kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по русскому языку для 3 класса.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому языку для 3 класса.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку для 3 класса.»

Пояснительная записка
к рабочей программе по русскому языку 3 класс ФГОС НОО.

Нормативно-правовая база при реализации рабочей программы ФГОС


  • Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Приказ Минпросвещения России от 20 мая 2020 г. № 245 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»;

  • Приказ Минпросвещения России от 23 декабря 2020 г. № 766 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями осуществляющими образовательную деятельность, утвержденный приказом Министерства просвещений Российской Федерации от 20 мая 2020 г. № 254»;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с учетом изменений, внесенных приказом Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010г. №1241)

  • Приказ Минобразования России и науки РФ от 18.05.2015 N 507 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минобразования России и науки РФ от 06.10.2009 N 373"

  • Основная образовательная программа начального общего образования для 1-4 классов Новошахтинской школы-интерната на 2022-2023 учебный год.

  • Программа воспитания ГБОУ РО Новошахтинской школы-интерната.

  • Рабочая программа по русскому языку составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, примерной программы начального общего образования и авторской программы Канакина В.П., Горецкого В.Г.. (Канакина В.П., Горецкий В.Г. : «Русский язык», издательство Просвещение, 2012.) Для реализации программы используется учебник авторов: Канакина В.П., Горецкий В.Г. Москва, издательство «Просвещение», 2015.

Программа рассчитана на 4 часа – федеральный компонент, 136 часов. В соответствии с годовым календарным графиком на 2022-2023 год 132 часа. Темы раздела «Повторение» объединены и реализованы за счёт блоковой подаче материала.

Цели курса русского языка в начальной школе

  • ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

  • формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Задачи:

  • формирование на основе лингвистических знаний осознанных, а потому контролируемых языковых и речевых умений;

  • формирование их лингвистического мышления, т.е. способности осознавать язык как предмет наблюдения, выполнять с языковым материалом операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения;

  • совершенствование у детей чувства слова, языковой интуиции;

  • формирование заботливого отношения к качеству своей речи;

  • формирование культуры речевого поведения, умения общаться в устной и письменной форме.

Планируемые результаты изучения учебного курса русского языка в 3 классе.

Личностные результаты.

Обучающийся научится:

  • проявлять свою этнической принадлежности;

  • проявлять чувства любви к родине, чувства гордости за свою родину, народ, великое достояние русского народа — русский язык;

  • понимать об окружающем мире (природа, малая родина, люди и их деятельность и др.);

  • осмысливать необходимость бережного отношения к природе и всему живому на Земле;

  • осознавать положительное отношение к народам, говорящим на разных языках, и их родному языку;

  • получать представление о своей родословной, о достопримечательностях своей малой родины;

  • показывать положительное отношение к языковой деятельности;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • выполнять языковые и речевые задания и в проектную деятельность;

  • понимать нравственное содержание поступков окружающих людей, ориентироваться в поведении на принятые моральные нормы;

  • принимать чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;

  • показывать этические чувства (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников, учителей;

  • сотрудничеству с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и при выполнении проектной деятельности;

  • бережному отношению к материальным ценностям; интересу к проектно-творческой деятельности.



Метапредметные результаты.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • принимать и сохранять цель и учебную задачу;

  • высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;

  • планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

  • учитывать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках) в планировании и контроле способа решения;

  • выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);

  • проговаривать (сначала вслух, потом на уровне внутренней речи) последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

  • адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;

  • понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи;

  • выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

  • осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);

  • воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты);

  • ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);

  • работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно;

  • осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях;

  • пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведёнными в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику), для решения учебных и практических задач;

  • пользоваться словарями и справочным материалом учебника;

  • осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного);

  • составлять устно небольшое сообщение об изучаемом языковом объекте по вопросам учителя (с опорой на графическую информацию учебника или прочитанный текст);

  • составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку;

  • анализировать изучаемые факты, явления языка с выделением их существенных признаков (в процессе коллективной организации деятельности);

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);

  • ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;

  • находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;

  • осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданным признакам и самостоятельно выделенным основаниям;

  • обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

  • подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (слово и часть речи, слово и член предложения, имя существительное и часть речи и др.);

  • осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); по результатам наблюдений находить и формулировать правила, определения;

  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, строить рассуждения в форме простых суждений об объекте.

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

  • слушать собеседника и понимать речь других;

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

  • принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);

Обучающийся получит возможность научиться:

  • выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем;

  • задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других; строить понятные для партнёра высказывания;

  • признавать существование различных точек зрения; воспринимать другое мнение и позицию;

  • формулировать собственное мнение и аргументировать его;

  • строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;


Предметные результаты.


Общие предметные результаты освоения программы

Обучающийся научится:

  • понимать значения русского языка как государственного языка нашей страны, Российской Федерации, языка межнационального общения;

  • уважительному отношения к русскому языку как родному языку русского народа, и языкам, на которых говорят другие народы;

  • пониманию русского языка как великого достояния русского народа, как явления национальной культуры, как развивающегося явления;

  • первоначальному представлению о некоторых нормах русского языка (орфоэпических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета (в объёме изучаемого курса);

  • умению выбирать адекватные языковые средства при составлении небольших монологических высказываний;

  • овладению первоначальными научными представлениями о системе и структуре русского языка, знакомство с некоторыми языковыми понятиями и их признаками из разделов: фонетика и графика, лексика, морфемика, морфология и синтаксис (в объёме изучаемого курса);

  • примененинию орфографических правил и правил постановки знаков препинания в процессе выполнения письменных работ (в объёме изучаемого курса);

Обучающийся получит возможность научиться:

  • использовать первоначальные умения проверять написанное;

  • учебными действиями с изучаемыми языковыми единицами;

  • находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, слог, слово, слово как часть речи, слово как член предложения, предложение (в объёме изучаемого курса).


Предметные результаты освоения

основных содержательных линий программы

Развитие речи

  1. Обучающийся научится:

  2. участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения);

  3. строить предложения для решения определённой речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения своего собственного мнения);

  4. (самостоятельно) читать тексты учебника, извлекать из них новую информацию, работать с ней в соответствии с учебно-познавательной задачей (под руководством учителя);

  5. пользоваться словарями учебника для решения языковых и речевых задач;

  6. различать устную и письменную речь;

  7. различать диалогическую речь; понимать особенности диалогической речи;

  8. отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений;

  9. анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте;

  10. понимать тему и главную мысль текста (при её словесном выражении), подбирать заглавие к тексту, распознавать части текста по их абзацным отступам, определять последовательность частей текста;

  11. читать вопросы к повествовательному тексту, находить на них ответы и грамотно их записывать;

  12. составлять текст по рисунку, вопросам и опорным словам; по рисунку и вопросам, по рисунку (после анализа содержания рисунка); составлять текст по его началу и по его концу.

  13. Обучающийся получит возможность научиться:

  • анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;

  • соблюдать нормы произношения, употребления и написания слов, имеющихся в словарях учебника;

  • озаглавливать текст по его теме или по его главной мысли;

  • распознавать тексты разных типов: описание и повествование, рассуждение;

  • замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;

  • составлять небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему (после предварительной подготовки);

  • находить средства связи между предложениями (порядок слов, местоимения, синонимы);

  • составлять небольшие высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка; на определённую тему;

  • составлять текст (отзыв) по репродукциям картин художников (помещённых в учебнике);

  • письменно излагать содержание прочитанного текста (после предварительной подготовки) по вопросам;

  • проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические ошибки, замечать и исправлять неточности в содержании и оформлении.

Система языка

Фонетика, орфоэпия, графика

Обучающийся научится:

  • различать понятия «звук» и «буква», правильно называть буквы и правильно произносить звуки в слове и вне слова;

  • определять качественную характеристику звука: гласный — согласный, гласный ударный — безударный, согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный, согласный глухой — звонкий, парный — непарный (в объёме изученного);

  • характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове по заданным параметрам;

  • понимать характеристику звука, представленную в модели (в звуком обозначении);

  • анализировать, сравнивать, группировать слова по указанным характеристикам звуков;

  • определять функции букв е, ё, ю, я в слове;

  • определять способы обозначения буквами твёрдости-мягкости согласных и звука [й’];

  • определять количество слогов в слове и их границы, сравнивать и классифицировать слова по слоговому составу;

  • определять ударный и безударные слоги в слове;

  • правильно называть буквы алфавита, располагать буквы и слова по алфавиту;

  • использовать знание алфавита при работе со словарями;

  • определять функцию мягкого знака (ь) как разделительного;

  • устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я и мягким знаком — показателем мягкости согласного звука: коньки, ёлка, маяк;

  • находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании слов учителем (моряк, ёж, лось, друг, сказка);

  • произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён орфоэпическим словарём учебника).

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять звуко-буквенный разбор простых по составу слов с помощью заданного в учебнике алгоритма;

  • устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с разделительным мягким знаком (ь): шью, друзья, вьюга;

  • применять знания фонетического материала при использовании правил правописания и орфоэпии (различать ударные и безударные гласные, согласные звонкие–глухие, шипящие, мягкие и твёрдые и др.);

  • пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзацем.

Лексика

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

Обучающийся научится:

  • осознавать слово как единство звучания и значения;

  • выявлять в речи незнакомые слова, спрашивать об их значении учителя или обращаться к толковому словарю;

  • различать однозначные и многозначные слова (простые случаи);

  • иметь представление о синонимах и антонимах;

  • распознавать среди предложенных слов синонимы и антонимы;

  • подбирать к предложенным словам 1—2 синонима или антонима;

  • наблюдать за использованием синонимов и антонимов в речи;

  • наблюдать над словами, употреблёнными в прямом и переносном значении.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • выявлять в речи незнакомые слова, спрашивать об их значении учителя или обращаться к толковому словарю;

  • на практическом уровне распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);

  • замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении;

  • пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.

Состав слова (морфемика)

Обучающийся научится:

  • осознавать значение понятия «родственные слова», соотносить его с понятием «однокоренные слова»;

  • владеть первоначальными признаками для опознавания однокоренных слов среди других (неоднокоренных) слов;

  • распознавать группы однокоренных слов при решении учебной задачи; подбирать родственные (однокоренные) слова к данному слову либо с заданным корнем;

  • определять в слове корень (простые случаи), пользуясь заданным алгоритмом (памяткой определения корня слова).

Обучающийся получит возможность научиться:

  • различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;

  • различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;

  • подбирать однокоренные слова и формы слов с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова.

Морфология

Обучающийся научится:

  • различать слова, обозначающие предметы (признаки предметов, действия предметов), вопросы, на которые они отвечают, и соотносить их с определённой частью речи;

  • находить грамматические группы слов (части речи) по комплексу усвоенных признаков: имя существительное, имя прилагательное, глагол;

  • находить имена существительные, понимать их значение и употребление в речи, опознавать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные по вопросам кто? и что?, собственные и нарицательные имена существительные, определять форму числа имён существительных;

  • находить имена прилагательные, понимать их значение и употребление в речи, опознавать форму числа имён прилагательных, роль в предложении;

  • находить глаголы, понимать их значение и употребление в речи, опознавать форму числа глаголов, роль в предложении; узнавать личные местоимения, понимать их значение и употребление в речи;

  • находить предлоги и понимать их роль в предложении и тексте;

  • подбирать примеры слов разных частей речи и форм этих слов.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • различать грамматические группы слов (части речи) по комплексу усвоенных признаков, определять их синтаксическую функцию в предложениях;

  • выявлять принадлежность слова к определённой части речи на основе усвоенных признаков, определять признаки частей речи;

  • различать имена существительные, употреблённые в форме одного числа (ножницы, кефир);

  • выявлять роль разных частей речи в художественном тексте;

  • использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;

  • пользоваться словами разных частей речи в собственных высказываниях.

Синтаксис

Обучающийся научится:

  • различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения; выделять предложения из речи;

  • определять существенные признаки предложения: законченность мысли и интонацию конца предложения; соблюдать в устной речи интонацию конца предложений;

  • сравнивать предложения по цели высказывания и по интонации (без терминов) с опорой на содержание (цель высказывания), интонацию, (мелодику, логическое ударение), порядок слов, знаки конца предложения;

  • находить главные члены предложения (основу предложения): подлежащее и сказуемое;

  • различать главные и второстепенные члены предложения (без дифференциации на виды);

  • устанавливать связи слов между словами в предложении;

  • соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;

  • восстанавливать деформированные предложения;

  • составлять предложения по схеме, рисунку, на определённую тему.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • опознавать предложения распространённые и нераспространённые; составлять такие предложения, распространять нераспространённые предложения второстепенными членами;

  • находить предложения с обращениями.

Орфография и пунктуация

Обучающийся научится:

  • применять изученные правила правописания:

  • раздельное написание слов в предложении;

  • написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч, щ (в положении под ударением и без ударения);

  • отсутствие мягкого знака после шипящих в буквосочетаниях чк, чт, чн, щн, нч;

  • перенос слов;

  • прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

  • проверяемые безударные гласные в корне слова;

  • парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов в учебнике), в том числе удвоенные буквы согласных;

  • разделительный мягкий знак (ь);

  • знаки препинания конца предложения (. ? !);

  • раздельное написание предлогов с именами существительными;

  • раздельное написание частицы не с глаголами;

  • — применять орфографическое чтение (проговаривание) при письме под диктовку и при списывании;

  • безошибочно списывать текст с доски и учебника объёмом 40—50 слов;

  • писать(печатать) под диктовку тексты в соответствии с изученными правилами объёмом 30—40 слов.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осознавать значение понятий «орфограмма», «проверяемая орфограмма», «непроверяемая орфограмма»;

  • определять разновидности орфограмм и соотносить их изученными с правилами;

  • разграничивать орфограммы на изученные правила письма и неизученные;

  • обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах;

  • применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;

  • пользоваться орфографическим словарём учебника как средством самоконтроля при проверке написания слов с непроверяемыми орфограммами.


