Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" для 3 класса Канакина В.П.,Горецкий В.Г. На изучение курса "Русский язык" в 3 классе начальной школе отводится 4 часа в неделю в первом полугодии, 5 часов во втором полугодии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Изучение русского языка на ступени начального общего образования в общеобразовательных учреждениях направлено на достижение следующих целей:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;
- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
- овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
- воспитание эмоционально – ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
Учебная программа разработан на основе УМК В.П. Канакиной и В. Г. Горецкого «Русский язык. Рабочие программы 1 – 4 классы» - М.: «Просвещение»,
Учебники: Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2 частях
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Основными задачами реализации учебного предмета являются:
- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
- развитие устной диалогической и монологической речи школьников, умения письменно излагать свои мысли в виде текста;
- развитие и совершенствование основных видов речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь);
- активизация мыслительной, познавательно – языковой и коммуникативно – речевой деятельности учащихся;
- создание у школьников мотивации к изучению языка, воспитание чувства уважения к слову и русскому языку;
- закрепление гигиенических навыков письма и совершенствование графических и каллиграфических навыков письма.
Основными видами письменных работ по русскому языку являются списывание, диктанты (объяснительные, предупредительные, зрительные, творческие, контрольные, словарные и т. д. ), тесты, обучающие изложения и сочинения. Тексты по содержанию подбираются с учётом их познавательного, воспитательного воздействия на учащихся.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение курса «Русский язык» в 3 классе начальной школы отводится 4 часа в неделю в первом полугодии, 5 часов во втором полугодии . Программа для 3 класса рассчитана на 34 учебные недели - 153 часа (4 часа в неделю в первом полугодии, 5 часов в неделю во втором полугодии).
Результаты изучения курса
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметныерезультаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
Содержание курса
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.1
Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).
Обучение грамоте Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.
Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.
Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:
• раздельное написание слов;
• обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);
• прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
• перенос слов по слогам без стечения согласных;
• знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.
Систематический курс
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса -ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок.Образование однокоренных слов помощью суффиксов и приставок.Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне.Разбор слова по составу.
Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто?и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных.
Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению. Словообразование имён существительных.Морфологический разбор имён существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных.Морфологический разбор имён прилагательных.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.
Числительное. Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных.
Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения І и ІІ спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Возвратные глаголы. Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глаголов.
Наречие. Значение и употребление в речи.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами.Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.
Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи.
Частица. Частица не, её значение.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.
Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.
Нахождение в предложении обращения (в начале, в середине или в конце предложения).
Сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных предложений.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания и пунктуации:
• сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;
• сочетания чк—чн, чт, нч, щн и др.;
• перенос слов;
• прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
• проверяемые безударные гласные в корне слова;
• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
• непроизносимые согласные;
• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); (непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова
• гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
• разделительные ъ и ь;
• мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, рожь, мышь);
• соединительные о и е, в сложных словах (самолёт, вездеход)
• е и и в суффиксах имен существительных (ключик — ключика, замочек-замочка).
• безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
• безударные падежные окончания имён прилагательных;
• раздельное написание предлогов с именами существительными;
• раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
• раздельное написание частицы не с глаголами;
• мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-м лице единственного числа (читаешь, учишь);
• мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;
• безударные личные окончания глаголов;
• раздельное написание предлогов с другими словами;
• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки;
• знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;
• запятая при обращении в предложениях;
• запятая между частями в сложном предложении.
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.
Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение
Примерное календарно – тематическое планирование. Русский язык (153 ч.)
Номер
Урока
Содержание
(разделы, темы)
Ко
личество
часов
Оборудование урока
Основные виды учебной деятельности (УУД)
Наша речь и наш язык
Электронное приложение к учебнику (используется на каждом уроке изучения нового материала)
Компьютер, проектор, интерактивная доска
1
Наша речь и наш язык
1
Личностные:
развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознавать свои эмоции и чувства, контролировать их; определять эмоции собеседников, развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка
Регулятивные:
принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
овладевать способами решения учебной задачи,
планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи;
оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;
адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.
Познавательные УУД
осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
самостоятельно находить в учебнике, учебных пособиях и учебной справочной литературе (с использованием ресурсов библиотек и Интернета) необходимую информацию и использовать её для выполнения учебных заданий;
передавать устно и письменно содержание текста;
анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; осознанно строить речевое высказывание; пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
Коммуникативные УУД
выражать свои мысли и чувства, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль.
2
Речь и ее значение в жизни.
1
Текст. Предложение. Словосочетание.
3
Текст как единица языка и речи. Тема и основная мысль текста.
1
4
Заголовок. Части текста. Типы текстов
1
5
Предложение.
1
Компьютер, проектор, интерактивная доска
6
Упражнение в распознавании и в построении предложений, разных по цели высказывания и по интонации.
1
Компьютер, проектор, интерактивная доска
7
Главные и второстепенные члены предложения (без деления второстепенных членов на виды). Словарный диктант №1
1
Компьютер, проектор, интерактивная доска
8
Входная контрольная работа по русскому языку
1
Таблица «Главные члены предложения»
9
Обращение (общее представление).
1
10
Распространенные и нераспространенные предложения..
1
Компьютер, проектор, интерактивная доска
11
Контрольный диктант с грамматичеким заданием №1
по теме «Предложение и словосочетания»
1
12
Работа над ошибками. Словосочетание.
1
Таблица «Словосочетания»
13
Разбор предложения по членам предложения.
1
Таблица «Главные члены предложения»
14
Простое и сложное предложения (общее представление).
1
Компьютер, проектор, интерактивная доска
15
Словосочетание.
1
Компьютер, проектор, интерактивная доска
16
Обобщение знаний о предложении. Р.р. Сочинение по картине.
1
Слово в языке и речи
Личностные результаты
понимания необходимости учения;
интерес к изучению языка;
формирование мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию собственных информационных объектов и др.);
развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
развитие этических чувств (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников, собеседников; сочувствовать другим людям, сопереживать;
Регулятивные УУД
выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);
выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы;
оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;
адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.
Познавательные УУД
воспринимать смысл читаемых текстов и заданий, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного); передавать устно и письменно содержание текста;
анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста, определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
осознанно строить речевое высказывание; пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
Коммуникативные УУД
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения;
участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
контролировать действия партнёра, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его.
Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне слова.
1
Таблица «Парные согласные»
33
Мягкий знак (ь) как показатель мягкости согласного звука.
1
34
Разделительный мягкий (ь) знак. Перенос слов.
1
Таблица «Разделительный мягкий знак»
35
Контрольный диктант с грамматическим заданием №2
1
Состав слова
Регулятивные УУД
принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом;
оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;
адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.
Познавательные УУД
выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный материал (плакаты, презентацию);
пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков;
овладевать общими способами решения конкретных лингвистических задач;
находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
Коммуникативные УУД
выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач
Р.р. Составление плана текста под руководством учителя.
1
40
Чередование гласных и согласных звуков в корне однокоренных слов , о сложных словах с двумя корнями
1
Компьютер, проектор, интерактивная доска
41
Формы слова. Окончание. Роль окончания в слове.
1
Компьютер, проектор, интерактивная доска
42,43
Приставка. Суффикс. Наблюдение над значениями приставок и суффиксов в слове.
2
Таблица «Части слова»
44
Формирование умений находить значимые части слова в простых словах.
1
Таблица «Части слова»
45,46
Образование слов с помощью приставок и суффиксов.
2
Компьютер, проектор, интерактивная доска
47
Р.р. Письменное изложение текста повествовательного характера
1
48-49
Основа слова. Разбор слов по составу.
2
50-51
Ознакомление со словообразовательным словарем.
2
Словари.
Компьютер, проектор, интерактивная доска
Правописание частей слова
Личностные результаты
интерес к чтению и читательской деятельности;
развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
развитие этических чувств (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников, собеседников; сочувствовать другим людям, сопереживать
Регулятивные УУД
выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);
контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы;
оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;
Познавательные УУД
воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов; передавать устно и письменно содержание текста;
анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста, определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
осознанно строить речевое высказывание; пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
Коммуникативные УУД
участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
контролировать действия партнёра, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.
52
Общее представление о правописании частей слова.
1
Компьютер, проектор, интерактивная доска
Электронное приложение к учебнику
53
Правописание безударных гласных в корне слова.
1
54
Упражнение в правописании слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными.
1
55
Р.р. Изложение текста с элементами описания
1
56
Слова с буквосочетаниями оро//ра (ворота — врата), ере//ре (берег — брег), оло//ла (золото — злато).
1
Компьютер, проектор, интерактивная доска
57
Правописание глухих и звонких согласных в корне слова.
1
Таблица «Парные согласные в корне слова»
58
Правописание глухих и звонких согласных в корне слова.
Словарный диктант№4.
1
59
Упражнение в правописании слов с парным по глухости-звонкости согласным в конце и в середине слова.
1
Таблица «Парные согласные в корне слова»
Компьютер, проектор, интерактивная доска
60,61
Правописание непроизносимых согласных .
2
Таблица «Непроизносимые согласные»
62
Р.р. Изложение текста с элементами рассуждения по плану, составленному коллективно.
1
63
Правописание сн в наиболее употребительных словах (опасный, прекрасный, вкусный).
1
Компьютер, проектор, интерактивная доска
64
Правописание сн в наиболее употребительных словах
Словарный диктант№5.
1
Компьютер, проектор, интерактивная доска
65
Упражнение в правописании слов с непроизносимым согласным звуком в корне.
1
Компьютер, проектор, интерактивная доска
66
Контрольный диктант с грамматическим заданием №3
по теме «Правописание корневых орфограмм».
1
Личностные результаты
развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
развитие этических чувств (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников, собеседников; сочувствовать другим людям, сопереживать
Регулятивные УУД
выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);
контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы;
оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;
Познавательные УУД
воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов; передавать устно и письменно содержание текста;
анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; осознанно строить речевое высказывание; пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
Коммуникативные УУД
участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
контролировать действия партнёра, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.
67
Работа над ошибками. Сопоставление правил о правописании гласных и согласных в корне.
1
68
Правописание слов с удвоенными согласными.
1
Таблица «Парные согласные в корне слова»
Компьютер, проектор, интерактивная доска
69
Правописание приставок и суффиксов в слове. Словарный диктант№6.
1
Электронное приложение к учебнику
70
Правописание приставок и суффиксов в слове.
1
71
Контрольный диктант с грамматическим заданием №4
по теме «Правописание приставок»
1
72
Работа над ошибками. Правописание гласных и согласных в приставках .
1
Таблица «Правописание приставок»
73
Приставки и предлоги. Формирование умения отличать приставку от предлога.
1
Таблица «Правописание приставок»
74
Приставки и предлоги. Формирование умения отличать приставку от предлога. Словарный диктант№7.
1
Таблица «Приставки и предлоги»
75
Разделительный твердый знак (ъ).
1
76
Контрольное списывание
1
77
Разделительный твердый знак (ъ).
1
Компьютер, проектор, интерактивная доска
78
Разделительный твердый знак (ъ).
1
Компьютер, проектор, интерактивная доска
79
Упражнение в правописании слов с разделительными твердым (ъ) и мягким (ь) знаками.
1
Электронное приложение к учебнику
80
Р. р. Сочинение по сюжетному рисунку.
1
Части речи
Личностные результаты
развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
развитие этических чувств (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников, собеседников; сочувствовать другим людям, сопереживать
Регулятивные УУД
выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);
контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы;
оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;
Познавательные УУД
воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного); передавать устно и письменно содержание текста;
анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста;
осознанно строить речевое высказывание; пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
Коммуникативные УУД
участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
контролировать действия партнёра, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.
Личностные результаты
развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
развитие этических чувств (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников, собеседников; сочувствовать другим людям, сопереживать
Регулятивные УУД
выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);
контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы;
оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;
Познавательные УУД
воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного); передавать устно и письменно содержание текста;
анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста;
осознанно строить речевое высказывание; пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
Коммуникативные УУД
участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
контролировать действия партнёра, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.
81
Общее представление о частях речи.
1
Имя существительное
82
Понятие об имени существительном как части речи (его значение, вопросы). Роль имен существительных в речи. Словарный диктант№8.
1
Таблицы «Части речи», «Имя существительное»,
«Род, число имён существительных»
Компьютер, проектор, интерактивная доска
83
Одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные имена существительные.
1
84
Число имен существительных , изменение имен существительных по числам.
1
85
Р. р. Изложение текста повествовательного характера.
1
86
Имена существительные, употребляемые в форме одного числа.
1
Электронное приложение к учебнику
87
Род имен существительных (мужской, женский, средний).
Словарный диктант№9
1
88
Род имен существительных (мужской, женский, средний).
1
Электронное приложение к учебнику
89-90
Упражнение в определении, рода имен существительных.
1
91
Контрольный диктант с грамматическим заданием №5
1
92
Работа над ошибками. Наблюдение над именами существительными со значением оценки .
1
93-94
Мягкий (ь) знак на конце существительных женского рода после шипящих .
2
Таблица «Мягкий знак в конце слов после шипящих»
95
Упражнение в правописании имен существительных с шипящим звуком на конце. Словарный диктант№10.
1
Электронное приложение к учебнику
96
Упражнение в правописании имен существительных с шипящим звуком на конце.
1
Электронное приложение к учебнику
97
Изменение имен существительных по падежам (общее представление о склонении).
1
98-99
Ознакомление с признаками имен существительных, употребляемых в каждом из падежей.
2
Электронное приложение к учебнику
Таблица «Склонение существительных по падежам
100
Ознакомление с признаками имен существительных, употребляемых в каждом из падежей
Словарный диктант№11
1
101-102
Упражнение в склонении имен существительных и в распознавании падежей.
2
103
Контрольное списывание
1
104-105
Несклоняемые имена существительные.
2
Электронное приложение к учебнику
106
Начальная форма имени существительного.
1
Электронное приложение к учебнику
107
Роль имен существительных в предложении (подлежащее)
1
Электронное приложение к учебнику
108
Роль имен существительных в предложении (второстепенный член предложения).
1
109
Контрольный диктант с грамматическим заданием №6
1
Имя прилагательное
110
Работа над ошибками.Понятие об имени прилагательном как части речи .
1
Таблица «Имя прилагательное»
111
Связь имени прилагательного с именем существительным.
Словарный диктант№12.
1
Электронное приложение к учебнику
112
Наблюдение над употреблением имен прилагательных в описательном тексте (художественном и научном)
1
Электронное приложение к учебнику
113-114
Упражнение в распознавании и в правописании имен прилагательных.
2
Электронное приложение к учебнику
115
Общее представление о сложных именах прилагательных (светло-синий, ярко-красный) и их написании.
1
116-117
Число имен прилагательных (единственное, множественное).
2
Электронное приложение к учебнику
118
Правописание окончаний имен прилагательных множественного числа (-ые, -ие). Словарный диктант№13.
1
119
Изменение имен прилагательных в единственном числе по родам.
1
Электронное приложение к учебнику
120
Упражнение в определении рода и в изменении имен прилагательных по родам.
1
121
Контрольный диктант с грамматическим заданием.№7
1
122
Работа над ошибками. Правописание родовых окончаний имен прилагательных (-ий, -ый, -ой, -ая, -яя, -ое, -ее).
1
Таблица «Родовые окончания имён прилагательных»
123
Общее представление об изменении имен прилагательных по падежам.
1
Электронное приложение к учебнику
124 - 125
Упражнение в определении падежа имен прилагательных. Начальная форма имени прилагательного.
2
Электронное приложение к учебнику
126
Роль имен прилагательных в предложении (второстепенный член предложения). Словарный диктант№14
1
Электронное приложение к учебнику
Местоимение
Личностные результаты
развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
развитие этических чувств (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников, собеседников; сочувствовать другим людям, сопереживать
Регулятивные УУД
выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);
контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы;
оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;
Познавательные УУД
воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного); передавать устно и письменно содержание текста;
анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста;
осознанно строить речевое высказывание; пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
Коммуникативные УУД
участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
контролировать действия партнёра, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.
диктанты – 10 (3 на контроле администрации)
словарный диктант – 16 (2 на контроле администрации)
контрольное списывание – 3 (2 на контроле администрации)
127
Личные местоимения (значение, вопросы). Роль местоимений в речи.
1
Таблица «Местоимения»
Электронное приложение к учебнику
128
Лицо и число личных местоимений.
1
129
Лицо и число личных местоимений.
1
130
Контрольный диктант с грамматическим заданием №8
1
131
Работа над ошибками. Наблюдение над употреблением местоимений в тексте.
1
Электронное приложение к учебнику
Глагол
132
Понятие о глаголе как части речи (значение, вопросы).
1
Таблица «Глагол»
133-134
Начальная (неопределенная) форма глагола. Роль глаголов в речи.
2
Таблица «Неопределённая форма глагола»
135-136
Число глаголов (единственное, множественное).
2
Электронное приложение к учебнику
137
Изменение глаголов по числам. Словарный диктант№15.
1
138-139
Времена глагола . Изменение глаголов по временам.
3
Электронное приложение к учебнику
140
Контрольный диктант с грамматическим заданием №9
1
141-
Работа над ошибками. Упражнение в изменении глаголов по временам.
1
142
Упражнение в определении времени глаголов и в изменении глаголов по временам.
1
Электронное приложение к учебнику
143-144
Изменение глаголов прошедшего времени по родам в единственном числе.
2
Электронное приложение к учебнику
145-
146
Частица не. Правописание глаголов с частицей не. Словарный диктант№16.
2
Электронное приложение к учебнику
147
Частица не. Правописание глаголов с частицей не..
1
148
Роль глаголов в предложении (сказуемое).
1
Повторение изученного за год
149
Повторение. Текст и предложение.
1
150
Контрольный диктант с грамматическим заданием №10 по тексту администрации
1
151
Анализ диктанта. Работа над ошибками
1
152
Повторение.Состав слова.
1
Электронное приложение к учебнику
153
Повторение.Части речи.
1
Электронное приложение к учебнику
Итого:
153
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Примечания
Учебники
Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2 частях
Поурочные разработки
1. ДмитриеваО.И. Русский язык: Поурочные разработки: 3 класс.
Учебник переработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Содержание учебника направлено на формирование у учащихся функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Система заданий обеспечивает достижение личностных, предметных и метапредметных результатов освоения Основной образовательной программы начального общего образования.
В представленных разработках уроков раскрываются методические приёмы, обеспечивающие развитие умений принимать, сохранять учебные цели и следовать им, действовать по плану, контролировать процесс и оценивать результаты своей деятельности.
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
Электронное приложение к учебнику «Русский язык», 3 класс, авт. Канакина В. П., Горецкий В. Г.
Электронное приложение (ЭП) является мультимедийным компонентом УМК «Русский язык. 3 класс» авторов В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого. В ЭП отражены все виды работ, представленные в учебнике: изложение правил и определений, упражнения всех типов (в том числе по развитию речи), работа со словарными словами, странички для любознательных. Для контроля усвоения знаний в ЭП представлены проверочные работы по всем темам и интерактивные игры.
С помощью ЭП учитель сможет объяснить новый материал на уроке, систематически проводить индивидуальную работу с учениками на уроке, организовать повторение тем, вызывающих наибольшие затруднения у учащихся. При работе с ЭП дома учащийся сможет самостоятельно повторить теоретический материал и выполнить упражнения с самопроверкой.
В ЭП включено более 600 мультимедиаресурсов различных типов, расширяющих информационно-образовательное пространство УМК.
Технические средства обучения
Персональный компьютер
Мультимедийный проектор
Оборудование класса
Ученические двухместные столы с комплектом стульев.
Стол учительский с тумбой.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала
Полки для книг.
В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
К концу 3 класса учащиеся узнают:
Речь и её назначение. Виды речи.
Признаки текста. Построение текста. Типы текстов. Виды предложений по цели высказывания. Знаки препинания в конце предложений. Обращение. Главные и второстепенные члены предложения. Распространённые и нераспространённые, простые и сложные предложения. Связь слов в словосочетании
Однозначные и многозначные слова, синонимы, антонимы, омонимы. Значение фразеологизмов. Понятие «имя числительное». Однокоренные слова. Правописание слов с ударными и безударными гласными в корне, с разделительным Ь.
Однокоренные слова. Корень слова. Чередование согласных в корне. Сложные слова. Разбор слова по составу. Правила проверки слов с проверяемой безударной гласной, парными по звонкости –глухости согласными, непроизносимой согласной). Правописание приставок и предлогов.
Одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные имена существительные. Род, число, падеж имён существительных и прилагательных. Текст-описание. Личные местоимения 1,2,3 лица. Род, число, формы, времена глагола. Правописание НЕ с глаголами.
Обучающиеся получат возможность научиться:
Различать язык и речь. Составлять текст по рисунку.
Различать текст и предложения. Определять тему и главную мысль текста. Различать типы текстов и выделять его части. Восстанавливать деформированный текст. Обосновывать знаки препинания в конце предложения. Находить обобщение в предложении. Устанавливать связь слов в предложении. Определять главные и второстепенные члены предложения.
Узнавать в тексте незнакомые слова, определять их значение по словарю. Находить синонимы, антонимы, омонимы. Различать слово и словосочетание. Находить в тексте фразеологизмы, объяснять их значение. однокоренные слова, выделять корень. Различать слово и слог, звук и букву. Определять наличие в слове изученных орфограмм. Узнавать изученные части речи среди других слов в предложении. Распознавать имя числительное по вопросам.
Различать и группировать однокоренные слова, выделять корень. Находить чередующиеся звуки в корне. Выделять в слове окончание, корень, приставку, суффикс, основу. Определять в слове наличие изученных и изучаемых орфограмм. Работать с орфографическим словарём.
Определять по изученным признакам слова различных частей речи. Распознавать собственные и нарицательные имена существительные, определять значение имён собственных. Определять род и число имён существительных и прилагательных. Изменять форму числа имён существительных и прилагательных, классифицировать по роду. Изменять имена существительные и прилагательные по падежам. Распознавать художественное и научное описание текста. Распознавать личные местоимения среди других частей речи. Определять грамматические признаки личных местоимений: род, лицо, число, заменять существительные местоимениями. Узнавать неопределённую форму глагола по вопросам. Распознавать род, число и форму глаголов. Раздельно писать частицу НЕ с глаголами.