Рабочая программа по русскому языку обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 1 класс
Рабочая программа по русскому языку обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 1 класс
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 1 класса разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 1 класс»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
1Г КЛАССА
НА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД
Программу составила: Энгельман Ирина Федоровна, учитель начальных классов
Ханты-Мансийский автономный округ, 2023 год
РУССКИЙ ЯЗЫК
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 1 класса разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения федеральной адаптированной образовательной программой начального общего образования (Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 года
N1023 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья») установленными федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ОВЗ (вариант 7.2) (Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 № 1598), адаптированной основной общеобразовательной программой начального общего образования КОУ «Излучинская школа-интернат» (приказ ОО от 31.05.2023 № 55 «Об утверждении решения Педагогического совета № 9 от 31.05.2023 г»).
Цель учебного предмета: формирование умений и навыков грамотного, безошибочного письма, развитие устной и письменной речи учащихся; развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству.
Задачи учебного предмета: формировать фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез;
формировать умения и навыки каллиграфии, грамотного и безошибочного письма;
уточнять, расширять и активизировать словарный запас путем расширения непосредственных впечатлений и представлений об окружающем мире;
развивать связную устную и письменную речь (формировать и совершенствовать целенаправленность и связность высказываний, точность и разнообразие лексики, внятность и выразительность речи);
формировать интерес к родному языку, навыки учебной работы;
формировать приемы умственной деятельности, необходимые для овладения начальным курсом русского языка (наблюдения, сравнения и обобщения явлений языка);
удовлетворять особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР за счет упрощения учебно-познавательных задач, решаемых в ходе образования, обучения переносу полученных знаний в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
способствовать совершенствованию познавательной деятельности и речевой коммуникации, обеспечивающих преодоление недостатков сферы жизненной компетенции, типичных для младших школьников с ЗПР;
содействовать достижению личностных, метапредметных и предметных результатов образования.
Место учебного предмета: рабочая программа составлена на 165 часов (по 5 часов в неделю при 33 учебных неделях).
УМК учебного предмета для педагога: Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 1 класс. Учебник для общеобразовательных организаций.
УМК учебного предмета для обучающихся: Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 1 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Канакина В.П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 1 класс.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Изучение предмета «Русский язык» в 1 классе включает следующие разделы:
Слушание. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Практическое овладение диалогической формой речи. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Плавное слоговое чтение со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений.
Письмо. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста. Правильное оформление написанных предложений (большая буква в начале предложения, точка в конце). Выработка навыка писать большую букву в именах людей и кличках животных. Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, знака ударения.
Слово и предложение. Наблюдение над значением слова. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.
Фонетика и орфоэпия. Гласные и согласные звуки, различение гласных и согласных звуков. Мягкие и твердые согласные звуки, различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости–мягкости согласных звуков. Звонкие и глухие согласные звуки, различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Ударение, нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Деление слов на слоги. Определение качественной характеристики звука: гласный – согласный; гласный ударный–безударный; согласный твёрдый–мягкий; согласный звонкий–глухой. Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка.
Графика. Различение звука и буквы. Буквы гласных (и, е, ё, ю, я) как показатель твёрдости–мягкости согласных звуков. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука. Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв. Использование алфавита при работе со словарями.
Лексика. Представление об однозначных и многозначных словах. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов.
Орфография и пунктуация. Применение правил правописания:
буквосочетания жи–ши, ча–ща, чу–щу;
буквосочетания чк, чн;
перенос слов;
прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
разделительные ъ и ь;
раздельное написание предлогов с другими словами;
Развитие речи.
Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение. Практическое овладение диалогической формой речи. Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В общей системе коррекционно-развивающей работы предмет «Русский язык» позволяет наиболее достоверно проконтролировать наличие позитивных изменений по следующим параметрам:
расширение сферы жизненной компетенции за счет возможности отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы, поддерживать диалог, высказываться, регулировать собственное речевое поведение;
развитие возможностей знаково-символического опосредствования, повышающих общий уровень сформированности учебно-познавательной деятельности (в качестве средств выступают символические обозначения звуков, слов и т.п.);
совершенствование зрительно-пространственных представлений (ориентировка в тетради, размещение элементов букв выше или ниже опорной строки и т.п.);
улучшение качества учебного высказывания за счет расширения словарного запаса, предъявления «эталонных» речевых образцов;
развитие действий самоконтроля при оценке полученного результата.
Личностные результаты освоения рабочей программы для 1 класса по учебному предмету «Русский язык» могут проявиться в:
принятии и освоении социальной роли обучающегося, формировании и развитии социально значимых мотивов учебной деятельности;
формировании эстетических потребностей, ценностей и чувств (на основе овладения каллиграфией);
развитии доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей (одноклассников);
развитии адекватных представлений о собственных возможностях;
овладении навыками коммуникации (с учителем, одноклассниками).
Метапредметные результаты освоения рабочей программы для 1 класса по учебному предмету «Русский язык» включают осваиваемые обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями (составляющими основу умения учиться).
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР метапредметные результаты могут быть обозначены следующим образом.
Сформированные познавательные универсальные учебные действия проявляются возможностью:
осознавать цель выполняемых действий и наглядно представленный способ ее достижения (ориентировка на заданный образец);
кодировать и перекодировать информацию (заменять звук буквой, графическим символом и пр.);
осуществлять разносторонний анализ объекта (звук, слог, слово, предложение);
сравнивать слова с близким и противоположным значением;
Сформированные регулятивные универсальные учебные действия проявляются возможностью:
понимать смысл предъявляемых учебных задач (проанализировать, написать и т.п.);
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации (например, подбор слов с соответствующим количеством слогов, с первым ударным слогом);
различать способы и результат действия (подобрать слова с близким или противоположным значением);
вносить необходимые коррективы в действия на основе их оценки и учета характера сделанных ошибок (обнаружение и исправление слитного написания предлогов со словами).
осуществлять пошаговый и итоговый контроль результатов под руководством учителя и самостоятельно (проверка правильности переноса слов).
Сформированные коммуникативные универсальные учебные действия проявляются возможностью:
адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;
слушать собеседника и вести диалог;
использовать формулы речевого этикета во взаимодействии с соучениками и учителем.
Учебный предмет «Русский язык» имеет большое значение для формирования сферы жизненной компетенции, мониторинг становления которой осуществляется по следующим направлениям:
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях проявляется в умениях:
– организовать себя на рабочем месте (правильная посадка при письме, удержание ручки, расположение тетради и т.п.);
– обратиться за помощью к учителю при неусвоении материала урока или его фрагмента, сформулировать запрос о специальной помощи;
– распределять время на выполнение задания в обозначенный учителем отрезок времени;
– словесно обозначать цель выполняемых действий и их результат.
Овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия проявляется:
– умением слушать внимательно и адекватно реагировать на обращенную речь, получать и уточнять информацию от собеседника;
– умением отвечать на вопросы учителя, адекватно реагировать на его одобрение и порицание, критику со стороны одноклассников;
– умением выражать свои намерения, просьбы, пожелания, благодарность.
Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно- временной организации проявляется:
– в понимании роли письменной речи в трансляции культурного наследия;
– в умении делиться своими впечатлениями, наблюдениями, личным опытом.
Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей проявляется:
– в соблюдении правил речевого поведения в учебных ситуациях с учителем и одноклассниками;
– в умении использовать принятые на уроках социальные ритуалы (выразить просьбу, намерение, умение корректно привлечь к себе внимание учителя).
Предметные результаты в целом оцениваются в конце начального образования. Они обозначаются как:
формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
формирование интереса к изучению родного (русского) языка;
овладение первоначальными представлениями о правилах речевого этикета;
овладение основами грамотного письма;
овладение обучающимися коммуникативно-речевыми умениями, необходимыми для совершенствования их речевой практики;
формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
использование знаний в области русского языка и сформированных грамматико-орфографических умений для решения практических задач.
В конце 1 класса обучающийся:
правильно произносит звуки и называет буквы;
знает все буквы алфавита;
соотносит количество звуков и букв в словах;
различает звонкие и глухие согласные, ударные и безударные гласные;
делит слова на слоги, соотносит количество слогов с количеством гласных, переносит слова по слогам;
соблюдает правила написания сочетаний жи-ши, чу-щу, ча-ща, чк, чн, написания слов с удвоенными согласными;
раздельно пишет предлоги со словами;
различает слова, обозначающие название предметов, действий и признаков;
распознает многозначные и однозначные слова, слова с близким и противоположным значением;
умеет писать все заглавные и прописные буквы, соединения букв, соблюдая правила каллиграфии;
может писать под диктовку слова и предложения, написание которых не расходится с их произношением;
может списывать с печатного текста;
использует заглавную букву в написании имени, фамилии, отчества людей, кличек животных, названий населенных пунктов и улиц;
слушает и понимает задания учителя, небольшие тексты, рассказы, стихотворения, загадки;
читает правильно, плавно, сознательно небольшие тексты;
может отвечать на вопросы, слушать собеседника, дополнять ответы одноклассников, проговаривать предстоящую работу, комментировать свои действия, рассказывать о событии, участвовать в учебных диалогах;
употребляет слова приветствия, прощания, извинения, благодарности;
переносит умение построения устного высказывания на оформление развернутых ответов и сообщений на уроках ознакомления с окружающим миром.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
Содержание
Количество часов
Воспитательный компонент уроков
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы
Русский язык
развитие ценностного отношения к Родине и символам государства (гербу, гимну, флагу РФ) как одно из главных условий формирования патриотизма и воспитания настоящего гражданина России, усвоению им нравственных норм и правил;
развитие ценностного отношения к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;
развитие ценностного отношения к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
развитие ценностного отношения к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
развитие ценностного отношения к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
развитие ценностного отношения к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;
развитие ценностного отношения к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;
развитие ценностного отношения к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
развитие ценностного отношения к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
Сайт Министерства образования и науки РФ http://www.mon.gov.ru
Российский образовательный портал http://www.school.edu.ru
Журнал «Начальная школа» www.openworld/school
Газета «1 сентября» www.1september.ru
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http//school-collection.edu.ru
Видеоуроки школьной программы
https://interneturok.ru/
Мегаэнциклопедия Кирилла и Мифодия
www.km.ru
1.
Наша речь
7 ч
2.
Текст, предложение, диалог
11 ч
3.
Слова, слова, слова ...
22 ч
4.
Слово и слог. Ударение
17 ч
5.
Звуки и буквы
93 ч
6.
Повторение
15 ч
Всего
165 ч.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
Дата
Тема урока
Кол-во часов
План
Факт
Наша речь - 7 ч.
1
Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей.
1
2
Язык и речь, их значение в жизни людей.
1
3
Виды речи (общее представление).
1
4
Виды речи (общее представление).
1
5
Виды речи (общее представление).
1
6
Что такое родной язык: язык, русский язык.
1
7
Русский язык — родной язык русского народа.
1
Текст, предложение, диалог - 11 ч.
8
Текст и предложение.
1
9
Текст и предложение.
1
10
Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль.
1
11
Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль.
1
12
Деление текста на предложения.
1
13
Входная комплексная контрольнаяработа.
1
14
Работа над ошибками.
1
15
Контрольноесписывание№ 1.
1
16
Работа над ошибками. Знаки препинания в конце предложения.
1
17
Диалог. Проверочная работа № 1.
1
18
Диалог.
1
Слова, слова, слова… - 22 ч.
19
Роль слова в речи.
1
20
Роль слова в речи.
21
РР.Составление текста по рисунку и опорным словам.
1
22
Слова – названия, признаки и действия предметов.
1
23
Слова – названия, признаки и действия предметов.
1
24
Слова – названия, признаки и действия предметов.
1
25
Слова – названия, признаки и действия предметов.
1
26
Слова – названия, признаки и действия предметов.
1
27
Контрольноесписывание№ 2.
1
28
Работа над ошибками.
1
29
Вежливые слова.
1
30
Вежливые слова.
1
31
Слова однозначные и многозначные слова.
1
32
Слова однозначные и многозначные слова.
1
33
Слова однозначные и многозначные слова.
1
34
Слова близкие и противоположные по значению слова.
1
35
Слова близкие и противоположные по значению слова.
1
36
Закрепление изученного материала.
1
37
Контрольный диктант.
1
38
Работа над ошибками.
1
39
Проверочная работа № 2.
1
40
Работа над ошибками.
1
Слово и слог. Ударение - 17 ч.
41
Слог как минимальная произносительная единица.
1
42
Деление слов на слоги.
1
43
Деление слов на слоги.
1
44
Деление слов на слоги.
1
45
Деление слов на слоги.
1
46
РР Наблюдение над словом как средством создания словесно -художественного образа.
1
47
Деление слов на слоги. Проверочная работа № 3.
1
48
Перенос слов.
1
49
Перенос слов.
1
50
РРНаблюдение над словом как средством создания словесно - художественного образа.
1
51
Перенос слов. Проверочная работа № 4.
1
52
Ударение.
1
53
Ударные и безударные слоги.
1
54
Ударение. Знакомство с орфоэпическим словарём.
1
55
РР Наблюдение над словом как средством создания словесно - художественного образа.
1
56
Ударение.Проверочная работа № 5.
1
57
Ударные и безударные слоги. Перенос слов.
1
Звуки и буквы - 93 ч.
58
Звуки и буквы. Отличие звуков и букв.
1
59
Звуки и буквы. Отличие звуков и букв.
1
60
Звуки и буквы. Условные звуковые обозначения слов.
1
61
Звуки и буквы. Условные звуковые обозначения слов.
1
62
РР Наблюдение над изобразительными возможностями языка.
1
63
Что такое алфавит, или Азбука. Значение алфавита.
1
64
Что такое алфавит, или Азбука. Значение алфавита.
1
65
Русский алфавит или Азбука. Упражнение в расстановке слов в алфавитном порядке.
1
66
Использование алфавита при работе со словарями.
1
67
Русский алфавит или Азбука. Упражнение в расстановке слов в алфавитном порядке.
1
68
Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки.
1
69
Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки.
1
70
Контрольный диктант.
1
71
Работа над ошибками.
1
72
Буквы е, ё, ю, я и их функции в словах.
1
73
Буквы е, ё, ю, я и их функции в словах.
1
74
Буквы е, ё, ю, я и их функции в словах.
1
75
РРСоставление развёрнутого ответа на вопрос.
1
76
Проверочная работа №6.
1
77
Слова с буквой э.
1
78
Слова с буквой э.
1
79
Закрепление изученного материала.
1
80
Закрепление изученного материала.
1
81
Обозначение ударного гласного буквой на письме.
1
82
Обозначение ударного гласного буквой на письме.
1
83
Ударные и безударные гласные звуки.
1
84
Особенности проверяемых и проверочных слов.
1
85
Особенности проверяемых и проверочных слов.
1
86
Особенности проверяемых и проверочных слов.
1
87
Проверочная работа № 7.
1
88
Произношение безударного гласного звука в слове и его обозначение буквой на письме.
1
89
Произношение безударного гласного звука в слове и его обозначение буквой на письме.
1
90
Работа с орфографическим словарём.
1
91
Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука.
1
92
Контрольныйдиктант.
1
93
Работа над ошибками.
1
94
РРСоставление устного рассказа по рисунку и опорным словам.
1
95
Произношение безударного гласного звука в слове и его обозначение буквой на письме.
1
96
Правописание гласных в ударных и безударных слогах.
1
97
Правописание гласных в ударных и безударных слогах.