Содержание курса русского языка 3 класса.

Тема №1.   Язык и речь (2 часа)

Виды речи. Речь, её назначение. Речь — отражение культуры человека.

Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения.

Формирование представлений о языке как основе национального самосознания.

Тема №2.  Текст, предложение, словосочетание (11 часов)

Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль.

Построение текста: вступление, основная часть, заключение.

Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Предложения по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные)

Знаки препинания в конце предложений.

 Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. Второстепенные члены. Связь слов в предложении. Распространенные и нераспространенные предложения. Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Главное и зависимое слово в словосочетании.

Тема №3.Слово в языке и речи (18 часов)

  Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Синонимы. Антонимы. Омонимы (общее представление). Словосочетание как сложное название предмета. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы) (общее представление). Упражнение в распознавании изученных лексических групп слов в речи, выборе наиболее точного слова для выражения мысли. Работа со словарями учебника.

Имя существительное, местоимение, имя прилагательное, глагол. Имя числительное как часть речи (общее представление).

Слово и слог. Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Правописание слов с безударными гласными в корне слова и ударными гласными после шипящих. Согласные звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки. Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне слова. Мягкий знак (Ь) как показатель мягкости согласного звука. Разделительный (Ь) мягкий знак. Упражнение в правописании слов с изученными орфограммами. Перенос слов.                   

Тема №4. Состав слова (14 часов).

Основа и окончание слова. Общее понятие о значимых час­тях слова — корне, приставке, суффиксе, окончании. Наблюде­ния над изменением формы слова с помощью окончаний и обра­зованием слов с помощью приставок и суффиксов. Однокоренные слова и формы одного и того же слова (сопоставление). Приставка как значимая часть слова. Правописание гласных и согласных в приставках о-, об-(обо-), от- (ото-), до-, по-, под- (подо-), про-, за-, на-, над-, в- (во-), с- (со-), вы-, пере-.

Тема №5. Правописание частей слов. (22 ч)

Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание пар­ных звонких и глухих согласных. Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание проверяемых и непрове­ряемых безударных гласных в корне слова. Чередование согласных в корне слова: пеку— печь, лицо — личный, бег — бежать, верх — вершина, вязать — вяжет и др. Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание непроизносимых согласных в корне слова.

Тема №6. Части речи: Имя существительное. Имя прилагательное. Местоимение. Глагол. (69 часов).

Общее знакомство с частями речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлоги). Имя существительное как часть речи: общее значение, вопро­сы, роль в предложении. Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Имена существительные собственные и нари­цательные. Заглавная буква в собственных именах существитель­ных. Род имен существительных. Правописание безударных гласных в родовых окончаниях Склонение имен существительных с ударными окончаниями в единственном числе. Распознавание падежей. Ь после шипящих на конце имен существительных женского рода (речь, вещь, рожь, мышь) и его отсутствие на конце имен существитель­ных мужского рода (товарищ, мяч). Имена существительные, которые употребляются только в единственном числе (молоко, молодёжь) или только во множественном числе (очки, ножницы). Имя прилагательное как часть речи: общее значение, вопро­сы, роль в предложении. Имена прилагательные, близкие и про­тивоположные по смыслу. Употребление в речи прилагательных-антонимов. Изменение имен прилагательных по родам и числам при сочетании с именами существительными. Правописание окончаний -ий, -ый, -ая, -яя, -ое, -ее, -ие, -ые. Распознавать личные местоимения среди других частей речи.

Определять грамматические признаки личных местоимений: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица единственного числа). Заменять повторяющиеся в тексте имена существительные местоимениями. Глагол как часть речи: общее значение, вопросы, роль в пред­ложении. Начальная форма. Глаголы совершенного и несовер­шенного вида (ознакомление без термина). Изменение глаголов по числам и временам. Настоящее, прошедшее, будущее время. Окончания глаголов в прошедшем времени. Правописание не с глаголами. Глаголы, близкие и противоположные по смыслу (ан­тонимы и синонимы). Выбор наиболее точного глагола для выра­жения мысли. Многозначность глаголов. Употребление глаголов в прямом и переносном значении.

График выполнения практической части программы.


п/п

Название раздела (блока)

Кол-во часов на изучение раздела (блока)

Из них кол-во часов, отведенных на практическую часть и контроль

Диктант

Изложение

Сочинение

Промежуточная аттестация

Язык и речь

3 часа





Текст. Предложение. Словосочетание.

11 часов

21.09




Слово в языке и речи.

