Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку для 1 класса»
Рабочая программа по русскому языку
Программа по русскому языку для начальных классов является органичной частью курса русского языка и литературы средней общеобразовательной школы. Уроки русского языка должны строиться таким образом, чтобы усвоение детьми знаний, формирование у них умений и навыков органично сочетались бы с выработкой положительных качеств, которые характерны для активной, конструктивно мыслящей и творчески развитой личности.
В курсе обучения русскому языку выделяются две ведущие содержательные линии, обозначенные в «Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)»:
развитие речевой (устной и письменной) деятельности учащихся;
овладение языком как средством познания и общения.
Эти линии позволяют развивать у учащихся чувство сопричастности к бытию родного языка, помогают им осознавать себя его носителями, предоставляют возможности для воспитания у детей бережного, ответственного отношения к языку и понимания ими его гибкости и выразительности. У школьников развивается интерес к изучению родного языка, возникает стремление свободно владеть им.
При отборе содержания учебного материала в УМК по изучению русского языка авторы опирались на заложенные в «Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)» принципы развития, вариативности, спиралевидности.
Принципразвития предполагает ориентацию содержания образования на стимулирование и поддержку эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития и саморазвития ребенка, на создание условий для проявления его самостоятельности, инициативности, творческих возможностей не только в накоплении знаний и формировании навыков решения предметных задач, но и в различных видах деятельности.
Согласно принципу развития усвоение ребенком знаний и овладение умениями является не самоцелью образования, а средством развития личности.
Так, развитие мышления учащихся обеспечивается включением в учебные пособия разнообразных заданий на сравнение слов, предложений, текстов, на выявление их существенных признаков, группировку и обобщение.
На протяжении всего курса проводится работа по развитию речи обучающихся: пополняется их словарный запас, вводятся слова, требующие толкования с использованием словарей, дети учатся использовать в своей речи слова с. различными лексическими оттенками, раскрывать смысл пословиц, фразеологических оборотов, крылатых выражений, отгадывать загадки, подбирать рифмующиеся слова. Первоклассники учатся составлять предложения из заданной группы слов, дополнять заданные слова недостающими до полного предложения, распространять данное предложение, составлять предложения по иллюстрациям, составлять устные рассказы и записывать тексты, составленные по картинкам.
Содержание курса открывает большие возможности для развития у учащихся наблюдательности. Дети наблюдают за различными языковыми явлениями: орфографическим и орфоэпическим произношением слов, их изменением и образованием, за оттенками значений слов. Эти наблюдения позволяют развивать у детей орфографическую зоркость и языковое чутье.
Значительное место в данном курсе отводится развитию информационной грамотности, которому способствует работа со словарями, энциклопедиями и другой справочной литературой. Первоначальное знакомство со справочными материалами осуществляется на страницах учебника.
Принцип вариативности содержания образования предполагает возможность сосуществования различных подходов к отбору содержания и технологий обучения. Вариативность обеспечивает дифференциацию образования, то есть возможность для индивидуального подхода к каждому ребенку. При этом сохраняется инвариантный минимум образования как условие, обеспечивающее право каждого ребенка на получение равного с другими начального образования.
Принцип вариативности реализуется через выделение инвариантного минимума образования и его вариативной части.
Инвариантная часть каждого урока содержит новый материал и задания на его первичное закрепление. Эта часть урока обеспечивает реализацию обязательного минимума содержания начального образования и требований к уровню подготовки учащихся по русскому языку к концу обучения в начальной школе.
Вариативная часть предусматривает изучение материала, который позволяет расширить знания учащихся по данной теме. Здесь содержатся задания на дополнительное закрепление основного материала урока, а также задания, предоставляющие возможность применить полученные знания в нестандартных ситуациях. Ярким примером подобных заданий являются те, которые отмечены условным значком «интеллектуальный марафон». В вариативной части представлены также задания, дифференцированные по уровню сложности, и творческие задания.
В вариативной части организуется и проектная деятельность обучающихся. Осуществление «проектов» позволяет детям выйти за рамки учебника, расширить свои знания.
Задания, предложенные в вариативной части, выполняются по выбору учителя.
Изучение русского языка строится также по принципу спиралевидности.
В 1 классе, после завершения курса обучения грамоте, учащиеся повторяют пройденное и получают возможность систематизации знаний о предложении и тексте, об оформлении предложения на письме. Первоначально разделяются понятия текст и предложение.
В разделе «Синтаксис» учащиеся продолжают знакомство со знаками препинания в конце предложения, работают с деформированным текстом и предложением, дополняют предложения недостающими словами, распространяют предложения, учатся отвечать на вопросы по содержанию текста, делить текст на предложения, подбирать к тексту правильное название, составлять текст по заданной картинке.
В разделе «Фонетика и графика» отражен необходимый минимум понятий из области фонетики:
а) звук и буква, гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки, звонкиеи глухие согласные звуки;
б) слог, слогообразующая роль гласных, перенос слов;
в) алфавит, его использование;
г) ударение, ударные и безударные гласные звуки, ударные и безударные слоги.
На простых словах (по образцу) дети учатся проводить звукобуквенный анализ слов. Учащиеся развивают также умение произносить звуки, слышать звучащее слово, соотносить его звуковой состав с буквенным.
На протяжении всего курса русского языка ведется систематическая орфографическая работа, целью которой является формирование у учащихся орфографической зоркости: умения видеть орфограмму в слове, объяснять ее и проверять. Дети учатся определять сильную и слабую позицию звука в слове («опасное место»). Пропедевтически вводится понятие «орфограмма» (без употребления этого термина) - буква, которая пишется по определенному правилу.
К таким орфограммам относятся:
правописание ударных и безударных гласных;
правописание парных звонких и глухих согласных в конце слов;
обозначение на письме мягкости согласных с помощью букв и, е, ё, ю, я, ь;
правописание гласных и, а, у после шипящих ж, ш, ч, щ и сочетаний чк, чн;
правописание большой буквы в словах, обозначающих имена, отчества, фамилии людей, а также клички животных и некоторые географические названия;
правописание предлога с другими словами.
Особое внимание в данной программе уделяется формированию графического навыка и каллиграфического письма. На каждом уроке русского языка отводится 5-7 минут для работы по чистописанию. Целью работы по чистописанию является формирование четкого каллиграфического письма.
В процессе обучения предусмотрены и задания на проговаривание алгоритмов написания букв. Такие задания не только формируют у учащихся графический навык, но и развивают их монологическую речь.
На минутках чистописания ведется работа по развитию графической зоркости учащихся: они находят одинаковые элементы в разных буквах, отмечают части букв и места соединения букв в слове, учатся дописывать в буквах недостающие элементы, собирать из заданных элементов разные буквы, проводят графический анализ слов (учатся находить и исправлять графические ошибки), выполняют запись слов строго по заданному образцу (с соблюдением высоты, ширины, наклона, интервала между словами, правильности написания отдельных элементов), учатся группировать буквы по сходным элементам, анализируют начертание букв, учатся правильным и оптимальным приемам соединений букв в словах, упражняются в написании определенного количества букв в связке.
Для развития мышления, памяти и внимания учащихся используются устные и письменные графические диктанты. При выполнении устного графического диктанта учитель диктует написание буквы по отдельным ее элементам, то есть произносит алгоритм ее написания. Дети же, удерживая в памяти каждый из отдельных элементов, после проговаривания должны назвать заданную букву. При выполнении письменного графического диктанта описанная операция повторяется, но при этом каждый проговоренный элемент буквы тут же фиксируется учеником на бумаге.
Работа с карточками, которые предлагаются для прочтения, а также отгадывание буквы по алгоритму написания способствуют развитию речи учащихся, учат их наблюдению за связью слов в предложении, за правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью.
В разделе «Слово» при обучении грамоте и русскому языку в первом классе дети знакомятся со словами, отвечающими на вопросы:
кто? что? (одушевленные и неодушевленные предметы),
какой? какая? какое? какие? (признаки предметов в форме единственного и множественного числа),
что делает? что делал? (действия предметов).
Дети учатся сами ставить вопросы к словам, определять, какие слова отвечают на вопрос кто?, а какие - на вопрос что?, какие слова обозначают один предмет, а какие - много, учатся подбирать слова к вспомогательным словам «он мой», «она моя», «оно мое» и т. д. Эти пропедевтические знания имеют большое значение для развития мышления детей и повышения их орфографической зоркости.
Лексическая работа проходит красной нитью через весь курс русского языка, начиная с обучения грамоте. Учащиеся систематически ведут наблюдения за значением слов, знакомятся со словами, близкими и противоположными по смыслу; ведут наблюдения за многозначностью слова; учатся использовать слова в прямом и переносном значениях. На представленных в учебнике примерах дети рассматривают приемы словообразования на базе родственных слов, учатся проводить аналогичную работу по образцу.
В УМК «Планета знаний» по русскому языку соблюдаются стержневые линии обучения, заложенные при изучении «Букваря» и работе с прописями:
снятие психической перегрузки учащихся, что учтено в специально разработанных упражнениях;
бережное отношение к здоровью детей (учитель продолжает формировать у детей навыки соблюдения санитарно-гигиенических норм).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
освоения программы по русскому языку к концу 1 класса
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
понимание важности нового социального статуса «ученик»;
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе и принятие образа «хорошего ученика»;
ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);
осознание роли речи в общении людей;
понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи.
Учащиеся получат возможность для формирования:
осознания себя гражданином России, чувства сопричастности к истории своей страны и своего народа, гордости за свою страну;
устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса русского языка;
установки на здоровый образ жизни.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:
различать устную и письменную речь, а также основные языковые средства (слова, предложения, текст);
интонировать различные по эмоциональной окрашенности предложения;
различать звуки и буквы, различать гласные и согласные, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие звуки;
использовать при письме все способы буквенного обозначения мягких и твёрдых согласных;
узнавать и называть все буквы русского алфавита, использовать знание алфавита для упорядочивания слов;
различать произношение и написание слов (простейшие случаи);
производить слогоударный и звуко-буквенный анализы слов простой конструкции;
применять на письме изученные правила: о переносе слов, о написании большой буквы в именах собственных (термин не используется), о правописании буквосочетаний жи–ши, ча–ща, чу–щу, чк, чн, об оформлении предложений на письме;
запоминать правописание словарных слов и правильно их воспроизводить;
грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку тексты (объемом в 15-20 слов);
выполнять основные гигиенические требования при письме.
Учащиеся получат возможность научиться:
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;
определять последовательность предложений в деформированном тексте, начало и конец предложений в непунктированном тексте, озаглавливать тексты;
составлять устные рассказы по картинке с ярко выраженной темой (3–5 предложений);
различать слова-названия предметов, слова-признаки предметов и слова-действия предметов;
различать синонимы и антонимы, слова в прямом и переносном значении, понимать значение многозначных слов в контексте (на доступном языковом материале);
находить родственные слова в группе предложенных слов.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся на доступном уровне:
адекватно воспринимать оценку учителя;
осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном;
вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом);
находить и исправлять ошибки, допущенные в словах (специальные задания);
в сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа».
Учащиеся получат возможность научиться:
адекватно оценивать правильность выполнения своих учебных действий;
в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно.
Познавательные
Учащиеся научатся:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение).
Учащиеся получат возможность научиться:
использовать простейшие таблицы и схемы для решения конкретных языковых задач;
выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
Учащиеся получат возможность научиться:
выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.
Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом «Планета знаний»:
1. Учебник «Русский язык», авторы Андрианова Т. М., Илюхина В. А. (М.: Астрель, 2012);
2. Рабочие тетради по русскому языку № 1,2, авторы Андрианова Т. М, Илюхина В. А. (М.: Астрель, 2017);
3. Методическое пособие «Обучение в 1 классе по учебнику «Русский язык» Т. М. Андриановой, В. А. Илюхиной, авторы Андрианова Т. М., Илюхина В. А. (М.: Астрель, 2009).
Основное содержание курса
Синтаксис и пунктуация
4
Фонетика, орфоэпия и графика
18
Слово и его значение (лексика)
7
Орфография
11
Повторение изученного в течение года
10
№
урока
Тема урока
Кол-во часов
Форма организации
познавательной
деятельности
Дата
план
факт
1
Речь устная и письменная
С. 3-5
Фронтально-индивидуальная работа.
2
Слово и предложение
С. 6-7
Фронтально-индивидуальная работа.
3
Предложение и текст
С. 8-9
Индивидуальная работа
4
Знаки препинания С. 10-11
Индивидуальный опрос
5
Слог
С. 12-13
Фронтально-индивидуальная работа.
6
Перенос слов
С. 14-15
Фронтально-индивидуальная работа.
7
Перенос слов
С. 16-17
Индивидуальная работа
8
Звуки и буквы
С. 18-19
Индивидуальный опрос
9
Алфавит
С. 20-21
Фронтально-индивидуальная работа.
10
Гласные звуки
С. 22-23
Фронтально-индивидуальная работа.
11
Ударение
С. 24-25
Индивидуальная работа
12
Ударные и безударные гласные
С. 26-27
Фронтально-индивидуальная работа.
13
Ударные и безударные гласные
С. 28-29
Фронтально-индивидуальная работа.
14
Ударные и безударные гласные.
С. 30-31
Фронтально-индивидуальная работа
15
Согласные звуки
С. 32-33
Индивидуальная работа
16
Парные твёрдые и мягкие согласные звуки
С. 34-35
мягкости
С. 36-37
Фронтально-индивидуальная работа.
17
Мягкий знак — показатель
Фронтально-индивидуальная работа.
18
Парные звонкие и глухие согласные звуки
С. 38-39
Индивидуальная работа
19
Парные звонкие и глухие согласные звуки
С. 40-41
Фронтально-индивидуальная работа.
20
Непарные звонкие и глухие согласные звуки
С. 42-43
Фронтально-индивидуальная работа.
21
Непарные звонкие и глухие согласные звуки
С. 44-45
Фронтально-индивидуальная работа.
22
Шипящие согласные звуки
С. 46-47
Фронтально-индивидуальная работа.
23
Сочетания жи-ши
С. 48-49
Фронтально-индивидуальная работа.
24
Сочетания ча-ща
С. 50-51
Фронтально-индивидуальная работа.
25
Сочетания чу-щу
С. 52-53
Индивидуальная работа
26
Сочетания чк, чн
С. 54-55
Фронтально-индивидуальная работа.
27
Сочетания чк, чн
С. 56-57
Фронтально-индивидуальная работа.
28
Большая буква в фамилиях, именах, отчествах
С. 58-59
Фронтально-индивидуальная работа.
29
Большая буква в кличках животных
С. 60-61
Фронтально-индивидуальная работа.
30
Большая буква в названиях стран, городов, деревень, рек
С. 62-63
Индивидуальная работа
31
Большая буква в названиях стран, городов, деревень, рек
С. 64-65
Фронтально-индивидуальная работа.
32
Кто? Что?
С. 66-67
Фронтально-индивидуальная работа.
33
Предлог
С. 68-69
Фронтально-индивидуальная работа.
34
Какой? Какая? Какое? Какие? С. 70-71
Индивидуальная работа
35
Что делал? Что делает?
С. 72-73
Фронтально-индивидуальная работа.
36
Что делал? Что делает?
С. 74-75
Индивидуальная работа
37
Родственные слова
С. 76-77
Фронтально-индивидальная работа.
38
Родственные слова
С. 78-79
Фронтально-индивидуальная работа.
39
Алфавит. С. 80
Фронтально-индивидуальная работа.
40
Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием.
Индивидуальная работа
41
Анализ и работа над ошибками.
До свидания, первый класс! Повторение по теме «Орфография»
С.81
Фронтально-индивидуальная работа.
42
До свидания, первый класс! Повторение по теме «Слова – предметы. Слова – признаки. Слова - действия» С.82
Индивидуальная работа
43
До свидания, первый класс! Повторение по теме «Лексика».
С.83
Индивидуальная работа
44
До свидания, первый класс! Повторение по теме «Звуки. Буквы»
С. 84
Индивидуальная работа
45
До свидания, первый класс! Повторение по теме «Парные согласные» С. 85
Индивидуальная работа
46
До свидания, первый класс! Повторение по теме «Сочетания ча – ща, чу - щу, жи – ши, чк – чн» С. 86
Индивидуальная работа
47
Повторение по теме: «Слова – предметы. Слова – признаки. Слова - действия». С. 87
Индивидуальная работа
48
Повторение по теме «Ударение». С. 88
Индивидуальная работа
49
Повторение по теме «Правописание непроверяемых безударных гласных». С. 89
Индивидуальная работа
50
Повторение по теме «Правописание непроверяемых безударных гласных».