Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по родному языку»
Результаты обучения и усвоения содержания предмета
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к учёбе как интеллектуальному труду, принятие ценности познавательной деятельности;
понимание ценности нравственных норм, закреплённых в языке народа, для жизни и здоровья человека, умение соотносить эти нормы с поступками как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);
Учащиеся получат возможность для формирования:
чувства сопричастности к языку своего народа (я — носитель языка), чувств эстетической красоты и точности русского слова;
осознания русского языка как основного средства общения народов России;
осознания предложения и текста как средств для выражения мыслей и чувств, понимание разнообразия и богатства языковых средств для выражения мыслей и чувств;
восприятия русского языка как основной, главной части культуры русского народа, понимания того, что изменения в культуре народа находят своё отражение в языке;
понимания богатства и разнообразия слов в русском языке, внимания к особенностям народной речи, познавательного интереса к значению слова и к его истокам, положительная мотивация к решению различных коммуникативных задач (передавать информацию, просить, доказывать и т. д.).
ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:
осознавать слово как главное средство языка;
осознавать взаимосвязь в слове значения и формы его выражения (звуковой, буквенной);
различать и характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, звонкие/глухие);
использовать правила обозначения гласных и согласных звуков на письме;
использовать знание последовательности букв в алфавите для упорядочения слов и поиска нужной информации (в словарях и др.)
производить звукобуквенный анализ слов простой слоговой структуры;
соблюдать произносительные нормы в собственной речи (в объёме представленного в учебнике материала);
различать родственные (однокоренные) слова;
осознавать критерии (общее значение) объединения слов в группы по частям речи (существительное, прилагательное, глагол, предлоги);
осознавать признаки предложения как коммуникативного средства языка (выражение мысли, связь слов, интонационная законченность);
применять правила правописания (в объеме содержания курса 2 класса);
определять (уточнять) правописание слова по орфографическому словарю учебника;
осознавать признаки текста как более объёмного высказывания (несколько предложений, объединённых одной темой и связанных друг с другом);
каллиграфически и орфографически правильно, без искажений, замены, пропусков, вставок букв списывать тексты (с печатного и письменного шрифта) объёмом в 40–45 слов, писать под диктовку тексты в 35–40 слов.
Учащиеся получат возможность научиться:
осознавать свойства значений слов: однозначные, многозначные, слова с прямым и переносным значением, слова с близким и противоположным значением;
оценивать уместность использования слов в тексте;
использовать осознанно употребление частей речи в предложении;
устанавливать морфемную структуру (значимые части) слов с однозначно выделяемыми морфемами;
осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
самостоятельно организовывать своё рабочее место;
понимать цель выполняемых действий;
в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу;
понимать важность планирования работы;
осмысленно выбирать способ действия при решении орфографической задачи (орфограммы в корне слов);
выполнять учебные действия, руководствуясь изученными правилами и в соответствии с выбранным алгоритмом или инструкциями учителя;
осуществлять само и взаимопроверку, используя способ сличения своей работы с заданным эталоном;
вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом), находить и исправлять орфографические ошибки, допущенные при списывании, письме по памяти.
Учащиеся получат возможность научиться:
оценивать правильность выполнения своих учебных действий;
в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу;
намечать действия при работе в паре, составлять простой план действий при написании творческой работы, создании проектов;
объяснять, какой способ действий был использован для выполнения задания, как работали;
осуществлять само и взаимопроверку работ, корректировать выполнение задания;
оценивать выполнение задания по следующим параметрам: выполнено с ошибками или без ошибок, в чём проявилась сложность выполнения.
Познавательные
Учащиеся научатся:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
ориентироваться в учебнике, в справочном бюро учебника;
использовать простейшие таблицы и схемы для решения конкретных языковых задач;
выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов;
строить модели слова (звуковые и буквенные), схему предложения;
осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слов);
владеть общим способом проверки орфограмм в корне слова.
Учащиеся получат возможность научиться:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя различные справочные материалы: толковые словари, детские энциклопедии и др.;
свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро;
прогнозировать содержание текста по ориентировочным основам (заголовку, пунктам плана);
находить, сравнивать, классифицировать: орфограммы в корне слова, части речи;
осуществлять синтез как составление целого из частей (составление предложений);
владеть способом проверки «труднопроверяемых» орфограмм (словом с историческим корнем).
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
• выражать свои мысли с полнотой и точностью, соответствующими возрасту;
уметь слышать, точно реагировать на реплики;
понимать тему высказывания (текста) по содержанию, по заголовку;
быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.
Учащиеся получат возможность научиться:
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (обращение, вежливые слова);
озаглавливать текст;
задавать вопросы, уточняя непонятное в тексте;
адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач (обратиться с просьбой, поздравить);
строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
2. Содержание учебного предмета «Родной язык»
1. Наша речь.
Язык и речь, их значение в жизни людей. Родной язык, его значение в жизни людей.
Роль русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения. Характеристика человека по его речи. Требования к речи .
Построение текста: вступление, основная часть, заключение.
Воспроизведение прочитанного текста.
Создание устных и письменных текстов в соответствии с поставленной учебной коммуникативной задачей.
3. Предложение. Предложение как единица речи, его назначение и признаки: законченность мысли, связь слов в предложении.
Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания (без терминологии).
Логическое (смысловое) ударение в предложении.
4. Слова, слова, слова. Номинативная (назывная) функция слова. Понимание слова как единства звучания и значения. Слово как общее название многих однородных предметов.
Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов.
Развитие речи. Наблюдение над переносным значением слов как средством создания словесно-художественных образов.
Работа с толковым и орфографическим словарями.
Расширение представлений о предметах и явлениях окружающего мира через лексику слов.
5. Звуки и буквы. Русский алфавит, или Азбука. Значение алфавита. Знание алфавита: правильное называние букв, знание их последовательности. Употребление прописной (заглавной) буквы.
Использование алфавита при работе со словарями.
Сведения из истории русского языка: о самых молодых буквах в алфавите, о прописных и строчных буквах и др.
Основные содержательные линии программы учебного предмета «Родной язык»
Как курс, имеющий частный характер, школьный курс русского родного языка опирается на содержание основного курса, представленного в образовательной области «Русский язык и литературное чтение», сопровождает и поддерживает его. Основные содержательные линии настоящей программы соотносятся с основными содержательными линиями основного курса русского языка в начальной школе, но не дублируют их и имеют преимущественно практико-ориентированный характер.
Целевыми установками данного курса являются:
совершенствование у младших школьников как носителей языка способности ориентироваться в пространстве языка и речи, развитие языковой интуиции;
изучение исторических фактов развития языка;
расширение представлений о различных методах познания языка (учебное лингвистическое мини-исследование, проект, наблюдение, анализ и т. п.);
включение учащихся в практическую речевую деятельность.
В соответствии с этим в программе выделяются следующие блоки:
Первый блок – «Русский язык: прошлое и настоящее» – включает содержание, обеспечивающее расширение знаний об истории русского языка, о происхождении слов, об изменениях значений общеупотребительных слов. Данный блок содержит сведения о взаимосвязи языка и истории, языка и культуры народа, сведения о национально-культурной специфике русского языка, об общем и специфическом в языках и культурах русского и других народов России и мира.
Второй блок – «Язык в действии» – включает содержание, обеспечивающее наблюдение за употреблением языковых единиц, развитие базовых умений и навыков использования языковых единиц в учебных и практических ситуациях; формирование первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка, развитие потребности обращаться к нормативным словарям современного русского литературного языка и совершенствование умений пользоваться словарями. Данный блок ориентирован на практическое овладение культурой речи: практическое освоение норм современного русского литературного языка (в рамках изученного); развитие ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах жизни.
Третий блок – «Секреты речи и текста» – связан с совершенствованием четырёх видов речевой деятельности в их взаимосвязи, развитием коммуникативных навыков младших школьников (умениями определять цели общения, адекватно участвовать в речевом общении); расширением практики применения правил речевого этикета. Одним из ведущих содержательных центров данного блока является работа с текстами: развитие умений понимать, анализировать предлагаемые тексты и создавать собственные тексты разных функционально-смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности.
Распределение учебного материала предмета
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее
Слова, называющие игры, забавы, игрушки (например, городки, салочки, салазки, санки, волчок, свистулька).
Слова, называющие предметы традиционного русского быта:
1) слова, называющие домашнюю утварь и орудия труда (например, ухват, ушат, ступа, плошка, крынка, ковш, решето, веретено, серп, коса, плуг);
2) слова, называющие то, что ели в старину (например, тюря, полба, каша, щи, похлёбка, бублик, ватрушка калач, коврижки): какие из них сохранились до нашего времени;
3) слова, называющие то, во что раньше одевались дети (например, шубейка, тулуп, шапка, валенки, сарафан, рубаха, лапти).
Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта: игры, утварь, орудия труда, еда, одежда (например, каши не сваришь, ни за какие коврижки). Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму (например, ехать в Тулу со своим самоваром (рус.); ехать в лес с дровами (тат.).
Проектное задание: «Почему это так называется?».
Раздел 2. Язык в действии
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).
Смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение за изменением места ударения в поэтическом тексте. Работа со словарем ударений.
Обогащение активного и пассивного словарного запаса. Проведение синонимических замен с учётом особенностей текста. Уточнение лексического значения антонимов.
Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму.
Практическая работа: «Слушаем и учимся читать фрагменты стихов и сказок, в которых есть слова с необычным произношением и ударением».
Разные способы толкования значения слов. Наблюдение за сочетаемостью слов.
Совершенствование орфографических навыков.
Раздел 3. Секреты речи и текста
Приемы общения: убеждение, уговаривание, просьба, похвала и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др. (например, как правильно выразить несогласие; как убедить товарища).
Особенности русского речевого этикета. Устойчивые этикетные выражения в учебно-научной коммуникации: формы обращения; использование обращения ты и вы.
Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной речи. Различные виды ответов: развернутый ответ, ответ-добавление (на практическом уровне).
Связь предложений в тексте. Практическое овладение средствами связи: лексический повтор, местоименный повтор.
Создание текстов-инструкций. Создание текстов-повествований: заметки о посещении музеев; повествование об участии в народных праздниках.
Создание текста: развёрнутое толкование значения слова.
3.Тематическое планирование предмета
№
Тема раздела
Количествочасов
1
Русский язык: прошлое и настоящее
15
2
Язык в действии
10
3
Секреты речи и текста
9
Итого
34
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п\п
№ урока в разделе
Количество часов
Дата
Тема урока
Характеристика основных видов деятельности
Факт
Примечание
1 четверть – 9 ч
РУССКИЙ ЯЗЫК (ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ (12 ч.)
1
1
1
4.09
По одёжке встречают… Богатство языка как свидетельство высокой культуры народа.
Слова, называющие предметы традиционного русского быта: слова, называющие то, во что раньше одевались дети (например, шубейка, тулуп, шапка, валенки, сарафан, рубаха, лапти).
2
2
1
11.09
Ржаной хлебушко калачу дедушка История языка.
Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта: игры, утварь, орудия труда, еда, одежда (например, каши не сваришь, ни за какие коврижки)
3
3
1
18.09
Если хорошие щи, так другой пищи не ищи История языка.
Слова, называющие предметы традиционного русского быта: слова, называющие домашнюю утварь и орудия труда (например, ухват, ушат, ступа, плошка, крынка, ковш, решето, веретено, серп, коса, плуг)
4
4
1
25.09
Каша – кормилица наша
Слова, называющие предметы традиционного русского быта: слова, называющие то, что ели в старину (например, тюря, полба, каша, щи, похлёбка, бублик, ватрушка калач, коврижки): какие из них сохранились до нашего времени
5
5
1
02.10
Любишь кататься, люби и саночки возить Народный фольклор.
Слова, называющие игры, забавы, игрушки (например, городки, салочки, салазки, санки, волчок, свистулька).
6-7
6-7
2
9.10
16.10
Делу время, потехе час Фразеологизмы в речи. Народный фольклор.
Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта: игры, утварь, орудия труда, еда, одежда (например, каши не сваришь, ни за какие коврижки)
8-9
8-9
2
23.10
06.11
В решете воду не удержишь Народный фольклор.
Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму (например, ехать в Тулу со своим самоваром (рус.); ехать в лес с дровами (тат.).
2 четверть – 7 ч
10
10
1
13.11
Самовар кипит, уходить не велит Фразеологизмы в речи.
Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму (например, ехать в Тулу со своим самоваром (рус.); ехать в лес с дровами (тат.).
11
11
1
20.11
Устаревшие слова: архаизмы и историзмы.
Проект «Преданья старины глубокой» (на примере содержания отрывка из сказки А.С.Пушкина «Сказка о золотой рыбке»).
12
12
1
27.11
Проектное задание: Словарь «Почему это так называется?».
Проектное задание: Словарь «Почему это так называется?».
ЯЗЫК В ДЕЙСТВИИ (7 ч.)
13
1
1
4.12
Помогает ли ударение различать слова? Ударение в словах. Логическое ударение. Где поставить ударение
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи). Смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение за изменением места ударения в поэтическом тексте. Работа со словарем ударений.
14
2
1
11.12
Для чего нужны синонимы? Словарь. Виды словарей.
Разные способы толкования значения слов. Наблюдение за сочетаемостью слов.
Совершенствование орфографических навыков.
15
3
1
18.12
Для чего нужны антонимы? Словарь. Виды словарей.
Разные способы толкования значения слов. Наблюдение за сочетаемостью слов.
Совершенствование орфографических навыков. Проект «Раз словечко, два словечко» (антонимы и синонимы).
16
4
1
25.12
Как появляются пословицы, фразеологизмы? Фразеологизмы в речи.
Разные способы толкования значения слов. Наблюдение за сочетаемостью слов.
Совершенствование орфографических навыков.
3 четверть – 11 ч
17
5
1
15.01
Как можно объяснить значение слова? Словарь. Виды словарей. Определение лексического значения слова по словарю.
Разные способы толкования значения слов. Наблюдение за сочетаемостью слов.
Совершенствование орфографических навыков. Тематические группы слов. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов.
18
6
1
22.01
Как можно объяснить значение слова? Словарь. Виды словарей. Определение лексического значения слова по контексту.
Разные способы толкования значения слов. Наблюдение за сочетаемостью слов.
Совершенствование орфографических навыков. Наблюдение над употреблением в речи однозначных и многозначных слов, антонимов, синонимов, выбор нужного и точного слова, соответствующего предмету мысли.
19
7
1
29.01
Как научиться читать стихи и сказки?
Практическая работа: «Слушаем и учимся читать фрагменты стихов и сказок, в которых есть слова с необычным произношением и ударением».
СЕКРЕТЫ РЕЧИ ТЕКСТА (12 ч.)
20
1
1
5.02
Участвуем в диалогах Построение предложений для ответа на заданный вопрос.
Особенности русского речевого этикета. Устойчивые этикетные выражения в учебно-научной коммуникации: формы обращения; использование обращения ты и вы.
Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной речи. Различные виды ответов: развернутый ответ, ответ-добавление (на практическом уровне).
21
2
1
12.02
Общение как обмен смыслами. Построение предложений для выражения собственного мнения.
Приемы общения: убеждение, уговаривание, просьба, похвала и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др. (например, как правильно выразить несогласие; как убедить товарища).
22
3
1
19.02
Роль несловесных средств (интонации, поз, жестов, мимики) в речевом общении.
Приемы общения: убеждение, уговаривание, просьба, похвала и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др. (например, как правильно выразить несогласие; как убедить товарища).
23
4
1
26.02
Составляем развёрнутое толкование значения слова
Создание текста: развёрнутое толкование значения слова.
24
5
1
05.03
Учимся связывать предложения в тексте Смысловое единство предложений в тексте. Письменная речь и признаки текста
Связь предложений в тексте. Практическое овладение средствами связи: лексический повтор, местоименный повтор.Сравнение устной разговорной и письменной речи.
25
6
1
12.03
Заглавие текста. Подбор заголовков к предложенным текстам.Тема и главная мысль в тексте
Связь предложений в тексте. Практическое овладение средствами связи: лексический повтор, местоименный повтор.
26
7
1
19.03
Последовательность предложений в тексте.Средства связи между предложениями и частями текста
Связь предложений в тексте. Практическое овладение средствами связи: лексический повтор, местоименный повтор. Лексические средства связи предложений в тексте. Порядок слов как средство связи предложений в тесте.Восстановление деформированного текста. Л.Н.Толстой. «Чиж».
27
8
1
2.04
Последовательность частей текста.
Связь предложений в тексте. Практическое овладение средствами связи: лексический повтор, местоименный повтор. Составление текста «Ёжик» по опорным словам с творческим дополнением. Наблюдение за средствами выражения авторского отношения к описываемому, ознакомление со структурно-смысловыми частями текста. Изложение текста по коллективно составленным вопросам. «Первая охота» (по В.В.Бианки)
28
9
1
9.04
Создаём тексты-инструкции и тексты-повествования
Создание текстов-повествований: заметки о посещении музеев; повествование об участии в народных праздниках.
29
10
1
16.04
Особенности текста-повествования Упражнения в воспроизведении и создании текстов-повествования.
Творческое продолжение текста-повествования. «Горе-охотник» (по Л.Савоненковой).
30
11
1
23.04
Особенности текста-повествования Упражнения в воспроизведении и создании текстов-повествования.
Сочинение по серии картинок «Лиса и вороны».
31
12
1
30.04
Особенности текста-описания
Объяснение значения слова.
Резерв учебного времени – 3 ч.
32
1
1
7.05
Особенности текста-описания
Составление описания-загадки.
33
2
1
14.05
Особенности текста-рассуждения
Сочинение по наблюдениям и воображению «О чем чирикал воробей?».
34
3
1
21.05
Особенности текста-рассуждения
Сочинение по пословице «Скучен день до вечера, коли делать нечего».