18 часов


11.10



25.10

24.10



Состав слова.

14 часов





16.11


24.11

23.11



Правописание частей слов.

23 часа

21.12




Части речи.

1 час





Имя существительное

27 часов


30.01



16.02





07.03

13.03


Имя прилагательное

16 часов

21.03






12.04


17.04




Местоимение

5 часов





Глагол

14часов

04.05 комплексная



26.04


17.05



23.05




Повторение

4 часа






136 часов






Календарно – тематическое планирование по русскому языку.

урока


Тема урока



Кол-во

часов

Дата проведения


по плану

по факту


1 четверть – 33 часа.

Язык и речь – 3 часа.


1-2

Наша речь. Виды речи.

Стр. 6-7 Упр 1-4

2

01.09

05.09



3

Наш язык.

Стр 8-10 Упр5-10

1

06.09



Текст. Предложение. Словосочетание. – 11 часов


4

Текст. Типы текстов.

Стр 12-14 Упр11-12-13-14

1

07.09



5

Что такое предложение? Предложения по цели высказывания.

Стр 15-16-20 Упр 17-19, 20-26

1

08.09



6

Виды предложений по интонации.

Стр 20-23 упр27-30

1

12.09



7

Предложение с обращением.

Стр 24-26 упр34-36

1

13.09



8

9


Главные и второстепенные члены предложений.

Стр 26-29 упр37-42

Упражнение в разборе предложений по членам предложений.

Стр29-30 упр43-47

2

14.09

15.09




10

Простое и сложное предложение.

Стр31-34 упр 48-56

1

19.09





11

Что такое словосочетание?

Стр 35-37 упр 57-62

1

20.09





12

Диагностическая контрольная работа.

Тема «Предложение»

1

21.09





13

14

Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. Простое и сложное предложение.

2

22.09

26.09




Слово в языке и в речи (18 ч)


15

Слово и его лексическое значение. Слова однозначные и многозначные.

Стр 40-42 упр 64-67

1

27.09



16

Синонимы и антонимы. Стр 42-44 упр68-74

1

28.09



17

Омонимы.

Стр 45- 46 упр75-78

1

29.09



18

Слово и словосочетание.

Стр 47-48 упр79-82

1

03.10



19

Устойчивые словосочетания слов (фразеологизмы)

Стр 49-51, 53-54 упр83-87, 89-92

1

04.10



20

Части речи.

Стр53-54 упр 89-92

1

05.10



21

Имя существительное. Местоимение.

Стр55- 56 упр93-97

1

06.10



22

Части речи. Имя прилагательное.

Стр 57- 58 упр98-100

1


10.10





23

Подробное изложение текста Н. Сладкова «Ёлочка».

Стр.52 упр.88

1

11.10



24

Работа над ошибками, допущенными в изложении.

Части речи. Глагол. Стр58 упр 101=-102

1

12.10



25

Имя числительное как часть речи.

Стр 59-60 упр103-106

1

13.10



26

Однокоренные слова.

Стр 61- 62 упр107-111

1

17.10



27

Слово и слог. Гласные звуки и буквы.

Стр 63-64 -упр112-116

1

18.10



28

Согласные звуки и буквы.

Стр65-66 упр117-121

1

19.10



29

Упражнение в написании слов со звонкими и глухими согласными. Разделительный мягкий знак. Стр 67-68-71 упр 122-124, 125-129

1

20.10



30

Обучающее изложение.

1

24.10



31

32


Контрольный диктант по теме: «Слово в языке и речи».

Работа над ошибками. Обобщение изученного Стр74-75 Упр 130-132

2

25.10

26.10




Состав слова (14 часов)


33

Что такое корень слова? Как найти в слове корень?

Стр75- 77 упр133-137

1

27.10



2 четверть – 28 часов


34

Сложные слова. Формы слова. Окончание. Стр77-81 упр 138-146

1

07.11



35

Упражнение в нахождении окончаний.

Стр 81-82 -83 упр147-150, 151-152

1

08.11



36

Приставка. (общее понятие).

Стр 84-85 упр153-154

1

09.11



37

Значение приставок

Стр 85-86-87 упр155, 157-163

1

10.11



38

Суффикс (общее понятие).

Стр 89- 90 упр164-167

1

14.11



39

Суффикс – значимая часть слова.

Стр91- 92, 93-94 упр168-172, 173-176

1

15.11



40

Сочинение по репродукции картины А.А.Рылова «В голубом просторе».

Стр94 Упр177

1

16.11



41

Основа слова. Работа над ошибками.

Стр 95- упр 178-179

1

17.11



42

43

Упражнение в разборе слов по составу. Обобщение изученного.

Стр 96-99 упр180-190

2

21.11

22.11




44

Обучающее изложение повествовательного текста.

