Рабочая программа по учебному предмету «Речевая практика» для 3 класса по АООП ( вариант 1) разработана в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, локальными нормативными актами ГБОУ «Новооскольская специальная общеобразовательная школа-интернат» и адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Новооскольская специальная общеобразовательная школа-интернат».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Рабочая программа по учебному предмету «Речевая практика» для 3 класса по АООП ( вариант 1) разработана в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, локальными нормативными актами ГБОУ «Новооскольская специальная общеобразовательная школа-интернат» и адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Новооскольская специальная общеобразовательная школа-интернат».
Цель: научить детей понимать обращенную речь, расширить арсенал языковых средств, необходимых для вербального общения, формировать элементарные коммуникативные навыки диалогической речи.
Задачи:
-уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и овладение на этой основе языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание);
― формирование первоначальных «дограмматических» понятий и развитие коммуникативно-речевых навыков;
― овладение различными доступными средствами устной и письменной коммуникации для решения практико-ориентированных задач;
― коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности;
― формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов доступных для понимания по структуре и содержанию;
― развитие навыков устной коммуникации;
― формирование положительных нравственных качеств и свойств личности.
Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплекс :
-С.В. Комарова. Речевая практика.3 класс: учебник для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы/ С.В. Комарова. – М.: «Просвещение», 2018.
На данный учебный предмет отведено 2 часа в неделю, что составляет 68 часов в год.
Планируемые предметные результаты освоения по учебному предмету «Речевая практика».
Освоение обучающимися по учебному предмету «Речевая практика» за 3 класс предполагает достижение двух видов результатов: личностных и предметных.
Личностные учебные действия:
осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Коммуникативные учебные действия:
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс);
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
обращаться за помощью и принимать помощь;
сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
Регулятивные учебные действия:
адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные учебные действия:
выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
устанавливать видо-родовые отношения предметов;
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
Достаточный уровень:
— выполнять задания по словесной инструкции учителя, детей;
— выражать свои просьбы, используя вежливые слова, адекватно пользоваться правилами этикета при встрече и расставании с детьми и взрослыми;
— знать свои имя и фамилию, адрес дома, объяснять, как можно доехать или дойти до школы (по вопросам учителя);
— участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
— слушать сказку или рассказ, уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал;
— выразительно произносить чистоговорки, короткие
стихотворения по образцу учителя;
— участвовать в беседе;
— слушать сказку или рассказ, пересказывать содержание, опираясь
на картинно-символический план.
-понимать содержание сказок и рассказов, прочитанных
артистами в аудиозаписи, уметь отвечать на вопросы по содержанию услышанного;
— понимать содержание детских радио- и телевизионных передач, уметь отвечать на вопросы по содержанию услышанного;
— уметь выбирать правильные средства интонации, ориентируясь на образец учителя и анализ речевой ситуации;
— участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций;
— правильно выражать свои просьбы, уметь здороваться,
прощаться, просить прощения и извиняться, используя
соответствующие выражения;
— принимать участие в коллективном составлении рассказа, сказки по темам речевых ситуаций;
— уметь воспроизводить составленные рассказы с опорой на картинно-символический план.
Содержание учебного предмета «Речевая практика» с указанием форм организации учебных занятий,
основных видов деятельности
Содержание тем учебного курса 3 класс.
1. Снова в школу! 4ч
2. Мы собрались поиграть- 4ч
3. В библиотеке - 4ч
4. На приёме у врача 4ч
5. «Лисичка со скалочкой» -4ч
6. Сказки про Машу -4ч
7. Отправляюсь в магазин - 4ч
8. Телефонный разговор - 4ч
9. Я — зритель -4ч
10. Какая сегодня погода? - 4ч
11. «Снегурочка» -4ч
12 Весенние поздравления -4ч
13 Готовим подарок к празднику- 4ч
14 Весёлый праздник - 4ч
15 Учимся понимать животных-4ч
16 Поздравляем с Днём Победы!- 4ч
17 Узнай меня! - 4ч
Формы организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности
В основу организации учебных занятий и основных видов деятельности обучающихся с умственной отсталостью положен системно-деятельностный подход, позволяющий формировать у обучающихся базовые учебные действия. Характер обучения – индивидуально-дифференцированный.
При проведении учебных занятий осуществляется сочетание фронтальной, индивидуальной и групповой работы. Широко используется работа детей в парах и микрогруппах. Взаимодействие организуется в форме учебного сотрудничества. Основной формой организации процесса обучения является урок. Предусмотрено проведение как традиционных, так и нетрадиционных видов уроков: «путешествие», «экскурсия», «игра», «презентация», и т.д.. Основные виды деятельности для формирования базовых учебных действий: наблюдение, эксперимент, работа с книгой, систематизация знаний, обобщение, поиск и открытие, слушание и др.
Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Речевая практика» 3 класс
№ урока
№ по теме
Тема урока
Кол-во
часов
Коррекционная
работа
Основные понятия
План дата
Факт
дата
Снова в школу!
4
1
1
Снова в школу! Беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы на основе иллюстраций.
1
Развитие умения задавать вопросы в конкретной ситуации.
Употребление слов здравствуйте, доброе утро
2
2
Вводный контроль. Тестирование. Актуализация правил приветствия.
1
Развитие экспрессивной стороны речи.
Правила приветствия.
3
3
Составление рассказов на тему летнего отдыха.
1
Формирование диалогической речи.
4
4
Секреты вежливого общения
1
Развитие умения задавать вопросы в конкретной ситуации.
Вежливое общение
Мы собрались поиграть
4
5
1
Рассматривание картинок,
обсуждение проблемного вопроса.
1
Развитие интонационной стороны речи.
Кричали, спорили, галдели
6
2
Конструирование диалога-конфликта
1
Формирование диалогической речи.
Диалог-конфликт
7
3
Разучивание считалок.
1
Развитие умения задавать вопросы в конкретной ситуации.
Считалки
8
4
Игра «Рыбаки»
1
Формирование словообразовательной функции речи.
В библиотеке
4
9
1
Рассматривание картинок,
обсуждение проблемного вопроса
1
Формирование умения правильно использовать интонацию для оформления устного высказывания.
Библиотека
10
2
Экскурсия в школьную библиотеку.
1
Развитие зрительной памяти .
Формуляр
11
3
Ролевая игра «В библиотеке».
1
Коррекция мышления на основе упражнений в анализе- синтезе.
12
4
Правил поведения в библиотеке
1
Развитие умения задавать вопросы в конкретной ситуации.
На приёме у врача
4
13
1
Рассматривание картинок,
обсуждение проблемного вопроса
1
Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различении.
14
2
Конструирование возможных диалогов в регистратуре.
1
Коррекция мышления на основе упражнений в анализе- синтезе.
Регистратура
15
3
Конструирование возможных диалогов с врачом.
1
Расширение активного словаря.
Врач
16
4
Ролевая игра «На приёме у врача»
1
Формирование умения правильно использовать интонацию для оформления устного высказывания.
«Лисичка со скалочкой»
4
17
1
Беседа с опорой на иллюстрацию
1
Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в воспроизведении.
Скалка
18
2
Знакомство со сказкой «Лисичка со скалочкой»
1
Развитие интонационных умений в процессе инсценирования .
19
3
Пересказ с опорой на иллюстрации. Игра «Рассказ по кругу»
1
Развитие интонационных умений в процессе инсценирования .
20
4
Инсценирование сказки.
1
Развитие интонационных умений в процессе инсценирования .
Сказки про Машу
4
21
1
Актуализация сказки «Маша и медведь»
1
Развитие умения задавать вопросы в конкретной ситуации.
Внучка
22
2
Закрепление содержания сказки.
1
Развитие слухового внимание, умения вести диалог.
Косолапый
23
3
Актуализация сказки «Три медведя»
1
Развитие слухового внимание, умения вести диалог.
Похлебала
24
4
Закрепление содержания сказки.
1
Формирование умения правильно использовать интонацию для оформления устного высказывания.
Заревел, зарычал, запищал
Отправляюсь в магазин
4
25
1
Рассматривание картинок,
обсуждение проблемного вопроса
1
Развитие слухового внимание, умения вести диалог.
Магазин
26
2
Конструирование возможных диалогов с продавцом.
1
Развитие слухового внимание, умения вести диалог.
Продавец
27
3
Ролевая игра «В магазине».
1
Расширение активного словаря.
28
4
Экскурсия в магазин.
1
Развитие внимания и наблюдательности.
Отдел—товар
Телефонный разговор
4
29
1
Рассматривание картинок,
обсуждение проблемного вопроса
1
Развитие зрительной память,
слухового восприятия
Телефон
30
2
Промежуточный контроль. Правил общения по телефону.
Развитие зрительной память,
слухового восприятия
31
3
Сказка К. Чуковского «Телефон».
1
Формирование умения правильно использовать интонацию для оформления устного высказывания.
32
4
Ролевые игры «Телефонный разговор».
1
Формирование умения правильно использовать интонацию для оформления устного высказывания.
Телефонный разговор
Я — зритель
4
33
1
Рассматривание картинок,
обсуждение проблемного вопроса
1
Развитие умения задавать вопросы в конкретной ситуации.
Зритель, зал
34
2
Игра « Я дарю тебе билет»
1
Развитие зрительной память,
слухового восприятия
Кино, билет касса, кассир
35
3
Моделирование и проигрывание возможных диалогов в кинотеатре.
1
Формирование умения строить высказывание-просьбу.
36
4
Ролевая игра «Кинотеатр». Правил вежливого зрителя.
1
Формирование умения строить высказывание-просьбу.
Кинотеатр
Какая сегодня погода?
4
37
1
Рассматривание картинок,
обсуждение проблемного вопроса
1
Развитие интонационной
выразительности .
Прогноз погоды
38
2
Беседа «Информация о погоде. Планирование своего времени»
1
Обогащение лексического запаса.
Туман, облачно
39
3
Конструирование предложений по теме с опорой на условные обозначения
1
Развитие умения задавать вопросы в конкретной ситуации.
Пасмурно, ясно
40
4
Ролевая игра «Прогноз погоды».
1
Развитие умения задавать вопросы в конкретной ситуации.
Небольшой дождь
«Снегурочка»
4
41
1
Знакомство со сказкой « Снегурочка»
1
Развитие
интонационной выразительности
Снегурочка
42
2
Рассказ по кругу, рассказ с эстафетой.
1
Расширение активного словаря.
43
3
Инсценирование сказки.
1
Расширение активного словаря.
44
4
Конкурс «Мастер сказки сказывать»
1
Расширение активного словаря
Сказывать
Готовим подарок к празднику
4
45
1
Коллективная подготовка подарков к празднику 23 февраля .
1
Развитие умения задавать вопросы в конкретной ситуации.
Поздравление
46
2
Конструирование диалогов вручения подарка и ответной реплики, моделирование и проигрывание диалогов
1
Обогащение лексического запаса.
47
3
Коллективная подготовка подарков к празднику 8 Марта
1
Обогащение лексического запаса.
8 Марта
48
4
Создание поздравительных открыток.
1
Развитие функции анализа,
сравнения
Открытка
Весенние поздравления
4
49
1
Составление поздравлений.
1
Формировать навыки взаимопомощи
50
2
Тренировочные упражнения в
произнесении поздравлений с различной интонацией
1
Формировать навыки взаимопомощи .
51
3
Конструирование диалогов поздравления и ответной реплики
1
Развитие умения задавать вопросы в конкретной ситуации.
52
4
Конструирование диалогов вручения подарка и ответной реплики, моделирование и проигрывание диалогов
1
Совершенствование быстроты, полноты и точности воспроизведения.
Весёлый праздник
4
53
1
Рассматривание картинок,
обсуждение проблемного вопроса
1
Формирование интереса к общению
Пир, пригласил
54
2
Подготовка к ролевой игре «Приём гостей»
1
Формирование интереса к общению
Наелись, скучали
55
3
Ролевая игра «Приём гостей»
1
Формирование чувства товарищества.
Хулиганили
56
4
Составление рассказа по теме с опорой на сюжетные картинки, план из ключевых слов.
1
Формировать умение строить диалог.
Учимся понимать животных
4
57
1
Рассматривание картинок,
обсуждение проблемного вопроса
1
Развитие умения задавать вопросы в конкретной ситуации.
Хозяин
58
2
Беседа о домашних животный по теме «Интересный случай»
1
Совершенствование точности восприятия.
Питомцы
59
3
Моделирование поведения животных в различных ситуациях.
1
Формирование навыка самоконтроля.
60
4
Уход за домашними животными.
1
Преодоление инертности психических процессов.
Поздравляем с Днём Победы!
4
61
1
Прослушивание песен, стихов, рассказов о Великой Отечественной войне.
1
Развитие зрительно-слуховой памяти.
День Победы
62
2
Коллективное панно «Поздравляем с Днём Победы!».
1
Работа над увеличением объёма словарного запаса.
63
3
Конструирование устных поздравлений с Днём Победы
1
Развитие связной речи.
64
4
Поздравление с праздником
1
Развитие умения выделять главное, сопоставлять факты и делать выводы.
Праздник
Узнай меня!
4
65
1
Рассматривание картинок,
обсуждение проблемного вопроса
1
Совершенствование точности восприятия
66
2
Подготовка к составлению описания внешности человека
1
Развитие умения самостоятельной работы.
Внешность
67
3
Составление рассказов-описаний о себе и товарищах.
1
Развитие умения коллективно
составлять рассказ.
68
4
Итоговый контроль. Игры «Наш портрет», «Рассказ по кругу».
1
Развитие точности, прочности, скорости запоминания