Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по прикладному творчеству»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
Методист Директор МБОУ СОШ
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА
«Мир деятельности»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания начального общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Что же понимается под творческими способностями?
В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество. С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить. Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
Изучением творческих способностей занимались многие психологи, философы, педагоги. Достаточно назвать таких деятелей науки, как Л. Н. Коган, Л. С. Выготский, Н. А. Бердяев, Д. С. Лихачёв, А. С. Каргин, В. А. Разумный, О.И. Мотков и другие. В результате многолетних экспериментальных исследований психологов Э. Фромма, И. П. Волкова, Р. Бернса, О. И. Моткова и других установлено, что свойства психики человека, основа интеллекта и всей духовной сферы возникают и формируются главным образом в дошкольном и младшем школьном возрасте.
Программа «Мир деятельности» разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе программы «Художественное творчество: станем волшебниками» Просняковой Т.Н.
Актуальность программы.
Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста предоставляет образовательная область «Технология». Однако, по базисному учебному плану на изучение курса «Технология» отводится всего 1 час в неделю. Этого явно недостаточно для развития детского творчества. Улучшить ситуацию можно за счет проведения кружковой работы. Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.
На основе предложенных для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника – оформителя, художника, швеи, портнихи, скульптора. Уже в начальной школе учащиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус. Программа «Мир деятельности» направлена на развитие творческих способностей – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.
Цель программы
- создание условий для развития художественно-творческих способностей учащихся посредством работы с разнообразным материалом.
Задачи:
-расширить представления о многообразии видов декоративно – прикладного искусства;
-формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе с декоративно – прикладным искусством;
-вооружить детей знаниями в изучаемой области, выработать необходимые практические умения и навыки, учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий;
- приобщать школьников к народному искусству;
-реализовать духовные, эстетические и творческие способности учащихся, развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление;
-помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.
Программа строится на основе знаний возрастных, психолого – педагогических, физиологических особенностей детей младшего школьного возраста.
Программа разработана на один год занятий с детьми младшего школьного возраста и рассчитана на поэтапное освоение материала на занятиях во внеурочной деятельности.
Программа рассчитана на 38 часов (1 час в неделю).
Основной формой работы являются учебные занятия. На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество.
Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся.
Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала (с использованием компьютерных технологий). Изложение учебного материала имеет эмоционально – логическую последовательность, которая неизбежно приведет детей к высшей точке удивления и переживания.
Дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес детей.
Планируемые результаты:
1.Личностные универсальные учебные действия:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
2.Регулятивные универсальные учебные действия:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и заданной области.
3.Познавательные универсальные учебные действия:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.
4.Коммуникативные универсальные учебные действия:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- задавать вопросы.
Система отслеживания и оценивания результатов
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, в создании портфолио.
Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий.
Выставки могут быть:
- однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;
- постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;
- тематические - по итогам изучения разделов, тем;
-итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.
Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся. Портфолио – это сборник работ и результатов учащихся, которые демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях. В портфолио ученика включаются фото и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, продукты собственного творчества, материала самоанализа, схемы, иллюстрации, эскизы и т.п.
Использование поделок-сувениров в качестве подарков для первоклассников, дошкольников, ветеранов, учителей и т.д.; оформление зала для проведения праздничных утренников.
Учебно-тематический план на 2016/2017 учебный год
1 класс
№
Раздел, тема
Количество часов
Теоретическая часть
Практическая часть
Всего часов
1.
Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях.
1
1
2.
«Работа с природным материалом»
1
3
4
3.
«Работа с пластическими материалами»
1
4
5
4.
«Работа с бумагой и картоном»
1
9
10
5.
«Рукоделие из ниток»
1
6
7
6.
«Работа с бросовым материалом»
7
7
7.
«Работа с тканью»
1
2
3
8.
Итоговое занятие. Выставка работ.
1
1
ИТОГО: 38 часов
6
32
38
2 класс
№
Раздел, тема
Количество часов
Теоретическая часть
Практическая часть
Всего часов
1.
Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях.
1
1
2.
«Работа с природным материалом»
1
3
4
3.
«Работа с пластическими материалами»
1
4
5
4.
«Работа с бумагой и картоном»
1
9
10
5.
«Рукоделие из ниток»
1
6
7
6.
«Работа с бросовым материалом»
6
6
7.
«Работа с тканью»
1
3
4
8.
Итоговое занятие. Выставка работ.
1
1
ИТОГО: 38 часов
6
32
38
3 класс
№
Раздел, тема
Количество часов
Теоретическая часть
Практическая часть
Всего часов
1.
Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях.
1
1
2.
«Работа с природным материалом»
1
3
4
3.
«Работа с пластическими материалами»
1
3
4
4.
«Работа с бумагой и картоном»
1
9
10
5.
«Работа с крупами»
1
4
5
6.
«Работа с бросовым материалом»
6
6
7.
«Работа с нитками»
1
6
7
8.
Итоговое занятие. Выставка работ.
1
1
ИТОГО: 38 часов
6
32
38
4 класс
№
Раздел, тема
Количество часов
Теоретическая часть
Практическая часть
Всего часов
1.
Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях.
1
1
2.
«Работа с природным материалом»
1
3
4
3.
«Работа с бумагой и картоном»
2
10
12
4.
«Рукоделие из ниток»
7
7
5.
«Работа с бросовым материалом»
6
6
6.
«Работа с тканью»
1
6
7
7.
Итоговое занятие. Выставка работ.
1
1
ИТОГО: 38 часов
5
33
38
Содержание дополнительной общеобразовательной программы
I. «Работа с бумагой и картоном».
Бумага находит применение практически во всех областях человеческой деятельности. Трудно найти более подходящий материал для детского творчества, чем бумага. Бумага один из самых доступных материалов, не требует большой набор инструментов при работе с ней. Очень ценное качество бумаги – способность сохранять ту форму, которую ей придали, что позволяет изготавливать из неё различные поделки, игрушки, а так же предметы, которые мы можем использовать в повседневной жизни.
Работа с бумагой очень увлекательное и полезное занятие – развивает мелкую моторику, фантазию и творческую индивидуальность. Существует множество видов бумажного творчества. Очень многие известные люди занимались различными видами бумажного искусства, которые хранятся в музеях многих стран мира.
1 класс:
Беседа «Бумага и её свойства»
Аппликация и мозаика из обрывных кусочков бумаги.
Поделка «Слон»
Бумагосложение, поделка «Бабочка»
Новогодние украшения, снежинки
Оригами
2 класс:
Беседа «Как люди научились изготавливать бумагу»
Новогодние украшения
Аппликация - мозаика
Аппликация из одинаковых деталей оригами.
Техника мятой бумаги. Волшебные комочки.
Изготовление закладки
Изготовление поздравительной открытки.
3 класс:
Беседа «Происхождение бумаги»
Цветок из салфеток
Техника «декупаж»
Поздравительные открытки
«Чудо-дерево» - работа разными техниками
Техника мятой бумаги. Веточка мимозы.
«Полезный кармашек»
Объёмная поделка. Водяная лилия.
Коллективная композиция
4 класс:
Беседа «История бумаги». Изделие «Цыпленок»
Беседа «Как появились ножницы». Объемная водяная лилия.
Фантазии из «ладошек»
Букет из роз.
Новогодний ангелок.
Цветочные фантазии.
Чудо-елочка.
«Робот».
II. «Работа с природным материалом».
Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков.
1 класс:
Беседа: «Осенние листья». Сбор материала.
Аппликация из осенних листьев.
Рисование осенними листьями.
2 класс:
Беседа «Осенние фантазии из природного материала». Сбор материала.
Поделки из сосновых шишек
Картины из листьев и цветов
Коллективная работа «Подарки осени»
3 класс:
Беседа «Природный материал». Сбор материала.
Аппликация из листьев
Поделки из шишек
Коллективная композиции
4 класс:
Осенние фантазии из природного материала.
Поделки из сосновых шишек
Беседа «Флористика». Картины из листьев.
Картины из листьев. Продолжение работы.
III. «Работа с тканью».
В ходе работы с тканью учащиеся знакомятся с основами дизайна, углубляют знания по конструированию и моделированию, развивается эстетический вкус, формируется представление о декоративно-прикладном искусстве, дети учатся экономно расходовать используемый в работе материал, развивается художественный вкус, формируются профессиональные навыки.
1 класс:
Беседа «Виды тканей»
Изготовление салфетки.
2 класс:
Беседа «Происхождения и виды тканей»
Аппликация из ткани
4 класс:
Беседа: «Откуда ткани к нам пришли?». «Веселые зверюшки».
Мягкая игрушка
IV. «Рукоделие из ниток».
Нитки – один из самых ярких материалов. С помощью ниток, фактуры полотна-фона можно создавать прекрасные картины с различными сюжетами на разные темы. Нитки являются достаточно простым и доступным подручным материалом для изготовления поделок, который, к тому же, имеется в каждом доме и с которым мы знакомы с самых ранних лет. Ниткография, техника изонить также применяет в своей работе нитки.
1 класс:
Беседа «Мир и разнообразие ниток»
Изготовление закладки
Кукла-оберег
Поделка «Подарок для мамы»
Аппликация из ниток.
2 класс:
Беседа «Виды ниток»
Рисование нитками
Кукла из ниток
Изготовление нитяных коконов
Изготовление нитяных закладок
Изготовление цыплёнка из помпонов
3 класс:
Беседа «Изготовление вязальных ниток»
Аппликация из ниток. Скручивание.
4 класс:
«Смешарики» из нарезанных ниток.
Поделка из нарезанных ниток.
Открытка «Цветок»
Фоторамка
Аппликация из ниток
Коллективная работа «Корзина с цветами»
V. «Работа с бросовым материалом».
«Бросовый материал – это все то, что можно было без жалости выкинуть, а можно и использовать, дав волю безграничной детской фантазии». О. Шлосс.
Сейчас стало модным говорить об экологии, о новых способах использования мусора для всеобщего блага. Но мы поговорим совершенно не об этом, а о той огромной радости, которую доставляют детям творчество, рукоделие. Практически каждый день мы выбрасываем пластиковые бутылки, одноразовую посуду, упаковки от продуктов, всевозможные коробки, трубочки, старые фломастеры, газеты, бутылочные пробки, фантики от конфет и т.д. И вряд ли задумываемся о том, что многое из этого мусора может получить новое применение, став основой для оригинальной детской поделки или увлекательной игрушки. Ненужные вещи, от которых мы стремимся избавиться как можно скорее, несут в себе множество возможностей для такого творчества. Работа с такими материалами способствует развитию конструкторской деятельности детей. С помощью различных инструментов они учатся обрабатывать и соединять детали из различных материалов, узнают их свойства, что содействует развитию их воображения, техническим навыков. Работа с разного рода материалами расширяет круг знаний детей об окружающем мире.
1 класс:
Ваза из одноразовых ложек
Вторая жизнь варежки.
Гусеница из яичной упаковки
Веер из вилок
Цветы из крышек.
2 класс:
Поделки из одноразовых тарелок
Изготовление гусеницы из крышек
Лилия из ложек
Бусы из журнальных страниц
Букет цветов из разных материалов
3 класс:
Поделки из одноразовых тарелок
Изготовление карандашницы
Рамка для фото из ложек
Украшения из журнальных страниц
Черепаха из губки
Коллективная композиция
4 класс:
Корзинка из фантиков
Панно из карандашных стружек.
VI. «Работа с пластическими материалами».
Лепка - прекрасное хобби и способ самовыражения. Благодаря большому количеству материалов для лепки, как имеющихся в готовом виде, так и созданных своими руками, процесс создания шедевра своими руками легок и приятен. Миллионы детей и взрослых по всему миру ежедневно проводят часы досуга за лепкой. Данный вид искусства помогает сконцентрироваться и сосредоточиться. Учит творить. Богатство материалов для лепки и современные технологии позволяют осуществиться любому многообразию идей, которые только могут прийти в голову.
1 класс:
Беседа «Пластический материал»
Лепка из пластилина.
Лепка из солёного теста
2 класс:
Беседа «Происхождение пластилина. Правила лепки». Лепка
Пластилинографика. Рисование пластилином.
Изготовление солёного теста. Лепка.
Коллективная работа «Корзина с цветами»
3 класс:
Беседа «Пластические материалы».
Пластилин. Букет из роз.
Изготовление солёного теста. Лепка.
Лепка из солёного теста
Раскрашивание поделки из солёного теста
VII. «Работа с крупами».
Вот уж трудно себе вообразить, что из крупы можно сделать прекрасные аппликации. И тем не менее, это возможно. Крупа — прекрасный материал для поделок. Ее легко можно покрасить, и тем самым сделать работу яркой и привлекательной. Гречка, пшено, манка, рис, горох, различные семечки, макаронные изделия и все, что только можно наклеить пригодится для работы. Вот уж действительно есть, где можно фантазировать сколько угодно! Доступность материала превратила поделки из макарон и круп в одно из самых популярных направлений детского творчества. Аппликации, интерьерные поделки, сделанные из несостоявшейся еды, получаются очень эффектными, даже если вы совершенно не умели до этого их делать.
3 класс:
Беседа «Крупы»
Аппликация из манки
Поделки из разных видов круп. Работа в группах
Коллективная композиция. Выставка.
Календарно-тематическое планирование для группы № 1
(1 класс)
№п/п
Тема занятия
Количество часов
Дата проведения занятий (план)
Дата проведения занятий (факт)
1
Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях.
1
05.09
«Работа с природным материалом» - 4 часа
2
Беседа «Осенние листья». Сбор материала.
1
12.09
3
Аппликация из осенних листьев.
1
19.09
4
Рисование осенними листьями.
1
26.09
5
Аппликация из осенних листьев на тему: «Овощи».
1
03.10
«Работа с пластическими материалами» - 5 часов
6
Беседа «Пластический материал»
1
10.10
7
Лепка из пластилина. Лепим черепашку.
1
17.10
8
Аппликация из пластилина.
1
24.10
9
Лепка из солёного теста.
1
31.10
10
Лепка из солёного теста. «Зоопарк».
1
07.11
«Работа с бумагой и картоном» - 10 часов
11
Беседа «Бумага и её свойства»
1
14.11
12
Аппликация и мозаика из обрывных кусочков бумаги.
1
21.11
13
Поделка «Слон»
1
28.11
14
Бумагосложение, поделка «Бабочка»
1
05.12
15
Новогодние украшения. Гирлянда.
1
12.12
16
Вырезаем снежинки.
1
19.12
17
Полезный кармашек.
1
26.12
18
Работа с гофрированной бумагой. Светофор.
1
09.01
19
Оригами. Животные.
1
16.01
20
Оригами. Закладка – карандаш.
1
23.01
«Рукоделие из ниток» - 7 часов
21
Беседа «Мир и разнообразие ниток»
1
30.01
22
Изготовление закладки
1
06.02
23
Кукла-оберег
1
13.02
24
Поделка «Подарок для мамы»
1
20.02
25
Аппликация из ниток.
1
27.02
26
Делаем цветы. Одуванчик.
1
06.03
27
Изготовление вазы.
1
13.03
«Работа с бросовым материалом» - 7 часов
28
Ваза из одноразовых ложек
1
20.03
29
Вторая жизнь варежки.
1
27.03
30
Гусеница из яичной упаковки
1
03.04
31
Веер из вилок
1
10.04
32
Цветы из крышек.
1
17.04
33
Поделки из ниток. Корзинка для мелочей.
1
24.04
34
Поделки из киндер – яиц.
1
02.05
«Работа с тканью» - 3 часа
35
Беседа «Виды тканей»
1
08.05
36
Изготовление салфетки.
1
15.05
37
Аппликация из разных видов тканей.
1
22.05
38
Итоговое занятие. Выставка работ.
1
29.05
Календарно-тематическое планирование для группы № 2
(1 класс)
№п/п
Тема занятия
Количество часов
Дата проведения занятий (план)
Дата проведения занятий (факт)
1
Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях.
1
06.09
«Работа с природным материалом» - 4 часа
2
Беседа «Осенние листья». Сбор материала.
1
13.09
3
Аппликация из осенних листьев.
1
20.09
4
Рисование осенними листьями.
1
27.09
5
Аппликация из осенних листьев на тему: «Овощи».
1
04.10
«Работа с пластическими материалами» - 5 часов
6
Беседа «Пластический материал»
1
11.10
7
Лепка из пластилина. Лепим черепашку.
1
18.10
8
Аппликация из пластилина.
1
25.10
9
Лепка из солёного теста.
1
01.11
10
Лепка из солёного теста. «Зоопарк».
1
08.11
«Работа с бумагой и картоном» - 10 часов
11
Беседа «Бумага и её свойства»
1
15.11
12
Аппликация и мозаика из обрывных кусочков бумаги.
1
22.11
13
Поделка «Слон»
1
29.11
14
Бумагосложение, поделка «Бабочка»
1
06.12
15
Новогодние украшения. Гирлянда.
1
13.12
16
Вырезаем снежинки.
1
20.12
17
Полезный кармашек.
1
27.12
18
Работа с гофрированной бумагой. Светофор.
1
10.01
19
Оригами. Животные.
1
17.01
20
Оригами. Закладка – карандаш.
1
24.01
«Рукоделие из ниток» - 7 часов
21
Беседа «Мир и разнообразие ниток»
1
31.01
22
Изготовление закладки
1
07.02
23
Кукла-оберег
1
14.02
24
Поделка «Подарок для мамы»
1
21.02
25
Аппликация из ниток.
1
28.02
26
Делаем цветы. Одуванчик.
1
07.03
27
Изготовление вазы.
1
14.03
«Работа с бросовым материалом» - 7 часов
28
Ваза из одноразовых ложек
1
21.03
29
Вторая жизнь варежки.
1
28.03
30
Гусеница из яичной упаковки
1
04.04
31
Веер из вилок
1
11.04
32
Цветы из крышек.
1
18.04
33
Поделки из ниток. Корзинка для мелочей.
1
25.04
34
Поделки из киндер – яиц.
1
02.05
«Работа с тканью» - 3 часа
35
Беседа «Виды тканей»
1
08.05
36
Изготовление салфетки.
1
16.05
37
Аппликация из разных видов тканей.
1
23.05
38
Итоговое занятие. Выставка работ.
1
30.05
Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы
Существенную помощь в достижении поставленных задач окажет методически грамотно построенная работа с учебными пособиями. Для реализации задач данной программы учащимся предлагаются следующие учебные пособия автора Т.Н. Просняковой. Книги серии «Любимый образ»: «Бабочки», «Собачки», «Кошки», «Цветы», «Деревья»; Рабочие тетради: «Школа волшебников», 1 класс; «Волшебные секреты», 2 класс; Книга «Забавные фигурки. Модульное оригами». Эти пособия можно использовать как логическое продолжение основного курса «Технология» по системе развивающего обучения Л.В. Занкова. Также они могут быть использованы и учащимися, занимающимися по другим программам. Работа с комплектом учебных пособий представит детям широкую картину мира прикладного творчества, поможет освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями.
На первом этапе формируется деятельность наблюдения. Ребенок анализирует изображение поделки, пытается понять как она выполнена, из каких материалов. Далее он должен определить основные этапы работы и их последовательность, обучаясь при этом навыкам самостоятельного планирования своих действий. В большинстве случаев основные этапы работы показаны в пособиях в виде схем и рисунков. Однако дети имеют возможность предлагать свои варианты, пытаться усовершенствовать приёмы и методы, учиться применять их на других материалах.
Следует помнить, что задача занятия — освоение нового технологического приема или комбинация ранее известных приемов, а не точное повторение поделки, предложенной в пособии. Такой подход позволяет оптимально учитывать возможности каждого учащегося, поскольку допускаются варианты как упрощения, так и усложнения задания.
Дети могут изготавливать изделия, повторяя образец, внося в него частичные изменения или реализуя собственный замысел. Следует организовывать работу по поиску альтернативных возможностей, подбирать другие материалы вместо заданных, анализируя при этом существенные и несущественные признаки для данной работы.
Системно-деятельностный и личностный подходы в начальном обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей. исходя из этого, программа «Умелые руки» предусматривает большое количество развивающих заданий поискового и творческого характера. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет возможность принять самостоятельное решение о выборе задания, исходя из степени его сложности. Он может заменить предлагаемые материалы на другие, с аналогичными свойствами и качествами. Содержание программы нацелено на активизацию художественно-эстетической, познавательной деятельности каждого учащегося с учётом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей, преемственность с дошкольными видами деятельности детей, формирование мотивации детей к труду.
В программе уделяется большое внимание формированию информационной грамотности на основе разумного использования развивающего потенциала информационной среды образовательного учреждения и возможностей современного школьника. Передача учебной информации производится различными способами (рисунки, схемы, выкройки, чертежи, условные обозначения). Включены задания, направленные на активный поиск новой информации – в книгах, словарях, справочниках. Развитие коммуникативной компетентности происходит посредством приобретения опыта коллективного взаимодействия, формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка. Программа курса предусматривает задания, предлагающие разные виды коллективного взаимодействия: работа в парах, работа в малых группах, коллективный творческий проект, инсценировки, презентации своих работ, коллективные игры и праздники.
Список использованной литературы.
1.Григорьев, Е. И. «Современные технологии социально - культурной деятельности» / Е. И. Григорьев., Тамбов, 2004
2.Иванченко В. Н. Занятия в системе дополнительного образования детей. Учебно – методическое пособие для руководителей ОУДОД, методистов, педагогов – организаторов, специалистов по дополнительному образованию детей, руководителей образовательных учреждений, учителей, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. Ростов н/Д: Из-во «Учитель», 2007. -288с.
3.Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации / Сост. Н. К. Беспятова. – М.: Айрис – пресс, 2003. – 176с. – (Методика).
4.Астраханцева, С. В. Методические основы преподавания декоративно – прикладного творчества: учебно – методическое пособие/С. В. Астраханцева, В. Ю. Рукавица, А. В. Шушпанова; Под науч. ред. С. В. Астраханцевой. – Ростов р/Д: Феникс, 2006. – 347 с.: ил. – (Высшее образование).
5.Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч.1/ [М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова и др.; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения).]
6.Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/[В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В. А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.-111с. – (Стандарты второго поколения).
10.Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 2. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2015. – (Стандарты второго поколения).
11. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Умные руки – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
12. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Уроки творчества – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.