1

23.11



45

Контрольный диктант по теме «Состав слова». Стр 99 упр 191

1

24.11



46

Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Обобщение знаний о составе слова. Стр 100-103 Упр 192-193

1

28.11



Правописание частей слова – 23ч.


47

Два способа проверки слов с безударными гласными в корне.

Стр 104- 105 упр194-196

1

29.11



48

Правописание слов с безударными гласными в корне.

Стр 106-107 Упр197-200

1

30.11





49

Написание слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне.

Стр 107 -108 упр201-204

1

01.12



50

Правописание слов с парными согласными в корне.

Стр 111-113 упр208-212

1

05.12



51

53


Упражнение в написании слов с парными по глухости-звонкости согласными в корне. Безударная гласная.

Стр 113-116 упр213-222

2

06.12

07.12




53

54

55

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

Стр 117-121 упр223-232

3

08.12

12.12

13.12





56-

57

Правописание слов с удвоенными согласными.

Стр 121-123 упр233-238

2

14.12

15.12




58

Правописание приставок и суффиксов. Суффиксы –ик\-ек\-ок.

Стр 124-126 упр 239-244

1

19.12



59

Упражнение в правописании суффиксов.

Стр 127-128 упр245-249

1

20.12




60

Контрольный диктант по теме: «Правописание частей слова»

1

21.12



61

Работа над ошибками, допущенными в диктанте.

Правописание приставок и предлогов.

1

22.12



3 четверть –42 часа


62

63

Правописание приставок и предлогов.

Стр 129- 131-134 Упр 250- 257-263

2

09.01

10.01




64

Правописание приставок и предлогов.


11.01



65

Правописание приставок и предлогов.

Стр 129- 131-134 Упр 250- 257-263

1

12.01




66

Слова с разделительным твердым знаком.

Стр 134-136 упр264-268

1

16.01



67

Слова с разделительным твердым знаком.

Стр 134-136 -упр264-268

1

17.01



68-

69

Упражнение в написании слов с «ь», «ъ».

Проект «Составляем орфографический словарь»

Стр 136-141 Упр 269-279

2



18.01

19.01






Части речи (63 часа)


70

Учебник «Русский язык» часть 2

Части речи. Стр 3-6 упр1-7

1


23.01




Имя существительное (27 час)



71

Имя существительное как часть речи.

Стр. 8-10 упр.8-11

1

24.01



72

Имя существительное и его роль в речи.

Стр. 10-11 упр.12-14

1

25.01


73

Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Устаревшие слова. Стр. 12-14 упр.15-20

1

26.01




74

Обучающее изложение повествовательного текста.

Стр 14-15 Упр 21

1

30.01


75

76


Работа над ошибками, допущенными в изложении. Собственные и нарицательные имена существительные.

Стр 15-17 Упр22-27

2

31.01

01.02




77

Изменение имен существительных по числам.

Стр 20-22 упр28-34

1

02.02


78



Изменение имен существительных по числам. Упражнение по развитию связной речи.

Стр 23-24 Упр35-38

1

06.02


79

Род имен существительных

Стр 25упр 39-

1

07.02


80

Род имён существительных

Стр 26 упр40-42

1

08.02


81

Определение рода имен существительных в косвенных падежах.

Стр 27-29 упр 43-47

1

09.02


82

Имена существительные общего рода.

Стр 29-30 Упр48-50

1

13.02


83

Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих.

Стр 31- 33 упр51-57

1

14.02


84

Упражнение в написании имен существительных, оканчивающихся на шипящий звук Стр 33-35 упр58-63

1

15.02


85

Контрольный диктант по теме: «Род и число имён существительных»

1

16.02


86

Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте.

Изменение имен существительных по падежам (общее представление о склонении). Стр 36- упр 64

1

20.02


87

Упражнение в склонении и определении падежей имен существительных

Несклоняемые имена существительные.

Стр 37-41 Упр65-72

1

21.02


88

Именительный падеж имен существительных.

Стр 42-43 упр 74-76

1

22.02


89

Родительный падеж имен существительных.

Стр 43- 45 упр77-81

1

27.02


90

Дательный падеж имен существительных.

Стр 46-47 Упр 82-85

1

28.02


91

Винительный падеж имен существительных.

Стр 48-49 упр 86-89

1

01.03


92

Творительный падеж имен существительных.

Стр 50- 52-96 упр 90-94-96

1

02.03


93

Предложный падеж имен существительных.

Стр 54-55 упр 97-100

1

06.03


94

Подробное изложение повествовательного текста.

Стр 56 упр 101

1

07.03


95

Обобщение знаний о падежах имен существительных.

Стр 57-59 упр 102-107

1

09.03


96

Сочинение по репродукции картины К.Ф. Юона «Конец зимы».

Стр 62 упр 108

1

13.03


97

Работа над ошибками, допущенными при написании сочинения.

1

14.03


Имя прилагательное (16 часов)



98

Понятие об имени прилагательном как части речи.

Стр 64-66 -упр 109-115

1

15.03



99

Значение и употребление имен прилагательных в речи. Сложные прилагательные (общее представление).

Стр 67-68- 70 упр116-117-118

1

16.03



100

Текст описание. Отзыв по картине (общее знакомство).

Стр 68 -69 упр119-120- 121

1

20.03



101

Контрольный диктант по теме: «Правописание»

1

21.03



102

Работа над ошибками. Изменение имен прилагательных по родам.

Стр 72-74 упр124-128

1

22.03



103

Правописание родовых окончаний имен прилагательных.

Стр 75-76 Упр129-132

1

23.03



4 четверть – 29 часов.


104

Правописание родовых окончаний имен прилагательных.

Стр 77- упр 133-134

1

03.04



105

Изменение имен прилагательных по числам.

Стр80-81 Упр138-140

1

04.04



106

Правописание имен прилагательных. Сравнительное описание. Составление объявления описательного характера.

Стр 81-82-84 упр 141-142, 143-146

1

05.04



107

Упражнение в определении падежа имен прилагательных.

Стр 84-86-87 упр 147- 152-153

1

06.04



108-

109

Обобщение знаний об имени прилагательном.

Стр 89

2

10.04

11.04



110

Сочинение по репродукции картины В.А.Серова «Девочка с персиками». Стр. 88 упр. 154

1

12.04


111

Работа над ошибками, допущенными в сочинении. Составление пригласительного письма.

1

13.04




112

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»

1

17.04


113


Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Обобщение знаний об имени прилагательном.

1

18.04


Местоимение (5 часов)



114

Личные местоимения (общее представление).

Стр 92-94 упр 156-160

1

19.04



115

Изменение личных местоимений по родам

Стр 95 -упр 161-162

1

20.04


116

Местоимение.

Стр у96 - 97 - упр163-165- 166

1

24.04


117

Ознакомление с особенностями текста-письма.

Стр 97-98упр 167

1

25.04


118

Промежуточная аттестационная работа.

1

26.04


Глагол (14 час)



119

Понятие о глаголе как части речи.

Стр 100-103 упр 169- 175

1

27.04



120

Значение и употребление глаголов в речи

Стр 103 – 104- 105 упр176-177- 179-180

1

02.05


121

Глаголы в неопределенной форме. Упражнение в распознавании глаголов в неопределенной форме.

Стр 106-107 упр 181-185 Стр 108 Упр 186-188

1

03.05


122

Комплексная работа

1

04.05


123

Число глаголов. Изменение глаголов по числам.

Стр 109-110 упр189-190- 194

1

10.05



124

Времена глаголов.

Стр 111-113 упр 195-198

1

11.05


125

Упражнение в определении времени глагола. 2-е лицо

Стр 113-116 упр119- 204

1

15.05


126

Упражнение в изменении глагола по временам.

Стр116 -119 упр205-212

1

16.05


127

Подробное изложение повествовательного текста.

Стр 120 упр 213

1

17.05


128

Работа над ошибками, допущенными в изложении.

Изменение глаголов прошедшего времени по родам.

с 121-124 упр 214-220

1

18.05


129

Частица не с глаголами. Стр 124-128 упр 223-234

1

22.05


130

131

Контрольный диктант по теме «Глагол»

Обобщение знаний о глаголе. Стр 129- 130 Упр 221, 235-236

2

23.05

24.05




132

Обобщение знаний о глаголе.

1

25.05





Повторение (4 часа)


133

134

135

136

Работа над ошибками.

Повторение. Части речи. Обобщение изученного о слове, предложении.

1

3






Модуль «Школьный урок»

Тема (раздел)

Кол-во часов

Формы построения уроков

Материально-техническое (оборудование)

Воспитательный потенциал раздела

1.

Язык и речь

3 часа

Урок изучения новых знаний

Урок-путешествие

Урок закрепления знаний


Мультимедийный комплекс

СD «Тренажер по русскому языку»

Электронное приложение к учебнику

Воспитание интереса к учению, к процессу познания (создание и поддержание интереса, активизации познавательной деятельности учащихся).

Установление доверительных отношений между учителем и его учениками.

Формирование представления: о некоторых нормах произношения и правописания.

Воспитание культуры общения( воспринимать звучащую речь, понимать адекватно ее содержание).

2.

Текст. Предложение. Словосочетание.

11 часов

Урок изучения новых знаний

Нетрадиционный урок

Урок закрепления знаний

Урок контроля

Мультимедийный комплекс

СD «Тренажер по русскому языку»

Электронное приложение к учебнику

Воспитание сознательного отношения к процессу обучения.

Привлечение внимания к работе в паре, уважения к мнению своего товарища; воспитание культуры общения.

Эстетическое воспитание с использованием музыки, поэзии, живописи, пословиц, поговорок, афоризмов.

3.

Слово в языке и речи.

18 часов

Урок изучения новых знаний

Нетрадиционный урок

Урок закрепления знаний

Урок контроля

Мультимедийный комплекс

СD «Тренажер по русскому языку»

Электронное приложение к учебнику

Воспитание культуры общения (организация общения на уроке, формирование учителем умений слушать, высказывать и аргументировать своё мнение). Побуждение обучающихся соблюдать нормы русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала).

4.

Состав слова.

14 часов

Урок изучения новых знаний

Урок-практикум

Урок закрепления знаний

Урок контроля

Мультимедийный комплекс

СD «Тренажер по русскому языку»

Электронное приложение к учебнику

Формирование умений и навыков способам словообразования, с целью обогащения лексического запаса обучающихся, успешного решения коммуникативных задач и повышения внутренней культуры.
Побуждение обучающихся к становлению личности с позитивным эмоционально-ценностным отношением к русскому языку и стремлением к грамотному использованию средств языка.

5.

Правописание частей слов.

23 часа

Урок изучения новых знаний

Нетрадиционный урок

Урок закрепления знаний

Урок контроля

Мультимедийный комплекс


СD «Тренажер по русскому языку»

Электронное приложение к учебнику

Формирование и развитие морфологических компетенций, оценочных умений и навыков организации учащимися своей деятельности.


Части речи.

1 час


Мультимедийный комплекс


СD «Тренажер по русскому языку»

Электронное приложение к учебнику

Формирование представлений младших школьников о слове с точки зрения его грамматического значения, о морфологической системе русского языка.


Имя существительное

27 часов


Мультимедийный комплекс


СD «Тренажер по русскому языку»

Электронное приложение к учебнику

Обогащение словарного запаса детей новыми частями речи.
Воспитание культуры общения.


Имя прилагательное

16 часов


Мультимедийный комплекс


СD «Тренажер по русскому языку»

Электронное приложение к учебнику

Формирование и развитие морфологических компетенций, оценочных умений и навыков организации учащимися своей деятельности.


Местоимение

5 часов


Мультимедийный комплекс


СD «Тренажер по русскому языку»

Электронное приложение к учебнику

Формирование представлений младших школьников о слове с точки зрения его грамматического значения, о морфологической системе русского языка.


Глагол

14 часов


Мультимедийный комплекс


СD «Тренажер по русскому языку»

Электронное приложение к учебнику

Обогащение словарного запаса детей новыми частями речи.
Воспитание культуры общения.


Повторение

4 часа


Мультимедийный комплекс


СD «Тренажер по русскому языку»

Электронное приложение к учебнику

Формирование навыка орфографической грамотности, как части общей культуры человека, признака образованности и воспитанности личности; воспитание сознательного отношения к процессу обучения и к любой другой деятельности.
Формирование представлений о назначении знаков препинания, их роли в процессе общения. Формирование пунктуационной грамотности.

35



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по русскому языку для 3 класса.

Автор: Марина Вячеславовна Казакова

Дата: 28.12.2022

Номер свидетельства: 621898

Похожие файлы

object(ArrayObject)#941 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Рабочая программа русскому языку 10 класс "
    ["seo_title"] => string(45) "rabochaia-proghramma-russkomu-iazyku-10-klass"
    ["file_id"] => string(6) "182006"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425451601"
  }
}
object(ArrayObject)#963 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова "Рабочая программа. Русский язык. 10 класс" "
    ["seo_title"] => string(75) "a-i-vlasienkov-l-m-rybchienkova-rabochaia-proghramma-russkii-iazyk-10-klass"
    ["file_id"] => string(6) "117383"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1412780778"
  }
}
object(ArrayObject)#941 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Рабочая программа " Русский язык". 9 класс"
    ["seo_title"] => string(42) "rabochaia-proghramma-russkii-iazyk-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "257848"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1448389055"
  }
}
object(ArrayObject)#963 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Рабочая программа русскому языку, 5 класс"
    ["seo_title"] => string(44) "rabochaia_proghramma_russkomu_iazyku_5_klass"
    ["file_id"] => string(6) "422770"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1498040879"
  }
}
object(ArrayObject)#941 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Рабочая программа  "Русский язык 5 класс" "
    ["seo_title"] => string(42) "rabochaia-proghramma-russkii-iazyk-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "239199"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1444739262"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства