Программа рассчитана на 35 ч. в год (1 час в неделю). Программой предусмотрено проведение: практических работ – 34 урока.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения изобразительного искусства на ступени среднего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по изобразительному искусству. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
В современных условиях развития системы народного образования с особой остротой встает проблема формирования духовного мира, эстетической культуры, мировоззренческих позиций и нравственных качеств, художественных потребностей подрастающего поколения. В этом деле важнейшее значение имеет искусство и прежде всего изобразительное искусство, охватывающее целый комплекс художественно-эстетических отношений личности к окружающей действительности.
Цель: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Изучение изобразительного искусства на ступени среднего общего образования направлено на достижение следующих задач:
развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру; формирование понимания красоты, гармонии цветового богатства действительности;
способствовать освоению школьниками знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
способствовать овладению учащимися умениями, навыками, способами художественной деятельности;
воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре;
ознакомление с творчеством выдающихся художников прошлого и настоящего.
Рабочая программа содержит в себе 5 разделов: «Рисование с натуры», «Тематическое рисование», «Беседы» ,«Тренировочные
упражнения», «Декоративное рисование».
Рабочей программой по изобразительному искусству в 6 классе предусмотрены три основных вида художественной деятельности.
Основными направлениями в художественной деятельности являются:
Изобразительная деятельность (рисование с натуры , по представлению, по памяти – живопись, рисунок) – 16 часов
Декоративно- прикладная деятельность (декоративная работа – орнаменты, росписи, эскизы оформления изделий , дизайн, аппликации, изобразительные техники) – 20 часов
Наблюдение за видимым миром (беседа) – 4 часа
Эти виды художественной деятельности тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга в решении поставленных программой задач.
Изобразительное искусство как учебный предмет опирается на такие учебные предметы средней школы как: литература, русский язык, музыка, технология, история, биология, что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью.
Особенности организации художественной деятельности по направлениям по предмету изобразительное искусство
Изобразительная деятельность (рисование с натуры, рисование на темы). Рисование с натуры (рисунок и живопись) включает в себя изображение находящихся перед школьниками объектов действительности, а также рисование их по памяти и по представлению карандашом, акварельными и гуашевыми красками, пером и кистью.
Рисование на темы – это рисование композиций на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, которое ведется по памяти, на основе предварительных целенаправленных наблюдений, по воображению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры. В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения пропорций, конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета предметов. Важное значение приобретает выработка у учащихся умения выразительно выполнять рисунки.
Декоративно-прикладная деятельность (декоративная работа и дизайн) осуществляется в процессе выполнения учащимися творческих декоративных композиций, составления эскизов оформительских работ (возможно выполнение упражнений на основе образца). Учащиеся знакомятся с произведениями народного декоративно-прикладного искусства.
Работы выполняются на основе декоративной переработки формы и цвета реальных объектов – листьев, цветов, бабочек, жуков и т.д., дети начинают рисовать карандашом, а затем продолжают работу кистью, самостоятельно применяя простейшие приемы народной росписи.
Во время практических работ важно использование школьниками самых разнообразных художественных материалов и техник: графических карандашей, акварели, гуаши, пастели, цветных мелков, цветной тонированной бумаги, ретуши, линогравюры и т.д.
Дизайн, являясь разновидностью художественного творчества, синтезом изобразительного, декоративно-прикладного, конструкторского искусства, художественной графики и черчения, в современном мире определяет внешний вид построек, видов наземного воздушного и речного транспорта, технических изделий и конструкций, рекламы, мебели, посуды, упаковок, детских игрушек и т.д.
Дизайн, в отличие от других видов художественного творчества органично соединяет эстетическое и трудовое воспитание, так как это процесс создания вещи (от замысла до изготовления в материале).
Дизайн вещей занимает в жизни детей важнейшее место, особенно в наше время, когда мир детей перенасыщен промышленной продукцией.
Детское дизайнерское творчество способствует появлению вещей, придуманных и изготовленных самими детьми, которые особо ценятся ими, становятся любимыми. В этом процессе учащиеся познают радость созидания и приобретенного опыта, получают удовольствие от использования собственных изделий. Также этот процесс стимулирует художественные и творческие таланты.
В содержание предмета входит эстетическое восприятие действительности и искусства (ученик - зритель), практическая художественно-творческая деятельность учащихся (ученик - художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.
В основе программы лежит тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового, эстетического и патриотического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности.
Блоки объединяют конкретные темы уроков, учебных заданий независимо от вида занятий (рисование с натуры, на тему, беседа по картинам художников и т.д.), что позволяет более полно отразить в изобразительной деятельности времена года, более обстоятельно построить межпредметные связи с другими уроками, учесть возрастные особенности детей, их познавательные и эстетические интересы.
В процессе учебной работы дети должны получить сведения о наиболее выдающихся произведениях отечественных и зарубежных художников, познакомиться с отличительными особенностями видов и жанров изобразительного искусства, сформировать представление о художественно-выразительных средствах изобразительного искусства (композиция, рисунок, цвет, колорит, светотень и т.п.), получить теоретические основы изобразительной грамоты.
В шестом классе дети знакомятся с различными доступными их возрасту видами изобразительного искусства. Используя лучшие образцы народного искусства и произведения мастеров, учитель воспитывает у них интерес и способность эстетически воспринимать картины, скульптуры, предметы народного художественного творчества, иллюстрации в книгах, формирует основы эстетического вкуса детей, умение самостоятельно оценивать произведения искусства.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Программа рассчитана на 35 ч. в год (1 час в неделю). Программой предусмотрено проведение: практических работ – 34 урока.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения изобразительного искусства на ступени среднего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по изобразительному искусству. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
В современных условиях развития системы народного образования с особой остротой встает проблема формирования духовного мира, эстетической культуры, мировоззренческих позиций и нравственных качеств, художественных потребностей подрастающего поколения. В этом деле важнейшее значение имеет искусство и прежде всего изобразительное искусство, охватывающее целый комплекс художественно-эстетических отношений личности к окружающей действительности.
Цель: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Изучение изобразительного искусства на ступени среднего общего образования направлено на достижение следующих задач:
развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру; формирование понимания красоты, гармонии цветового богатства действительности;
способствовать освоению школьниками знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
способствовать овладению учащимися умениями, навыками, способами художественной деятельности;
воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре;
ознакомление с творчеством выдающихся художников прошлого и настоящего.
Рабочая программа содержит в себе 5 разделов: «Рисование с натуры», «Тематическое рисование», «Беседы» ,«Тренировочные
упражнения», «Декоративное рисование».
Рабочей программой по изобразительному искусству в 6 классе предусмотрены три основных вида художественной деятельности.
Основными направлениями в художественной деятельности являются:
Изобразительная деятельность (рисование с натуры , по представлению, по памяти – живопись, рисунок) – 16 часов
Декоративно- прикладная деятельность (декоративная работа – орнаменты, росписи, эскизы оформления изделий , дизайн, аппликации, изобразительные техники) – 20 часов
Наблюдение за видимым миром (беседа) – 4 часа
Эти виды художественной деятельности тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга в решении поставленных программой задач.
Изобразительное искусство как учебный предмет опирается на такие учебные предметы средней школы как: литература, русский язык, музыка, технология, история, биология, что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью.
Особенности организации художественной деятельности по направлениям по предмету изобразительное искусство
Изобразительная деятельность (рисование с натуры, рисование на темы). Рисование с натуры (рисунок и живопись) включает в себя изображение находящихся перед школьниками объектов действительности, а также рисование их по памяти и по представлению карандашом, акварельными и гуашевыми красками, пером и кистью.
Рисование на темы – это рисование композиций на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, которое ведется по памяти, на основе предварительных целенаправленных наблюдений, по воображению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры. В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения пропорций, конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета предметов. Важное значение приобретает выработка у учащихся умения выразительно выполнять рисунки.
Декоративно-прикладная деятельность (декоративная работа и дизайн) осуществляется в процессе выполнения учащимися творческих декоративных композиций, составления эскизов оформительских работ (возможно выполнение упражнений на основе образца). Учащиеся знакомятся с произведениями народного декоративно-прикладного искусства.
Работы выполняются на основе декоративной переработки формы и цвета реальных объектов – листьев, цветов, бабочек, жуков и т.д., дети начинают рисовать карандашом, а затем продолжают работу кистью, самостоятельно применяя простейшие приемы народной росписи.
Во время практических работ важно использование школьниками самых разнообразных художественных материалов и техник: графических карандашей, акварели, гуаши, пастели, цветных мелков, цветной тонированной бумаги, ретуши, линогравюры и т.д.
Дизайн, являясь разновидностью художественного творчества, синтезом изобразительного, декоративно-прикладного, конструкторского искусства, художественной графики и черчения, в современном мире определяет внешний вид построек, видов наземного воздушного и речного транспорта, технических изделий и конструкций, рекламы, мебели, посуды, упаковок, детских игрушек и т.д.
Дизайн, в отличие от других видов художественного творчества органично соединяет эстетическое и трудовое воспитание, так как это процесс создания вещи (от замысла до изготовления в материале).
Дизайн вещей занимает в жизни детей важнейшее место, особенно в наше время, когда мир детей перенасыщен промышленной продукцией.
Детское дизайнерское творчество способствует появлению вещей, придуманных и изготовленных самими детьми, которые особо ценятся ими, становятся любимыми. В этом процессе учащиеся познают радость созидания и приобретенного опыта, получают удовольствие от использования собственных изделий. Также этот процесс стимулирует художественные и творческие таланты.
В содержание предмета входит эстетическое восприятие действительности и искусства (ученик - зритель), практическая художественно-творческая деятельность учащихся (ученик - художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.
В основе программы лежит тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового, эстетического и патриотического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности.
Блоки объединяют конкретные темы уроков, учебных заданий независимо от вида занятий (рисование с натуры, на тему, беседа по картинам художников и т.д.), что позволяет более полно отразить в изобразительной деятельности времена года, более обстоятельно построить межпредметные связи с другими уроками, учесть возрастные особенности детей, их познавательные и эстетические интересы.
В процессе учебной работы дети должны получить сведения о наиболее выдающихся произведениях отечественных и зарубежных художников, познакомиться с отличительными особенностями видов и жанров изобразительного искусства, сформировать представление о художественно-выразительных средствах изобразительного искусства (композиция, рисунок, цвет, колорит, светотень и т.п.), получить теоретические основы изобразительной грамоты.
В шестом классе дети знакомятся с различными доступными их возрасту видами изобразительного искусства. Используя лучшие образцы народного искусства и произведения мастеров, учитель воспитывает у них интерес и способность эстетически воспринимать картины, скульптуры, предметы народного художественного творчества, иллюстрации в книгах, формирует основы эстетического вкуса детей, умение самостоятельно оценивать произведения искусства.
II. Учебно – тематический план
Номер урока
Тема
Вид занятий
1
Что нужно знать для грамотного рисования. Летние впечатления
Беседа, тематическое рисование; анкетирование, определяющее уровень знаний, навыков по предмету ИЗО; работа в тетради по ИЗО; знакомство с учебниками по ИЗО, правилами работ/, инструментами
2
Полный цветовой круг
Учебное задание по живописи; основы цветоведения и изобразительной грамоты; система требований к работам; основные, смешанные, теплые, холодные, контрастные, сближенные цвета
3
Живописные и графические упражнения
Работа графическими и живописными материалами; цветовая растяжка, графические упражнения (линией, штрихом, пятном, силуэтом и др.)
4
Осенний лист, бабочка и фрукты
Рисование с натуры, по памяти, по представлению, с таблиц; палитра осенних цветов; симметрия и ее роль в природе, в изображении; окраска в природе; декоративность, теплый и холодный колорит, сближенные цвета
5-6
Рисование натюрморта: комнатный цветок и яблоко; корзина с овощами
Рисование с натуры; анализ натуры, ее конструкции, цвета, светотени; беседа «Натюрморт в живописи»;
1-й урок – карандаш, линейное изображение, конструкция; определение цветовых сочетаний (первая пропись);
Тематическое рисование; элементы композиции, перспективы; фигура человека в пейзаже; выбор положения листа в зависимости от сюжета; жанр пейзажа, его виды, беседа «Пейзаж в живописи», работа «по сухому», «по мокрому».
8
Наброски домашних животных (лошадь, корова, коза, собака, кошка)
Рисование с натуры, по памяти, с таблиц, иллюстраций, реальных объектов. Анималистика в ИЗО; беседа о художниках (Ватагин, Чарушин и др.); сравнительная анатомия, зависимость строения от среды обитания, движения; элементы композиции; графические материалы.
9
На дне морском
Тематическое рисование, рисование по памяти и с натуры живых объектов; работа с трафаретом (рыба); маскировка, мимикрия в природе у птиц, животных; композиция, сюжет; живопись «по мокрому» (фон, рыба – 1 слой), «по сухому» (прописывание деталей, рыба)
10
. Невиданный зверь
Тематическое рисование; рисунок-фантазия; рисунок-тест; анализ и синтез в изображении художника; анималистика
11
Наброски с куклы-игрушки
Рисование с натуры, живопись; анализ формы, светотени, цвета
12
Наброски с фигуры человека, сидящего в профиль (в легкой одежде, не скрывающей телосложение)
Рисование с натуры:
1-й урок – мальчик, графика;
2-й урок – девочка, живопись; беседа «Портрет в творчестве русских художников»; пропорции фигуры (1:6, 1:7), модель (позируют школьники); знакомство с пластической анатомией, скелетом, мускулатурой; общее и отличительное; рисование фигуры человека от схемы; последовательное ведение работы
14
Фигура человека в движении. Спорт.
Аппликация; декоративная работа на основе наблюдений за натурой – человеком; человек в движении с атрибутами спорта; составление фигуры человека из заготовок (элементов фигуры) на основе пропорции; поза, одежда, дополнения; анализ произведений искусства
15
Две контрастные фигуры
Рисование по памяти, с натуры реальных объектов; контраст в изобразительном искусстве, его разновидности, художественный образ; карикатура как контраст; фигуры во весь рост
16
Новогодняя открытка, приглашение на бал
Графика, ее виды, прикладная графика; язык графики; элементы открытки, условность цвета, изображения, краткость текста, доходчивость, ясность; промграфика; шрифт; декоративное рисование и аппликация, на их основе – конструирование макета открытки
17
Зимние забавы (развлечения, спорт). Комиксы.
Тематическое рисование; разновидность современной книжной графики – комиксы; общие корни с книгой (литературная основа, текст, развитие сюжета) и кино («покадровое» построение, «мультяшность»); просмотр мультфильма
18-19
Мы рисуем инструменты
Наброски с натуры столярных, слесарных, строительных и др.инструментов; анализ формы, пропорций, конструкций; геометрическая основа формы; перспективные сокращения; техника работы графическими материалами
20
Знаменитые архитектурные ансамбли, памятники Москвы, Санкт-Петербурга
Беседа-видеоэкскурсия; работа в тетради по ИЗО; просмотр зрительных материалов, сообщения учащихся; архитектура как вид ИЗО; архитектурные памятники Москвы и Санкт-Петербурга
21
Наши новостройки
Тематическое рисование; рисование построек с натуры, по наблюдению, по памяти, с таблиц; призматические формы в окружающей жизни; перспектива с одной, двумя точками схода; работа от эскиза; анализ произведений искусства
22-23
Красота народного костюма
Декоративное рисование, аппликация, использование шаблонов, трафарета; беседа о социально-историческом значении русского народного костюма, его символике; части одежды, виды, традиции разных областей; костюм – наследие культуры;
1-й урок – эскиз костюма на основе фигуры (куклы), цвет» 2-1 урок – деталирование, элементы из аппликации (узоры, фон, пейзаж, изба, трава, цветы_
24
Русский быт в прошлые века. Иллюстрации к литературному произведению.
Беседа о творчестве русских художников Х1Х века; Репин, Суриков, передвижники; тематическое рисование – иллюстрация к литературному произведению, близкому по теме к анализируемым живописным произведениям (н.Некрасов, А.Кольцов, А.Майков и др.); работа от эскиза
25
Материнство («Рождество» или «Новорожденный»)
Тематическое рисование; тема женской красоты, материнства в изобразительном искусстве; взаимосвязь светской темы и библейских сюжетов, общее и различное; анализ произведений живописи
26
Красота орнамента. Гипсовый трилистник.
Рисование с натуры гипсового орнамента.
Возможные варианты:
карандаш, светотеневая разработка
работа акварелью в технике «гризайль»;
лепка.
Обобщение и стилизация, поэтапная работа от общего к частному; штрих по форме
27-28
Иллюстрация к литературному произведению (по школьной программе) на основе отечественной истории, культуры.
Беседа на тему красоты русского деревянного, каменного зодчества, искусства плотников и каменщиков, об интерьере крестьянской избы; символике; о художественных замыслах; анализ произведений искусства; тематическое рисование – иллюстрации к произведениям Аксакова С. «Аленький цветочек», А.Пушкина «Сказка о мертвой царевне», «Руслан и Людмила», сбор материала по теме; композиция, перспектива
29-30
Космические дали
Тематическое рисование, декоративное конструирование – макет марки (аппликативное оформление рисунка); рисунок-фантазия. Космонавтика: новая разновидность пейзажа; обязательные элементы пейзажа. Филателия, как разновидность прикладной графики. Работа от эскиза (3 варианта) к большому формату. Элементы марки: год, страна, название и пр.
31
Разработка герба
Геральдика, ее история; условность изображения, символика в композиции герба, роль линии, цвета; герб страны, родного города; разработка герба (личного, школы, класса, кабинета, города); декоративное рисование; принципы композиции
32
Афиша цирка
Беседа о разновидности графики – плакате: плакат и его виды; средства художественной выразительности плаката; анализ произведений искусства; декоративное рисование
33
Человек и профессия. Поясной портрет
Рисование с натуры, по представлению, памяти, с таблиц; беседа о портрете как жанре живописи, о знаменитых портретистах (О.Кипренский, К.Брюллов, В. Тропинин, И.Репин, В.Серов, Рембрандт, Тициан, Ван Дейк, Рафаэль, П.Рубенс и др.); разновидности портрета; пластика и анатомия тела человека, головы, мимика; униформа, профессиональные предметы и орудия труда
34
Портрет-шутка
Рисунок-фантазия; реальность и фантазия в творчестве; анализ и синтез; символика.
Беседа о художнике ХУ1 века Д. Аргимбольдо, гримерах в театре; создание портрета из овощей и фруктов, сохранив пропорции лица.
35
Весенний букет
Рисование с натуры натюрморта: цветы вазе, фрукты; беседа о натюрморте в живописи, анализ произведений художников; выбор точки зрения, компоновки в формате; разнообразие форм цветов. Подведение итогов
III. Содержание курса
Что нужно знать для грамотного рисования. Летние впечатления (1 час – практ. работа, наблюдение)
Цели и задачи: определение уровня подготовки детей, расширение знаний о разнообразных возможностях художественных материалов; вспомнить виды изобразительного искусства; познакомить учащихся с учебной и дополнительной литературой по предмету ИЗО; учить рисовать по памяти, передавать впечатления, полученные в жизни, использовать законы композиции (выделение композиционного центра, передача светотени, пространства, гармония цветов); развивать объем зрительных представлений и впечатлений от натуры, графические навыки и умения, воображение, творческую фантазию, глазомер: воспитывать трудолюбие, усидчивость, товарищество, взаимопомощь.
Задание: анкетирование (ответить на вопросы и закончить фразу), решение кроссвордов, нарисовать то, что больше всего понравилось и запомнилось из летнего отдыха.
Материалы: учебники по ИЗО разных годов выпуска, журнал «Юный художник», методические таблицы «Виды изобразительного искусства», «Жанры живописи», «Последовательность работы над композицией», натуральный материал (осенние листья, цветы, плоды), графические материалы, тетради по ИЗО, ручки.
Цели и задачи: развивать графические умения и навыки; изучить свойства цветов и приемы поиска новых цветов; расширять знания о возможностях художественных материалов.
Задание: нарисовать полный цветовой круг, используя обе группы цветов: хроматические и ахроматические.
Литературный ряд: стихи о цветах (живописных).
3. Живописные и графические упражнения (2 часа – практ. работа)
Цели и задачи: определить уровень подготовки детей4 расширить знания о разнообразных возможностях художественных материалов; изучать основы цветоведения, графики; развивать графические умения и навыки, глазомер, аккуратность, усидчивость, внимание, аналитические способности, ассоциативное мышление
Задание: Выполнит графические упражнения: рассматривание рисунков, выполненных разными графическими материалами, заполнение формата для определения зрительного центра, творческое задание – рассечение формата пересекающимися линями, раскрашивание, составление композиции из пересекающихся линейных фигур, композиционное упражнение.
Материалы: альбом, краски, , линейка, методические таблицы «Цветовой кргу», «Теплые и холодные цвета», «Графические упражнения».
4. Осенний лист. Бабочка и фрукты (1 час – практ.работа).
Цели и задачи: развивать графические навыки: учить воспринимать и передавать пропорции, оттенки основных и дополнительных цветов в окраске осенних листьев, разных по форме бабочек; расширять знания о разнообразии художественных материалов и изобразительных средств; углубить знания о симметрии как одном из законов природы, окружающего мира; повторить навыки рисования симметричных предметов; освоить метод стилизации реальных форм в декоративные, упрощения ради художественной выразительности; воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.
Задание:под руководством учителя выполнить живописную работу.
Материалы: акварель, гуашь, палитра, бумага, кисти, осенние листья, иллюстрации и открытки бабочек, листья разных деревьев, линейка, методические таблицы «Симметрия. Построение симметричных предметов», «Палитра осеннего леса».
5-6. Рисование натюрморта. Комнатный цветок и яблоко. Корзина с овощами. (2 часа – практ. работа)
Цели и задачи: расширить представление детей о жанре натюрморта, ознакомить с работами художников в этой области; учить анализировать выразительность изобразительных средств, форму сложных предметов; закрепить умение в использовании закономерностей линейной и воздушной перспективы, светотени, цветоведения; рисовать с натуры; уметь сравнить свою работу с изображаемой натурой и исправить ошибки; соблюдать последовательность графического и живописного изображения; использовать возможности цвета, цветового контраста, теплого и холодного колорита; развивать зрительную память в передаче впечатлений; пробудить фантазию, умение комбинировать детали
Задание: самостоятельно нарисовать с натуры группу предметов, провести анализ цвета предметов.
Материал: альбом, карандаш, краски (акварель или гуашь), кисти, бумага, палитра, баночки с водой, комнатный цветок с крупными выразительными листьями, корина с овощами, драпировка, чайник, яблоко, поднос, контрастный фон.
Зрительный ряд: таблицы и пособия «Этапы рисования с натуры натюрморта», работы учащихся, репродукции: И.Машков «Яблоки и груши», «Бегонии», Ф.Толстой «Натюрморт с камелией», И.Крамской «Букет цветов. Флоксы», К.Коровин «Розы»
7. В осеннем лесу, парке (1 час – практ. работа).
Цели и задачи: проводить словесное и изобразительное описание осенней природы и учить использовать свойства линейной, воздушной перспективы; изучать строение деревьев, кустарников, передавать эти знания и наблюдения в рисунках; показать связь человека и природы; развивать экологическое мышление; обучать навыкам выделения и развития сюжетного центра композиции , создания определенного колорита, передачи настроения через цвет; продолжить освоение техники живописи «мазком»
Задание: создание художественного образа природы, передача настроения в рисунке с помощью цвета; сюжетный и смысловой центр рисунка – человек.
Материал: простой карандаш, ластик, краски, кисти, баночки с водой, бумага, палитра, листья разных деревьев, методические таблицы «Палитра осеннего леса», детские рисунки, фотографии леса, отдельных деревьев..
Литературный ряд : стихи и загадки о деревьях, рассказ Г.Скребицкого «Художник-осень», отрывок из произведения С.Т.Аксакова «Осень».
Музыкальный ряд: П.Чайковский «Времена года», А.Вивальди «Времена года».
8. Наброски домашних животных (лошадь, крова, коза, собака, кошка)( 1 час – практ.работа)
Цели и задачи: формировать знания об анималистическом жанре в изобразительном искусстве; ознакомить с творчеством художников –анималистов Ватагина, Чарушина, Лансере и др.; провести сравнительный анализ анатомии животных, сходных построению тела, связать особенности внешнего облика со средой обитания; развивать навыки композиции, владения графическими материалами и средствами художественной выразительности; воспитывать культуру поведения.
Задание: под руководством учителя сделать рисунок лошади, дать рисунку название.
Материал: карандаши простые, цветные, акварель, цветные мелки, тушь и др. графические материалы, игрушки с изображением животных.
Зрительный ряд: методические пособия; рисунки детей, фотографии животных, иллюстрации, репродукции картин: В.Серов «бегущая лошадь в упряжке», К.Коровин «зимой», А.Лаптев «Рисунки лошадей», К.Петров-Водкин «Купание красного коня», мини-скульптуры с изображением животных.
Литературный ряд: стихи, загадки о животных
9. На дне морском. (1 час – практ. работа).
Цели и задачи: закрепить знания об анималистическом жанре; совершенствовать умения рисовать животных; углубить знания о размерах, анатомическом строении, цветовой окраске, пространственном положении тела животного; учить видеть общее и индивидуальное в строении тела животных (особенно родственных); повторить технику работы «по сухому», «по мокрому»; показать принцип работы с трафаретом; воспитывать взаимную вежливость, дисциплину, аккуратность, коллективистские качества, экологическую культуру.
Задание: пд руководством учителя выполнить рисунок по теме с использованием трафаретов, прописать цветом.
Материал: гуашь, карандаш простой, ластик, бумага, баночки с водой, палитра, учебные таблицы и пособия с изображением рыб, обитателей морского (речного) дна, ракушек, водорослей, игрушки, сувениры, шаблоны, трафареты, книги по теме..
Зрительный ряд: фотографии, иллюстрации книг, рисунки методического фонда.
Литературный ряд: загадки, стихи, отрывки из литературных произведений.
10. Невиданный зверь. (1 час – практ. работа).
Цели и задачи: закреплять знания о жанре анималистки; анализировать, сравнивать анатомию разных животных, выделять общее и различное, уметь связать особенности внешнего вида животного (птицы, рыбы) со средой обитания, особенностями образа жизни; развивать графические навыки; совершенствовать способности образного мышления и представления; воспитывать коллективистские качества, взаимную вежливость, аккуратность, внимание, дисциплину
Материал: методические таблицы, книги с иллюстрациями, разрезная книжка игрушка «Чепуха», доска, мел, графические материалы, книги с иллстрациями
Зрительный ряд: методические таблицы с изображением диких и домашних животных, иллюстрации Е.Чарушина, В.Серова, Леонардо да Винчи, П.Клодта, Е.Лансера, П.Трубецкого, рисунки методического фонда
11. Наброски с куклы - игрушки. (1 час – практ. работа)
Цели и задачи: анализировать пропорции, конструктивно-анатомическое строение объемной формы (повторяющей фигуру человека); совершенствовать умение последовательного ведения работы; подготовить переход от рисования с натуры куклы к рисованию с натуры человека.
Задание: выполнить рисунок куклы под руководством учителя, используя графические художественные материалы.
Материалы: простой карандаш, ластик, сувениры, бумага, методические таблицы, объемные и бумажные куклы, «живая модель» ученики, кукла на шарнирах.
Зрительный ряд: наброски с фигуры человека И.Репина, В.Серова и др.репродукции картин: А.Дейнека «На просторе», «Раздолье», «Бег», Т.Яблонская «Утро», детские книги с иллюстрациями детей и кукол.
12-13. Наброски фигур человека, сидящего в профиль (в легкой одежде) ( 2 часа – практ.работа)
Цели и задания: дать представление о портрете как жанре живописи; познакомить с произведениями выдающихся мастеров-портретистов; учить анализировать пропорции конструктивно-анатомического строения тела человека, объемной формы; формировать умение выполнять наброски с натуры фигуры человека различными способами, тоновую и цветовую разработку формы; совершенствовать умения последовательного ведения работы и передачи в рисунке выразительных средств разными приемами работы акварелью, тушью.
Материалы: графические материалы, бумага, гуашь, акварель, книги с иллюстрациями (где есть сидящий человек0, методические таблицы, фотографии людей в легкой одежде, спортсменов.
14. Фигура человека в движении. Спорт (1 час – практ. работа).
Цели и задачи: закреплять знания о пропорции тела человека; совершенствовать умения и навыки в изображении фигуры человека с соблюдением анатомии тела разными изобразительными материалами и способами (аппликация., коллаж); развивать зрительную память, воображение, глазомер, творческое восприятие мира, наблюдательность.
Задание: под руководством учителя выполнить изображение спортсмена в технике аппликация..
Материалы: бумага цветная, вата, клей ПВА, ножницы, заготовки для аппликации, бумажная кукла с движущимися частями тела, пуговица, линейка
15. Две контрастные фигуры. (1 час– практ. работа).
Цели и задачи: ознакомить учащихся с понятием контраст в изобразительном искусстве, его разновидностями; закрепить навыки передачи пропорций, конструктивно-анатомического строения фигуры человека; совершенствовать умения последовательного ведения работы; развивать самоконтроль, дисциплину; уметь создавать выразительный художественный образ
Задание:придумать две контрастные человеческие фигуры, объединенные каким-либо действием (разговор, работа), использовать все возможные виды контраста в своей работе.
Материалы: книги с иллюстрациями, графические материалы, бумага, методические таблицы «Цветовой ургу», «Контрасты цвета, размеров» и т.п., «Пропорции человека»..
Зрительный ряд:работы детей, репродукции: П.Пикассо» Девочка на шаре», «Силач и мальчик», Ф.Решетников «Опять двойка», М.Антокольский «Иван Грозный», О.Домье «Прачки»
16. Новогодняя открытка (1 час – практ. работа).
Цели и задачи: совершенствовать навыки рисования, аппликации, гармоничного сочетания разных техник.
17. Зимние забавы, комиксы (развлечения, спорт) (2 час – практ.работа).
Цели и задачи: ознакомить учеников с комиксами как разновидностью современной книжной графики; найти общие корни с книгой и кино, компьютерной графикой; развивать графические умения и навыки, образное представление, фантазию, логику; направлять активность, внимание детей в творческую работу, воспитывать взаимную вежливость, товарищество, аккуратность, самодисциплину.
Задание: придумать возможные варианты зимних забав для комикса (игры на улице, игры у дома, елки, маскарад, зимние виды спорта, зимние сказки, мультфильмы. .
Материал: простой карандаш, ластик, бумага, гуашь, , детские книги-комиксы, книги о мультипликации
Зрительный ряд: реклама мультфильмов, детские работы, репродукции В.Суриков «Взятие снежного городка», П.Брейгель «Охотник на снегу», Л.Флоренкова «Новый год», А.Дейнека «Лыжники.
18-19. Мы рисуем инструменты (2 часа – практ. работа)
Цели и задачи: учить анализировать конструкцию предметов, расчленения ее до простейших составляющих их форм; передавать пространственное размещение отдельных частей предметов с учетом знаний линейной перспективы, светотень штриховкой; показывать перспективные сокращения плоскостей, граней, правильно определять углы перспективного сокращения; осуществлять межпредметные связи.
Задание: рисование натурной постановки
Материал: простой карандаш, бумага (цветная или тонированная), тушь, уголь, мелки.
Зрительный ряд: репродукции и фотографии с изображением натюрмортов с инструментами, методические таблицы, рисунки из методического фонда, натурная постановка (рубанок или стамеска, фуганок и т.п.)
20. Знаменитые архитектурные ансамбли Москвы и Санкт-Петербурга. (1 час – беседа)
Цели и задачи: ознакомить учащихся с ахитектурой как видом изобразительного искусства и наиболее значительными памятниками, воспитание интереса и любви к Все истории Отечества, Родине, творческое восприятие мира, творческий подход к работе, совершенствование графических навыков, развивать художественно-эстетический вкус учащихся.
Задание: викторина – угадать страну по ее архитектурной достопримечательности..
Материал: простой карандаш, краски (гуашь или акварель), кисти, баночки с водой, бумага, палитра.
Зрительный ряд: видеозаписи, фотографии архитектурных памятников (Кремля, Дворцовой площади и др.); репродукции картин русских художников с изображением данных ансамблей (А.Васнецов, К.Юон, В.Алексеев), фотоальбомы, наборы открыток, путеводители
21. Наши новостройки. (1 час – практ. работа).
Цели и задачи: ознакомить с архитектурой как видом изобразительного искусства, архитектурными памятниками родного края, страны; учить рисовать постройки с натуры, по наблюдению и по памяти;, уметь анализировать и определять исходные конструктивные формы в окружающих предметах; передавать свои впечатления в рисунке; изучать основные закономерности наблюдательной , линейной, воздушной перспективы.
Задание: самостоятельно сделать наброски автомашины (основные формы кузова, колес, прорисовывание деталей).
Материал: иллюстрации книг, детали строительных конструкторов, игрушки домики, графические материалы.
Зрительный ряд: репродукции картин: Ю.Пименов «Поездки», «Москва и москвичи», В.Попков «Строители Братской ГЭС», А.Чебаков «Космос», детские рисунки, методические таблицы «Последовательность выполнения рисунка», «Перспектива призмы с одной точкой схода, с двумя точками схода»
22-23. Красота народного костюма (русского). (1 час – беседа,1 час – практ.работа).
Цели и задачи: познакомить учащихся с особенностями русского праздничного костюма, с разнообразием и повсеместным распространением национального костюма как символа народа, страны; закрепить навыки создания художественного образа в декоративной композиции, владения графическими материалами, техникой аппликации; укреплять межпредметные связи (лит-ра, история, география, технология)
Задание: выполнить эскиз праздничного народного костюма.
Материал: методические таблицы, фотографии, иллюстрации по народному костюму, детские работы, бумажная кукла, графические материалы, клей, ветная бумага, бусины, тесьма, пуговицы.
24. Русский быт в прошлые века (1 час – практ.работа)
Цели и задачи: ознакомить детей с творчеством выдающихся русских художников Х1Х века (И.Репин, В.Суриков, В.Васнецов, передвижники); учить выбирать наиболее выразительный сюжет тематической композиции и проводить подготовительную работу к ней (эскизы, наблюдение, наброски, зарисовки), пользоваться правилами композиции, перспективы, светотени, ознакомить с книжной графикой.
Задание: проиллюстрировать стихотворение одного из русских поэтов-классиков Х!Х века – Н.Некрасова, А.Кольцова, А.Майкова, И.Сурикова и др..
Материал: простой карандаш, ластик, бумага, тетрадь по ИЗОР, акварель, тушь, белила, методические таблицы «Как работаь над композицией», детские рисунки, иллюстрации книг..
25. Материнство («Рождество» или «Новорожденный». (1 час – практ. работа).
Цели и задачи: ознакомить с темой женской красоты, материнства в изобразительном искусстве, иконописи, показать взаимопроникновение светской темы материнства и библейских сюжетов, общее и различное; ознакомить с историей праздника 8 Марта, развивать пространственное мышление, графические навыки, образное видение.
Задание:выбрать сюжет (светский иди библейский), выполнить работу в карандаше, затем в цвете, провести детальную проработку
Зрительный ряд:открытки по теме 8 марта, рождества; репродукции: икона «Владимирская богоматерь», Дюрер «Мадонна с младенцем», Леонардо да Винчи «Мадонна Литта», «Мадонна Бенуа», Рафаэль «Сикстинская мадонна», М.Савицки «Партизанская мадонна».
Литературный ряд: стихи, отрывки из рассказов о мамах, бабушках .
Музыкальный ряд: колыбельные песни .
26. Красота орнамента (1 час - практ. работа).
Цели и задачи: ознакомить с видами орнамента, освоить этапы работы от общего к частному, технику штриховки «по форме», знать и передавать закономерности конструктивного строения воображаемых предметов, основы линейной и воздушной перспективы, светотени; уметь пользоваться различными приемами работы карандашом, акварелью, гуашью, лепки из пластилина, добиваться точной и образной передачи действительных предметов; систематизировать знания о скульптуре
Задание: варианты: светотеневая разработка карандашом, работа акварелью в технике гризайль или лепка трилистника
Материал: графические материалы, акварель, палитра, кисти, пластилин, стеки, дощечки, банка с водой, тряпочки, натурная постановка , софит, драпировка, подставка подиум.
Зрительный ряд: разновидности орнамента и его использование в разных облстях искусства и в быту; методические таблицы «Построение и рисование трилистника», работы учащихся.
27-28. Иллюстрирование литературного произведения (1 час – беседа, 1 час – практ. работа)
Цели и задачи: познакомить с лучшими образцами русского деревянного и каменного зодчества, с принципами оформления интерьера избы, мелкой деревянной пластикой (прялки, утварь, игрушки и др.) в крестьянском быте; развивать навыки пользования перспективой, композиционными приемами; учить анализировать конструктивное строение изображаемых предметов с одной точкой схода в интерьере; уметь выбирать наиболее выразительный сюжет тематической композиции; межпредметные связи (история, география, краеведение, литература)
Задание:нарисовать интерьер русской избы
Материал:альбом, карандаши, акварель или гуашь, цветная бумага, мелки, банка, кисти, видеоматериалы с образцами русской и деревянной и каменной архитектуры, русских художественных промыслов
Зрительный ряд: иллюстрации, фотографии интерьеров крестьянских изб, Геогргиевский собор Юрьева Монастыря в Новгороде, Церковь Спаса Преображения в Новгороде, дворец в с.Коломенском, Москва
29-30. Космические дали (2 часа – практ. работа)
Цели и задачи: рассказать о достижениях в космонавтике, роли России в продвижении человека в космос,; способствовать патриотическому воспитанию детей, созданию у них праздничного настроения, гордости за страну; рассказать о красках космоса, о художнике-космонавте А.Леонове, о художнике А.Соколове, о новом виде пейзажа – космическом; развивать графические навыки, навыки ровной заливки цветом в пределах заданного контура, работы по «сухому», «по мокрому»; развивать творческую фантазию, эстетическое восприятие действительности; рассказать о процессе макетирования на производстве (журнал, марка, книга).
Задание: выполнить 3-4 эскиза м арки в карандаше, проработать мелкие детали
Материал: альбомы, акварель, гуашь, палитра, кисти, банка с водой, иллюстрации к научно-фантастическим произведениям.
Зрительный ряд: фотографии, технические рисунки, иллюстрации из журналов «Юный техник», «Вокруг света» с изображением космической техники, предметы декоративно-прикладного искусства: памятные значки, марки об освоении космоса, репродукции картин Леонва и Соколова на космическую тему.
31. Разработка герба (1 час – практ. работа)
Цели и задачи: познакомить детей с символическим языком декоративного искусства на примере гербов, флагов, эмблем, с гербами русских городов в разное историческое время, историей герба родного города; воспитывать чувство патриотизма, уважение истории и традициям своей Родины, к старшим поколениям; развивать графические навыки, владение композицией, эстетический кус.
Задание: придумать свой вариант герба для класса, кабинета..
Материал: книги по геральдике, значки с изображением гербов современных городов, марки, методические таблицы «Цветовая символика рыцарских гербов», Гербовые фигуры», изображение герба России, Новосибирска.
Литературный ряд: энциклопедия символов, знаков, эмблем ; государственные символы России.
32. Афиша цирка (1 час - практ. работа).
Цели и задачи: ознакомить с работой художника-графика в области плаката; учить понимать назначение, художественный язык плаката; уметь использовать художественные средства выразительности для создания обрз плаата
Задание:выполнить 2- эскиза цирковой афиши, выбрать лучший (с учителем) и разработать его
Материал: графические материалы, акварель, палитра, кисти, банка с водой.
Зрительный ряд: плакаты военного времени, Тулуз Лотрека, фото с примерами клоунады, жонглирования, цирковыми номерами.
33. Человек и профессия. Поясной портрет (1 час - практ. работа).
Цели и задачи: развивать графические навыки; формировать художественный вкус; активизировать творческое воображение; содействовать формированию эстетического отношения к действительности; воспитывать уважение к людям труда.
Задание:варианты: светотеневая разработка карандашом, работа акварелью в технике гризайль или лепка трилистника
Материал:графические материалы, альбом, методические таблицы «Пропорции лица», «Мимика. Схемы настроения», «Положение головы», «Скелет и мускулатура человека».
Цели и задачи: изучить пропорции и мимику лица; развивать зрительную память, глазомер, пространственное мышление, творческий склад ума, фантазию, художественный вкус, воображение, ассоциативное мышление; систематизировать знания учащихся по жанру портрета, его разновидностям; формировать умение найти координатные точки лица (опорные), ознакомит детей с творчеством художника Джузеппе Аргиимбольдо.
Задание:составить шуточный портрет из овощей, фруктов, травы и прочей флоры. Должны хорошо просматриваться основные черты лица, одновременно зритель должен угадать, из каких элементов составлен портрет
Материал:графические материалы, акварель, палитра, кисти, банка с водой, Зрительный ряд: репродукции портретов в прямом положении лица, снерезким контрастом светотени, хорошо просматриваемыми деталями: Ж.Гудн «Статуя Вольтера», «Портрет Нефертити», С.Коненков «Нике», В.Серов «Девочка с персиками», «Миша Мрозов». Д.Аргимбольдо, работы цикла «Времена года» - «Зима», «Осень», «Огонь».
35. Весенний букет (1 час - практ. работа).
Цели и задачи: учить рисовать цветы с натуры, по памяти, используя правила расположения рисунка на листе, зрительного равновесия форм, цвета, ритма; уметь выбирать точку зрения и формат для изображения натюрморта.
Задание:нарисовать натуры натюрморт из цветов в вазе и фруктов (карандаш, акварель)
Материал:графические материалы, акварель, палитра, кисти, дощечки, банка с водой, натурная постановка , софит, подставка подиум.
Зрительный ряд: репродукции:Ф.Толстой «Ветка липы в цвету», «Стрекоза», «Букет цветов, бабочка и птицы», И.Хруцкий «Цветы и фрукты», «Цветы и плоды», Ван Гог «Подсолнухи», А.Герасимов «После дождя».
IV. Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе.
Результаты обучения представлены в данном разделе и содержат три компонента: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
К концу обучения в шестом классе у обучающихся формируются представления об основных жанрах и видах произведений изобразительного искусства; известных центрах народных художественных ремесел России. Формируются умения различать основные и составные, теплые и холодные цвета; узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов; сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства). В результате обучения дети научатся пользоваться художественными материалами и применять главные средства художественной выразительности живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно- творческой деятельности. Полученные знания и умения учащиеся могут использовать в практической деятельности и повседневной жизни для: самостоятельной творческой деятельности, обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства, оценке произведений искусства при посещении выставок и художественных музеев искусства.
В результате изучения изобразительного искусства ученик 6 класса к концу учебного года должен
знать/понимать
- отдельные произведения выдающихся мастеров русского изобразительного искусства прошлого и настоящего;
- особенности художественных средств различных видов и жанров изобразительного искусства;
- национальные особенности в классическом изобразительном и народном декоративно-прикладном искусстве;
- особенности ансамбля народного костюма, зависимость колорита народного костюма от национальных традиций искусства и быта;
- центры народных художественных промыслов Российской Федерации (Хохлома, Гжель, Городец и др.);
- виды современного декоративно-прикладного искусства, дизайна;
-закономерности конструктивного строения изображаемых предметов, основные закономерности наблюдательной, линейной, воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения, композиции.;
- искусств и памятники родного края;
- взаимосвязь изобразительного искусства с другими областями культуры;
- ведущие художественные музеи России и других стран;
- различные приемы работы карандашом, акварелью, гуашью
уметь
Выбрать наиболее выразительный сюжет тематической композиции и проводить подготовительную работу (предварительные наблюдения, наброски и зарисовки, эскизы, поисковый материал, композиция), знать принципы работы художника над произведением, с помощью изобразительных средств выражать свое отношение к персонажам изображаемого сюжета;
Использовать средства художественной изобразительности (формат, свет и тень, объем, пропорции, цвет, колорит, тон, силуэт, контур, пятно, линия, штрих, фактура, ритм, симметрия, асимметрия, контраст, нюанс, движение, равновесие, гармония, композиция);
Видеть закономерности линейной и воздушной перспективы (линия горизонта, точка схода и т.д.); светотени (свет, тень, блик, полутень, рефлекс, падающая и собственная тени), основные средства композиции: высота, горизонт, точка зрения, контрасты света и тени, цветовые отношения, выделение главного центра, ритм, силуэт и т.д.
Рисовать с натуры и по памяти отдельные предметы и натюрморты, человека, животных, птиц, пейзаж, интерьер, архитектурные сооружения;
Передавать тоном и цветом объем и пространство в натюрморте;
Создать художественный образ в композициях;
Выполнять наброски, эскизы, длительные учебные, творческие работы с натуры, по памяти и воображению;
Изготовить изделия в стиле традиционных художественных промыслов (в доступных техниках)
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
самостоятельной творческой деятельности;
обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
овладения практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.
V. Перечень учебно – методического обеспечения.
Учебные столы, с возможностью остановки наклона рабочей плоскости и размещения красок и др. инструментов.
Тумбочка на колесах для технических средств обучения.
Доска большая универсальная (с возможностью магнитного крепления и зажима для плакатов)
Стеллажи для хранения детских работ, художественных материалов, методического фонда.
Технические средства обучения
Компьютер
Интерактивная доска
Таблицы (комплекты)
Хохлома
Гжель
Урало-сибирская роспись
Полхов-Майдан
Мезенская роспись
Дымковская игрушка
Жостово
Введение в цветоведение. 16 штук
Декоративно-прикладное искусство. 12 штук
Методический фонд
Коллекция изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов
Репродукции картин разных художников.
Муляжи для рисования (2 набора)
Серии фотографий и иллюстраций природы.
Фотографии и иллюстрации животных.
Тела геометрические (1 набор)
Предметы для натурной постановки (кувшины, часы, вазы и др.).
Таблицы последовательного рисования по темам и классам (в папках)
Детские работы как примеры выполнения творческих заданий.
Видеоматериалы
Коллекция для видео «Чудеса Света»
Коллекция для видео «Музеи России. Эрмитаж»
Коллекция видео «Виды и жанры изобразительного искусства»
VI. Средства и формы контроля.
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
Активность участия.
Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
Самостоятельность.
Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы
Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
Формы контроля уровня обученности
Викторины
Кроссворды
Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ
Тестирование
VII. Список литературы.
Учебно-методическое обеспечение
1. Сборник нормативных документов. Искусство: Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. – М.: Дрофа, 2008.
2. Изобразительное искусство. Программа для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы./Игнатьев С.Е. Коваленко П.Ю. Кузин В.С. Ломов С.П. Шорохов Е.В.– М.: Дрофа, 2009.
а) основная литература:
Абрамова М. А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1-4 кл. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 128 с.
Дроздова С. Б. Изобразительное искусство. 6 класс: Поурочные планы по учебнику В. С. Кузина./ – Волгоград: Учитель - АСТ, 2006. – 186 с.
Стасевич В. Н. Пейзаж. Картина и действительность. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1978. – 136 с.
б) дополнительная литература для учителя
Комарова Т. С., Савенков А. И. Коллективное творчество детей. – М.: Российское педагогическое агентство, 1998. – 98 с.
Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании детей. – М.: Российское педагогическое агентство, 1997. – 112 с.
Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.: Просвещение, 1985. – 75 с.
Курочкина Н. А. Детям о книжной графике. – СПб.: Акцидент, 1997. – 63 с.
Курочкина Н. А. Знакомство с натюрмортом. – СПб.: Акцидент, 1998. – 72 с.
Курочкина Н. А. Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся видеть, ценить, создавать красоту. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003 – 234 с.
Лялина Л. А. Дизайн и дети: Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 96 с.
Основы рисунка. - М.: АСТ, 2004.- 43 с.
Пауэл У. Ф. Цвет и как его использовать. – М.: Астрель: АСТ, 2005. – 68 с.
Свиридова О. В. Изобразительное искусство. 5-8 классы: проверочные и контрольные тесты. – Волгоград: Учитель, 2008. – 93 с.
Трофимова М. В., Тарабарина Т. И. И учеба, и игра: изобразительное искусство. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.- 192 с.
Шпикалова Т. Я. Основы народного и декоративно-прикладного искусства для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла (1-4 кл.)
Шпикалова Т. Я., Величкина Г. А. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. – М.: Мозаика-Синтез, 1998.
Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Бабушкины уроки: Народное искусство Русского Севера: занятия с младшими шк-ми: Учеб.-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учеб.-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Детям – о традициях народного мастерства. Осень: Учеб.-метод. пособие / В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
Шпикалова Т. Я. Метод. пособие к учебнику изобразительное искусство 1 кл. – М.: Просвещение, 2000.
в) дополнительная литература для учащихся:
Вильчинский В. М. Учитесь рисовать: Альбом для 3 класса. – Киев: Радянська школа, 1983 – 72 с.
Порте П. Учимся рисовать человека / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005.- 123 с.
Порте П. Учимся рисовать окружающий мир / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 124 с.
Порте П. Учимся рисовать диких животных / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 122 с.
Порте П. Учимся рисовать от А до Я / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 123 с.
Ушакова О. Д. Великие художники: Справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2004. – 37 с.
VIII. Календарно – тематическое планирование
№ п/п
Тема урока
Количество часов
Дата проведения
План
Факт
1
Что нужно знать для грамотного рисования. Летние впечатления
1
2
Полный цветовой круг
1
3
Живописные и графические упражнения
1
4
Осенний лист, бабочка и фрукты
1
5-6
Рисование натюрморта: комнатный цветок и яблоко; корзина с овощами
2
7
В осеннем лесу, парке
1
8
Наброски домашних животных (лошадь, корова, коза, собака, кошка)
1
9
На дне морском
1
10
. Невиданный зверь
1
11
Наброски с куклы-игрушки
1
12-13
Наброски с фигуры человека, сидящего в профиль (в легкой одежде, не скрывающей телосложение)
2
14
Фигура человека в движении. Спорт.
1
15
Две контрастные фигуры
1
16
Новогодняя открытка, приглашение на бал
1
17
Зимние забавы (развлечения, спорт). Комиксы.
1
18-19
Мы рисуем инструменты
2
20
Знаменитые архитектурные ансамбли, памятники Москвы, Санкт-Петербурга
1
21
Наши новостройки
1
22-23
Красота народного костюма
2
24
Русский быт в прошлые века. Иллюстрации к литературному произведению.
1
25
Материнство («Рождество» или «Новорожденный»)
1
26
Красота орнамента. Гипсовый трилистник.
1
27-28
Иллюстрация к литературному произведению (по школьной программе) на основе отечественной истории, культуры.