пословицах, поговорках, загадках, прибаутках). Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

2

Проектное задание: «Словарь в картинках»

1


Раздел 2. Язык в действии

10

Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв. Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.

1

Как нельзя произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов).

1

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги

1

Смыслоразличительная роль ударения.

1

Звукопись в стихотворном художественном тексте.

1

Звукопись в стихотворном художественном тексте. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.

1

Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением.

1

Наблюдение за сочетаемостью слов (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в сочетаемости слов).

1

Проект «Знатоки чистоговорок»

2


Раздел 3. Секреты речи и текста

9

Секреты диалога. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

1

Учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения.

1

Диалоговая форма устной речи. Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

1

Стандартные обороты речи для участия в диалоге (Как вежливо попросить? Как похвалить товарища? Как правильно поблагодарить?).

1

Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами.

1

Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах.

1

Цели и виды вопросов (вопрос-уточнение вопрос как запрос на новое содержание).

1

Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок.

1

Проект «Секреты диалога»

1


2 класс

(34 часа)

Раздел/Тема

Кол-во часов


Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее

6ч.

Общение. Устная и письменная речь.

1

Слово и его значение. Вежливые слова.

1

Тематические группы слов. Слово и формы этого слова. Родственные слова.

1

Значение устаревших слов по указанной тематике.

По одежке встречают.

1

Проектное задание: Словарь «Почему это так называется».

1

Требования к речи.

1


Раздел 2. Язык в действии

12ч.

Ударение. Словесное и логическое.

1

Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков.

1

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.

1

Помогает ли ударение различать слова? Практическая работа: «Слушаем и учимся читать фрагменты стихов и сказок, в которых есть слова с необычным произношением и ударением».

1

Слово и его лексическое значение.

1

Для чего нужны синонимы?

1

Для чего нужны антонимы?

1

Как появляются фразеологизмы и пословицы?

1

Как можно объяснить значение слова? Переносное значение слова.

1

Для чего нужны синонимы?

1

Для чего нужны антонимы?

1

Как появляются фразеологизмы и пословицы?

1


Раздел 3. Секреты речи и текста

15ч.

Текст. Употребление частей речи в тексте.

1

Развитие речи: составление предложений и текста.

1

Учимся связывать предложения в тексте.

1

Работа с деформированным текстом.

1

Зачем нужен план?

1

Типы текстов.

1

Типы текстов: описание, повествование. Составление текста описания предмета на основе личных наблюдений.

1

Развитие речи. С текстом. Изложение повествовательного текста по вопросам.

1

Развитие речи: составление рассказа о домашнем животном.

1

Типы текстов: описание. Роль имён прилагательных.

1

Текст – повествования и роль в нём глаголов.

1

Текст-рассуждение. Роль местоимений.

1

Восстановление деформированного повествовательного текста по рассказу Б. Житкова «Храбрый утёнок»

1

Участвуем в диалогах

1

Проект «В словари – за частями речи!».

1

Викторина «Мой родной русский (родной) язык!»

1








3 класс

(34 часа)





п/п

Раздел / Тема

Кол-во часов


Раздел 1. Русский (родной) язык: прошлое и настоящее

6ч.

Общение.

1

Слово и его значение. Вежливые слова.

1

Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми.

1

Значение устаревших слов по указанной тематике.

По одежке встречают.

1

Слова, называющие природные явления и растения.

1

Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения.

1


Раздел 2. Язык в действии

12ч.

Как правильно произносить слова. Орфоэпия.

1

Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков.

1

Словоизменение частей речи.

1

Словоизменение существительных.

1

Словоизменение прилагательных

1

Словоизменение глагола

1

Словоизменение местоимений.

1

Как появляются фразеологизмы и пословицы?

1

Как можно объяснить значение слова? Переносное значение слова.

1

Для чего нужны синонимы?

1

Для чего нужны антонимы?

1

Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения.

1


Раздел 3. Секреты речи и текста

16ч.

Особенности устного выступления.

1

Создание текстов-повествований: о путешествии по городам.

1

Создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации.

1

Работа с деформированным текстом.

1

Зачем нужен план?

1

Типы текстов.

1

Типы текстов: описание, повествование. Составление текста описания предмета на основе личных наблюдений.

1

Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их содержания и формы.

1

Развитие речи: составление рассказа о домашнем животном.

1

Типы текстов: описание. Роль имён прилагательных.

1

Текст – повествования и роль в нём глаголов.

1

Текст-рассуждение. Роль местоимений.

1

Языковые особенности текстов фольклора и художественных текстов.

1

Проект «Происхождение русских слов».

1

Представление проектов «Происхождение русских слов».

1

Викторина «Мой родной русский (родной) язык!».

1







4 класс

(17 часов.)

п/п

Раздел / Тема

Кол-во часов


Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее.

5

Слова, связанные с качествами и чувствами людей. Слова, называющие родственные отношения.

1

Возникновение пословиц, поговорок, фразеологизмов связанных с качествами, чувствами людей, с учением, с родственными отношениями.

1

Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.

1

Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские слова в языках других народов.

1

Проектное задание: «Откуда это слово появилось в русском языке».

1


Раздел 2. Язык в действии.

5

Как правильно произносить слова.

1

Трудные случаи образования формы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов.

1

История возникновения и функции знаков препинания.

1

Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста.

1

Проект «Язык в действии».

1


Раздел 3. Секреты речи и текста.

7

Информативная функция заголовков. Типы заголовков.

1

Составление плана текста, не разделенного на абзацы.

1

Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица.

1

Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности.

1

Оценивание устных и письменных речевых высказываний.

1

Редактирование предложенных и собственных текстов.

1

Проект «Образы героев Великой Отечественной войны».

1




















Приложение № 1

Календарно – тематическое планирование

1 класс

п/п

Раздел/тема

Кол-во

часов

Дата


Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее

12


1

Сведения об истории русской письменности. Усвоение гигиенических требований при письме.

1


2

Как появились буквы современного русского алфавита.

1


3

Как писали в старину. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски.

1


4

Практическая работа: «Оформление буквиц и заставок».

1


5

Различение слова и предложения. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв.

1


6-7

Дом в старину: как что называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина и т. д.)

2


8-9

Во что одевались в старину (кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти и т.д.)

2


10-11

Имена в малых жанрах фольклора (в пословицах, поговорках, загадках, прибаутках). Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

2


12

Проектное задание: «Словарь в картинках»

1



Раздел 2. Язык в действии

10


13

Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв. Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.

1


14

Как нельзя произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов).

1


15

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги

1


16

Смыслоразличительная роль ударения.

1


17

Звукопись в стихотворном художественном тексте.

1


18

Звукопись в стихотворном художественном тексте. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.

1


19

Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением.

1


20

Наблюдение за сочетаемостью слов (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в сочетаемости слов).

1


21-22

Проект «Знатоки чистоговорок»

2



Раздел 3. Секреты речи и текста

9


23

Секреты диалога. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

1


24

Учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения.

1


25

Диалоговая форма устной речи. Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

1


26

Стандартные обороты речи для участия в диалоге (Как вежливо попросить? Как похвалить товарища? Как правильно поблагодарить?).

1


27

Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами.

1


28

Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах.

1


29

Цели и виды вопросов (вопрос-уточнение вопрос как запрос на новое содержание).

1


30

Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок.

1


31-32

Проект «Секреты диалога»

1





Календарно – тематическое планирование

2 класс

п/п

Раздел/тема

Кол-во

часов

Дата


Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее

6


1

Общение. Устная и письменная речь.

1


2

Слово и его значение. Вежливые слова.

1


3

Тематические группы слов. Слово и формы этого слова. Родственные слова.

1


4

Значение устаревших слов по указанной тематике.

По одежке встречают.

1


5

Проектное задание: Словарь «Почему это так называется».

1


6

Требования к речи.

1



Раздел 2. Язык в действии

12


7

Ударение. Словесное и логическое.

1


8

Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков.

1


9

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.

1


10

Помогает ли ударение различать слова? Практическая работа: «Слушаем и учимся читать фрагменты стихов и сказок, в которых есть слова с необычным произношением и ударением».

1


11

Слово и его лексическое значение.

1


12

Разные способы толкования значения слов.

1


13

Наблюдения за сочетаемостью слов.

1


14

Переносное значение слова.

1


15

Как можно объяснить значение слова?

1


16

Для чего нужны синонимы?

1


17

Для чего нужны антонимы?

1


18

Как появляются фразеологизмы и пословицы?

1



Раздел 3. Секреты речи и текста

15


19

Текст. Употребление частей речи в тексте.

1


20

Развитие речи: составление предложений и текста.

1


21

Учимся связывать предложения в тексте.

1


22

Работа с деформированным текстом.

1


23

Зачем нужен план?

1


24

Типы текстов.

1


25

Типы текстов: описание, повествование. Составление текста описания предмета на основе личных наблюдений.

1


26

Развитие речи. С текстом. Изложение повествовательного текста по вопросам.

1


27

Развитие речи: составление рассказа о домашнем животном.

1


28

Типы текстов: описание. Роль имён прилагательных.

1


29

Текст – повествования и роль в нём глаголов.

1


30

Текст-рассуждение. Роль местоимений.

1


31

Восстановление деформированного повествовательного текста по рассказу Б. Житкова «Храбрый утёнок»

1


32

Участвуем в диалогах

1


33

Проект «В словари – за частями речи!».

1


34

Викторина «Мой родной русский (родной) язык!»

1




Календарно – тематическое планирование

3 класс

п/п

Раздел/тема

Кол-во

часов

Дата


Раздел 1. Русский (родной) язык: прошлое и настоящее

6


1

Общение.

1


2

Слово и его значение. Вежливые слова.

1


3

Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми.

1


4

Значение устаревших слов по указанной тематике.

По одежке встречают.

1


5

Слова, называющие природные явления и растения.

1


6

Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения.

1



Раздел 2. Язык в действии

12


7

Как правильно произносить слова. Орфоэпия.

1


8

Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков.

1


9

Словоизменение частей речи.

1


10

Словоизменение существительных.

1


11

Словоизменение прилагательных

1


12

Словоизменение глагола

1


13

Словоизменение местоимений.

1


14

Как появляются фразеологизмы и пословицы?

1


15

Как можно объяснить значение слова? Переносное значение слова.

1


16

Для чего нужны синонимы?

1


17

Для чего нужны антонимы?

1


18

Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения.

1



Раздел 3. Секреты речи и текста

16


19

Особенности устного выступления.

1


20

Создание текстов-повествований: о путешествии по городам.

1


21

Создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации.

1


22

Работа с деформированным текстом.

1


23

Зачем нужен план?

1


24

Типы текстов.

1


25

Типы текстов: описание, повествование. Составление текста описания предмета на основе личных наблюдений.

1


26

Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их содержания и формы.

1


27

Развитие речи: составление рассказа о домашнем животном.

1


28

Типы текстов: описание. Роль имён прилагательных.

1


29

Текст – повествования и роль в нём глаголов.

1


30

Текст-рассуждение. Роль местоимений.

1


31

Языковые особенности текстов фольклора и художественных текстов.

1


32

Проект «Происхождение русских слов».

1


33

Представление проектов «Происхождение русских слов».

1


34

Викторина «Мой родной русский (родной) язык!».

1






Календарно – тематическое планирование

4 класс

п/п

Раздел/тема

Кол-во

часов

Дата


Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее.

5


1

Слова, связанные с качествами и чувствами людей. Слова, называющие родственные отношения.

1


2

Возникновение пословиц, поговорок, фразеологизмов связанных с качествами, чувствами людей, с учением, с родственными отношениями.

1


3

Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.

1


4

Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские слова в языках других народов.

1


5

Проектное задание: «Откуда это слово появилось в русском языке».

1



Раздел 2. Язык в действии.

5


6

Как правильно произносить слова.

1


7

Трудные случаи образования формы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов.

1


8

История возникновения и функции знаков препинания.

1


9

Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста.

1


10

Проект «Язык в действии».

1



Раздел 3. Секреты речи и текста.

7


11

Информативная функция заголовков. Типы заголовков.

1


12

Составление плана текста, не разделенного на абзацы.

1


13

Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица.

1


14

Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности.

1


15

Оценивание устных и письменных речевых высказываний.

1


16

Редактирование предложенных и собственных текстов.

1


17

Проект «Образы героев Великой Отечественной войны».

1





1



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по учебному предмету "Родной язык" для 1-4 классов

Автор: Кофанова Нина Ярославна

Дата: 13.12.2020

Номер свидетельства: 566783

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Родной язык (русский)» для обучающихся 1-4 классов"
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_programma_uchebnogo_predmeta_rodnoi_iazyk_russkii_dlia_obuchaiushchikh"
    ["file_id"] => string(6) "646891"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1710013056"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Рабочая программа по русскому родному языку ( 11 класс)"
    ["seo_title"] => string(55) "rabochaia_programma_po_russkomu_rodnomu_iazyku_11_klass"
    ["file_id"] => string(6) "613894"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1664212611"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Рабочая программа учебного предмета "Русский язык", 5 класс. Львова С.И., ФГОС "
    ["seo_title"] => string(81) "rabochaia-proghramma-uchiebnogho-priedmieta-russkii-iazyk-5-klass-l-vova-s-i-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "223575"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1437879260"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Рабочая программа учебного предмета "Русский язык" для 5 класса по программе С.И.Львовой (ФГОС) "
    ["seo_title"] => string(103) "rabochaia-proghramma-uchiebnogho-priedmieta-russkii-iazyk-dlia-5-klassa-po-proghrammie-s-i-l-vovoi-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "228533"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1441369910"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета РУССКИЙ ЯЗЫК 1-4 классы"
    ["seo_title"] => string(67) "rabochaia_programma_uchiebnogho_priedmieta_russkii_iazyk_1_4_klassy"
    ["file_id"] => string(6) "374293"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1482988702"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства