kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по ручному труду, индивидуальное обучение

Нажмите, чтобы узнать подробности

расширение знаний о материалах и свойствах. формирование практических умений

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ручному труду, индивидуальное обучение»

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета «Ручной труд» разработана на основе:

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012г.;

  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 (с изменениями на 17 июля 2015 г.);

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";

  • Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15);

  • Приказ Министерства образования и науки РФ№ 1599 от 19 декабря 2014 года;

  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 10 июля 2015года №26;

  • Устав ГКОУ «Котовская школа-интернат».

Учебный предмет «Ручной труд» относится к обязательной предметной области «Технология» и является базовым предметом в общеобразовательных организациях, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Его изучение способствует целостному развитию личности младшего школьника с умственной отсталостью в процессе формирования трудовой культуры, закладывает основы технологического образования, которые позволяют дать ему первоначальный опыт предметно-преобразовательной деятельности, создают условия для освоения технологии ручной обработки доступных материалов, необходимых в повседневной жизни.

В качестве определяющего начала формирования познавательных способностей выступают знания о предмете, который является результатом труда. Предмет (изделие) является источником недостающих детям знаний об окружающей предметно-окружающей среде, о его назначении, эстетической, материальной ценности и способах действий с ним. Любой предмет оценивается с точки зрения типологической функции (класс вещей), эталонных символов (форма, цвет, величина), соответствия своему утилитарному назначению, художественной, операционно-исполнительской, социальной и историко-культурологической ценности, целесообразности создания человеком различных предметов для удовлетворения собственных потребностей и потребностей других людей.

Знания о предмете (изделии), могут обладать определенной ценностью с точки зрения социальной адаптации обучающихся с умственной отсталостью. Они являются предпосылкой формирования у них основ трудовой культуры через активное знакомство с историей духовной и материальной культурой, традициями своего и других народов. А установление взаимосвязей между предметным миром и окружающей действительностью позволит подвести ребенка к рассмотрению предмета (изделия) как результату трудовой деятельности, т.е. к осознанию его «трудовой ценности».

Кроме этого предмет (изделие), которым оперирует ребенок, способен создавать устойчивую мотивацию деятельности. Обучающиеся должны четко осознавать социальную ценность результата своей деятельности и полезность сделанной вещи, как для себя, так и для других людей. Известно, что у умственно отсталых детей уровень требований к качеству работы при выполнении трудового задания с учебной целью низок. Во время работы они стремятся лишь к тому, чтобы так или иначе осуществить известные операции, но не следят за качеством ее выполнения. Наблюдается тенденция соскальзывания в сторону от поставленной цели, слабой соотнесенности отдельных действий, операций, приемов с требованиями, предъявляемыми к выполнению продукта труда. В связи с этим включение заданий, имеющих общественное значение, позволит подвести детей к осознанию социальной ценности трудового задания, что способствует повышению ответственности к качеству выполняемой работы, поменять их отношение к указаниям учителя и сформировать мотив деятельности. Осознание умственно отсталыми детьми важности и нужности работы, приведет к выработке стимула бороться с трудностями, которые возникают в процессе выполнения трудового задания. В противном случае учащиеся начинают чувствовать себя беспомощными, теряют веру в свои силы, а это отрицательно сказывается на формировании настойчивости, целенаправленности при выполнении задания.

Начальное технологическое образование включает также предметно-практическую деятельность школьников с умственной отсталостью младшего возраста. Оно предполагает овладение основами созидательной, преобразовательной деятельности, в процессе которой формируются трудовые двигательные приемы. Трудности овладения двигательными приемами зачастую вызваны не пониманием и плохим запоминаем фронтального объяснения последовательности выполнения трудовых приемов, низким темпом овладения, затруднениями рационального их использования. Это объясняются недоразвитием мелкой моторики и, в частности, слабым взаимодействием правой и левой рук, недоразвитием механизма зрительно-двигательной координации, слабым контролем за распределением мышечного усилия при выполнении двигательного приема, небольшим объемом внимания и т.д. Для формирования практических умений и навыков программой предусматриваются практические задания в процессе, которых дети изготавливают своими руками аппликации, изделия и игрушки из бумаги, пластилина, природных, ниток.

Практико-ориентированная направленность содержания учебного предмета «Ручной труд» позволяет применять знания, умения и навыки, полученные при изучении других предметов: изобразительное искусство, математика, развитие речи, окружающий мир и реализовывать их в трудовой деятельности, что обеспечивает лучшее усвоение детьми учебного материала и позволяет формировать у них целостную картину мира.

Основная цель изучения данного предмета заключается во всестороннем развитии личности учащегося младшего возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе формирования трудовой культуры и подготовки его к последующему профильному обучению в старших классах. Его изучение способствует развитию созидательных возможностей личности, творческих способностей, формированию мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.

Для достижения поставленной цели изучения трудового обучения необходимо формирование академических и жизненных компетенций и решение следующих практических задач:

― расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования;

― формирование практических умений и навыков использования различных материалов в предметно-

преобразующей деятельности;

― формирование интереса к разнообразным видам труда;

― развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи);

― развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение);

― развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера через формирование практических умений;

Наряду с этими задачами на занятиях « Ручной труд» решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников:

― коррекция познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в трудовом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;

― развитие аналитико-синтетической деятельности, деятельности сравнения, обобщения;

― коррекция ручной моторики; улучшение зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного трудового материала.

В системе начального технологического специального образования, формирование отношения к труду как важнейшей жизненной ценности определяет процесс становления личности умственно отсталого ребенка, уровень его социальной, интеллектуальной и нравственной зрелости. На этой основе трудовое обучение и воспитание призвано развивать у него способность воспринимать и усваивать нравственные истины; формировать осознанное и устойчивое положительное отношение к труду; более полное и глубокое понимание мотивационно - потребностной стороны труда, его красоты.

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУЧНОЙ ТРУД»

Основная цель изучения учебного предмета «Ручной труд» в первом классе заключается в формировании у умственно отсталых младших школьников элементарной трудовой культуры, через установление в их сознании взаимосвязей между предметным миром и окружающей их жизни.

Трудовая деятельность детей с отклонением в умственном развитии характеризуется рядом особенностей: нарушением целенаправленной деятельности, низким уровнем познавательных способностей, недоразвитием мыслительных операций, нарушением двигательно-моторной, эмоционально-волевой сферы и все это ограничивает возможности умственно отсталого школьника в трудовом обучении, отрицательно влияет на формирование у них всех сторон трудовой деятельности (целевой, исполнительской, энергетической).

Целевую сторону учебно-трудовой деятельности характеризуют свойства, отражающие процессы усвоения и принятия учащимися трудового задания, формирование образа конечного результата труда и плана работы. Так, умственно отсталые дети затрудняются ориентироваться в задании. Они не могут качественно сделать анализ трудового объекта, слабо выделяют основные признаки, свойства и детали изучаемых предметов. Испытывают трудности в планировании хода работы, не представляют и плохо запоминают последовательность выполнения изделия. В процессе практических действий наблюдаются пропуски или повторы трудовых операций. Не всегда могут использовать полученные знания и умения при выполнении нового задания. Отсутствует потребность в текущем и заключительном контроле, слабая способность к установлению причинно-следственных связей. Эти трудности обусловлены несформированностью у них процессов зрительно, слухового восприятия и недоразвитием аналитико-синтетической деятельности.

Исполнительская сторона включает свойства, относящиеся к практическому преобразованию объекта труда. При формировании двигательных трудовых приемов в процессе технологической обработки того или иного поделочного материала умственно отсталые дети зачастую не сразу понимают и запоминают фронтальное объяснение трудового приема, у них низкий темп овладения техническими приемами, затрудняются рационально использовать приемы. Эти трудности объясняются недоразвитием мелкой моторики и, в частности, слабым взаимодействием правой и левой рук, недоразвитием механизма зрительно-двигательной координации, слабым контролем за распределением мышечного усилия при выполнении двигательного приема, небольшим объемом внимания и т.д.

К энергетической стороне относятся свойства, которые характеризуют активационно-мотивационные процессы деятельности. Характерной чертой детей с интеллектуальным недоразвитием является средняя, устойчиво средняя или низкая работоспособность. Эти дети не сразу включаются в работу, зачастую, интерес к трудовой деятельности ситуативный, непостоянный, поверхностный.

Кроме этого, у этих детей наблюдается недостаточная сформированность эстетической восприимчивости и оценки предметной среды, крайне обедненные знания о красоте окружающих их предметов, не умением пользоваться этими предметами в повседневной хозяйственной жизни, слабым осознанием общественной необходимости, значимости и важности своего труда при создании предметов. Все эти факторы, в целом, тормозят у них развитие ценностной ориентации на жизнь.

Опыт работы с этими детьми показывает, что наряду со значительными дефектами у них обнаруживаются и более сохранные стороны развития личности. Это, в принципе, позволяет осуществлять трудовое обучение этих детей.

Уроки ручного труда оказывают исключительно положительное влияние на умственное, физическое, эмоциональное развитие обучающихся с нарушением интеллекта и их нравственное и эстетическое воспитание. Обладая огромными коррекционными возможностями трудовая деятельность, помогает адекватному восприятию и эстетической оценке предметов окружающей действительности, их изучению, систематизации знаний о предметах; способствует формированию и коррекции, мыслительных операций, речи, мелкой моторики и т.д.

Задачи обучения во 2 классе:

- развитие интереса и положительной мотивации к трудовой деятельности;

- получение представлений о труде в жизни человека;

- формирование представлений о единстве природного и рукотворного мира и о месте в нём человека;

- формирование интереса к разнообразным видам труда;

- формирование простейших знаний о материалах, их свойствах, применении;

- обучение элементарным безорудийным и орудийным приемам;

- развитие общетрудовых умений ориентироваться в задании, планировать и контролировать сою работу с помощью учителя;

- развитие познавательных психических процессов (восприятия, пространственных представлений и ориентировки, памяти, воображения, мышления, речи);

- развитие умственной деятельности (операций анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения);

- развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера через формирование практических умений;

- формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации, доступными умственно отсталому первокласснику;

- развитие речи;

- коррекция интеллектуальных и физических недостатков с учетом их возрастных особенностей, которая предусматривает:

- коррекцию познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в трудовом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;

- развитие аналитико-синтетической деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение);

- коррекции ручной моторики; улучшение зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного трудового материала.

Каждый этап обучения в начальной школе имеет свои приоритеты в видах и направлениях работы. Отличительными особенностями отбора и построение содержания учебного материала в первом классе являются:

Создание условий для адаптации первоклассников к предстоящему систематическому обучению ручному труду. В этот период формируются представления о труде, окружающем рукотворном предметном мире, как результате трудовой деятельности человека, развиваются умения наблюдать, запоминать и переносить свои впечатления в трудовой продукт. Ряд уроков проводятся на улице в форме прогулок с дидактическими играми и наблюдениями или в классе.

Для формирования положительной мотивации учения в уроки необходимо включать игровые и занимательные материалы (лото, разрезные картинки, разрезные силуэты предметов, игры: «Что перепутал художник», «Четвертый лишний» и др.).

В этот период перед учителем стоит задача изучения личности каждого ребенка, особенностей его развития, выявления их возможностей и затруднений в овладении трудом и определения перспектив работы с тем или иным ребенком, учитывая его потенциальные возможности.

Изучение деятельности учащихся на уроках, анализ выполненных работ, сравнение с динамикой усвоения материала по другим учебным предметам школьного курса, сопоставление с первоначальными знаниями и умениями и ряд других показателей является основанием для определения групп учащихся. Это позволит осуществлять к ним дифференцированный подход, что будет способствовать продвижению детей.

Формирование основ рациональной организации труда, которая предполагает упорядоченность действий и самодисциплину. Ознакомление детей с основными организационными правилами, требованиями: «Подготовка и содержание своего рабочего места в порядке», «Безопасное пользование инструментами и материалами», «Поведение во время работы» и др., позволит достичь наивысших результатов в любой работе.

Овладение школьниками доступными видами ручного труда: «Работа с глиной и пластилином», «Работа с бумагой и картоном», «Работа с природными материалами», «Работа с нитками».

Овладение первоначальными технико-технологическими сведениями о материалах, используемых на уроках труда (глине, пластилине, бумаге, нитках, природных материалах).

На уроках труда первоклассники приобретают простейшие технологические знания глине, пластилине, бумаге, нитках, природных материалах; получают сведения о назначении, применении и свойствах этих материалов. Эти знания элементарны и невелики по объему, и формируются с опорой на натуральные материалы (коллекции образцов видов бумаги, ниток, природных материалов), способствующие формированию у первоклассников как зрительного, так и тактильного восприятия.

Обучение элементарным безорудийным и орудийным приемам.

Занятия в первом классе являются самым сложным периодом обучения ручному труду. Это объясняется разнородностью состава учащихся по степени умственной отсталости и подготовленности к труду. В классе могут быть дети двигательно заторможенными, вялыми, или, наоборот расторможенными, суетливыми и беспокойными. Зачастую и те и другие дети затрудняются размять пластилин, согнуть, смять, оборвать или разрезать бумагу, обвести шаблон, не сдвинув его с места и др. Поэтому в первом классе обучают простейшим приемам, вначале безорудийным (сгибание, сминание, разрывание бумаги; разминание, размазывание, скатывание, сплющивание пластилина и др.), а затем орудийным примам (резание по короткой, длинной прямой и кривой линии).

Развитие восприятия и ориентировки в наглядных пособиях (учебниках, рабочих тетрадях, предметно-операционных, графических планах).

Наглядность в обучении является одним из условий прочного и сознательного усвоения учебного материала, она является одним из условий коррекции мышления и речи. Для получения общих представлений о предмете, школьникам первого класса наиболее понятными являются натуральные (объекты, муляжи, игрушки и т.п.) и изобразительные (модели, макеты, фотографии, картины и т.п.) учебные пособия. Также наиболее доступной для умственно отсталых первоклассников является наглядность в виде предметно-операционных, графических планов, динамических таблиц, которые носит наиболее конкретный характер.

Все графические дидактические материалы должны быть составлены с учетом особенностей восприятия и мышления умственно отсталых младших школьников и отвечать требованиям коррекционно-образовательной работы. К ним относится: максимальное расчленение последовательности этапов выполнения изделия, но не превышающих пяти-шести последовательно выполняемых пунктов плана ; наличие условных обозначений (схематические изображения карандаша, кисточки, колющих и режущих инструментов и др.), показывающие способ выполнения практического действия (обвести, наклеить, вырезать, согнуть и др.) и цифровых обозначений порядка выполнения этапов работы над изделием и трудовых действий; отображение в объеме графических изображений объектов.

Работа по формированию с интеллектуальным недоразвитием умения работать с графической наглядностью предполагает:

- обучение ориентировке в пространстве листов учебника, на которых располагаются графические изображения;

- знакомство с цифровыми, буквенными и условными графическими обозначениями;

- анализирующее рассматривание предмета, подлежащего изготовлению и пунктов плана;

- направление зрительного восприятия при чтении графической наглядности (слева направо).

   В связи с низкими читательскими способностями школьников все текстовые материалы в наглядных учебных пособиях предназначены для чтения взрослыми детям.

Развитие речи, расширение словарного запаса за счет овладения технико-технологическими терминами и понятиями, характеризующими предмет и выполняемые действия.

Дети должны научиться понимать, употреблять в речи, правильно находить и отражать в изделиях представления о величине «большой-маленький-средний», «одинаковые»), форме («круг», «квадрат», «треугольник», «прямоугольник», «круг», «овал»), протяженности («короткий», «длинный», «узкий», «широкий», «высокий», «низкий», «толстый», «тонкий»), направлениях («сверху», «снизу», «сверху», «снизу», «слева», «справа», «прямо»), пространственные отношения («посередине», «выше», «ниже», вправо от…», «влево от…..»).

Изготовление предметов (изделий), отвечающих познавательным, эстетическим и функциональным требованиям.

Дети любят труд, в процессе которого создается что-либо красивое, необычное. Это стремление ребенка надо всячески поддерживать и развивать. В решении этого вопроса необходимо руководствоваться учебно-воспитательными задачами, направленными на привитие у детей способности чувствовать и понимать красоту окружающего их предметного мира, создаваемого руками человека, умения отличать «красивое» от «некрасивого»; понимать красоту как ценность.

При этом надо помнить обо всех трудностях и достижениях каждого ребенка и тщательно подбирать и организовывать труд ребенка с тем, чтобы учить его тому, что для него представляет истинную ценность. В тоже время, задания должны быть достаточно простыми для того, чтобы ребенок мог их выполнить. Помимо этого, учитель должен все время помнить, что работа должна иметь смысл, чтобы ребенок мог развиваться интеллектуально, физически, эмоционально и социально.

Задания должны отвечать следующим требованиям:

  • изготовление изделий, не есть цель урока. Это лишь средство решения конкретных учебных задач;

  • задания построены по определенной системе, в основе которой лежит дидактический принцип доступности и посильности;

  • отбор и систематизация заданий произведена с учетом имеющихся у этих заданий общих черт и сходных приемов обработки того или иного материала;

  • расширять знания о предметном мире; обеспечивать условия для формирования технических умений и навыков;

  • иметь общественное значение; не должны быть одноразовыми, носить случайный характер, а должны быть взаимосвязаны друг с другом;

  • объекты труда должны соответствовать эстетическим требованиям.

Трудовая деятельность имеет большое значение для правильного воспитания детей. В процессе труда у них могут быть сформированы такие личностные качества как привычка к трудовому усилию и способность работать в коллективе, что является важным условием дальнейшей социально-трудовой адаптации обучающихся. На уроках ручного труда формируются элементарные трудовые навыки, позволяющие учащимся выполнять различные поделки вместе с учителем, по подражанию его действиям, по образцу ориентируясь на реальные образцы, их объёмные и плоскостные модели, а затем и самостоятельно.

Деятельностный подход к построению процесса обучения по трудовому обучению является основной характерной особенностью этого учебного предмета, что способствует формированию у обучающихся не только представлений о взаимодействии человека и окружающего мира, о роли трудовой деятельности людей в развитии общества, но и позволяет сформировать у них начальные технологические знания, важнейшие трудовые умения и навыки.

Особое внимание на уроках обращается на обеспечение безопасности труда учащихся, соблюдение санитарно-гигиенических, эстетических требований к условиям труда.


3. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУЧНОЙ ТРУД» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.

В учебном плане общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебный предмет «Ручной труд» относится к обязательной предметной области «Технология». На его изучение во 2 классе отводится 34 часов, 34 учебные недели, 0,5 часа в неделю.

Программа рассчитана:

Класс

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Итого

2

4 часов

4 часов

5 часов

4часов

17 часов




п/п

Наименование разделов программы

1

Вводное занятие. Повторение пройденного в 1 классе.

1

Работа с пластилином

2

Работа с природным материалом

3

Работа с бумагой

4

Работа с картоном

5

Работа с нитками

7

Итого





4. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУЧНОЙ ТРУД»

Программа «Технология. Ручной труд» во втором классе определяет содержание и уровень основных знаний и умений по ручной обработке наиболее доступных для умственно отсталых обучающихся материалов (пластилин, глина, бумага, нитки, природные материалы).

Разделы:

«Повторение пройденного в 1 классе» Урок труда и его особенности. Материалы и инструменты, используемые на уроках ручного труда. Правила поведения и работы на уроках ручного труда. Общие правила организации рабочего места на уроках труда.

«Работа с глиной и пластилином» Организация рабочего места при выполнении лепных работ.

Пластилин-материал ручного труда. Как правильно обращаться с пластилином. Инструменты для работы с пластилином.

Элементарные знания о глине и пластилине (пластические свойства материалов, цвет, форма). Применение глины для изготовления игрушек; фигурок животных, птиц, людей и т.д.

Организация рабочего места при выполнении лепных работ. Как правильно обращаться с пластилином. Инструменты для работы с пластилином. Лепка из глины и пластилина разными способами:

конструктивным - предмет создается из отдельных частей; пластическим - лепка из целого куска, когда все части вытягиваются из одного куска глины, пластилина; комбинированным - объединяющим лепку из отдельных частей и целого куска.

Лепка из пластилина, изделий имеющих прямоугольную, цилиндрическую, конусообразную и шарообразную форму.

Приемы работы: «разминание», «отщипывание кусочков пластилина», «размазывание по картону» (аппликация из пластилина), «раскатывание столбиками» (аппликация из пластилина), «скатывание шара», «раскатывание шара до овальной формы», «вытягивание одного конца столбика», «сплющивание», «пришипывание», «примазывание» (объемные изделия).

Комбинированные работы: бумага и пластилин.

«Работа с природными материалами» Организация рабочего места работе с природными материалами.

Элементарные понятия о природных материалах (где используют, где находят, виды природных материалов).

Способы соединения деталей (пластилин).

Работа с засушенными листьями. Способы работы (аппликация, объемные изделия). Свойства листьев (цвет, форма, засушенные листья - хрупкие). Соединение деталей (с помощью пластилина).

Работа с еловыми шишками. Способы работы (объемные изделия). Свойства еловых шишек (форма, цвет и др.). Соединение деталей изделия (с помощью пластилина).

«Работа с бумагой» Организация рабочего места при работе с бумагой. Элементарные сведения о бумаге (изделия из бумаги). Сорта и виды бумаги (бумага для письма, бумага для печати, рисовальная, впитывающая/гигиеническая, крашеная). Цвет, форма бумаги (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, овал). Инструменты (ножницы) и материалы (клей) для работы с бумагой.

Способы работы с бумагой (аппликация, конструирование).

Виды работы с бумагой:

Складывание фигурок из бумаги (Оригами).

Вырезание ножницами из бумаги.

Обрывание бумаги. Отрывание мелких кусочков от листа бумаги (бумажная мозаика). Соединение оборванных элементов (наклеивание). Правила работы с клеем и кистью.

Конструирование из бумаги. Плоскостное конструирование из вырезанных полосок (плетение из полос);

Объемное конструирование на основе геометрических фигур (квадрат) и геометрических тел (цилиндра).

Разметка бумаги. Разметка с помощью шаблоном. Понятие «шаблон». Правила работы с шаблоном. Порядок обводки шаблона геометрических фигур (квадрат, треугольник, круг, овал).

Соединение деталей изделия. Клеевое соединение. Правила работы с клеем и кистью. Приемы клеевого соединения: «точечное», «сплошное». Щелевое соединение деталей (щелевой замок).

«Работа с нитками»

Содержание учебного предмета взаимосвязано с содержанием учебных предметов других предметных областей:

с изобразительным искусством - композиционное расположение изображения на плоскости, название цветов материалов, предметов, подбор гармоничного сочетания цветов, украшение изделий, выполнение графических упражнений для подготовки рук к работе ножницами и др.

с речевой практикой - выполнение простых и составных устных инструкций учителя, словесный отчет о выполненных действиях, восприятие стихов, сказок; ответы на вопросы учителя, соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову, предложению);

с математикой - определение свойств предметов: цвет, форма, размер (величина), назначение; сравнение предметов по размеру; работа с геометрическим материалом: треугольник, квадрат прямоугольник, круг овал; шар; положение предметов в пространстве, на плоскости;

с миром природы и человека - сезонные изменения, узнавание и называние объектов живой и неживой природы.

Это обеспечивает лучшее усвоение учебного материала, коррекционную направленность трудового обучения и прочную связь уроков ручного труда с другими учебными дисциплинами.


5. ЛИЧНОСТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУЧНОЙ ТРУД».

ТРЕБОВАНИЯ ПО ФГОС.

Изучение учебного предмета «Ручной труд» в соответствии с требованиями ФГОС АООП направлено на достижение следующих результатов:

Личностные результаты освоения технологии включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки: положительное отношение и интерес к труду; понимание значения и ценности труда; отношение к труду как первой жизненной необходимости; понимание красоты в труде, в окружающей действительности и возникновение эмоциональной реакции «красиво» или «некрасиво»; осознание своих достижений в области трудовой деятельности; способность к самооценке; умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности «нравится» или «не нравится; привычка к организованности, порядку, аккуратности.

Предметные результаты освоения АООП общего образования вклю­ча­ют освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой об­разовательной области, готовность их применения.

Предметными результатами изучения курса «Ручной труд» во 2-м классе являются:

  • получение представлений о сознательном и нравственном значении труда в жизни человека, о мире профессий;

  • усвоение правил техники безопасности;

  • овладение основами трудовой деятельности, необходимой в разных жизненных сферах, овладение технологиями, необходимыми для социального и трудового взаимодействия;

  • овладение трудовыми умениями, необходимыми в разных жизненных сферах, овладение умением адекватно применять доступные технологии и освоенные трудовые навыки для полноценной коммуникации, социального и трудового взаимодействия;

  • развитие понимания словесных инструкций (выполнять по инструкции трудовые операции), характеризовать материалы и инструменты, устанавливать последовательность работы;

  • уметь кратко отчитаться и оценить качество проделанной работы ("аккуратно", "неаккуратно").

  • сформированность умений работать с разными видами материалов и инструментами, выбирать способы их обработки в зависимости от их свойств;

  • сформированность навыков самообслуживания, организационных трудовых умений (правильно располагать материалы и инструменты на рабочем месте, выполнять правила безопасной работы и санитарно-гигиенические требования и т.д.);

  • использование приобретенных знаний и умений для решения повседневных практических задач


Программа «Технология. Ручной труд» определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

Минимальный уровень овладения предметными результатами является обязательным для всех обучающихся с легкой умственной отсталостью, вклю­чающий следующие знания и умения:

должны знать:

  • правила организации рабочего места;

  • виды трудовых работ;

  • названия и свойства поделочных материалов, используемых на уроках ручного труда, правила их хранения, санитарно-гигиенические требования при работе с ними;

  • названия инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройство, правила техники безопасной работы колющими и режущими инструментами;

  • приемы работы (приемы разметки деталей, примы выделения детали из заготовки, приемы формообразования, приемы соединения деталей, примы отделки изделия), используемые на уроках ручного труда.

Уметь:

  • организовать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте с помощью учителя;

  • анализировать объект, подлежащий изготовлению, выделять и называть его признаки и свойства;

  • определять способы соединения деталей с помощью учителя;

  • составлять стандартный план работы по пунктам с опорой на предметно-операционный план с помощью учителя;

  • владеть некоторыми технологическими приемами ручной обработки поделочных материалов с помощью учителя;

  • работать с доступными материалами (глиной и пластилином, природными материалами, с бумагой и нитками).


Достаточный уровень освоения предметными результатами не является обязательным для всех обучающихся.

К концу 2 года обучения ручному труду обучающиеся с легкой умственной отсталостью должны

знать:

  • правила рациональной организации труда, включающей в себя упорядоченность действий и самодисциплину;


уметь:

  • самостоятельно находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради;

  • работать с доступной наглядностью: составлять план работы над изделием с опорой на предметно-операционные, графические планы, и действовать в соответствии с ними в процессе изготовления изделия;

  • осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий и корректировку хода практической работы;

  • оценить свое изделие (красиво, некрасиво, аккуратное, похоже на образец);

  • устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами;

  • выполнять общественные поручения по уборке класса/мастерской после уроков ручного труда.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ:

Минимальный уровень

  • названия материалов, используемых для выполнения поделок (пластилин, бумага, нитки);

  • названия основных цветов указанных материалов;

  • названия операций, необходимых для обработки материала ", (пластилин -лепят, бумагу -сгибают, нитки -сплетают, вьют).

  • умение охарактеризовать основные свойства материалов;

  • организовать работу с опорой на образец изделия, показ учителем приемов работы и его устную инструкцию;

  • умение сопоставить свою поделку, образец и натуральный предмет.

Достаточный уровень

  • название материалов, объектов работы;

  • использование пространственных характеристик: "вверху", "внизу", "слева", "справа", "в центре", "в углу" при работе с

  • листом бумаги;

  • умение анализировать образец с подсчетом его деталей и определением их формы;

  • определение места приклеивания аппликации, присоединение дополнительных деталей с опорой на образец;

  • пользование предметной инструкционной картой;

  • самостоятельная организация работы с ножницами.


ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ БАЗОВЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Программа формирования базовых учебных действий (БУД) обучающихся с умственной отсталостью конкретизирует требования Стандарта к личностным и предметным результатам освоения АООП и служит основой разработки программ учебных дисциплин.


Личностные БУД:

  • определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения;

  • в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

  • осознать себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением,

  • занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;

  • проявлять самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;

  • понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.


Регулятивные БУД:

  • входить и выходить из учебного помещения со звонком;

  • ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);

  • пользоваться учебной мебелью;

  • адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать выходить из-за парты и т. д.);

  • работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место;

  • передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;

  • принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

  • активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

  • соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами.


Познавательные БУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

  • выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;

  • делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; наблюдать.


Коммуникативные БУД:

  • слушать и понимать речь других;

  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

  • вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик -ученик, ученик -класс, учитель-класс);

  • использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

  • обращаться за помощью и принимать помощь; слушать и понимать инструкцию, договариваться .


6. ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССА ПО УСВОЕНИЮ ПРОГРАММЫ

Дети, работающие по основной группе:

Гущин Данил,

Петренко Илья,

Прокопчук Егор,

Согуренко Саша.

Все дети сохраняют достаточную работоспособность в течение всего урока. Задания выполняет в полном объёме, хорошо используют помощь учителя, податливы всем видам педагогического воздействия, в состоянии критически оценить ситуацию и адекватно поступить. В процессе обучения у них сохраняется относительная сохранность целенаправленной деятельности, что даёт возможность любое задание доводить до конца. У них хорошо формируются трудовые умения и навыки. Дети при минимальной помощи учителя, в основном, работают самостоятельно по инструкционным картам и технологическому плану.



7. КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Во 2 классе в течение I полугодия отметки обучающимся не выставляются. Во II полугодии отметки ставятся.

Результат продвижения обучающихся в I полугодии определяется на основе анализа (1 раз в четверть) их продуктивной деятельности (поделок, уровня развития речи).

Контроль достижения обучающимися уровня государственного образовательного стандарта осуществляется в виде стартового, текущего и итогового контроля в следующих формах: устный опрос и практические работы.

Систематический и регулярный опрос обучающихся является обязательным видом работы на занятиях. Необходимо приучить учеников давать развёрнутые объяснения, что содействует развитию речи и мышления, приучают к сознательному выполнению задания, к самоконтролю. Качество работы зависит от умения детьми ориентироваться, от развития мелкой моторики.


8. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ: РУЧНОЙ ТРУД 2класс (0,5 ч в неделю)


п/п

Тема

Ко-во часов

Дата

Примечания


1 четверть



1

Вводное занятие Инструктаж по ТБ. Правила поведения и работы на уроках ручного труда. Общие правила организации рабочего места. Материалы и инструменты» /стр.4-9

1

02.09

09.09

иллюстрации, картинки

плакаты, слайды

2.

Работа с пластилином. Лепка форм прямоугольных геометрических тел, брусков. /стр.10 -15.

Лепка молотка. /стр.16

1


16.09


натуральные объекты

пластилин

инструкционные карты

3

Контрольная работа

1

23.09

30.09



4

Заготовка природного материала на экскурсии в парк.

Работа с природными материалами.

Тест. Поделки из желудей и скорлупы ореха. /стр. 19 -25



1


07.10

14.10

коллекция,

природный материал

ролик, пластилин

5


Работа с бумагой. Аппликация из мятой бумаги. /стр.26-29

1

21.10

28.10

коллекция образцов

аппликации


II четверть



1.

Инструктаж по ТБ. Глиняная посуда.

Работа с пластилином «Чашка цилиндрической формы» /стр.44-47

1

11.11

18.11

таблицы пластилин,

натуральные объекты

2.

Работа с пластилином «Чашка конической формы» /стр. 48-52

1

25.11

инструкционные карты

картинки

3.

Работа с природными материалами. Аппликация из засушенных листьев. /стр. 53-55

1

02.12

09.12

таблицы, слайды

природ. материал

4

Работа с бумагой и картоном. Аппликации из обрывной бумаги. /стр.56-57

Контрольная работа

1

16.12

23.12


5

Поделка к новому году из бумаги

1

30.12



III четверть

5,5ч



1.

Инструктаж по ТБ. Работа с пластилином. Лепка медвежонка из отдельных частей.

Лепка фигурок из целого куска пластилина. /стр.66-69

2

13.01

20.01

27.01

03.02


интерактивная доска иллюстрации, картинки

пластилин,

инструкц. карты

2.

Работа с природными материалами. Тест.

Изделия из шишек. /стр. 70-72

Композиция из шишек и листьев «Пальма» /стр.73

2

10.02

17.02

24. 02

03.03

бумага, аппликация

инструкционные карты, изделия, прир. материал

3.

Работа с линейкой. Разметка по линейке.

Изготовление предметной аппликации, состоящей из геометрических фигур. /стр.78-79.

2+0,5

10.03

17.03

24.03


образец, геометрические фигуры, линейки, аппликации


IY четверть

4,5ч



1.

Инструктаж по ТБ. Работа с пластилином. Лепка композиции к сказке «Колобок» /стр. 94, 95

Итоговый тест

1


07.04

14.04


интерактивная доска, макет

пластилин, образец

2.

Работа с бумагой и картоном. Изготовление композиции к сказке «Колобок» из складных бумажных фигурок. /стр. 96-97

Изготовление указателя «Переход» /стр.98

1

21.04

28.04

природный материал, слайды

иллюстрации,

ролик

3

Работа с текстильными материалами

1

05.05

12.05



4

Итоговый контроль

Вышивка. Приёмы вышивания /стр. 100-103

0,5+

0,5

19.05

26.05

инструкционные карты

таблица, ткань, образец

слайды



9. ГРАФИК ПРОВЕДЕНИЯ ТЕСТОВЫХ РАБОТ:


п/п

Название

Дата

1.

/ входной контроль

23.09

2.

Промежуточный контроль

23.12

3.

Итоговый контроль

19.05

Итого




10. ОПИСАНИЕ ЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

Учебники:

  • Кузнецова Л.А. Технология. Ручной труд 2 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – Санкт-Петербург, Просвещение. 2013

  • Кузнецова Л.А. Технология. Ручной труд 2 класс. Рабочая тетрадь для специальных (коррекционных) образовательных учреждений YIII вида. Санкт-Петербург, Просвещение. 2012

  • Кузнецова Л.А. Технология. Ручной труд 2 класс. Методические рекомендации. Пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений YIII вида и родителей. Санкт-Петербург, Просвещение, 2010

Программно-методическое обеспечение:

  • Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида 0-4 кл./ под ред. И.М.Бгажноковой –СПб: Просвещение, 2010 г.

  • Программы для подготовительного, 1- 4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой. – М.: Просвещение, 2010- 192с.);

  • М.М.Евдокимова «Домашний зоопарк своими руками», М: «Дрофа», 2007;

  • М.М.Евдокимова «Рисунки и подарки к праздникам», М: «Дрофа», 2007;

  • Кузнецова Л.А. Рабочая тетрадь по ручному труду для учащихся 1 класса специальных (коррекционных)

образовательных учреждений VIII вида. Ч.1,2. М., Просвещение, 2011 г.

  • Кузнецова Л.А. Методическое руководство к комплекту «Ручной труд» для 1 класса. М: «Просвещение» 2007 г.

  • Е.А.Румянцева «Необычная аппликация», М: «Дрофа», 2007;

  • Е.А.Румянцева «Необычное плетение», М: «Дрофа», 2008;

  • Е.А.Румянцева «Необычная лепка», М: «Дрофа», 2007;

  • Е.А.Румянцева «Необычные поделки из природных материалов»,

М: «Дрофа», 2007;

Учебно-практическое оборудование:

  • Пластилин;

  • Иглы, нитки, пряжа;

  • Ножницы;

  • Бумага;

  • Картон;

  • Природный материал;

  • Клей;

  • Подложки, папки;

  • Бисер

Технические средства:

  • Персональный компьютер;

  • Принтер;

  • Сканер;

  • Интерактивная доска.







16



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Рабочая программа по ручному труду, индивидуальное обучение

Автор: Левенцова Нина Васильевна

Дата: 06.03.2023

Номер свидетельства: 627058

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебная изонить" "
    ["seo_title"] => string(72) "rabochaia-proghramma-po-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-volshiebnaia-izonit"
    ["file_id"] => string(6) "223200"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1437398795"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Рабочая программа по технологии ФГОС для девочек. "
    ["seo_title"] => string(58) "rabochaia-proghramma-po-tiekhnologhii-fgos-dlia-dievochiek"
    ["file_id"] => string(6) "235748"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1443809039"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Рабочая программа по технологии для сельских школ. 5 класс. ФГОС (начало) "
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia-proghramma-po-tiekhnologhii-dlia-siel-skikh-shkol-5-klass-fgos-nachalo"
    ["file_id"] => string(6) "130265"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415869984"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Рабочая программа Технология.Индустриальные технологии-5 класс"
    ["seo_title"] => string(73) "rabochaia-proghramma-tiekhnologhiia-industrial-nyie-tiekhnologhii-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "247656"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1446611692"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Рабочая программа Технология.Технический труд-7 класс"
    ["seo_title"] => string(58) "rabochaiaproghrammatiekhnologhiiatiekhnichieskiitrud7klass"
    ["file_id"] => string(6) "268167"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1450583760"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства