развитие речевой коммуникации для учащихся первого класса как способности использовать вербальные и невербальные средства для осуществления общения с окружающими людьми в различных ситуациях.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету «Речевая практика »»
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Речевая практика » предназначена для учащихся 1 класса с легкой степенью умственной отсталости (нарушение интеллекта) и составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 год №1599);
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 г. N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (вместе с "СанПиН 2.4.2.3286-15. (Зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2015 N 38528);
Приказ Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. N 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования";
Адаптированная основная общеобразовательная программа КОУ ОО «Шербакульская адаптивная школа-интернат»;
Положение о разработке и реализации рабочей программы учебного предмета, курса, дисциплины в КОУ «Шербакульская адаптивная школа-интернат».Рабочая программа ориентирована на использование учебника Комаровой С.В.Речевая практика .1 класс :учеб. для общеобразовательных организаций ,реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы .- М.:Просвещение,2022.
При составлении программы учитывается психофизиологические особенности детей с умственной отсталостью, знание которых необходимо для эффективной работы , принимая причин, обусловливающих успехи и неудачи его обучения и воспитания ,поиска адекватных способов и приемов педагогического воздействия.
Цель реализации программы:
развитие речевой коммуникации для учащихся первого класса как способности использовать вербальные и невербальные средства для осуществления общения с окружающими людьми в различных ситуациях.
• корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей;
• формировать выразительную сторону речи;
• учить строить устные связные высказывания;
• воспитывать культуру речевого общения.
2.Общая характеристика учебного предмета
Введение в программу «Язык и речевая практика » предмета «Речевая практика» обусловлено несовершенством речевой практики школьников с нарушением интеллекта, что задерживает развитие их речи как средства общения, затрудняет включение детей в разнообразные нормы коммуникации.
Предмет «Речевая практика» включает в себя несколько разделов, которые параллельно реализуются на протяжении обучения в начальной школе:
• Аудирование и понимание речи;
• Дикция и выразительность речи;
• Общение и его значение в речи;
• Организация речевого общения.
При реализации программы по предмету «Речевая практика» принципиально важно, чтобы учитель выступил в роли собеседника и помощника при выполнении некоторых заданий. Устные ответы школьников должны быть направлены на установление взаимопонимания с окружающими и не могут являться постоянным объектом контроля со стороны учителя. Ученик не должен испытывать неуверенности при вступлении в общение: необходимо поощрять его стремление всеми имеющимися в распоряжении средствами реализовать коммуникативное намерение. С этой целью в виде тренировочных упражнений должны использоваться игры - театрализации, игровые задания на составление рассказов, обсуждения и другие виды деятельности, активизирующие живое общение школьников.
Урок речевой практики строится с учетом специфики обучения. Кроме конкретной темы, в него включаются сквозные компоненты, такие как: аудирование и понимание речи, общение и его значение в жизни, организация речевого общения, дикция и выразительность речи. Это речевые гимнастики, пение слоговых цепочек, упражнения в изменении темпа речи и др., обеспечивающие формирование произносительных, дыхательных, словообразовательных умений. Введенные в структуру занятия, они позволяют переключать детей с одного вида деятельности на другой.
В зависимости от темы общения (коммуникации) каждый урок имеет свою функциональную нагрузку. Процесс работы над темой условно может быть разделен на три этапа: подготовительный, собственно коммуникативный, итоговый (обобщающий). Каждый из этапов решает конкретные задачи: активизацию речевой деятельности детей, уточнение и пополнение лексических средств по теме общения, использование экспрессивных и паралингвистических средств в речи (интонация, темп, жест, мимика и др.), перенос усвоенных умений в самостоятельные высказывания, игры, описания, рассказы.
Применение на уроках чтения разнообразных типов (комбинированный урок –КУ, урок закрепления знаний и совершенствование умений и навыков –УЗЗиСУиН, урок обобщение и систематизации –УОиС) и форм уроков (урок-игра , урок –путешествие, КВН и т д)повышает мотивацию учащихся к предмету и положительную динамику успеваемости .
Программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся , уровня их знаний и умений.
Основные формы организации процесса обучения письму и развитию речи является урок. Ведущей формой работы учителя с учащимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода. Каждый урок письма оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточными материалами ,техническими средствами обучения .
Формы организации учебного процесса:
Индивидуально-обособленная ;
Фронтальная;
Коллективная;
Парная;
Групповая.
Методы организации учебного процесса:
В зависимости от формы организации совместной работы учителя и ученика применяются следующие методы обучения:
словесные,
наглядные,
практические работы,
рассказ,
демонстрация,
беседа,
работа с книгой,
метод иллюстраций,
метод демонстраций.
В зависимости от способов организации учебной деятельности школьников(непродуктивная , продуктивная деятельность) выделяют такие методы :
объяснительно-иллюстративный метод, при котором учитель даёт образец знания, а затем требует от учащихся воспроизведение знаний, действий, заданий в соответствии с этим образцом;
частично-поисковый метод, при котором учащиеся частично участвуют в поиске путей решения поставленной задачи. При этом учитель расчленяет поставленную задачу на части, частично показывает учащимся пути решения задачи, а частично ученики самостоятельно решают задачу.
исследовательский метод - это способ организации творческой деятельности учащихся в решении новых для них проблем.
Учитывая, что одним из планируемых результатов освоения Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ОВЗ умение работать с разными источниками информации : вербальными, текстовыми, цифровыми, табличными, необходимо формировать умение работать с информацией (понимать изображение ,текст , устное высказывание, элементарное схематичное изображение, таблицу).
3.Описание места учебного предмета в учебном плане
Год обучения
Кол-во часов в неделе
Кол-во учебных недель
Всего часов за учебный год
1 класс
2
33
66
4. Планируемые результаты
Личностные результаты:
-развитие чувства любви к родителям, другим членам семьи, к школе, принятие учителя и учеников класса, взаимодействие с ними;
- развитие мотивации к обучению;
-развитие адекватных представлений о насущно необходимом жизнеобеспечении;
-овладение социальнобытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни (представления об устройстве домашней и школьной жизни; умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела);
-владение элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
-развитие положительных свойств и качеств личности;
-готовность к вхождению обучающегося в социальную среду.
Предметные результаты:
-выполнять простые задания по словесной инструкции;
-называть предметы и соотносить их с соответствующими картинками;
-внятно выражать свои просьбы; употреблять «вежливые» слова;
-правильно здороваться и прощаться;
-знать и называть свои имя и фамилию, имена товарищей по классу, ближайших родственников, имя и отчество учителя;
-слушать небольшую по объему сказку или рассказ, отвечать на вопросы, с опорой на наглядные средства.
Минимальный уровень:
выполнять элементарные задания по словесной инструкции учителя;
называть предметы и соотносить их с картинками;
употреблять вежливые слова при обращении к другим людям;
правильно здороваться при встрече и прощаться при расставании;
знать и сообщать своё имя и фамилию, имена и отчества учителей, воспитателей, имена ближайших родственников и одноклассников;
слушать небольшую сказку или рассказ;
соотносить картинки с их содержанием.
Достаточный уровень:
выполнять задания по словесной инструкции;
называть предметы и действия предметов, соотносить их с картинками;
соблюдать правила речевого этикета при встрече и прощании;
знать и сообщать свое имя, фамилию, имена и отчества учителей и воспитателей, имена ближайших родственников и одноклассников;
слушать небольшую сказку или рассказ;
отвечать на вопросы, опираясь на наглядные средства.
5.Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
Система оценки планируемых результатов освоения АООП включает описание организации и содержания промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности.
В соответствии с требованиями Стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оценке подлежат личностные и предметные результаты.
Оценка личностных результатов предполагает оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями. На основе требований, сформулированных в федеральном государственном образовательном стандарте, образовательной организацией разработаны индикаторы и параметры оценки личностных результатов с учетом психофизических особенностей обучающихся. Полный перечень личностных результатов, прописанных в тексте ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые выступают в качестве критериев оценки социальной (жизненной) компетенции обучающихся и перечень параметров и индикаторов оценки каждого результата представлены в таблице «Параметры оценки личностных результатов».Результаты оценки личностных достижений заносятся в индивидуальную карту оценки сформированности социальной (жизненной) компетенции учащегося, что позволяет не только представить полную картину динамики целостного развития ребенка, но и отследить наличие или отсутствие изменений по отдельным жизненным компетенциям.
Оценка предметных результатов
Система оценивания предметных результатов обучающихся с легкой степенью умственной отсталости регламентирована и организована в соответствии с локальными актами образовательной организации. В качестве содержательной и критериальной базы оценки выступают предметные результаты.
В 1-ом классе безотметочное обучение призвано способствовать гуманизации обучения, индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности обучающихся.
При этом безотметочная система оценивания в 1-ом классе способствует более успешной и быстрой адаптации ребёнка к школе, не вызывая психотравмирующего воздействия. Никакому оцениванию не подлежат темп работы ученика, личностные качества школьников, особенности психических процессов.
Контроль достижения обучающимися уровня государственного образовательного стандарта осуществляется в виде итогового контроля в следующих формах: устный опрос (индивидуальный, фронтальный).
6.Содержание учебного предмета
В каждом классе раздел «Речевая практика» включает в себя несколько подразделов с постепенным расширением и усложнением программного материала по каждому из них.
Аудирование и понимание речи
Выполнение двучленных инструкций по заданию учителя: «Сядь за парту и достань книгу», «Возьми тетради на столе и раздай их», Возьми вазу и поставь в нее цветы» и т. Д.
Слушание, запоминание и отчетливое воспроизведение ряда слоговых комплексов (2-3 слога), близких по звучанию и данных в рифмованной форме: «Жа–жа-жа – есть иголки у ежа», «Ша-ша-ша – мама моет малыша», «Тра-тра-тра – мы проспали до утра», «Тру-тру-тру – со скамейки пыль сотру».
Выбор из двух близких по содержанию картинок той, которая соответствует услышанному предложению: Шура вытирал пыль – Шура вытирала пыль; Лена поднималась на горку – Лена спускалась с горки.
Слушание сказок и рассказов в устном изложении учителя, выбор обучающимися картинок по мере изложения текста.
Дикция и выразительность речи
Игры и упражнения на подвижность и четкость движений органов артикуляционного аппарата. Заучивание чистоговорок с голоса учителя, отчетливое и выразительное их произнесение.
Упражнения на развитие речевого дыхания. Пение слоговых цепочек на знакомые мотивы детских песен. Перечисление предметов (2-3) на одном выдохе с указанием на эти предметы. Произнесение небольших стихотворений в сопровождении движений. Речевая практика 1-4 классы
Различение громкой и тихой речи в игре, в специально созданной учителем ситуации. Выбор и использование правильной силы голоса в индивидуальных и хоровых упражнениях.
Быстрое и медленное произнесение ряда звуков, слогов и слов. Упражнения в изменении темпа речи в соответствии с заданной ситуацией. Например: бабушка медленно спрашивает: «Ты…куда…идешь…внучка?» Внучка быстро отвечает: «Я бегу к подружке».
Разучивание детских стихотворений, мини-диалогов с последующим их воспроизведением в ролевых играх.
Вопросительная и восклицательная интонация в стихотворениях, разучиваемых с голоса учителя (по подражанию). Практическое использование вопросительной и восклицательной интонации в речевых ситуациях (самостоятельно или с помощью учителя).
Выражение лица: веселое, сердитое, грустное, удивленное. Соотнесение соответствующего выражения лица с символическим рисунком. Мимическая реакция на речь учителя, детей, в ситуациях с заданным содержанием.
Базовые формулы речевого общения
Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени, по имени и отчеству. Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения.
Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству.
Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с …», «Поздравляю с праздником …» и их развертывание с помощью обращения по имени и отчеству.
Благодарность. Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо … имя»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление).
Замечание, извинение. Формулы «извините пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником.
Учебно-тематический план
№ п/п
Наименование раздела
Задачи:
Количество часов
1
Школьная жизнь
Образовательная: Работать с несложной информацией (понимать изображение, устное высказывание)
Коррекционная:.Коррекция и развитие наблюдательности, зрительного восприятия, мышления (сравнение)
Воспитательная: Содействовать соблюдению правил поведения на занятии;
9
2
Я и мои товарищи
Образовательная: Делать простейшие разнонаправленные движения руками и ногами;
Коррекционная:.
Воспитательная: Содействовать соблюдению правил поведения на занятии;
6
3
Играем в сказку
Образовательная: выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
Коррекционная:Коррекция и развитие наблюдательности, зрительного восприятия, мышления (сравнение)
Воспитательная: Содействовать соблюдению правил поведения на занятии;
15
4
Я за порогом дома
Образовательная: устанавливать видо – родовые отношения предметов;
Коррекционная:.Коррекция и развитие наблюдательности, зрительного восприятия, мышления (сравнение)
Воспитательная: Содействовать соблюдению правил поведения на занятии;
6
5
Игры и игрушки
Образовательная: делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
Коррекционная:.Коррекция и развитие наблюдательности, зрительного восприятия, мышления (сравнение)
Воспитательная: Содействовать соблюдению правил поведения на занятии;
речевая практика. Методические рекомендации. 1-4 классы: учеб.пособие для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / С. В. Комарова. - М. : Просвещение, 2016. - 208 с.
Речевая практика 1 класс. Учеб.для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. С.В. Комарова. – М.: «Просвещение», 2022г. – 95 с.
Речевая практика 1 класс. Раб.тетрадь. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. С.В. Комарова, Т.М. Головкина, С.В. Саакян – М.: «Просвещение», 2012г. – 47 с.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Иллюстрации ;индивидуальный раздаточный материал;
Технические средства обучения (мультимедийный проектор ,компьютер, мультимедийные презентации )
Комплекты для обучение грамоте (наборное полотно ,алфавит, набор букв ,образцы письменных букв ,фишки для звукового анализа)
Таблицы ,плакаты к основным разделам грамматического материала ;
Набор сюжетных и предметных картинок ,ситуационные плакаты с раздаточным материалом.
Таблицы по чистописанию ;таблицы по грамматике и правописанию; серии сюжетных картинок ; класс букв; картонный словарь .
Лента букв.
Сборники дидактического материала , карточки для индивидуальной или групповой работы
7.Календарно-тематическое планирование по русскому языку
№
Дата
Тема урока
Количество часов
Форма организации обучения
Тип урока
Виды учебной деятельности обучающихся на уроке
План
Факт
Давайте познакомимся-3 часа
1
4.09
Давайте познакомимся. Игра «Наши имена»
(учеб.стр. 6-7)
1
Фронт.
КУ
Знакомство, приветствие (беседа, игры «Наши имена», «Приветствие», хоровод). Ведение в ситуацию (беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы на основе иллюстраций, выбор картинки, соответствующей предложению, повторение предложений за учителем, составление предложений, ответы на вопросы)
2
07.09
Давайте познакомимся. Где мы учимся?
(учеб.стр.8)
1
Фронт.
КУ
Знакомство с основными правилами поведения в диалоге, при знакомстве: собеседники приветливо смотрят друг на друга, первым представляется старший (тренировочные упражнения в изображении доброжелательного выражения лица с использованием зеркал,
3
11.09
Давайте познакомимся. Знакомство со школой и учителями.
(учеб.стр.9)
1
Фронт.
КУ
Прослушивание песни из мультфильма «Крошка Енот»
Игра «Приветствие»
Повторение правил поведения при знакомстве.
Ответы на вопрос учителя по содержанию картинки.
Экскурсия в спортивный зал, знакомство с учителем физической культуры .
Знакомство во дворе-3 часа
4
14.09
Знакомство во дворе. Правила поведения при знакомстве.
(учеб.стр. 12-13)
1
Фронт.
КУ
Ведение в ситуацию (беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы на основе иллюстраций, выбор картинки, соответствующей предложению, повторение предложений за учителем, составление предложений, ответы на вопросы, работа с условно-графическими изображениями).
6
18.09
Знакомство во дворе. Тренировочные упражнения в мимике.
(учеб.стр. 14-15)
1
Фронт.
КУ
Актуализация основного содержания прошлого урока с использованием героев-игрушек.
Рассматривание картинок .
Введение в ситуацию
Игра «Дополни предложение»
7
21.09
Знакомство во дворе. Игра «Дополни предложение».
(учеб.стр.16-17)
1
Фронт.
КУ
Отчетливое воспроизведение чистоговорки .
Моделирование ситуации знакомство во дворе
Рассматривание картинки к уроку
Обсуждение ситуации
Конструирование возможных диалогов.
Дорога домой -3 часа
8
25.09
Дорога домой.
(учеб.стр. 20-21)
1
Фронт.
КУ
Уточнение и обогащение словарного запаса по теме ситуации (называние предметных картинок, подбор прилагательных, составление словосочетаний, предложений.
9
28.09
Безлопастное поведение по дороге домой.
(учеб.стр.22-23)
1
Фронт.
КУ
Составление рассказа о доме. Моделирование диалогов. Беседа о правилах безопасного поведения на улице.
10
02.10
Составление рассказа «мой дом»
(учеб.стр.24-25)
1
Фронт.
КУ
Составление рассказа с опорой на картинный план. Загадывание загадок о зданиях.
Игра «Приглашаю тебя в гости»
Теремок-3 часа
11
05.10
Знакомство со сказкой «Теремок»
(учеб.стр. 28-29)
1
Фронт.
КУ
Введение в тему ситуации (работа с иллюстрацией, отгадывание загадки). Разучивание чистоговорки. Знакомство со сказкой (устное рассказывание учителем с опорой на иллюстрации). Закрепление содержания сказки (выборочный пересказ с опорой на иллюстрации (серия картин, разрезные картинки), драматизация фрагментов сказки, ролевая игра-хоровод по сюжету сказки, коллективное рассказывание сказки, прослушивание сказки в аудиозаписи, просмотр мультипликационного фильма). Инсценирование сказки. Обобщающая беседа.
12
09.10
Знакомство со сказкой «Теремок». Рассматривание атрибутов к ролевой игре, распределение ролей.
(учеб.стр.30-31)
1
Фронт.
КУ
13
12.10
Знакомство со сказкой «Теремок». Инсценировка сказки.
(учеб.стр.32-33)
1
Фронт.
КУ
Знакомство в гостях-3 часа
14
16.10
Знакомство в гостях. Правила поведения при знакомстве с ровесниками и старшими.
(учеб.стр.34-35)
1
Фронт.
КУ
Сообщение правил этикета при знакомстве со взрослым в гостях (рассказ учителя, тренировочные упражнения в использовании этикетных фраз и жестов, конструирование диалогов, моделирование диалогов учитель – ученик, ученик – ученик, проигрывание диалогов с использованием игрушек как героев ситуации). Ролевые игры по теме ситуации («Кукла встречает гостей и др.) Коллективное составление рассказа с опорой на иллюстрации и условно-графические схемы
15
19.10
Мы в гостях. Составление рассказа из личного опыта «Как я ходил в гости»
Уточнение и обогащение словарного запаса по теме ситуации (называние предметных картинок, подбор прилагательных, составление словосочетаний, предложений, игры «Ещѐкакой (ая)?», «Подбери пару», «Отгадай мою покупку», работа с условно-графическими изображениями). Разучивание чистоговорки. Знакомство с правилами поведения в магазине (беседа с элементами рассказа). Закрепление полученных знаний (конструирование возможных диалогов в магазине с опорой на иллюстрации, моделирование диалогов). Ролевые игры по теме ситуации («Магазин «Школьник»). Составление рассказов из личного опыта по теме ситуации с опорой на символический план.
18
10.11
Покупка школьных принадлежностей. Игра «Подбери пару»
(учеб.стр.44-45)
1
Фронт.
КУ
В магазине игрушек-3 часа
19
13.11
В магазине игрушек. Подбор слов и словосочетаний называющих основные особенности игрушек.(учеб.стр. 48-49)
1
Фронт.
КУ
Уточнение и обогащение словарного запаса по теме ситуации (составление и называние разрезных картинок, подбор прилагательных, составление словосочетаний, предложенийигры «Ещѐ какой (ая)?», «Отгадай мою игрушку», работа с условно-графическими изображениями). Разучивание стихотворения А. Барто «Я люблю свою лошадку». Введение в ситуацию (беседа на основе личного опыта, с опорой на иллюстрации, в т.ч. дополнение иллюстрации). Перенос полученных знаний о правилах поведения в магазине в новую ситуацию (конструирование возможных диалогов в магазине при покупке игрушек с опорой на иллюстрации, моделирование диалогов, проигрывание диалогов). Ролевые игры по теме ситуации («Магазин «Игрушки», «Ночью в магазине «Игрушки»). Беседа «Моя любимая игрушка» с привлечением личного опыта учащихся. Составление рассказов из личного опыта по теме ситуации с опорой на символический план
20
16.11
«Магазин игрушек» Ролевая игра. Конструирование диалогов между продавцом и покупателем
(учеб.стр.50-51)
1
Фронт.
КУ
21
20.11
«Магазин игрушек» Ролевая игра. Конструирование диалогов между продавцом и покупателем.
1
Фронт.
КУ
Готовность к празднику-4 часа
22
23.11
Письмо деду Морозу
Готовимся к празднику. Разучивание стихотворений на Новогоднюю тему
1
Фронт.
КУ
Введение в ситуацию (беседа, рассказ учителя с опорой на иллюстрацию) Перенос полученных знаний о правилах поведения при знакомстве в условия новой ситуации: проигрывание ситуации знакомства с Дедом Морозом. Составление приглашений на новогодний праздник. Моделирование возможных диалогов при приглашении на праздник. Разучивание стихотворений новогодней тематики. Слушание и разучивание песенки «В лесу родилась ѐлочка..» (сл. Р. Кудшовой, муз.Л. Бекмана), пение логовых цепочек на мотив песенки. Беседа с привлечением личного опыта «Что я подарю на новогодний праздник?» Введение в ситуацию (беседа с опорой на иллюстрацию, дополнение деталей ситуации по вопросам учителя, выбор предложения, наиболее подходящего к содержанию картинки, из двух, произнесенных учителем). Перенос полученных знаний о правилах поведения при знакомстве в условия новой ситуации: проигрывание ситуации знакомства на карнавале. Разучивание чистоговорки. Составление новогодних поздравлений. Тренировочные упражнения в произнесении поздравлений с торжественной интонацией. Конструирование диалогов поздравления и ответной реплики, моделирование и проигрывание диалогов
23
27.11
Готовимся к празднику. Разучивание стихотворений на Новогоднюю тему.
1
Фронт.
КУ
24
30.11
Готовимся к празднику. Составление письма Деду Морозу.
1
Фронт.
КУ
25
4.12
Наша ёлка
1
Фронт.
КУ
Зимняя прогулка -4 часа
26
7.12
Зимняя прогулка. Введение в тему. Называние предметов зимней одежды и обуви.
1
Фронт.
КУ
Ведение в тему (беседа, называние предметных картинок с изображениями зимней одежды и обуви). Разучивание чистоговорки. Введение в ситуацию: просьба о помощи (беседа по сюжетной картинке). Конструирование возможных реплик в диалоге, содержащих просьбу. Тренировочные упражнения в произнесении просьб с соответствующей интонацией. Моделирование диалогов обращения за помощью при сборах на прогулку. Ролевые игры по теме («Кукла одевается на прогулку» и др. Составление рассказа по теме (с опорой на сюжетную картинку, серию картин или символический план).
27
11.12
Зимняя прогулка. Актуализация словарного запаса в игре «Кто знает, пусть продолжает».
1
Фронт.
КУ
28
14.12
Коллективное составление рассказа «На прогулку» с опорой на картинный план.
1
Фронт.
КУ
29
18.12
Проигрывание ситуации «Кукла одевается на прогулку»
1
Фронт.
КУ
Время года –Весна -3 часа
30
21.12
Составление предложений о весне по иллюстрации
1
Фронт.
КУ
Введение в ситуацию (беседа с опорой на иллюстрацию, дополнение деталей ситуации по вопросам учителя, выбор предложения, наиболее подходящего к содержанию картинки, из двух, произнесенных учителем) Составление поздравлений. Тренировочные упражнения в произнесении поздравлений с различной интонацией в зависимости от адресата Конструирование диалогов поздравления и ответной реплики, моделирование и проигрывание диалогов Создание поздравления
31
25.12
Описание погоды по иллюстрации
1
Фронт.
КУ
32
28.12
Весна в стихах
1
Фронт.
КУ
Помощники-4 часа
33
11.01
Помощники. Слушание стихотворения А. Барто «Помощница», выбор картинок.
1
Фронт.
КУ
Ведение в тему (беседа с опорой на сюжетную картинку). Знакомство со стихотворением А. Барто «Помощница». Работа с серий картин к стихотворению. Разучивание. Составление предложений по теме ситуации (просьба, предложение в утвердительной и вопросительной формах). Конструирование возможных диалогов, содержащих просьбу и/или распределение обязанностей. Моделирование диалогов. Ролевые игры по теме («Дежурство в классе» и др.). Коллективное составление рассказа по теме «День школьника» (игра «Кто знает, пусть продолжит»)
34
15.01
Помощники. Рисование живой картины по стихотворению. Заучивание
1
Фронт.
КУ
35
18.01
Помощники. Составление предложений на тему «Что я делаю дома»
1
Фронт.
КУ
36
22.01
Помощники. Конструирование высказыванийпредложений к однокласснику на тему«Уборка в классе»
1
Фронт.
КУ
Спокойной ночи -3 часа
37
25.01
Спокойной ночи. Слушание «Сказки о глупом мышонке», выкладывание картинок.
1
Фронт.
КУ
Ведение в тему (беседа с опорой на сюжетную картинку, дополнение картинки). Разучивание чистоговорки. Знакомство со сказкой С. Маршака «Сказка о глупом мышонке». Работа с серий картин к сказке. Знакомство с этикетными формами пожеланий перед сном. Тренировочные упражнения в произнесении пожеланий перед сном спокойным голосом, с ласковой интонацией.
Беседа с опорой на сюжетную картинку, дополнение картинки. Разучивание чистоговорки. Знакомство со сказкой С. Маршака «Сказка о глупом мышонке». Работа с серий картин к сказке. Знакомство с этикетными формами пожеланий перед сном. Тренировочные упражнения в произнесении пожеланий перед сном спокойным голосом, с ласковой интонацией.
39
1.02
Спокойной ночи. Инсценировка сказки «Сказка о глупом мышонке»
1
Фронт.
КУ
Моделирование диалогов по теме ситуации. Ролевые игры по теме Составление рассказов «Как я ложусь спать» (по образцу, данному учителем, с опорой на символический или картинный план) Распределение ролей Исценировка
40
05.02
«Петушок и бобовое зернышко»
1
Фронт.
КУ
Введение в тему ситуации (работа с иллюстрацией, отгадывание загадки) Знакомство со сказкой (устное рассказывание учителем с опорой на иллюстрации) Закрепление содержания сказки (выборочный пересказ с опорой на иллюстрации (серия картин, разрезные картинки), драматизация фрагментов сказки, коллективное рассказывание сказки, прослушивание сказки в аудиозаписи, просмотр мультипликационного фильма) Инсценирование сказки Обобщающая беседа
Доброе утро-3 часа
41
08.02
Доброе утро! Слушание и повторение чистоговорок по теме.
1
Фронт.
КУ
Ведение в тему (беседа с опорой на сюжетную картинку, дополнение картинки). Разучивание чистоговорки. Знакомство с этикетными формами утренних приветствий и пожеланий. Тренировочные упражнения в произнесении этикетных форм с различной интонацией: ласково, бодро и т.д. Моделирование диалогов по теме ситуации. Ролевые игры по теме . Беседа на тему «Как начинается твоѐ утро?». Составление коротких рассказов из личного опыта
42
12.02
Доброе утро! Различение громкой и тихой речи в игре.
1
Фронт.
КУ
43
15.02
Доброе утро! Практическое использование восклицательной и вопросительной интонации в речевых ситуациях.
1
Фронт.
КУ
Моделирование диалогов по теме ситуации. Ролевые игры по теме . Беседа на тему «Как начинается твоѐ утро?». Составление коротких рассказов из личного опыта.
Надо, надо умываться-3 часа
44
26.02
Знакомство с произведением К.Чуйковского»Мойдодыр»
1
Фронт.
КУ
Работа с серий картин к стихотворению. Разучивание. Составление предложений по теме ситуации (просьба, предложение в утвердительной и вопросительной формах). Конструирование возможных диалогов, содержащих просьбу и/или распределение обязанностей. Моделирование диалогов. Ролевые игры по теме («Дежурство в классе» и др.). Коллективное составление рассказа по теме «День школьника» (игра «Кто знает, пусть продолжит»).
45
29.02
Гигиенические принадлежности
1
Фронт.
КУ
46
04.03
Конструктивный диалог по иллюстрации
1
Фронт.
КУ
Русская народная сказка «Репка»-3 часа
47-48
07.03
Знакомство со сказкой «Репка»
2
Фронт.
КУ
Введение в тему ситуации (работа с иллюстрацией, отгадывание загадки). Разучивание чистоговорки. Знакомство со сказкой (устное рассказывание учителем с опорой на иллюстрации). Закрепление содержания сказки (выборочный пересказ с опорой на иллюстрации (серия картин, разрезные картинки), драматизация фрагментов сказки, ролевая играхоровод по сюжету сказки,
49
11.03
Коллективное рассказывание
1
Фронт.
КУ
50
14.03
Конструктивный диалог к сказке «Репка»
1
Фронт.
КУ
Русская народная сказка «Колобок»
51
18.03
Знакомство со сказкой «Колобок»
1
Фронт.
КУ
Введение в тему ситуации (работа с иллюстрацией, отгадывание загадки). Разучивание чистоговорки. Знакомство со сказкой (устное рассказывание учителем с опорой на иллюстрации). Закрепление содержания сказки (выборочный пересказ с опорой на иллюстрации (серия картин, разрезные картинки), драматизация фрагментов сказки, ролевая играхоровод по сюжету сказки, коллективное рассказывание сказки, прослушивание сказки в аудиозаписи, просмотр мультипликационного фильма). Инсценирование сказки. Обобщающая беседа.
52
01.04
Знакомство со сказкой «Колобок». Коллективное рассказывание.
1
Фронт.
КУ
53
04.04
Знакомство со сказкой «Колобок». Знакомство с атрибутами. Распределение ролей
1
Фронт.
КУ
54-55
08.04
Знакомство со сказкой «Колобок». Инсценировка сказки.
1
Фронт.
КУ
Время года-Лето-3 часа
56
11.04
Составление предложений о лете по иллюстрации
1
Фронт.
КУ
Введение в ситуацию (беседа с опорой на иллюстрацию, дополнение деталей ситуации по вопросам учителя, выбор предложения, наиболее подходящего к содержанию картинки, из двух, произнесенных учителем) Конструирование диалогов поздравления и ответной реплики, моделирование и проигрывание диалогов
57
15.04
Описание погоды по иллюстрации
1
Фронт.
КУ
58
18.04
Лето в стихах
1
Фронт.
КУ
У меня есть котенок -2 часа
59
22.04
Любимый питомец
1
Фронт.
КУ
Моделирование диалогов по теме ситуации. Ролевые игры по теме Моделирование диалогов обращения за помощью при сборах на прогулку. Ролевые игры по теме
60
25.04
Потешки о котятах
1
Фронт.
КУ
61
2.05
Правила знакомства. Вежливые слова.
1
Фронт.
КУ
Повторение правил речевого этикета при встрече и при расставании. Беседа с привлечением личного опыта «Как я ходил в гости». Составление рассказов из личного опыта по
62
6.05
Помощники. Слушание стихотворения А.Барто "Помощница", выбор картинок. (урок открытия новых знаний)
1
Фронт.
КУ
Понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; ответы на вопросы.
63
13.05
Спокойной ночи. (комбинированный урок)
1
Фронт.
КУ
Участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка.
64-65
16.05
Спокойной ночи. Слушание отрывка из сказки "Сказки о глупом мышонке", выкладывание картинок.
(урок повторение и закрепление полученных знаний)
1
Фронт.
КУ
Понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; ответы на вопросы.
66
20.05
Повторение правил дорожной безопасности, правил поведения в транспорте
1
Фронт.
КУ
Отгадывание задок о транспорте.
Повторение правил безопасного поведения на улице, в транспорте с опорой на иллюстрации.
Игра «Я – пешеход», «Я пассажир»
Просмотр видеофильма по правилам безопасности на дороге.