kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Речевая практика» предметной области «Язык и речевая практика» в 4а классе (1 вариант)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по учебному предмету "Речевая практика"  разработана в соответствии с  требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 1 вавриант

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Речевая практика» предметной области «Язык и речевая практика» в 4а классе (1 вариант)»

ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №1»



РАССМОТРЕНО

на МО,

протокол № ___

от «___» ______ 20____г.

Руководитель МО

________ А.Н. Дубровина

СОГЛАСОВАНО

с методическим советом,

протокол № 1 от

«___» _______ 20____ г.

Руководитель МС

_________ М.В. Охрименко

УТВЕРЖДАЮ

И.о. директора школы-интерната

_____________ Н.В. Данченко

Приказ №_______________

от____________20_______г.



Адаптированная рабочая программа

по учебному предмету «Речевая практика»

предметной области «Язык и речевая практика»

в 4а классе (1 вариант)

на 2023-2024 учебный год



Составлена на основе адаптированной основной образовательной программы

ГКОУ "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 1". Федерального

государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями).

(наименование программы)


Программу составила: учитель высшей квалификационной категории Дубровина А.Н.

(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую программу)



г. Железноводск

2023 год


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «Речевая практика» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), (1 вариант) и направлена на формирование у учащихся 4 класса базовых учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных, предметных результатов.


Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

  • Закон"Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29.12.2012;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014г. №1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";

  • Постановление от 10.07.2015г. №26 об утверждении САНПИН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";


  • Устав ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 1»;

  • Учебный план.

Рабочая программа учебного предмета «Речевая практика» разработана на базе основных общеобразовательных программ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся с ОВЗ.

Настоящая программа составлена на 70 часов (2 часа в неделю) и в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 1 год обучения и является программой базового уровня обучения.

Для реализации программы используется учебное пособие «Речевая практика. 4 класс», учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, С.В.Комарова. - Москва «Просвещение», 2018г.


Цель программы обучения: преодолеть несовершенство речевой практики учащихся с нарушением интеллекта и включить детей в разнообразные формы коммуникации.

Задачи программы обучения:

- способствовать совершенствованию речевого опыта обучающихся;

- корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей;

- улучшить качественные характеристики устной речи, как звукопроизношение, темп, ритм, дикция, интонация, выразительность;

- формировать выразительную сторону речи;

- учить строить устные связные высказывания;

- воспитывать культуру речевого общения.


Характерное для детей с умственной отсталостью недоразвитие и нарушение речи обуславливают специфику обучения их русскому языку в школе. Она выражена в том, что программа образования носит в основном элементарно – практический характер, при этом ведущим коррекционным принципом, объединяющим и организующим все разделы программы, является речевая практика.

Введение в программу «Русский язык» раздела «Речевая практика» (1-4-е классы) обусловлено несовершенством речевой практики умственно отсталых дошкольников и младших школьников, что задерживает развитие их речи как средства общения, затрудняет включение детей в разнообразные формы коммуникации. Уровень речевого общения детей с нарушением интеллекта не может обеспечить успешного освоения учебного материала любого из учебных предметов.

Для организации уроков речевой практики важно предусмотреть:


- индивидуальный и дифференцированный подход к обучению, учитывающий особенности развития каждого ребенка;

- психодинамическую разгрузку (чередование фаз психической нагрузки и двигательной активности);

- комплексный подход к восприятию – мультисенсорную интеграцию (следует стимулировать все действующие сенсорные системы);

- связь обучения с повседневной жизнедеятельностью ребёнка и окружающих его людей.


При реализации программы принципиально важно, чтобы учитель выступил в роли собеседника и помощника при выполнении некоторых заданий. Устные ответы школьников должны быть направлены на установление взаимопонимания с окружающими и не могут являться постоянным объектом контроля со стороны учителя. Ученик не должен испытывать неуверенности при вступлении в общение: необходимо поощрять его стремление всеми имеющимися в распоряжении средствами реализовать коммуникативное намерение. С этой целью в виде тренировочных упражнений должны использоваться игры - театрализации, игровые задания на составление рассказов, обсуждения и другие виды деятельности, активизирующие живое общение школьников.

Контроль достижения обучающимися уровня усвоения программного материала осуществляется в виде стартового, текущего и итогового контроля в следующих формах: устный опрос, инсценировки, театральные инсценировки.


2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧ-СЯ.

Личностные учебные действия:

- уточнение представлений о праздниках — личных и государственных, связанных с историей страны;

- расширение представлений о различных социальных ролях (покупатель, пассажир, пациент и др.) — собственных и окружающих людей;

- укрепление соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей через расширение представлений о нормах этикета и правилах культурного поведения;

- овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия (в рамках предметных результатов начального обучения);

- овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни (в рамках предметных результатов начального обучения).


Коммуникативные учебные действия:

- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель - класс);

- отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу;

- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем.


Регулятивные учебные действия:

- входить и выходить из учебного помещения со звонком;

- ориентироваться в пространстве класса;

- пользоваться учебной мебелью;

- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);

- работать с учебными принадлежностями (учебник, наглядный материал, материал для театрализованных постановок) и организовывать рабочее место под руководством учителя;

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе с помощью учителя;

- работать в группе, в паре;

- участвовать в деятельности на уроках речевой практики, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников с помощью учителя.


3. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.


В соответствии с целями и задачами специального образования обучение детей с интеллектуальными нарушениями имеет практическую направленность. Предмет позволяет формировать социально значимые умения. Речь в социальном аспекте является средством общения, позволяющим налаживать деловые и межличностные контакты.


Раздел

Содержание

1.

Общение и его значение в жизни.

Передача мыслей, чувств, знаний на расстоянии. Для чего люди создали

радио, кино, телевидение? Кто говорит с нами по радио или с телеэкрана?

Что мы понимаем из такого устного общения с нами? Важно ли для нас это

общение?

Почему книгу называют собеседником? Какой это собеседник —

устный или письменный? Что мы узнаем из книги? Важно ли для нас это

общение?

Влияние речи на поступки людей. «Свойства» слов: радовать, огорчать,

утешать, сердить, мирить и т. д.; подбор соответствующих слов.

Общепринятые знаки в общении людей: «Не курить», «Переход»,

«Метро», «Мужской и женский туалет», «Нельзя фотографировать» и т. д.

2.

Аудирование.

Повторение предложений (6—8 слов), разных по структуре, вслед за

учителем.

Прослушивание аудиозаписей чтения артистами коротких сказок или

рассказов с последующим пересказом прослушанного.


3.

Дикция и выразительность речи.

Практическое использование силы голоса, тона и темпа речи в

различных речевых ситуациях.

Практическое осмысление многообразия тона речи, выражающего

человеческие чувства. Тренировочные упражнения в передаче восторга,

ужаса, радости, горя, удивления, испуга и др. Соотнесение произнесённых

фраз с пиктограммами.

Мимика и жесты. Упражнения в передаче чувств, эмоций с помощью

мимики и жестов в сочетании с речью и без неё, с опорой на пиктограммы и

без них.

4.

Подготовка речевой ситуации и организация высказывания.

Лексические темы: «Я и мои товарищи», «Я дома», «Я за порогом дома», «Играем в сказку», «Я в мире природы», «Мы писатели».

Примерные темы речевых ситуаций.

«Я дома»: «У телевизора», «Делимся новостями», «Я выбираю книгу».

«Я за порогом дома»: «Подскажите,пожалуйста…», «Я — пассажир», «Знаки-помощники»,«Приглашение»,«Поздравляю!».

«Играем в сказку»: «Петушок — Золотойгребешок», «Лисичка-сестричка».

«Мы писатели»:«Сочиняем сказку», «Новогодниеистории».

«Я и мои товарищи»: «Задушевный разговор», «Жду письма!», «Извините меня…».

«Я в мире природы»: «В гостях у леса», «Во саду ли в огороде».

Определение темы ситуации, обсуждение того, что можно сказать по этой теме. Обсуждение и подготовка атрибутов речевой ситуации.

Подбор слов и составление предложений по теме речевой ситуации. Об одном и том же по-разному: Красивую речь приятно и слушать. Надо так говорить, чтобы всем было приятно слушать; мне интересно быть с моим старшим братом. Он всегда рассказывает о том, чего я не знаю. Я больше всего люблю оставаться с моим старшим братом. Он знает много разных историй и интересно их рассказывает.

Совершенствование умения участвовать в диалогах различного типа (вопрос – ответ, вопрос – сообщение): Здравствуйте, когда вечером отходит поезд в Москву?

Составление связного высказывания на основе серии сюжетных картинок, с использованием отработанной лексики по теме с учетом фиксированной структуры высказывания (начало – основное содержание – конец):Жил-был гриб-боровик. Был он большой и очень красивый. Чтобы его не нашли, он спрятался под еловой лапой.

5.

Культура общения.

Устное и письменное приглашение, поздравление. Упражнения в составлении устного и письменного приглашения, поздравления.

Извинение: Извините, пожалуйста. Я прошу прощения. Не сердитесь, пожалуйста.

Вежливый отказ от предложения, приглашения: Спасибо, но эта книга у меня уже есть. Извини, но я не смогу в этот день прийти к тебе в гости.

Использование этикетных форм общения в различных речевых ситуациях.


4.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ.

Достаточный уровень:

- понимание содержания небольших по объёму сказок, рассказов истихотворений; ответы на вопросы;

- понимание содержания детских радио- и телепередач, ответы навопросы учителя;

- выбор правильных средств интонации с опорой на образец речиучителя и анализ речевой ситуации;

- активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;

- высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых действий(приветствия, прощания, извинения и т. д.) с использованиемсоответствующих этикетных слов и выражений;

- участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темамречевых ситуаций;

- составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план.


Минимальный уровень:


формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений;



участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;

восприятие на слух сказок и рассказов; ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;

выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на образец чтения учителя;

 участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребёнка;

ответы на вопросы учителя по содержанию прослушанных и (или) просмотренных радио- и телепередач.



  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА.



Общее количество часов в третий год обучения – 67 часов.

Количество часов в неделю – 2 часа.

Уровень обучения – базовый.

Настоящая программа будет реализована в условиях классно-урочной системы обучения.


По учебно-календарному графику:


Класс

Учебный предмет

Кол-во часов в неделю

Iчетверть

(ч)

IIчетверть

(ч)

IIIчетверть

(ч)

IV четверть (ч)

Кол-во часов в год

4

Речевая практика

2

17

16

20

14

67


Формы обучения: урок, фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа, экскурсия, практическая работа.


Используемые технологии:

- разноуровневого и дифференцированного подхода;

- здоровьесберегающие;

- игровые;

-личностно-ориентированные;

-информационно-коммуникативные.



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



Класс

Разделы программного материала

Кол-во часов

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

За год

4

Я дома.

8

4

-

2

14

Я в мире природы.

-

-

4

3

7

Играем в сказку.

4

4

-

3

11

Я за порогом дома.

5

-

12

2

19

Мы писатели.

-

8

-

-

8

Я и мои товарищи.

-

-

4

4

8

Всего

17

16

20

14

67











  1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

Тема урока

Аудирование и дикция

Речевая ситуация

Формирование навыков связного высказывания

Культура общения

Контрольно-диагностические материалы

Дата

1 четверть (17ч)

Лексическая тема: "Я дома"

1.

Добро пожаловать!

Произнесение реплик с разной интонацией (спокойно, радостно, с обидой).

Поздравление с началом учебного года. Приветствие и прощание в школе и дома. 


Конструирование диалогов-приветствий к ровеснику, старшему человеку из заданных реплик.

Правила поведения при приветствии, знакомстве, в беседе. Употребление слов здравствуйте, доброе утро, до свидания.

Диалоги-приветствия.


2.

«Лето быстро пролетело»

Чтение четверостишия. Передача различных чувств соответствующим тоном голоса (радость, грусть).

Знакомство с фиксированной структурой текста (начало, основная часть, конец). Беседа по теме: «Лето быстро пролетело».

Составление предложений по серии сюжетных картинок о том, как проводили время девочки на каникулах. Составление связного рассказа с опорой на иллюстрации, выбор названия из предложенных вариантов.

Доброжелательное отношение друг к другу, умение правильно дружить, помощь другу, подруге.

Игра «Рассказ по кругу»


3.

Делимся новостями. «Прошлым летом»

Слушание стихотворения И. Гамазковой «Прошлым летом».

Беседа, обсуждение рисунков по теме «Прошлым летом». Игра «Вопрос за вопрос»

Составление предложений-вопросов по нарисованным картинкам; предложений-ответов.


Диалог по теме «Прошлым летом».

Правила участия в диалоге.

Словесное рисование «Вспоминая о летних каникулах»,


4.

«Расскажи мне о своих летних каникулах»

Выполнение инструкций по заданию учителя (организационные инструкции).

Игры «Угадай мой рисунок», «Расскажи другому».

Составление рассказа с опорой на карточки, называющие фиксированные части текста и на выполненные рисунки.

Правила участия в диалоге, полилоге.

Рассказа по своему рисунку о летних каникулах.


5.

Книга – лучший собеседник.

Чтение четверостишья «Книга может дать совет».

Рассматривание иллюстрации. Беседа на основе личного опыта. Какие книги ты любишь читать? Где ты берешь книги?

Свободные высказывания об изображенной ситуации на картинке. Коллективный ответ на поставленный в стихотворении вопрос.

Участие в беседе

Мини-рассказ «Комплимент книге»


6.

Я выбираю книгу.

Хоровые и индивидуальные упражнения в ускорении и замедлении темпа.

Знакомство с различными жанрами книг. Обзор принесенных книг. Организация диалога.

Дополнение ряда слов, предложений с опорой на иллюстрации учебника. Формулирование вывода по теме.

Правила участия в диалоге.

Индивидуальные рассказы уч-ся о принесенных книгах.


7.

Моя любимая книга.

Практическое использование силы голоса, тона и темпа речи.

«Расскажи о книге, которую ты принес».

Рассказ о книге с опорой на план.


Игра «Посоветуй другу»


8.

В библиотеке.

Различение громкой и тихой речи. Использо­вание нужной силы голоса в различных ролевых ситуа­циях.

Экскурсия в школьную библиотеку. Беседа «Правила поведения в библиотеке».

Обращение за помощью к библиотекарю. Конструирование ситуации-просьбы.

Употребление слов здравствуйте, доброе утро, до свидания. Формулы: «Спасибо», «Большое спасибо»,

«Пожалуйста».Этикетные правила приветствия.

Диалог с библиотекарем.


Лексическая тема:"Я за порогом дома"

9.

«Как можно обратиться с просьбой»

Использо­вание нужной силы голоса в различных ролевых ситуа­циях.


Рассматривание картинок. Обсуждение проблемного вопроса.

Конструирование возможных диалогов обращения за

помощью: к знакомому и незнакомому человеку. Обращение, привлечение внимания.

Доброжелательное отношение друг к другу, уважительное отношение к взрослым.


Этикетные правила приветствия.


Правила обращения с просьбой (употребление вежливых слов, говорить тихим голосом, смотреть в глаза к кому обращаешься).

Формулы вежливого обращения с просьбой.


10.

Ролевая игра «Подскажите, пожалуйста»

Игра «Подари улыбку» (тренировочные упражнения в изображении доброжелательного выражения лица)

Беседа на основе личного опыта о

том, когда может быть использована фраза«Подскажите,

пожалуйста...»).

Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком без обращения «Скажите, пожалуйста…». «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам.

Ролевые игры по теме ситуации.


11.

Я – пассажир

Различение громкой и тихой речи. 

Использо­вание нужной силы голоса в различных ролевых ситуа­циях.

Слушание рассказа «Странная история».

Беседа на основе личного опыта. Понятие «пассажир». Виды общественного транспорта.

Дополнение предложений по теме.

Правила поведения в общественном транспорте. Доброжелательное отношение к окружающим людям, оказание им помощи. Развёртывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста…», «Можно…, пожалуйста!», «Разрешите…», «Можно мне…».

Викторина «Мы – пассажиры»


12.

Я – культурный пассажир. Правила поведения в общественном транспорте.

Конструирование возможных диалогов в общественном транспорте.

Формулирование высказываний по теме «Обязанности пассажира»

Игра «Запрещается – разрешается»


13.

Ролевая игра «В автобусе».

Распределение ролей, игровые действия. Диалог в ситуации «В автобусе»

Участие в мини-диалогах.

Инсценировка ситуаций.


Лексическая тема:"Играем в сказку"

14.

«Петушок – Золотой гребешок» Знакомство со сказкой.

Прослушивание аудиозаписи сказки с опорой на иллюстрации.

Знакомство с иллюстративным материалом к сказке. Беседа по картинкам. Составление глагольного плана.

Составление предложений к каждой части сказки. Подбор слов для связи эпизодов сказки.

Знакомство с культурой и бытом русского народа. Формирование опыта социальных навыков поведения.

Коллективное рассказывание сказки с опорой на картинки. «Рассказ с эстафетой»


15.

Рассказывание сказки «Петушок-Золотой гребешок».

Просмотр м/ф «Петушок-Золотой гребешок».

Актуализация содержания сказки по вопросам учителя, обсуждение ее смысла.

Составление связного рассказа с опорой на иллюстративный материал, план.

Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия.

Пересказ с опорой на иллюстрации, по вопросам учителя.


16.

Инсценировка сказки «Петушок – Золотой гребешок».

Упражнение в интонационных и жестово-мимических способах передачи характеров, поведения, переживаний героев сказки.

Проигрывание эпизодов сказки с использованием фигур героев.

Воспроизведение диалогов между героями сказки.

Развивать интонационные и жестово-мимические умения школьников в процессе ролевого проигрывания сказки.

Инсценировка эпизодов сказки.


17.

Театрализо-ванное представление сказки «Петушок – Золотой гребешок».

Обсуждение главной мысли сказки, пословицы «Берегись бед, пока их нет!»

Конструирование в устной форме приглашений зрителей на спектакль.

Театрализованное представление сказки с использованием фигурок героев.




Тема урока

Аудирование и дикция

Речевая ситуация

Формирование навыков связного высказывания

Культура общения

Контрольно-диагностические материалы

Дата

2 четверть (16ч)

Лексическая тема:"Мы писатели"

1.

Мы сказочники.

Чтение стихотворения «А вот бы стать писателем»

Беседа с опорой на иллюстрацию. Коллективное обсуждение самых интересных сюжетных линий в прочитанных сказках. Обсуждение замысла сказки,

Составление предложений-ответов. Связные высказывания по собственному замыслу.

Правила участия в диалоге.


Умение работать в коллективе, взаимодействовать друг с другом.

Викторина «В мире сказок»


2.

Сочиняем сказку.

Упражнение в интонационных и жестово-мимических способах передачи характеров, поведения, переживаний героев сказки.

Структура текста. Актуализация замысла сказки. Иллюстрирование сказки согласно замыслу.

Составление предложений к каждой части сказки. Речевые фразы, характерные сказочные выражения.

Картинный план.


3.

Сочиняем сказку.

Совместное рассматривание рисунков к сказке.

Самостоятельный пересказ.

Развивать интонационные и жестово-мимические умения школьников в процессе рассказывания сказки.

Аудиозапись речи с последующим прослушиванием.


4.

Я пишу свою сказку.

Прослушивание сказки в записи.

Рассказывание вариантов сказки.

Работа с деформированным текстом. Составление письменного высказывания.

Обмен впечатлениями. Формулировка вывода.


Лексическая тема:"Я дома"

5.

Путешествие в мир телевидения.

Чтение загадки о телевизоре. Просмотр фрагмента мультфильма «Малыш и Карлсон».

Отгадывание загадки с пояснением. Вводная беседа «Значение телевидения в жизни людей».

Слова и выражения по теме. Составление устных высказываний по теме.

Формирование опыта социальных навыков поведения.


Соблюдение ритуалов школьного поведения.


Правила ведения диалога.


Интонации монолога; четкое, приветливое произнесение реплик.

Викторина «Телевидение».


6.

Я у телевизора. Полезные и вредные телепередачи.

Практическое использование силы голоса, тона и темпа речи.

Каналы телевизионного вещания. Ориентировка в программе телепередач. Обсуждение просмотренных телепередач.

Составление и распространение предложений со словами по теме.

Коллективный рассказ «Наши любимые телепередачи».


7.

Моя любимая телевизионная программа.

Речевое упражнение-разминка «Звукорежиссер».

Беседа о любимых телевизионных каналах и передачах. Ролевая игра «Я ведущий телепередачи».

Чтение и дополнение предложений.

Составление рассказа о любимой телепередаче.

Навыки речевого этикета.


Культура учебного сотрудничества.


Интонационные и жестово-мимические умения школьников в процессе рассказывания.

Правила безопасности при просмотре телевизора.

Рассказ о любимой телепередаче.


8.

Составляю свою телевизионную программу.

Практические упражнения на развитие артикуляционной моторики и речевого дыхания.

Коллективное составление плана телепередач по картинкам и с опорой на личный опыт. Правила просмотра телевизора.

Планирование телевизионного досуга. Обсуждение программ телепередач. Составление устных высказываний. Чтение и дополнение предложений.

Составление собственных программ телепередач на неделю их обсуждение. Игра «Полезно – вредно»


Лексическая тема:"Играем в сказку"

9.

«Лисичка-сестричка». Знакомство со сказкой.

Прослушивание аудиозаписи сказки с опорой на иллюстрации.

Знакомство с иллюстративным материалом к сказке. Беседа по картинкам. Составление глагольного плана.

Составление предложений к каждой части сказки. Подбор слов для связи эпизодов сказки.

Знакомство с культурой и бытом русского народа. Формирование опыта социальных навыков поведения.

Коллективное рассказывание сказки с опорой на картинки. «Рассказ с эстафетой»


10.

Рассказывание сказки «Лисичка-сестричка и Серый Волк».

Просмотр м/ф «Лисичка-сестричка и Серый Волк».

Актуализация содержания сказки по вопросам учителя, обсуждение ее смысла.

Составление связного рассказа с опорой на иллюстративный материал, план.

Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия.

Пересказ с опорой на иллюстрации, по вопросам учителя.


11.

Инсценировка сказки «Лисичка-сестричка и Серый Волк».

Упражнение в интонационных и жестово-мимических способах передачи характеров, поведения, переживаний героев сказки.

Проигрывание эпизодов сказки с использованием фигур героев, масок.



Воспроизведение диалогов между героями сказки.

Развивать интонационные и жестово-мимические умения школьников в процессе ролевого проигрывания сказки.

Инсценировка эпизодов сказки.


12.

Театрализован-

ное представление сказки «Лисичка-сестричка и Серый Волк».

Игра – драматизация. Ролевое проигрывание сказки.

Театрализованное представление сказки с использованием фигурок героев, элементов костюмов.


Лексическая тема:"Мы писатели"

13.

Что такое «Новый год»?

Слушание сказки А. Слащева «Как появился Дед Мороз».

Беседа с опорой на иллюстрации. «Традиции празднования Нового года».

Слова и выражения по теме. Составление устных высказываний по теме. Составление ответов на вопросы.

Приобщение к национальной культуре.


Ведение диалога с использованием вежливых слов.

Культура учебного сотрудничества.


Интонационные и жестово-мимические умения школьников в процессе рассказывания.


Формирование опыта социальных навыков поведения.

Новогодняя викторина.


14, 15.

Новогодние истории.

Просмотр отрывков из новогодних к/ф и мультфильмов.

Актуализация знаний о новогодних сказках и мультфильмах.

Составление рассказов из личного опыта «Как мы встречали Новый год».

Коллективное рассказывание «Как мы встречали Новый год».


16.

«Моя новогодняя история»

Речевые упражнения-разминки, разучивание чистоговорок по теме, чтение чистоговорок с разной интонацией.

Обсуждение замысла новогодней истории. Инсценирование.

Составление предложений к каждой части придумываемой истории с опорой на вопросный план.

Рассказывание вариантов новогодней истории.




Тема урока

Аудирование и дикция

Речевая ситуация

Формирование навыков связного высказывания

Культура общения

Контрольно-диагностические материалы

Дата

3 четверть (20ч)

Лексическая тема:"Я за порогом дома"

1.

Знаки – помощники.

Чтение стихотворения «У меня живет щенок».

Беседа на основе личного опыта. Рассматривание условных знаков, встречающихся в повседневной жизни.

Составление предложений-ответов. Связные высказывания по собственному замыслу.

Правила участия в диалоге.


Умение работать в коллективе, взаимодействовать друг с другом.

Рассказ с опорой на иллюстрацию «Запрещающие знаки»


2.

Правила дорожного движения достойны уважения.

Слушание песенки «Светофор».

Беседа с опорой на иллюстрации о безопасности дорожного движения при передвижении по улицам и дорогам. Моделирование ситуаций «Я – пешеход», «Я – велосипедист».

Участие в возможных диалогах на улице, предполагающих обсуждение значения дорожных знаков. Составление предложений-ответов. Связные высказывания по собственному замыслу.

Правила поведения на улице. Правила уличного движения для пешеходов.

Участие в обсуждении, слушание собеседника, умение обращаться за помощью.

Игра «Умный пешеход»


3.

Экскурсия «Знаки – помощники в нашем поселке»

Практические упражнения на развитие артикуляционной моторики и речевого дыхания.

Дорожные знаки, знаки пожарной безопасности, информационные таблички, встречающиеся в ходе экскурсии. Переход проезжей части.

Базовые формы речевого общения: обращение, привлечение внимания. Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком без обращения «Скажите, пожалуйста…»

Умение соблюдать правила, обеспечивающие безопасность и порядок в обществе. Культура поведения пешехода на улице и дороге.

Правила дорожного движения.


4.

Викторина «Дорожная азбука»


Практические задания по теме.

Составление предложений-ответов. Связныевысказывания по собственному замыслу.

Правила участия в диалоге.Умение работать в коллективе, взаимодействовать друг с другом.

Знание и соблюдение ПДД.


Лексическая тема:"Я и мои товарищи"

5.

Мой друг. Почему с ним интересно?

Слушание песни «Для друзей нет выходных»

Беседа на основе личного опыта.

Составление предложений по теме ситуации, ответы на вопросы. Участие в

диалоге.

Доброжелательное отношение к друг другу, умение правильно дружить.

Рассказ о своем друге.


6.

Наши чувства.

Чтение стихотворения «Скучный дождь с утра идет».

Работа с иллюстрациями. Постановка проблемной ситуации «Девочка расстроена». Беседа на основе личного опыта.

Слова, называющие эмоциональные состояния человека. Проигрывание диалогов между детьми с использованием соответствующей мимики, силы голоса, жестов.

Правила выражения своих эмоций и чувств.


«Правильное» бесконфликтное поведение.


Интонационные и жестово-мимические умения школьников в процессе рассказывания.


Формирование опыта социальных навыков поведения.


Ведение диалога с использованием вежливых слов.

Культура учебного сотрудничества.


Мимическое изображение различных эмоций с дополнением характерных жестов.


7.

Задушевный разговор.

Упражнение в интонационных и жестово-мимических способах передачи характеров, поведения, личностных переживаний.

Соотнесение изображенных ситуаций с личным опытом. «Слова огорчения, слова утешения». Проблемная ситуация «Как можно

помириться?»

Моделирование возможных диалогов между героями картинок. Базовые формы речевого общения.

Рассказ о ситуации, в которой приходилось испытывать подобные чувства.


8.

Вместе и в беде, и в радости.

Слушание аудиозаписей рассказов В. Осеевой.

Обсуждение ситуаций, описанных в рассказах.

Составление предложений по теме ситуации, ответы на вопросы. Участие в диалоге.

Игра «Свои чувства не скажу, а без слов вам покажу»


Лексическая тема:"Я за порогом дома"

9.

«Получил я приглашенье»

Чтение четверостишья «Получил я приглашенье».

Рассматривание картинок по теме, установление причинно-следственной связи по вопросам; обсуждение проблемной ситуации.

Составление устных приглашений по заданию. Участие в диалогах, содержащих принятие приглашения или вежливый, мотивированный отказ от него.

Правила вежливости при приглашении гостей.


Формулы обращения (развернутые) в зависимости от адресата.


Этикетные правила приглашения.


Правила ведения диалога. Интонации диалога; четкое, приветливое произнесение реплик.


Правила участия в беседе. «Секреты вежливого общения» Дружелюбное отношение и уважение друг к другу.

Правила телефонного общения в различных ситуациях, ведения телефонного разговора.


Базовые формы принятия приглашения или вежливого отказа.


10.

Приглашение.

Чтение стихотворения А. Усачева «Приглашение улитке».

Структура устного приглашения. Необходимая информация о празднике для приглашенных.

Конструирование устных приглашений с опорой на план.

Устное приглашение на праздник.


11.

Письменное приглашение.

Упражнение в интонационной выразительности. Произнесение фраз в соответствии со смысловым заданием.

Структура письменного приглашения. «Как отказаться от приглашения, полученного письменно?»

Составление письменного текста-приглашения с опорой на его структуру. Сообщение об отказе от приглашения при личной встрече, по телефону.

Оформление письменного приглашения по заданию учителя.


12.

«Приглашаем к нам на праздник»

Использование нужной силы голоса в различных ситуациях.

Вежливый тон голоса в разговоре.

Составление приглашений учителям, родителям, друзьям на праздник окончания начальной школы. Пригласительная открытка.

Составление текста письменного приглашения, перенесение текста.

Оформление открытки-приглашения на праздник окончания начальной школы.


13.

«Поздравляю с Днем Рождения!»

Чтение стихотворения «Я Наташу с днем рожденья поздравлял».

Структура поздравительных текстов. Виды поздравлений. Речевая ситуация «Что бы ты

пожелал?»

Подбор слов, составление речевых фраз, характерных выражений по ситуации.

Реплики- поздравления.


Пожелания близким людям, сверстникам и старшим.


Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.


Вежливые формы приветствия.


Формулы «Поздравляю с…», «Поздравляю с

праздником…» и их развёртывание.


Правила речевого поведения.

Разучивание поздравления в стихах.


14.

Письменное поздравление.

Тренировочные упражнения в произнесении фраз

Сходства и различия устного и письменного поздравлений. Коллективное составление письменного поздравления.

Конструирование письменных поздравлений с различными пожеланиями.

Игра-соревнование «Отгадай, к какому празднику поздравление?»


15.

Поздравительная открытка.

Хоровые и индивидуальные упражнения в использовании правильной силы голоса, повторение вслед за учителем заданной интонации в предложении.

Части письменного поздравления. Выбор адресата. Написание поздравительной открытки.

Составление текста поздравления на открытке.


16.

Мы выпускники начальной школы.

Структура письменного поздравления. «Пожелания учителям и одноклассникам».

Варианты пожеланий в адрес одноклассников, учителей.

Пожелания в адрес одноклассников.


Лексическая тема:"Я в мире природы"

17.

«Вот так лес! Полон лес загадок и чудес!»

Отгадывание загадок, чтение пословиц и поговорок о лесе. Слушание аудиозаписи «Звуки весеннего леса».

Беседа с привлечением личного опыта по теме урока о значении леса в жизни человека.

Составление полных развернутых ответов на вопросы. Составление загадок.

Формирование опыта социальных навыков поведения.


Умение вежливо разговаривать с собеседником.


Дружелюбное отношение и уважение друг к другу.


Правила участия в учебном диалоге: обсуждение, советы, внимательное отношение к ответам товарищей, использование сказанного ими в собственных ответах.

Дидактическая игра «Создай лес»


18.

В гостях у леса.

Чтение загадки о леснике, приглашения от лесника. Презентация по теме.

«Приглашение в лес». Обсуждение приглашения в лес по вопросам. Рассматривание иллюстрации в учебнике.

Составление предложений по картинкам. Вопросно-ответное взаимодействие с включением элементов рассуждения.

Дидактическая игра «Можно – нельзя»


19.

Правила поведения и безопасность в лесу.

Слушание стихотворения-загадки «Веселый лес».

Коллективное обсуждение. «Что может нанести вред лесу?»

Составление и разыгрывание диалогов с опорой на

иллюстрацию.

Памятка «Правила поведения в лесу»


20.

Берегите лес!

Презентация по теме.

«Знаки, которые можно встретить в лесу». Рассматривание знаков – моделей поведения человека в лесу.

Составление рассказов о запрещающих знаках.

Условные знаки и пояснения по теме «Правила вежливого поведения в лесу».














Тема урока

Аудирование и дикция

Речевая ситуация

Формирование навыков связного высказывания

Культура общения

Контрольно-диагностические материалы

Дата

4 четверть (14ч)

Лексическая тема:"Я и мои товарищи"

1.

Письмо. Почта. Профессия почтальона.

Слушание и отгадывание загадки. Слушание С.Я. Маршак «Почта».

Беседа на основе личного опыта. Речевые ситуации «На почте», «Почтовая служба»

Составление полных развернутых ответов на вопросы. Составление предложений по картинкам. Вопросно-ответное взаимодействие с включением элементов рассуждения. Заполнение конверта.

Правила поведения в общественных местах.

Составление описательного рассказа по теме. Правила отправки писем.


2.

«Учимся писать письмо».

Логоритмическая игра «Что принес нам почтальон?»

Речевая ситуация «Какие бывают письма». Знакомство со структурой письма. Оформление почтового

конверта.

Этикетные правила написания письма.

Правила написания письма. Ролевая игра «Почта»


3.

Составление коллективного письма сказочному герою.

Слушание писем от сказочных героев «Отгадай от кого письмо?»

Требования к оформлению письма.

Составление текста письма с опорой на план из ключевых слов.

Правила участия в диалоге. Умение работать в коллективе, взаимодействовать друг с другом.

Коллективное письмо.


4.

«Письмо другу».

Разучивание «Сели мы писать письмо».

Написание личного письма.

Речевой этикет.

Личное письмо.


Лексическая тема:"Я дома"

5.

«Извините


меня…»

Слушание


стихотворений Юсупов «Простите»; И. Антонов «Малыша обидел Витя» Видео-урок хороших манер «Слова извинения»

Введение в


ситуацию. Рассматривание картинок. Обсуждение проблемного вопроса.

Беседа – диалог «Простое слово «извините»…»

Ответы на вопросы на


основе иллюстраций. Формулы извинения: «Извини (те);

Пожалуйста;

Прости (те);

Я не хотел тебя (вас) обидеть»Формулы ответа: «Пожалуйста;

Не за что;

Я не сержусь»

Культура общения и


поведения.


Правила поведения на уроке и взаимодействия с учителем и одноклассниками.


Правила извинения.


Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.


Решение


проблемных ситуаций.


6.

Ролевая игра «Извините меня…»

Слушание, разучивание стихотворения А. Кузнецовой «Поссорились».

Беседа на основе личного опыта. Ролевые игры по теме.

Конструирование возможных диалогов, содержащих извинения.

«Корзина – ситуаций»


Лексическая тема:«Я за порогом дома»

7.

Поздравление ветеранам.

Прослушивание песен, стихов, рассказов о Великой Отечественной войне.

Беседа с привлечением личного опыта. Рассматривание иллюстраций.

Ответы на вопросы на основе иллюстраций. Конструирование поздравлений различным адресатам.

Правила культуры речевого общения.Правила поведения на уроке и взаимодействия с учителем и одноклассниками. Формулы «Поздравляю с…», «Поздравляю с

праздником…» и их развёртывание.

Поздравления ветеранам.


8.

Поздравительная открытка ветерану.

Рисование праздничных открыток. Подписывание открыток поздравлениями.

Составление поздравления ветеранам с опорой на план и опорные слова.

Поздравительная открытка.


Лексическая тема:"Играем в сказку"

9.

«Бременские музыканты» Знакомство со сказкой.

Прослушивание аудиозаписи сказки с опорой на иллюстрации.

Знакомство с иллюстративным материалом к сказке. Беседа по картинкам. Составление картинного плана.

Составление предложений к каждой части сказки. Подбор слов для связи эпизодов сказки.

Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия.


Правила участия в учебном диалоге.


Культура учебного сотрудничества.


Коллективное рассказывание сказки с опорой на иллюстрации. «Рассказ с эстафетой»


10.

Рассказывание сказки «Бременские музыканты»

Упражнение в интонационных и жестово-мимических способах передачи характеров, поведения, переживаний героев сказки.

Актуализация содержания сказки по вопросам учителя, обсуждение ее смысла.

Составление связного рассказа с опорой на иллюстративный материал, план.

Пересказ с опорой на иллюстрации, по вопросам учителя.


11.

Инсценировка сказки «Бременские музыканты».

Проигрывание эпизодов сказки с использованием фигур героев, масок.

Воспроизведение диалогов между героями сказки.

Развивать интонационные и жестово-мимические умения школьников в процессе ролевого проигрывания сказки.

Инсценировка эпизодов сказки.



Лексическая тема:"Я в мире природы"

12.

Здравствуй, лето!

Прослушивание стихотворения «Что такое лето?»

Вводная беседа по теме. «Признаки лета». Речевая ситуация «Какое время года?» Рассматривание сюжетных картинок.

Ответы на вопросы на основе иллюстраций. Составление предложений по картинкам. Составление описательного рассказа.


Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия.


Культура учебного сотрудничества.


Правила культуры речевого общения.


Правила участия в учебном диалоге: обсуждение, советы, внимательное отношение к ответам товарищей, использование сказанного ими в собственных ответах.

Составление рассказа о лете по картинкам. Алгоритм «Лето».

Игровое упражнение «Ну-ка, кто из вас ответит?»


13.

«Во саду ли, в огороде»

Разучивание загадок об овощах, фруктах, ягодах.

Беседа по теме: «Работа летом в саду и в огороде». Составление рассказа на основе выполненных рисунков.

Вопросно-ответное взаимодействие с включением элементов рассуждения. Составление предложений по опорным словам, их распространение.

Творческая работа по теме (рисунок). Составление загадок. «Опиши предмет (овощ, фрукт) с опорой на схему.


14.

Впереди летние каникулы!

«В походе»

Видеоролик «Здравствуй, лето!» сл. Г. Лебедевой, муз. Е. Ждановой

«Волшебная книга МЧС»

Обсуждение планов уч-ся на каникулы. Речевая ситуация «Каникулы, каникулы, прекрасная пора!»

Речевые ситуации «В походе», «Как правильно вести себя в лесу».

Свободные высказывания, взаимные вопросы, уточнения.

Вопросно-ответное взаимодействие с включением элементов рассуждения.

Составление рассказа о летнем отдыхе по серии сюжетных картинок. Игра «Можно летом!»

Составление памятки.


























7. Перечень учебно–методического обеспечения образовательного процесса.


Для реализации программного содержания используются следующие учебно - методические и технические средства обучения:

  1. Иллюстрации, таблицы; 

  2. Учебные модели;

  3. DVD-фильмы;

  4. Раздаточные карточки;

  5.  Интерактивная доска;

  6. Мультимедийные образовательные программы, интернет- ресурсы;

  7.  Компьютер, проектор.


Основная литература:

Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классы, под редакциейИ.М. Бгажноковой. – М., Просвещение, 2011.

С.В. Комарова «Речевая практика. 4 класс»: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, Москва «Просвещение» 2018 г.

Речевая практика. 4 класс. Рабочая тетрадь. Учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / С. В. Комарова – М., Просвещение, 2018.

Речевая практика. Методические рекомендации. 1–4 классы.Учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / С. В. Комарова – М. : Просвещение, 2016.

Дополнительная литература:

Е.В. Карпова «Дидактические игры в начальной школе» Ярославль. «Академия развития» 2002г.

Т.И. Тарабарина, Е.И. Соколова «И учёба, и игра : русский язык»Ярославль. Академия развития, 2003г.

В. Иванкова «1000 загадок, пословиц, поговорок, скороговорок» М. «Аквариум» 2006г.

Шипицына Л. М., Защиринская О. В. Азбука общения. Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками - Санкт – Петербург: Детство – Пресс, 2000г.

Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. "Учим детей общению" Ярославль, 1996г.

М.Т. Карпенко "Сборник загадок" Просвещение, 1998 г.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 4 класс

Автор: Анна Николаевна Дубровина

Дата: 26.05.2024

Номер свидетельства: 651440


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства