__________ Бюдюева М. Ч.
Приказ № _____ «___» _____2018 г.
В результате изучения курса русского языка обучающиеся при получении начального общего образования научатся осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры, у них начнет формироваться позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому и родному языкам, стремление к их грамотному использованию, русский язык и родной язык станут для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей. В процессе изучения обучающиеся получат возможность реализовать в устном и письменном общении (в том числе с использованием средств ИКТ) потребность в творческом самовыражении, научатся использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий. У выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформировано отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека. Они получат начальные представления о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета, научатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, что станет основой выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи при составлении несложных устных монологических высказываний и письменных текстов. У них будут сформированы коммуникативные учебные действия, необходимые для успешного участия в диалоге: ориентация на позицию партнера, учет различных мнений и координация различных позиций в сотрудничестве, стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции, умение задавать вопросы. Выпускник на уровне начального общего образования: научится осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры; сможет применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов, овладеет умением проверять написанное; получит первоначальные представления о системе и структуре русского и родного языков: познакомится с разделами изучения языка – фонетикой и графикой, лексикой, словообразованием (морфемикой), морфологией и синтаксисом; в объеме содержания курса научится находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение, что послужит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных учебных действий с языковыми единицами.
В результате изучения курса у выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой языковой задачи, что заложит основы успешной учебной деятельности при продолжении изучения курса русского языка и родного языка на следующем уровне образования.
Содержательная линия «Система языка» Раздел «Фонетика и графика» Выпускник научится: – различать звуки и буквы; – характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие; – пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках. Выпускник получит возможность научиться пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках. Раздел «Орфоэпия» Выпускник получит возможность научиться: – соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала); – находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью к учителю, родителям и др. Раздел «Состав слова (морфемика)»
Выпускник научится: – различать изменяемые и неизменяемые слова; – различать родственные (однокоренные) слова и формы слова; – находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс. Выпускник получит возможность научиться – выполнять морфемный анализ слова в соответствии с предложенным учебником алгоритмом, оценивать правильность его выполнения; – использовать результаты выполненного морфемного анализа для решения орфографических и/или речевых задач.
Раздел «Лексика» Выпускник научится: – выявлять слова, значение которых требует уточнения; – определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря – подбирать синонимы для устранения повторов в тексте. Выпускник получит возможность научиться: – подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении; – различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи); – оценивать уместность использования слов в тексте; – выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи. Раздел «Морфология» Выпускник научится: – распознавать грамматические признаки слов; – с учетом совокупности выявленных признаков (что называет, на какие вопросы отвечает, как изменяется) относить слова к определенной группе основных частей речи (имена существительные, имена прилагательные, глаголы).
Выпускник получит возможность научиться: – проводить морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора; – находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах. Раздел «Синтаксис» Выпускник научится: – различать предложение, словосочетание, слово; – устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении; – классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения; – определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения; – находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения; – выделять предложения с однородными членами. Выпускник получит возможность научиться: – различать второстепенные члены предложения —определения, дополнения, обстоятельства; – выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора; – различать простые и сложные предложения. Содержательная линия «Орфография и пунктуация» Выпускник научится: – применять правила правописания (в объеме содержания курса); – определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника; – безошибочно списывать текст объемом 80—90 слов; – писать под диктовку тексты объемом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания; – проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки. Выпускник получит возможность научиться: – осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки; – подбирать примеры с определенной орфограммой; – при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок; – при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающие предотвратить ее в последующих письменных работах. Содержательная линия «Развитие речи» Выпускник научится: – оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста; – соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор); – выражать собственное мнение и аргументировать его; – самостоятельно озаглавливать текст; – составлять план текста; – сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.
Выпускник получит возможность научиться: – создавать тексты по предложенному заголовку; – подробно или выборочно пересказывать текст; – пересказывать текст от другого лица; – составлять устный рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение; – анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски; – корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи; – анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов); – соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).
Основной формой организации учебной деятельности является урочная форма. При проведении учебных занятий используются такие формы занятий как: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная и др. Основные виды учебной деятельности, используемые на уроках для освоения учебного материала обучающимися: лекции, семинары, экскурсии, деловые игры, лабораторные, самостоятельные и контрольные работы и т. д.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова © гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.
Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.
УМК «Школа России» Авторы: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий
№ п/п | Тема урока | Требования к уровню подготовки учащихся | Дата по плану | Дата по факту |
1 | Наша речь. Виды речи. | Уметь использовать приобретенные знания и умения в | | |
2 | Наш язык. | Уметь использовать приобретенные знания и умения в | | |
Текст. Предложение. Словосочетание – 14 часов |
3,4 | Текст. Типы текстов | Уметь: -выделять главную мысль; - подбирать заголовок; знать признаки текста | | |
5 | Предложение. | Знать и понимать, чем предложение отличается от слова; распознавать предложения, выделять их интонационно, составлять предложения из деформированных слов, правильно обозначать предложения на письме. | | |
6 | Виды предложений по цели высказывания. | Уметь различать значение предложений различных по цели высказывания без терминологии. Находить их в тексте составлять предложения такого типа. Соблюдать в устной речи логическое смысловое ударение и интонацию конца предложения. Классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации. Анализировать содержание таблицы и использовать его для составления сообщения о типах предложений. Обосновывать знаки препинания в конце предложений. | | |
7 | Виды предложений по интонации. | | |
8 | Предложения с обращением | Находить обращения в предложении и наблюдать за выделением обращения в письменной речи. | | |
9 | Обучающее изложение | Составлять рассказ по рисунку, использовать в нём диалог, а в предложениях — обращения. | | |
10, 11 | Главные и второстепенные члены предложения. | Уметь разбирать предложения по членам предложения, находить основу предложения, составлять предложения из деформированной записи. | | |
12, 13 | Простое и сложное предложения. | Различать простые и сложные предложения, объяснять знаки препинания внутри сложного предложения. Составлять из двух простых предложений одно сложное. Разделять запятой части сложного предложения. | | |
14, 15 | Словосочетание. Словарный диктант. Тест. | Различать словосочетание и предложение. Выделять в предложении словосочетания. Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении. | | |
16 | Контрольный диктант по теме «Предложение» | Использовать приобретенные знания и умения; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации. | | |
| | Лексика (19 ч) | | |
17 | Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. | Уметь распознавать в тексте незнакомые слова, определять их значение по толковому словарю. Распознавать многозначные слова, слова в прямом и в переносном значениях. Находить среди других слов в предложении, тексте синонимы, антонимы, подбирать к слову синонимы и антонимы. Распознавать омонимы, объяснять их лексическое значение. | | |
18 | Синонимы и антонимы. | | |
19 | Омонимы. | | |
20 | Слово и словосочетание. | Уметь различать слово и словосочетание, как сложное название предмета. Находить в тексте и в предложении фразеологизмы, объяснять их значение, отличать фразеологизм от неустойчивого словосочетания. Выбирать слова в соответствии с целью и адресатом высказывания. Устранять однообразное употребление слова в данном и в собственном тексте. | | |
21 | Фразеологизмы | | |
22 | Обучающее изложение | Уметь составлять рассказ по рисунку, использовать в нём диалог, а в предложениях — обращения. | | |
23 | Части речи. Имя существительное. | Распознавать собственные и нарицательные имена существительные, определять значение имён собственных. Определять род и число имён существительных | | |
24 | Имя прилагательное. | Определять род и число имён существительных и прилагательных. Изменять форму числа имён существительных и прилагательных, классифицировать по роду. | | |
25, 26 | Глагол. Проверка знаний. | Распознавать род, число и форму глаголов. | | |
27 | Что такое имя числительное? | Находить имя числительное по значению и по вопросам (сколько? который?), объяснять значение имён числительных в речи. Приводить примеры слов-имён числительных. | | |
28 | Однокоренные слова. Словарный диктант. | Уметь распознавать однокоренные слова в тексте и самостоятельно их записывать. | | |
29 | Звуки и буквы. Гласные звуки. | Уметь анализировать и кратко характеризовать звуки речи; различать произношение и написание слов. | | |
30 | Звуки и буквы. Согласные звуки. | Уметь анализировать и кратко характеризовать звуки речи, воспроизводить написание буквосочетаний с шипящими согласными звуками. | | |
31 | Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный мягкий знак. | Уметь правильно обозначать на письме парные по глухости-звонкости согласные звуки в конце слова и перед согл. | | |
32 | Обучающее изложение. | Излагать письменно содержание повествовательного текста по вопросам или коллективно составленному плану. | | |
33 | Обобщение и закрепление изученного материала. Словарный диктант. | Уметь создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания; распознавать части речи, подбирать однокоренные слова | | |
34 | Проект «Рассказ о слове» | Подбирать из разных источников информацию о слове и его окружении. Составлять словарную статью о слове, участвовать в её презентации. | | |
35 | Контрольный диктант по теме «Слово в языке и речи» | Использовать приобретенные знания и умения; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации. | | |
Состав слова (16 часов) |
36 | Что такое корень слова? | Формулировать определения однокоренных слов и корня слова. Различать однокоренные слова, группировать однокоренные слова с общим корнем, выделять в них корень, подбирать примеры однокоренных слов. Находить чередования звуков в корне слов. | | |
37 | Как найти корень в слове? Словарный диктант. | | |
38 | Сложные слова. | | |
39, 40 | Что такое окончание? Как найти в слове окончание? | Формулировать определение окончания, выделять окончание в слове, доказывать значимость окончания в слове. Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова. | | |
41 | Что такое приставка? Как найти в слове приставку? | Формулировать определения приставки и суффикса. Объяснять значение приставок и суффиксов в слове. Выделять в словах приставки и суффиксы. Образовывать слова с помощью приставки или суффикса. | | |
42 | Значения приставок. | | |
43 | Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс? | | |
44 | Значения суффиксов. Словарный диктант. | | |
45 | Сочинение по картине А.А.Рылова. | Рассматривать картину, высказывать своё отношение к картине, анализировать содержание, составлять по картине описательный текст. | | |
46 | Что такое основа слова? | Выделять в словах основу слова. Различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и формы одного и того же слова. | | |
47 | Обобщение знаний о составе слова. Проверка знаний. Тест №3 (КИМ) | Обсуждать алгоритм разбора слов по составу, планировать учебные действия при определении в слове значимых частей. Проводить разбор слов по составу (кроме слов типа семья, читать и слов, утративших членимость в современном русском языке). Анализировать, составлять модели разбора по составу и подбирать слова по этим моделям. Работать со словообразовательным словарём, находить в нём нужную информацию о составе слова. | | |
48 | Контрольный диктант по теме «Состав слова» | Использовать приобретенные знания и умения; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации. | | |
49 | Анализ контрольного диктанта. Обобщение знаний о составе слова. | Анализировать, составлять модели разбора по составу и подбирать слова по этим моделям. Работать со словообразовательным словарём, находить в нём нужную информацию о составе слова. | | |
50 | Обучающее изложение. | Редактировать предложения с однокоренными словами. Подробно излагать содержание повествовательного текста по плану. | | |
51 | Проект «Семья слов» | Составлять «семью слов» по аналогии с данным объектом, участвовать в презентации. | | |
Орфография и пунктуация (29 ч) |
52 | В каких значимых частях слова есть орфограммы? | Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм. Находить и отмечать в словах орфограммы. Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности. Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами. Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове. Приводить примеры слов с заданной орфограммой. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки. Работать с орфографическим словарём. Составлять словарики слов с определённой орфограммой. | | |
53-55 | Правописание слов с безударными гласными в корне. Тест. | | |
56-59 | Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне. | | |
60 | Обучающее изложение. | Восстанавливать содержание повествовательного деформированного текста, составлять письменный пересказ данного текста по самостоятельно составленному плану. | | |
61-63 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. Тест. | Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм. Находить и отмечать в словах орфограммы. Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности. Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами. Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове. Приводить примеры слов с заданной орфограммой. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки. Работать с орфографическим словарём. | | |
64, 65 | Правописание слов с удвоенными согласными | | |
66 | Сочинение по картине В.М.Васнецова «Снегурочка» | Составлять текст по сюжетным рисункам учебника, по репродукции картины В.М.Васнецова «Снегурочка» и опорным словам. | | |
67 | Контрольный диктант по теме «Правописание корней слов» | Использовать приобретенные знания и умения; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации. | | |
68-70 | Правописание суффиксов и приставок. | Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм. Находить и отмечать в словах орфограммы. Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задачи использовать алгоритм в практической деятельности. Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами. Приводить примеры слов с заданной орфограммой. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы. Работать с орфографическим словарём. | | |
71 | Правописание приставок и предлогов. Словарный диктант. | | |
72 | Правописание слов с разделительным твёрдым знаком. Тест №8 (КИМ) | | |
73, 74 | Разделительные твёрдые и мягкие знаки. | | |
75 | Обучающее изложение. | Составлять текст по сюжетным рисункам учебника | | |
76 | Контрольный диктант по теме «Правописание частей слов» | Использовать приобретенные знания и умения; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации. | | |
77 | Проект «Составляем орфографический словарь» | Составлять словарики слов с определённой орфограммой. Работать с орфографическим словарём. | | |
78, 79, 80 | Обобщение и систематизация знаний. | Использовать приобретенные знания и умения; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации. | | |
Части речи (76 часов) |
81 | Части речи. | Определять по изученным признакам слова различных частей речи. Классифицировать слова по частям речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, имя числительное). Подбирать примеры слов изученных частей речи. Составлять по рисунку текст, определять, к каким частям речи относятся слова в предложениях. | | |
Имя существительное (31 час) |
82, 83 | Имя существительное и его роль в речи. | Распознавать имена существительные среди других частей речи, определять лексическое значение имён существительных. Находить устаревшие слова, имена существительные. Выделять среди имён существительных одушевлён -ные и неодушевлённые по вопросу. | | |
84, 85 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. | | |
86 | Обучающее изложение. | Определять порядок действий при организации самостоятельной работы по алгоритму при подготовке к изложению, последовательно выполнять эти действия при работе над изложением. | | |
87 | Собственные и нарицательные имена существительные. | Распознавать собственные и нарицательные имена существительные, определять значение имён собственных. Обосновывать написание заглавной буквы в именах собственных. | | |
88 | Проект «Тайна имени» | Составлять рассказ о своём имени. | | |
89, 90 | Число имён существительных. | Определять число имён существительных и изменять их по числам. Распознавать имена существительные, имеющие форму одного числа. | | |
91, 92 | Род имён существительных. Словарный диктант. | Определять род имён существительных. Классифицировать имена существительные по роду и обосновывать правильность определения рода. Согласовывать имена существительные общего рода и имена прилагательные. (Этот мальчик — большой умница. Эта девочка — большая умница.) | | |
93, 94 | Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих. | Правильно записывать имёна существительные с шипящим звуком на конце и контролировать правильность записи. | | |
95 | Обучающее изложение. | Подробно письменно излагать содержание текста-образца. Составлять устный и письменный рассказ по серии картин. Проверять написанное. | | |
96 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное» | Использовать приобретенные знания и умения; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации. | | |
97 | Склонение имен существительных. Самостоятельная работа. | Изменять имена существительные по падежам. Определять начальную форму имени существительного. Распознавать падеж, в котором употреблено имя существительное и падежи с внешне сходными падежными формами. Составлять предложение, словосочетание употребляя в нём имя существительное в заданной падежной форме. Определять изученные грамматические признаки имени существительного и обосновывать правильность их выделения. | | |
98, 99 | Падеж имен существительных. | | |
100 | Сочинение по картине И.Я.Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка» | Составлять устно и письменно текст по репродукциям картин художников. Проверять письменную работу (изложение, сочинение | | |
101 | Именительный падеж. | Определять начальную форму имени существительного Распознавать падеж, в котором употреблено имя существительное и падежи с внешне сходными падежными формами. Составлять предложение словосочетание употребляя в нём имя существительное в заданной падежной форме. | | |
102 | Родительный падеж. | | |
103 | Дательный падеж. | | |
104 | Винительный падеж. | | |
105 | Творительный падеж. | | |
106 | Предложный падеж. Словарный диктант. | | |
107 | Обучающее изложение. | Излагать письменно содержание повествовательного текста. | | |
108 | Все падежи. | Изменять имена существительные по падежам. Определять начальную форму имени существительного. Распознавать падеж в котором употреблено имя существительное и падежи с внешне сходными падежными формами. Определять изученные грамматические признаки имени существительного и обосновывать правильность их выделения. | | |
109 | Обобщение знаний. Тест. | | |
110 | Сочинение по картине К.Ф.Юона «Конец зимы. Полдень» | Составлять устно и письменно текст по репродукциям картин художников. Проверять письменную работу (изложение, сочинение) | | |
111 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное» | Писать диктант и проверять написанное. | | |
112 | Проект «Зимняя страничка» | Подбирать слова — имена существительные на тему «Зима», составлять словарь зимних слов, анализировать поэтические тексты, посвящённые зимней природе. | | |
113, 114 | Значение и употребление имён прилагательных в речи. | Распознавать имена прилагательные среди других частей речи. Определять лексическое значение имён прилагательных. Выделять словосочетания с именами прилагательными в предложениях. Подбирать к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные А к именам прилагательными мена существительные. Распознавать художественное и научное описания. Наблюдать над употреблением имён прилагательных в таких текстах. Выделять в текстах художественного стиля, выразительные средства языка. | | |
115 | Роль прилагательных в тексте. | | |
116 | Текст-описание. | | |
117 | Отзыв по картине М.А.Врубеля «Царевна-Лебедь» | Находить изобразительно-выразительные средства в тексте о картине М. Врубеля «Царевна-Лебедь». Рассматривать репродукцию картины М.Врубеля «Царевна-Лебедь» и высказывать к ней своё отношение. | | |
118 | Род имён прилагательных. | Определять род имён прилагательных, классифицировать имена прилагательные по роду. Наблюдать зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного. Изменять имена прилагательные по родам в единственном числе. Подбирать имена прилагательные для сравнения признаков предметов. Писать правильно родовые окончания имён прилагательных. Соблюдать нормы правильного употребления в речи имён прилагательных в типа – серая мышь, пенистый шампунь, белый лебедь и др. | | |
119, 120 | Изменение имён прилагательных по родам. | | |
121, 122 | Число имён прилагательных | Определять форму числа имени прилагательного, изменять имена прилагательные по числам. | | |
123, 124 | Изменение имён прилагательных по падежам | Изменять имена прилагательные по падежам. Определять начальную форму имени прилагательного. Определять падеж имён прилагательных по падежу имён существительных. | | |
125, 126 | Обобщение знаний. Проверка знаний. | Определять изученные грамматические признаки имени прилагательного и обосновывать правильность их выделения. | | |
127 | Отзыв по картине А.А.Серова «Девочка с персиками» | Составлять сочинение-отзыв по репродукции картины А.А. Серова «Девочка с персиками» и опорным словам. | | |
128 | Обобщение знаний. | Определять изученные грамматические признаки имени прилагательного и обосновывать правильность их выделения. | | |
129 | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное». | Использовать приобретенные знания и умения; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации. | | |
130 | Проект «Имена прилагательные в загадках» | Наблюдать над именами прилагательными в загадках, подбирать свои загадки с именами прилагательными, участвовать в конкурсе загадок. | | |
131 | Личные местоимения. | Уметь определять личные местоимения среди других частей речи грамматические признаки личных местоимений лицо число род у местоимений единственного числа. Обосновывать правильность выделения изученных признаков местоимений. Заменять повторяющиеся в тексте имена существительные местоимениями. Оценивать уместность употребления местоимений в тексте. | | |
132 | Изменение местоимений по родам. | | |
133, 134 | Местоимение. Словарный диктант. | | |
135 | Обучающее изложение. | Уметь составлять письмо другу или кому-либо из родственников. | | |
136-138 | Значение и употребление глаголов в речи. | Распознавать глаголы среди других частей речи. Различать глаголы, отвечающие на определённый вопрос. Определять лексическое значение глаголов. Узнавать неопределённую форму глагола по вопросам. | | |
139, 140 | Неопределённая форма глаголов. | | |
141, 142 | Число глаголов. | | |
143 | Времена глаголов. | РаспознаватьвремяглаголаИзменятьглаголыповременамОбразовыватьотнеопределённойформыглаголавременныеформыглаголов | | |
144 | Времена глаголов. Второе лицо. | | |
145, 146 | Изменение глаголов по временам. | | |
147 | Обучающее изложение. | Уметь составить письменный рассказ по сюжетным рисункам. | | |
148, 149 | Род глаголов в прошедшем времени | Уметь определять род и число глаголов в прошедшем времени. Правильно записывать родовые окончания глагола в прошедшем времени (-а, -о). | | |
150, 151 | Правописание частицы не с глаголами. | Раздельно писать частицу не с глаголами. | | |
152-155 | Обобщение знаний. Тест. | Определять изученные грамматические признаки глагола и обосновывать правильность их выделения. | | |
156 | Контрольный диктант по теме «Глагол» | Использовать приобретенные знания и умения; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации. | | |
Повторение (14 часов) |
157,158 | Части речи | Использовать приобретенные знания и умения; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации. | | |
159 | Обучающее изложение. | Анализировать текст, отбирать содержание для выборочного изложения, составлять план предстоящего текста, выбирать опорные слова, письменно излагать содержание текста. | | |
160 | Обобщение изученного о слове, предложении. | Использовать приобретенные знания и умения соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации | | |
161 | Правописание окончаний имен прилагательных. | | |
162 | Правописание предлогов и приставок. Тест №12 (КИМ) | | |
163 | Правописание безударных гласных. | | |
164 | Правописание значимых частей слова. | | |
165 | Итоговый контрольный диктант. | Использовать приобретенные знания и умения соблюдать изученные правила | | |
166 | Анализ контрольного диктанта. Однокоренные слова. | | |
167 | Обучающее изложение. | Восстанавливать текст с нарушенным порядком предложений и нарушенным порядком слов в предложениях. | | |
168 | Работа над ошибками | | | |
169-170 | Текст. | Определять тему и главную мысль текста. Подбирать заголовок к тексту. Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения. Составлять план текста. Сравнивать между собой разные типы текстов: повествование, описание, рассуждение. | | |
УМК «Школа России» Авторы: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий